Рефераты

Методы преподавания психологии

Методы преподавания психологии

1. «Учебный предмет» как категория дидактики

1. это система педагогически-адаптированного, ценностного и

целеориентированного знания, соответствующего определенной области

науки или практики.

2. это система видов совместной познавательной деятельности, предметом

которой является педагогически адаптированные знания.

3. образовательная программа, построенная на определенной области знания.

Основная структурная единица учебно-воспитательного процесса. Каждый

У.п. имеет гл. функцию, выделяющую его ведущий компонент. Это могут быть

предметные научные знания (физика, химия, биология и др.), способы

деятельности (иностранный язык, черчение), способности к определённому

восприятию действительности (изобразительное искусство, музыка). Однако

предмет школьного изучения нельзя идентифицировать с соответствующей

областью науки, т.к., во-первых, он специфично отражает её содержание, во-

вторых, в У.п. включаются системы общеразвивающих умений и навыков, не

свойственных собственно содержанию науки.

У.п. не сводится к простой совокупности законов, понятий и методов

науки, а включает и другие компоненты, такие, как умение воспринимать и

анализировать информацию, принимать решение, планировать и контролировать

свою деятельность и др. Содержание общего образования реализуется чаще

всего в группах У.п., которые соответствуют каждому из компонентов опыта

личности: умственному образованию - основы наук; нравственному воспитанию -

предметы социального цикла; эстетическому воспитанию - предметы

эстетического цикла; воспитанию коммуникативности - предметы языкового

цикла.

2. Психология как учебный предмет.

3. Знание как категория дидактики.

Знание это образ объекта в сознании субъекта. Знание предстает как

форма развивающаяся, включающая в свое содержание и указание на границы

своей применимости, и указание на способы своего получения (возникновения).

В понятие знание включаются – умения и навыки. трактуются как формы

познавательной активности субъекта, указывающие на ее операционально-

динамическую сторону. Знание всегда о чем-то, оно предметно. Умения и

навыки – субъектны. Они характеризуют способность человека к

преобразованию, трансформации объекта сообразно с закономерностями его

собственного существования.

4. Психологическое знание и его специфика.

Психология – это отрасль знания, или, система доказательного знания о

психической реальности. Объект психологии есть объективированные формы

субъектной активности. Психологическое знание в существенной свой части –

это знание о сознании.

Ведущая особенность психологического знания состоит в том, что оно

возникает как результат осознания свойств сознания. В психологическом

знании явственно обнаруживается то, что оно есть единство процессов

объективации и субъективации (осмысления).

ВЕРИФИКАЦИЯ (от латинского verus — истинный и facio — делаю), проверка,

эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путем

сопоставления их с наблюдаемыми объектами, фактическими данными,

экспериментом.

Специфика психологического знания в том, каковы процедуры его

верификации. В данном случае верификация предполагает соотнесение

типичного, наиболее вероятного поведения со сформировавшимися у субъекта

представлениями о должном, социально одобряемом поведении. Знание истинно,

если образ объекта в сознании субъекта соответствует (тождествен) самому

этому объекту. Применительно к психологическому знанию проблема сразу же

обостряется, поскольку объект психологического знания также часто

существует лишь в самом сознании. (шкалы лжи в личностных опросниках)

5. Методологические основания классификации типов психологического знания.

Появление: возрастной психологи, детской, дифференциальной и т. п.

6. Методические основания типов психологического знания.

7. Понятие образовательного стандарта.

Образовательный стандарт по той или иной учебной дисциплине призван

выполнять функции норматива, который служит для оценки уровня

соответствующей подготовки. Он должен включать в себя, с одной стороны,

программы учебно-познавательной и педагогической деятельности, а с другой –

процедуры (средства), позволяющие оценить уровень владения материалом,

предусматриваемый этими программами.

Подходы к разработке образовательного стандарта.

Психолог должен владеть такими вопросами как:

1. объект и предмет психологии

2. соотношение объективной и субъективной реальности

3. психика и организм

4. активность психики: психика, поведение, деятельность

5. структура субъективной реальности

6. личность и межличностные отношения

7. свобода воли

8. личностная ответственность

9. общее и индивидуальное в психике человека.

8. Учебник как элемент системы дидактического обеспечения учебного

процесса.

Книга, в которой систематически излагаются основы знаний в

определённой области на уровне современных достижений науки и культуры;

основной и ведущий вид учебной литературы. У. отвечает целям и задачам

обучения, воспитания и развития определённых возрастных и социальных групп.

У., с одной стороны, является для подавляющей массы учащихся важным

(нередко основным) источником знаний, с другой - одним из гл. средств

обучения. Через У. осуществляется организация процесса усвоения содержания

образования, он призван формировать способность учащегося к накоплению

личного социального опыта, формированию у него умения оценивать явления и

события окружающей действительности, определять своё место в обществе.

Как средство обучения У. обладает определённой материальной формой

(выраженной в сложной структуре), которая жёстко связана с содержанием

образования, с процессом и результатами усвоения. Это положение предъявляет

высокие требования к конструкторам У. (автор, художник, редактор), требует

от них знания теории У. и закономерностей его создания.

Теория У. развивается на стыке педагогики, психологии, базовых наук,

искусств, книговедения. Существуют различные подходы к обоснованию

оптимальной структуры У.: с точки зрения содержательных компонентов (И.Я.

Лернер), У. как комплексная информационная модель учебно-воспитательного

процесса (В.П. Беспалько) и др. Окончательное суждение о качестве У.

позволяет сделать только его экспериментальная апробация в процессе

обучения.

Разработка в 70-80-х гг. основ теории школьного У. привела к выводу о

том, что в условиях единой школы, осуществляющей всеобщее среднее

образование, единый У. не может обеспечить учащимся современный уровень

образования. Была выдвинута задача создания учебно-методического комплекта

(УМК) как открытой системы учебных пособий. Реализация этой идеи требовала

издания широкой номенклатуры дополнительной учебной литературы. В начале 80-

х гг. УМК были созданы по каждому классу и учебному предмету. В ходе реформ

в 90-е гг. издание учебной литературы стало одним из факторов сохранения

единого образовательного пространства. Осн. критерием оценки У. является

его соответствие базисному инвариантному учебному плану или вариативным

региональным учебным планам, а также государственному образовательному

стандарту.

9. Современная учебная литература по курсу общей психологии.

Р. С. Немов «Психология» издательство Владос

Ю. Б. Гиппенрейтер «Введение в общую психологию» Москва ЧеРо Юрайт 2000

А. Г. Маклаков «Общая Психология» Питер 2000

Г. С. Абрамова «Общая психология учебное пособие для ВУЗов» М.: Академ.

Проект 2002

Л. Б. Ительсон «Лекции по общей психологи» АСТ Харвест

Е. А. Климов «Общая психологи» Юнити

Первушина О. Н. Общая психология: Методические указания. - Новосибирск:

Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996.

10. Механизмы учебно-познавательной деятельности. 11. Факторы её

успешности.

Один из основных видов деятельности человека, направленный на усвоение

теоретических знаний и способов деятельности в процессе решения учебных

задач. Систематическое осуществление У.д. способствует интенсивному

развитию у её субъектов теоретического сознания и мышления, осн.

компонентами которого являются содержательные абстракции, обобщения,

анализ, планирование и рефлексия.

У.д. нельзя отождествлять с теми процессами учения и усвоения, которые

включены в любые другие виды деятельности (игровую, трудовую и др.). У.д.

сознательно направлена на усвоение знаний и способов деятельности.

У.д. выполняет двоякую социальную функцию. С одной стороны, она

является условием и средством психического развития человека, обеспечивая

ему усвоение знаний и тем самым развитие специфических способностей, с

другой - У.д. является одним из осн. средств включения подрастающих

поколений в систему общественных отношений.

Как и игра, У.д. - производный, исторически выделившийся из труда вид

деятельности; её выделение связано с появлением теоретического знания.

Развитие человеческого знания вызывает развитие и изменение У.д.

В конце 50-х гг. Д.Б. Эльконин выдвинул общую гипотезу о строении

У.д., о её значении в психическом развитии ребёнка. Особенность У.д.

состоит в том, что её результатом является изменение самого учащегося, а

содержание У.д. заключается в овладении обобщёнными способами действий в

сфере научных понятий. Дальнейшее развитие эта идея получила в

исследованиях В.В. Давыдова.

В структуре У.д. выделяются потребность, задача, мотивы и

операции. Исходная форма У.д. - её коллективно распределённое осуществление

учащимися под руководством учителя. Формирование и развитие У.д. проходит

несколько этапов, каждому из которых соответствуют определённые ступени

образования. При переходе с этапа на этап видоизменяются её осн.

характеристики (содержание, формы организации и т.д.).

На этапе начального образования возникают и формируются осн.

компоненты структуры У.д. (у дошкольников имеются лишь их предпосылки). В

младшем школьном возрасте У.д. становится главной и ведущей среди других

видов деятельности. На протяжении всего начального образования в условиях

полноценной и развёрнутой У.д. она остаётся коллективно распределённой, но

при этом у большинства младших школьников складываются умения по

собственной инициативе ставить различные содержательные вопросы сверстникам

и учителям, умения не только участвовать в дискуссиях, но и быть их

инициаторами и даже организаторами. К концу начального обучения у детей

появляется способность сознательно контролировать свои учебные действия и

критически оценивать их результаты.

На втором этапе формирования У.д. (6-9-е классы) усложняется её

содержание - предметом усвоения становятся целостные системы теоретических

понятий, излагаемые абстрактным языком. Изменяется и организация У.д.,

учащиеся постепенно переходят к самостоятельному выполнению учебных задач.

Каждый ученик становится индивидуальным субъектом учения, его У.д.

приобретает форму внутреннего диалога с авторами учебников. У.д. теряет

свой ведущий характер; гл. роль в психическом развитии подростков

приобретает общественно значимая деятельность (спортивная, трудовая,

художественная и пр.). Но в сфере умственного развития У.д. продолжает

занимать гл. место.

В старшем школьном возрасте У.д. вновь становится ведущей, но в ней

появляется профессиональный уклон, позволяющий старшеклассникам

осуществлять профессиональное самоопределение. В студенческие годы У.д.

приобретает исследовательский характер и может быть названа учебно-

познавательной деятельностью.

При любом способе обучения у некоторых учащихся может стихийно

сформироваться целенаправленная У.д. Однако наивысшего уровня развития она

достигает при планомерном формировании, построенном на принципах теории

У.д.

Лекции:

Учебная деятельность – вид познавательной деятельности. Она

лимитированна во времени. Это несамостоятельная вторичная познавательная

деятельность. (воспроизведение в сознании учащегося уже известного в

обществе).

Факторы влияющие на успешность обучения:

. Существует оптимальное соотношение между словом и наглядностью

(т. е. Первая и вторая сигнальная система) при кот.

Результативность обучения лучше.

. Существует рецепторное и эффекторное соотношение (восприятие и

реагирование).

11. Профессиографическая характеристика деятельности преподавателя

психологии.

Любую профессиональную деятельность характеризует:

1. профессиональная этика

2. проффесионально-значимые способности

3. … функция

4. … умелость, мастерство

5. … качества личности

Структура профессионально-значимых способностей:

1. экспрессивные

2. эмпатия

3. суггистивность (внушение)

Профессионально-значимые педагогические функции:

Мастерство:

. представить образовательный процесс как последовательность учебных

задач

. педагог должен уметь строить учебный процесс, конструктивно воплощать

свои знания в занятие

. импровизация

. важны коммуникативные умения для установления контактов

. умения обнаруживать причинно-следственные связи как у себя так и у

учеников

Оценочная шкала:

. воспроизвести учебный материал (репродуктивное умение)

. умение адаптировать учебный материал

. умение перестраивать материал согласно подготовленности учеников

. умение использования своих знаний для формирования личности учащихся

13. Метод обучения как категория дидактики.

Методы обучения - это способы организации взаимосвязанной деятельности

педагога и обучаемых в целях формирования знаний, навыков, умений,

профессиональных, политических и нравственных качеств, необходимых для

успешного выполнения производственных задач.

Метод обучения характеризуется тремя признаками:

. обозначает цель обучения,

. способ усвоения,

. характер взаимодействия субъектов обучения.

М. О. изменяются с изменением целей и содержания образования.

14. Классификация методов обучения.

Дидактика, выделяет три группы методов обучения:

. Методы организации учебно-познавательной деятельности обучаемых:

словесные, наглядные и практические методы обучения. Сюда относятся:

лекция, беседа, рассказ, демонстрация наглядного материала,

упражнения, выполнение практических заданий и т. д.

. Методы стимулирования учебно-познавательных процессов: деловые игры,

дискуссии, “мозговые атаки” и другие активизирующие процесс познания

методы, а также поощрения, создание ситуаций психологического комфорта

или дискомфорта в результате нравственных переживаний и эмоциональных

волнений.

. Методы контроля за эффективностью этих процессов и в целом всей

деятельности: устная либо письменная проверка усвоенных знаний,

приобретенных навыков и умений.

15 метод воспитания как категория дидактики.

Совокупность наиболее общих способов решения воспитательных

задач и осуществления воспитательных взаимодействий.

Задача воспитания: формирование системы ценностных ориентаций.

16 Классификация методов воспитания.

1. Методы формирования познания: объяснение, разъяснение, лекция,

беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример

2. Методы организации деятельности и формирование опыта поведения:

педагогические требования, общественное мнение, поручение,

воспитательные ситуации

3. Методы стимулирования: поощрение, наказание.

17. Психологическое консультирование в системе преподавания психологии.

Участники процесса: консультант, клиент.

Их связывает проблема – дискомфортное состояние.

Задача:

. Создать более полное описание проблемы

. Причины

. Сформировать систему адекватных эспектаций (возможности друг друга)

18. Классификация стратегий оказания психологической помощи.

. Телесно-ориентированная терапия (бихевиоризм)

. Психоанализ

. Рациональная

. групповая

19. Методика использования дидактических средств наглядности в процессе

преподавания психологии.

1) свойство, выражающее степень доступности и понятности психических

образов объектов познания для познающего субъекта;

2) один из принципов обучения.

В процессе создания образа восприятия объекта наряду с ощущением

участвуют память и мышление. Образ воспринимаемого объекта является

наглядным только тогда, когда человек анализирует и осмысливает объект,

соотносит его с уже имеющимися у него знаниями. Наглядный образ возникает

не сам по себе, а в результате активной познавательной деятельности

человека. Образы представления существенно отличаются от образов

восприятия. По содержанию они богаче образов восприятия, но у разных людей

они различны по отчётливости, яркости, устойчивости, полноте. Степень Н.

образов представления может быть различной в зависимости от индивидуальных

особенностей человека, от уровня развития его познавательных способностей,

от его знаний, а также от степени Н. исходных образов восприятия.

Существуют также образы воображения - образы таких объектов, которые

человек никогда непосредственно не воспринимал. Однако они составлены,

сконструированы из знакомых и понятных ему элементов образов восприятия и

представления. Благодаря образам воображения человек способен вначале

представить себе продукт своего труда и лишь затем приступить к его

созданию, представить различные варианты своих действий. Чувственное

познание даёт человеку первичную информацию об объектах в виде их наглядных

представлений. Мышление перерабатывает эти представления, выделяет

существенные свойства и отношения между разными объектами и тем самым

помогает создавать более обобщённые, более глубокие по содержанию

психические образы познаваемых объектов.

Н. как принцип обучения был впервые сформулирован Я.А. Коменским, а в

дальнейшем развит И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским и другими педагогами.

Учитель может использовать различные средства Н.: реальные объекты, их

изображения, модели изучаемых объектов и явлений. Знание форм сочетания

слова и средств Н., их вариантов и сравнительной эффективности даёт

возможность учителю творчески применять средства Н. сообразно поставленной

дидактической задаче, особенностям учебного материала и конкретным условиям

обучения.

20 Методические аспекты контроля усвоения в процессе преподавания

психологии.

ЗАЧЁТ, форма проверки знаний и навыков студентов вузов и

учащихся средних профессиональных учебных заведений

ЭКЗАМЕНЫ (от лат. examen - взвешивание, испытание), одна из

традиционных форм проверки знаний учащихся.

Определяется:

. глубина и полнота знаний: правильность аргументации, раскрытие

самого существенного, раскрытие причинно-следственных связей

явлений.

. Выяснение самостоятельности мысли

. Степень развития умений и навыков

. Культура выражения знаний

21. Лекция как форма организации учебного процесса.

ЛЕКЦИЯ (от лат. lectio - чтение), систематическое,

последовательное, монологическое изложение учителем (преподавателем,

лектором) учебного материала, как правило, теоретического характера.

Традиционна для высшей школы, где на её основе формируются учебные

курсы.

Педагогический план ВУЗовской лекции:

1. Вводная часть (формируется проблема, литература)

2. Изложение. Анализ освещения событий.

3. Заключение. Основной вывод. Установка для самостоятельной работы.

Лекция проводится в форме монолога

A Внимание (со стороны слушателей)

I Информация (должен предоставить лектор)

D Потребности (слушателей)

A действия (домашние задания, давать их много или не давать совсем).

22. Семинарское занятие как форма организации учебного процесса.

Способствует углублённому изучению темы. Специфика С. -

коллективное обсуждение сообщений, докладов, рефератов, выполненных

учащимися самостоятельно.

23. Практикум как форма организации учебного процесса.

Самостоятельное выполнение учащимися практических и лабораторных работ.

Задача:

. Углубление знаний

. Овладение действующей техникой

. Формирование навыков

. Накопление первичного опыта в организации своей первичной

деятельности

24. Методические аспекты изложения темы «Психическая реальность и её

свойства».

Общее определение

С точки зрения современных представлений психическая реальность существует

в виде многообразия психических механизмов, носителями которых выступают

отдельные живые существа, и их сообщества. Психические механизмы

продуцируются в результате взаимодействия организма с окружающей средой.

Психические механизмы выполняют функции по отношению к своему носителю:

отражение – воспроизведение объектов экстрапсихической реальности,

аккумулирование опыта жизнедеятельности,

трансформация

прогнозирование внешних воздействий.

Ингридиенты психического

Внутри самой себя психическая реальность неоднородна. Как и во внешнем,

объективном, мире, так и во внутреннем мире существуют предметы, их

свойства и отношения между ними. Правда, применительно к внутреннему миру

чаще предпочитают говорить не о предметах, а об их психических образах.

Компоненты внутреннего мира лучше называть: процессы, функции, механизмы.

Ингредиенты психической реальности могут вступать друг с другом в

устойчивые взаимодействия.

Психологическая реальность и организм как ее носитель

Не у всякого живого существа в процессе его жизнедеятельности

формируются психические механизмы. Поэтому одна из фундаментальных проблем

психологии состоит в обнаружении границы между живыми существами,

обладающими психикой, и живыми существами, не обладающими ею.

Характеристические признаки объективной и субъективной реальности

Изначально, объективное – это то, что от меня не зависит, а

субъективное – то, причина чего лежит во мне самом, чем я в состоянии

управлять.

25. Методические аспекты изложения темы «Внешние границы предметной области

психологии.

Психическая реальность в истории науки выступает не только в качестве

объекта психологии. Она изучается и рядом других отраслей науки. На этом

основании, в частности, необходимо дифференцировать понятия "объект науки"

и "предмет науки". В рамках этой оппозиции объект – это часть объективной

реальности, а предмет – совокупность (система) признаков объекта,

выделяемых определенной отраслью с точки зрения значимых для нее проблем, с

помощью используемых ею методов и на основе выработанного ею понятийно-

терминологического аппарата. Один и тот же объект по-разному представляется

в различных науках. Предмет – определенная проекция объекта. Выделим

некоторые участки внешней границы предметной области психологии путем

сопоставления того, как "выглядит" психическая реальность с позиций

психологии и смежных с ней отраслей знания.

Психология и философия. Психология в качестве самостоятельной отрасли

знания сформировалась, отпочковавшись от философии. На протяжении же более

двух тысячелетий психология развивалась как раздел философии в качестве

философского учения о душе, аккумулируя и систематизируя сведения,

получаемые в ходе медицинской и педагогической практики.

Психология и физика. Психофизическая проблема. Как соотносятся

физиологические и психологические процессы.

Психология и биология. На границе между биологией и психологией,

рассматривается проблематика преобразования форм, в которых проявляется

активность организма – носителя психики, в формы психической активности,

продуцируемые и функционирующие на их основе.

Психология и социология. При рассмотрении психических механизмов регуляции

поведения человека следует принять во внимание обусловленность их

формирования и функционирования не только со стороны абиотических и

биотических факторов, но и со стороны структур социального взаимодействия.

Единый процесс эволюционного становления человека и исторического

формирования общества, на основе современных представлений разделяется на

стадии, смена которых связана с качественными преобразованиями орудийно

опосредствованной деятельности человека, психических механизмов ее

регуляции структурами социальных организаций.

26. Методические аспекты изложения темы «Внутренняя структура предметной

области психологии».

дифференциальная психология психология активности

общая психология

психология развития психология сообществ

Напомним, что ранее мы охарактеризовали психическую реальность как

многообразие психических механизмов. Тогда дифференциальную психологию

можно определить как психологию различий или как отрасль психологии,

рисующую картину многообразия сосуществующих психических механизмов в

аспекте их отличий друг от друга. В свою очередь, психология развития – это

отрасль преемственно (генетически) связанных друг с другом механизмов.

Предложенные определения дают несколько расширительную трактовку

одноименным отраслям психологии в сравнении с обычно приводимыми в

справочной литературе. Однако эти отличия не столь велики, чтобы они не

позволили увидеть сходство. Приведем в качестве примера характеристику

дифференциальной психологии. "Дифференциальная психология – отрасль

психологии, изучающая психологические различия как между индивидами, так и

между группами людей, причины и последствия этих различий. Предпосылкой

возникновения дифференциальной психологии явилось внедрение в психологию

эксперимента, а также генетических и математических методов.

Дифференциальная психология складывалась под непосредственным воздействием

со стороны практики – педагогической, медицинской и инженерной. Начало ее

разработке положил Ф.Гальтон, создавший ряд приемов и приборов для изучения

индивидуальных различий, в том числе для их статистического анализа. Термин

"дифференциальная психология" ввел немецкий психолог В.Штерн в работе

"Описание индивидуальных различий" (1900). Первыми крупными представителями

нового направления были А. Бине, А. Ф. Лазурский, Дж. Кеттел.

Сохраняя четырехчленное деление, можно определенные отрасли психологии

представить следующим образом (рис.3).

|психология | |психология |

|индивидуальных различий | |профессиональных различий|

| |дифференциальная | |

| |психология | |

|психология | |психология |

|половых различий | |этнических различий |

| |

|психология онтогенеза | |психология филогенеза |

| |психология развития | |

|история психологии | |психология социогенеза |

Рис. 3

Двум другим отраслям психологии, которые мы выделили на первом ярусе нашей

классификации, как правило, затруднительно подыскать аналоги в существующих

классификациях, однако отрасли, которые их составляют, идентифицируются без

труда. Психология активности в целом может быть определена как отрасль

психологии, изучающая основные виды человеческой активности с точки зрения

выделения в них психических механизмов, функционирующих в них и

регулирующих их (рис.4).

|психология общения | |психология труда |

| |психология активности | |

|психология игры | |психология познания|

Рис. 4

Психология сообществ выделяет многообразия сосуществующих механизмов

психики с точки зрения осуществляющихся в них процессов информационного

обмена, взаимоотображения актуализируемых многообразий (рис.5).

|психология религии | |инженерная психология |

| |психология сообществ | |

|социальная психология| |экопсихология |

27. методические аспекты изложения темы «человек как предмет общей

психологии»,

Первым и важнейшим объектом психологии является человек. Как и любой

другой объект действительности, человек обладает бесконечным набором

свойств – признаков, обнаруживающихся через его отношения к бесконечно

разнообразной действительности, через способы воздействия действительности

на человека.

Попытки определенным образом структурировать признаки, характеризующие

психический облик человека, в европейской культуре известны с античных

времен. Здесь они выступают в форме различных описаний состава человеческой

души.

В языковой картине человек предстает как существо, противопоставляемое

животным, и прежде всего качественно отличное от них по таким признакам

(психическим функциям), как мышление. мораль, воля, речь.

Четырехаспектная модель психики Б. Г. Ананьева .

индивид, личность, субъект и индивидуальность.

Индивид – конкретный человек как носитель своеобразных физиологических

особенностей.

Личность – это человек, как субъект социальных отношений, носитель

социально значимых качеств.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие конкретной личности, её

природных и социально-приобретенных свойств.

Субъект – это человек как типичный носитель видов человеческой активности;

Потребности и способности как ингредиенты внутреннего мира человека.

Развитие со времен античности

28. Методические аспекты изложения темы «возраст как категория общей

психологии».

Категория, служащая для обозначения временных характеристик

индивидуального развития. В отличие от хронологического В., выражающего

длительность существования индивида с момента его рождения, понятие

психологического В. обозначает определенную, качественно своеобразную

ступень онтогенетического развития обусловливаемую закономерностями

формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую

конкретно-историческое происхождение.

В современной возрастной психологии и педагогике принята следующая

возрастная периодизация:

- младенчество - от рождения до года;

- преддошкольное детство (1-3 года);

- дошкольное детство (3-6 лет);

- младший школьный возраст (6-10 лет);

- подростковый возраст (10-15 лет);

- юность (первый период - 15-17 лет; второй период 17-21 год)

(Российская педагогическая энциклопедия, 1993).

Для каждого возраста определяются свои нормы развития. Стабильность

чередуется с кризисами возрастного развития.

Проектирование занятия

1. выбор темы

2. с кем

3. выбор формы организации учебного процесса

4. сформулировать цели и задачи

5. способствовать формулированию Я-к

6. выделение списка ключевых понятий

7. выделение основных тезисов 7+/-2

8. контрольно-диагностические задания

Темперамент

Склонность к специфическим эмоциональным реакциям и настроениям.

ТЕМПЕРАМЕНТ - совокупность типологических особенностей человека,

проявляющиеся в динамике его психологических процессов: в быстроте и силе

его реакции, в эмоциональном тонусе его жизнедеятельности.

Темперамент - это проявления в психике человека врожденного типа нервной

деятельности. Следовательно, к свойствами темперамента относятся, прежде

всего, врожденные и индивидуально-своеобразные свойства человека.

от темперамента зависит характер протекания психической деятельности,

а именно:

1)скорость возникновения психических процессов и их устойчивость

(например, скорость восприятия, быстрота ума, длительность сосредоточения

внимания),

2)психический ритм и темп,

3)интенсивность психических процессов(например, сила эмоций,

активность воли),

4)направленность психической деятельность на какие-то определенные

объекты (например, постоянное стремление человека к контактам с новыми

людьми, к новым впечатлениям от реальной действительности или обращенность

человека к самому себе, к своим идеям и образам).

Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с

другими психическими особенностями человека. Различные свойства

темперамента закономерно связаны между собой, образуя определенную

организацию, структуру, характеризующую тип темперамента.

Гиппократ

Естественно, что изменяются и характеристика основных типов

темперамента, и представление о количестве типов. Одними и теми же словами

- "сангвиник", "холерик", "флегматик" и "меланхолик" - разные психологи

обозначали совершенно различные характеристики. Гален насчитал несколько

разновидностей четырех типов. Другие ученые различали шесть, восемь и т.д.

типов.

Начиная с Канта стали отличать свойства темперамента от других

индивидуальных свойств(характера личности). Однако в течение длительного

времени не было предложено какого-либо строгого и точного критерия для

такого различения.

Наконец, в истории учения о темпераменте изменилось понимание его

физиологических основ. Наибольшее значение имеет борьба двух основных

направлений - объяснение типов темперамента соотношением деятельности желез

внутренней секреции(немецкий психолог Кречмер, американский - Шелдон) или

соотношение свойств нервной системы.

Научное объяснение природы темперамента дал И. П. Павлов в учение

основных свойств нервной системы. Основой же индивидуальных различий в

нервной деятельности является проявление и соотношение свойств двух

основных нервных процессов - возбуждение и торможение.

Сила нервных процессов выражается в способности нервных клеток

переносить продолжительное либо кратковременное, очень концентрированное

возбуждение и торможение. Это определяет работоспособность (выносливость)

нервной клетки.

Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью нервных

клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение.

При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки просто переходят в

Страницы: 1, 2


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ