Рефераты

Политическая реклама

Политическая реклама

Содержание

Стр.…

I. Вступление. 2

II. Отличие политической рекламы от

коммерческой. 3

III. История и виды политической рекламы 5

IV. Рекламно-агитационное направление в 15

избирательной копании.

1. Формирование и поддержка имиджа кандидата. 16

2. Фирменный стиль и основные агитационные материалы. 17

3. Прямая реклама в СМИ.

22

4. Косвенная реклама в СМИ. 28

V. Заключение 37

VI.Список литературы 38

I. Вступление

В данной работе я хочу насмотреть одно из самых важных направлений любой

избирательной компании: «рекламно - агитационное». Именно реклама ( прямая

или косвенная ) может сделать « из грязи князя ». Конечно копрайторы и

избирательные технологи не боги, но они могут очень и очень многое. В

современном мире, когда информация стала одним из самых главных продуктов

потребления, от правильного ее построения и преподнесение зависти многое.

Основную часть своей работы я построил на книгах, написанных людьми

работающими в известных в России компаниях занимаяющимися избирательными

технологиями, это :

«Николо М» и «Институт Избирательных Технологий» .

Первая часть моей курсовой носит историко- теоретический характер Вторая

наполнена практическими советами и указаниями, как лучше и эффективней

построить рекламно – агитационный процесс. Тут я сразу хочу сказать о том,

что дн. часть написана по, материалам и под чутким руководством, человека

имеющего к этому бизнесу непосредственное отношение.

II.Отличие политической рекламы от коммерческой.

Когда коммерческая реклама продвигает какой-либо товар, то он

преподносится максимально близким к идеалу. Ему приписы-

ваются все свойства, присущие положительному прототипу. Если это сумка, то

она самая-самая-самая. Обладая этой сумкой, человек приобщается к другому

образу жизни. Однако в политической рекламе действуют совсем другие законы.

Рекламируемый кандидат всегда остается человеком с его слабостями и

проблемами, которые должны роднить его с избирателями. Канонизация

кандидата приводит к его политической смерти еще до выборов, , существуют

два измерения рекламируемого кандидата: «кандидат — герой» и «кандидат —

один из нас». Наличие «негативных» элементов в имидже кандидата

обязательно. Вопрос в том, чтобы эти «негативные» качества были в строго

соблюденной пропорции с «позитивными».

И, кроме того, чтобы они были именно теми качествами, ко-торые в

общественном сознании простительны для политического кандидата. Для

выявления этих допустимых качеств применяется большой арсенал методов.

Кандидат обязательно должен быть «героем», чтобы избирателям хотелось за

него проголосовать. Он должен обладать такими качествами, которые отличали

бы его от других, или степень выраженности общечеловеческих одобряемых

обществом качеств у него должна быть выше, чем у обычных людей. «Герой»

должен вести людей за собой, указывать им путь, защищать от врагов,

помогать им в беде и т.д. «Героическое»

измерение в имидже кандидата в политической рекламе перемещает его как бы

вне голосующего социума. Избирателями такой кандидат описывается словами

«он должен быть лучше нас...».

Однако, чтобы у избирателей не было ощущения униженности и понижения

самооценки на фоне такого кандидата, важно, чтобы он воспринимался как бы

изнутри голосующего социума, то есть описывался ими «как один из нас». Он,

по словам одного респондента, «должен быть не намного лучше нас, чтобы мы

себя не ощущали плохими на его фоне». Это очень важное требование диктует

необходимость второго из-мерения рекламного имиджа кандидата: «кандидат-

один из нас». Кандидат должен вести нас к светлому будущему, к новому

образу жизни, но сам должен вести такой же образ жизни, как и весь народ, —

таков типичный императив во время из-бирательных кампаний в России. Это во

многом является пре-пятствием для кандидатов типа В. Брынцалова, даже если

они вели свои избирательные кампании менее эксцентрично. Такой подход к

имиджу кандидата в политической рекламе диктуется двойственностью сознания

российского электората. В принципе, такая двухмерность политического имиджа

кандидата характерна и для американской политической рекламы. Но там эти

измерения применяются по одному в зависимости от типа личности кандидата и

требований конкретного электората, социо-культурных трендов в данный

момент. В России же амбивалентные требования связаны с определенным со-

стоянием эго-системы общества в последние двенадцать лет.

III. История и виды политической рекламы.

Политическая реклама имеет различные определения, но во всех них

присутствует общее — это коммуникация с помощью СМИ и других средств связи

с целью повлиять на установки людей в отношении политических субъектов или

объектов. Такими субъектами могут быть кандидаты на выборах, действующие

политики, политические организации,государственные структуры —

правительства, министерства, партии. Политическими объектами могут стать

программы, политические со-бытия, документы, бюджет. Политическая реклама

формирует имидж людей, идей, программ, политических взглядов. Политическая

реклама возникла вместе с политикой. Она появилась тогда, когда впервые

появились государства и власти потребовалось вступить в коммуникацию с

населением, что-бы получить от населения помощь в поддержании порядка и

пополнить армию. Власть в государстве посчитала удобным через информацию

влиять на поведение граждан.

Устная политическая реклама. Глашатаи древнего Рима и Греции оповещали

граждан на улицах о делах в государстве, о начале войн и великих военных

походов, рекрутировали добровольцев в армию. На стене в Помпее обнаружены

над-писи, призывающие голосовать за сенатора Марка Публия Фурия, по

свидетельству автора надписи, — порядочного и уважаемого человека. Автор

напрямую обращается к гражданам со словами: «Я уверяю вас, он хороший

человек и за него стоит проголосовать на выборах»*. Марк Тулий Цицерон,

прославившийся своими обличительными речами против Катилины, продолжил свою

устную негативную рекламу против Марка Антония за его роман с Клеопатрой,

обвинив его в феминизации

римской политики, и был казнен. Реклама во время первой и второй мировых

войн активно использовалась для покупок облигаций военных займов. Военное

время породило рекламу оборонных проектов, патриотической активности.

Устная реклама передавалась уже посредством радио.

Политическая радиореклама. Радио использовалось для целей

политической рекламы еще во времена первой мировой войны. По радио

передавались не только фронтовые новости, но и активно создавались

героические образы собственной армии и образ ненавистного врага. Радио

использовалось для создания мотивации поддержки армии и государства за счет

получения военных займов. В России и до и после Октябрьского переворота

радио было очень существенным инструментом для воздействия на население.

Особенно роль радио как средства политической рекламы усилилось в 1930 –

40-е годы. В США президент Ф. Рузвельт стал еженедельно обращаться к нации,

а в СССР все с замиранием слушали речи вождя. По радио в сознание населения

транслировались политические образы и установки. Оно было очень популярным

и пользовалось вниманием со стороны людей.

В избирательных компаниях радио активно стало использоваться в США и

Европе в 1940- е годы. Сегодня его роль несколько уменьшилась, но в России

это по- прежнему действенное средство для «транспортировки» образов

политической рекламы.

Художественный портрет и скульптура. Наиболее старой формой визуальной

политической рекламы являются портреты политиков выполненные художниками.

Для рекламы тех или иных политических фигур эти портреты создавались,

выставлялись для обозрения или рассылались по территориям. Начиная с

царских особ и кончая генсеками в СССР, такие портреты выполняли функцию

создания визуального образа политика.

Политическая карикатура. В XVII в. сразу в нескольких европейских странах

— Англии, Франции и Голландии появляется политическая карикатура. Она

создавалась с явными целями негативной рекламы и пропаганды. Император

Наполеон, будучи незаурядной личностью, сумел оценить выгоду от

политических карикатур на него и всячески поощрял художников, чтобы они

создавали свои насмешливые рисунки, которые только способствовали его

успехам. Во время Гражданской войны в США в 1862 г. для поднятия морального

духа северян художник Т. Наст публиковал свои политические карикатуры на

южан и их лидеров. Однако он стал хорошо известен как человек, который

своими рисунками полностью разрушил имидж одного из известных своей

коррумпированностью политиков У. Твида, а впоследствии и окончательно

сломал его карьеру. Благодаря карикатурам Т. Наста, в которых У. Твид

сравнивался с римским императором Нероном, этот политик проиграл выборы и

потерял власть. Именно этому карикатуристу принадлежит символ республи-

канской партии США — рисунок слона. В начале ХХ века в журналах

публиковались карикатуры на таких американских президентов, как Т. Рузвельт

и В. Вильсон. В последующие годы во время избирательных кампаний жанр

политической карикатуры активно использовался во время большинства

избирательных кампаний в США и Европе. Также активно использовались

политические карикатуры во время войн: карикатуры на испанцев во время

испано-американской войны, на немцев — во время первой и второй мировых

войн, в этот же период создавались карикатуры на японцев. Позднее — на

корейцев и вьетнамцев, русских и др.

Фотография. Фотография стала неотъемлемым элементом политической рекламы.

Она придает ощущение большей достоверности тексту. У людей возникает

ощущение причастности к событиям, изображенным на фотографии, сопереживание

ее героям. Вместе с тем, фотография — это интерпретация специального

замысла фотографа, а не объективная регистрация событий, При этом на

интерпретацию влияют весь наш личный опыт и культурная среда. Так, не

будучи путешественниками в Центральной Африке или специалистами по обрядам,

мы не сможем точно понять значение тех или иных ритуальных сцен,

запечатленных на фотографии. Мы не сможем сказать, являются ли они обрядом

выбора вождя или оплакивания предков. В то же время у нас не возникнет

проблем с интерпретацией событий, если на фотографии изображен

избирательный участок с урнами. Мы можем ошибиться лишь в том, за что

голосуют люди — за кандидата на политический пост или это голосование на

референдуме. В фотографии используются различные символы, и для правильной

интерпретации образа в политической рекламе необходимо, чтобы эти символы

были хорошо знакомы аудитории и ею понимаемы. Существуют символические

приемы, которые вызывают определенные чувства при восприятии

фотографического образа, например, использование в политической рекламе

«старых» фотографий или специально «состаренных» для того, чтобы вызвать

ностальгичекие чувства по молодости или «прежним» временам. Многие образцы

политической рекламы во время российских президентских и губернаторских

избирательных кампаний были сделаны с использованием этого приема.

Политический плакат. В октябре 1956 г. во время револционных событий в

Будапеште жители сожгли хорошо известный советский плакат художника А.

Герасимова, созданный в 1939 г., — «Сталин на XXVIII съезде КПСС». Этот

плакат для жителей Венгрии в тот момент представлял собой не просто образ

Сталина, а образ жестокой несправедливости и насилия. По мнению

американского исследователя Д. Кроули, одного из авторов книги «Власть

плаката», этот эпизод иллюстрирует действительную мощь этого вида

политической рекламы.

Плакат как средство политической рекламы и пропаганды имеет глубокие

исторические корни. В конце XVIII в. после смерти Ж.-П. Марата, героя

французской революции, были напечатаны плакаты с его изображением и

разосланы по всей Франции.

В1840 г. возникла хромолитографическая печать, которая позволила делать

цветные плакаты, в которых цвет сочетался с четким текстом. Они печатались

тысячами экземпляров. В то же время как в Европе, так и в США произошли

серьезные политические подвижки, вынудившие элиту задуматься о средствах

воздействия на поведение «средних жителей». На выборах в Великобритании в

1910 г. лейбористской партией использован плакат «Безработные» с

политической риторикой на популярную тему.

И все же до первой мировой войны плакаты использовались в основном в

качестве коммерческой рекламы. Однако серьезные политические события в

России и других странах, а также война решительно определили новое

направление в плакатах — политическая реклама.

Плакаты первой мировой войны разделяются на три большие категории —

первая связана с рекрутированием солдат в армию, вторая — со сбором денег

на воину, третья категория плакатов — с демонстрацией своей стране и миру

лица врага. Эти плакаты во всех х странах удивительно похожи по своей

графической структуре и политическому предназначению. Они выполняли две

важных функции — информировать и создавать четкий негативный образ врага

у населения, а потому способствовали настрою на уничтожение противника и

помощь всеми силами своему государству.

Наиболее известными рекрутинговыми плакатами являются плакаты-близнецы,

появившиеся в Англии США и Советской России. Английский плакат «Твоя стран

а нуждается в тебе» с

указующим, направленным на зрителя пальцем практически ничем не отличается

от плаката «Ты записался добровольцем. »,а вместе они — от американского

«Дяди Сэма».

Большинство плакатов времен первой мировой войны отличаются

эмоциональным зарядом их образов, которые вызывают симпатию и побуждают

зрителя к активным действиям. Большинство из военных плакатов этого времени

способствовали сбору средств, пожертвований раненым, помощи войскам.

Эмоциональность некоторых плакатов того времени поражает и сегодня. Одни

из них с призывом покупать военные бонды и таким образом собрать силы для

окончательного удара по германской армии изображает сцену убийства штыком

немецкого солдата. Автор этого плаката Ф. Бренгуин хорошо знал цену

человеческих жертв в войне. Он глубоко переживал, что его родной племянник

в США откликнулся на один из его рекрутинговых плакатов в ВМС и был убит

шесть недель спустя.

Считается, что первая мировая война стала переломным моментом в истории

политической рекламы в жанре плаката. Впоследствии А. Гитлер в «Майн кампф»

в 1926 г. признал британскую политическую рекламу очень эффективной по

части «эмоционального шантажа».

Важным событием в истории политического плаката стала революция в

России. Она породила буквально взрыв в области политической рекламы, и

особенно плаката. В первые годы советской власти политическая реклама в

форме плаката оказалась более чем востребованной. Продолжили свое

творчество в жанре лубка В. Маяковский, известные художники И. Малютин, В.

Лебедев, П. Киселис, Н. Купреянов, Б. Кустодиев. Плакаты отражали пафос

революционной борьбы, нередко являлись изображением сцен жестокости и

насилия над врагом.

Тяжелое экономическое положение Советской России от-ражалось на

техническом исполнении плакатов. Иногда не было возможности выполнить их

полноцветной печатью. Нередко они печатались всего одной краской. С. Хан-

Маго-медов в книге «Пионеры советского дизайна» отмечает, что «в эпоху

наступления Юденича на Петроград, в двадцать четыре часа был выброшен

плакат «Грудью на защиту Петрограда»*.

В 1919 г. появились «Окна РОСТА», в которых политические плакаты

представляли собой расположенные последовательно сюжеты наподобие комиксов.

Наиболее известные из них сопровождались текстами В. Маяковского. Для

некоторых политических плакатов того времени по-прежнему был ха-рактерен

дизайн лубка, в котором работали также художники М. Ларионов, Н. Гончарова.

Во время гражданской войны в России стала активно развиваться технология

коллективного создания политической рекламы в форме плакатов. Эта

технология стала популярна и в других странах. В период гражданской войны

1936 г. в Испании коллективное творчество в дизайне политической рекламы

присутствовало и у республиканцев, и у коммунистов.

В это время появилась и стала заметно развиваться технология фотомонтажа.

Фотомонтаж очень активно применялся в дизайне плакатов и листовок

фашистской и нацистской политической рекламы в Италии и Германии.

Символы, используемые в политическом плакате, легко заимствовались у

оппонентов и лютых врагов. Существует много общего в политической рекламе

гитлеровской Германии и сталинского СССР. Это образы мужественного

рабочего, солдата, матери, образы вождя. И. Сталина в кругу членов

Политбюро на советском плакате обычно изображали во много раз крупнее

остальных. Такая оптическая диспропорция должна была работать на создание

ощущения величия, лидерства и даже божественности вождя. Он представал в

образе чего-то сверхъестественного и почти нереального.

Нарушением пропорций в изображении фигур, олицетворяющих величие

германской нации и духа, отличались и плакаты гитлеровской Германии. В

Германии после создания Министерства народного просвещения и пропаганды в

1933 г. под руководством И. Геббельса политическая реклама начала

планироваться и создаваться со всей серьезностью под тщательным контролем.

Вторая мировая война практически не повлияла на развитие дизайна в

политическом плакате. Революция в дизайне политической рекламы совершалась

уже в области радио и телевидения. Основными темами военной рекламы были

попрежнему призывы в армию, призывы к сбережению пищи и топлива, сохранению

секретов своей страны.

Во время «холодной войны» множество образцов рекламной продукции с обеих

сторон как братья-близнецы напоминали друг друга. Здесь возникали как

сатирические образы врага, так и темы секретности и шпиономании. В Англии

появился плакат: «Храни наши секреты в секрете!», близкий к известному

советскому плакату «Не болтай!», правда позже, в 1960 г.

Политическая реклама пережила свое второе рождение во время перестройки и

распада социалистической системы в Восточной Европе. Плакаты этого времени

несли острый эмоциональный заряд и опирались на яркие визуальные образы.

В России с началом демократических выборов активно развивалось создание

политических плакатов как с изображением кандидатов, так и с чисто

шрифтовым дизайном. Стали применяться новые передовые технологи,

позволяющие конструировать психодизайн таким образом, чтобы плакат имел

максимальную эффективность в своем воздействии на электорат.

Листовки. Жанр листовки как формы политической рекламы также имеет давнюю

историю. Если в древней Греции и древнем Риме послания к врагам писали на

камнях, то в Америке во время войны за независимость уже активно

распространялись листовки в их современном виде. Во время первой мировой

войны листовки разбрасывались с самолетов, и не случайно на польском языке

слово листовка звучит как «улётка».

Во время революции, гражданской войны и интервенции большевики придавали

огромное значение листовкам. В. Ленин лично писал тексты листовок,

направленные на моральное разложение войск противника'.

Во время военных действий СССР в 1939 — 1940 годах до начала Великой

Отечественной войны активно использовались листовки с обращением к

населению и солдатам армии противника.

С 1941 по 1945 г. множество различных листовок создавалось для

воздействия на поведение как собственного населения, военных, партизан, так

и войск противника, населения Германии и освобождаемых стран. Листовки были

различные по функциям: информирующие и дезинформирующие, призывающие к

действиям и вызывающие депрессивное настроение, создающие смысл и лишающие

смысла.

Деморализация фашистских войск велась активно и с использованием всех

возможных тем: : от принудительного сожительства их жен с эсэсовцами в тылу

и до обкрадывания и до объедания простых солдат

В мирные периоды листовки не теряют свою актуальность. Особенно часто к

ним обращаются во время избирательных компаний. Они становятся цветными,

яркими, часто содержат большой текст к фотографии кандидатов.

Листовка требует тщательной проработки идеи на уровне дизайна и

содержания текста. В ней особенно важны простота изложения и внешняя

привлекательность, способные привлечь внимание. В противном случае она

пойдет в мусорную корзинку, лишь нанося ущерб бюджету кандидатского фонда.

Кинореклама. Роль политической рекламы посредством кино очень высоко

ценил Ленин. Сталин также хорошо понимал действенность этого жанра

политической рекламы. «Кино представлялось генсеку сугубо государственным

искусством, которому нет равных по силе психологического концентрированного

воздействия на большие коллективы людей. Он полагал совершенно необходимым

программировать советское кино...» .

Политическая реклама с использованием кино также строится на определенных

мифах и символах. В ее производстве существуют специальные технологии,

которые были впоследствии усовершенствованы при возникновении видео-

аппаратуры.

Телевизионная реклама. Если вначале политики контролировали свое общение

с избирателями во время непосредственного контакта или при использовании

листовок, плакатов или сувенирной продукции, создаваемой при

непосредственном контроле со стороны заказчика или через подконтрольную им

прессу, то с наступлением эпохи телевидения ситуация в корне изменилась. У

политиков больше не осталось уверенности, что избиратели увидели и услышали

именно то, что политики намеревались донести до них.

Сегодня мы действительно живем уже совсем в другой исторический момент, и

лишь малая часть избирателей непосредственно встречается с кандидатом. В

основном политики вступают в коммуникацию с избирателями посредством

телевидения, радио или газет. Таким образом, коммуникация с населением и

избирателями за исключением оплаченной рекламы в СМИ больше не

контролируется политиком. Исключением также является Интернет, если речь

идет о сайтах, созданных командой кандидата.

Телевидение стало уверенным посредником между поли-тиком и населением.

Политик делает сообщение для телевидения, которое в свою очередь

транслирует его населению.

Естественно, первичное сообщение при этом искажается по многим причинам,

начиная с технических (свет, звук, задние фон, угол съемки), кончая

комментариями, смысловым контекстом передачи, предшествующими и

последующими сообщениями. Такого рода посредничество телевидения сильно

видоизменило требования к кандидатам, а также повлияло на трансформацию

установок населения к политическому процессу в целом. Телевидение создает

такое мощное информационное поле, которое становится базой для формирования

и изменения оценок и электорального выбора у избирателей.

Политика в эру телевидения стала дарвинизмом в действии. Выживают лишь те

политики, кто лучше других сумел приспособиться к требованиям среды. Те,

кто не сможет, вынуждены уйти с политической сцены. Телевидение показывает

политиков как личностей, а не как партийных функционеров.

Благодаря телевидению успешные политики вынуждены были принять новый

стиль политической риторики и лидерства. Медиа-менеджмент, построение

имиджа, получение доверия, избегание обвинений, PR вместе с навыками

межличностного взаимодействия стали главными в электоральном успехе.

Главными составляющими успеха в кампании с использованием телевидения стали

внешний вид, стиль, имидж, личная репутация. Так, американская политика

изменилась в момент возникновения телевещания 2 ноября 1920 г., когда

заработала станция КДКА в Питтсбурге.

Обычно в предвыборных кампаниях используются телевидение и другие СМИ для

коммуникации с избирателями двумя различными путями: посредством рекламы и

бесплатной свободной прессы. Принимая решение об использовании рекламы или

бесплатного новостного вещания, учитывают два главных фактора: насколько

данному СМИ интересны выборы в целом и сколько есть денег на рекламу у

кандидата. Когда избирательная кампания хорошо проработана, реклама обычно

делит первое место с новостными передачами при передаче основного сообщения

кандидата избирателям. Но в отличие от новостей, реклама передает это

сообщение без фильтров.

Телевизионная реклама во время важнейших политических событий в стране —

референдума, деноминации национальной валюты, федеральных или региональных

выборов — стала в России не только особой индустрией, но и мощным

средствомпсихологического воздействия на население. Причем в результате

использования политической рекламы удается не только сформировать

позитивные установки на те или иные политические объекты, но и «загасить»

негативные условные рефлексы, сформированные длительным личным опытом,

например бежать в обменные пункты в первый же день после начала процесса

деноминации.

Телевизионная реклама сильно потеснила политическую рекламу в газетах

прежде всего за счет динамики визуального образа, который не только имеет

цвет и объем, но и находится в движении, что позволяет вниманию дольше

фиксироваться на объекте.

Мультфильмы. Во время второй мировой войны мультфильмы с карикатурным

изображением японцев и гитлеровцев были активно использованы правительством

США для пропагандистских целей. Эти мультфильмы помогали поднять моральный

дух населения и солдат, а также выработать негативную установку на врага.

Мы хорошо помним мультфильмы, созданные после путча в 1991 г., которые

должны были закрепить негативную установку населения на путчистов и снять

последствия стресса и испуга у части населения. Мультфильм как жанр

политической рекламы позволяет подавать героев в гротескном, иногда

доведенном до абсурда образе. Он позволяет по-доброму или зло посмеяться

над героем, подать его в привычной стилистике знакомого с детства и поэтому

вызывающего ностальгические чувства мультика. Мультфильм как жанр

политической рекламы динамичен и может привлекать внимание в силу своей

«вседозволенности». Он выполняет роль своеобразного «шута» в обществе.

Сувенирная продукция как политическая реклама. Такой вид политической

рекламы представляет интерес с точки зрения сочетания визуального и

тактильного каналов восприятия и возможности долговременного обладания

сувенирами. Избиратель может многократно трогать и лицезреть рекламный

образ, а также использовать его носитель с пользой для себя. Причем эта

польза может быть как вполне прагматической, если речь идет о кружке с

изображением кандидата, так и просто эстетической, если речь идет о значке.

IV.Рекламно-агитационное направление в избирательной копании.

В рамках агитационно-рекламного направления избирательной кампании решаются

следующие задачи:

- формирование и поддержка имиджа кандидата;

- разработка фирменного стиля кампании и основных агитационных

материалов;

- оперативная разработка позиций, заявлений, обращений и выступлений

кандидата по актуальным вопросам;

- разработка, выпуск и размещение прямой рекламы в СМИ;

- подготовка и реализация программы косвенной рекламы в СМИ (PR -

кампания);

- разработка и выпуск продукции наружной рекламы и распространяемых

агитационных материалов;

- организация работы пресс – службы;

- организация работы группы информационного сопровождения кандидата;

- разработка предвыборной платформы кандидата.

Главное отличие политической рекламы от обычной рекламы товаров и

услуг можно сформулировать в одной фразе: политическая реклама ни в коем

случае не должна раздражать избирателей.

Известно, что рекламу товаров часто делают нарочито вызывающей и

агрессивной, чтобы название товара крепче засело в памяти потребителей. Еще

более характерная черта – товар рекламируется на фоне шикарной жизни его

покупателей: купишь – будешь жить так же шикарно.

Для политической рекламы все это мало приемлемо, поскольку создает у

избирателей ощущение, что жизнь кандидата весьма далека от простого

человека. Поэтому, даже если формируемый образ кандидата или партии

соответствует образу жизни на Западе, политическая реклама ни в коем случае

не должна производить впечатление шикарной, агрессивной и дорогостоящей.

Особенно последнее: избирателей, как правило, страшно раздражает готовность

кандидата швырять средства на дорогую рекламу. Кстати, эту черту

избирателей отлично знают западные специалисты по выборам. Продукция

политической рекламы в богатых западных странах обычно бывает нарочито

скромной.

Как правило, все перегибы с рекламной продукцией в избирательных

кампаниях проистекают от двух причин. Первая: профессиональные разработчики

продукции не понимают специфики политической агитации и навязывают

привычный им стиль коммерческой рекламы руководству кампании. Вторая (и

более опасная!): само руководство кампании желает создать нечто такое, что

с ходу сделает избирателя горячим сторонником кандидата.

Требовать, чтобы каждая единица вашей рекламной продукции была

шедевром на уровне Феллини или Пикассо более чем наивно. Вряд ли избиратели

сразу влюбятся в кандидата, увидев его плакат или 15-ти секундный клип.

Скорее позитивную роль здесь сыграет сам факт присутствия кандидата в

соответствующей информационной нише и достигнутое благодаря этому усиление

узнаваемости кандидата и тотальности его кампании.

Поэтому главное требование, которое предъявляется к продукции

политической рекламы, носит негативный характер. В первую очередь она

должна не оттолкнуть избирателей от кандидата, и уже во вторую – убедить

голосовать за него.

Отметим, что говоря о скромности политической рекламы, мы имели в виду

ее форму, а не содержание. Содержание определяется стратегией кампании, и в

ряде случаев оно как раз может быть нарочито агрессивным и вызывающим

(если, например, в качестве одной из стратегических идей используется

контрход). Весьма агрессивными по содержанию могут быть и материалы

контрпропаганды. Однако форма в любом случае должна быть достаточно

скромной. Если вы хотите довести до избирателей, что ваш конкурент приобрел

семь квартир на народные деньги, вряд ли стоит опубликовывать эту

информацию в форме многоцветного буклета, напечатанного на самой дорогой

бумаге. Черно-белые листовки, сделанные под «самиздат», произведут в этом

случае гораздо больший эффект.

1. Формирование и поддержка имиджа кандидата.

Под «имиджем» (точнее, «личным имиджем») кандидата мы условимся

понимать его внешний вид, манеру держаться и говорить и т.д. В этом смысле

имидж далеко не тождественен положительному образу. Главное отличие

состоит в объекте управления: при формировании имиджа таковым является

кандидат; при формировании образа – избиратели.

Если считать кандидата главным ресурсом избирательной кампании, то

постановка ему выигрышного имиджа, в сущности, направлена на то, чтобы этот

ресурс был использован максимально эффективно. Таким образом, важность

задачи формирования имиджа кандидата трудно переоценить. К сожалению,

успешных практических примеров решения этой задачи в истории российских

избирательных кампаний существует немного. Что, в общем-то, и не

удивительно: до настоящего времени отечественные избирательные технологии

развивались в основном по экстенсивному пути; в направлении использования

все большего числа достаточно простых и проверенных тактических приемов. К

сегодняшнему дню экстенсивный путь во многом исчерпан. Отработка имиджа

кандидата является одним из главных направлений интенсификации

избирательной кампании. И если до сих пор интенсификация и не была особо

востребована, то по мере общего повышения уровня использования

избирательных технологий ее значение будет неуклонно возрастать.

В сущности, в формировании имиджа нет ничего особо загадочного и

непонятного (хотя некоторые избирательные технологи и журналисты упорно

пытаются убедить широкую публику в обратном). Если рассматривать

избирательную кампанию как своеобразный спектакль, то сформировать имидж

кандидата – это значит так подготовить актера, предназначенного на

главную роль, чтобы роль была сыграна с блеском. Другая сторона проблемы:

если актер не очень опытен (именно как актер), и нет времени, чтобы

подготовить его достаточно хорошо – тогда придется вносить коррективы в

постановку: сводить к минимуму появление главного персонажа на публике; или

вообще попытаться оставить его за кулисами. Теоретически можно поставить

прекрасную пьесу (т.е. выиграть кампанию) даже и с такими ограничениями; но

придется здорово потрудиться. Особенно если главные актеры конкурирующих

спектаклей обладают отсутствующим у вас сценическим опытом.

2. Фирменный стиль и основные агитационные материалы.

В данной части речь пойдет о разработке продукции, которая в ходе

избирательной кампании тиражируется в массовом порядке.

Разработка фирменного стиля избирательной кампании является

задачей, которая по своему характеру наиболее близка к обычной коммерческой

рекламе. Проведение кампании в едином фирменном стиле играет значительную

роль при формировании положительного образа кандидата и резко

интенсифицирует его внедрение в сознание избирателей. Особенно важен

фирменный стиль в кампаниях, где кандидату необходимо решить проблему

узнаваемости.

Полномасштабный фирменный стиль кампании включает:

- слоган (основной лозунг) избирательной кампании;

- эмблему и логотип кампании;

- цветовую гамму агитационных материалов;

- музыкальную фразу и (или) музыкальное произведение, сопровождающие

кампанию.

Главным элементом фирменного стиля, необходимым практически в любой

кампании, является слоган.

Хороший слоган должен в нескольких ярких, запоминающихся словах

высвечивать положительный образ кандидата. В ходе агитации он играет роль

своего рода «информационного гвоздя». Внедрить в сознание избирателей

слоган, как правило, гораздо легче, чем любую другую информацию

избирательной кампании. Когда такое внедрение состоялось, вся остальная

агитационная информация (и прежде всего фамилия кандидата) будет

восприниматься, идентифицироваться и запоминаться благодаря слогану.

Страницы: 1, 2


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ