Рефераты

Особенности психологического развития ребёнка в младенческом возрасте

Особенности психологического развития ребёнка в младенческом возрасте

СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Заочное отделение

Специальность: “Социальная работа”

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу «Возрастная психология»

на тему: Особенности психического развития ребёнка в

младенческом возрасте.

Выполнил: студент 7210 группы. Порфирьев Р.В.

Преподаватель: Ильчукова Н.В.

Дата отправки работы в университет: 16.09.2003

Дата регистрации работы: 16.09.2003

Сыктывкар 2003

План:

Введение

3

§1. Новорожденность: врождённые особенности и тенденции развития 4

§2.Роль общения со взрослым в развитии ребёнка

9

Заключение

15

Литература

17

3

Введение

Человек по своей сущности может рассматриваться через три ипостаси: 1)

как биосистема; 2) как социальное существо; 3) как личность. В онтогенезе

каждый возрастной период характеризуется особым сочетанием названных

существенных составляющих.

В нормальных условиях появление нового человека является результатом

психологической готовности матери к его рождению. Новорождённый изначально

беспомощен. Едва появившись на свет, он должен приспособиться к условиям

существования, которые резко отличаются от существования в чреве матери.

Жизнь новорождённого зависит от того, как он сможет адаптироваться к новым

условиям среды. Новорождённый изначально беспомощен. Едва появившись на

свет, он должен приспособится к условиям существования, которые резко

отличаются от существования в чреве матери. Жизнь новорождённого, прежде

всего, зависит от того, как его организм сможет адаптироваться к новым

условиям жизни. Для организма многих новорождённых сам процесс рождения –

тяжёлое физическое испытание, которое истощает организм младенца и создаёт

ситуацию стресса. Младенчество – период, когда от малоподвижного образа

жизни и снотворного состояния ребёнок быстро развивается в подвижное,

весёлое дитя. Он быстро устанавливает контакт с взрослым человеком,

открывает зрительно свои руки, учится хватать предмет, а затем и

манипулировать им. Он исследует, рассматривает окружающий мир в ближайшем

пространстве; ощупывает предмет руками, тянет его в рот и знакомится с

предметом таким младенческим способом. Малыш прислушивается и ищет источник

звука, беспрестанно манипулирует всем, что попадает ему под руку. Он

вступает в отношения с матерью и другими близкими взрослыми. Маленький

ребёнок также испытывает тревогу при виде незнакомого человека. Фактически

от существа асоциального младенец быстро становится ребёнком, способным

реагировать на окружающих людей улыбкой, плачем, радостью, испугом –

человеческими способами. При этом он начинает различать отдельные, часто

повторяющиеся ситуации и проявлять себя определённым образом, ребёнок

начинает различать слова, обозначающие предметы, и значимых людей.

Младенчество – период, когда ребёнок развивается в физическом,

психическом и социальном плане чрезвычайно быстро, проходя за короткое

время колоссальный путь от беспомощного новорождённого с малым набором

врождённых реакций до активного младенца, способного смотреть, слушать,

действовать, решать наглядно воспринимаемые ситуации, взывать о помощи,

привлекать внимание, радоваться появлению близких.1

________________________

1Валлон А. Психологическое развитие ребёнка. М., Просвещение, 1997, с.24

4

§1. Новорождённость: врождённые особенности и тенденции развития.

Человеческое дитя рождается совсем беспомощным. Долгое время

новорожденный лежит не двигаясь, почти непрерывно спит, а в короткие

промежутки бодрствования слабо двигает ручками и ножками.

Человеческое дитя от рождения «вооружено» гораздо слабее, чем детёныши

многих животных. И это не случайно: главные действия и поведенческие

реакции, необходимые каждому виду животных, «записаны» в их мозге и

появляются сами собой сразу или по мере созревания организма (изменяясь под

влиянием окружающих условий). Мозг новорождённого содержит ограниченное

число «записей» готовых действий. Зато большая часть детского мозга

свободна и предназначена для усвоения того, чему ребёнок учится у взрослых.

Безусловные рефлексы и их значение для развития ребёнка. Рождение

является для организма ребёнка большим потрясением. От вегетативного,

растительного существования в относительно постоянной среде (организм

матери) он вдруг переходит в совершенно новые условия воздушной среды с

бесконечным количеством часто меняющихся раздражителей, в тот мир, где ему

предстоит стать полноценной личностью.

Жизнь ребёнка в новых условиях обеспечивают врождённые механизмы. Он

рождается с определённой готовностью нервной системы приспосабливать

организм к внешним условиям. Так, сразу после рождения включаются рефлексы,

обеспечивающие работу основных систем организма (дыхания, кровообращения).

В первые дни можно отметить также следующее. Сильное раздражение кожи

(укол) вызывает защитное одергивание, мелькание какого-либо предмета –

зажмуривание, а резкое увеличение яркости света – сужение зрачка. Эти

реакции – защитные рефлексы.

Кроме защитных, у новорождённых можно обнаружить реакции, направленные

на контакт с раздражителем. Это ориентировочные рефлексы. Наблюдениями

установлено, что в период от первого до третьего дня сильный источник света

вызывает поворот головки: в детской комнате родильного дома в солнечный

день головки новорождённых, как подсолнухи, всегда направлены в сторону

света. Доказано также, что уже в первые дни новорождённым свойственно

следить за медленно перемещающимся источником света. Легко вызываются и

ориентировочно-пищевые рефлексы. Прикосновение к углам губ и щекам вызывает

у голодного ребёнка реакцию поиска: он поворачивает головку в сторону

раздражителя, открывает рот.

Кроме перечисленных обнаруживается ещё несколько реакций: сосательный

рефлекс – ребёнок сразу же начинает сосать вложенный ему в рот

5

предмет; цеплятельный рефлекс – прикосновение ладони вызывает реакцию

схватывания; рефлекс отталкивания (ползания) – при прикосновении к подошвам

ног и некоторые другие рефлексы.

Таким образом, ребёнок вооружён определённым количеством безусловных

рефлексов, которые проявляются в самые первые дни после рождения. За

последние годы учёными доказано, что некоторые рефлекторные реакции

проявляются ещё до рождения. Так, уже через восемнадцать недель у плода

образуется сосательный рефлекс.

Большинство врождённых реакций необходимы ребёнку для жизни. Они помогают

ему приспособиться к новым условиям существования. Благодаря этим рефлексам

для новорождённого становится возможным новый тип дыхания и питания. Если

до рождения плод развивается за счёт организма матери (через плаценту), то

после рождения организм ребенка переходит к лёгочному дыханию и так

называемому оральному питанию (через рот и желудочно-кишечный тракт). Это

приспосабливание происходит рефлекторно. После того как лёгкие наполняются

воздухом, целая система мышц включается в ритмичные дыхательные движения.

Дыхание осуществляется легко и свободно. Питание происходит с помощью

сосательного рефлекса. Врождённые действия, включённые в сосательный

рефлекс, на первых порах ещё плохо согласованы между собой: ребёнок при

сосании захлёбывается, задыхается, у него быстро иссякают силы. Вся его

активность направлена на сосание ради насыщения. Очень большое значение

имеет также установление рефлекторного автоматизма терморегуляции: организм

ребёнка лучше приспосабливается к температурным перепадам.

Новорожденность – единственный путь в жизни человека, когда можно

наблюдать в чистом виде проявление врождённых, инстинктивных, форм

поведения, направленных на удовлетворение органических потребностей (в

кислороде, пище, тепле). Эти органические потребности не могут, однако,

составить основу психического развития – они только обеспечивают выживание

ребёнка.2

У ребёнка в отличие от детёнышей животных имеющиеся безусловные рефлексы

не обеспечивают проявления человеческих форм поведения, в то время как

сложный набор безусловных человеческих рефлексов детёнышей животных

позволяет сложиться взрослой особи с активными защитными, охотничьими,

материнскими и другими реакциями, необходимыми для нормального

существования.

____________________________

2 Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. –

М., 1979 С. 85

6

Как показали исследования, в сравнительно небольшом наборе врождённых

реакции на внешние раздражители есть много рефлексов, на основе которых

ничего не развивается. Это - атавистические рефлексы, наследство,

полученное ребёнком от животных предков. Такими являются цеплятельный

рефлекс и рефлекс ползания. Движения, связанные с этими рефлексами, со

временем угасают. Цеплятельный рефлекс заключается в том, что ручка

сжимается в кулак в ответ на раздражение ладони. Цеплятельный рефлекс

угасает раньше, чем начинает складываться хватание. Рефлекс ползания при

упоре на подошвы также не является исходным для самостоятельного движения

ребёнка в пространстве. Как показали наблюдения, подлинное ползание

начинается не с отталкивания ножками, а с движений рук: ребёнок тянется к

привлекшему его внимание предмету, переступает ручками и продвигается

вперёд.

Хватание и ползание начинают формироваться не в период новорожденности, а

значительно позже – при взаимодействии ребёнка со взрослым, который

понуждает и тренирует эти действия.

Таким образом, ребёнок гораздо меньше «вооружён» врождёнными формами

поведения, чем детёныш животного. У ребёнка все человеческие формы

поведения ещё должны сложиться.

Особенности развития органов чувств. Значение упражнения органов. Здесь

следует отметить, что отсутствие значительного количества врождённых форм

составляет не слабость, а силу ребёнка.

Основная особенность новорожденного - безграничные возможности усвоения

нового опыта, приобретения свойственных человеку форм поведения. Если

органические потребности в достаточной мере удовлетворяются, то вскоре они

теряют своё ведущее значение, и в условиях правильного режима и воспитания

формируются новые потребности (в получении впечатлений, в движении, в

общении со взрослыми); на их основе осуществляется психическое развитие.

Потребность в получении впечатлений связана в своих истоках с

ориентировочными рефлексами и развивается в зависимости от готовности

органов чувств ребёнка получать эти впечатления. Хотя зрительный и слуховой

аппараты новорождённого вступают в строй с первого дня, их работа крайне

несовершенна. Зрительные реакции вызывает только свет, находящейся вблизи,

слуховые реакции – только резкие звуки. На протяжении первых недель и

первых месяцев жизни зрение и слух быстро совершенствуются. Ребёнок

начинает следить глазами за движущимися предметами, а потом останавливает

взор на неподвижных предметах. Он начинает реагировать на нерезкие звуки, в

частности на голос взрослого. В ответ на зрительные и слуховые раздражители

возникает ещё пока кратковременная задержка импульсных движений ручек,

7

ножек и головы: прекращение плача свидетельствует о зрительном и слуховом

сосредоточении.

0, 1, 3.* Ира находилась в состоянии эмоционально-отрицательного

возбуждения, но зрительное сосредоточение на игрушке вызывало его

торможение, которое продолжалось в течение всего времени (1 мин 44 сек),

пока Ира следила за медленно передвигаемой из стороны в сторону игрушкой.

0, 1, 24. Плачущего Васю пытались успокоить, показывая шарик. Вася следил

за шариком в течение 1 мин 15 сек, но кричать не переставал. Когда же

показали волчок, то через 10 сек крик прекратился, и в течение 6 мин 35

сек, пока имело место реакция отслеживания крик не возобновлялся.

Важная особенность новорождённого состоит в том, что развитие зрения и

слуха происходит у него быстрее, чем развитие телесных движений. Эта

особенность отличает ребёнка от детёнышей животных, у которых в первую

очередь совершенствуются движения.

Развитие работы зрительного и слухового аппаратов, совершенствование

реакций на внешние раздражители происходят на основе созревания нервной

системы ребёнка и в первую очередь его головного мозга. Вес мозга

новорожденного составляет ј часть веса мозга взрослого человека. Количество

нервных клеток в нём такое же, как у взрослого человека, но эти клетки

недостаточно развиты. Тем не менее, уже в период новорожденности (и даже у

детей, родившихся недоношенными) оказывается вполне возможным образование

условных рефлексов. Этот факт служит доказательством того, что в

установление контакта ребёнка с внешним миром включаются высшие отделы

головного мозга – кора больших полушарий.

Источником зрительных и слуховых впечатлений, необходимых для нормального

развития нервной системы и органов чувств ребёнка, и, что ещё важнее,

организатором таких впечатлений становится взрослый. Взрослый подносит к

лицу ребёнка предметы, наклоняет свое лицо, разговаривает с ребёнком, тем

самым активируя его ориентировочные реакции.

Развитие эмоциональной сферы. Комплекс оживления. Новорожденный начинает

свою жизнь с крика, который в первые дни носит безусловный рефлекторный

характер. Первый крик – результат спазма голосовой щели. Спазм сопровождает

первые дыхательные рефлексы. Некоторые учёные считают, что крик - это

проявление и первой отрицательной эмоции: спазмы вызывают чувство

стеснения. В данном случае действительно невозможно отличить мышечную

реакцию и эмоциональное отношение – у новорожденного

ещё нет никакого жизненного опыта. Однако можно утверждать, что уже в

________________________________

* Обозначение возраста ребёнка: первое число показывает год, второе –

месяц, третье - день

8

первые дни жизни ребёнок криком отвечает на неприятные ощущения,

связанные с потребностью в пище, сне, тепле: основанием для крика служат

голод, мокрые пелёнки и т.д.

При нормальном воспитании оглушительное «уа» новорождённого переходит в

менее бурное выражение отрицательной эмоции – плач.

Плач становится выражением всякого рода страдания, будь то физическая

боль или душевное горе.

Улыбка, выражающая положительные эмоции, появляется позднее, чем крик.

Первые достаточно определённые проявления положительной эмоции в виде

улыбки наблюдалось в конце первого – начале второго месяца жизни. Улыбка

возникает либо при зрительном сосредоточении на предмете, либо в ответ на

обращённые к ребёнку ласковые слова и улыбку взрослого. Из этого можно

сделать вывод, что для проявления положительных эмоции недостаточно одного

только удовлетворения органических потребностей. Оно лишь снимает

отрицательные эмоции и создаёт условия, при которых ребёнок может

испытывать радостное переживание. Но само такое переживание вызвано

получением впечатлений, связанных со взрослым.

0, 2, 14. У Иры непосредственно после кормления эмоционально -

положительные реакции отсутствуют. При зрительно-слуховом сосредоточении на

лице взрослого и звуках его голоса возникло торможение общих движений,

через 10сек сменившееся выразительной улыбкой, длившейся примерно 35 сек.

Постепенно у ребёнка вырабатывается особая эмоционально-двигательная

реакция, обращённая ко взрослому, которая называется комплексом оживления.

Комплекс оживления состоит в том, что ребёнок сосредотачивает взгляд на

лице склонившегося над ним человека, улыбается ему, оживлённо двигает

ручками и ножками, издаёт тихие звуки. Это выражение появившейся

потребности ребёнка в общении со взрослым – первой социальной потребности

ребёнка. Возникновение комплекса оживления является границей между периодом

новорождённости и младенчеством.

9

§2. Роль общения со взрослым в развитии ребёнка.

Жизнь младенца целиком зависит от взрослого. Взрослый удовлетворяет

органические потребности ребёнка – кормит, купает, переворачивает его с

одной стороны на другую. Взрослый удовлетворяет и растущую потребность в

постоянных впечатлениях: младенец заметно оживляется, когда его берут на

руки. Перемещаясь в пространстве благодаря взрослому, ребёнок имеет

возможность видеть большее количество предметов, дотягиваться до них, а

затем схватывать. От взрослого исходят также основные слуховые и

осязательные впечатления.

Уже в комплексе оживления обнаруживается положительное отношение ребёнка

ко взрослому, явное удовольствие от общения с ним. Такое отношение начинает

нарастать на протяжении всего периода младенчества. Эмоциональное общение

со взрослым сильно сказывается на хорошем настроении ребёнка. Если малыш

капризничает или не хочет играть, то взрослый одним своим появлением

поднимает ему настроение. Он может вновь начать развлекаться с теми

игрушками, которые перестали было его интересовать. К четырём – пяти

месяцам общение приобретает избирательный характер. Малыш начинает отличать

своих от чужих, знакомому взрослому он радуется, а незнакомый может вызвать

у него испуг.

Потребность в эмоциональном общении, имеющая огромное значение для

развития ребёнка, может, однако, приводить к отрицательным проявлениям.

Если взрослый пытается постоянно находиться с ребёнком, то ребёнок

привыкает непрерывно требовать внимания, не интересуется игрушками, плачет,

если его хотя бы на минуту оставили одного.

При правильных методах воспитания непосредственное общение (общение ради

общения), характерное для начала младенчества, скоро уступает место общению

по поводу предметов, игрушек, перерастающему в совместную деятельность

взрослого и ребёнка. Взрослый как бы вводит ребёнка в предметный мир,

привлекает его внимание к предметам, наглядно демонстрирует всевозможные

способы овладения ими, часто непосредственно помогает ребёнку выполнить

действия, направляя его движения.

Совместная деятельность взрослого и ребёнка состоит в том, что взрослый

руководит действиями младенца, а также в том, что младенец, будучи не в

состоянии сам выполнить какое – либо действие прибегает к помощи и

содействию взрослого.

0, 8, 0. Кристина наблюдает, как мать плавно раскачивает мягкую игрушку

над её лицом, когда это зрелище прекращается девочка кладёт руку на игрушку

и подталкивает, чтобы заставить мать повторить действие.

10

Большое значение в совместной деятельности ребёнка и взрослого имеет

развивающаяся на протяжении младенчества способность подражать действиям

взрослого. Она открывает широкие возможности обучения. В семь – девять

месяцев ребёнок внимательно следит за движениями и речью взрослого. Чаще

всего он воспроизводит показанное ему действие не сразу, а спустя некоторое

время, иногда даже несколько часов.

0, 9, 20. Во время «занятия» по установлению на полочке шахматной фигуры

Серёжа долго не понимал, что я от него хочу: он только улыбался и возвращал

фигурку. Зато на следующий день, когда мы попытались повторить занятие,

малыш поставил фигуру правильно и устойчиво.

Действия, которым ребёнок учится под руководством взрослого, создают

основу для психического развития. Таким образом, уже в младенческом

возрасте ярко обнаруживается общая закономерность психического развития,

которая состоит в том, что психические процессы и качества складываются у

ребёнка под решающим влиянием условии жизни, воспитания и обучения.

Зависимость младенца от взрослых приводит к тому, что отношение ребёнка к

действительности и к самому себе всегда преломляется через призму отношений

с другим человеком. Иначе говоря, отношение ребёнка к действительности

является с самого начала социальным, общественным отношением.

Младенец очень рано интегрируется в ситуацию общения со взрослыми. В

общении всегда проявляется направленность одного человека на другого,

происходит взаимодействие участников коммуникации, когда действие одного

предполагает ответное действие другого и внутренне на него рассчитано.

Исследование поведения детей с первых недель жизни показало, что первое

время потребность общения младенца со взрослым отсутствует. Позднее она

возникает не сама по себе, а под воздействием определённых условий. Таких

два.

Первое условие – объективная нужда младенца в уходе и заботе окружающих.3

Только благодаря постоянной помощи близких взрослых ребёнок может выжить в

тот период, когда он не в состоянии самостоятельно удовлетворить свои

органические потребности. Подобная заинтересованность ребёнка во взрослом

вовсе не является потребностью в общении. Как известно, в первые же дни

после рождения ребёнок старается использовать взрослого для устранения

дискомфорта и получения того, что ему необходимо с помощью разнообразных

криков, гримас, аморфных движений. Младенец в этот период не адресует свои

сигналы конкретному лицу, пока ещё нет общения.

______________________________________

3 Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968

С.29

11

Втрое условие – поведение взрослого, обращённого к ребёнку. Взрослый с

первых дней появления ребёнка на свет обращается с ним так, как будто тот

может включаться в общение. Взрослый разговаривает с младенцем и неустанно

ищет любого знака, по которому можно было бы судить, что ребёнок включился

в общение.

Эмоциональные контакты с детьми в возрасте двух, трёх, четырёх месяцев

показывают, какой глубокий восторг вызывает у них ласковый разговор

взрослого человека, который никогда никого не кормил и не пеленал, но

теперь, нагнувшись, улыбается и нежно гладит. Младенец не сводил глаз с

лица взрослого, губил, перебирал ножками и не уставал радоваться.

Первоначально ребёнка втягивает в общение мама, позднее у него появляется

потребность контакта и отрабатывается средства для включения в общение

других людей.

Взрослый не только удовлетворяет потребности ребёнка, но и учит его

действовать с предметами. Он определённым образом оценивает поведение

ребёнка, поощряет улыбкой, хмурит брови и грозит пальцем, если малыш

поступает не так, как следует. Благодаря этому ребёнок усваивает

положительные привычки, учится правильно себя вести.

Нарастающая потребность общения со взрослым вступает в противоречия с

возможностями общения. Это противоречие находит своё разрешение в понимании

человеческой речи, а затеи и овладевании ею.

Формирование предпосылок усвоения речи. Потребность общения создаёт

основу для возникновения подражания звукам человеческой речи. Ребёнок рано

начинает затихать, прислушиваться, если взрослый с ним разговаривает. После

трёх месяцев, когда ребёнок в хорошем расположении духа, он издаёт звуки,

гулит. Частое гуление становится интереснее, если взрослый наклоняется над

кроваткой. Издавая звуки, младенец сам прислушивается к ним. Случается, что

он подражает себе: подолгу воспроизводит звуки, которые первоначально

произнёс случайно. Несколько позже, в возрасте около четырёх месяцев,

ребёнок может довольно выразительно подражать ритму произносимых звуков.

Например, когда его укачивают и при этом напевают: «А-а-а! А-а-а!»,

младенец воспроизводит необязательно сам звук, но ритм (звук может быть

различным: «Ы-ы-ы!» или «О-о-о!»).

Интересно отметить, что взрослый, всякий раз, подходя к младенцу,

начинает говорить ласковые слова и милые безделицы. Не мысля жизни без

речевого общения, люди стараются вызвать ответную реакцию у ребёнка. Надо

сказать, что ребёнок чрезвычайно благодатный материал для этого. Очень рано

малыш начинает реагировать на эмоциональный тон речи. Эмоциональное

состояние поднимает общую активность. Во втором полугодии первого года

жизни нормально развивающейся здоровый ребёнок много и с удовольствием

лепечет:

12

подолгу произносит различные слоги, пытается подражать слогам,

произнесённым взрослым.

Через лепет малыш выражает готовность к общению, он учится произносить

новые речевые звуки. Произнесение этих звуков приятно ребёнку, поэтому его

лепет продолжается иногда всё время бодрствования. Значение лепета для

развития речи ребёнка трудно переоценить. Лепету сопутствует постепенное

совершенствование губ, языка и дыхания. С такой подготовкой ребёнок может

усвоить звуки любого языка.

Если в первые месяцы жизни ребёнка взрослые используют речь, чтобы

передать своё эмоциональное отношение к ребёнку, то примерно с середины

младенческого возраста они стараются создавать специальные условия для

развития понимания речи. Понимание ребёнком речи первоначально возникает на

основе зрительного восприятия. Процесс обучения детей пониманию речи

строится следующим образом. Взрослый спрашивает ребёнка: «Где кто-то?»

Вопрос вызывает у младенца ориентировочную реакцию на поведение взрослого.

Обычно названный предмет тут же показывают. В результате многократного

повторения возникает связь произносимого взрослым слова с предметом, на

который указывают. Формирование этой связи начинается с общей реакции на

место, где обычно находится предмет, и на интонацию вопроса. В младенческом

возрасте интонация вопроса, обращённого к ребёнку, определяет понимание

речи.

0, 5, 9 – 0, 5, 15. Кирюша и Андрюша верно реагируют на слова «Иди ко

мне» (конечно, они всегда произносятся с одной и той же интонацией). Сразу

тянут ручки. Однажды Кирюше нарочно сказали сердитым голосом: «Иди ко мне».

Ребёнок начал кривить рот, готовый вот-вот расплакаться. Тут же сменили

интонацию. Приветливо сказанные слова «Иди ко мне» вызвали обычную реакцию:

ребёнок тут же заулыбался и протянул ручки.

0, 10, 0 – 0, 11, 0. Близнецы хорошо узнают по требованию многие предметы

домашнего обихода и одежду.

Показываю детям книжку с яркими картинками. После того, как назову один-

два раза предметы на картинках, дети легко их узнают. На странице

нарисовано четыре картинки: кошка, дом, курица, девочка. Спрашиваю: «Где

киса?» – показывают. «Где курочка?» – тоже безошибочно показывают.

Но вот другая картинка: волк и козлик. Нарочно грубым тоном говорю: «Это

волк». Спокойным голосом: «Это козлик». Спрашиваю тем же тоном: «Где волк?»

– показывают верно. «Где козлик?» – тоже верно. Теперь меняю интонацию.

Вопрос о волке задаю тем тоном, каким прежде говорил о козлике. Дети

показывают на козлика. Теперь тем же тоном о козлике. Показывают на

козлика. Грубым голосом спрашиваю о козлике. Показывают на волка.

К концу первого года у ребёнка возникает связь между названием предмета и

самим предметом. Связь выражается в поиске предмета и нахождении его. Это и

есть начальная форма понимания речи.

13

0, 10, 0. Игрушки разбросаны на полу. Предлагаю показать кису, ягодку,

мальчика и т.д.

Прошу: «Кирюша, покажи кису» - показывает. «Ягодку» – показывает. «Ещё

ягодку» – показывает. (Этих игрушек две.) «Покажи Айболита» – показывает.

«Покажи другого» – ищет глазами, но не находит (Айболиты расположены на

расстоянии 30 сантиметров один от другого. Один лежит к Кирюше ближе

ногами, другой ближе головой. Мальчик узнал и показал Айболита, который

лежит ближе ногами.)

Прошу Кирюшу: «Покажи ещё Айболита» – показывает первого. «Покажи

другого» – ищет глазами и снова показывает первого. «Это один, а где

другой?» - ищет глазами, взгляд падает на второго, но малыш не узнаёт его.

Я решил оставить его в покое. Ребёнок пополз, сел и вдруг обрадовался, стал

улыбаться и показывать на второго Айболита. Теперь кукла оказалась

повёрнутой к нему ногами, мальчик вспомнил просьбу показать второго

Айболита. Снова спрашиваю: «Где второй Айболит?» – Кирилл ищет, находит

первого, который уже теперь повёрнут к нему головой, и показывает пальцем.

Показывает на первого, потом на второго, потом снова на первого. На лице

удовольствие.

Важно, что ребёнок ищет названный объект не ради того, чтобы увидеть его,

он ищет объект, чтобы продолжить общение. Взрослый спрашивает: «Где кто-

то?» – ребёнок ищет его для того, чтобы своим поведением ответить: «Вот

он!» Эмоциональное общение с пониманием речи взрослого обычно доставляет

малышу массу радости.

Реакция на слово, обозначающее предмет, зависит от развития и

возможностей ребёнка: вначале он только смотрит на предмет, несколько

позднее – стремится к нему и, наконец, подаёт требуемый предмет взрослому

или указывает на предмет издали.

К концу первого года жизни в ответ на слово взрослого у ребёнка может

возникнуть и речевая реакция. При этом чаще всего на вопрос: «Где папа?» –

малыш поворачивает голову к отцу и радостно сообщает: «Па-па»; «Где дети?»

– малыш оживляется, смотрит на детей и вторит: «Де-ти»; «Где часы» –

ребёнок весело прыгает, находит часы глазами и повторяет: «Тси» или «Ти-

си». Обычно к концу года младенцы могут произносить от 4 до 15 слов. Более

«немыми» чаще оказываются мальчики.

Пассивный запас слов гораздо богаче. Это названия большинства игрушек,

посуды, одежды; это приказы типа: «Дай!», «Закрой!», «Нельзя!», «Иди

сюда!», «На!», «Найди!»; это слова, определённым образом классифицирующие

людей: «мама», «папа», «дети», «тётя», «дядя».

С началом понимания речи взрослого и употреблением первых слов ребёнок

сам обращается к взрослому, требуя от него общения, названий всё новых и

новых предметов.

Таким образом, к концу младенческого возраста усвоение речи приобретает

активный характер, становится одним из важнейших средств расширения

возможностей общения ребёнка со взрослым.

14

Лицо младенца. В строении лица новорождённого, помимо общечеловеческих,

выражены родовые (прежде всего родительские) и индивидуальные отличия.

Строение лица имеет свою возрастную специфику: мозговая часть черепа

доминирует над лицевой. По объёму лицевой отдел у новорождённого составляет

1/8 от всей поверхности головы; сама голова 1/4от всей длинны тела (у

взрослого голова занимает 1/8 от всей длинны тела.)

Высота лицевой части увеличивается с каждым месяцем, хотя до конца

младенчества подбородок ещё не определяется.

Постепенно на протяжении младенчества меняется подвижность лица. При

рождении лицо младенца представляет собой своеобразный экран, на котором

проецируются реакции его организма. Первые три месяца доминирует мимика

неудовольствия, плача и сытого благополучия. На третьем месяце появляется

улыбка. Постепенно мимика обогащается и её элементы закрепляются.

Экспрессия лица устанавливается у ребенка весьма своеобразно – мимика

сильная, но ограничена оттенками.4 По мере развития ребёнка выразительность

его лица становится более разнообразной, а улыбка более определённой.

Появляются не только фиксированные выражения в виде улыбки и смеха, но и

упреждающие выразительные мины: настороженность, готовность к испугу, к

капризу, к шалости и много других, которые соединяются с экспрессией

телесных реакции.

Особое выражение приобретает лицо младенца, когда ребёнок пристально

наблюдает за действиями взрослого и вдруг его взгляд пронизывающе проникает

в глаза смотрящего на него человека. Возникает впечатление неожиданно

мудрого, глубокого проникновения, превосходящего духовные возможности

самого младенца.5

_________________________________

4 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1959 С.412

15

Заключение.

Для гармоничного развития ребенка, формирования здоровой психики

родителям следует обратить внимание на создание благоприятных условий еще

до рождения ребенка.

Будущая мать должна культивировать в себе положительные эмоции, стараться

избегать стрессов, не давать воли отрицательным эмоциям; должна не забывать

о том, что музыка, пение, поэзия, искусство, общение с природой

успокаивают, даруют радость и чувство внутренней свободы, которые

благотворно сказываются на ребенке. Отцу нужно относиться с нежностью и

вниманием к своей жене, потому что ее тревоги, переживания и обиды

обязательно отразятся на физическом и психическом здоровье их ребенка.

После рождения ребенка мать все время должна быть рядом с ним, должна все

время любить его, улыбаться, нежно и весело разговаривать с ним; она всегда

должна быть готова накормить, напоить, обогреть малыша, приласкать его.

Мать при этом должна быть уверена в том, что делает очень важное дело.

Поскольку основной тип деятельности ребенка в младенческом возрасте -

эмоциональное общение, первая потребность, которая формируется у ребенка -

это потребность в другом человеке.

16

На развитие этой потребности надо обратить особое внимание - с ребенком

надо говорить, рассказывать ему сказки, не смущаясь тем, что ребенок еще не

все понимает из того, что говорит ему взрослый.

Это сформирует у ребенка чувство доверия к миру, будет способствовать

поощрению его исследовательской деятельности, что послужит основой для его

гармоничного развития.

17

Литература:

Валлон А. Психологическое развитие ребёнка. М., Просвещение, 1997, с.24

Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М.,

1979 С. 85

Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968

С.29

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1959 С.412

Петровский А.В. психология развивающейся личности/ Под ред. А.В.

Петровского. – М., 1987. С. 310.


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ