Рефераты

Особенности социализации современного подростка

индивидуальность. Классическая система образования строится на запоминании

различных фактов, идей, концепций, вместо того, чтобы развивать способность

к анализу, к критической оценке и выработке собственных выводов. У будущих

специалистов, воспитанных в назидательной (нравоучительной) манере, такие

механизмы, как принятие самостоятельных решений, формулировка стоящих

задач, а также аналитические навыки не предусмотрены.

Сегодня система образования, обладая относительной стабильностью,

оказалась в противоречии с обществом, изменившем ориентиры своего развития.

Кризис образования, переживаемый сейчас Россией, достаточно глубок и

многолик. И почти все его характерные черты сказываются на положении

молодежи.

Смена государственнно-политического устройства и социально-экономического

строя создала принципиально новую ситуацию в сфере образования, которая не

способствует укреплению социально-правовых гарантий каждого молодого

человека в получении образования и профессии в соответствии с его

интересами и способностями.

Конституция СССР 1977 г. провозгласила осуществление всеобщего

бесплатного среднего образования молодежи через различные каналы

(одиннадцатилетка, техникум, среднее ПТУ, вечерняя школа). В Конституции РФ

1993 г. (ст. 43) сделан шаг назад, поскольку планка обязательного общего

образования понижена и гарантирована бесплатность только основного (9 лет)

образования.

Новое поколение россиян вступает в жизнь в условиях, резко отличающихся

от тех что были раньше. Страна оказалась отброшенной далеко назад не только

в сфере материального производства и уровня жизни основной части населения,

но и по состоянию системы образования.

В середине 60-х страна продвигалась ко всеобщему среднему образованию.

Официально эта цель была провозглашена в 70-е годы, и хотя полного охвата

молодежи разными видами среднего образования достичь не удалось, к середине

80-х годов в СССР реально получало его 80 - 85% молодежи.

Представление о продвижении СССР по пути к всеобщему полному среднему

образованию дает таблица.

Распределение школьников после 8(9) класса, %.

|Всего закончили 8(9) классов и устроились|1965 г.|1975 г.|1986 |

| | | |г. |

|Пошли работать |42,5% |2,3% |0,2% |

|Продолжили дневное обучение в средней |40,0% |60,9% |55,8% |

|школе | | | |

|Продолжили обучение в ПТУ и техникумах |17,5% |36,8% |44,0% |

Таким образом, Советский Союз, до перестройки не отставал от наиболее

передовых западных стран, которые постепенно приближаются к осуществлению

всеобщего 12-летнего образования. Но Россия сдает завоеванные позиции.

Согласно принятому в 1992 году Закону «Об образовании» обязательным

считается только общее основное образование, которое остается бесплатным. С

государства сняты обязательства по обеспечению даже девятилетнего

образования, которые «возложены на родителей или лиц их заменяющих». И это

в условиях, когда значительная часть семей не имеют средств, чтобы

обеспечить полноценное питание и летний отдых детей, когда при поступлении

в школу признаются здоровыми 30% детей, а к восьмому классу их остается 6%.

До сих пор образование в России имеет государственно-общественный

характер и строится как непрерывная цепь ступеней обучения и воспитания, на

каждой из которых действуют образовательные учреждения различных типов.

Государственная система образования включает: дошкольное воспитание, общее

среднее образование; высшее образование; послевузовское образование и

совершенствование профессионального мастерства; подготовку, переподготовку

и повышение профессиональной квалификации кадров. В настоящее время в

России, параллельно государственной, создается негосударственная система

образовательных учреждений. Растущая в обществе социальная дифференциация

находит выражение во все более широком распространении гимназий, колледжей,

лицеев. Часть их принимает детей на обучение с первого класса, другая - с

пятого, большинство - после девятого. Обучение в них отчасти платное, плата

колеблется в весьма широком диапазоне. Государственные школы нового типа, а

также частные учебные заведения (их до 1%) как правило, обеспечивают более

высокий уровень подготовки, особенно по профильным дисциплинам, что

существенно повышает возможности учащихся успешно продолжить образование в

вузах и приобрести высокий профессиональный и социальный статус.

Общая неблагоприятная ситуация в школьной жизни фиксируется результатами

социологических опросов. По данным обследования учащихся от 14 до 17 лет

среди факторов, вызывающую наибольшую неудовлетворенность учащихся,

выделяются: отсутствие права выбора учебных предметов и преподавателей

(указали 49,8%), отсутствие необходимой материальной базы, современного

оборудования, работа столовой, каждый пятый указал на свою

неудовлетворенность организацией учебного процесса, качества преподавания.

Часть респондентов негативно оценивают характер отношений с преподавателями

(18%). Лишь 10,3% учащихся считают, что учатся в полную меру своих сил и

возможностей. Большинство опрошенных, указало, что свои способности в учебе

реализует не в полной мере. На вопрос «Действует ли в Вашем учебном

заведении принцип «от каждого по способностям» (по отношению к учащимся)?»

только 23% респондентов ответили утвердительно.

Незначительная часть (16,3%) отметила, что в учебном заведении

сложилась благоприятная обстановка, есть взаимопонимание и сотрудничество

учащихся и педагогов. 60% участников опроса считают, что взаимопонимания

недостаточно, обстановка напряжена, есть давление со стороны учителей и

грубость со стороны учащихся.

Интенсивное расслоение общества по уровню материального благосостояния,

ухудшение условий жизни большей части населения уже вносят свои коррективы,

а в будущем скажется еще значительнее на судьбах учащейся молодежи.

Стремление выпускников средней школы получить высшее образование снижается

с каждым годом, такие настроения проникают и в младшие классы, что

уменьшает интерес к учебе и создает негативное отношение к школе.

Сформировавшийся десятилетиями назад и пока сохраняющийся у многих

старшеклассников стереотип на продолжение учебы, а после получения полного

среднего образования - на поступление в ВУЗ, постепенно станет достоянием

меньшей части выпускников 9-х, а затем 11-х классов. Выбор жизненных

условий у подростков и молодежи проходит ряд этапов. На каждом из этапов

корректируется, а возможно полностью меняется их социальная ориентация.

Первый этап выбора, после девятого класса, подростки делают обычно под

влиянием родителей, но в месте с тем возможно влияние уже сложившейся у

подростка социальной ориентации, наличие у них известной самостоятельности

при решении вопроса о последующих формах образования либо непосредственном

трудоустройстве. Для определенной группы учащихся получение полного

среднего образования утратит смысл.

Проблему социальной ориентации и выбора дальнейшего жизненного пути

целесообразно рассматривать для подростков в возрасте 15 лет, когда они

завершают обучение в основной общеобразовательной школе (9 классов),

выясним, что же является факторами, определяющими выбор девятиклассников.

Прежде всего отметим, что у девятиклассников достаточно велика при

определении дальнейших образовательных планов роль фактора успеваемости.

Если практически все подростки, обучающиеся на «4» и «5», намереваются

продолжить обучение в десятом классе, а среди тех, кто успевает в основном

на «4» таковых - 3/4 контингента, то среди успевающих на «3» и «4» или в

основном на «3» таковых соответственно 48,6 и 23,3%; 68,4% обучающихся в

основном на три и 31,4% вообще имеющих тройки, не склонны к дальнейшему

обучению в школе.

Столь же велика зависимость от успеваемости и удовлетворенность от

обучения в старших классах: среди троечников до 60% тех, кто полностью или

частично не удовлетворен своим выбором продолжить обучение в 10-м классе,

тогда как среди успевающих без троек, таковых практически нет. Аналогичные

закономерности отмечаются и при рассмотрении позиции родителей.

Основные факторы, повлиявшие, по самооценкам девятиклассников на их

выбор.

|Пойдет ли |Факторы |

|ученик в | |

|10-й класс | |

| |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |10 |

|Доволен | | | | | | | | | | |

|балл |2,03|2,41|1,79|1,66|1,61 |1,48 |2,42|2,16 |2,45 |1,96|

|ранг |5 |3 |7 |8 |9 |10 |2 |4 |1 |6 |

|Не доволен | | | | | | | | | | |

|балл |2,58|2,74|1,89|1,79|1,63 |1,63 |1,65|1,00 |1,84 |1,95|

|ранг |2 |1 |4 |6 |8-9 |8-9 |7 |10 |5 |3 |

1. совет отца

2. совет матери

3. совет родственников

4. совет одноклассника

5. совет учителя

6. рекомендации кл. руководителя

7. интерес к какому-либо предмету

8. консультация по профориентации

9. собственное увлечение, хобби

10. пример или совет знакомых

Обратившись к основным факторам, повлиявшим на выбор подростков и

удовлетворенность таким выбором (см табл.), можно констатировать достаточно

близкую структуру этих факторов у обеих групп девятиклассников, а также

родителей, в целом удовлетворенных или не удовлетворенных выбором своих

детей продолжить обучение в 10-м классе. В этих случаях ведущими факторами,

как видно в таблицах, выступали решения самих родителей, в первую очередь

матери, и интерес подростка к какой-либо учебной дисциплине или его хобби.

Иное положение в отношении удовлетворенности продолжением обучения в

школе 10 - 11-тиклассников. Расхождение позиций школьников удовлетворенных

своим выбором и неудовлетворенных достаточно велико. При этом ведущими

факторами у недовольных выступают советы родителей или примеры знакомых. У

тех же, кто, в первую очередь ориентировался на собственные увлечения и

интересы, удовлетворенность наиболее высока.

Во всех случаях следует отметить малую роль влияния школы на выбор

жизненного пути (советы учителей и рекомендации классного руководителя

занимают 8 - 10 ранговые места из десяти рассматривавшихся)

Показательно, что у удовлетворенных своим выбором десятиклассников

следование рекомендациям работников консультации по профориентации занимает

четвертое ранговое место.

Надо отметить также, что советы одноклассников относительно выбора

продолжения обучения именно в школе занимают более высокое ранговое место у

тех, кто в дальнейшем начал проявлять недовольство относительно своего

выбора.

Таким образом можно сделать вывод, что большинство подростков и их

родителей (75,7 и 76,2% соответственно) нацелено на продолжение обучения в

десятом классе; родители в большей степени, чем подростки, ориентированы на

продолжение образования в иных формах (техникум, курсы, лицей и т. д.) -

22,1% против 6,8%; среди учащихся 10-11-х классов практически 4/5

подростков довольны принятым решением продолжить обучение в

общеобразовательной школе. Анализ жизненных планов подростков показал: 3%

подростков предпочли бы вообще не работать ни после 9-го класса, ни в

последующие периоды жизни; очень резко упал престиж статуса рабочего:

практически ни кто из подростков и их родителей не ориентированы на

получение рабочих профессий; упал престиж и научной работы, особенно среди

подростков: на этот вид деятельности нацелены лишь 4% подростков и 8% их

родителей; упало доверие к бюджетной сфере: на работу в коммерческие фирмы

ориентировано в 7 раз больше родителей девятиклассников и в 4 раза больше

родителей учащихся в 10-11 классах, чем на работу в государственных

учреждениях. Практически половина респондентов отмечает, что положение в

обществе и место в жизни сегодня никак не связаны с уровнем образования.

Важной частью мировосприятия школьников становится снижение авторитета

знания и науки в целом, поскольку они знают что труд «интеллигенции»

оплачивается ниже, чем труд других слоев общества. Это произошло во многом

из-за устойчивого стереотипа невостребованности знаний, низкого престижа

интеллектуального и высококвалифицированного труда в системе экономических

отношений.

Снижение спроса на интеллектуальный и высококвалифицированный труд служит

основным фактором, способствующим обесцениванию и разрушению мотивов

получения образования и вместе с тем все снижающегося его качества. Сегодня

Россия - пока еще одна из самых образованных стран мира, что подтверждает

данными о коэффициенте грамотности взрослого населения, долей работников,

имеющих высшее и среднее специальное образование и другими показателями

(доступность, всеобщность, бесплатность), но что будет через несколько лет,

никто не знает.

Немаловажную роль в снижении ценности общего среднего образования в

глазах родителей школьников и, особенно, самих подростков сыграли средства

массовой информации и, в частности, молодежная пресса.

Сказались и снижения уровня государственного финансирования системы

образования, равно как и развитие сети коммерческих и элитарных школ,

колледжей, лицеев и т. д.

Семья

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет

ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы

человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем

характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то,

что было в семье его родителей.

В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он

получает опыт нравственности, моральных норм поведения.

Семья рассматривается как самый малый социальный институт, как

социальная ячейка общества. От состояния семьи зависит состояние

государства. В семье родители и дети связаны духовной общностью. От уровня

духовной культуры в семье зависит и уровень духовной культуры общества.

Экономическое состояние семьи зависит от экономического состояния

государства. От того, как ребенок приучен к труду и как подросток выберет

профессию и будет готов к самостоятельному труду, будет ли семья «трудовой»

и от ее вклада в трудовую «копилку» общества немало зависит экономическое

состояние общества.

Осуществляя социальную функцию, семья формирует в зависимости от ее

культурного, социального и духовного уровня. Условия в семье, жилье,

гигиена, особенности жизни и увлечения семьи – все зависит от социальной

политики государства.

Социализация в семье зависит от состава семьи. Сегодня нет больших

семей, в которых живут и тети, и дяди, и дедушки, и бабушки.

Социализация личности в семье зависит от отношений внутри семьи,

авторитета и власти родителей.

На современное состояние семьи влияют все изменения, происходящие в

обществе: накопление знаний, технологий и обмена информацией и самых

крупных изменений, таких, как реорганизация системы, кризис политической и

экономической системы.

Классическая формула – семья как социальный институт – определяет семью

как объединение людей в браке, связанное общностью быта и взаимной

ответственностью.

Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между

мужчиной и женщиной. Брак упорядочивает половую жизнь и устанавливает их

супружеские, родственные права и обязанности с целью создания семьи,

рождения и воспитания детей.

Семья – это не только брачная группа, но и социальный институт. То есть

в семье сосредоточивается система связей, система отношений не только

супругов, но и детей, а также родственников.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов. Это:

- вступление в брак;

- рождение первого ребенка;

- окончание деторождения (последний ребенок);

- «пустое гнездо» - выделение из семьи последнего ребенка;

- прекращение семьи со смертью одного из супругов.

Для каждого человека существует две семьи. Та, из которой он вышел, и

та, которую он создал и в которой он живет сейчас.

Семья – это созданная человеком интимная среда существования. Члены

семьи связаны кровным родством (или близким к кровному), семья объединяет

родственников, как живых, так и умерших, близких и дальних, известных и

неизвестных.

Семья – это единица общества, которая требует постоянного внимания, если

мы желаем нормального развития общества.

Одним из условий существования семьи являются взаимоотношения в семье.

Как рождаются и воспитываются дети, как ведется хозяйство, как

удовлетворяются интересы всех ее членов. Взаимопонимание, уважение,

поддержка, понимание определяют взаимоотношения. Каково здоровье

родственников, их характер и поступки.

Взаимоотношения в семье зависят от традиций общения, экономического и

социального состояния общества, зависимости семьи от общества, участия

супругов в ведении хозяйства, в общественном производстве, от типа семьи:

многодетная, бездетная, кто главенствует, от личных качеств, характера

родственников.

Развитие семьи проходит несколько стадий.

Первая стадия – первоначальное образование семьи, чаще, когда молодожены

отделяются и уезжают из большой семьи.

Вторая стадия – рождение ребенка, семья состоит из двух поколений.

Третья стадия – семья из трех поколений, когда взрослые дети

заводят семью. Они или остаются с родителями, или уезжают. Родители

вступают в отношения с родственниками по браку их взрослых детей,

любовниками или друзьями, которые могут стать фиктивными родственниками в

качестве так называемых «жен» и «мужей». На этой стадии семья или

расширяется, или разрушается.

Четвертая стадия – когда все устоялось, дети устроились в отдельных

семьях, родители идут на пенсию. В этот период крепнет семейная

солидарность, дети могут поддержать родителей.

Пятая стадия – это период заботы о членах семьи, так как ее члены

нуждаются в помощи. Забота падает на среднее поколение, так как они могут

по состоянию здоровья заботиться о детях разведенной дочери, предоставить

кров престарелым, помогать уехавшим учиться, заботиться о тех, кто оказался

без работы.

Забота о престарелых или больных родителях – главная задача этой стадии

семьи. Здесь больше всего стрессов и напряженности в отношениях. Со смертью

старшего поколения изменяются роли в семье, ведущие роли передаются другому

поколению.

Шестая стадия – заключительный период семейного цикла. С проявлением

нового главы семьи не появляется новая семья, а продолжается первая ячейка,

так как в семье существует неразрывная связь поколений.

Существует такое понятие, как коллективизм семьи, который зависит от

внутрисемейных отношений, где нет конфронтации, противоборства супругов,

существует забота и ответственность каждого члена семьи и семьи в целом,

где дети помогают взрослым, труд взрослых как жизненная потребность, где

ценится добросовестность, трудолюбие, совместно решаются проблемы бюджета.

Конфликты решаются быстро. Создание такой семьи – труд всех взрослых.

Создание такой семьи – это влияние старших членов семьи, когда дети

соблюдают традиции и нормы отношений.

На отношения внутри семьи влияют успехи родителей на производстве, их

роль и статус в общественной жизни и т.д.

Русский философ Иван Ильин писал, что семья – это частичка Родины. Он

писал, что существует такое понятие, как ДОМ. Это стены, это место, где

собирается семья. Это особые голоса, неповторимые скрипы, это родные люди.

Однако в одном доме может быть неуютно, хотя в нем все чисто и аккуратно.

Есть дом, который превращен в притон, в забегаловку, в проходной двор. Дом

как вокзал, куда сбегаются ночевать, а утром все врассыпную по своим делам.

Есть дом – затвор, где человек скрывается от людей, от общения, от мира, от

близких.

Сегодня родительская семья остается важнейшим институтом социализации

подростков. Однако семья уже не обладает той самодовлеющей ролью, на

которую она претендовала в предшествующую эпоху. Родительский авторитет уже

не является абсолютным, теперь на место запрета и принуждения приходит

убеждение. Моральный авторитет поддерживать гораздо труднее, чем власть,

опирающуюся на силу, особенно когда диапазон источников информации и выбор

круга общения расширяется.

В 1994 году в школах Москвы и Московской области производились

социологические исследования, которые ставили задачей определить, сохраняет

ли российская семья свою социализирующую роль и в каком направлении

формирует она сегодня профессиональные интересы детей. Исследованиями были

охвачены старшеклассники и их родители, которым было предложено ряд

вопросов; объем выборки - 405 единиц.

Исследования показали новые и интересные явления в нашей жизни. Например,

еще десятилетие назад неработающие женщины трудоспособного возраста в

Москве рассматривались как исключение из правил, однако сегодня - это

довольно представительная группа. Новый феномен - семья бизнесмена, находит

более практичным занятость домашним хозяйством и воспитание детей, особенно

при наличии более одного ребенка. Таким образом, в семье бизнесмена

возрождается традиционное распределение супружеских ролей, сложившееся в

процессе многовековой практики, где муж - материальная база семьи, а жена -

хранительница очага, воспитательница детей.

Анализируя возможные последствия возвращение семей к традиционному

распределению ролей между супругами. Прежде всего можно предположить

позитивный эффект такого процесса на осуществление семьей воспитательной

функции: повышается социальный контроль за детьми, они растут более

здоровыми, ухоженными, мать уделяет больше внимания их образованию и

воспитанию. Однако со временем постоянное пребывание матери в домашней

среде сужает ее кругозор, замыкает ее интересы на домашних делах. В

результате она перестает быть авторитетом для детей, которые не будут

обращаться к ней за советом и помощью, считая неспособной дать компетентные

рекомендации.

Как показывают исследование, сегодня авторитет матери как советчицы очень

велик: 71% подростков Подмосковья и 66% москвичей советуются именно с

матерью по важным для себя вопросам. Нет оснований предполагать, что эту

нишу, возникающую в связи со снижением авторитета матери, займет отец. С

таким же успехом эту роль будет играть в жизни ребенка любой другой

авторитетный в его глазах субъект, что снижает роль семьи как института

социализации ребенка.

Адресаты обращений старшеклассников за советом (%).

|Варианты |Москва |Подмосковье |

|Мать |68% |71% |

|Отец |23% |17% |

|Старший брат (сестра) |6% |11% |

|Друг (подруга) |36% |43% |

|Кто-либо еще (бабушка, дядя и |6% |3% |

|др.) | | |

|Ни с кем не советуются |28% |15% |

Из общего числа мальчиков, попавших в выборку, 62% выбирают в качестве

первоочередного советчика мать. Лишь 30% мальчиков считают возможным

обращаться за помощью и советом также к отцу. Как выяснилось, фактором

повышения авторитета родителей для детей является их занятость коммерческой

деятельностью. Дети с большей готовностью полагаются на их советы,

справедливо считая своих родителей более адаптированными к новым условиям

жизни, трезво оценивающую реальную жизненную ситуацию.

Следует также обратить внимание на весьма высокий процент детей,

предпочитающих не обращаться за советом ни к кому, полагаться только на

себя. Причем в Москве таких детей значительно больше, чем в Подмосковье,

разрыв составляет 13%, а учитывая, что Москва город с ограниченной

возможностью социального контроля за детьми, такая высокая

самостоятельность подростков-москвичей свидетельствует о повышенном риске

их действий, о возможности их более частого попадания в критические

ситуации.

Столь же рискованным является очень популярное среди подростков обращение

за советом к другу или подруге, занимающим второе после матери место в ряду

авторитетов. Некомпетентные советы сверстников также могут привести

подростка к рискованным поступкам. Интересно, что родители недооценивают

роль товарищей своих детей, полностью исключив их из состава возможных

советчиков, в то время как по признании 36% детей, они пользуются услугами

друзей для этой цели, исследования показали, что 55% подростков общаются с

товарищами, неизвестными их родителям.

Другой опрос устанавливающий место семьи в системе социализирующих

факторов подростков, является оценка старшеклассниками каждого родителя как

образца для подражания.

Самоидентификация детей Москвы с дифференциацией по полу (%)

|Желание быть похожим |Всего |Девочки |Мальчики |

|На отца |14% |4% |23% |

|На мать |25% |35% |15% |

|На обоих в равной |39% |46% |35% |

|мере | | | |

|Ни на отца, ни на |22% |15% |27% |

|мать | | | |

|ИТОГО |100 |100 |100 |

По исследованиям видно, что не смотря на высокий авторитет матери в

качестве советчика, лишь 1/4 детей Москвы выбирают ее образцом для

собственного поведения. Традиционно еще более низким является рейтинг отца

в этой роли. Особую тревогу вызывает тот факт, что 1/5 москвичей отвергают

обоих родителей как пример для подражания, можно предположить, что в данном

случае идет речь о социально-проблемных семьях. В среднем лишь 1/3 детей

хотели бы быть похожими на обоих родителей в равной мере. Только в этом

случае можно говорить о нормальной благополучной семье, где дети растут в

условиях психологического комфорта, здоровыми физически и нравственно.

Отслеживая самоидентификацию с родителями дифференцируя детей по полу,

оказывается, что и здесь наблюдаются большие отклонения от нормы. В

подростковой психологии существует устоявшаяся точка зрения относительно

значимости для подростков-мальчиков присутствие в семье авторитетного отца,

образца для подражания. Сравнивая детей, выросших с отцами и без отцов,

исследователи обнаружили, что отец очень важен для правильного развития

подростка. Дети выросшие без отца, часто имеют пониженный уровень

притязаний, у них выше уровень тревожности и чаще возникают невротические

симптомы, они хуже налаживают контакты со сверстниками. Отсутствие отца

отрицательно сказывается на учебе и на самоуважении детей, особенно

мальчиков. Им труднее дается усвоение мужских ролей и соответствующего

стиля поведения, что ведет к гипертрофии грубости, драчливости.

Материальные трудности сужают круг внутрисемейного общения, от которого

зависят воспитательные возможности. Лишенная мужской поддержки, часто

психологически травмированная женщина-мать, имитируя отцовскую строгость,

часто заботится о формальном послушании, чем об эмоциональном благополучии

ребенка. В случае же чрезмерной опеки ребенок вырастает пассивным,

физически и морально слабым или же начинает бунтовать, зависимость от

матери, часто сопровождается чувством враждебности к ней. Эти и другие

факторы, ограничивающие эффективность родительского воспитания, сегодня

стали предметом изучения и внимания общества.

Судя по эмпирическим данным, лишь 23% мальчиков видят отца, как

устойчивый эталон для поведения. Еще 35% ребят воспринимают родителей в

равной мере достойными для подражания, что также можно считать нормой.

Проблемы возникают на уровне самоидентификации мальчика с матерью (15%).

Дополнительный анализ показал, что лишь у 4% детей последней группы -

неполная семья, а значит, при наличии в семье отца, 11% отвергают его как

образец для поведения. Еще более драматичными выглядят ответы 27%

мальчиков, не желающих воспроизводить в своей жизни ни образ отца, ни образ

матери. Последние две группы можно отнести к социально неблагополучным

семьям, стартовые условия которых не отвечают нормам жизни. Ответы девочек

могут быть интерпретированы с той же последовательностью, но с учетом того,

что процесс социализации у мальчиков-подростков протекает более проблемно,

чем у девочек.

Семья в новых для России социально-экономических условиях продолжает

оставаться одним из основных агентов социализации подростков. Однако

отмечается не достаточная эффективность выполнения ею своей функции. Этот

результат связан с резким изменением социального положения в государстве.

В последние годы, в результате отсутствия в стране четкой государственной

концепции развития общества, социальной нестабильности и неопределенности

жизненных перспектив, социализация подростков претерпевает существенные

качественные изменения. Интересно проследить содержательную сторону этих

изменений.

Проблемы, волнующие старшеклассников (%)

|Варианты |Москва |Подмосковье |

|Приобретение интересной профессии |79% |81% |

|Личные денежные трудности |11% |12% |

|Денежные трудности семьи |— |14% |

|Отношения с родителями |28% |20% |

|Отношения между родителями |21% |13% |

|Отношения со сверстниками |6% |12% |

|Конфликты с педагогами |2% |4% |

|Трудности усвоения школьного материала|6% |12% |

|Чем заняться в свободное время |4% |9% |

|Личная жизнь |58% |56% |

|Здоровье членов семьи |53% |46% |

|Отсутствие фирменных вещей |4% |2% |

|Будущее |20% |— |

Наиболее популярными были пять вариантов ответов. Бесспорно логичным

можно признать выбор профессии - основной проблемой в подростковом

возрасте. Для старшеклассников - выбор профессии всегда трудный жизненный

этап, подкрепленный массовым сокращением учреждений профессиональной

подготовки с бесплатным образованием.

Второе место среди проблем старшеклассников занимает озабоченность

личными интимными переживаниями, что традиционно связано с возрастными

особенностями подростков.

Представляет интерес достаточно устойчивый третий по значимости фактор -

обеспокоенность школьников старших классов здоровьем своих близких. Если

раньше родители пытались ограничить своих детей от бытовых и материальных

проблем, то сегодня дети все больше включаются в жизнь семьи, участвуют в

обсуждении финансовых и иных забот родителей. Соответственно приходит

понимание возможной потери родителями здоровья, трудоспособности и

катастрофических последствий такого положения для семьи.

Следующее место в ряду своих проблем, подростки считают конфликтные

отношения с родителями, но этот вопрос всегда стояла перед подрастающим

поколением, а в ряду сегодняшних проблем, наполняемость ответами по этой

позиции сравнительно невелика.

Исходя из признания школьниками наиболее важной проблемой - проблему

приобретения профессии, проанализируем, какие требования предъявляют

школьники к своей будущей профессии.

Ориентации школьников (%)

|Предпочтительные качества будущей профессии |Москва |Подмосковье |

|Требует высокой квалификации, новых знаний |36% |22% |

|Высоко оплачивается |58% |76% |

|Самостоятельная |13% |19% |

|С гарантией от безработицы |25% |43% |

|Не вредна для здоровья |47% |42% |

|С нерегламентированным рабочим днем |17% |8% |

|Требует предприимчивости, изобретательности |21% |18% |

|Престижная |37% |30% |

|Связана с разъездами, новыми впечатлениями |25% |23% |

|Не требует физического и умственного |4% |9% |

|напряжения | | |

|Интересная |6% |— |

Именно в ответах на данный вопрос с наибольшей отчетливостью проявились

новые тенденции в развитии общества, изменения в его ценностях и

направленностях. В соответствии с переоценкой ценностей, которая

наблюдается в нашем обществе, первостепенным требованием к труду школьники

выделяют высокую оплату. Однако и здесь проявляется специфика ценностных

ориентаций: для молодежи области этот фактор значительно более значим чем

для москвичей. В Москве высокая зарплата интересует прежде всего мальчиков

(34%) и значительно меньше девочек (24%).

Второе по значимости качество для будущей профессии - не вредная для

здоровья, по-видимому это связано с ухудшением экологической ситуации в

мире, многочисленные публикации по этому вопросу в средствах массовой

информации формирует у нового поколения новое экологическое сознание.

Третье по наполняемости ответов требование к будущей профессии - гарантии

от безработицы, т.е. должна быть востребована в любых экономических

ситуациях. Этот факт свидетельствует, что молодежь понимает, сколь

серьезную угрозу представляет перспектива не иметь работу, причем у юношей

эта проблема стоит на много острее, чем у девушек (соответственно 77% и

33%).

Четвертые и пятые места отданы традиционно важным качествам будущей

профессии, но теперь они сошли на второй план. Это престижность и высокая

квалификация будущей работы. Именно эти качества больше волнуют москвичей,

чем подростков Подмосковья: действие этих качеств ощутимо в крупных

высокоурбанизированных центров, каковым является Москва.

В общем, сравнивая ответы школьников Москвы и Подмосковья, выяснилось,

что школьники столицы ориентируются на высокооплачиваемый труд,

нерегламентированный рабочий день и престижную работу, школьникам же

области предпочтительнее независимость самостоятельность в осуществлении

трудовой деятельности, большее значение придают уровню оплаты труда,

гарантиям от безработицы.

Теперь интересно сопоставить эти данные с другим опросом, который выявлял

конкретные жизненные планы учащихся (сопоставляя с мнением родителей)

Жизненные планы учащихся (в собственных оценках и оценках их родителей),

%

|Контингент |Намереваются стать |

| |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |10 |

|9-е классы | | | | | | | | | | |

|подростки |- |5,5 |38,8|11,4|2,5 |4,5 |3 |0,5 |20,4 |11,9|

|родители |2,2 |5,6 |40 |8,3 |3,9 |7,8 |2,8 |0,6 |0,4 |11,8|

|10-11-е | | | | | | | | | | |

|классы | | | | | | | | | | |

|подростки |0,5 |5 |28,1|14,3|2,5 |4,4 |3,5 |1,5 |15,8 |- |

|родители |0,5 |11,8|39,6|8 |3,2 |8,6 |1,6 |1,1 |- |0,6 |

1. рабочими

2. гос. служащими

3. служащими в фирме

4. предпринимателями

5. работниками в сфере обслуживания

6. научными работниками

7. не работающими

8. военнослужащими

9. еще не решил(а) кем

10. кем-то иным

Прежде всего следует отметить: практически ни кто из респондентов не

хочет, чтобы его ребенок стал рабочим. Такую же позицию занимают и сами

подростки. Желающих скорей видеть своих детей государственными служащими, а

не служащими в какой-либо фирме, в 7 раз меньше среди родителей

девятиклассников и в 4 раза меньше среди родителей учащихся 10-11-х

классов. Довольно близки к этим позициям и жизненные планы самих

подростков. Настораживает тот факт, что около 3% родителей и подростков

предпочли бы, чтобы последние вообще не работали.

Полученные данные свидетельствуют также о том, что резко упал престиж

научной работы. На этот вид деятельности нацелено около 8% родителей и

практически вдвое меньше подростков. Такие ориентации, несомненно, не могут

сказаться негативно на престиже общего среднего образования и планах на

продолжение обучения в средней школе. Кстати, сами респонденты отмечают: их

выбор во многом связан с тем, что положение в обществе и место жизни, по их

мнению, сегодня ни как не связано с уровнем образования. Эта позиция в

опросе получила поддержку и среди родителей, и среди подростков (средний

балл по 4-балльной шкале в поддержку этой позиции колеблется в пределах

1,98 - 2,12 балла у подростков и 2,08 - 2,21 балла у их родителей).

Следует также отметить довольно высокий престиж предпринимательской

деятельности, причем в большей степени это отмечается среди подростков.

Так, если 8 - 8,3% родителей хотели бы видеть своих детей

предпринимателями, то среди подростков на такой вид деятельности нацелено

11,4% девятиклассников и 14,3% их более старших товарищей. Принимая во

внимание, что в средней школе намерены продолжать обучение около 80%

подростков, можно говорить о практическом совпадении позиций разных

возрастных когорт старшеклассников.

Группа сверстников

В Советские времена под группой сверстников понимали различные

идеологические организации - Пионеров, Октябрят и Юннатов, которые были

открыто просоциальными, хотя и в те времена присутствовали так называемые

«Дворовые» компании, существование которых отрицалось.

Современные же подростки, рождавшиеся при недоразвитом социализме и живущие

при зачаточной демократии имеют мало шансов послужить обществу, потому что

в отличие от предшествующих поколений их отцов и матерей, современная

Россия утратила идеологическую основу и не нуждается в них. Отсюда мы имеем

толпы слоняющихся без дела подростков, которые так или иначе попадают в

какие-то неформальные группы.

Часто такие группы заменяют им семью, школу и всё на свете, потому как

приведённые примеры в современных условиях уже не могут социализировать их

правильно.

Проще всего подростки вливаются в нейтральные или асоциальные группы, не

выступающие против демократического устройства.

Значение группы сверстников в социализации определяется возможностями

самореализации и самоактуализации человека в интересующей его деятельности.

Этот фактор социализации становится важным на интегративной стадии

социального развития. Тут подросток может найти и реализоваться, то есть

принять на себя некоторые роли, которые не доступны ему в будничной жизни.

Он может стать лидером, принимать самостоятельные решения и отвечать за их

последствия.

То есть такая группа представляет из себя свой собственный микромир,

выбирать который может сам подросток, что не доступно для него в любых

других институтах социализации.

Воздействие группы сверстников на социализацию происходит посредством

определенных психологических механизмов, к которым относятся научение,

подражание, заражение и идентификация.

Научение - процесс осознанного приобретения знаний и навыков, он

присутствует в группах сверстников, хотя по своему значению и уступает

другим механизмам.

Подражание - один из главных механизмов социализации в группах сверстников,

особенно среди подростков.

Этот процесс, в отличие от научения, происходит бессознательно.

В данном случае объектом подражания оказываются те сверстники, пользующиеся

наибольшим уважением подростка, его референтная группа.

Заражение - также бессознательный процесс, характеризующийся передачей

эмоционального состояния при непосредственном общении.

Так общим настроением заражается группа подростков, танцующих на дискотеке.

Механизм заражения часто играет важную роль, влияя на принятие решений.

Идентификация - отождествление себя с чем-либо.

Очень важна для подростков, так как она позволяет ответить на вопрос «Кто

я?», найти свое место в мире.

Идентификация с группой сверстников выражается через символы.

О том, с кем идентифицирует себя человек, говорят символы, выражаемые

одеждой, украшениями, использованием специфического слэнга, жестами и т.п.

СМИ

В ситуации быстрого изменения содержания культуры, особое значение

приобретает наиболее гибкий и мобильный агент социализации - СМИ. Под

эгидой "внедрения" рыночных отношений зачастую проповедуются ценности,

несовместимые с развитием нормального рынка (культ лёгкой наживы,

мошенничества, и т.д.). Современную урбанистическую культуру невозможно

представить себе без телевидения . Телевизор стал неотъемлемым

атрибутом жизненного мира современного человека, а телевидение

превратилось в мощный общественный институт, поле приложений

интеллектуальных усилий теоретиков - представителей разных общественных

наук . Юристы рассматривают правовые вопросы функционирования

телевидения, экономистов интересует телевидение как экономический

институт, социологов - как институт, направленный на интеграцию или

дезинтеграцию общественной жизни . Сейчас я попытаюсь рассмотреть

телевидение как институт, оказывающий существенное влияние на

общественные процессы, их конфигурацию, структуру, динамику.

Приобрести качества взрослости стремятся все без исключения подростки. Видя

проявления этих качеств у старших людей, подросток часто некритически

подражает им. Подросток как губка, которая впитывает всё плохое, всё

негативное, но ребёнок не осознаёт вредность этого «впитывания», самое

главное для него чтобы сверстники приняли его в свой круг общения.

Часто ребёнок воспринимает то, что показывают по телевизору это

разнообразие рекламы, фильмы ( боевики, ужасы и.т.д ), музыкальные клипы,

молодёжные программы. Подростки оказались буквально под перекрёстным огнём

СМИ. Идёт интенсивная криминализация сознания, приучение к насилию как к

норме жизни, эмоциональное отупение. Начиная с мультфильмов и заканчивая

низкопробными кинолентами, подростки приучаются к культу насилия,

утрачивают истинные человеческие ценности.

Так СМИ и стоящие за ними силы, формируя у нового поколения деформированное

сознание.

Устанавливается ряд факторов, связанных с восприятием подростками сцен

насилия и агрессии в телевизионной рекламе и определяющих их эмоциональное

отношение к ней. Одновременно проведена оценка некоторых факторов, которые

такого влияния не оказывают.

В телевизионной рекламе подобные сцены, в отличие от других телевизионных

передач и кинофильмов, чаще всего преподносятся с юмором, что ослабляет

контроль сознания и лишает подростков возможности противостоять такой

рекламе. Понимая, что им демонстрируют насилие, зрители навсегда могут

выработать к ним негативное отношение. Многократное повторение агрессивных

рекламных роликов создаёт устойчивое ментальное клише, которые по мнению

некоторых зарубежных авторов могут неосознанно воспроизводиться в реальной

жизни.

За последнее время исследователи отмечают усиление агрессивности

современной телевизионной рекламы, увеличение количества сцен насилия,

предъявляемых многократно в течении длительного времени. Педагоги

утверждают, что агрессивная реклама оказывает существенное воздействие на

детей и подростков, психика которых практически ничем не защищена.

Глава 2. Исследование влияния факторов семейного воспитания, школы, группы

сверстников и средств массовой информации в социализации подростков.

2.1 Диагностика зависимости социализации подростков от её факторов.

Для выявления ведущего фактора социализации современных подростков, и

подтверждения или опровержения гипотезы о том, что главенствующим фактором

являются средства массовой информации, был составлен опросник. Каждый из 24

вопросов теста выявлял приверженность подростка к тому или иному фактору

социализации, были универсальные вопросы, где предлагалось выбрать не

однозначное подтверждение факта «Да и Нет», а какой-то один из предложенных

факторов, который в данном случае влияет больше всего, так же

присутствовали варианты, когда можно было выразит нейтральное отношение к

ним всем. ( См. приложения ). Исследование проводилось на базе школы № 577

и в нём принимали участие ученики 8-9 классов, в количестве 16-ти человеке

( Примеры заполненного опросника См. приложения ).

Исследование выявило, что основным фактором социализации большинство

подростков называют Группу сверстников, на втором месте, с небольшим

отставанием идут СМИ, далее Семья и на последнем месте Школа.

1. Группа сверстников ( 8 человек )

2. СМИ ( 6 человек )

3. Семья ( 2 человек )

4. Школа ( 0 человек )

Таким образом можно констатировать, что гипотеза о СМИ, как о ведущем

факторе социализации не подтверждается, хотя, безусловно, он является одним

из основных. Что касается Семьи и Школы, то их плачевное состояние

вызвано, в случае семьи – гипертрофированным чувством взрослости и

стремлением к самостоятельности самого подростка, в случае со школой –

возможно плохой неуспеваемостью или же просто усталостью от неё к концу

года. Руководствуясь полученной информацией можно сделать следующий вывод:

У современной молодежи отдых и досуг - ведущая форма жизнедеятельности. От

удовлетворенностью досугом теперь зависит удовлетворенность жизнью в целом.

Здесь надо говорить об особой молодежной субкультуре. Субкультура часть

общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой

социальной группе. Говоря о молодежной субкультуре, надо отметить, что в

ней отсутствует избирательность в культурном поведении, преобладают

стереотипы и групповой конформизм (соглашательство). Молодежная субкультура

обладает своим языком, особой модой, искусством и стилем поведения. Все

больше она становится неформальной культурой, носителями которой выступают

неформальные подростковые группы.

В конце 1989 года были исследованы неформальные молодежные группы,

называемые “дворовыми тусовками”. Они образованы по месту жительства: 70%

их участников составили юноши, 30% - девушки.

“Уйти в неформалы” побудили молодых людей внутреннее одиночество,

потребность в друзьях, конфликты в школе и дома, недоверие к взрослым,

протест против вранья. Почти каждый восьмой пришел в группу, потому что “не

знал, как жить дальше”.

Наиболее распространенными способами проведения свободного времени

являются “тусовки”, посещение видеосалонов, где подростки предпочитают

смотреть фильмы ужасов, комедии и эротику.

Молодежная субкультура во многом носит суррогатный характер - она полна

искусственными заменителями реальных ценностей: продленное ученичество как

псевдосамостоятельность, подражание отношениями взрослых с системой

господства и доминирования сильных личностей, призрачное участие в

приключениях экранных и литературных героев вместо реализации собственных

стремлений, наконец, бегство или неприятие социальной действительности

вместо ее переустройства и совершенствования. Одним из способов бегства от

действительности, а также стремление походить на взрослых является

употребление наркотиков.

В апреле-мае 1994 года в городе Жуковском проводились исследования

школьников 9-11 классов, которые ставили своей целью выяснить чем

интересуется сегодняшняя молодежь. Результаты опроса приведены в таблице:

Интересы подростков (в самооценках и оценках их родителей),%

|до 13 |168,6 |81,6 |— |

|лет | | | |

|14-15 |206,2 |128,1 |66,9 |

|16-17 |281,5 |166,1 |136,9 |

|ИТОГО |656,3 |375,9 |203,8 |

Из 375,9 тыс., состоящих на учете в милиции, 156,9 тыс. - это учащиеся

общеобразовательных школ, 68,2 тыс. - ПТУ, 66,1 тыс. - работающие; 78,6

тыс. не работают и не учатся.

В “группировки негативной направленности” входят уличные бандиты, вроде

“люберецкой”, “солнцевской” и т. д. По данным МВД, в России в 1993 году

было 20 тыс. подобных группировок, в них входило 58,2 тыс. человек в

возрасте до 17 лет. Примерно четверть из них (15 тыс.) составляет кагорта

пятнадцатилетних, тех, которых выставили из школ и не приняли в техникумы и

ПТУ. Эти подростки, тот непосредственный резерв и составная часть

уголовного мира.

Рост правонарушений среди школьников связан с негативным сдвигом в

нравственной ориентации. То, что ранее считалось зазорным, сегодня

расценивается как допустимое.

Считаете ли Вы возможным для своих сверстников участие в таких видах

деятельности, как рэкет, шантаж, мошенничество, воровство и т. п.?

|Ответы |Абсолютное значение |% к числу опрошенных|

| |(человек) | |

|Да, в определенных |269 |16,5 |

|обстоятельствах | | |

|Да, но в редких случаях |274 |16,8 |

|Нет, ни при каких |603 |37,0 |

|обстоятельствах | | |

|Затруднялись ответить и |483 |29,7 |

|не ответили | | |

По мере того, как увеличивается время, проводимое подростками вне семьи и

школы, возрастает удельный вес общества сверстников, которое во многих

случаях перевешивает авторитет родителей. Общество сверстников как фактор

социализации не однородно и сейчас очень изменилось: раньше это были

руководимые и направленные взрослыми детские коллективы и организации

(пионеры, комсомол), сегодня же это разнообразные неформальные сообщества,

большей частью разновозрастные и смешанные в социальном отношении.

Заключение.

Подводя итоги работы, надо заметить, что идут бурные процессы изменения в

обществе, которые соответственно влияют на социализацию подростков. Вообще

обществу требуются такие его члены, которые способны жить в этом обществе.

Сегодня в России в связи со сменой политической и экономической

ориентации государства, основные традиционные агенты социализации находятся

в кризисе. Средняя российская семья не способна качественно выполнять свою

социализирующую роль, наблюдается резкое падение ее воспитательных функций.

Такие же процессы происходят и в школе. Отсутствие финансирования в школе

привело к кризису в системе образования - нехватка учителей, раздаточного

материала и т. п. - все это сказывается на уровне образования детей.

Подростки, вместо контроля со стороны родителей и школы оказываются

предоставлены сами себе, социализируются на улице в молодежных неформальных

группах. Отсюда резкий рост преступности среди подростков.

Люди не обладают от рождения всеми необходимыми навыками для жизни в

обществе, они приобретают их на протяжении жизненного пути.

В процессе социализации человек должен приспособиться к условиям своего

существования, и другие люди выступают для него как инструкторы, модели

для подражания

В ходе социализации человек усваивает набор ролей, которые ему предстоит

играть в обществе и водит в свою систему поведения те шаблоны, которые

санкционированы группой.

Существуют различные взгляды на социализацию.

Некоторые ученые говорят периодизации социализации, причем эти периоды

часто совпадают с основными этапами жизненного пути.

Так, И. С. Кон считает основными стадиями формирования личности детство,

подростковый возраст и юность.

Другие исследователи, например, Шибутани, считают, что процесс социализации

продолжается всю жизнь, и не представляют его жестко нормативным. Шибутани

понимает социализацию как продолжающийся всю жизнь процесс адаптации к

новым условиям.

Но даже если мы считаем, что социализация продолжается всю жизнь и не

выделяем ее этапов привязанных к возрасту, нельзя игнорировать большее

значение тех или иных институтов в определенном возрасте.

Безусловно, то, какие институты оказывают влияние на социализацию, во

многом зависит от типа общества, его культурных особенностей.

Но каждое общество готовит для своих членов более или менее схожий путь

социализации.

Так в определенном возрасте большинство детей в нашем обществе идут в

детский сад, а затем в школу, и их социализация проходит пол влиянием этих

институтов.

Такой институт как группа сверстников существовал всегда, но на протяжении

истории, очевидно, оказывал различное влияние.

В литературе обычно говорится о влиянии группы сверстников на социализацию

подростков, хотя этот институт оказывает влияние как до так и после

подросткового возраста.

Почему же группа сверстников столь важна для подростков и всегда ли она

имела для них такое значение?

Особенно значимой группа сверстников становится в подростковом возрасте,

так как помогает разрешить многие психологические проблемы, связанные с

трудностями переходного возраста.

Группа сверстников становится для подростка своеобразной школой жизненного

опыта, который не могут обеспечить другие институты, такие как семья или

образовательные учреждения.

В первую очередь, она дает опыт горизонтального общения, то есть общения с

равными, опыт совместной деятельности, и усвоения связанных с этой

деятельностью новых ролей.

Значения группы сверстников как института социализации меняется на

протяжении истории и во многом зависит от преобладающего в данном обществе

типа культуры.

Надо полагать, что и в будущем значение этого института не будет оставаться

неизменным.

Нарастающая скорость культурных и социальных изменению в мире, безусловно,

повлияет и на характер процесса социализации, и адаптирует роль отдельных

ее институтов к новой ситуации.

Есть еще ряд причин делающих группу сверстников особенно важной именно для

подростков.

Общение со сверстниками оказывается важным каналом информации, по нему

подростки и юноши узнают, которых им по тем или иным причинам не сообщают

взрослые. Часто через сверстников подростки получают информацию по вопросам

пола, и именно через этот канал транслируется молодежная субкультура.

Кроме того, общение со сверстниками, это специфический вид деятельности и

межличностных отношений.

В ходе этого общения вырабатываются навыки социального взаимодействия,

увеличивает набор его социальных ролей, расширяется представление о

собственной личности.

По мнению Кона, “включение в общество сверстников расширяет возможности

самоутверждения ребенка, дает ему новые роли и критерии самооценок.

Общение со сверстниками это еще и специфический вид эмоционального

контакта. Оно обеспечивает подростку чувство эмоционального благополучия и

устойчивости, а также облегчает автономизацию от взрослых. Для самоуважения

подростка очень важно заслужить доброе отношение товарищей.

Подростковый возраст по многим причинам принято считать кризисным, поэтому

неудивительно, что подростки, переживающие кризис, ориентируются именно на

себе подобных, так как они переживают то же самое и могут лучше понять их,

чем родители или другие старшие.

Часто подростки настолько полно идентифицируются с группой сверстников, что

отвергают все чужое, выходящее за рамки ценностей данной группы.

Библиография

1. Андриенко Е.В. «Социальная психология». – М., 2003.

2. Вичев В. «Мораль и социальная психика». – М., 1978.

3. Выготский Л.С. «Педагогическая психология». – М., 1996.

4. Выготский Л.С. «Проблемы возраста». – М., 1984.

5. Годфруа Ж. «Что такое психология». – М., 1992.

6. Голованова Н.Ф. «Социализация школьников как педагогическое явление». –

М., 1998.

7. Донцов А.И. «Проблемы групповой сплочённости». – М., 1977.

8. Донцов А.И. «Психология коллектива». – М., 1984.

9. Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. «Генетика, поведение,

ответственность». – М., 1989.

10. Дьюи Дж. «Психология и педагогика мышления». – М., 1999.

11. Кон И.С. «Психология старшеклассников». – М., 1980.

12. Кон И.С. «Психология ранней юности». – М., 1989.

13. Кравченко А.И. «Введение в социологию». – М., 1995.

14. Майерс Д. «Социальная психология». – СПБ., 1997.

15. Марсель Г. «Трагическая мудрость философии». – М., 1995.

16. Мудрик А.В. «Социальная педагогика». – М., 2000.

17. Немов Р.С. «Психология». – М., 1990.

18. Новикова Л. И. «Школа и среда». – М., 1985.

19. Петровский А.В. «Личность. Деятельность. Коллектив». – М., 1982.

20. Петровский А.В., Шпалинский В.В. «Социальная психология коллектива». –

М., 1978.

21. «Популярная психология: Хрестоматия». – М., 1990.

22. Свенцицкий А.Л. «Социальная психология». - М., 2004.

23. «Семейное воспитание. Краткий словарь». – М., 1990.

24. «Философский словарь». - М., 1983.

25. Харчёв А.Г. «Социология воспитания». – М., 1990.

26. Холл К., Линсдей Г. «Теория личности». – М., 1997.

27. Шапиро Б.Ю. «Психология семейных отношений». - М., 1992.

Приложения

Тест-опросник «Выявление ведущего фактора социализации современного

подростка».

1.) Если бы ты выбирал\а профессию, то что бы повлияло на твой выбор?

А.) Семья.

Б.) Друзья.

В.) Выбирал бы сам.

Г.) Фильмы, киногерои.

2.) Есть ли у тебя в школе любимый предмет?

А.) Да, один.

Б.) Да, несколько.

Б.) Нет.

В.) Не уверен.

3.) Выбор твоей профессии совпадает с любимым школьным предметом?

А.) Да.

Б.) Нет.

В.) Не знаю.

4.) Сколько у вас в семье телевизоров?

А.) 1.

Б.) 2.

В.) 3.

Г.) Больше чем 3.

5.) С кем ты делишься своими проблемами?

А.) С родителями.

Б.) С учителями.

В.) С друзьями.

Г.) Решаю их сам.

6.) Как часто ты смотришь телевизор?

А.) Каждый день.

Б.) Несколько раз в неделю.

В.) Не часто.

Г.) Вообще не смотрю.

7.) Какими другими СМИ ты пользуешься?

А.) Интернет.

Б.) Радио.

В.) Другое.

8.) Как ты обычно проводишь свободное время.

А.) Гуляю с друзьями.

Б.) Играю в компьютер.

В.) Смотрю телевизор.

Г.) Провожу время с семьёй.

9.) Есть ли у тебя любимый киногерой?

А.) Да.

Б.) Нет.

В.) Не знаю.

10.) В ближайшее время ты будешь смотреть телевизор:

А.) Ещё больше.

Б.) Меньше.

В.) Другое.

11.) Есть ли у тебя любимая передача\фильм?

А.) Да.

Б.) Нет.

В.) Не знаю.

12.) Считаешь ли ты, что друзья влияют на твой выбор в одежде, музыке

и.т.д?

А.) Да.

Б.) Нет.

В.) Не знаю.

13.) Какие программы ты обычно смотришь?

А.) Развлекательные ( Муз-ТВ, Мtv, Реалити-Шоу).

Б.) Познавательные.

В.) Новости.

Г.) Фильмы.

14.) Способен\на ли ты завести друзей по Интернету?

А.) Да.

Б.) Нет.

В.) Не знаю.

15.) Когда идёт реклама ты:

А.) Переключаю на другой канал.

Б.) Не переключаю и смотрю.

В.) Не переключаю и смотрю не вникая в смысл.

Г.) Другое.

16.) Твои музыкальные пристрастия сформировались под влиянием:

А.) Друзей.

Б.) Радио, ТВ.

В.) Сформировались в семье.

17.) Реклама воспринимается тобой:

А.) Как не нужная вещь.

Б.) Она меня раздражает.

В.) Она полезна.

Г.) Она может влиять на моё мнение.

18.) Кто помогает тебе в решении важных проблем?

А.) Родители.

Б.) Друзья.

В.) Учителя.

19.) Ты можешь непрерывно смотреть телевизор в течении:

А.) Часа или меньше.

Б.) Нескольких часов.

В.) Целого дня.

20.) Есть ли телевизор, который ты можешь назвать своим ( В твоей комнате

или тот, который смотришь преимущественно ты)?

А.) Да.

Б.) Нет.

В.) Другое.

21.) Ты хотя бы раз в жизни одевался\лась, вёл\вела себя, подражал\а как

кто-то на телевидении ( Модели, герои фильмов).

А.) Нет, никогда.

Б.) Да, один раз.

В.) Да, многократно.

Г.) Да, постоянно.

22.) Прогуливал\а ли ты когда-нибудь уроки?

А.) Да.

Б.) Нет.

В.) Не скажу.

23.) Пошёл\шла бы ты в школу, если бы учитель сказал, что в опредёлённый

день присутствовать не обязательно, но тем кто хочет – можно?

А.) Да.

Б.) Нет.

В.) Не знаю.

24.) Намерен\а ли ты продолжить обучение в 10-11 классах?

А.) Да.

Б.) Нет.

В.) Не знаю.

Страницы: 1, 2


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ