Рефераты

Мотивация деятельности частных охранников

изменяет свой облик и ведет себя неодинаково. Это обстоятельство фиксирует

и современная психология. Входя в различные группы в обществе, один и тот

же человек в различных условиях играет противоположные по содержанию роли.

Очень серьезный и требовательный в служебной обстановке охранник в бытовых

условиях нередко преображается, становясь шутником в балагуром, «душой»

компании. Так бывает не всегда. Очень часто человек выявляет сходные

качества в разных ситуациях и роли, которые он берет на себя в семье, на

службе, в общественной работе, спортивном соревновании и т.п., в

значительной степени созвучны друг другу, не противоречат, а, скорее,

совпадают. Последнее является одним из показателей цельности личности в

отличие от ее противоречивости, аморфности, показателем которой служит

множественность и полярность психологических ролей, в различных

обстоятельствах выполняемых человеком. При этом, как бы ни были

разнообразны функции и социальные роли, которые берет на себя человек в

различных группах общества, и как бы ни была многозначна характеристика его

места в жизни, всегда сохраняется возможность дать адекватную

характеристику его личности, не только выяснив основные роли, жизненные

позиции мотивы, в которых наиболее полно проявляется его индивидуальность,

но прежде всего определив его отношение к производству и потреблению

материальных благ, то есть выяснив место человека в классовой структуре

общества.

В психологии под личностью понимает конкретного человека,

представителя определенного общества, коллектива, осознающего свое

отношение к окружающему, занимающегося определенной деятельностью и

обладающего индивидуально-психологическими особенностями. В личности

выражается жизненная позиция человека, его идейный и нравственный облик, ум

и воля, творческий заряд и культура. Отличительными психологическими

признаками личности являются самосознание, индивидуальность,

саморегулирование, активность, выражающаяся в конкретной деятельности,

включенность в систему общественных связей.

Под личностью нельзя подразумевать абстрактного человека, личность

всегда конкретна и действует в определенных историко-экономических и

политических условиях. Личность является продуктом общественного развития.

Взгляды, убеждения, интересы, чувства, потребности, характер человека

формируются под влиянием производственных отношений господствующей

идеологии, культуры, традиций, всего уклада жизни того общества, к которому

он принадлежит.

Вне общества, вне коллектива человек не может стать личностью, у него

не сформируется человеческий облик. Создает человека природа, а формирует

его общество. Влияние людей, с которыми общается обучаемый, велико. Оно

может быть положительным или отрицательным. И чтобы увидеть в курсанте

личность, командиру, преподавателю необходимо выявить его связи и отношения

с окружающей социальной средой.

Психология, считая общественную природу сущности личности, не

отрицает, что и биологические факторы влияют на возможности человека. И эти

факторы должны учитываться при изучении курсантов.

Например, физические данные человека, составляющие ядро природных

сил, в немалой степени определяют их успехи в учебе и работе, влияют на

настроение, работоспособность, развитие индивидуальных свойств личности.

Личность частного охранника в значительной степени характеризуется

особенностями его психики и имеет определенную психологическую структуру.

Основными компонентами этой структуры являются психические свойства

личности (направленность, темперамент, характер, способности) в их

диалектической связи с психическими процессами, психическими состояниями и

психическими свойствами (знаниями, навыками, умениями, привычками).

Генетически и функционально начальным этапом психической деятельности

являются психические процессы. На их основе осуществляется формирование

психических образование: знаний, убеждений, навыков, умений, приобретение

жизненного опыта, которые выступают в качестве первичных регуляторов

поведения человека.

Психические состояния (подъем, активность, угнетение) обусловливают

функциональные возможности личности, возникая под влиянием внутренних и

внешних причин, они активизируют или, наоборот, творческий потенциал

личности.

Психологические свойства возникают как закрепившиеся, устойчивые,

сложные и длительные психические явления. Будучи производными от процессов

и состояний, свойства личности оказывают на них решающее влияние.

Для полной характеристики охранника еще недостаточно рассмотреть

психологическую структуру личности, которая передает главным образом ее

строение, присущее каждому человеку. Необходимо раскрывать и содержание

личности - ее духовный мир, то, что называют индивидуальным сознанием.

Индивидуальное сознание человека включает сложившиеся в систему

убеждений, взглядов на природу, общество, человеческие отношения. Сюда же

относятся и те мнения, настроения, интересы, влечения, то есть менее

устойчивые составные, которые могут вытекать из взглядов и убеждений, а

также вызываться и случайными обстоятельствами, возникать стихийно как

непосредственная реакция на происходящие события.

Содержание личности частного охранника проявляется и развивается в

ходе его учебы, несения служб, обслуживания техники, то есть в процессе

деятельности.

Деятельность и сознание охранника находятся в единстве. С одной

стороны, сама деятельность по овладению профессией немыслима без участия

сознания. Оно позволяет правильно ориентироваться в окружающей обстановке,

понять предъявляемые к личности обучаемого требования, в соответствии с

этими требованиями и внутренними побуждениями планировать действия,

предвидеть результаты. С другой стороны, развитие сознания невозможно вне

практической деятельности охранника.

Поведение, успехи в учебе, службе и дисциплине будущего охранника

зависят также от их самосознания и самодисциплины. Самосознание

представляет собой осознание охранником самого себя как члена общества,

своих взаимоотношений с окружающим миром, другими членами общества, своих

взаимоотношений с окружающим миром, другими людьми, своих действий и

поступков, мыслей и чувств, всего многообразия качеств личности. На этой

основе формируется самодисциплина охранника как способность контролировать

свои действия и поступки, сверять их с требованиями морали, нравственности,

способность с позиций этих требований всесторонне оценивать свою личность,

проявлять выдержку и самообладание, вовремя заметить и исправить свою

ошибку.

Изменение личности охранника не является прямым и непосредственным

следствием внешних условий. Оно всегда обусловлено их прошлым опытом,

психологическими свойствами - направленностью, темпераментом, характером,

способностями, которые в своей совокупности составляют внутренние условия,

определяющие эффект внешних воздействий.

1.3.2. Направленность и мотивы деятельности

Ведущим психологическим свойствам личности охранника является

направленность, представляющая собой систему внутренних побуждений и

жизненных целей. От направленности зависит, что и как делает человек,

какова его генеральная линия в жизни. В направленности личности выражается

основное содержание человека как члена общества.

Основной всех побуждений частного охранника выступают потребности.

Под потребностью понимается переживание человеком нужды в условиях и

средствах своего существования и развития как члена общества и как

организма. Потребности являются источником активности курсанта. Они требуют

своего удовлетворения, вызывают желания, стремления, эмоциональные

состояния и поэтому заставляют обучаемых проявлять активность, ставить цели

и постигать их.

ПОТРЕБНОСТЬ - нужда в объектах и средствах, необходимых для

существования и развития личности. Потребность является источником

активности личности, так как удовлетворение ее возможно лишь через

достижение определенной цели.

ВЫДЕЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ УРОВНИ ПОТРЕБНОСТЕЙ:

физиологические потребности (в пище, сне, одежде и т.п.).

5. потребности в безопасности (в физической и психологической безопасности

личности, близких, жилища, собственности и т.п.).

6. потребности в уважении и любви (быть принятым в обществе, принадлежать к

группе, в которой с тобой считаются и т.п.).

потребность в уважении (в одобрении, признании и т.п.).

8. интеллектуальные и эстетические потребности (в красоте, симметрии и

т.п.).

9. потребность в самореализации (в реализации своих потребностей).

При рассмотрении двух первых потребностей можно выявить некоторые

особенности, которые могут повлиять на деятельность охранников. Это связано

с тем, что у части населения не удовлетворяются основные физиологические

потребности, и государство не может обеспечить безопасность личности и ее

близких. Если не удовлетворяется вторая потребность, то личность

вооружается, чтобы защитить себя. Если не удовлетворяется первая

потребность, то вооруженная личность идет туда, где эту потребность можно

удовлетворить. В этом случае для стихийной преступности разные «крыши»,

«авторитеты» существенного значения не имеют.

Важнейшим элементом направленности личности является мировоззрение.

Представляя собой совокупность знаний, убеждений и взглядов на природу и

общество, происходящие в нем события, мировоззрение человека определяет его

жизненные стремления, характер и содержание потребностей, мотивы

деятельности.

На основе потребностей, под решающим воздействием мировоззрения

формируются мотивы - внутренние побудительные силы, определяющие содержание

целей и характер деятельности по их достижению. Без знания мотивов

невозможно правильно понять и направленность личности. К простым мотивам

относятся влечения, желания, хотения, а к сложным - интересы, склонности,

идеалы и убеждения. Мотивы деятельности выполняют побудительную,

регулятивную и смыслообразующую функции.

Потребностно-мотивационная сфера является как бы фундаментом

направленности личности. На этом фундаменте формируются жизненные цели

человека. В психологическом плане цель - это идеальный образ будущего

результата деятельности. Она показывает, к чему стремится человек в своей

жизни. С целями неразрывно связаны установки, намерения, стремления и

перспективы обучаемого.

Формируемая у будущих охранников профессиональная направленность

представляет собой часть общей направленности и выражает их глубоко

мотивированную устремленность к деятельности по овладению профессией,

конкретной специальностью.

В сложной психологической структуре профессиональной направленности

личности частного охранника ведущее место занимают профессиональные

убеждения. В психологическом плане убеждения представляют собой устойчивый

сплав познавательных, эмоциональных и волевых элементов. Это знания и

взгляды, проникнуты чувствами и волевыми устремлениями.

Профессиональная убежденность - это глубоко обоснованная уверенность

в высокой общественной и личной значимости профессии, найденном в ней

призвании. Такие убеждения создают прочную внутреннюю опору в деятельности

человека по овладению профессией частного охранника, побуждают их

преодолевать трудности учебы, а затем и профессиональной деятельности.

Профессиональные убеждения представляют собой мировоззренческий элемент

направленности личности и характеризуют нравственный облик частного

охранника.

На основе профессиональной убежденности формируется и интерес к

избранной специальности, то есть положительное сознательно-эмоциональное

отношение к ней. Интересы характеризуются содержанием (на что они

направлены), широтой (объемом) и устойчивостью (длительностью). Во всем

многообразии интересов человека ведущую роль играет профессиональный

интерес.

Устойчивый интерес к профессии, как правило, перерастает в

склонность, проявляющуюся в виде постоянного стремления к совершенствованию

знаний по своей специальности. Склонность предполагает также способности,

позволяющие успешно овладевать профессией.

В ходе деятельности по избранной специальности у охранника

формируются профессиональные идеалы, в роли которых могут быть высокие

нравственные и профессиональные качества или конкретный человек, носитель

этих качеств.

Если профессиональные убеждения, интересы, склонности и идеалы

показывают, что побуждает человека к деятельности, то профессиональные

цели, установки и перспективы - к чему стремятся.

Охранники, как правило, ставят перед собой как далекую цель -

получить высокооплачиваемую работу, так и близкие цели - успешно

подготовиться к семинару, зачету, экзамену, успешно выполнить боевые

стрельбы, успешно завершить обучение. Естественно, могут быть и другие

цели, в том числе и негативного характера.

Целям соответствуют и установки, выражающие внутреннюю готовность к

определенному действию и поведению в конкретной сложившейся ситуации. Под

перспективой обычно понимают эмоционально насыщенное представление жизненно

важного будущего, более или менее отодвинутого во времени.

Все структурные элементы профессиональной направленности личности

находятся в сложной иерархической зависимости и в своей совокупности

функционируют как целостная динамическая система.

Следовательно, направленность личности - сложное и многоплановое

свойство в структуре личности, она включает в себя разные взаимосвязанные

компоненты.

Большую роль играет формирование у охранников целеустремленности как

волевого качества. В целеустремленности тесно взаимодействуют три стороны:

а) содержательная, идейная, выражающая нравственную направленность всей

жизни и деятельности охранника; б) волевая, то есть способность обучаемых

ставить ясные цели, проявлять настойчивость и упорство в их осуществлении,

подчинять им свою деятельность; в) мотивационная, побудительная сторона,

определяющая содержание целей и способы их достижения.

Профессиональная направленность охранников не может быть устойчивой,

если они не умеют ставить перед собой ясные, четкие, общественно значимые

цели, проявлять настойчивость, организованность, собранность в деятельности

по их достижению, подчинять этим целям свои действия и поступки. Высокая

целеустремленность - один из характерных признаков человека с развитой

волей.

1.3.3. Темперамент и характер. Воспитание характера

Поведение человека зависит от не только от его направленности, но и

от темперамента, то есть от таких индивидуально-психологических

особенностей личности, в которых проявляются сила, подвижность и

уравновешенность нервных процессов.

Каждая профессия предъявляет свои требования к человеку, и от

темперамента зависим многое. Его особенности важно учитывать в процессе

профессиональной деятельности охранника. Знание этих особенностей поможет

выбрать из арсенала психологических средств воздействия наиболее верные.

Известно, что человека с холерическим темпераментом необходимо держать под

постоянным контролем воспитателя. Невыдержанность, резкость в обращении с

ним могут вызвать бурную ответную реакцию. Вместе с тем допускаемые

холериком срывы и крайности в поведении должны находить критическую оценку,

неровное поведение - встречать противодействие. У сангвиника имеет смысл

периодически возбуждать чувство ответственности за свою учебу, поступки,

проверять качество выполняемых заданий. Флегматик требует систематического

контроля, а в некоторых случаях повышенной взыскательности. По отношению к

меланхолику особенно недопустимы резкость, вспыльчивость, недомолвки,

неопределенность, так как это наиболее ранимый темперамент.

Особенности поведения человека, определяемые его темпераментом и

другими психическими образованиями, под воздействием социальной среды

превращается в устойчивые черты характера.

Характер можно оценивать по его силе. Сильный характер у тех

охранников, которые всегда поступают сообразно своим убеждениям,

последовательно ведут себя в различных, в том числе в трудных, условиях,

проявляют настойчивость в достижении поставленных целей. И наоборот,

охранники со слабым характером отличаются непоследовательностью в своем

поведении, расхождением между словами и делами, боязнью трудностей.

Важное значение при оценке характера имеет выявление его устойчивости

или неустойчивости. У будущего охранника с устойчивым характером длительное

время сохраняются присущие ему отношения, убеждения, привычки и другие

особенности. Если же взгляды, убеждения, отношения быстро меняются, то

характер является неустойчивым.

Различные проявления характера называют его чертами. Так, например,

волевыми чертами являются решительность, настойчивость, самообладание,

самостоятельность, целеустремленность; эмоциональными чертами -

впечатлительность, экспансивность, порядочность, инертность, безразличие;

интеллектуальными чертами - сообразительность, находчивость,

любознательность.

Характеру охранника наряду с сугубо индивидуальными чертами присущи и

общие черты. Общим чертами характера, в которых раскрывается моральный

облик, являются высокое сознание долга, интернационализм, коллективизм,

честность, правдивость, бдительность.

Раскрытие сущности характера и его основных черт позволяет понять

место этого свойства в общей структуре личности охранника. Характер

является своеобразным выражением психических познавательных процессов,

чувств, воли, направленности, темперамента и способностей. Направленность

личности, ее убеждения, интересы, потребности, мотивы деятельности

определяют содержание характера, его цельность или противоречивость,

устойчивость. От характера, в свою очередь, зависит, какие мотивы

деятельности станут главными, ведущими. Способности определяют

интеллектуальные черты характера. Темперамент является его динамической

стороной. В то же время характер оказывает сильное влияние на проявление

темперамента, его изменение и выражение в деятельности.

Главное различие между ними состоит в том, что темперамент обусловлен

преимущественно врожденными биологическими свойствами нервной системы. В

становлении же характера определяющую роль играют социальная среда и

воспитание.

Формирование характера начинается с его изучения. При этом следует

учитывать, что характер охранника проявляется прежде всего в его

деятельности, в речи и во внешнем облике. В деятельности будущего охранника

по овладению профессией можно увидеть его отношение к окружающему, к труду,

к своим товарищам, преподавателям, к самому себе, определить положительные

и отрицательные черты характера, его силу, устойчивость и цельность. В речи

проявляется общительность, духовная культура охранника, внимательность к

собеседнику или, наоборот, самоуверенность, желание порисоваться,

навязчивость, самовлюбленность. Если охранник подтянут, бодрый,

жизнерадостный, приветливый, имеет опрятный вид, то это говорит о его

внутренней собранности, организованности, целеустремленности,

воспитанности, доброжелательности отношений к другим людям. Неопрятность,

нарушение формы одежды, развязность, неприветливость характеризуют

обучаемого с отрицательной стороны.

Изучение характера охранника может осуществляться различными

методами: путем индивидуальной беседы, наблюдения, анализов результатов

деятельности, эксперимента, изучение документов, биографии. В ходе

индивидуальной беседы можно получить определенные сведения о

направленности, интересах, взглядах, отношении обучаемого к окружающему.

Биография, характеристика с места службы, учебы или работы расширяют и

углубляют эти сведения. Но основные данные можно получить путем наблюдения

за учебой, дисциплиной охранника.

Сильный характер не только воспитывается, но и проявляется в борьбе с

трудностями, через преодоление препятствий. Народная мудрость гласит:

«Настоящий ты тогда, когда трудно». Накопление охранниками опыта волевого

поведения имеет большое значение в воспитании у них сильного характера.

Необходимый опыт приобретается на занятиях и боевых стрельбах.

1.3.4. Социально-психологические особенности частного охранника

Будущие охранники - часть российской молодежи, занимающейся в высшей

степени общественно значимой деятельностью по овладению профессией. А

молодежи присущи и возрастные особенности.

Охранники относятся к возрасту на степени его перехода к зрелости.

Молодости свойственна некоторая природная дисгармония. Так желания и

стремления развиваются ранее, чем воля и сила характера. В таких условиях

юноша не всегда способен подавить некоторые излишние стремления и желания.

Именно поэтому психический склад людей юношеского возраста не только

сложен, но порой и противоречив.

Для юношеского возраста характерен большой оптимизм, вера в

собственные силы, чуткое и доброе отношение людям, искренность,

непосредственность, задушевность, чувство товарищества и т.д.

У охранников сильно развито чувство собственного достоинства и

стремление к самостоятельности, желание скорее найти свое место в жизни,

показать себя с лучшей стороны, в полной мере проявить свои способности.

Социально-психологические особенности охранников зависят также от

характера и содержания учебной и служебной деятельности, жизненного опыта,

семейного положения, воспитания, развития, образования и других факторов.

Все это находит свое проявление в духовном облике, поведении, запросах и

интересах, в повседневной деятельности будущих охранников.

Проведение исследования, анализ учебно-воспитательной работы

показывают, что направленность охранников, как правило, характеризуется

возвышенными и благородными стремлениями, целями, установками - окончить

обучение, стать охранниками. Наличие твердых жизненных планов, возвышенных

стремлений - благоприятная предпосылка успехов в жизни будущих охранников.

Вместе с тем у части охранников нет твердого убеждения в правильности

выбора профессии. Они проявляют сомнения, колебания, допускают халатное

отношение к учебе и дисциплине.

Охранникам присущи разнообразные потребности, в сложном переплетении

которых ведущими могут быть либо материальные либо духовные.

Важно, чтобы ведущую роль в их деятельности играли духовные

потребности, в первую очередь, потребность в отличном овладении профессией,

добросовестном отношении к работе и дисциплине.

Охранникам присущи чувство нового, любознательность, широта

интересов.

Для охранников характерна острая восприимчивость, сильная

впечатлительность, повышенная эмоциональность. Каждый успех вызывает у них

большую радость, ошибка, сбой - глубокую озабоченность, недовольство самим

собой, будущие охранники очень остро реагируют на недостатки и особенно на

несправедливое отношение к себе.

Одной из особенностей охранников является ярко выраженная прямота в

суждениях. Их высказывания зачастую категоричны, суждения безапелляционны,

поспешны. Свои мысли охранники, как правило, высказывают откровенно.

1.3.5. Значение психологических знаний для сотрудника охраны

Своим названием наука психология обязана древнегреческим словам:

«психо» - душа, «логос» - учение. Следовательно, психология - это наука о

душе, психике. Эта наука стремиться ответить на вопросы о том, как

возникают в психике человека образы, чувства, как формируется характер, как

протекает процесс принятия решений, и что оказывает решающее влияние на

формирование личности.

Современная психология представляет собой достаточно разветвленную

систему научных дисциплин, которые связаны с различными видами

деятельности. Существуют военная, медицинская, юридическая, криминальная

психология, психология спорта и т.д. Деятельность сотрудников охраны

(телохранителей, инкассаторов) исследует психология труда в особых

условиях. Эта отрасль психологии изучает психику человека, деятельность

которого протекает в условиях конфликта, опасного для жизни и здоровья.

Угроза для охранника исходит от людей с преступными намерениями или от

агрессивной среды (огонь, вода и т.д.). вероятность такой опасности

существует всегда, но форму открытого столкновения приобретает очень редко,

что успокаивающе действует на сотрудников охраны.

Психология труда в особых условиях, применительно к деятельности

охранных формирований, призвана решать следующие задачи:

определение личных качеств, необходимых сотрудников охраны для успешного

освоения профессии;

изучение особенностей охранных структур как систем взаимодействующих

личностей;

изучение особенностей взаимоотношений с охраняемым лицом и его окружением,

персоналом предприятий, коллегами по работе;

разработка основ обучения и воспитания сотрудников охраны и особенностей

управления охранными структурами;

исследование психических состояний, возникающих у сотрудников в процессе

работы;

обоснование приемов психологической подготовки сотрудника к действиям в

экстремальных условиях.

Взаимосвязь психологии с правом, криминалистикой, тактикой,

спортивной и боевой подготовкой обеспечивает качественное выполнение

служебных задач. При этом следует иметь ввиду что злоумышленники,

нападающая сторона при планировании (выборе места, времени, предлога и

т.д.) и осуществлении преступлений активно используют психологические

закономерности.

1.3.6. Психологическая характеристика личности сотрудника охраны

Проблему личности можно назвать одной из ключевых проблем в деле

обеспечения безопасности охраняемых объектов. Успех работы во многом

определяется тем, насколько хорошо руководитель знает своих подчиненных, а

сотрудники - окружающих их людей. Можно сказать, что работа сотрудника

охраны - это работа с людьми и среди людей. Сам являясь личностью, он

обязан знать не только свои слабые и сильные стороны, но также иметь

информацию о личных и деловых качествах товарищей по работе, их семейном,

жилищном, финансовом положении. Хорошо, если есть информация и о

руководителе службы безопасности. Если дело касается охраны личности, то об

охраняемом и его окружении нужно знать как можно больше, так как от этого

зависит не только жизнь и здоровье охраняемого лица, но и безопасность

самого телохранителя. Необходимость знаний о людях, работающих на

охраняемом объекте, вызвана тем, что эта информация позволяет решать

служебные задачи и создавать оптимальные межличностные отношения.

Персонал большинства предприятий относится к сотрудникам охраны не

совсем благожелательно. Это вызвано тем, что со стороны трудно понять, чем

они занимаются. Они видят, что молодой, здоровый мужчина просто сидит или

стоит и ничего не делает.

Не видна работа, нет реального конфликта, не видна атакующая сторона,

от которой охрана защищает собственность и людей, не слышно взрывов гранат

и треска автоматных очередей.

Срабатывает стереотип: если все тихо, то зачем охрана; если что-то

случится, то где она была. В этих условиях задача сотрудника охраны в том,

чтобы своим поведением, внешним видом, вызвать уважение со стороны

персонала предприятия, убедить их в своем профессионализме и в том, что он

выполняет нужную для них работу.

При рассмотрении отношения частного охранника к деятельности можно

выделить четыре мотива:

1. Заинтересованность в конечном результате (Р). Он реализуется в

обеспечении собственной безопасности и безопасности охраняемых объектов.

2. Привлекательность самой деятельности (П). Работа нравится только в том

случае, если нравится сам процесс и условия труда. Чаще всего сотрудники

называют следующие привлекательные элементы в своей деятельности: режим

работы, отсутствие физического труда, вознаграждение, возможность

покомандовать людьми, необходимость поддержания себя в хорошей спортивной

форме, риск. Из перечисленных привлекательных сторон деятельности почти

нет таких, которые непосредственно влияли бы на конечный результат.

3. Материальное и моральное вознаграждение (В). Работа охранника должна

вознаграждаться так, чтобы удовлетворялись основные потребности

сотрудника и его семьи.

4. Давление извне (Д). Сам человек не заинтересован в деятельности, но

выполняет ее потому, что боится наступления различных негативных

последствий.

Если исходить из пяти баллов в оценке мотивации труда, то формула для

среднего частного охранника будет выглядеть примерно так: Р 2-3, П 2-3, В

5, Д 3. Это означает, что охранник в общих чертах представляет цель своей

деятельности, считает, что в работе есть положительные элементы, но столько

же отрицательных. Работает он за деньги и боится их потерять. Если основной

мотив (В) переходить в цель, сотрудник охраны может превратиться в свою

противоположность.

У криминальных элементов показатели мотивов преступной деятельности

несколько иные и формула, очевидно, выглядит так: Р 5, П 2-3, В 5, Д 3. Это

связано с тем, что вознаграждение (В), ради которого совершается

преступление, зависит от достижения цели (Р). По этому показателю

криминальные структуры превосходят охранные в два раза. Очевидно, это -

одна из причин недостаточно надежной работы охраны.

Система отношений включает отношение к обществу, труду, к себе и

другим, к вещам.

Отношение к государству, политической системе общества - это

отношение к законодательной и исполнительной власти, силовым структурам,

политическим партиям и общественным организациям.

Отношения к труду рассматривается как одна из важнейших

психологических характеристик личности. В отношении человека к труду

заключено его отношение к материальным ценностям, к другим людям и самому

себе. По отношению к труду принято делить людей на добросовестных

работников, работающих по необходимости и лодырей. Отношения с коллегами по

работе должны строится на основе товарищества, дружбы, взаимопонимания,

уважения, чуткого отношения. Это поможет создать союз единомышленников, у

которых цели деятельности в основном совпадают с целями организации, в

которой они работают. В отношениях с персоналом сотрудник охраны должен

быть вежлив, тактичен, добр. В отношении к правонарушителю обязан проявить

решительность, настойчивость, смелость.

Отношение человека к самому себе зависит от самооценки. Самооценка -

это оценка личностью самой себя, своих способностей, качеств и места среди

других людей. У частного охранника должна быть достаточно высокая

самооценка. В этом случае он знает себе цену, верит в свои силы и

возможности, руководствуется своими принципами, может самостоятельно

принимать решения и нести за них ответственность.

Отношение охранника к материальным ценностям следует считать

оптимальным, когда потребности не слишком превышают возможности.

Каждый человек уникален, его неповторимость связана не только с

качествами, которые формирует социальная среда, деятельность, но и с

биологическими особенностями, к которым относится темперамент. Темперамент

влияет на поведение человека, на продуктивность его деятельности,

особенности общения и т.п.

В различных охранных структурах трудятся люди с различными

темпераментами. Однако продуктивность конкретной деятельности и

энергетические затраты при достижении определенного результата зависят от

темперамента. Если холерика заставить выполнять задачи по охране, связанную

с необходимостью нахождения на одном месте, то нет гарантии, что эту работу

он выполнит качественно, а с другой стороны, чтобы удержать себя на месте,

он затратит массу энергии. Поэтому при решении охранных задач руководителю

необходимо учитывать особенности темперамента подчиненных.

Для охранника важно знание этикета.

Этикет - совокупность правил поведения, касающихся внешнего

проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, форма обращений и

приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда).

Одежда сотрудника охраны должна быть:

опрятной, чистой, соответствовать направлениям современной моды, но не

экстравагантной, кричащей;

удобной, не стеснять движений и действий сотрудника охраны. Если под

одеждой имеется оружие или радиостанция, то они не должны быть заметны;

соответствовать месту, где сотрудник охраны несет службу;

отвечать задачам, стоящим перед охранными предприятиями организацией в

целом.

Сейчас в охранных структурах существует повальное увлечение военной

пятнистой формой с множеством нашивок и надписей на английском языке.

Сотрудник в такой форме будет хорошо смотреться на базах, складах,

стройках, во время массовых мероприятий. Вокруг человека в форме существует

зона силы, которая отпугивает большинство людей. Поэтому, если у входа в

организацию, успех работы которой связан с привлечением клиентов,

покупателей, посетителей, стоят охранники в неприятной (по цвету, фасону)

форме, то охрана в этом случае будет наносить определенный вред

деятельности этой организации.

В музеях, театрах, магазинах, учреждениях лучше выглядят охранники в

костюмах (серо-сине-коричневого цветов), контрастных рубашках со строгими

галстуками.

При выполнении своих служебных обязанностей сотрудник охраны должен

быть уверенным в себе, сдержанным, скромным, вежливым. Отрицательное мнение

складывается об охраннике самоуверенном, грубом, мрачном, суетливом,

излишне раскованном. Эти качества личности проявляются в таких элементах

поведения, как громкий разговор или смех, нецензурные выражения, курение в

неположенном месте, излишне раскрепощенная манера сидеть, стоять и т.п.

Форма обращений и приветствий во многом зависит от возраста людей, их

служебного положения, положения в обществе. Если раньше наиболее

распространенной формой обращения к мужчинам и женщинам было слово

«товарищ», то теперь говорят «господа», «дамы». Поскольку старая форма

обращения уже не воспринимается, а новые еще не привились, то лучше

обращаться к знакомым по имени и отчеству, а к незнакомым использовать

выражение такого типа: «Простите, пожалуйста, по какому Вы к нам вопросу?»

При встрече служащих фирмы или посетителей сотрудник охраны

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ