Методы исследования темперамента
Методы исследования темперамента
СОДЕРЖАНИЕ
|Введение |2 |
|1.1. Физиологическая основа темперамента |4 |
|1.2. Психологическая характеристика темпераментов |6 |
|1.3. Темперамент и личность. |10 |
|2.О лабораторном, комплексном, естественном методах | |
|исследования темперамента и методе наблюдения. |12 |
|2.1.Методические пути исследования темперамента |16 |
|2.2.Лабораторные методы |22 |
|2.3.Анамнестические методы изучения темперамента |32 |
|3.Исследования отечественных и зарубежных психологов в | |
|области темперамента. |37 |
|Заключение. |42 |
|Литература |44 |
ВВЕДЕНИЕ
Темперамент - динамическая характеристика психических процессов и
поведения человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости,
интенсивности и других характеристиках.
Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее
убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или
малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать
свойства темперамента со свойствами характера или способностями). Можно
выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент.
1.Общая активность психической деятельности и поведения человека
выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и
преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной
деятельности. Выражение общей активности у различных людей различно.
Можно отметить две крайности: с одной стороны, вялость, инертность,
пассивность, а с другой - большая энергия, активность, страстность и
стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются
представители различных темпераментов.
2. Двигательная, или моторная, активность показывает состояние
активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в
быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека,
его внешней подвижности (или, наоборот, сдержанности), говорливости (или
молчаливости).
3. Эмоциональная активность выражается в эмоциональной
впечатлительности (восприимчивость и чуткость к эмоциональным
воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены
эмоциональных состояний, начала и прекращение их). Темперамент проявляется
в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение.
По внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить о
некоторых свойствах темперамента.
Древнегреческий врач Гиппократ, живший в 5 веке до н.э., описал четыре
темперамента, которые получили следующие названия: сангвинический
темперамент, флегматический темперамент, холерический темперамент,
меланхолический темперамент. Он описал основные типы темпераментов, дал им
характеристики, однако связывал темперамент не со свойствами нервной
системы, а с соотношением различных жидкостей в организме: крови, лимфы и
желчи. Первую классификацию темпераментов предложил Гален, и она в
относительно малоизмененном виде дошла до наших дней. Последнее из
известных ее описаний, которое используется и в современной психологии,
принадлежит немецкому философу И. Канту.
И. Кант разделял темпераменты человека (проявления темперамента можно
заметить и у высших животных) на два типа: темпераменты чувства и
темпераменты деятельности.
Отсутствие необходимых знаний не позволяло дать в то время подлинно
научную основу учению о темпераментах, и только исследования высшей нервной
деятельности животных и человека, проведенные И. П. Павловым, установили,
что физиологической основой темперамента являются сочетания основных
свойств нервных процессов.
1.1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ТЕМПЕРАМЕНТА
Согласно учению И. П. Павлова, индивидуальные особенности поведения,
динамика протекания психической деятельности зависят от индивидуальных
различий в деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий
в нервной деятельности является проявление и соотношение свойств двух
основных нервных процессов - возбуждения и торможения.
Были установлены три свойства процессов возбуждения и торможения:
1) сила процессов возбуждения и торможения,
2) уравновешенность процессов возбуждения и торможения,
3) подвижность (сменяемость) процессов возбуждения и торможения.
Сила нервных процессов выражается в способности нервных клеток
переносить продолжительное либо кратковременное, но очень концентрированное
возбуждение и торможение. Это определяет работоспособность (выносливость)
нервной клетки.
Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью нервных
клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение.
При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки быстро переходят в
состояние охранительного торможения. Таким образом, в слабой нервной
системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия
быстро истощается. Но зато слабая нервная система обладает большой
чувствительностью: даже на слабые раздражители она дает соответствующую
реакцию.
Важным свойством высшей нервной деятельности является уравновешенность
нервных процессов, т. е. пропорциональное соотношение возбуждения и
торможения. У некоторых людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а
у других этого равновесия не наблюдается: преобладает или процесс
торможения или возбуждения.
Одно из основных свойств высшей нервной деятельности - подвижность
нервных процессов. Подвижность нервной системы характеризуется быстротой
сменяемости процессов возбуждения и торможения, быстротой возникновения и
прекращения их (когда этого требуют условия жизни), скоростью движения
нервных процессов (иррадиации и концентрации), быстротой появления нервного
процесса в ответ на раздражение, быстротой образования новых условных
связей, выработки и изменения динамического стереотипа.
Комбинации указанных свойств нервных процессов возбуждения и торможения
были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности. В
зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов
возбуждения и торможения различают четыре основных типа высшей нервной
деятельности.
Слабый тип. Представители слабого типа нервной системы не могут
выдерживать сильные, длительные и концентрированные раздражители. Слабыми
являются процессы торможения и возбуждения. При действии сильных
раздражителей задерживается выработка условных рефлексов. Наряду с этим
отмечается высокая чувствительность (т.е. низкий порог) на действия
раздражителей.
Сильный уравновешенный тип. Отличаясь сильной нервной системой, он
характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов -
преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.
Сильный уравновешенный подвижный тип. Процессы торможения и возбуждения
сильны и уравновешенны, но быстрота, подвижность их, быстрая сменяемость
нервных процессов ведут к относительной неустойчивости нервных связей.
Сильный уравновешенный инертный тип. Сильные и уравновешенные нервные
процессы отличаются малой подвижностью. Представители этого типа внешне
всегда спокойны, ровны, трудно возбудимы.
Тип высшей нервной деятельности относится к природным высшим данным,
это врожденное свойство нервной системы. На данной физиологической основе
могут образоваться различные системы условных связей, т. е. в процессе
жизни эти условные связи будут различно формироваться у разных людей: в
этом и будет проявляться тип высшей нервной деятельности. Темперамент и
есть проявление типа высшей нервной деятельности в деятельности, поведении
человека.
Особенности психической деятельности человека, определяющие его
поступки, поведение, привычки, интересы, знания, формируются в процессе
индивидуальной жизни человека, в процессе воспитания. Тип высшей нервной
деятельности придает своеобразие поведению человека, накладывает
характерный отпечаток на весь облик человека- определяет подвижность его
психических процессов, их устойчивость, но не определяет ни поведения, ни
поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев.
1.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМПЕРАМЕНТОВ
По мнению И.П. Павлова, темпераменты являются "основными чертами"
индивидуальных особенностей человека. Их принято различать следующим
образом:
сангвинический, флегматичный, холерический и меланхолический.
Установлена зависимость между типом высшей нервной деятельности и
темпераментом.
Типы высшей нервной деятельности и их соотношение с темпераментом
|сила нерв. |уравновешенность |подвижность |темперамент |
|процессов |нерв. процессов |нерв. | |
| | |процессов | |
|сильный |уравновешенный |подвижный |сангвиник |
|сильный | |инертный |флегматик |
|сильный |неуравновешенный | |холерик |
|слабый | | |меланхолик |
Сангвинический темперамент.
Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается
с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он
легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке,
активно вступает в контакты с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая
и сопровождается выразительными мимикой и жестами. Но этот темперамент
характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстро
меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у
сангвиника создается состояние активного возбуждения и он проявляет себя
как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны
и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и
сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука,
вялость.
У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и
недоброжелательности, но все эти проявления его чувств неустойчивы, не
отличаются длительностью и глубиной. Они быстро возникают и могут так же
быстро исчезнуть или даже замениться противоположными. Настроение
сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее
настроение.
Флегматический темперамент.
Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив,
уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность,
упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические
процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика
внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Причина этого -
уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. В отношениях с
людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него
устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и
в отношении его к событиям и явлениям жизни флегматика нелегко вывести из
себя и задеть эмоционально. У человека флегматического темперамента легко
выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но у флегматика следует
развивать недостающие ему качества - большую подвижность, активность, не
допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость,
инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных
условиях. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное
отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе.
Холерический темперамент.
Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны,
возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно.
Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной
деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости,
вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика,
торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека
холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро
возникают; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность,
свойственная холерику, ярко связывается и в его деятельности: он с
увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом
порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая
трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии
может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий
спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко
падает. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность,
эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно
оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в
коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость
порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей.
Меланхолический темперамент.
У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом
реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает
у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение
ее В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь
заинтересованность всегда связана с сильным нервным напряжением). Чувства и
эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают
медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью;
меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне
все эти переживания у них выражаются слабо. Представители меланхолического
темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с
малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость
в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное
состояние. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом
чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. У меланхоликов легко
развивать и совершенствовать свойственную им глубину и устойчивость чувств,
повышенную восприимчивость к внешним воздействиям.
Психологи установили, что слабость нервной системы не является
отрицательным свойством. Сильная нервная система более успешно справляется
с одними жизненными задачами, а слабая - с другими. Слабая нервная система
- нервная система высокой чувствительности, и в этом ее известное
преимущество. Знание темперамента, знание особенностей прирожденной
организации нервной системы, оказывающей влияние на протекание психической
деятельности человека, необходимо учителю в его учебной и воспитательной
работе. Следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента
очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы
темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных
темпераментов.
"Чистые" темпераменты встречаются относительно редко.
1.3. ТЕМПЕРАМЕНТ И ЛИЧНОСТЬ.
Темперамент является природной основой проявления психологических
качеств личности. Однако при любом темпераменте можно сформировать у
человека качества, которые несвойственны данному темпераменту.
Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что
темперамент несколько изменяется под влиянием условий жизни и воспитания.
Темперамент может изменяться и в результате самовоспитания. Даже взрослый
человек может изменить в определенную сторону свой темперамент. Известно,
например, что А. П. Чехов был человеком очень уравновешенным, скромным и
деликатным. Но вот интересный факт из его жизни. В одном из писем к жене О.
Л. Книппер-Чеховой Антон Павлович делает такое ценное признание: "Ты
пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы
у меня резкий, я вспыльчив и проч. и проч. Но я привык сдерживать себя, ибо
распускать себя порядочному человеку не подобает. В прежнее время я
выделывал черт знает что". Интересно отметить, что некоторые люди, познав
особенности своего темперамента, преднамеренно сами вырабатывают
определенные методы, чтобы овладеть им. Так поступал, например, А. М.
Горький, который сдерживал бурные проявления своего темперамента. Для этого
он сознательно переключался на разные побочные действия с предметами. С
людьми, которые высказывали противоположные ему взгляды, А. М. Горький
старался быть бесстрастным и спокойным.
Теперь, выяснив физиологические и психологические основы темперамента можно
говорить о методах изучения темперамента. К ним можно отнести лабораторные
методы и анамнестические.
2. О Лабораторном, комплексном (полифункциональный), естественном методах
исследования темперамента и методе наблюдения.
Наибольшую популярность в исследованиях темперамента, особенно в
павловском его понимании, получил метод лабораторного эксперимента, который
, по мнению его сторонников, позволяет максимально освободиться от
маскирующего влияния прошлого опыта. В таком эксперименте можно точно
измерять реакции, что особенно важно для получения их временных
характеристик и для оценки энергетических параметров поведения. Наконец,
лишь в лабораторных условиях можно измерять непроизвольные реакции, не
поддающиеся сознательному контролю субъекта и именно поэтому раскрывающие
свойственные ему подлинные особенности темперамента.
Значение этих условий, типичных для лабораторного эксперимента,
подчеркивают главным образом те психологи, которые занимаются изучением
типов нервной системы. Однако применительно к диагнозу темперамента
лабораторные методы имеют некоторые недостатки, главный из которых состоит
в том, что в таких условиях, как правило, производятся измерение по
необходимости кратковременно, происходит в небольшом временном интервале, а
это значит, что его результаты, по которым судят о темпераменте, могут
оказаться случайными, маловероятными. Это связано, в частности, с тем, что
физиологические механизмы темперамента, как мы уже говорили, очень сложны;
так тонус нервной системы, определяющий интенсивность реакции, обычно на
разных ее уровнях различен. Известно также, что некоторые реакции зависят
не только от темперамента индивида, но и от ряда других факторов, в
принципе не поддающихся одновременному контролю.
Для преодоления этих трудностей все чаще применяются комплексные,
полифункциональные исследования, в которых одновременно применяется ряд
измерительных приемов, многочисленные показатели свойств темперамента и
регистрация различных реакций. Конечно, такие исследования, учитывая
используемую в них аппаратуру, довольно дороги и требуют от
экспериментатора основательной подготовки, что не способствует их широкому
распространению.
Многие исследователи, особенно те, кто занимается изучением
темперамента у детей, проводят для диагноза темперамента естественный
эксперимент, который, обладая основными чертами экспериментального метода,
в то же время весьма близок к методу наблюдения. Этот метод создает
возможность для детального контроля условий и хода эксперимента, а также
для управления ими; вместе с тем он позволяет измерять интересующее нас
поведение в естественных условиях, близких к повседневной жизни ребенка.
Ребенок не знает о том, что он является объектом наблюдения, что его
реакции и формы поведения подробно регистрируются и направляются заранее
запланированной экспериментальной ситуацией.
Примерами естественного эксперимента по исследованию темперамента детей
могут служить разнообразные подвижные игры, организуемые исследователем.
Понятно, что они могут удовлетворять условиям такого эксперимента лишь в
том случае, если сам ход игры, ее правила будут навязаны экспериментатором,
строго контролироваться и регистрироваться им.
Остановимся на кратком описании малоизвестных даже среди психологов
опытов по изучению темперамента, проводившихся в 30-х гг. нашего столетия
С. Валигурской, которая была в Польше одним из пионеров количественного
подхода к подобным исследованиям и пользовалась собственным методом
естественного эксперимента.
Так, для измерения такого свойства, как двигательная импульсивность,
учитывалась скорость реагирования движением на определенную команду.
Девочки в возрасте 3-4 лет выстраивались в ряд. Их задачей было бежать к
экспериментатору после команды “Раз, два, три”, причем экспериментатор
вначале объяснил, что нужно начинать бег только после слова “три”. Попытки
повторялись пять раз. Показателем двигательной импульсивности считались
преждевременные реакции, то есть испытуемые оценивались как тем более
импульсивные, чем раньше перед произнесением слова “три” они начинали
бежать. Измеряемая здесь способность воздерживаться от преждевременной
реакции напоминает соответствующее типологии И.П. Павлова измерение силы
условного торможения.
С другой стороны, такое свойство темперамента, как темп реагирования,
или скорость реакции, С. Валигурска измеряла временем от момента подачи
команды до выполнения задачи. Например, подавалась такая команда: “Возьми
два кубика, один положи на скамейку, другой дай мне”. Задачи были разной
трудности. Всего подавалось восемь таких команд, причем измерялось
суммарное и раздельное время их выполнения. В другом опыте с той же целью
давали задачу нанизать бусинки и отделить горох от фасоли.
В обеих задачах регистрировалась скорость выполнения ребенком данной
работы. Подобным же образом измерялись другие выделенные автором свойства
темперамента: терпеливость, выдержанность, отвага и смелость.
Эти сравнительно простые и протекающие в естественных условиях
эксперименты дают возможность количественного описания отдельных свойств
темперамента при том, однако, условии, что применяемые в них задачи не
должны быть ни слишком легкими, ни слишком трудными и должны хорошо
дифференцировать обследуемых детей.
В педагогической работе наиболее подходящим методом диагностики
темперамента, как и других психологических особенностей ученика, является,
несомненно, наблюдение. Однако для определения темперамента и других черт
личности недостаточно просто наблюдать поведение индивида. Так, констатация
того, что ученик ленив, обманывает или проявляет интерес к определенным
сторонам жизни, ничего не говорит о его темпераменте, так как эти черты
зависят от характера, интересов или мотивации ребенка. В то же время, если
мы замечаем, что ребенок быстро выполняет порученное ему действие,
совершает движения с большей или меньшей энергией, или же знакомимся с
поведением ребенка в трудных или необычных жизненных ситуациях, то на
основании многих подобных наблюдений можно с известным приближением судить
об определенных особенностях его темперамента.
Успешным путем познания темперамента может быть только направленное
наблюдение, проводящееся таким образом, чтобы с его помощью можно было бы
действительно регистрировать те формы поведения, в которых в большей или
меньшей степени проявляются особенности темперамента. Проведение таких
наблюдений, особенно лицам, не имеющим специальной подготовки, может
облегчить прежде всего схема наблюдения, содержащая как бы программу
наблюдения. Эта схема указывает, на какие явления, а так же на какие формы
поведения и в каких ситуациях следует обратить особое внимание.
2.1 МЕТОДИЧЕСКИЕ ПУТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА.
Один из наиболее надежных методических путей психологического
исследования заключается в систематическом сопоставлении и координации
физиологического и психологического исследований.
В психологических исследованиях темперамента этот методический путь в
особенности плодотворен. Нейрофизиологические основы темперамента изучены в
большей степени, чем нейрофизиологические основы любого психического
процесса или свойства личности. Общие типы нервной системы - одна из
наиболее разработанных областей физиологии высшей нервной деятельности.
Здесь мы можем опереться на теорию, подкрепленную большим количеством
экспериментальных фактов и в большей степени проверенную практическим
применением. В последнее время теория общих типов и методики их
исследования очень широко разрабатывались и по отношению к человеку (Б. М.
Теплов, Н. А. Рокотова, А. Г. Иванов -Смоленский ). В нашем распоряжении
имеется богатый арсенал методических приемов по изучению общих типов
нервной системы человека. Физиологическое исследование общих типов нервной
системы открывает новые методические пути и для экспериментально
-психологического изучения темпераментов.
Чтобы выяснить, представляют ли свойства темперамента психологически
данные свойства, т. е. имеют ли они специфическую психологическую
характеристику, как уже говорилось выше, необходимо выяснить, имеется ли
между свойствами темперамента и свойствами общего типа высшей нервной
деятельности взаимно однозначная или многозначная связь. Для этого,
очевидно, необходимо сопоставление тех и других. Вопрос о роли
антенатальных и постнатальных факторов в формировании свойств темперамента
также требует такого сопоставления. Необходимо выяснить, могут ли
изменяться и в каких пределах изменяются свойства общего типа или их
проявления, в зависимости от каких внешних условий они изменяются. Таким
путем мы в состоянии частично обосновать предположение об изменчивости
свойств темперамента или их проявлений, а также о тех причинах и условиях,
от которых зависят эти изменения. Подтверждение этих предположений требует
психологического исследования.
Сопоставляя общий тип или отдельные его свойства с отношениями
личности, отдельными проявлениями этих отношений, чертами характера, со
способами действия и т. д., мы можем установить те гипотетические
закономерности связи темперамента и свойств личности, которыми следует
руководствоваться в психологическом исследовании.
Итак, основной методический путь в исследовании темперамента
заключается в сопоставлении данных физиологического и психологического
исследований.
Каковы должны быть основные методические принципы такого сопоставления
( В. С. Мерлин, 1957 ) ? Объективные внешние проявления психической
деятельности представляют собой в то же время и объективные проявления
физиологической деятельности коры больших полушарий. Каждая условная
реакция является одновременно показателем и физиологического условно-
рефлекторного механизма, и определенного психического проявления. Поэтому
сопоставление физиологического и психического не может заключаться в том,
что мы сопоставляем одни внешние проявления с другими, например
двигательные с секреторными или речевые с двигательными и секреторными.
Сопоставлять друг с другом следует не внешние проявления, а те внутренние
процессы, о которых мы судим по данным внешним проявлениям, т. е. процессы
психические и процессы нейрофизиологические. Сопоставление физиологического
и психического совершается путем двоякого истолкования частично или
полностью совпадающих в обоих случаях внешних проявлений. При этом способ и
характер психологического истолкования внешних проявлений существенно
отличаются от способа и характера физиологического истолкования.
При физиологическом истолковании внешние проявления выступают как
признаки, симптомы определенных нейрофизиологических процессов. Так,
например, усиление выделения слюны на данный раздражитель является
признаком усиления возбуждения или ослабления торможения, а ослабление
выделения слюны - признак противоположного хода нервных процессов. При
психологическом истолковании внешние проявления тоже могут выступать как
признак, симптом психической деятельности, которая в них выражается. Так,
например, покраснение или побледнение может быть признаком эмоциональной
реакции. Но, помимо того, в психологическом истолковании внешние проявления
выступают также в иной, совершенно специфической роли. Действия и поступки
человека представляют собой осуществление определенных целей, образов,
представлений, понятий. То, что раньше существовало лишь идеально - в
сознании человека, затем осуществляется реально, материально - в действиях,
поступках и продуктах деятельности. Действия, поступки, продукты
деятельности- это более и менее приблизительные копии соответствующих
образов, понятий, желаний и т. п. Поэтому по действиям, поступкам и
продуктам деятельности мы судим не только о наличии какого-то желания,
чувства, представления и т. п., но прежде всего об определенном содержании
этих желаний, образов, понятий, представлений, чувств. Истолкование
содержания психической деятельности является основным, исходным и
определяющим в психологическом истолковании. Качественные особенности
определенных психических процессов приобретают конкретное значение лишь в
связи с определенным психологическим содержанием.
Внешние проявления, если они рассматриваются лишь как симптомы, как
выражение психического, очень многозначны.
Исходя из учения И. П. Павлова, мы принимаем за главную физиологическую
основу темперамента общий тип нервной системы. При этом общий тип
понимается как конституционный тип нервной системы, как “определенный
комплекс основных свойств нервных процессов - раздражительного и
тормозного” ( П. С. Купалов, 1954, стр. 5 ). Этим, однако, отнюдь не
исключается допущение, что проявления темперамента могут зависеть и от
таких физиологических условий, которые лежат вне центральной системы,
например от индивидуальных свойств эндокринной системы или от общей
конституции организма.
Исходя из изучения И. П. Павлова, индивидуальные психические
особенности надлежит прежде всего систематически сопоставлять с общим типом
нервной системы и его свойствами. Что с чем при этом целесообразнее всего
сопоставлять?
С точки зрения факториальной концепции Cattell, понятие типа вообще
неправильно. Между отдельными чертами личности вообще не существует какой-
либо взаимно однозначной необходимой связи. Связь между чертами
многозначная, вероятностная. Поэтому Cattell при изучении темперамента и
личности вообще не пользуется понятием типа. Он пользуется понятием
фактора. Под фактором он понимает определенный симптомокомплекс свойств,
которые достаточно высоко и надежно коррелируют друг с другом.
С точки зрения факториальной концепции, общие типы высшей нервной
деятельности, по Гиппократу, представляют собой донаучные, житейские
понятия, так как они получены без всякого статистического обоснования.
Естественно, что с этой точки зрения сопоставление с общим типом нервной
системы в целом или с типом темперамента совершенно неправомерно.
Совершенно иначе обстоит дело, если мы будем понимать общий тип нервной
системы и тип темперамента по Павлову. По учению И. П. Павлова, между
отдельными свойствами общего типа существует закономерная и необходимая
однозначная связь. Поэтому нет необходимости обосновывать связь между
некоторыми свойствами общего типа только статистической корреляцией.
Закономерность и необходимость этой связи устанавливаются также в
физиологическом эксперименте.
Сопоставление отдельных психических свойств темперамента с общим типом
высшей нервной деятельности в целом особенно необходима тогда, когда
индивидуальная психическая особенность зависит не от одного какого-либо
физиологического свойства типа, а от нескольких. Так, например, И.М. Палей,
сопоставив сдерживание с общими типами нервной системы, показал, что оно
зависит не только от силы торможения, но и от силы возбуждения.
Такое сопоставление необходимо и для того, чтобы вообще отличить
свойства темперамента от других индивидуальных психических особенностей. Мы
исходим из предпосылки, что физиологическая основа темперамента - общий тип
нервной системы. Поэтому если данная психическая особенность не зависит от
типа нервной системы в целом, то она не может быть проявлением
темперамента. Таким путем в работах Л.Б. Ермолаевой - Томиной и А.И.
Ильиной были показаны различные маскировки темперамента.
Установление однозначной зависимости от общего типа нервной системы в
целом очень важно, даже если признать, что мы еще не знаем полностью всех
физиологических свойств, составляющих тип, и специфической роли каждого
отдельного свойства. Однозначная зависимость от общего типа в целом имеет
также очень важное практическое значение, в особенности тогда, когда
деятельность предъявляет к человеку жесткие, вполне однозначные требования.
Это очень хорошо обнаружилось при отборе кандидатов для космических
полетов. В этом случае приспособление к деятельности возможно лишь путем
отбора соответствующего типа.
Сопоставление с общим типом нервной системы в целом или с темпераментом
в целом, однако, недостаточно для разрешения целого ряда вопросов теории
темперамента. Между отдельными физиологическими свойствами типа и
индивидуальными психическими особенностями может существовать многозначная
связь. От одного физиологического свойства типа может зависеть несколько
разных психологических особенностей, и наоборот, определенная психическая
особенность может зависеть от нескольких различных физиологических свойств
типа. В таких случаях задача заключается в том, чтобы установить, какова
степень вероятности той или иной связи, т.е. в установлении не
аподиктической, а стохастической( вероятностной) связи. Это может быть
достигнуто только путем сопоставления отдельных физиологических свойств с
отдельными индивидуальными психическими особенностями и путем
статистической обработки полученного материала. Такая статистическая
обработка возможна только при массовом испытании отдельных физиологических
особенностей. В таких случаях факториальный анализ вполне правомерен и
целесообразен. При этом, однако, необходимо иметь в виду, что путем
статистической обработки мы устанавливаем лишь степень вероятности связи
между изучаемыми явлениями, а не причинную зависимость между ними.
Причинная зависимость может быть открыта лишь при помощи анализа конкретных
экспериментальных условий.
2.2. ЛАБОРАТОРНЫЕ МЕТОДЫ.
Одно из существенных различий в лабораторных методах исследования
Страницы: 1, 2
|