Рефераты

Особенности профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в социально-реабилитационном центре

своей профессии, и готовность понять чужие проблемы и прийти на помощь.

Заботясь о расширении круга представлений воспитанников о социальной жизни

и ценностных ориентациях других людей, важно “ вывести” их за пределы

центра, показать примеры позитивной активности окружающих, их

сподвижничества. Так на ярославских подростков огромное впечатление

произвела организованная сотрудниками центра экскурсия в Толгский

монастырь, который силами верующих людей за последние годы практически

полностью поднят из руин. Этот факт послужил довольно сильной эмоциональной

поддержкой, когда работники центра решили приобщить воспитанников к

бескорыстному труду по восстановлению соснового бора в Заволжском районе

Ярославской области.

Вовлечение подростков в разнообразную деятельность усилиями

сотрудников центра, с одной стороны, является важнейшим средством коррекции

их ценностных ориентаций, развития социальной активности, а с другой

стороны - дает им возможность для самореализации и самоутверждения.

Сотрудникам центра необходимо найти “поле” для приложения сил своих

воспитанников. Самостоятельно решить эту задачу подростку затруднительно.

Социальным педагогам центра в сотрудничестве с коллегами из других

учреждений важно мобилизовать ресурсы внешкольных учреждений, базу

внеклассной работы школ, возможности самого центра, чтобы вовлечь ребят в

разностороннюю деятельность по интересам.

Одновременно самое пристальное внимание должно быть уделено

организации общественно полезной деятельности, которая в наибольшей

степени соответствует потребностям и новообразованиям подросткового

возраста, является незаменимым средством социализации. Подросток с

девиантным поведением, попадающий в сферу влияния социально-

реабилитационного центра, как правило, опыта такой деятельности лишен.

Причины кроются в его отчужденности от школьной жизни, отсутствии связей с

детскими общественными организациями, безалаберности жизни в семье. Учебная

деятельность, в которой он недостаточно успешен, не дает ему оснований для

активности и самоутверждения, в силу чего он чаще всего прибегает к

негативным формам самореализации.

В условиях социально-реабилитационного центра необходимо провести

переориентацию активности подростка, переключить его силы и внимание с

негативных форм самореализации к позитивным. Поэтому так важно всемерно

развивать общественную деятельность подростков, педагогически управлять ею.

Чтобы такая деятельность способствовала развитию подростков, она

должна отвечать ряду требований: быть посильной (чтобы не обескуражить и не

отбить желание в ней участвовать); отличаться привлекательностью, которая

обеспечивается новизной, ощутимым результатом, одобрением окружающих или

особой ролью подростка в ее осуществлении; открывать возможности для

самовыражения подростка, проявления его индивидуальности.

Общественно полезная деятельность может быть организована в стенах

социально-реабилитационного центра. “В мастерских центра подростки

изготавливают простые, но нужные вещи - совки, посылочные ящики, рамки для

картин. В социально-реабилитационных центрах cкладывается опыт

трудоустройства воспитанников во время каникул (уборка урожая, работа в

коммунальном хозяйстве, детских больницах). Это открывает ребятам

возможность зарабатывать деньги на личные расходы собственным трудом и,

таким образом, с одной стороны, реально представить себе цену труда, а с

другой - решить некоторые из своих личных проблем самостоятельно, не

вступая в конфликт с обществом.”[6,с.105]

Глава 2. Формы и методы профилактики девиантного поведения

несовершеннолетних в социально-реабилитационном центре.

2.1. Конкретная методика профилактики девиантного поведения.

Состоявшаяся в 2000 году Всероссийская конференция “ Состояние и

перспективы развития специализированных учреждений для несовершеннолетних,

нуждающихся в социальной реабилитации” одобрила опыт работы органов

социальной защиты населения Костромской области по развитию территориальных

систем специализированных учреждений, ориентированных на социально-

профилактическую работу с детьми группы риска. Одним из таких учреждений

является областной реабилитационный центр для несовершеннолетних. Центр

действует на основании Устава, утвержденного департаментом социальной

защиты населения администрации Костромской области и согласованного с

департаментом имущественных отношений администрации Костромской области.

Предметом деятельности социально-реабилитационного центра является

социальное обслуживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной

ситуации. В Центре существуют 4 отделения.

1. приемное отделение

2. отделение реализации программ социальной реабилитации

3. ( с приютом)

4. отделение перевозки несовершеннолетних

5. организационно-методическое отделение.

Профилактика девиантного поведения производится во всех, без

исключения, отделениях социально-реабилитационного центра. Но в первую

очередь профилактическая работа организуется в отделении реализации

программ социальной реабилитации несовершеннолетних. С этой целью

используются разнообразные формы и методы (занятия, игру, конкурсы,

викторины, беседы) с учетом индивидуальных особенностей детей. Для развития

познавательного интереса во внеучебной сфере, расширения кругозора детей в

Центре организована работа кружков и клубов, где они учатся шить, вышивать,

готовить пищу и правильно сервировать стол, поют, танцуют, постигают основы

актерского мастерства и народно – прикладного искусства. Дети занимаются в

ДТЮ “ Ровесник”, в кружках и клубах близлежащих домов культуры и

библиотеках. В центре проводится множество праздников, организаторами

которых выступают сами дети. Утренники, вечера, “День именинника”, операции

“Мойдодыр”, “ Веселые старты” - это далеко не полный перечень того, что

помогает создать особый эмоциональный настрой, улучшить процесс адаптации

и реабилитации. Воспитанники Центра посещают спектакли кукольного,

драматического, камерного театров, концерты в филармонии, Дворце искусств,

художественные музеи, планетарий, изучают природу края в пешеходных

прогулках и походах. Выполнению этой цели способствует также расширение и

укрепление внешних социальных связей. В центре прошел цикл вечеров

“Музыкальная шкатулка”, в которой приняли участие учащиеся музыкальных

школ, детские музыкальные театры гимназий города. Большой интерес у детей

вызывают встречи с интересными людьми, художниками, артистами.

Работа психологов Центра ведется в основном по двум

направлениям: диагностическое и профилактически-коррекционное. При

проведении диагностики широко используются различные методы: наблюдение,

беседа, тестирование (проективные методики, опросники на выявление

личностных особенностей, блок методик исследовательско-познавательной и

эмоциональной сферы. С учетом полученных результатов намечаются направления

и методы профилактической и коррекционной работы, которая проводится как в

групповой, так и в индивидуальной форме. С целью коррекции эмоционально-

волевой сферы, повышения самооценки у детей, уверенности их в себе

используется методика игровой психотерапии. Для детей школьного возраста с

целью формирования конструктивного разрешения конфликтов со сверстниками

проводится социально–психологический тренинг. В ходе коррекционной работы

специалисты Центра используют различные формы и методы по активизации

познавательной сферы детей. Применяются упражнения, направленные на

развитие восприятия, памяти, внимания и мышления, тонкой моторики, что

положительно сказывается на успеваемости. Основной смысл

психотерапевтической работы в Центре заключается в том, чтобы ребенок

поверил, что его любят и принимают таким, какой он есть, со всеми его

недостатками и проблемами.

Методы групповой и индивидуальной работы, используемые в данном

учреждении:

1.При проведении диагностики используются:

а) наблюдение

б) беседа

в) тестирование

г) проектирование методики

д) опросники на выявление личностных особенностей

е) блок методик исследования познавательной и эмоциональной сферы

(индивидуальные формы).

2.При проведении профилактической и коррекционной работы с детьми

используются:

а) методика игровой психотерапии (проводится индивидуально и в

микрогруппе)

б) различные формы позновательной сферы детей (индивидуально).

3.Для детей школьного возраста проводится социально-психологический

тренинг (6-8 чел.).

4. Обучение приемам релаксации в помещении сенсорной комнаты

(индивидуально)

6. Методика стимулирования воспитанников (групповая форма). В Центре

разработан перечень поступков и “добрых дел” (помощь на кухне,

уборка территории и т.д.), которые оплачиваются специальной валютой

“юнгами”. В конце месяца на “юнги” в магазине Центра можно

приобрести продукты питания, сладости, предметы первой

необходимости.

В Центре широко развернута работа по компенсации семейных связей.

Компенсация семейных связей представлена в двух формах:

1. создание условий, приближенных к домашним

2. создание семейно-воспитательной группы.

3. Для улучшения самочувствия ребят внимание специалистов направляется

на подкрепление его положительных сторон, чтобы поощрялись малейшие

успехи детей, особенно с низкой самооценкой, акцент делался на

достижениях конкретного ребенка, не проводилось сравнение его

заслуг с другими детьми. Чтобы уменьшить последствия прошлого

отрицательного опыта, следует ставить ребенка в ситуацию, когда он

может сам принимать решения, предоставлять ему возможность выбора:

например, во что играть. Для снижения напряжения в процессе

подготовки подростку советуют исполнять коллективное чтение,

расслабляющие процедуры. Важную роль играет и процесс пробуждения,

доброжелательный тон воспитателя дает положительный эмоциональный

заряд на весь день. Ребенок в подобной атмосфере начинает ощущать

свою значимость, дети, не видевшие подобного отношения в семье,

усваивают новые образцы поведения.

4. Работа семейно-воспитательной группы. Основные направления.

Подбор детей для семейно-воспитательной группы

Пропаганда семейно-воспитательной группы через средства массовой информации

Подбор кадров воспитателей для семейно-воспитательной группы

Сбор информации о кандидатах в семейно-воспитательные группы. Обследование

жилищно - бытовых условий, знакомство воспитателей со спецификой работы.

Организация работы с воспитателями семейных групп (МПП консилиум,

педсоветы, консультации, отчеты воспитателей)

Оказание помощи в устройстве детей в дошкольные учреждения, школы,

организация летнего отдыха и т.д.

Сбор информации о детях-воспитанниках семейных групп (о их здоровье и

развитии)

Некоторые технологии преодоления социальной стереотипизации у подростков с

отклоняющимся поведением.

Данная информация с исправлениями пойдет во 2 главу

Взросление - всегда весьма сложный, многоэтапный и по - своему опасный

процесс. Одна из основных сложностей заключается в том, что взросление как

социально-педагогический процесс, включает в себя много различных сторон.

Основным, или ведущим, механизмом взросления является присвоение

подростками различных категорий ценностей, образцов поведения и т.п. Роль

взрослых в демонстрации такого рода образцов (как позитивных, так

негативных) является ведущей.

Последнее десятилетие характеризуется существенным усложнением

общественных отношений. Количество и форма социальных связей претерпели (и

до сих пор претерпевают) заметные изменения. Их стало намного больше,

ситуация осложняется и тем, что повысилось разнообразие форм взаимодействия

между людьми. Здесь не каждый взрослый человек сразу найдет адекватный и

эффективный способ взаимодействия с окружающей средой. Подросток же, имея

ограниченный запас социального опыта, по большей части просто теряется

среди множества вариантов и форм поведения. Еще одним важным аспектом

усложнения общественной жизни, способным привести к негативным

последствиям, является возникновение огромного количества разнообразных

демонстраций “успешных взрослых”, то есть тех, кто может служить своего

рода ориентиром, примером для подражания. Подростку приходится выбирать из

множества разнообразных образцов, многие из которых далеки от того, что

можно считать положительными примерами. Не владея процедурами перехода от

детского поведения к взрослому, они интуитивно пытаются нащупать такой

метод, который сразу поможет им стать взрослыми. Но так как подростков

никто не обучает не только процедурам, но и внутреннему содержанию

взрослости, а взрослые достаточно редко объясняют, либо демонстрируют, что

быть взрослым - это уметь отвечать за свои действия, то подростки выбирают,

как правило, наиболее атрибутивные и внешне представленные образцы “

взрослости”, а именно внешний облик (одежда, прическа, макияж и пр.) и

формы поведения (курение, нецензурная брань, употребление алкоголя и

наркотиков, либо цивилизованные - этикет).

“Таким образом, появляется “класс” подростков, которые не имея

реального понятия о социальной роли взрослых, их правах и обязанностях, тем

не менее считают себя таковыми и принимают на себя функции взрослого

человека. Успешность их исполнения подросткам весьма сомнительна, поскольку

для выполнения указанных функций требуется наличие определенных качеств и

некоего социального опыта. Дефицит знаний о социальных ролях взрослого

человека в повседневной реальности зачастую приводит подростка к регулярным

неудачам и, как следствие - к возникновению комплекса неуспешности.”

[12,с.32-33]

В процессе взросления подростки сталкиваются еще с одной проблемой.

Суть ее заключается в реакции взрослых на возможные ( и, конечно же,

неизбежные) ошибки подростка в поведении. В большинстве случаев такая

реакция ошибочно и неадекватна. Дело в том, что подросток ищет свою дорогу

в жизни методом проб и ошибок. Большинство подростков, осознанно или нет,

ищут социальный опыт вне зависимости от того, позитивен такой опыт или

негативен. Мы считаем, что подростки в этом случае не оценивают свои

действия как конечный вариант собственного поведения. Они экспериментируют,

методом проб и ошибок выбирая свой путь. По большей части, взрослые не

осознают этого факта и, соответственно, не признают за подростком права на

ошибку. Любые действия подростка признаются как окончательно принятая им

роль. Изменение подростком линии поведения характеризуется либо как

исправление, либо как хулиганство, а не как эксперимент. Такая грубая

ошибка часто приводит к тому, что подросток, раз начав реализовывать какую-

либо форму поведения, чувствует себя обязанным продолжать ее реализацию,

поскольку взрослые, из его микросоциального окружения признали эту форму

окончательной. Тем самым, подросток лишается права выбора вариантов

собственного поведения.

Остановимся кратко на вопросе о том, какие сейчас образцы поведения

подростки преимущественно выбирают в качестве ориентира. В настоящее время

наблюдается небывало широкое внедрение криминилизованных норм в обычное

общество. Путей проникновения таких норм насчитывается множество, и едва

ли не основным являются средства массовой информации.

Поскольку большинство криминальных историй сопровождается

демонстрацией ярких и броских атрибутов преступности (внешности и формы

поведения). Причина же такого выбора - как в яркой атрибутике, так и в

популярности (положительной либо отрицательной) такого образа среди

населения.

Подросток, испытывающий в жизни затруднения - социальный,

психологический дискомфорт, частые неудачи, отсутствие возможности

самореализации, желание самоутвердиться, боязнь стать изгоем и пр.,

начинает сравнивать себя с транслируемым образом и зачастую находит большое

сходство во внешних признаках. Копирование остальных аспектов поведения, на

наш взгляд, возникает по трем причинам. Во-первых, конформизм

-предположение невозможности, либо боязнь или нежелание изменить свой

образ, отсутствие вариантов иного поведения. Во-вторых, как самореализации

и компенсации собственной неполноценности путем копирования “успешного”

поведения (вплоть до правонарушений) лиц с идентичными внешними признаками.

В-третьих, привлекательность преступлений по какой-либо причине, когда

совпадение внешних признаков является лишь индуктором его совершения. Все

описанное выше не может быть разрешено таким простым средством, как полный

запрет на трансляцию криминальных хроник; напротив, требуется проведение

специальной работы по созданию методов представления в общество такой

информации, учитывающих специфику аудитории и предмета сообщений.

Работа с трудными подростками по их социализации позволили

разработать одну из технологий социальной работы, направленную на

преодоление социальной стереотипизации у подростков с отклоняющимся

поведением. [12, с.36-39] Наблюдения проводились в Центре помощи семье и

детям “Качинский” г.Красноярска во время проведения консультативного

приема подростков и их родителей, а также в ряде интенсивных школ.

Интенсивные школы - это специализированные образовательные учреждения - это

специализированные образовательные учреждения, работающие в форме

выездного лагеря и осуществляющие социализацию подростков.

Они предоставляют школьникам как дополнительное образование (в форме

учебной деятельности, наиболее знакомой любому подростку, пусть даже и

трудному), так и право на ошибку без каких-либо опасных последствий.

Действительно, школьник имеет возможность совершить промах, нарушить какую-

либо норму, осознать и исправить это свое нарушение без чрезмерной

концентрации внимания на его проступке и, что самое главное - без

непереносимой ответственности за последствия своего поступка (выбора).

Подчеркнем, что характерной чертой криминализированных подростковых

объединений как раз является неадекватность уровня ответственности за

некоторые слова, либо действия; именно эта неадекватность служит одним из

механизмов вовлечения новых подростков в такие сообщества (принцип

необратимости). В условиях интенсивной школы подросток может

экспериментировать, реализовывать различные стили поведения, заниматься

различной деятельностью, приобретая тем самым некий социальный опыт и не

получая при этом “ тумаков” в реальной жизни. Зачастую подростки лишены

такой возможности в обычном социальном окружении, как это указывалось выше.

При разработке данной технологии возникла проблема, которую следует

иметь в виду и при разработке других подобных технологий социализации

трудных подростков. Проблема эта заключается в том, что значительная часть

обследованных подростков не считает себя трудными, т.е. не осознает (по

ряду причин) собственные недостатки, некомпетентность и не видит девиации в

своем поведении. Поэтому одна из первых задач технологии - демонстрация

клиенту его недостатков, отклонений от нормы. Указанный способ работы

открывает для клиента поле деятельности (ведь не зная ошибки, нельзя ее

исправить), предоставляя ему при этом возможность выбора новых образцов,

демонтсрируя преимущества нового образа. Следует подчеркнуть, что любая

технология социализации подростков должна обеспечивать ему поддержку (

защиту) от стигматизации

( накладывания ярлыков, меток), по крайней мере, на первых порах.

Описываемая здесь технология называется “ Дамский клуб”.[12,с.37] Она

предназначена для работы с девочками-подростками по формированию и

совершенствованию их внешнего облика, форм поведения, стиля общения и

прочих атрибутов женственности. Все элементы этой технологии направлены на

изменение ценностей, жизненных ориентиров, паттернов поведения, которыми

руководствуются такие девочки. Следует подчеркнуть, что изложенный здесь

вариант технологии применим только для работы с девочками, поскольку его

основу составляет изменение внешнего облика (это чрезвычайно важно для

девушек подростков); для работы с мальчиками потребуется создание иного

варианта этой или даже разработка принципиально иной технологии.

Поскольку отклоняющееся поведение проявляется в самых различных видах и

формах, то и социально-профилактические меры также разнообразны и

специфичны. В учебно-методических целях их можно сгруппировать, как это

делает, например, В.Н. Кудрявцев, по видам возможных отклонений и характеру

социальной нормы, а именно: правовые, нравственные, организационные,

технические и др.; или же по стадии (этапу) профилактического воздействия:

контрольно-надзорные, воздействие на сложившуюся ситуацию, индивидуально-

профилактические (воспитательные) и др. Среди профилактических мероприятий,

осуществляемых сейчас в Российской Федерации, обращает на себя внимание,

например то, что в МВД РФ действует специальное подразделение по борьбе с

незаконным производством наркотиков. Принимаются меры по ликвидации их

сырьевой базы. Медицинскими учреждениями страны создаются условия для

анонимного лечения от алкоголизма. В Москве, где сложилась особенно

неблагополучная криминогенная обстановка, осуществляются организационно-

профилактические мероприятия по совершенствованию структуры органов

милиции, ее техническому оснащению, что должно способствовать улучшению

профилактической работы по предупреждению преступных проявлений среди

населения столицы.

Реализация описываемой технологии происходит в несколько этапов.

Первый этап заключается в “инвентаризации”, создании наиболее полного

перечня девиаций внешнего облика девушек. Он включает в себя обобщенные

вероятные недостатки в прическе, макияже, стиле одежды, неверный уход за

кожей и волосами, некорректные формы поведения и речи, вульгарность,

распущенность, нечистоплотность и пр. Список девиаций более или менее

постоянен; однако он будет подвержен постоянным изменениям, будет

пополняться новыми элементами, из него будут выпадать некоторые устаревшие,

в зависимости от тех конкретных жизненных условий (малой социокультурной

ситуации), которые существуют в обществе в данный момент времени. Кроме

того, такой перечень был бы слишком велик. Поэтому нет возможности привести

его здесь полностью.

Второй этап состоит из нескольких элементов. Это, во-первых,

представление, демонстрация указанного перечня группе девочек, с которой

идет работа. При этом девочки, как правило, идентифицируют демонстрируемые

признаки как девиацию, но не замечают этих девиаций у себя, даже при явном

их наличии. Эта проблема обсуждалась выше. Во-вторых, это представление,

демонстрация девочкам нормы, идеала, общепринятых традиций, образцов такого

поведения, которое считается нормальным, социально одобряемым,

положительным. Отметим, что эта часть технологии существенно опирается на

специфику работу интенсивных школ - ее изолированность. Именно

изолированность позволяет (хотя бы на время) сотрудникам интенсивной школы

стать единственной референтной группой для девочек. Здесь хочется

заметить, что девушки всегда принимали предлагаемые нами нормы как некое

качество, атрибут в жизни сообщества, стоящее несомненно выше тех норм,

которые они реализовывали в обыденной, повседневной жизни, что

свидетельствует и о их лабильности, и о невысокой оценке ими самими

подростковых норм. Следует подчеркнуть, что мы не располагаем средствами

автоматического установления собственной референтности у девочек-

подростков, во многом эта часть технологии является искусством.

В третьих - это процедура диагностики отклонений от нормы среди

девочек. Процедура диагностики проводится двумя взаимодополняющими

способами. Первый - наши собственные визуальные наблюдения за девочками и

выявление явных, внешне представленных девиаций. Здесь средствами

диагностики являются собственно сотрудники интенсивной школы, явно и

отчетливо демонстрирующие свое отношение к тем или иным поведенческим

паттернам. Второй - замечания самих девушек по поводу невозможности

достижения каждой конкретно какого-либо из представленных идеалов ( Ну, я

так никогда не смогу!...”, “ У меня это не так получается, а правильно не

получиться никогда...” и пр.). Все эти наблюдения суммируются для каждой

конкретной девочки, а затем конкретно каждой представляется перечень ее

собственных недостатков. Очень важно, что такое перечисление недостатков

осуществляется либо непосредственно в группе, либо в личной беседе, в

зависимости от сплоченности, степени знакомства в группе, особенностей

характера девочки и прочих факторов.

Следующий (третий) этап технологии заключается в выяснении источника,

породившего отклонение ( метку). Референтность источника определяет степень

прочности отклонения. На наш взгляд, референтность различных источников

можно расположить по убывающей: “родители -друзья-воспитатели (учителя)

-СМИ -знакомые-незнакомые”.

Четвертый этап- один из самых сложных и важных. Основу этого этапа

составляет демонстрация наличия и формирование общественно одобряемых и,

что немаловажно, одобряемых самими девочками, ее качеств и признаков. Речь

идет вот о чем. Зачастую девочки пользуются девиантными признаками,

поскольку, во-первых, не подозревают о том, что эти признаки девиантны и,

во-вторых, не располагают другими вариантами, способами предъявить себя.

После того, как им указана дефициентность прежних вариантов поведения,

необходимо предложить им для самостоятельного выбора новые способы

взаимодействия с окружающим миром. Предпочтительно, чтобы эти способы были

представлены как актуально присутствующие в поведении, внешнем облике и

т.п. подростков, но не замечаемые ими до сих пор и, следовательно, не

реализуемые в полной мере. Ключевым моментом здесь является создание у

девочек чувства того, что эти новые признаки не привнесены к ним извне, а

существовали у них изначально, и наша работа с ними лишь развила их. Такой

подход необходим для того, чтобы у девочек не возникало чувства отчуждения

и недоверия к этому новому признаку.

И, наконец, последний (пятый) этап данной технологии является

закрепляющим. Он заключается в демонстрации и подтверждении длительного

реального существования новых качеств и признаков. На этом этапе

подросток убеждается в эффективности и возможности многократного применения

нового качества (признака), что побуждает его использовать новые

возможности взамен предшествующих (девиантных). Осуществлению данного этапа

способствует сама жизнь в интенсивной школе, где есть возможность

эксперимента, возможность проявить себя с разных сторон, если девушка

действительно освоила новую форму поведения, либо новый внешний облик. Она

получает поддержку при демонстрации этого как у сотрудников интенсивной

школы, так и у школьников. Важное отличие этой технологии заключается в

том, что она не требует полной изоляции подростка от внешнего мира; ее

можно реализовать в рамках социально-реабилитационного центра.

Список используемой литературы:

1.Теория и методика социальной работы (учебное пособие)/Под ред. Жукова ,

Зайнышева, М-1995 г.

2. РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.(2 ТОМА)/ Под ред. Гусляковой

Я.Г., Катульского Г.Д., М. 1997г.

3. Брошюра “Реабилитация социально -дезадаптированных детей и

подростков”,М. 1999год.

4.Брошюра “Из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации

социально дезадаптированных детей и подростков

“ Президентская программа “ Дети России”, М.-1999год.

Федеральная целевая программа “ Профилактика безнадзорности и

правонарушений несовершеннолетних”.

а) М.Н.Мирсагатова Роль и место специализированных социально-

реабилитационных учреждений в государственной системе профилактики

безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

б)А.И. Шевцов. Управление социальной защиты населения Саратовской области.

“Социальная реабилитация: своевременность и результативность.”

5.Брошюра. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с

девиантным поведением. Редакционно-издательский центр Консорциума “

Социальное здоровье России” М-99г. (Социальное здоровье России).

6.Брошюра “Социально-реабилитационный центр для

несовершеннолетних:содержание и организация деятельности” Президентская

программа “ Дети России” Ре-р Иващенко Г.М. Государственный НИИ семьи.

Научно-методическое издание И-99год.

7.Справочное пособие по социальной работе. Отв. редакторы А.М.Панов и

Е.И.Холостова.

8.Журнал “ Социологические исследования” 1999 год № 5 Л.А.Журавлева “

Факторы и условия наркотизации молодежи”.

9. Журнал “ Социологические исследования” 2000 год № 4 С.А.Быков “

Наркомпния среди молодежи как показатель дезадаптированности”

10.Журнал “ Социологические исследования”1998год № 8 Т.В.Ковалева, О.К.

Степанова “ Подростки смутного времени”.

11. Журнал “ Социологические исследования” № 8 1998год, О.С.Осипова “

Девиантное поведение: благо или зло”.

12. Журнал “Вестник психосоциальной и коррекционной работы” 2000 год № 4

М.В.Цилуйко “ Влияние средств массовой информации на формирование

противоправного поведения подростков”.

13. Журнал “Вестник психосоциальной и коррекционной работы” 2000 год №3

Л.К. Чаусова, А.В. Солтовец “ Организация психолого-педагогической и медико-

социальной помощи детям, оказавшимся в кризисных ситуациях, в Ростовской

области”.

14. “ Социальная работа”/ Под ред. Курбатова В.И., Ростов-на-Дону, М.2000

г.

15. Лекции по технологии соц. Работы. В 3-х частях / Под ред.

Е.И.Холостовой. Часть 1, М: Социально технологический институт, 1998 год.

16. Социология / Под редакцией В.И.Курбатова, Ростов – на –Дону, 1998год.

17. Социальные технологии: Толковый словарь/ Ответ. ред. Иванов В.Н. ,

Москва – Белгород, 1995год.

18. Теория социальной работы/ Под. ред. Е.И.Холостовой, М.-98год.

19 Антикризисное поведение. Сущность, проблемы, тенденции. ИПК-ПРО,

Ульяновск, 2000 год.

20. Н.Дж. Смелзер, Социология, М.,1994год.

21. Социальная энциклопедия / Под ред. А.П.Горнина, Г.Н. Кареловой, Е.Д.

Катульского и др. М: Большая Российская энциклопедия, 2000 год.

22. Федеральный закон “ Об основах системы профилактики безнадзорности и

правонарушений” № 120 –ФЗ от 24.06.1999 г.

23. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная

социологическая теория / Соц. исследования –1999 г.№ 4.

24. Линг С. По лезвию бритвы: социально-психологический анализ

преднамеренного риска / Социльные и гуманитарные науки. Отечественная и

зарубежная литература. Социология 1993г.№ 2.

25.Положение о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних,

утверждено Постановлением Правительство РФ 27 ноября 2000года.

26. Толковый словарь / Под ред. Ожегова С.И., М-1998год.

27. Журнал “Вестник психосоциальной и коррекционной работы” 2001 год № 3

Нагаев В.В., Толстов В.Г., Толстов В.В. статья “Основные направления

социально-психологической, психотерапевтической и правовой реабилитации

подростков-девиантов”.

28. “Забота о семье и детях - забота о будущем” (материалы областной научно

–практической конференции 21.09.01г.) / сост. В.И.Балыбердин,

Н.М.Драничникова, Н.И.Осокина.

29.Программа деятельности “Добрый дом”/авт. Логинова М.В., Гончарова И.В.,

Смирнова В.Ю., Ярославцева Н.В.

30. Закон Костромской области “ О гарантиях прав ребенка в Костромской

области”.

31. Концепция семейной политики Костромской области.

32. Областная целевая программа “Профилактика безнадзорности и

правонарушений несовершеннолетних”

33. Областная целевая программа “ Развитие социального обслуживания семьи и

детей”.

34.Устав Областного реабилитационного центра для несовершеннолетних ( с

приютом).

35. Журнал “ Семья в России” №1 –1997год, М.М. Плоткин, В.И.Ширинский

“Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей” стр. 90-

102.

36. Журнал “ Семья в России” №1 –1997год, В.А.Горхова, “Комплексная

диагностика в реабилитационном центре”. Стр. 74-83.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ