Любовь. Происхождение брака
искусстве кажется тривиальным. » Она была женой товарища его детских лет
мистера Тейлора, с которым он почему- то до этого долго не виделся.
Полюбив ее, он в течении 20 лет пока был жив Тейлор, поддерживал с ней
возвышенно - интеллектуальные отношения: делился любыми мыслями, читал
черновики сочинений, выслушивал ее суждения. Он посвятил ее большой труд
«Политическая экономия». ОН видел ее 2 раза в неделю, и ему не нужна была
больше ни одна женщина в мире. Общение с ней было для него источником
постоянной радости и новых сил.
Позднее, оставшись один, он писал о ней в «Автобиографии»:
«По темпераменту и умственному складу она в молодости несколько
напоминала мне Шелли; но Шелли был ребенком перед ней, когда она достигала
полной умственной зрелости. В высших сферах умозрения так же, как в
мельчайших деталях повседневной жизни, она всегда умела схватывать самую
суть явления...!»
он был убежден, что она стала бы одним из вождей человечества, если бы
женщинам был открыт доступ к общественной жизни. Он любил ее настолько,
что никогда не боялся показаться чересчур восторженным или смешным.
Когда Тейлор умер, она стала женой Милля; они жали замкнуто и
уединенно; им никто не был нужен; она умерла через 7 лет в Авиньоне, куда
он поехал ради нее по совету врачей. «Отныне, - писал Милль в Англию,-
жизнь моя подточена в самом корне ». Он умер через несколько лет в том же
Авиньоне, городе в котором Петрарка увидел Лауру.
Старого философа похоронили рядом с его женой.
Французский философ Огюст Конт в 44 года разошелся с женой, которая
то и дело обманывала его доверие, и решил в уединение полностью посвятить
себя сосредоточенным умственным занятиям. Но именно тогда он, уже
немолодой,полюбил первый раз в жизни. То была любовь - поклонение, любовь
- культ. Она его не любила. Они переписывались; за год (потом она умерла)
он написал ей 96 писем и тоже около 100 получил от нее. Это было в
трезвом 19 веке, пожалуй, последний роман в письмах в истории «европейской
любви» - самый патетический, самый несчастливый.
Он хотел, чтобы она стала его женой, она отказывалась, колебалась,
соглашалась, раскаивалась, отстраняла его и страдала сама от одиночества.
Она заболела чахоткой и умерла на руках у Конта. Ежегодно потом он писал
«Исповеди» - письма, обращенные к ней,вечно живой. Он перечитывал ее
письма - по одному, именно в то число, когда они были написаны. Он стоял
молитвенно на коленях перед креслом, на котором она сидела...
Ни Милль, Ни Конт лирикой трубадуров не увлекались,но опыт сердца,
воплощенный в песнях трубадуров жил в сердцах философов.
Хотя я еще выше высказывалась за осторожность в определении
странного и нестранного в любви, подлинно странное в ней,а если говорить
шире: в человеке - существует бесспорно.
В философии Милль развивал теорию утилитаризма; Конт обосновал
«положительную философию» - позитивизм; но до чего же не в ладу с головой
были их сердца.
Существуют и истории настолько странные, что кажутся
неправдоподобными. Одна из них рассказывает об одном весьма известном
вначале18 века немецком поэте Генрихе Штиглице и его жене - Шарлотте.
Бескорыстием и самоотверженностью Шарлотта напоминает А.Н. Сологуб-
Чеботаревскую. Время от времени Шарлотта делает мужу - писателю подарки: в
его отсутствие оставляет на его столе те сцены и страницы,которые ему не
удавались. Она избаловала и в то же время восхищала его настолько,что,
путешествуя с ней,он записывал каждое ее слово. Она любила его и была, как
все любящие,склонна не судить любимого, а жалеть, и видела не падающий
талант избалованного, капризного и душевно мельчающего человека, а
усталость, несчастное затухающее сердце, силы, которого подорваны, но
могут воскреснуть. Она видела в нем гения, который заснул и должен быть
разбужен.
Но ни путешествия, ни музыка, ни даже ее любовь не могли ничего
поделать с его мрачной расслабленностью. И тогда, чтобы разбудить его
гений, она совершает- обдуманно и трезво - безумный шаг: полагая, что лишь
огромное потрясение может вызвать в нем подъем, кончает с собой,
закалывается кинжалом.
Возвратясь вечером с концерта, он застает ее мертвой.
Через несколько лет по улицам Венеции - от кафе к кафе - шел
одряхлевший опустившийся человек в поношенном сюртуке, нескладно
мотавшийся на нем, с запущенной седой бородкой. Позируя, рисуясь,
рассказывал он об этой нашумевшей в Европе истории.
Он не стал великим. Была великой ее любовь!? Ясно одно - это любовь.
не надо идеализировать трагические, или трагикомические, или чисто
комические чудачества любви, но не надо забывать, что от чудачеств обычных
они отличаются тем, что за них уплачено самой дорогой бесценной валютой:
сердцем, жизнью.
Умный мужчина, раболепно угождающий всю жизнь пустой, бездушной
женщине, может вызвать улыбку, но эта улыбка должна быть сочувственной,
если мы не хотим быть еще менее мудрыми, чем он. И по неизведанным законам
человеческого сердца,не ощутив хотя бы ироничного сочувствия к нему,мы не
пожалеем от всей души и Отелло. И сами не испытываем восхищения женщиной,
даже тогда, когда она больше чем достойна восхищения.
Дело в том,что человеческое сердце, при всей сосредоточенности на
избранном существе, обычно любит нечто большее, чем одного человека.
В одном человеке он любит все, чему с детских лет радовалось в мире:
первое посещение театра, первую встречу с морем; оно любит первые опыты
жизни и все последующие, углублявшие веру в жизнь: первую любовь,
путешествия, тома мудрецов, осенние леса и работу, работу, делающие мир
человечнее, чище.
Этот талант любящего сердца в одном чувстве к одному человеку
сосредоточивать чувства, которые испытывало оно ко всему, что дорого в
мире, обнаруживается с особой силой а последней любви.
Французский художник Пювис де Шаванн встретил женщину, которая стала
его первой и последней женой, когда ему было уже 73 года. Она умерла через
год.
Он пережил ее лишь на два месяца. За эти два месяца он успел написать
ее портрет, странно похожий на те возвышенно - печальные женские
лица,которые он рисовал с дней юности в отшельнической долгой жизни. Он
высматривал их будто бы в собственной душе, где жили надежды,
воспоминания, страхи, сны.
19 век был веком первой любви - и в жизни и особенно в литературе.
В сущности если посмотреть трезво, 19 век был веком первой любви, потому
что социальные и религиозные традиции, устойчивый уклад были весьма строги
к интимному миру личности - ей разрешалось быть более или менее «безумной»
лишь раз в жизни, на ее заре.
20 век стал веком последней любви. В первые десятилетия, потому что
люди рано уходили из жизни, и первая любовь часто была и последней, но
больше последней, чем первой, ибо суровые испытания умудряли отношения и
сердца, а во второй половине столетия последняя любовь как особое великое
человеческое чувство раскрылась тем, кто был лишен в жизни первой любви из
- за исторических бурь или обделен ею.
«Не досыпая, не долюбя, молодость наша прошла...»- писал в двадцатые
годы Эдуард Багрицкий. Это могло повторить и последующее поколение.
Последняя любовь- торжество человеческого сердца над тяжкими испытаниями
века. Оно решило - долюбить. Об этом рассказывают стихи Заболоцкого,
Пастернака, Ахматовой.
В стихах, написанных в 19 веке, господствует тема встречи. В поэзии
20 столетия появляется тема не встречи. Она возникает почти беспечно у
юной Цветаевой и раскрывается печально и умиротворенно у Ахматовой. В
век разлук и утрат, невстреча становится реальностью, формирующей нечто
новое, живое, развивающееся не в меньшей степени, чем это делала раньше
встреча.
«Когда я смотрю на два обнявшихся тела,- говорил великий скульптор
Роден - мне интересны не мужчина и женщина сами по себе, а то новая
третья субстанция, которая порождается этим взаимоотношением двух и
которая без их контакта возникнуть не может».
И вот казалось, что «новая субстанция» может рождаться из
несоединения, неслияния двух, что невстреча - это целый мир, где
несбывшаяся мечта, надежда, сон становятся высокой явью, обладающей мощью,
которой может позавидовать то, что создано из камня и меди.
Эту явь Ахматова и соткала в стихи в последнее десятилетие жизни. Их
можно назвать героическими, потому что в нашем понимании герой - тот, кто
расширяет возможности человека. В 60, 65, 75 лет она говорит о любви с той
нерастраченностью души, женской силой и человечностью, которые делают ее
личную победу общечеловеческой победой. Человеческое сердце в ситуации
невстречи, при непосылке поэмы, «под солнцем не у нас над головой» засияло
ослепительно, явив миру очередное человеческое чудо. Оно - в торжестве
духа, который как мы помним, рожден солнцем. Дух не стареет, не умирает,
как не стареет и не умирает солнце, оно заходит и восходит, И женщина,
которая говорит: «Пусть влюбленных страсти душат, требуя ответа, мы же,
милый, только души... » - не стареет и не умирает.
Английский писатель Льюис, исследуя любовь, пишет, что когда - то
делил ее на любовь - дар и любовь - нужду. Любовь - дар - это чувство,
которое испытывает мать к ребенку, а любовь - нужда - то, что испытывает
испуганный ребенок, бегущей к матери. Льюису казалось, что, любовь - дар
выше несопоставимо любви - нужды, потому что ничего ей не надо - она
хочет лишь одарять любимого. Ему это казалось, пока он не понял: и любовь
- нужда высока.
Поняли это сейчас и мы с вами. Не нужно делить любовь на низшую и
высшую. Высшей без низшей и наоборот не бывает. Чувство, которое старая дю
Дэффан испытывала к Уольполю, бесспорно любовь - нужда. Но постепенно она
стала любовью - даром: она Уольполя одарила уверенностью в том, что в
одном уголке Земли о нем думают, его жалеют, им восхищаются, его ждут. А
без этого нечем жить и дышать самому сухому и бесчувственному
человеческому сердцу. Любовь - нужда беспредельно человечна, это и делает
ее не менее высокой, чем любовь дар. И вовсе она не удел бедных душ.
Любовь - дар, наверное, неотделима от любви - нужды. Все мы нуждаемся
в любимом человеке и хотим его одарить, и одаряем тем, что не можем без
него жить, при том условии, что сами мы боремся, не переставая, с
деспотическими устремлениями в «нашей нужде» и собственным эгоизмом.
Не случайно, наверное, почти на всех языках мира называют одинаково
любовью чувства в сущности различные: любят и женщину, и то или иное
время года; любят ребенка, лес, родину; любят того или иного
композитора... Не размывается ли «люблю», делаясь неопределенным,
малосодержательным и будто бы даже безответственным от этого бесконечного
разнообразия явлений духовной, душевной и даже животной жизни, которые
умещаются в нем.
Это определение - абсолют. Человек, говорящий люблю тебя, объясняется
в любви всему миру. И обнимает сердцем весь мир.
Но в этом духовном единстве существует определенная иерархия - мы уже
коснулись ее в разговоре о том, что для рыцаря честь выше любви. Если она
для рыцаря ниже любви, то это нарушение иерархии, разрыв духовного
единства. Но данные материи весьма тонки. Подлинная любовь строго
иерархична. Не отрывая низшего от высшего, она никогда не поменяет их
местами. Нарушив иерархию, мы убиваем любовь, хотя в ослеплении нам
мерещится, что наоборот мы ее возвеличиваем. Именно иерархия любви дает
нам силы выстоять под ударами судьбы, при самых тяжких непоправимых
утратах. Об этой великой особенности любви и человеческого сердца человек
стал задумываться рано - о ней широко повествует известная библейская
легенда об Иове.
Самым распространненым воплощением любви, является брак. У каждого
народа, или у религии, или у философских течений существуют свои взгляды
на это. Институт брака, наверное старейшая общественная организация
человеческих, межполовых отношений. И неважно каков вид брака: моногамный
или полигамный, главное, что любящие люди соединяются в желании жить
вместе, вести хозяйство, делит невзгоды и радости, растить своих детей.
Для примера расскажу, как относился к этому «большой » философ и очень
умный человек Фридрих Энгельс. Его взгляд на вопрос брака очень интересен
тем, что отражает в себе многие философские течения и охватывает период
от первобытнообщинного строя до новейших времен.
Изучение истории семьи им начинается в 1861 году с выходом в свет
работы Бахофена «Материнское право». Автор выдвинул в этой работе
следующие положения:
1) у людей первоначально существовали ничем не ограниченные половые
отношения, которые он обозначает неудачным термином «гетеризм».
2) такие отношения исключают всякую возможность достоверно установить
отца, и поэтому происхождение можно было определять лишь по женской
линии - согласно материнскому праву - как первоначально это и было у
всех народов древности.
3) вследствие этого женщины как матери, как единственно достоверные
родители молодого поколения пользовались высокой степенью уважения и
почета, доходившей до полного господства женщин (гинекократия).
4) переход к единобрачию, при котором женщина принадлежала исключительно
одному мужчине, таил в себе нарушение религиозной заповеди (то есть
фактически нарушение исконного права остальных мужчин на эту женщину),
нарушение, которого требовало искупления или допускалось при условии
выкупа, состоявшего в том, что женщина в течение определенного
времени должна была отдаваться посторонним.
Толстый том Бахофена был написан по - немецки, то есть на языке
нации, которая в то время менее всего интересовалась предысторией
современной семьи. Поэтому книга осталась неизвестной. Ближайший преемник
Бахофена на том же поприще, выступивший в 1865 году, даже не слыхал о нем.
Этим преемником был Дж. Ф. Мак - Леннан, прямая противоположность
своему предшественнику. Вместо гениального мистика перед нами сухой юрист;
вместо буйной поэтической фантазии - тщательно взвешенные построения
выступающего суде адвоката. Мак - Леннан находит у многих диких и даже
цивилизованных народов древнего и нового времени такую форму заключения
брака, при которой жених, один или со своими друзья, должен как - бы
насильственно похитить невесту у ее родных. Этот обычай является по -
видимому пережитком более раннего обычая, когда мужчины одного племени
действительно насильно похищали себе жен на стороне, у других племен. Как
же возник этот брак - похищение? Мак - Леннан выделяет две группы племен:
экзогамные - племена, где брак между членами племени был запрещен и
эндогамные - племена, где браки разрешались только между членами племени.
Мак - Леннан спрашивает далее: откуда произошел этот обычай экзогамии.
Это идет из другого более древнего обычая, когда в племени убивали почти
всех младенцев женского пола и конечно вследствие этого развивалось
многомужество. Отсюда и обычай вести родство по женской линии, а не
мужской. Заслуга Мак - Леннана состоит в том, что он указал на
повсеместное распространение и большое значение того, что он назвал
экзогамией. Он вовсе не открыл факт существования экзогамных групп и во
всяком случае не понял его. Однако при всей основательности теории Мак -
Леннана стало обнаруживаться все больше и больше фактов не умещавшихся в
ее изящных рамках. Мак - Леннан знал лишь три формы брака: многоженство,
многомужество и единобрачие. Но уж раз на этот пункт было направлено
внимание, стали находить все больше доказательств, что у неразвитых
народов существовали такие формы брака, когда несколько мужчин обладали
сообща несколькими женщинами; и это было признано историческим фактом.
Мак - Леннан встал на защиту своей теории. Групповой брак - чистейшая
выдумка, утверждает он. Но защита его была слишком слаба. Но оставался
один пункт в котором он был неуязвим. Противоположность между эндогамными
и экзогамными племенами, на которой покоилась вся его система, не только
не была поколебима, но была даже повсюду признана краеугольным камнем
всей истории семьи. Против этого пункта было направлено главное
произведение оппонента Мак - Леннана, Моргана, где он говорит о том,
что эндогамия и экзогамия вовсе не составляют противоположность;
существование экзогамных племен до сих пор не доказано. В то время,
господствовал еще групповой брак - а он по всей вероятности, некогда
господствовал повсеместно, - племя расчленялось на ряд связанных кровным
родством по материнской линии групп, родов, внутри которых царило строгое
запрещение браков, так, что мужчины, принадлежавшие к одному роду, хотя и
могли брать для себя жен внутри племени и, как правило, так и делали, но
должны были брать их вне своего рода. Таким образом, если род был строго
экзогамным, то племя, охватывающее совокупность родов, было также строго
эндогамным. Этим был окончательно опровергнут последний остаток
искусственных построений Мак - Леннана.
Воссоздавая таким образом историю семьи, Морган, в согласии с
большинством своих коллег, приходит к выводу, что существовало первобытное
состояние, когда внутри племени господствовали неограниченные половые
связи, так что каждая женщина принадлежала каждому мужчине и равным
образом каждый мужчина - каждой женщине. Эти найденные следы возвращают
нас вовсе не к общественной ступени неупорядоченных половых отношений, а
к гораздо более поздней форме, к групповому браку. Названная примитивная
общественная ступень, - если она действительно существовала,- относиться
к столь отделенной эпохе, что едва ли можно рассчитывать найти среди
социальных ископаемых, у отставших в своем развитии дикарей, прямые
доказательства ее существования в прошлом.
С недавнего времени вошло в моду отрицать эту начальную ступень
половой жизни человека, хотят избавить человечество от этого «позора».
Над этим невежеством Энгельс открыто смеется и говорит, что если строгая
моногамия является вершиной всяческой добродетели, то пальма первенства по
праву принадлежит ленточному червю, которая в каждом из своих 50 - 200
члеников тела, имеет полный женский и мужской половой аппарат и всю свою
жизнь только и делает, что в каждом из этих члеников совокупляется сама с
собой. В млекопитающем мире мы найдем все формы половой жизни -
неупорядоченные отношения, подобие группового брака, многоженство,
единобрачие; недостает только многомужества, до которого дойти могли
только люди. А вот о наших ближайших родственниках, человекообразных
обезьянах, в этом вопросе нам почти ничего неизвестно. Ревность самца,
одновременно скрепляющая и огранивающая семью животных, приводит ее в
противоречие со стадом. Одного этого достаточно для доказательства, что
семья животных и первобытное человеческое общество - вещи несовместимые,
что первобытные люди, или совсем не знали любви, или самое большее знали
такую, какая не встречается у животных. И действительно, что находим мы в
качестве древнейшей, наиболее ранней формы семьи? Групповой брак, форму
брака, которая оставляет мало места для ревности.
Что это значит - неупорядоченные половые отношения? Это значит, что
запретительные ограничения нашего или какого-нибудь раннего времени не
имели тогда силы. Мы уже видели, как отпало ограничение, обусловленное
ревностью. А то, что ревность- чувство, развившееся относительно поздно,
можно считать твердо установленным. То же самое можно сказать по поводу
представления о кровосмешении. Не только брат и сестра были первоначально
мужем и женой, но и половая связь между родителями и детьми еще в
настоящее время допускается у многих народов. Пока не было открыто, что
такое кровосмешение и чем оно чревато, половая связь между родителями и
детьми могла вызвать не больше отвращения, чем между другими лицами,
принадлежащими к разным поколениям. Если же от известных нам наиболее
ранних форм семьи отбросить связанные с ними представления о том, что
является кровосмешением - представления, совершенно отличные от наших и
часто прямо противоречащие им,- то мы получим форму половых отношений,
которую можно обозначить только как неупорядоченную. Неупорядоченную
постольку, поскольку еще не существовало ограничений, установленных в
последствии обычаем.
Согласно Моргану, из этого первобытного состояния неупорядоченных
отношений, вероятно, весьма рано развивалась:
1) Кровнородственная семья - первая ступень семьи. Здесь брачные группы
разделены по поколениям: все деды и бабки в пределах семьи являются
друг для друга мужьями и женами, равно как и их дети, то есть отцы
и матери; равным образом дети последних образуют 3 круг общих
супругов, а их дети, правнуки первых,- 4 круг. Таким образом, в
этой форме семьи взаимные супружеские права и обязанности
исключаются только между предками и потомками, между родителями и
детьми, родственные же отношения брата и сестры на этой ступени
семьи включают в себя половую связь, как нечто само собой
разумеющееся. Кровнородственная семья вымерла, не оставив после себя
никаких последователей.
2) Пуналуальная семья. Если первый шаг вперед состоял в том, чтобы
исключить половую связь между родителями и детьми, то состоял в
исключении ее для сестер и братьев. Он совершался не сразу,
начавшись, вероятно, с исключения половой связи между
единоутробными братьями и сестрами и закончившись запрещением брака
даже в боковых линиях. Каждая первоначальная семья должна была
раздробиться самое позднее через несколько поколений.
Но как только возникло представление о непозволительности половой
связи между детьми одной матери, это должно было сказаться при дроблении
старых и при основании новых домашних общин. Таким или подобным образом
из кровнородственной семьи произошла форма семьи, названная пуналуальной.
Такова классическая форма семейного уклада, которая впоследствии испытала
ряд видоизменений и главной отличительной чертой которой была взаимная
общность мужей и жен внутри определенного семейного круга, из коего
однако, были исключены братья жен, сначала единоутробные, а позднее и
более дальних степеней родства, а с другой стороны также и сестры мужей.
Об этой форме семьи, действительное существование которой на гавайских
островах доказано, мы получили бы, вероятно, сведения из всей Полинезии,
если бы благочестивые миссионеры, подобно блаженной памяти испанским
монахам в Америке, способны были усмотреть в подобных противохристианских
отношениях нечто большее, чем простую «мерзость».
Непосредственно из пуналуальной семьи, по - видимому, возник в
громадном большинстве случаев институт рода. Существенным обогащением
наших сведений о групповом браке мы больше всего обязаны английскому
миссионеру Лоримеру Файсону, который в течение многих лет изучал эту
форму семьи на ее классической почве - в Австралии. Здесь многие племена
разделены на два больших класса - кроки и кумите. Половые связи внутри
каждого из этих классов строго запрещены, напротив, каждый мужчина одного
класса уже от рождения является мужем каждой женщины другого класса, а
последняя его прирожденной женой. И следует отметить, что ни различие в
возрасте, ни близкое кровное родство здесь никогда не служат препятствием
для половых связей, а только ограничение, обусловленное разделением на два
экзогамных класса
Групповой брак представляет собой еще брак между классами, массовое
супружество целого класса мужчин, часто рассеянных по всему материку, со
столь же широко разбросанным классом женщин, - этот групповой брак при
ближайшем рассмотрении выглядит отнюдь не так ужасно, как его рисует себе
привыкшая к публичным домам фантазия филистеров. Поверхностному
наблюдателю он представляется в виде непрочного единобрачия, а в некоторых
местах - в виде многоженства с неверностью, допускавшейся от случая к
случаю. И там где европеец усматривает безнравственность и беззаконие, на
самом деле господствует строгий закон. Эти женщины принадлежат к брачному
классу чужеземца, и поэтому они то рождения являются его женами; тот самый
нравственный закон, который предназначает их друг для друга, воспрещает
под угрозой наказания всякую половую связь вне принадлежащих друг другу
брачных классов.
3) Парная семья. Известное соединение отдельных пар на более или менее
продолжительный срок имело место уже в условиях группового брака
или еще раньше; мужчина имел главную любимую жену среди многих жен, и
он был для нее главным мужем среди всех мужей. Но такое вошедшее в
привычку соединение отдельных пар должно было все более и более
упрочиваться, чем больше развивался род и чем многочисленнее
становились группы «братьев» и «сестер» между которыми брак был
невозможен. При растущей запутанности брачных запретов групповые
браки становились все более и более невозможными; они вытеснялись
парной семьей. Но мы видим как мало общего с возникновением
единобрачия имела индивидуальная половая любовь в современном смысле
этого слова. Со времени возникновения парного брака начинается
похищение и покупка женщины. Но за право оставаться верной одному
мужчине женщина должна заплатить «выкуп», состоящий в ограниченном
определенными рамками обычае отдаваться посторонним: вавилонские
женщины должны были раз в год отдаваться любому мужчине пожелавшему
ее в храме Милитты; другие народы Передней Азии посылали своих девушек
в определенном возрасте на год в храм Анаитис, где они должны были
предаваться свободной любви со своими избранниками прежде чем
получить разрешение на брак; подобные обычаи, облеченные в религиозную
оболочку, свойственны всем азиатским народам, живущим между
Средиземным морем и Гангом. У многих народов религиозная оболочка
отсутствует и у них девушка пользуется до замужества полной половой
свободой. Поэтому о внебрачных детях там женщины говорят не только без
стеснения, но даже без какого либо стыда. У многих народов друзья и
родные жениха или приглашенные на свадьбу гости предъявляют во время
самой свадьбы унаследованное от древних времен право на невесту,
причем жених оказывается последним в очереди; так было в древности на
Балеарских островах, и у африканских племен, у древних славян, а в
Абиссинии имеет место в настоящее время. У других народов какое-
нибудь должностное лицо, предводитель племени или рода, шаман, жрец,
князь и др. Пользовался по отношению невесты правом первой ночи, тоже
самое было и в средневековой Европе.
4) Моногамная семья. Она возникает из парной семьи. Она отличается от
парного брака гораздо большей прочностью брачных уз, которые теперь
уже не расторгаются по желанию любой из сторон. Моногамия не была
плодом индивидуальной половой любви, с которой она не имела ничего
общего, так как многие браки оставались браками по расчету. Она была
первой формой семьи, в основе которой лежали не естественные, а
экономические условия.
Старая относительная свобода половых связей отнюдь не исчезла с
победой парного брака или даже единобрачие. То есть наряду с
единобрачием существуют внебрачные половые связи мужчин с незамужними
женщинами, что, как известно процветает в самых различных формах на
протяжении всего периода цивилизации и все более и более превращается в
неприкрытую проституцию. Этот гетеризм ведет свое происхождение от той
жертвы ценой которой женщины, отдаваясь посторонним, покупали себе право
на целомудрие. Отдаваться за деньги было первоначально религиозным актом;
все это происходило в храме богини любви, и деньги шли первое время в
сокровищницу храма. Гиеродулы и Анаитис в Армении, Афродиты в Коринфе, а
также состоящие при храмах религиозные танцовщицы Индии, так называемые
баядерки, были первыми проститутками. Отдаваясь посторонним мужчинам -
первоначально обязанность каждой женщины - стало впоследствии уделом
только этих жриц, как бы замещавших всех остальных. У других народов этот
гетеризм ведет свое происхождение от предоставлявшийся девушкам до брака
половой свободы и, следовательно, также является пережитком группового
брака, только дошедшим до нас другим путем. Гетеризм - это такой же
общественный институт, как и всякий другой; он обеспечивает дальнейшее
существование старой половой любви - в пользу мужчин.
Но вместе с этим развивается второе противоречие внутри самой
моногамии. Рядом с мужем, скрашивающим свое существование гетеризмом,
стоит покинутая супруга. Но и жены вразумили своих мужей. Вместе с
единобрачием появляются два неизменных, ранее неизвестных общественных
типа: постоянный любовник жены и муж - рогоносец. Рядом с единобрачием и
гетеризмом неустранимым общественным явлением сделалось и прелюбодеяние,
запрещенное, строго наказуемое, но неискоренимое.
Заключение брака в буржуазной среде происходит двояким образом. В
католических странах родители подыскивали сыну подходящую жену, и,
разумеется, результатом этого является наиболее полное развитие
присущего моногамии противоречия: пышный расцвет гетеризма со стороны мужа
и пышный расцвет супружеской неверности со стороны жены. В протестантских
странах, напротив, сыну, как правило, предоставляется более или менее
свободное право выбирать жену из своего класса; поэтому основой для
заключения брака может служить в известной степени любовь, как это,
приличия ради, постоянно и предполагается в соответствии с духом
протестантского лицемерия. Здесь гетеризм практикуется мужем не столь
энергично, а неверность жены встречается не так часто. Но как при любой
форме брака люди остается такими же, какими были до него, а буржуа в
протестантских странах в большинстве своем филистеры, то эта
протестантская моногамия, даже если брать в общем лучшие случаи, все же
приводит только к невыносимо скучному супружескому сожительству, которое
называют семейным счастьем.
До средних веков не могло быть и речи об индивидуальной половой любви.
Само собой разумеется, что физическая красота, дружеские отношения,
одинаковые склонности и т.п. пробуждали у людей различного пола стремление
к половой связи, что как для мужчин, так и для женщин не было совершенно
безразлично, с кем они вступали в эти интимные отношения. Но от этого до
современной половой любви еще бесконечно далеко. На протяжении всей
древности браки заключались родителями вступающих в брак сторон, которые
спокойно мирились с этим. Та скромная доля супружеской любви, которую
знает древность, - не субъективная склонность, а объективная обязанность,
не основа брака, а дополнение к нему. Любовные отношения в современном
смысле имеют место в древности лишь вне официального общества. Пастухи,
любовные радости и страдания, которые воспевают Феокрит и Мосх, Дафнис и
Хлоя Лонга, - это исключительно рабы, не принимающие участия в делах
государства, в жизненной сфере свободного гражданина. Но помимо любовных
связей среди рабов мы встречаем такие связи только как продукт распада
гибнущего древнего мира, и притом связи с женщинами, которые тоже стоят
вне официального общества - с гетерами, то есть чужестранками или
вольноотпущенницами: в Афинах - накануне их упадка, В Риме во времена
империи. Если же любовные связи действительно возникали между свободными
гражданами и гражданками, то только как нарушение супружеской верности. А
для классического поэта древности, воспевавшего любовь, старого
Анакреонта, половая в нашем смысле была настолько безразлична, что для
него безразличен был пол любимого существа.
Современная половая любовь существенного отличается от простого
полового влечения, от эроса древних. Во-первых, она предполагает у
любимого существа взаимную любовь; в этом отношение женщина находится в
равном положении с мужчиной, тогда как для античного эроса отнюдь не
всегда требовалось ее согласие. Во-вторых, сила и продолжительность
половой любви бывают такими, что невозможность обладания и разлука
представляются обеим сторонам великим несчастьем, они идут на огромный
риск, даже ставят на карту свою жизнь, чтобы только принадлежать друг
другу, что в древности бывало разве только в случаях нарушения супружеской
верности. И, наконец, появляется новый нравственный критерий для
осуждения и оправдания половой связи; спрашивают не только о том, бала ли
она брачной или внебрачной, но и о том, возникла ли она по взаимной любви
или нет? Понятно, что в феодальной или буржуазной практике с этим новым
критерием обстоит не лучше, чем со всеми другими критериями морали - с
ними не считаются. Но относятся к нему и не хуже, чем к другим: он также,
как и те, признается - в теории, на бумаге. А большего и требовать пока
нельзя.
Ну, думаю стоит подвести итоги нашего повествования, и поэтому в
заключение скажем, что если признать тот факт, что семья последовательно
прошла через 4 формы и находиться теперь в 5, то возникает вопрос, может
ли эта форма сохраниться на длительный срок в будущем? Ответ возможен
только один - она должна развиваться по мере развития общества и
изменяться по мере изменения общества, точно также как это было в прошлом.
Являясь продуктом определенной общественной системы, она будет отражать
состояние ее развития. Так как моногамная семья за период в начала
цивилизации усовершенствовалась, то можно, по меньшей мере, предполагать,
что она способна к дальнейшему совершенствованию, пока не будет достигнуто
полоне равенство полов. Если же моногамная семья в отдаленном будущем
окажется неспособной удовлетворять потребности общества, то невозможно
заранее предсказать, какой характер будет иметь ее преемница.
Страницы: 1, 2
|