Рефераты

Личностные особенности пожилых людей как фактор их адаптации в посттрудовой период

старым людям можно судить о зрелости данного общества, так как существенное

значение имеет тот факт, что старость, как и отрочество в любой культуре

обозначена не только биологическими факторами, но и в значительной мере

определяются факторами общественной природы.

Как уже говорилось ранее, нужно учитывать, что старость является не

статическим состоянием, а динамичным процессом. Она связана со

специфическими изменениями условий жизни, многие из которых имеют

негативную окраску. Б. Пухальская к таким изменениям относит утрату

общеизвестного положения, связанного с выполнявшейся работой, изменение

физических возможностей, ухудшение экономических условий жизни, изменений

функций в семье, смерть или угроза утраты близких людей, необходимость

приспосабливаться к изменениям. Более того, окончание профессиональной

работы у многих людей вызывает радикальное изменение стиля жизни. (42)

Позитивные стороны изменения жизненной ситуации проявляются в наличии

большого количества свободного времени, возможно, свободно заниматься

любимым делом, посвящать себя развлечениям или хобби и др.

Итак, в период наступления поздней взрослости человек сталкивается с

необходимостью решения совершенно новых для него проблем, связанных с

изменением его социального положения, с ролевой непосредственностью, с

собственными возрастными изменениями. Существует необходимость изменения

прежнего образа жизни, перестройки существующего динамического стереотипа

поведения, принятие новой социальной роли, изменения само восприятия. (42)

Кроме внешних изменений происходят изменения в представлении, которое

было у человека в отношении самого себя. Новое видение самого себя может

побудить к перестройке субъективной картине мира (49; с.36) Для человека

является значимым и важным, чтобы мир был знакомым, безопасным. Чувства

беспомощности и бесполезности являются источником страха и апатии.

Таким образом, можно говорить о большом количестве психологических и

физических факторов влияющих на процесс старения. Не существует единого,

универсального способа приспособления старости. Влияние оказывает и

личность самого человека, его поведения, привычки, потребность в социальных

контактах и любимый стили жизни. Так для одних оптимальным является

совместное проживание с детьми и внуками, для других - самостоятельность,

независимость, возможность заниматься любимым делом.

§5 Выход на пенсию как психологическая проблема.

Одним из наиболее переменных моментов на жизненном пути человека,

влекущим за собой существенные изменения в условиях и образе его жизни

является выход на пенсию. Выход на пенсию может рассматривается как

завершение одной деятельной фазы социальной жизни человека и начало другой,

резко отличающейся от предшествуемой. По своей значимости он может

сравниться с такими событиями, как выбор профессии, вступление в брак и

т.п. Выход на пенсию не следует рассматривать только, как четко

зафиксированное во времени событие, оно может оказать долго временное

воздействие, так как перестройка сознания человека, находящегося на

предпенсионном этапе жизни начинается задолго до фактического оставления

работы.

Как правило, на новой основе перестраивается поведение человека,

формируются его отношения с окружающими людьми, переосмысливаются

ценности, отношении к действительности и т.п. Человек "примеривается" к

роли пенсионера, ее возможностям и ограничениям, оценивает ситуацию и на

основе этого либо принимает, либо отвергает новую роль.

Е.С. Авербух пишет, что сам факт выхода на пенсию является для

человека психической травмой: падает его социальная значимость, страдает

его престиж, его самооценка и самоуважение. Новые требования ему зачастую

не под силу, он чувствует себя отсталым. (2; с.11)

Ю.М. Губачев также отмечает, что "преждевременный физический и

духовный покой - это изнуряющий ад", под воздействием которого старость

становится ранней, ненужной, патогенной, социально обременительной, сами же

старики становятся не только скучными, беспокойными людьми, но даже

опасными как для самих себя, так и для других людей. Творческий труд-

главное лекарство от старости. (18; с.52)

Специфика посттрудового этапа жизни обусловлена тем, что образ

пенсионера в сознании людей связан не столько с конкретным кругом занятий,

сколько отходом от работы, что в значительной мере ориентирует самих

пенсионеров на пассивный бездеятельный образ жизни.

Пенсионный период жизни часто рассматривается как кризисный период в

жизни человека. Происходящее значительное изменение жизненной ситуации

связанно как с внешними факторами (появления свободного времени, изменение

социального статуса), так и с внутренними (осознание возрастного снижения

физической и психической силы, зависимое положение от общества и семьи).

Эти изменения требуют от человека переосмысления ценностей, отношения к

себе и к окружающему, поиска новых путей реализации активности. У одних

этот процесс происходит долго, болезненно, сопровождается переживаниями,

пассивностью не умением найти новые занятия, находить новые контакты по-

новому взглянуть на себя и окружающий мир. Другая категория пенсионеров,

напротив, адаптируется быстро, не склонна драматизировать переход к

пенсионному образу жизни. Они полностью используют увеличившееся свободное

время, находят новую социальную среду. (60)

Одним из последствий выхода на пенсию является потеря каждодневных

моделей поведения, что может провоцировать агрессию, направленную как на

других, так и на себя.

Важно подчеркнуть, что выход на пенсию - это значимое событие не

только для человека, но и для окружающих его лиц. Поэтому процесс адаптации

к новому положению имеет две стороны: с одной стороны человек

приспосабливается к своему социальному окружению, с другой - окружение

приспосабливается к новой социальной роли.

Отечественные исследователи изучали представление пожилых людей об

образе жизни на пенсии. Человек в первые, сталкивается с ситуацией полной

и постоянной не занятостью на работе, он не располагает практически никаким

личным опытом, позволяющим точно прогнозировать эту новую ситуации.

Оценивая последствия прекращения работы, человек обобщает доступный ему

опыт других людей, соотнося его с собственным стилем требований, ценностей.

(60)

Большинство авторов сходятся во мнении о том что:

- после ухода на пенсию каждому человеку требуется время для перестройки

стиля жизни и сознания; эта деятельность зависит от индивидуальных

особенностей и объективных обстоятельств, что подставляет собой процесс

адаптации.

- существенным фактором такой адаптации является рациональная организация и

правильный выбор занятий

- семья выполняет компенсаторную функцию, т.е. становится основной сферой

межличностных контактов (26)

Р.С Эшли выделяет шесть фаз пенсионного процесса:

1) Предпенсионная фаза

Выход на пенсию видится в достаточно отдаленном будущем, но может

возникнуть ощущение тревоги, касающееся предстоящих изменений.

2) Фаза "Медового месяца" (сразу после выхода на пенсию)

Эйфория от вновь обретенной свободы.

3) Фаза разочарования, освобождение от иллюзий.

Разочарование может быть вызвано несбыточными "предпенсионными" мечтами

либо неадекватной подготовкой к пенсии.

4) Фаза переориентации

Это продуктивный период для разработки более реальной картины жизненных

альтернатив.

5) Фаза стабильности

Осознание своих сильных и слабых сторон, понимание своих возможностей

позволяют принять роль и статус пенсионера.

6) Завершающая фаза

Болезнь или индивидуальность затрудняет выполнение домашней работы и уход

за собой. В некоторых случаях они делают невозможным выполнение

повседневных обязанностей.

Фазы не соответствуют определенному календарному возрасту, сменяются

не в строго определенном порядке. (26; с.10)

Шапиро В.Д. Анализируя положительные и отрицательные последствия ухода

на пенсию, делает вывод об отсутствии таких пенсионеров, которые оценивают

реальную ситуацию только как позитивную и негативную. Все без исключения

негативные изменения сопровождаются негативными изменениями, из которых

наиболее часто указываются увеличение нагрузки по дому, чувство

бесполезности и материального затруднения. (60; с.40)

Зачастую пожилые люди выходят на пенсию психологически не готовыми к

своему новому положению и новому периоду жизнедеятельности. Такая

неопределенность, неподготовленности к будущим занятиям негативно

сказывается на процессе их социальной адаптации, социальной активности и

личной удовлетворенности. Особую роль играет общая активность пожилых

людей. Среди пенсионеров, которые ведут рациональный образ жизни, сохраняют

высокую физическую и особенно, социальную активность, уровень адаптации на

много выше, чем среди пенсионеров, ведущих пассивный образ жизни.

Таким образом, с прекращением трудовой деятельности у стареющих людей

резко нарушается жизненный стереотип, приспособляемость к новым условиям,

перестраивается весь образ жизни. Поэтому изучение социально -

психологических проблем пожилого возраста, и в частности проблемы

адаптации, представляет одну из ведущих проблем. Под социальной адаптацией

обычно понимают: a) постоянный процесс активного приспособления индивида к

условиям социальной среды, б) результат этого процесса. При этом выделяются

два уровня адаптированности: адаптация и дезадаптации. Адаптация

связывается с достижением оптимального взаимодействия между личностью и

средой за счет конструктивного поведения. Дезадаптации- с отсутствием

оптимального взаимоотношения личности и среды (отсутствие динамического

равновесия) вследствие не доминирования неконструктивных реакций или

несостоятельности конструктивных подходов. (43)

При этом необходимо учитывать особенности личности пожилых людей,

приводящие к разной степени нарушения взаимодействия со средой.

Наше исследование предпринято с целью изучения личностных особенностей

как факторов адаптации в пост трудовой период.

Глава II.

Организация и методы исследования

Целью данного исследования является изучение особенностей личности

пожилых людей как фактора адаптации в посттрудовой период.

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что пожилые

люди характеризуются разной степенью адаптации в посттрудовой период.

Личностные особенности выступают как фактор успешности процесса адаптации.

Особенности самосознания, мотивационно-потребностной и эмоциональной сфер

личности определяют адаптацию пожилого человека в посттрудовой период.

Для проверки гипотезы были выдвинуты следующие задачи:

1. Исследовать особенности адаптации пожилых людей в посттрудовой период.

2. Изучить особенности личности пожилых людей с различной степенью

адаптации в посттрудовой период.

3. Выявить особенности личности пожилого человека, обеспечивающую

успешную адаптацию после выхода на пенсию.

4. Разработать рекомендации по профилактике дезадаптации в посттрудовой

период жизни пожилого человека.

Для решения поставленных задач был подобран комплекс.

a) Метод беседы.

Цель: - установление контакта с испытуемыми

- изучение социально- демографических характеристик

- исследование эмоционального; мотивационно-потребностного компонента

личности.

Вопросы:

1. Ваш возраст?

2. Какое у Вас образование?

3. Где и кем Вы работали до выхода на пенсию?

4. Как долго вы работали? (сколько лет)

5. Вы живете один или с родственниками?

6.Раскажите о своей семье?

7. Как Вы считаете, что изменилось к лучшему в Вашей жизни после

выхода на пенсию?

8. Что изменилось к худшему в Вашей жизни после ухода на пенсию?

9. Чем Вы предпочитаете заниматься в свободное время?

10. Насколько Вы удовлетворены общением с другими людьми?

Анализ результатов, полученных с помощью беседы, проводился по блокам

вопросов:

1) Социально - демографические характеристики (1-6 вопросы) полученные

данные учитывались при формировании выборки.

2) Особенности эмоциональной сферы (7-8 вопросы)

3) Особенности мотивационно-потребностной сферы (9-10 вопросы).

1) Для изучения степени адаптации в пожилом возрасте использовалась

методика диагностики социально 0 психологической адаптации К. Роджерса и

Р. Даймонда. (41)

Данная методика относится к классу оп росников. В опроснике содержатся

высказывания о человеке, о его образе жизни: переживаниях, мыслях,

привычках, стиля поведения.

Прочитав или прослушав очередное высказывание опросника испытуемый

должен оценить, в какой мере это высказывание может быть отнесено к нему

по шести бальной шкале:

"0" -это ко мне совершенно не относится;

"2" -сомневаюсь, что это можно отнести ко мне;

"3" -не решаюсь отнести это к себе;

"4" - это, похоже, на меня но нет уверенности;

"5" -это на меня, похоже;

"6" -это точно про меня;

Подчитывался интегральный показатель "адаптации", который включал в

себя результаты по двум шкалам:

a) адаптивность (34 высказывания)

b) дезадаптивность (34 высказывания)

Индекс высчитывается по формуле: [pic]

На основе анализа результатов выделяется три экспериментальных группа

испытуемых:

1. Пенсионеры с высоким уровнем адаптации (группа А)

5. Пенсионеры со средним уровнем адаптации (группа В)

6. Пенсионеры с низким уровнем адаптации (группа С)

Деление людей на группы производилось с помощью подсчета среднего

арифметического (х) и стандартного отклонения (?)

[pic]

xi - каждое наблюдаемое значение признака

n - количество наблюдений

? - знак суммирования

[pic]

Для исследования особенностей личности испытуемых экспериментальных

групп применялись сведущие методики:

1) Для изучения самосознания:

- Методика "Личностный дифференциал" (ЛД) (адаптирована в НИИ им. В.М.

Бехтерева)

Методика ЛД разработана на базе современного русского языка и отражает

сформировавшееся в нашей культуре представление о структуре личности.

В ЛД отобрана 21 личностная черта (см. приложение)

Испытуемым предлагается оценить самих себя по отобранным чертам

личности

Отобранные черты в наибольшей степени характеризуют полюса трех

классических факторов семантического дифференциала:

1. Оценки

2. Силы

3. Активности

Данные, полученные с помощью личностного дифференциала, отражают

субъективные эмоционально-смысловые представления человека о самом себе.

- Шкала " Самоприятия" опросника СПА (41)

На основе анализа результатов подсчитывается интегральный показатель

на основе двух факторов:

a - принятия себя

b - неприятия себя

[pic]

Выделяется высокий, средний, низкий уровень само приятия на основе

подсчета среднего арифметического и стандартного отклонения.

- Шкала "Интегральность" опростника СПА

Интерпретация результатов проводится на основе интегрального

показателя, для подсчета которого используются данные по двум шкалам:

a - внутренний контроль

b - внешний контроль

[pic]

- Выделяется высокий, средний, низкий уровень интегральности на основе

подсчета среднего арифметического и стандартного отклонения.

2) Для изучения мотивационно-потребностного компонента личности

применялась - Методика незаконченных предложений. (На основе методики Дж.

Нюттена) (53)

Испытуемым предлагалось закончить следующие предложения:

1. Я надеюсь …

2. В будущем мае жизнь …

3. То, к чему я стремился в юности…

4. Оглядываясь на свою жизнь, я думаю, что…

5. Лучший период в моей жизни…

6. Когда я вышел на пенсию…

7. Моя жизнь до выхода на пенсию…

8. Я бы хотел, чтобы родственники…

9. Я буду очень рад, если…

10. Старость для меня – это…

11. Я намериваюсь…

Данные предложения могут быть разделены на группы, характеризующие в

той или иной степени систему отношений обследуемого к будущему, к прошлому,

к выходу на пенсию, к старости, к родственникам.

Для каждой группы предложений выводиться характеристика, определяющая

данную систему отношений как:

- положительную

- отрицательную

- безразличную

Для изучения мотива аффилизации использовалась шкала «Принятие других»

методики СПА.

По данной шкале подсчитывается показатель «Принятия других» по

формуле:

[pic]

a – принятие других

б – непринятие других

Выделяется 3 уровня данного показателя на основе подсчета среднего

арифметического и стандартного отклонения:

- высокий

- средний

- низкий

4) При исследовании эмоциональной сферы личности применялись следующие

методы:

1. Шкала «Эмоциональный комфорт» опростника К. Роджерса и Р. Даймонда.

Подсчитывался показатель «эмоциональный комфорт», который включал в себя

результаты по двум шкалам:

- эмоциональный комфорт

- эмоциональный дискомфорт

На основе анализа данного показателя выделяется 3 степени эмоционального

комфорта:

- высокая

- средняя

- низкая

2. Методика незаконченных предложений (вариант методики Дж. Нюттена)

Испытуемым предлагалось закончить следующие предложения:

1. Я боюсь, что…

2. Мое настроение ухудшается…

Данная группа предложений отражает особенности эмоциональной сферы.

(Испытываемые человеком страхи и опасения)

При статистической обработке полученных результатов использовались

следующие методы:

1. Метод Стьюдента (t–критерий). (46)

Этот метод используется для проверки гипотезы о достоверности разницы

средних, при анализе количественных данных в выборах с нормальным

распределением.

[pic]

где x1 и x2 – средние арифметические значения переменных в группах 1 и 2,

S? – стандартная ошибка разности.

Если n1= n2 , то [pic]где n1 и n2 - число элементов в первой и во второй

выборках, ?1 и ?2 – стандартные отклонения для первой и второй выборки.

Если n1? n2 то [pic]

Уровень значительности определяется по специальной таблице.

3. Критерий ?* - угловое преобразование Фишера. (45)

Данный критерий оценивает достоверность различий между процентными

долями двух выборок, в которых зарегистрирован интересующий нас признак.

Эмпирическое значение ?* подсчитывается по формуле:

?*=( ?1- ?2) . [pic], где

?1 – угол, соответствующий большой процентной доле.

?2 – угол, соответствующий меньшей процентной доле.

n1 – количество наблюдений в выборке 1

n2 – количество наблюдений в выборке 2

Уровень значительности ?* эмпирического значения определяется по

специальной таблице. Чем больше величина ?*, тем более вероятно, что

различия достоверны.

В последствии приняли участие 62 неработающих пенсионера. Среди них 30

мужчин и 32 женщины в возрасте от 55 до 65 лет.

Глава III.

Личностные особенности пожилых людей как фактор их адаптации в

посттрудовой период.

§1. Особенности адаптации в пожилом возрасте.

Для изучения степени адаптации применялась методика диагностики

социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.

На основе анализа интегрального показателя адаптации были выделены 3

экспериментальные группы испытуемых:

1. Пенсионеры с высоким уровнем адаптации – группа A.

Значение показателя адаптации от 66 до 72 баллов. (M=67)

2. Пенсионеры со средним уровнем адаптации – группа B.

Значение показателя адаптации от 49 до 65 баллов. (M=56,6)

3. Пенсионеры с низким уровнем адаптации – группа C.

Значение показателя адаптации от 38 до 48 баллов. (M=41,3)

Значимость различий в уровне адаптации между экспериментальными

группами проверялось с помощью t-критерия Стьюдента. Различия являются

статистически значимыми при p?0,01 между группами A и B, группами B и C,

группами A и C. Таким образом, можно сделать вывод, что пожилые люди

характеризуются разной степенью адаптации в посттрудовой период.

Большинство пожилых людей характеризуются средней степенью адаптации

(65%). Пенсионеров с высоким уровнем адаптации – 19%. Существует группа

пенсионеров с низким уровнем адаптации (16%).

Проводился анализ половых различий в уровне адаптации в посттрудовой

период. Было выявлено, что большинство женщин и мужчин, характеризуются

средним уровнем адаптации (65% и 63% соответственно) – см. таб. №1

Таблица №1

Половые различия адаптации пенсионеров в посттрудовой период

(по группам испытуемых, %)

|Испытуемые |Экспериментальные группы |

| |A (высок. уров. |B (сред. уров. ад.)|C (низк. уров.ад.) |

| |ад.) | | |

|Мужчины |20 |63 |17 |

|Женщины |19 |65 |16 |

Значимость различий определялась с помощью ?-критерия Фишера. Выявлено,

что ни в одной из экспериментальных групп различия адаптации между

мужчинами и женщинами не значимы. (Группа A–?=0,098, группа B - ?=0,161,

группа C - ?=0,106)

§2. Особенности личности пожилых людей с различной степенью адаптации в

посттрудовой период.

2.1. Особенности самосознания испытуемых экспериментальных групп.

Группа A (высокий уровень адаптации)

Результаты, полученные с помощью шкалы «Самоприятие» показали, что

большинство испытуемых данной группы имеют высокий и средний уровень

самоприятия (33%). У испытуемых группы A низких показателей по школе

«Самоприятие» выявлено не было.

Таким образом, пожилые люди с высоким уровнем адаптации высоко

оценивают свою внешность, свою способность справляться с трудными

ситуациями, считают себя интересными как личность.

При исследовании половых различий выявлено, что женщины с высоким

уровнем адаптации в посттрудовой период чаще обнаруживают высокий уровень

самоприятия (83%), тогда как мужчины в равной степени высокий и средний

(50% и 50%).

Для более детального изучения представлений человека о самом себе

применялась методика «Личностный дифференциал».

Интерпретация данных, полученных с помощью ЛД, велась по 3-м факторам:

- Оценка (О)

- Сила (С)

- Активность (А)

По каждому фактору в соответствии со стандартными нормами выделяется 5

уровней:

- очень низкий (7-13 баллов)

- низкий (14-20 баллов)

- средний (21-34 балла)

- высокий (35-41 баллов)

- очень высокий (42-49 баллов)

Очень низких значений не обнаружено ни у одной группы по всем

факторам, по этому при интерпретации результатов данная категория не

исследуется.

Результаты по фактору оценки свидетельствуют об уровне самоуважения;

по фактору силы о развитии волевых сторон личности; по фактору активности

экстравертированности личности.

При анализе результатов в группе A (с высоким уровнем адаптации) не

было выявлено низких значений ни по одному фактору (оценка, сила,

активность), что корригирует с данными, полученными с помощью школы

«Самоприятие».

Анализ результатов по факторам выявил следующие особенности:

У большинства испытуемых данной группы обнаружен оптимальный уровень

самооценки по фактору силы (58% - средние значения, 17% - высокие).

Встречаются также и очень высокие значения (25%).

Это свидетельствует о том, что пожилые люди с высоким уровнем

адаптации в посттрудовой период уверены в себе, независимы, рассчитывают на

собственные силы в трудных ситуациях.

По фактору оценки в группе A значения большей части испытуемых

отнесены к оптимальному уровню (высокие значения – 50%, средние – 25%).

Встречаются также и очень высокие значения (25%). Это говорит о том, что

испытуемые принимают себя как личность, осознают себя как носители

позитивных, социально желательных характеристик.

По фактору активности наибольшее количество средних (42%) и высоких

(33%) значений. Очень высокие значения встречаются у 28% испытуемых. Данные

результаты указывают на высокую активность пожилых людей с высоким уровнем

адаптации, общительность.

При проведении статистической обработки с помощью ?-критерия Фишера

(0,05 уровень значимости) были выявлены существенные различия по факторам

силы и оценки. У испытуемых экспериментальной группы A по фактору силы

преобладают средние значения, а по фактору оценки высокие. На основании

чего можно сделать вывод, что пожилые люди с высоким уровнем адаптации выше

оценивают свои социально желательные характеристики, себе как личность, чем

свои волевые качества.

При изучении половых различий были выявлены существенные различия по

факторам силы и оценки (?-критерий. p=0,01). См. табл. 2, 3

Таблица №2

Половые различия по фактору «Сила» ЛД (%)

| |низкое |среднее |высокое |очень |

|Значение | | | |высокое |

|Испытуемые | | | | |

|мужчины |0 |33 |17 |50 |

|женщины |0 |83 |17 |0 |

Женщины группа A в большинстве случаев обнаруживает среднее значение по

фактору «Сила» (83%), тогда как мужчины – очень высокое (50%)

Таблица №3

Половые различия в группе A по фактору «Оценка» ЛД (%)

| |низкое |среднее |Высокое |очень |

|Значение | | | |высокое |

|Испытуемые | | | | |

|Мужчины |0 |50 |33 |17 |

|Женщины |0 |0 |67 |33 |

Большинство женщин группы A обладают высокими (67%) и очень высокими (33%)

значениями по фактору «Оценка», тогда как мужчины – средними (50%) и

высокими (33%).

Таким образом, мужчин с высоким уровнем адаптации высоко оценивают

свои волевые качества, уверенность в себе, а женщины с высоким уровнем

адаптации в посттрудовой период высоко оценивают свои социальные качества,

уровень достижений.

Для изучения локализации контроля над значительными событиями

применялась шкала «Интернальность». (53)

При анализе результатов не выявлено низких значений по данному фактору

у испытуемых группы A. В равной степени присутствую средние (50%) и высокие

значения (50%). Это свидетельствует о том, что люди с высоким уровнем

адаптации в посттрудовой период считают, что большинство важных событий в

их жизни является результатом их собственных действий, что они могут ими

управлять, и, таким образом, они чувствуют ответственность за эти события и

за то, как складывается жизнь в целом.

Половые различия по критерию «Интернальность» статистически не

значимы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что пожилые люди с высоким

уровнем адаптации в посттрудовой период обладают оптимальным уровнем

самооценки (средним и высоким). Они принимают себя как личность, уверенны в

себе, независимы, оценивают себя как активных и общительных. Мужчины высоко

оценивают свои волевые качества, умение справляться с трудностями, а

женщины высоко оценивают свои социальные качества.

Люди данной группы склонны рассчитывать на собственные силы, умеют

управлять собой, своими поступками, считают себя ответственными за то, как

складывается их жизнь в целом.

Группа B (средний уровень адаптации)

Результаты, полученные с помощью шкалы «Самоприятие» показывает, что

большинство испытуемых данной группы имеют средний уровень самоприятия

(90%). С высоким уровнем самоприятия – 5%, с низким – 5%.

Статистически значимых половых различий не выявлено

Анализ результатов по методике личностный дифференциал проводился по

факторам силы, оценки, активности. (См. табл. 4)

Таблица №4

Представленность испытуемых группы B

с различным уровнем самооценки (по факторам, в %)

| |Низкое |Среднее |Высокое |Очень |

|Уровень | | | |высокое |

|Факторы | | | | |

|Сила |5 |75 |17 |2,5 |

|Оценка |2,5 |62,5 |10 |25 |

|Активность |7,5 |60 |22,5 |10 |

Анализ результатов по факторам показал, что у большинства испытуемых

группы B по фактору силы оптимальный уровень самооценки (75% - средние

значения, 17% высокие). Встречаются также низкий (5%) и очень высокий

(2,5%) уровень значений.

По фактору оценки преобладает адекватный уровень самооценки (62,5% -

средний уровень значений, 10% - высокий). Низкий показатель у 2,5%

испытуемых. Большой процент очень высоких показателей (25%).

По фактору активности наибольшее количество оптимальных значений (60%

- средних, 22,5% - высоких). Низких значений 7,5%, очень высоких – 10%.

При проведении статистической обработки с помощью ?-критерия (p?0,01)

были выявлены существенные различия по фактам силы и оценки на «очень

высоком» уровне значений. Испытуемые группы B имеют тенденцию преувеличенно

высоко оценивать свои социальные качества.

При изучении половых различий были выявлены различия по всем 3-м

факторам (?-критерия p?0,05).

- Половые различия по фактору «Сила».

Среди мужчин не выявлено низких значений по данному показателю. Тогда

как у женщин – 10%.

Очень высокий уровень значений встречается у мужчин группы в 5%

случаев, у женщин не встречается. Это свидетельствует о том, что мужчины

склонны преувеличивать свои волевые качества, а женщины занижать.

- Половые различия по характеру "Оценка"

У женщин чаще, чем у мужчин встречается очень высокие значения про

данному фактору (33%-женщин, 16% мужчины).

- Половые различия по фактору "Активность"

У женщин данной экспериментальной группы чаще, чем у мужчин

обнаруживаются очень высокие значения по этому фактору (44%-женщин 5%-

мужчин).

При анализе результатов по шкале "Интернальность" было выявлено, что у

большинства пожилых людей со средним уровне адаптации средний уровень

показателя интернальности (80%). Испытуемых с низким значением по данной

шкале -7,5%, с высоким-12,5%.

Это говорит о том, что в целом, люди со средним уровнем адаптации в

посттрудовой период предъявляют высокие требования к себе, рассчитывают на

собственные силы. Но часть людей из этой группы не считает себя способным

контролировать события в своей жизни, ответственность за них приписывают

обстоятельствам, другим людям.

Таким образом, большинство пожилых людей со средним уровнем адаптации

в посттрудовой период обнаруживают оптимальный уровень самооценки, т.е. они

принимают себя как личность, удовлетворены собой. У некоторого процента

людей данной группы наблюдается завышенная самооценка, а так же заниженная,

что говорит о личностной не зрелости, не умении правильно оценивать себя,

результаты своей деятельности. Испытуемые данной группы склонны

преувеличенно высоко оценивать свои социальные качества.

У мужчин данной группы наблюдается тенденция завышать свои волевые

качества, а у женщин социальные.

Группа C (низкий уровень адаптации)

Результаты, полученные с помощью шкалы " самоприятия" показали, что

большинство испытуемых данной группы имеют низкий уровень самоприятия

(70%). У части испытуемых средний уровень самоприятия (30%). Высоких

значений по данной шкале выявлено не было.

Таким образом, пожилые люди с низким уровнем адаптации резко оценивают

свою внешность, считают, что ни в чем не проявили себя.

При исследовании половых различий выявлено, что женщины с низким

уровнем адаптации в посттрудовой период чаще обладают средним уровнем

самоприятия (66%), тогда как мужчины во всех случаях (100%).

Следовательно, у женщин с низким уровнем адаптации не всегда будет низкий

уровень принятия себя.

Анализ результатов по методике "Личностный дифференциал" проводился по

факторам силы, оценки, активности. (см. табл. 5)

Таблица 5

Представленность испытуемых групп C

с различным уровнем самооценки (по факторам, в %)

|Уровень |Низкий |Средний |Высокий |Очень |

|Фактор | | | |высокий |

|Сила |60 |40 |0 |0 |

|Оценка |10 |80 |10 |0 |

|Активность |20 |80 |0 |0 |

При анализе результатов группы C не было выявлено очень высоких

значений ни по одному фактору, что коррелирует с данными, полученным с

помощью шкалы "Самоприятия". Высокие значения встречаются только по фактору

оценке (10%).

По фактору силы у большинства испытуемых низкие значения (60%).

Встречаются и средние значения (40%).

По факторам оценки и активности максимальное число средних значений

(80%). Низкие значения по фактору оценки встречаются у 10% испытуемых, по

фактору активности у 20%.

Таким образом, у испытуемых группы C преобладает средне низкие

значения самооценки. Особенно низко испытуемые это группы оценивают свои

волевые качества.

При изучении половых различий были выявлены существенные различия по

фактору силы (?-критерий, 0,03) и оценки.

Мужчины с низким уровнем адаптации низко оценивают свои волевые

качества (80% когда как женщины лишь 49%;), а женщины социальные

качества(20%-женщин, у мужчин-0%)

При анализе результатов по шкале "Интернальность" было выявлено, что

у большинства пожилых людей низкий уровень интернальности (60%) и средний

уровень интернальности (30%). Людей с высоким уровнем интернальности в это

группе 10%.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ