Мотивация деятельности частных охранников
изменяет свой облик и ведет себя неодинаково. Это обстоятельство фиксирует
и современная психология. Входя в различные группы в обществе, один и тот
же человек в различных условиях играет противоположные по содержанию роли.
Очень серьезный и требовательный в служебной обстановке охранник в бытовых
условиях нередко преображается, становясь шутником в балагуром, «душой»
компании. Так бывает не всегда. Очень часто человек выявляет сходные
качества в разных ситуациях и роли, которые он берет на себя в семье, на
службе, в общественной работе, спортивном соревновании и т.п., в
значительной степени созвучны друг другу, не противоречат, а, скорее,
совпадают. Последнее является одним из показателей цельности личности в
отличие от ее противоречивости, аморфности, показателем которой служит
множественность и полярность психологических ролей, в различных
обстоятельствах выполняемых человеком. При этом, как бы ни были
разнообразны функции и социальные роли, которые берет на себя человек в
различных группах общества, и как бы ни была многозначна характеристика его
места в жизни, всегда сохраняется возможность дать адекватную
характеристику его личности, не только выяснив основные роли, жизненные
позиции мотивы, в которых наиболее полно проявляется его индивидуальность,
но прежде всего определив его отношение к производству и потреблению
материальных благ, то есть выяснив место человека в классовой структуре
общества.
В психологии под личностью понимает конкретного человека,
представителя определенного общества, коллектива, осознающего свое
отношение к окружающему, занимающегося определенной деятельностью и
обладающего индивидуально-психологическими особенностями. В личности
выражается жизненная позиция человека, его идейный и нравственный облик, ум
и воля, творческий заряд и культура. Отличительными психологическими
признаками личности являются самосознание, индивидуальность,
саморегулирование, активность, выражающаяся в конкретной деятельности,
включенность в систему общественных связей.
Под личностью нельзя подразумевать абстрактного человека, личность
всегда конкретна и действует в определенных историко-экономических и
политических условиях. Личность является продуктом общественного развития.
Взгляды, убеждения, интересы, чувства, потребности, характер человека
формируются под влиянием производственных отношений господствующей
идеологии, культуры, традиций, всего уклада жизни того общества, к которому
он принадлежит.
Вне общества, вне коллектива человек не может стать личностью, у него
не сформируется человеческий облик. Создает человека природа, а формирует
его общество. Влияние людей, с которыми общается обучаемый, велико. Оно
может быть положительным или отрицательным. И чтобы увидеть в курсанте
личность, командиру, преподавателю необходимо выявить его связи и отношения
с окружающей социальной средой.
Психология, считая общественную природу сущности личности, не
отрицает, что и биологические факторы влияют на возможности человека. И эти
факторы должны учитываться при изучении курсантов.
Например, физические данные человека, составляющие ядро природных
сил, в немалой степени определяют их успехи в учебе и работе, влияют на
настроение, работоспособность, развитие индивидуальных свойств личности.
Личность частного охранника в значительной степени характеризуется
особенностями его психики и имеет определенную психологическую структуру.
Основными компонентами этой структуры являются психические свойства
личности (направленность, темперамент, характер, способности) в их
диалектической связи с психическими процессами, психическими состояниями и
психическими свойствами (знаниями, навыками, умениями, привычками).
Генетически и функционально начальным этапом психической деятельности
являются психические процессы. На их основе осуществляется формирование
психических образование: знаний, убеждений, навыков, умений, приобретение
жизненного опыта, которые выступают в качестве первичных регуляторов
поведения человека.
Психические состояния (подъем, активность, угнетение) обусловливают
функциональные возможности личности, возникая под влиянием внутренних и
внешних причин, они активизируют или, наоборот, творческий потенциал
личности.
Психологические свойства возникают как закрепившиеся, устойчивые,
сложные и длительные психические явления. Будучи производными от процессов
и состояний, свойства личности оказывают на них решающее влияние.
Для полной характеристики охранника еще недостаточно рассмотреть
психологическую структуру личности, которая передает главным образом ее
строение, присущее каждому человеку. Необходимо раскрывать и содержание
личности - ее духовный мир, то, что называют индивидуальным сознанием.
Индивидуальное сознание человека включает сложившиеся в систему
убеждений, взглядов на природу, общество, человеческие отношения. Сюда же
относятся и те мнения, настроения, интересы, влечения, то есть менее
устойчивые составные, которые могут вытекать из взглядов и убеждений, а
также вызываться и случайными обстоятельствами, возникать стихийно как
непосредственная реакция на происходящие события.
Содержание личности частного охранника проявляется и развивается в
ходе его учебы, несения служб, обслуживания техники, то есть в процессе
деятельности.
Деятельность и сознание охранника находятся в единстве. С одной
стороны, сама деятельность по овладению профессией немыслима без участия
сознания. Оно позволяет правильно ориентироваться в окружающей обстановке,
понять предъявляемые к личности обучаемого требования, в соответствии с
этими требованиями и внутренними побуждениями планировать действия,
предвидеть результаты. С другой стороны, развитие сознания невозможно вне
практической деятельности охранника.
Поведение, успехи в учебе, службе и дисциплине будущего охранника
зависят также от их самосознания и самодисциплины. Самосознание
представляет собой осознание охранником самого себя как члена общества,
своих взаимоотношений с окружающим миром, другими членами общества, своих
взаимоотношений с окружающим миром, другими людьми, своих действий и
поступков, мыслей и чувств, всего многообразия качеств личности. На этой
основе формируется самодисциплина охранника как способность контролировать
свои действия и поступки, сверять их с требованиями морали, нравственности,
способность с позиций этих требований всесторонне оценивать свою личность,
проявлять выдержку и самообладание, вовремя заметить и исправить свою
ошибку.
Изменение личности охранника не является прямым и непосредственным
следствием внешних условий. Оно всегда обусловлено их прошлым опытом,
психологическими свойствами - направленностью, темпераментом, характером,
способностями, которые в своей совокупности составляют внутренние условия,
определяющие эффект внешних воздействий.
1.3.2. Направленность и мотивы деятельности
Ведущим психологическим свойствам личности охранника является
направленность, представляющая собой систему внутренних побуждений и
жизненных целей. От направленности зависит, что и как делает человек,
какова его генеральная линия в жизни. В направленности личности выражается
основное содержание человека как члена общества.
Основной всех побуждений частного охранника выступают потребности.
Под потребностью понимается переживание человеком нужды в условиях и
средствах своего существования и развития как члена общества и как
организма. Потребности являются источником активности курсанта. Они требуют
своего удовлетворения, вызывают желания, стремления, эмоциональные
состояния и поэтому заставляют обучаемых проявлять активность, ставить цели
и постигать их.
ПОТРЕБНОСТЬ - нужда в объектах и средствах, необходимых для
существования и развития личности. Потребность является источником
активности личности, так как удовлетворение ее возможно лишь через
достижение определенной цели.
ВЫДЕЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ УРОВНИ ПОТРЕБНОСТЕЙ:
физиологические потребности (в пище, сне, одежде и т.п.).
5. потребности в безопасности (в физической и психологической безопасности
личности, близких, жилища, собственности и т.п.).
6. потребности в уважении и любви (быть принятым в обществе, принадлежать к
группе, в которой с тобой считаются и т.п.).
потребность в уважении (в одобрении, признании и т.п.).
8. интеллектуальные и эстетические потребности (в красоте, симметрии и
т.п.).
9. потребность в самореализации (в реализации своих потребностей).
При рассмотрении двух первых потребностей можно выявить некоторые
особенности, которые могут повлиять на деятельность охранников. Это связано
с тем, что у части населения не удовлетворяются основные физиологические
потребности, и государство не может обеспечить безопасность личности и ее
близких. Если не удовлетворяется вторая потребность, то личность
вооружается, чтобы защитить себя. Если не удовлетворяется первая
потребность, то вооруженная личность идет туда, где эту потребность можно
удовлетворить. В этом случае для стихийной преступности разные «крыши»,
«авторитеты» существенного значения не имеют.
Важнейшим элементом направленности личности является мировоззрение.
Представляя собой совокупность знаний, убеждений и взглядов на природу и
общество, происходящие в нем события, мировоззрение человека определяет его
жизненные стремления, характер и содержание потребностей, мотивы
деятельности.
На основе потребностей, под решающим воздействием мировоззрения
формируются мотивы - внутренние побудительные силы, определяющие содержание
целей и характер деятельности по их достижению. Без знания мотивов
невозможно правильно понять и направленность личности. К простым мотивам
относятся влечения, желания, хотения, а к сложным - интересы, склонности,
идеалы и убеждения. Мотивы деятельности выполняют побудительную,
регулятивную и смыслообразующую функции.
Потребностно-мотивационная сфера является как бы фундаментом
направленности личности. На этом фундаменте формируются жизненные цели
человека. В психологическом плане цель - это идеальный образ будущего
результата деятельности. Она показывает, к чему стремится человек в своей
жизни. С целями неразрывно связаны установки, намерения, стремления и
перспективы обучаемого.
Формируемая у будущих охранников профессиональная направленность
представляет собой часть общей направленности и выражает их глубоко
мотивированную устремленность к деятельности по овладению профессией,
конкретной специальностью.
В сложной психологической структуре профессиональной направленности
личности частного охранника ведущее место занимают профессиональные
убеждения. В психологическом плане убеждения представляют собой устойчивый
сплав познавательных, эмоциональных и волевых элементов. Это знания и
взгляды, проникнуты чувствами и волевыми устремлениями.
Профессиональная убежденность - это глубоко обоснованная уверенность
в высокой общественной и личной значимости профессии, найденном в ней
призвании. Такие убеждения создают прочную внутреннюю опору в деятельности
человека по овладению профессией частного охранника, побуждают их
преодолевать трудности учебы, а затем и профессиональной деятельности.
Профессиональные убеждения представляют собой мировоззренческий элемент
направленности личности и характеризуют нравственный облик частного
охранника.
На основе профессиональной убежденности формируется и интерес к
избранной специальности, то есть положительное сознательно-эмоциональное
отношение к ней. Интересы характеризуются содержанием (на что они
направлены), широтой (объемом) и устойчивостью (длительностью). Во всем
многообразии интересов человека ведущую роль играет профессиональный
интерес.
Устойчивый интерес к профессии, как правило, перерастает в
склонность, проявляющуюся в виде постоянного стремления к совершенствованию
знаний по своей специальности. Склонность предполагает также способности,
позволяющие успешно овладевать профессией.
В ходе деятельности по избранной специальности у охранника
формируются профессиональные идеалы, в роли которых могут быть высокие
нравственные и профессиональные качества или конкретный человек, носитель
этих качеств.
Если профессиональные убеждения, интересы, склонности и идеалы
показывают, что побуждает человека к деятельности, то профессиональные
цели, установки и перспективы - к чему стремятся.
Охранники, как правило, ставят перед собой как далекую цель -
получить высокооплачиваемую работу, так и близкие цели - успешно
подготовиться к семинару, зачету, экзамену, успешно выполнить боевые
стрельбы, успешно завершить обучение. Естественно, могут быть и другие
цели, в том числе и негативного характера.
Целям соответствуют и установки, выражающие внутреннюю готовность к
определенному действию и поведению в конкретной сложившейся ситуации. Под
перспективой обычно понимают эмоционально насыщенное представление жизненно
важного будущего, более или менее отодвинутого во времени.
Все структурные элементы профессиональной направленности личности
находятся в сложной иерархической зависимости и в своей совокупности
функционируют как целостная динамическая система.
Следовательно, направленность личности - сложное и многоплановое
свойство в структуре личности, она включает в себя разные взаимосвязанные
компоненты.
Большую роль играет формирование у охранников целеустремленности как
волевого качества. В целеустремленности тесно взаимодействуют три стороны:
а) содержательная, идейная, выражающая нравственную направленность всей
жизни и деятельности охранника; б) волевая, то есть способность обучаемых
ставить ясные цели, проявлять настойчивость и упорство в их осуществлении,
подчинять им свою деятельность; в) мотивационная, побудительная сторона,
определяющая содержание целей и способы их достижения.
Профессиональная направленность охранников не может быть устойчивой,
если они не умеют ставить перед собой ясные, четкие, общественно значимые
цели, проявлять настойчивость, организованность, собранность в деятельности
по их достижению, подчинять этим целям свои действия и поступки. Высокая
целеустремленность - один из характерных признаков человека с развитой
волей.
1.3.3. Темперамент и характер. Воспитание характера
Поведение человека зависит от не только от его направленности, но и
от темперамента, то есть от таких индивидуально-психологических
особенностей личности, в которых проявляются сила, подвижность и
уравновешенность нервных процессов.
Каждая профессия предъявляет свои требования к человеку, и от
темперамента зависим многое. Его особенности важно учитывать в процессе
профессиональной деятельности охранника. Знание этих особенностей поможет
выбрать из арсенала психологических средств воздействия наиболее верные.
Известно, что человека с холерическим темпераментом необходимо держать под
постоянным контролем воспитателя. Невыдержанность, резкость в обращении с
ним могут вызвать бурную ответную реакцию. Вместе с тем допускаемые
холериком срывы и крайности в поведении должны находить критическую оценку,
неровное поведение - встречать противодействие. У сангвиника имеет смысл
периодически возбуждать чувство ответственности за свою учебу, поступки,
проверять качество выполняемых заданий. Флегматик требует систематического
контроля, а в некоторых случаях повышенной взыскательности. По отношению к
меланхолику особенно недопустимы резкость, вспыльчивость, недомолвки,
неопределенность, так как это наиболее ранимый темперамент.
Особенности поведения человека, определяемые его темпераментом и
другими психическими образованиями, под воздействием социальной среды
превращается в устойчивые черты характера.
Характер можно оценивать по его силе. Сильный характер у тех
охранников, которые всегда поступают сообразно своим убеждениям,
последовательно ведут себя в различных, в том числе в трудных, условиях,
проявляют настойчивость в достижении поставленных целей. И наоборот,
охранники со слабым характером отличаются непоследовательностью в своем
поведении, расхождением между словами и делами, боязнью трудностей.
Важное значение при оценке характера имеет выявление его устойчивости
или неустойчивости. У будущего охранника с устойчивым характером длительное
время сохраняются присущие ему отношения, убеждения, привычки и другие
особенности. Если же взгляды, убеждения, отношения быстро меняются, то
характер является неустойчивым.
Различные проявления характера называют его чертами. Так, например,
волевыми чертами являются решительность, настойчивость, самообладание,
самостоятельность, целеустремленность; эмоциональными чертами -
впечатлительность, экспансивность, порядочность, инертность, безразличие;
интеллектуальными чертами - сообразительность, находчивость,
любознательность.
Характеру охранника наряду с сугубо индивидуальными чертами присущи и
общие черты. Общим чертами характера, в которых раскрывается моральный
облик, являются высокое сознание долга, интернационализм, коллективизм,
честность, правдивость, бдительность.
Раскрытие сущности характера и его основных черт позволяет понять
место этого свойства в общей структуре личности охранника. Характер
является своеобразным выражением психических познавательных процессов,
чувств, воли, направленности, темперамента и способностей. Направленность
личности, ее убеждения, интересы, потребности, мотивы деятельности
определяют содержание характера, его цельность или противоречивость,
устойчивость. От характера, в свою очередь, зависит, какие мотивы
деятельности станут главными, ведущими. Способности определяют
интеллектуальные черты характера. Темперамент является его динамической
стороной. В то же время характер оказывает сильное влияние на проявление
темперамента, его изменение и выражение в деятельности.
Главное различие между ними состоит в том, что темперамент обусловлен
преимущественно врожденными биологическими свойствами нервной системы. В
становлении же характера определяющую роль играют социальная среда и
воспитание.
Формирование характера начинается с его изучения. При этом следует
учитывать, что характер охранника проявляется прежде всего в его
деятельности, в речи и во внешнем облике. В деятельности будущего охранника
по овладению профессией можно увидеть его отношение к окружающему, к труду,
к своим товарищам, преподавателям, к самому себе, определить положительные
и отрицательные черты характера, его силу, устойчивость и цельность. В речи
проявляется общительность, духовная культура охранника, внимательность к
собеседнику или, наоборот, самоуверенность, желание порисоваться,
навязчивость, самовлюбленность. Если охранник подтянут, бодрый,
жизнерадостный, приветливый, имеет опрятный вид, то это говорит о его
внутренней собранности, организованности, целеустремленности,
воспитанности, доброжелательности отношений к другим людям. Неопрятность,
нарушение формы одежды, развязность, неприветливость характеризуют
обучаемого с отрицательной стороны.
Изучение характера охранника может осуществляться различными
методами: путем индивидуальной беседы, наблюдения, анализов результатов
деятельности, эксперимента, изучение документов, биографии. В ходе
индивидуальной беседы можно получить определенные сведения о
направленности, интересах, взглядах, отношении обучаемого к окружающему.
Биография, характеристика с места службы, учебы или работы расширяют и
углубляют эти сведения. Но основные данные можно получить путем наблюдения
за учебой, дисциплиной охранника.
Сильный характер не только воспитывается, но и проявляется в борьбе с
трудностями, через преодоление препятствий. Народная мудрость гласит:
«Настоящий ты тогда, когда трудно». Накопление охранниками опыта волевого
поведения имеет большое значение в воспитании у них сильного характера.
Необходимый опыт приобретается на занятиях и боевых стрельбах.
1.3.4. Социально-психологические особенности частного охранника
Будущие охранники - часть российской молодежи, занимающейся в высшей
степени общественно значимой деятельностью по овладению профессией. А
молодежи присущи и возрастные особенности.
Охранники относятся к возрасту на степени его перехода к зрелости.
Молодости свойственна некоторая природная дисгармония. Так желания и
стремления развиваются ранее, чем воля и сила характера. В таких условиях
юноша не всегда способен подавить некоторые излишние стремления и желания.
Именно поэтому психический склад людей юношеского возраста не только
сложен, но порой и противоречив.
Для юношеского возраста характерен большой оптимизм, вера в
собственные силы, чуткое и доброе отношение людям, искренность,
непосредственность, задушевность, чувство товарищества и т.д.
У охранников сильно развито чувство собственного достоинства и
стремление к самостоятельности, желание скорее найти свое место в жизни,
показать себя с лучшей стороны, в полной мере проявить свои способности.
Социально-психологические особенности охранников зависят также от
характера и содержания учебной и служебной деятельности, жизненного опыта,
семейного положения, воспитания, развития, образования и других факторов.
Все это находит свое проявление в духовном облике, поведении, запросах и
интересах, в повседневной деятельности будущих охранников.
Проведение исследования, анализ учебно-воспитательной работы
показывают, что направленность охранников, как правило, характеризуется
возвышенными и благородными стремлениями, целями, установками - окончить
обучение, стать охранниками. Наличие твердых жизненных планов, возвышенных
стремлений - благоприятная предпосылка успехов в жизни будущих охранников.
Вместе с тем у части охранников нет твердого убеждения в правильности
выбора профессии. Они проявляют сомнения, колебания, допускают халатное
отношение к учебе и дисциплине.
Охранникам присущи разнообразные потребности, в сложном переплетении
которых ведущими могут быть либо материальные либо духовные.
Важно, чтобы ведущую роль в их деятельности играли духовные
потребности, в первую очередь, потребность в отличном овладении профессией,
добросовестном отношении к работе и дисциплине.
Охранникам присущи чувство нового, любознательность, широта
интересов.
Для охранников характерна острая восприимчивость, сильная
впечатлительность, повышенная эмоциональность. Каждый успех вызывает у них
большую радость, ошибка, сбой - глубокую озабоченность, недовольство самим
собой, будущие охранники очень остро реагируют на недостатки и особенно на
несправедливое отношение к себе.
Одной из особенностей охранников является ярко выраженная прямота в
суждениях. Их высказывания зачастую категоричны, суждения безапелляционны,
поспешны. Свои мысли охранники, как правило, высказывают откровенно.
1.3.5. Значение психологических знаний для сотрудника охраны
Своим названием наука психология обязана древнегреческим словам:
«психо» - душа, «логос» - учение. Следовательно, психология - это наука о
душе, психике. Эта наука стремиться ответить на вопросы о том, как
возникают в психике человека образы, чувства, как формируется характер, как
протекает процесс принятия решений, и что оказывает решающее влияние на
формирование личности.
Современная психология представляет собой достаточно разветвленную
систему научных дисциплин, которые связаны с различными видами
деятельности. Существуют военная, медицинская, юридическая, криминальная
психология, психология спорта и т.д. Деятельность сотрудников охраны
(телохранителей, инкассаторов) исследует психология труда в особых
условиях. Эта отрасль психологии изучает психику человека, деятельность
которого протекает в условиях конфликта, опасного для жизни и здоровья.
Угроза для охранника исходит от людей с преступными намерениями или от
агрессивной среды (огонь, вода и т.д.). вероятность такой опасности
существует всегда, но форму открытого столкновения приобретает очень редко,
что успокаивающе действует на сотрудников охраны.
Психология труда в особых условиях, применительно к деятельности
охранных формирований, призвана решать следующие задачи:
определение личных качеств, необходимых сотрудников охраны для успешного
освоения профессии;
изучение особенностей охранных структур как систем взаимодействующих
личностей;
изучение особенностей взаимоотношений с охраняемым лицом и его окружением,
персоналом предприятий, коллегами по работе;
разработка основ обучения и воспитания сотрудников охраны и особенностей
управления охранными структурами;
исследование психических состояний, возникающих у сотрудников в процессе
работы;
обоснование приемов психологической подготовки сотрудника к действиям в
экстремальных условиях.
Взаимосвязь психологии с правом, криминалистикой, тактикой,
спортивной и боевой подготовкой обеспечивает качественное выполнение
служебных задач. При этом следует иметь ввиду что злоумышленники,
нападающая сторона при планировании (выборе места, времени, предлога и
т.д.) и осуществлении преступлений активно используют психологические
закономерности.
1.3.6. Психологическая характеристика личности сотрудника охраны
Проблему личности можно назвать одной из ключевых проблем в деле
обеспечения безопасности охраняемых объектов. Успех работы во многом
определяется тем, насколько хорошо руководитель знает своих подчиненных, а
сотрудники - окружающих их людей. Можно сказать, что работа сотрудника
охраны - это работа с людьми и среди людей. Сам являясь личностью, он
обязан знать не только свои слабые и сильные стороны, но также иметь
информацию о личных и деловых качествах товарищей по работе, их семейном,
жилищном, финансовом положении. Хорошо, если есть информация и о
руководителе службы безопасности. Если дело касается охраны личности, то об
охраняемом и его окружении нужно знать как можно больше, так как от этого
зависит не только жизнь и здоровье охраняемого лица, но и безопасность
самого телохранителя. Необходимость знаний о людях, работающих на
охраняемом объекте, вызвана тем, что эта информация позволяет решать
служебные задачи и создавать оптимальные межличностные отношения.
Персонал большинства предприятий относится к сотрудникам охраны не
совсем благожелательно. Это вызвано тем, что со стороны трудно понять, чем
они занимаются. Они видят, что молодой, здоровый мужчина просто сидит или
стоит и ничего не делает.
Не видна работа, нет реального конфликта, не видна атакующая сторона,
от которой охрана защищает собственность и людей, не слышно взрывов гранат
и треска автоматных очередей.
Срабатывает стереотип: если все тихо, то зачем охрана; если что-то
случится, то где она была. В этих условиях задача сотрудника охраны в том,
чтобы своим поведением, внешним видом, вызвать уважение со стороны
персонала предприятия, убедить их в своем профессионализме и в том, что он
выполняет нужную для них работу.
При рассмотрении отношения частного охранника к деятельности можно
выделить четыре мотива:
1. Заинтересованность в конечном результате (Р). Он реализуется в
обеспечении собственной безопасности и безопасности охраняемых объектов.
2. Привлекательность самой деятельности (П). Работа нравится только в том
случае, если нравится сам процесс и условия труда. Чаще всего сотрудники
называют следующие привлекательные элементы в своей деятельности: режим
работы, отсутствие физического труда, вознаграждение, возможность
покомандовать людьми, необходимость поддержания себя в хорошей спортивной
форме, риск. Из перечисленных привлекательных сторон деятельности почти
нет таких, которые непосредственно влияли бы на конечный результат.
3. Материальное и моральное вознаграждение (В). Работа охранника должна
вознаграждаться так, чтобы удовлетворялись основные потребности
сотрудника и его семьи.
4. Давление извне (Д). Сам человек не заинтересован в деятельности, но
выполняет ее потому, что боится наступления различных негативных
последствий.
Если исходить из пяти баллов в оценке мотивации труда, то формула для
среднего частного охранника будет выглядеть примерно так: Р 2-3, П 2-3, В
5, Д 3. Это означает, что охранник в общих чертах представляет цель своей
деятельности, считает, что в работе есть положительные элементы, но столько
же отрицательных. Работает он за деньги и боится их потерять. Если основной
мотив (В) переходить в цель, сотрудник охраны может превратиться в свою
противоположность.
У криминальных элементов показатели мотивов преступной деятельности
несколько иные и формула, очевидно, выглядит так: Р 5, П 2-3, В 5, Д 3. Это
связано с тем, что вознаграждение (В), ради которого совершается
преступление, зависит от достижения цели (Р). По этому показателю
криминальные структуры превосходят охранные в два раза. Очевидно, это -
одна из причин недостаточно надежной работы охраны.
Система отношений включает отношение к обществу, труду, к себе и
другим, к вещам.
Отношение к государству, политической системе общества - это
отношение к законодательной и исполнительной власти, силовым структурам,
политическим партиям и общественным организациям.
Отношения к труду рассматривается как одна из важнейших
психологических характеристик личности. В отношении человека к труду
заключено его отношение к материальным ценностям, к другим людям и самому
себе. По отношению к труду принято делить людей на добросовестных
работников, работающих по необходимости и лодырей. Отношения с коллегами по
работе должны строится на основе товарищества, дружбы, взаимопонимания,
уважения, чуткого отношения. Это поможет создать союз единомышленников, у
которых цели деятельности в основном совпадают с целями организации, в
которой они работают. В отношениях с персоналом сотрудник охраны должен
быть вежлив, тактичен, добр. В отношении к правонарушителю обязан проявить
решительность, настойчивость, смелость.
Отношение человека к самому себе зависит от самооценки. Самооценка -
это оценка личностью самой себя, своих способностей, качеств и места среди
других людей. У частного охранника должна быть достаточно высокая
самооценка. В этом случае он знает себе цену, верит в свои силы и
возможности, руководствуется своими принципами, может самостоятельно
принимать решения и нести за них ответственность.
Отношение охранника к материальным ценностям следует считать
оптимальным, когда потребности не слишком превышают возможности.
Каждый человек уникален, его неповторимость связана не только с
качествами, которые формирует социальная среда, деятельность, но и с
биологическими особенностями, к которым относится темперамент. Темперамент
влияет на поведение человека, на продуктивность его деятельности,
особенности общения и т.п.
В различных охранных структурах трудятся люди с различными
темпераментами. Однако продуктивность конкретной деятельности и
энергетические затраты при достижении определенного результата зависят от
темперамента. Если холерика заставить выполнять задачи по охране, связанную
с необходимостью нахождения на одном месте, то нет гарантии, что эту работу
он выполнит качественно, а с другой стороны, чтобы удержать себя на месте,
он затратит массу энергии. Поэтому при решении охранных задач руководителю
необходимо учитывать особенности темперамента подчиненных.
Для охранника важно знание этикета.
Этикет - совокупность правил поведения, касающихся внешнего
проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, форма обращений и
приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда).
Одежда сотрудника охраны должна быть:
опрятной, чистой, соответствовать направлениям современной моды, но не
экстравагантной, кричащей;
удобной, не стеснять движений и действий сотрудника охраны. Если под
одеждой имеется оружие или радиостанция, то они не должны быть заметны;
соответствовать месту, где сотрудник охраны несет службу;
отвечать задачам, стоящим перед охранными предприятиями организацией в
целом.
Сейчас в охранных структурах существует повальное увлечение военной
пятнистой формой с множеством нашивок и надписей на английском языке.
Сотрудник в такой форме будет хорошо смотреться на базах, складах,
стройках, во время массовых мероприятий. Вокруг человека в форме существует
зона силы, которая отпугивает большинство людей. Поэтому, если у входа в
организацию, успех работы которой связан с привлечением клиентов,
покупателей, посетителей, стоят охранники в неприятной (по цвету, фасону)
форме, то охрана в этом случае будет наносить определенный вред
деятельности этой организации.
В музеях, театрах, магазинах, учреждениях лучше выглядят охранники в
костюмах (серо-сине-коричневого цветов), контрастных рубашках со строгими
галстуками.
При выполнении своих служебных обязанностей сотрудник охраны должен
быть уверенным в себе, сдержанным, скромным, вежливым. Отрицательное мнение
складывается об охраннике самоуверенном, грубом, мрачном, суетливом,
излишне раскованном. Эти качества личности проявляются в таких элементах
поведения, как громкий разговор или смех, нецензурные выражения, курение в
неположенном месте, излишне раскрепощенная манера сидеть, стоять и т.п.
Форма обращений и приветствий во многом зависит от возраста людей, их
служебного положения, положения в обществе. Если раньше наиболее
распространенной формой обращения к мужчинам и женщинам было слово
«товарищ», то теперь говорят «господа», «дамы». Поскольку старая форма
обращения уже не воспринимается, а новые еще не привились, то лучше
обращаться к знакомым по имени и отчеству, а к незнакомым использовать
выражение такого типа: «Простите, пожалуйста, по какому Вы к нам вопросу?»
При встрече служащих фирмы или посетителей сотрудник охраны
Страницы: 1, 2, 3
|