Рефераты

Межличностные отношения в коллективе подростков

Межличностные отношения в коллективе подростков

ТЕМА: межличностные отношения в коллективе подростков

ПЛАН

Введение

1. Роль семейных отношений в формировании коммуникативных качеств

подростков

2. Межличностные отношения среди подростков

2.1. Исследование подростковых копаний

2.2. Исследование психологического климата в коллективе подростков

Заключение

Литература

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

«Человек один…ни черта». Это предсмертные слова героя романа

Э.Хемингуэя «Иметь и не иметь» являются одной из аксиом человеческого

существования. Где бы мы и кем бы мы ни были, какую позицию не занимали бы

в сложнейшей координатной сетке общественных отношений, мы всегда находимся

сред людей, и, даже будучи в полном одиночестве, мы тем не менее не

остаемся одни, ибо окружающие нас значимые, близкие и дорогие люди

продолжают жить в нашем сознании, определяя и его содержание, и

соответственно весь строй нашего поведения. Таким образом, отношения с

другими людьми важны и актуальны ля человека любого возраста. Однако их

значимость усиливается именно в подростковом возрасте, когда из маленького

ребенка человек постепенно превращается в юношу. Именно поэтому становление

и развитие межличностных отношений подростков должна стать одной из

актуальнейших тем в современной психологии.

Объектом нашего исследования являются межличностные отношения в целом,

а предметом, подробно рассматриваемом в контексте объекта – межличностные

отношения в коллективе подростков.

Цель данного исследования – установить факторы, влияющие на

становление коммуникабельных качеств личности подростков, а также

рассмотрение форм организации общения в подростковой среде.

1.1. Роль семейных отношений в формировании коммуникативных качеств

подростков

Одна из главных особенностей подросткового и раннего юношеского

возраста - смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми.

"Мы и взрослые" - постоянная тема подростковой и юношеской

рефлексии. Конечно, возрастное "Мы" существуют и у ребенка .Но ребенок

принимает различие двух миров - детского и взрослого - и то, что отношения

между ними неравноправны, как нечто бесспорное, само собой разумеющееся.

Подростки стоят где-то "посередине", и эта промежуточность положения

определяет многие свойства их психологии, включая и самосознание.

Французские психологи (Б. Заззо, 1969 ) спрашивали детей

от 5 до 14 лет, считают ли они себя "маленькими", "большими" или "средними"

( не по росту, а по возрасту); при этом выяснилась эволюция самих эталонов

"роста". Дошкольники часто сравнивают себя с младшими и потому утверждают,

что они "большие".

Школьный возраст дает ребенку готовый количественный эталон сравнения

- переход из класса в класс; большинство детей считают себя "средними", с

отклонениями преимущественно в сторону " большого ".С 11 до 12 лет точка

отсчета меняется; ее эталоном все чаще становиться взрослый, "расти" -

значит становиться взрослым.

Советские психологи, начиная с Л. С. Выготского, единодушно считают

главным новообразованием подросткового возраста чувство взрослости .Однако

ориентация на взрослые ценности и сравнение себя со взрослыми зачастую

заставляют подростка снова видеть себя относительно маленьким,

несамостоятельным. При этом , в отличии от ребенка, он уже не считает такое

положение нормальным и стремиться его преодолеть. Отсюда противоречивость

чувства взрослости - подросток претендует быть взрослым и в то же время

знает, что уровень его притязаний далеко не во всем подтвержден и оправдан.

Одной из самых важных потребностей переходного возраста становиться

потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших

вообще, а также от установленных ими правил и порядков. Как же появляется

эта возрастная тенденция (не смешивать с отношениями между поколениями!) в

отношениях старшеклассников с наиболее значимыми для них конкретными

взрослыми ,которые являются не только старшими по возрасту, но и

полномочными представителями общества взрослых в целом, - родителями и

учителями?

Из факторов социализации ,рассматриваемых по отдельности ,самым важным

и влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка

общества ,влияние которой ребенок испытывает раньше всего ,когда он

наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальное положение, род

занятий, материальный уровень и уровень образования родителей ,в

значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме

сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на

ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого

воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.

Нет практически ни одного социального или психологического аспекта

поведения подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных условий

в настоящем или прошлом.

Правда, меняется характер этой зависимости. Так, если в прошлом

школьная успеваемость ребенка и продолжительность его обучения зависели

главным образом от материального уровня семьи, то теперь этот фактор менее

влиятелен.

По данным ленинградского социолога Э. К. Васильевой (1975), у

родителей с высшим образованием доля детей с высокой успеваемостью (средний

балл выше 4) втрое выше, чем в группе семей с образованием родителей ниже

семи классов. Эта зависимость сохраняется даже в старших классах, когда

дети имеют навыки самостоятельной работы и не нуждаются в непосредственной

помощи родителей.

Помимо образовательного уровня родителей, сильно влияет на судьбу

подростков и юношей состав семьи и характер взаимоотношений между ее

членами.

Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего

большинства так называемых трудных подростков.

Значительное влияние на личность подростка оказывает стиль его

взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным

положением.

Существует несколько относительно автономных психологических

механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей. Во-первых,

подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и

наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание

ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно

становиться для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Во-вторых,

идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример,

старается стать таким же ,как они . В-третьих, понимание: зная внутренний

мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым

формируют его самосознание и коммуникативные качества.

Семейная социализация не сводиться к непосредственному «парному»

взаимодействию ребенку с родителями. Так, эффект идентификации может быть

нейтрализован встречной ролевой взаимодополнительностью: например, в

семье, где оба родителя умеют очень хорошо вести хозяйство, ребенок может и

не выработать этих способностей, так как, хотя у него перед глазами хороший

образец, семья не нуждается в проявлении этих качеств; напротив, в семье,

где мать бесхозяйственна, эту роль может взять на себя старшая дочь. Не

менее важен механизм психологического противодействия: юноша, свободу

которого жестко ограничивают, может выработать повышенную тягу к

самостоятельности, а тот, кому все разрешают, вырасти зависимым. Поэтому

конкретные свойства личности ребенка в принципе невыводимы ни из свойств

его родителей (ни по сходству, ни по контрасту), ни из отдельно взятых

методов воспитания (Д. Баумринд, 1975).

Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений и

преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.

Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи

представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально

близкие, теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь), а на

другом - далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными

средствами воспитания являются внимание и поощрение, во втором - строгость

и наказание. Множество исследований доказывают преимущества первого

подхода. Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств

родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые и

дружественные отношения с другими людьми и устойчивый положительный образ

«Я». Изучение юношей и взрослых, страдающих психофизиологическими и

психосоматическими нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями

в общении, умственной деятельности или учебе, показывает, что все эти

явления значительно чаще наблюдаются у тех, кому в детстве недоставало

родительского внимания и тепла. Недоброжелательность или невнимание со

стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта

враждебность может проявляться как явно, по отношению к самим родителям,

так и скрытно. Безотчетная, немотивированная жестокость, проявляемая

некоторыми подростками и юношами по отношению к посторонним людям, не

сделавшим им ничего плохого, нередко оказывается следствием детских

переживаний. Если же эта бессильная агрессия направляется внутрь, она дает

низкое самоуважение, чувства вины, тревоги и т.д.

Эмоциональный тон семейного воспитания существует не сам по себе, а в

связи с определенным типом контроля и дисциплины, направленных на

формирование соответствующих черт характера. Разные способы родительского

контроля также можно представить в виде шкалы, на одном полюсе которой

высокая активность, самостоятельность и инициатива ребенка, а на другом -

пассивность, зависимость, слепое послушание (Г. Элдер, 1971) .

За этими типами отношений стоит не только распределение власти, но и

разное направление внутрисемейной коммуникации: в одних случаях

коммуникация направлена преимущественно или исключительно от родителей к

ребенку, в других - от ребенка к родителям.

Разумеется, способы принятия решений в большинстве семей варьируют в

зависимости от предмета: в одних вопросах старшеклассники имеют почти

полную самостоятельность, в других (например, в финансовых) - право решать

остается за родителями. Кроме того, родители не всегда практикуют один и

тот же стиль дисциплины: отцы, как правило, воспринимаются юношами и на

самом деле бывают более жесткими и авторитарными, чем матери, так что

общий семейный стиль в известной мере компромиссный. Отец и мать могут

взаимно дополнять, а могут и подрывать влияние друг друга.

Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются

обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля

воспитания.

Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию

самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности.

Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с

тем гибко и рационально: родитель всегда объясняет мотивы своих требований

и поощряет их обсуждение подростком; власть используется лишь в меру

необходимости; в ребенке цениться как послушание, так и независимость;

родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает

себя непогрешимым; он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит

только из его желаний.

1.2. Межличностные отношения среди подростков

Одна из главных тенденций переходного возраста – переориентация

общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или

менее равных по положению.

Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить

родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у

дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на

развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение же

подростков по своей сути является коллективно-групповым.

Во-первых, общение сверстников очень важный канал информации; по нему

подростки узнают многие необходимые им вещи, которые им по тем или иным

причинам не сообщают взрослые, например, подавляющую часть информации о

вопросам пола подросток получает от сверстников, поэтому их отсутствие

может задержать его Психосексуальное развитие или придать ему нездоровый

характер.

Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая

игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки

социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной инициативе и в

то же время отстаивать свои права, соотносить личностные интересы с

общественными. Вне общества сверстников, где взаимодействия строятся

принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь

поддерживать, ребенок не может вырабатывать необходимых взрослому

коммуникативных качеств, соревновательность групповых взаимоотношений,

которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной

школой.

В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание

групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не

только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему

чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости.

Психология общения в подростковом возрасте строится на основе

противоречивого переплетения двух потребностей: обособления (приватизации)

и аффиляции, то есть потребности в принадлежности, включенности в какую-

либо группу, общность.

Обособление чаще всего проявляется в эмансипации от контроля старших.

Однако оно действует и в отношениях со сверстниками.

Усиливается потребность не только в социальной, но и в

пространственной автономии, неприкосновенности своего личного пространства.

Однако кроме спокойного умиротворенного уединения существует

мучительное и напряженное одиночество – тоска , субъективное состояние

душевной и духовной изоляции, непонятности, чувство неудовлетворенной

потребности в общении, человеческой близости.

Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными

трудностями становления личности, порождает у подростков неутолимую жажду

общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находят или

надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность,

эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значимости.

Напряженная потребность в общении и аффиляции превращается у многих

ребят в непобедимое стадное чувство: они не могут не только дня, но часа

пробыть вне своей , а если своей нет – какой угодно компании. Особенно

сильна такая потребность у мальчиков.

При сходстве внешних контуров социального поведения глубинные мотивы,

скрывающиеся за юношеской потребностью в аффиляции, индивидуальны и

многообразны. Один ищет в обществе сверстников подкрепления самоуважения,

признания своей человеческой ценности. Другому важно чувство эмоциональной

сопричастности, слитности с группой. Третий черпает недостающую информацию

и коммуникативные навыки. Четвертый удовлетворяет потребность властвовать,

командовать другими. Большей частью эти мотивы и переплетения не

осознаются.

Типичная черта подростковых групп – чрезвычайно высокая конформность.

Яростно отстаивая свою независимость от старших, подростки зачастую

абсолютно некритично относятся к мнениям собственной группы и ее лидеров.

Следует отметить, что коммуникативные черты и стиль общения юношей и

девушек не совсем одинаковы. Это касается и уровня общительности и

характера аффиляции.

На первый взгляд мальчики во всех возрастах общительнее девочек. С

самого раннего возраста они активнее девочек вступают в контакт с другими

детьми, затевают совместные игры и т.д. чувство принадлежности к группе

сверстников для мужчин всех возрастов значительнее важнее, чем для женщин.

Однако различия между полами в уровне общительности не столько

количественные, сколько качественные. Содержание совместной деятельности и

собственный успех означает для мальчиков больше, чем наличие симпатии к

другим участникам игры.

С ранних возрастов мальчики тяготеют к более экстенсивному, а девочки

– к интенсивному общению; мальчики чаще всего играют большими группами, а

девочки – по двое или по трое. Разные способы социализации мальчиков и

девочек, существующие во всех человеческих обществах, с одной стороны –

создают и воспроизводят психологические половые различия. Причем речь идет

не просто о количественных различиях в степени общительности мальчиков и

девочек, но о качественных различиях в структуре и содержании их общения и

жизнедеятельности.

Юношеские группы удовлетворяют в первую очередь потребность в

свободном, нерегламентированном взрослыми общении. Свободное общение – не

просто способ проведения досуга, но средство самовыражения, установления

новых человеческих контактов, из которых постепенно выкристаллизовывается

что-то интимное, исключительно свое.

Разные виды общения могут существовать, выполняя разные функции, их

удельный вес и значимость с возрастом меняется. Меняются и

привилегированные места встреч. У подростков это чаще всего двор или своя

улица.

Разные формы и места общения не только сменяются друг друга, но и

сосуществуют, отвечая разным психологическим потребностям.

Если компании формируются лавным образом на базе совместных

развлечений, то человеческие контакты в них, будучи эмоционально значимыми,

обычно остаются поверхностно. Качество совместного времяпрепровождения

часто оставляют желать лучшего.

Некоторые из таких компаний перерастают в антисоциальные.

Юношеские группы и их соперничество – всеобщий факт человеческой

истории. Явление это многоуровневое. Саамы глубинный, универсальный его

пласт – противопоставление. «Мы» и «Они» по территориальному принципу –

существуют практически везде. Однако ослабление влияние семьи, особенно

отцовского начала, повышает степень идентификации мальчика-подростка и

группой, создавая та называемый «эффект стаи».

2.1. исследование подростковых компаний

Взаимоотношения с другими людьми и важны и актуальны для человека

любого возраста. Однако особо значимой предоставляется их роль для

старшеклассников – юношей и девушек 14-17 лет, которые как раз в этом

возрасте осваивают во взаимодействии со сверстниками сложный мир

человеческих связей, постигают сущность собственного «Я» в соответствии с

«зеркальным» эффектом и одновременно удовлетворяют потребности в

человеческих связях, самоутверждении, в привязанности, в самосознании, а

также в системе ориентаций и объекте поклонения. Именно поэтому

исследование возникающих межличностных отношений подростков является одной

из актуальных тем в современной психологии отношений.

Необходимо исследовать компании подростков для полноты картины,

а затем психологический климат, царящий в коллективе подростков.

Для этого подросткам предлагалась анкета, содержащая 14 вопросов.

(бланк анкеты приведен в приложении).

По результатам исследования получили следующую таблицу

|№ |вопрос |А |Б |в |

|1 |15 |

|2 |19 |

|3 |25 |

|4 |36 |

|5 |-2 |

|6 |40 |

|7 |26 |

|8 |37 |

|9 |29 |

|10 |21 |

|11 |15 |

|12 |14 |

|13 |17 |

|14 |2 |

|15 |4 |

|16 |-4 |

|17 |12 |

|18 |19 |

|19 |37 |

|20 |28 |

Обобщив данные, получаем следующую таблицу:

|Количество |Высокая |Средняя |Равнодушие |Низкая |

| |степень |степень | |степень |

| |благополучия |благополучия | |благополучия |

|Количество |9 |9 |2 |- |

|чел. | | | | |

|% |45 |45 |10 |0 |

Таким образом, на основании результатов исследования удалось

установить, что большинство подростков считает в высокой степени

благополучным свой коллектив. Это связано прежде всего с тем, что начинает

становится значимым межличностное общение со сверстниками, происходит смена

значимости общения со взрослыми на общение со сверстниками. В своем

коллективе дети чувствуют себя на равных друг с другом, чего им практически

не могут обеспечить взрослые.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, на основании результатов исследования удалось

установить, что на становление межличностных отношений в подростковом

возрасте имеют огромное влияние ряд факторов, среди которых и среда, в

которой находится подросток, стиль общения, принятый в отношениях как

родителей к детям, так и между самими родителями.

В подростковом возрасте нарастающее значение имеет автономизация

подростков и перенос авторитета в общении с родителей, учителей и вообще

взрослых на своих сверстников. Это связано прежде всего с тем, что именно в

этом институте социализации возможно равенство в общении. Именно поэтому

начинают формироваться устойчивые компании подростков.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Байярд Р.Т., Байярд Д., "Ваш беспокойный подросток", М.: "Просвещение",

1991 г.

2. Блага К., Шебек М., "Я - твой ученик, ты - мой учитель.", М.:

"Просвещение", 1991 г.

3. Возрастная и педагогическая психология под ред. Гамезо и др., М.: 1984

4. Волкова Е.М.,"Трудные дети или трудные родители?", М.: "Профиздат", 1992

г.

5. Гуревич К. М. Индивидуально-психологические особенности школьника, М.,

Знание, 1988;

6. Ковалев С.В., "Психология современной семьи.", М.: "Просвещение", 1988

г.

7. Кон И.С., "Дружба", М.: "Просвещение", 1980 г.

8. Кон И.С., "Психология ранней юности", М.: "Просвещение", 1991 г.

9. Лесгафт П.Ф., "Семейное воспитание ребенка и его значение", М.:

"Педагогика", 1991

10. Личко А.Е., "Психопатии и акцентуации характера у подростков.". М.:

1983 г.

11. Макаренко А.С., "Книга для родителей", Л.: "Лениздат", 1981 г.

12. Мудрик А. В. Общение школьника, М., Знание, 1987;

13. Овчарова Р.В., "Справочная книга школьного психолога", М.:

"Просвещение", "Учебная литература", 1996 г.

14. Панкова Л.М., "У порога семейной жизни.", М.: "Просвещение", 1991 г.

15. Петровский А.В., "Возрастная и педагогическая психология", М.:

Педагогика, 1975 г.

16. Поливанова Л.Б., "Психологическое содержание подросткового возраста"

\\Вопросы психологии N5 1992 г.

17. Психология (словарь) \ под ред. А.В.Петровского, М.Г .Ярошевского

М.: Изд. политической литературы, 1990 г.

19. "Психология современного подростка" под ред. Д.И.Фельдштейна, М.:

Педагогика, 1987 г.

20. Ремшмидт Х., "Подростковый и юношеский возраст"//Мир 1994 г.

21. Рогов Е.И., "Настольная книга практического психолога в образовании",

М.: "Владос", 1996 г.

22. Сатир В., "Как строить себя и свою семью.", М.: "Педагогика - Пресс",

1992 г.

23. Семенов В. Д. Быть собой, М., Знание, 1989;

24. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я., "Отцы и дети в меняющемся мире", М.:

"Просвещение", 1991 г.

25. Спиваковская А.С., "Как быть родителями: (о психологии

родительскойлюбви)"

М.: "Педагогика", 1986 г.

26. "Учителям и родителям о психологии подростка", Под ред. Г.Г.Аракелова,

М.: "Высшая школа", 1990 г.

27. А.Фромм, "Азбука для родителей", Л.: 1991 г.

28. Фролов С. С. Основы социологии, М., Юристъ, 1997;

29. Хоментскаус Г.Т., "Семья глазами ребенка", М.: 1990 г.

30. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании, М., Владос, 1995

Приложение

1. Как часто собирается ваша компания?

А) каждый день;

Б) через день;

В) реже.

2. Где вы обычно собираетесь?

А) в подвале или бродим по улицам;

Б) на площадке пред домом или в подъезде;

В) у кого-либо на квартире

3. Сколько в группе лидеров?

А) один;

Б) несколько;

В) нет ни одного.

4. Что является музыкальным сопровождением ваших посиделок?

А) блатной музыкальный фольклор;

Б) западные и отечественные группы;

В) гитара или обходимся без музыки.

5. приходилось ли вам вместе с группой гулять всю ночь на пролет?

А) да;

Б) часов до двух ночи;

В) нет.

6. В каком количестве группа употребляет спиртное?

А) без ограничений;

Б) до легкого опьянения;

В) не употребляет.

7. Сколько членов группы курит табак?

А) все;

Б) половина;

В) никто.

8. Сколько членов группы употребляет травку или другие наркотики?

А) все;

Б) половина;

В) никто.

9. считаете ли вы, что, являясь членом группы можно легче удовлетворить

любопытство в сексе?

А) да;

Б) не уверен, но возможно;

В) нет.

10. Участвует ли ваша группа в защите своей территории?

А) да;

Б) некоторые в составе других групп;

В) нет.

11. Есть ли среди членов группы люди с преступным опытом?

А) да;

Б) не уверен, но возможно;

В) нет.

12. Участвует ли ваша группа в коллективных драках?

А) да;

Б) некоторые в составе других групп;

В) нет.

13. Чтобы сделала ваша компания, если бы вечером проходила мимо пьяного

человека?

А) обобрала бы;

Б) оценила бы обстановку и не тронула, но посмеялась;

В) ничего.

14. Чтобы предприняла группа, если бы вы заявили о своем уходе из нее?

А) избила бы;

Б) припомнила бы все «долги и услуги»;

В) ничего.

Приложение

Положительные особенности |+3 |+2 |+1 |0 |-1 |-2 |-3 |Отрицательные

особенности | |Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение | | | | | | |

|Преобладает подавленность, пессимистический настрой | |Преобладает

доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии | | | | | | |

|Преобладают конфликтность в отношениях, агрессивность | |В отношениях

между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и

понимание | | | | | | | |Группировки конфликтуют между собой | |Членам

коллектива нравится быть вместе, участвовать в совместных делах | | | | | |

| |Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению | |Успехи

или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание | | | | | |

| |Успехи и неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных |

|Преобладает взаимная поддержка и одобрение | | | | | | | |Критические

замечания носят характер явных и скрытых выпадов | |Члены коллектива с

уважением относятся к мнениям друг друга | | | | | | | |В коллективе каждый

считает свое мнение главным и нетерпим к мнениям товарищей | |В трудные для

коллектива минуты происходит эмоциональное единение по принципу «одни за

всех, все за одного» | | | | | | | |В трудных случаях коллектив

«раскисает», возникают ссоры, взаимные обвинения | |Достижения или неудачи

коллектива переживаются всеми как свои | | | | | | | |Достижения или

неудачи коллектива не откликаются у его представителей | |Коллектив

участливо и доброжелательно относится к новым членам | | | | | | | |Новички

чувствуют себя лишними, чужими | |Коллектив активен, полон энергии | | | |

| | | |Коллектив пассивен, инертен | |Коллектив быстро откликается, если

нужно сделать полезное дело | | | | | | | |Коллектив невозможно поднять на

совместное дело, каждый думает только о личных интересах | |В коллективе

существует справедливое отношение ко всем членам коллектива | | | | | | |

|Коллектив подразделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых» | |У

членов коллектива появляется чувство гордости за свой коллектив, если его

отмечают руководители | | | | | | | |К похвалам и поощрениям коллектива

здесь относятся равнодушно | |


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ