Рефераты

Природа раннего социального сиротства и его профилактика

Природа раннего социального сиротства и его профилактика

Московский государственный социальный

университет

Факультет социальной педагогики и психологии

Курсовая работа по теме:

«Природа раннего социального сиротства и его профилактика».

| |Автор: |

| |Студентка 3 курса, д/о |

| |1 группы |

| |Казили Ж.А. |

| |Научный руководитель: |

| |Романова А.В. |

Москва 2005

Содержание:

Введение

Принципы раннего социального сиротства

Социальные корни отказов от материнства

Результаты социологического обследования отказниц

Результаты психологического обследования отказниц

Роль семейного фактора

Возраст матери (специальные проблемы юных матерей)

Профилактика раннего социального сиротства

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Острый социальный кризис, охвативший нашу страну, отразился не только

на материальном благополучии, но и на нравственном здоровье семьи. Семья -

эта главная и естественная система социальной и биологической защиты

ребенка - оказалась в кризисной ситуации. Впервые со времен войны

смертность превысила рождаемость, распадается каждый третий брак, из сотен

тысяч детей-сирот, находящихся на попечении государства, около 95% - это

сироты при живых родителях. Пришлось даже изобрести новый термин

-"социальное сиротство". К сожалению, в стране отсутствуют сведения о

распространенности этого страшного явления. Отсутствие государственной

статистики приводит к тому, что называются цифры от 200 тысяч до полутора

миллионов. Не ясна структура социального сиротства. Не известно, сколько

детей остается в родильных домах? Сколько "невостребованных" детей остается

в больницах? Сколько младенцев подкинуто матерями в общественных местах?

Сколько детей потеряли родителей в результате лишения последних их

родительских прав?

Драматична судьба, детей, выросших в интернатах. Жизнь без семьи в

условиях длительной социальной изоляции, в ограниченном, замкнутом

коллективе сужает возможности формирования личности, способствует угасанию

мотивации к нравственному и интеллектуальному совершенствованию. Особенно

катастрофична судьба младенцев, оставшихся без Матери сразу после рождения

в результате отказа от них матерей, поскольку именно в первые дни и месяцы

жизни ребенку наиболее необходим постоянный эмоциональный и телесный

контакт с биологической матерью. Лишаясь его, новорожденный подвергается

риску искажения психического развития на всю жизнь. Оказываясь в изоляции,

без матери сразу после рождения, уже к полугоду ребенок заметно отстает в

развитии, а через год невосполнимо утрачивает должный потенциал

эмоциональности и интеллекта.

Многие годы все, что касалось этих вопросов, тщательно скрывалось.

Лишь в последние годы благодаря усилиям демократической общественности

достоянием гласности стали пугающие цифры. Оказалось, что около 1%

новорожденных остаются без попечения родителей уже в родильных домах

вследствие отказа от них матерей. Только за один 1991г. в родильных домах

Москвы осталось более 250 детей. Лишь небольшая часть отказов была связана

с тяжелым заболеванием или уродством младенца. К сожалению, вопросом о

причинах отказов матерей от своих детей никто не занимался ни теоретически,

ни практически. Казался самоочевидным ответ на вопрос, почему мать бросает

своего ребенка? В общественном сознании мать? оставляющая своего ребенка

без опеки, считается априорно греховной, морально разложившейся и

недостойной сочувствия и помощи. Недаром стереотипы бытового сознания

заставляли бывших депутатов Союзного парламента требовать создания закона,

который беспощадно карал бы таких матерей. А средства массовой информации,

соревнуясь в поисках "истины", всерьез обсуждали "предложения" некоторых

граждан о стерилизации таких женщин, об их направлении на принудительный

труд, об их публичном обозрении на работе, в школе, в институте.

Необходимость исследования истоков именно раннего социального

сиротства продиктована обеспокоенностью детских врачей катастрофическим

увеличением детей, брошенных матерями в первые дни жизни, сразу после

рождения, а также озабоченностью теми драматическими последствиями для

здоровья и судьбы, которое несет сверхранний отрыв ребенка от биологической

матери. Проблема социального сиротства очень актуальна в наше время, т.к. с

каждым днём всё больше матерей отказываются от своих детей.

Цель - изучение причины отказа матерей от своих детей и способы

решения проблемы социального сиротства.

Объектом является социальное сиротство.

Предметом изучения является причины появления социального

сиротства.

Задачи:

- теоретический анализ по проблеме возникновения раннего социального

сиротства

- рассмотрение методов профилактических работ социального сиротства

ПРИЧИНЫ РАННЕГО СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА

Отказ матери от своего новорожденного ребенка — распространенное, но

до настоящего времени мало изученное социально-психологическое явление.

Подобные действия родителей известны с давних времен. Они устойчиво

сохраняются в различных этно-культуральных сообществах и имеют отчетливые

аналоги в животном мире.

Стремительная урбанизация современного цивилизованного общества,

частые социальные потрясения, интенсивная миграция народонаселения во

многих странах сопровождаются ростом числа брошенных детей.

Проблемы сиротства стали обсуждаться очень давно в связи с

необходимостью социальной заботы о детях, оставшихся без попечения

родителей, детях-сиротах, о подкидышах, а также в связи с проблемами опеки,

усыновления, попечительства, общественного устройства судеб этих детей.

Первые литературные упоминания о сиротских приютах для брошенных детей

относятся к IV—V векам. В это время в центральной Европе церковью создаются

подобные центры. Начиная с ХП-го века многие европейские государства стали

принимать на себя заботу о брошенных детях. Сначала во Франции, позднее в

Великобритании были утверждены законы, регламентирующие минимальную заботу

о сиротах и брошенных детях, а также меры в отношении их родителей. Церковь

побуждала европейское общество открывать больницы, приюты для брошенных и

найденных детей. В 1729 году в США, а в 1734 в Италии были открыты дома для

«найденышей». После 1880 года многочисленные агентства социальной помощи

сиротам и брошенным семьям были открыты по всей Северной Америке [Брутман

В.И., 1994, с. 5].

Однако до настоящего времени остается малоизученной и непонятой

природа этой аномальной формы искаженного материнского поведения — отказа

женщины от своего ребенка: Повседневная практика работы с такими женщинами

и анализ даже немногочисленной литературы по данной проблеме указывают на

чрезвычайную сложность взаимодействия социальных, психологических и

патологических факторов, нарушающих формирование материнства — этой

важнейшей формы социального поведения женщины.

СОЦИАЛЬНЫЕ КОРНИ ОТКАЗОВ ОТ МАТЕРИНСТВА

Роль социальных факторов в формировании искажений материнского

поведения столь велика и очевидна, что многие исследователи

непосредственно сводят именно к ним всю спорную проблему причинности

социального сиротства.

Действительно, история показывает, что социальные потрясения во всем

мире и России, в частности, сопровождаются повсеместным ростом числа детей,

остающихся без попечения родителей.

Наследством многочисленных войн, эпидемий, голодных моров,

землетрясений становились тысячи и тысячи осиротевших детей. 20-й век

ознаменовался небывалым ростом числа сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей, в результате трех наиболее разрушительных за всю

историю человечества войн, а также того грандиозного террора, который

пережили народы России в 20-х—40-х годах.

К сожалению, за все годы существования Советской власти мы не имели

точного представления о распространенности этого явления, т. к. данный

показатель попросту отсутствовал (и сейчас отсутствует) в реестрах

государственной статистики.

Современная социальная и политическая ситуация в нашей стране

характеризуется высокой нестабильностью. Низкие доходы большинства семей,

спад производства, низкое качество товаров, дефицит даже предметов первой

необходимости, ухудшение качества питания. Стояние в очередях становится

обычным способом проведения досуга современной женщины. Политическая

ситуация во многих регионах страны очень напряжена. Москва стала центром

политической борьбы между различными общественными группировками.

Большинство молодых семей в стране остро нуждается в жилье. Жилищная

проблема становится особенно тягостной для женщины в период беременности и

в первые годы жизни ребенка. Молодые семьи с малым сроком совместной жизни

вынуждены жить с родителями одного из супругов, их братьями и сестрами в

малогабаритных или коммунальных квартирах. Большинство беременных с

тревогой думает о резком сокращении доходов семьи после рождения ребенка (в

среднем в два раза) в то время как необходимость расходов резко возрастает

на фоне галопирующей инфляции. Женщина может отдать ребенка в ясли, а сама

выйти на работу, однако известно, сколь низка профессиональная подготовка

воспитателей и сколь плохи условия содержания детей в группах. Поэтому

матери при малейшей материальной возможности стараются не отдавать ребенка

в ясли. В случае если она предпочтет сама ухаживать за своим ребенком, не

выходя на работу, то ни она, ни ребенок не получат никакой материальной

поддержки. Вся семья будет вынуждена жить на зарплату мужа. Это означает,

что доход на каждого члена молодой семьи будет меньше прожиточного

минимума. Беременные женщины в нашей стране сталкиваются с огромными

физическими нагрузками. Хотя законодательством и предусматривается перевод

беременных на более легкую работу, однако на практике руководство в этом не

заинтересовано, и часто профессиональные нагрузки остаются прежними. Все

эти социальные факторы, по результатам самых современных исследований,

значительно снижают качество готовности к материнству, приводят к тому, что

более чем для 30% женщин, вынашивающих беременность, последняя является

нежелательной и нежеланной со всеми вытекающими отсюда последствиями

[Смагина Л.И., 1999, с 9].

Таким образом, экономические, политические и социальные факторы

составляют достаточно неблагоприятный фон — «социальную ситуацию развития»

женщины в период беременности, которая порождает целый круг специфических

тревожных переживаний, дестабилизирующих личность женщины.

Большинство исследователей связывают рост отказов от материнства с

отрицательным влиянием глобальных цивилизационных процессов в мире, и, в

первую очередь, прогрессирующей урбанизации на традиционную семью, на

индивидуальное сознание и моральный облик женщины.

Для женщины в городе создается известный феномен «покрова социальной

анонимности». С этим связывают увеличение статистики разводов,

распространение алкоголизма и наркомании среди женщин.

На традиционную структуру семьи в определенной мере негативно влияет

характерное для современных городов укрепление государственных служб

социального обеспечения, которые отчасти берут на себя функции опеки, ранее

традиционно выполняемой родительской семьей.

Важную роль играют акселирационные процессы и изменение образа жизни

современной молодежи, «сексуальная революция», снижение возраста начала

половой жизни, которые происходят на фоне более терпимого отношения

общества к добрачным половым связям и их последствиям, приводящим к

возрастанию из года в год числа подростковых беременностей.

Определенное значение имеет повышенное стремление современных женщин к

социальной независимости, в чем не последнюю роль играет растущее влияние

феминистских движений в развитых цивилизациях.

Одним из важнейших комплексов в структуре социокультуральных факторов,

влияющих на формирование семейных отношений и на материнское поведения в

частности, является комплекс культурно-национальных и религиозных традиций

общества. Вместе с тем эта область отношений остается малоизученной и

потому представляется противоречивой. Так известно, что в этносах с сильным

влиянием религиозного фундаментализма (большинство страны ислама,

ортодоксальные иудейские общины израиля) даже в социально не защищенных

слоях общества «отказничество», как явление, вообще не известно. В то же

самое время в таких странах как Франция, Италия, где сильны традиции

католицизма, отличается известный рост числа отказных детей.

Напротив, в ряде Скандинавских стран с низкой религиозностью населения эти

цифры чрезвычайно малы, а в России -стране почти полового атеизма -

«отказничество» принимает характер эпидемии.

Хорошо известно, Что современная мораль и религия расценивают как

безусловное зло и грех отвержение матерью своего ребенка, а в общественном

сознании устойчиво сохраняется представление об априорной греховности и

аморальности матери, оставившей младенца без попечения. Не даром депутаты

бывшего Союзного парламента всерьез обсуждали закон об уголовном наказании

этих женщин, а из писем в многочисленные редакции и заинтересованные

министерства до сих пор поступают разгневанные письма с призывами к

стерилизации, к публичным формам демонстрации таких матерей.

Все это безусловно подчеркивает значение общей социальной ситуации, в

которой живет женщина, значение среды, формирующей личность женщины на всех

этапах подготовки к материнству.

РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

ОТКАЗНИЦ

Проблемы отказниц - это прежде всего не проблемы сегодняшнего дня, а

во многом, наследство от неблагополучия предыдущих поколений и забвение

насущных нужд людей и прежде всего детей. Об этом наглядно свидетельствуют

результаты нашего исследования в той части, которая касается сведений о

детских годах отказниц. Истоки инфантильности и других признаков

психологического неблагополучия во многом можно увидеть в обстоятельствах

их детства. Обратимся к фактам.

Имеющиеся данные об отказницах распадаются на две неравные группы.

Большую часть составляют молодые девушки в возрасте от 16 до 19 лет (60%).

Как правило они не замужем, многие живут с родителями (с матерью 45% с

отцом 15%). Некоторые, кроме того с братьями или сеет рами. Понятно, что

при таких условиях мнение родителей о судьбе только что родившегося ребенка

имеет важнейшее часто решающее значение. Это значение может проявлять и в

тех случаях, когда отношения с родителями хороши (35%) и тогда, когда

плохие (15%). Меньшую часть составляют женщины зрелого возраста, в том

числе старшей возрастной группы (свыше 30 лет) (15%).

Намного чаще, чем в среднем по населению (хотя ны пешнее поколение в

этом отношении превосходит все преды дущис) паши отказницы воспитывались в

неполной семье. Обоими родителями до 14 лет воспитывались только 2/3 он

решенных. Кроме того 8% росли с отцом и мачехой и такс же число с матерью и

отчимом. Отметим, что такую формально полноценную семью нельзя

считать вполне благополучной. Характерно, что никто из наших

респонденток н назвал мачеху или отчима в числе лиц, к которым они

испытывали теплые чувства или кто пользовался у них уважением или

авторитетом. Но и те кто рос с родным отцом: матерью часто находились в

психологически травмирующей неблагополучной среде. Только в 1/3 таких

родных семей от ношения между родителями были хорошими. Те дети, которые

вообще не имели родителей, естественно, в большинстве случаев не были

благополучными.

Прежде всего, у большинства опрошенных нами отказниц не было образца

нормальных семейных отношений, которые могли бы в последствии вызвать

желание создать хорошую семью. В большинстве семей детей "воспитывали" в

грубости криком, а часто побоями, таких семей по нашим данным 58%, при этом

били детей 1% отцов и 13% матерей. Отметим, что этот "стиль" передается и

детям и примерно такая же доля респонденток считает сейчас, что детей

следует бить. Характерно также, что образовательный уровень родительских

семей был низким. Полное среднее образование или более высокое имели только

50% матерей, у остальных было более низкое образование. 18% долгое время не

работали, 6% злоупотребляли алкоголем (в популяции около 2%). Около трети

тех, кто рос с матерью, отмечают плохие отношения с ней. При этом, близкие

и откровенные отношения с ней были также у одной трети. Но если учесть, что

многие респондентки росли вообще без матери можно сделать вывод о большом

дефиците материнского влияния.

Ситуация с отцом еще хуже. Прежде всего, как уже отмечалось, многие

росли вообще без отца. Развод родителей пришлось пережить в детстве до 12

лет 18% женщин. Можно себе представить какие переживания выпали на долю

этих детей. В сохранившихся семьях обстановка тоже была далеко не всегда

благополучной и 23% оценивают свои отношения с отцами как плохие, а иногда

очень плохие. Одна из 4-х женщин, воспитывавшихся в полной семье, отмечает

близкие и откровенные отношения с отцом, 53% оценивают их как не очень

хорошие, но и не плохие. Образование отцов также не было слишком высоким:

не имел среднего образования каждый 3-й. Сильно злоупотребляли алкоголем

38% (в популяции около 5%), а случалось выпить лишнего 03%.

Не слишком хорошими были и материальные условия семьи, в которых

воспитывались наши отказницы. Большинства (75%) были, по их словам, "сыты и

одеты, хотя не имели ничего сверх этого", но 6% их семей едва хватало на

еду. Среди опрошенных не оказалось ни одной семьи, материальный уровень

которой был бы хотя бы несколько выше среднего уровня. Более трети семей

были обеспечены ниже среднего уровня. Свой жилищные условия большинство

респонденток считает средними. Плохими их назвали 6% опрошенных, хорошими

считают 11 % При этом, 11% жили в коммунальной квартире и 30% не имели

своего места (угла, комнаты) для учебы и игры. В половине семей случались

драки, скандалы. В целом же, свое детство, несмотря на все трудности,

оценивают как счастливое почти 80% опрошенных и только около 20% жалуются

на несчастливость. По-видимому субъективное восприятие детства не всегда

связано с объективными показателями.

В силу молодости, по еще более в силу личностных особенностей,

образование наших респонденток не слишком велико. Около половины их

окончили ПТУ, а среднее общее или техникум удалось окончить также почти

половине, но 11% не смогли вытянуть больше 4-х классов. Продолжают учебу

только 6%, 18% работают, остальные не работают но разным поводам (ищут

работу, жалуются на здоровье), а 12% откровенно заявляют, что и не

собираются работать. Большинство не имеют никакой определенной профессии

или специальности.

Среди опрошенных отказниц, родивших в Московском родильном доме

довольно много приезжих (25%), 20% попали в роддом вскоре после приезда.

При этом некоторые откровенно говорят, что приехали в Москву на роды,

поскольку больше доверяют Московскому роддому, или - еще чаще - "в Москве

есть возможность отказаться от ребенка и об этом никто не узнает из родных

или близких". Другая причина приезда в Москву - распространенная среди всех

мигрантов: и Москве легче и интересней жить, устроиться па работу или

учебу.

Среди отказниц большинство никогда не было в браке - 60%, замужем -

10%; 20% живут в незарегистрированном браке и 10% разведено. 35% живут без

родственников, 15% проживает с мужем. Никто не живет с родителями мужа: с

матерью или отчимом, что лишний раз свидетельствует об отсутствии

родственных отношений с не родными родителями. При этом доля живущих вместе

с матерью довольно большая - - 45%. В старшей группе женщин имеются дети от

мужа, у молодых детей нет. Для молодых очень важно отношение родителей к

новорожденному. Большинство их матерей (60%) не хочет заниматься ребенком.

Среди мотивов отказа от ребенка значительный вес имеют мнение

родителей: "я не могу прийти к родителям с ребенком, не имеющим отца".

Значительную роль играет, но видимому и зависимость от родителей, особенно

от матери, большинство которых оказывают дочерям материальную помощь,

помогают в домашних делах, но не хочет, чтобы у дочери был ребенок. Другая

группа мотивов отказа, выдвигаемых опрошенными, относится к их

материальному положению. Около половины их находятся на иждивении у

родственников, для многих из них существенна также помощь родителей,

родственников и друзей. Только 15% считают основным средством своего

существования заработную плату на постоянном месте работы. Подрабатывают,

когда есть возможность и перепродают вещи и продукты 5%. При этом, 45%

считают, что хотя они не голодают, но совершенно не имеют денег на одежду,

15%- что им не хватает денег вообще и 25% хотели бы иметь дополнительные

доходы на развлечения и дорогие вещи. 55% отказниц считают свое

материальное положение ниже среднего уровня в стране и никто не оценивает

его выше среднего, а средний уровень: как известно, таков, что позволяет не

голодать, но ничего сверх этого. В такой ситуации появление ребенка

неизбежно приведет к уровню жизни много ниже среднего. Естественно, что

мотив материальной необеспеченности играет значительную роль в числе других

мотивов. На него ссылается 50% опрошенных.

При более детальной оценке своего материального положения 10% отказниц

заявили, что не удовлетворены как они питаются, 30% как одеваются, 40%

жильем, 55% работой и учебой, 25% возможностями для воспитания и

образования детей. Эти представления о своем материальном положении у

многих совпадают с представлением о себе и своем положении в обществе.

Недовольные собой 60% и 25% считают, что общество к ним несправедливо. 20%

не удовлетворены отношениями с людьми, живущими и работающими рядом с ними.

Особенно же обращает на себя внимание общая оценка того, как складывается

жизнь в целом. Неудовлетворенность по этому пункту составляет 75%. Однако,

можно предположить, что неудовлетворительные материальные условия являются

только одной из составляющих общего комплекса причин, побуждающих

отказаться от ребенка. Обратимся поэтому к ответам отказниц,

характеризующим их ценностные ориентации. Каково, например, их отношение к

оптимальным условиям работы? Является ли работа для наших респонденток

необходимой частью их жизни или только неизбежным злом? Наиболее частым

ответом бывает такой: "Надо работать в меру и зарабатывать столько, чтобы

обеспечить себя всем необходимым" (35%). Другая часть опрошенных считает,

что надо работать и много зарабатывать, чтобы покупать все, что захочется.

10% хотели бы но возможности вообще не работать, а 5% - иметь такую работу,

чтобы она не была очень утомительна, но оплачивалась очень хорошо.

Несколько особняком стоят ответы 10% женщин, считающих, что можно не

гнаться за большим заработком, если работа соответствует их склонностям и

интересам. В этой формулировке не совсем ясно, что важнее - большой

заработок или склонности или интересы. Означает ли это утверждение

оправдание нежелания работать, поскольку она "не соответствует склонностям

и интересам", или действительное желание предпочесть содержание работы ее

материальному вознаграждению? Независимо от реального значения последнего

утверждения, оно согласуется с выборами наиболее важных жизненных целей.

Иметь интересную работу, позволяющую проявить способности, хотят 20%

опрошенных и повысить образование 10%.

Таким образом, некоторая часть опрошенных последовательно декларирует

одобряемые обществом интеллектуальные ценности. Но большинство ответов

совпадает с ранее высказанными представлениями о жизни. Среди них ценность

"работа" играет небольшую роль. Обращает на себя внимание что у женщин,

отказывающихся от новорожденных детей обрекающих их па сомнительное будущее

в доме ребенка, паи более важное место занимают такие желания как

счастливое супружество, семейная жизнь - 40%, воспитание хороших детей и

обеспечение их будущего - 25%. Меньшее место, хотя и довольно значительное

у группы ценностных ориентации, означающих гедонистское, потребительское

отношении к жизни. Так, хотели бы "иметь много денег, чтобы позволить себе

все лучшее, что есть в жизни", - 15%, "иметь много друзей и знакомых" -

20%. Сюда же примыкают также пожелания как "развлечения, возможность весело

проводить время" - 5%.

Для некоторых, у кого сейчас острая житейская ситуация, самым важным

кажется иметь хорошее и удобное жилище 10%, или хорошее здоровье - 20%.

Некоторое количество ориентации так сказать морального порядка не

составляют большинства пожеланий. Быть хорошим, порядочным человеком 15%,

обладать чувством собственного достоинства и самоуважения 5%, уважение со

стороны окружающих -5%. По результатам наших прошлых исследований

высказывание такого рода ориентации обычно свидетельствует о том, что

респондент ощущает дефицит именно этих качеств. В данном случае они

являются "болевыми точками" у меньшинства респондентов. Скорее мы можем

наблюдать определенные проявления эйфории или пренебрежения к общественному

мнению. В частности, большинство респондентов считает свои отношения с

окружающими вполне хорошими 55%' и "в общем удается ладить" ~ 25%.

Проявления антагонизма значительно более редки «меня часто не понимают»

15%, "меня часто обижают" -5%, "мне нет дела до других людей" - 5%.

Для оценки отношений с окружающими наших отказниц определенное

значение имеют сведения об их друзьях. 30% из них не имеют близких друзей,

25% не доверяют своим друзьям настолько, что те ничего не знают о ребенке.

10% друзей относятся к проблеме безразлично, а 20%, наоборот, считают, что

нельзя отказываться от ребенка, что, по-видимому, не имеют такого большого

значения. При этом ни у кого из друзей не появилось намерения помочь в

воспитании ребенка.

Для этого исследования одни из наиболее важных вопросов -выяснение

обстоятельств при которых женщина отказывается от ребенка. Среди наших

респонденток очень немного таких, кто принципиально не хотел бы иметь

детей. Считают, что в современной семье дети не нужны только 0,5%

опрошенных, а для себя лично бездетность планируют 1%. 50% собираются иметь

одного ребенка, двоих 10%, а троих - 20%. Эти цифры принципиально не

расходятся мнениями большинства населения, у которого также преобладает

предпочтение 1-2-х детной семьи. Многие из них -20% хотели бы в ближайшем

будущем вступить в брак и 10% - иметь спутника жизни, не регистрируя

официально семейные отношения. 10% не собираются иметь близкие отношения с

мужчинами, 5% демонстрируют свое пренебрежение к общественному мнению,

заявляя, что собираются поддерживать более или менее продолжительные

знакомства без серьезных Намерений. Каждая четвертая отказница

.затрудняется сформулировать как бы она хотела устроить свою личную жизнь.

Из тех, кто хочет выйти замуж, большинство мечтает о взаимопонимании в

браке. Для 10% важно обрести отца для ребенка, по 5% получили такие выборы

как рождение детей, любовь, 1% выборов получило материальное благополучие.

При преобладании общепринятых ориентации на семью и детей почему

опрошенные женщины решаются отказаться от новорожденных? Наиболее частые

ссылки на материальные условия (нет жилья, денег и так далее), они

составляют 50%. За ним следуют ссылки на возраст и на то, что бросил отец

ребенка (по 20%). Определенное значение имеет осуждение родителей - 25% и

советы друзей Не обременять себя ребенком - 10%. Определенную группу

мотивов составляет желание устроить свою личную жизнь, которой может

помешать ребенок, в будущем, "ребенок помешает мне жить так! как я хочу"

15% и "ребенок помешает устроить личную жизнь" -1%. Некоторая доля женщин

принципиально не желающих детей -15% совпадает с долен тех, кто считает,

что семье вообще не нужны дети: «Я вообще не люблю детей» [Брутман В.И.,

1994, с 48].

В целом, материалы социологического опроса женщин отказывающихся от

новорожденных, указывают на две группы мотивов. Одна из них, более

многочисленная, - это труд пая житейская ситуация (отсутствие денег, жилья,

неприятие родителей, категорический отказ мужа от ребенка). Таких случаях

особенно необходима консультация юриста психолога. Если говорить об

общегосударственном уровне то проблема касается не только отказниц, но и

большинство женщин, имеющих маленьких детей, так как в настоящее время они

являются самой незащищенной и в тоже время самой нуждающейся в защите

группой населения. Друга? группа с явными психологическими дефектами,

нуждается в психологической и психиатрической помощи. Следует, однако,

отметить, что водораздел между этими двумя группами не резкий. Можно

выделить также женщин, родивших детей с врожденными дефектами, что часто

является следствием; нежелания иметь ребенка во время беременности.

Предотвращение такого рода случаев должно быть в центре внимания

гинекологов и социальных работников, начиная с ранних сроков беременности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

ОТКАЗНИЦ

Как уже отмечалось, проведенные ранее психологические исследования

женщин, бросающих своих детей, обнаруживали у них эмоциональную и

психологическую незрелость, аффективную неустойчивость и эгоцентризм. С

этого времени очень мало прибавилось в наших знаниях о психологическом

портрете "отказницы". Считается, что такое поведение женщины бывает связано

с особым воспитанием в условиях эмоциональной депривации и что также

женщины обладают повышенной толерантностью к свободному проявлению агрессии

а социально-экономические стрессы на фоне личностной ослабленное - часто

только необходимое и достаточное условие для проявления агрессии по

отношению к ребенку. Большая часть таких исследований была сделана в

психоаналитической традиции, вследствие чего многие исследователи,

направлениям, не приемлют или относятся скептически к полученным

результатам, в первую очередь к объяснительным схемам. Поэтому одной из

целей нашего исследования является изучение данного феномена с точки зрения

методологии отечественной психологической пауки и выявление предикторов

риска девиантного материнского поведения. Другой целью является получение

научно обоснованных данных для разработки адекватных, индивидуально

дифференцированных программ психотерапевтического, социального и социально-

педагогического воздействия на отказных матерей и беременных из групп

риска.

Наши психологические исследования, проведенное по разработанной нами

программе, показывают, что среди отказниц с высокой частотой встречаются

эмоционально незрелые личности, которых отличает эгоцентризм, зависимость,

аффективная несдержанность, низкая толерантность к стрессам,

амбивалентность установок на материнство. Они ощущают чувство пустоты

вокруг себя, своей изолированности. Их отличает неспособность

контролировать свои влечения, импульсы. Это делает их чрезмерно зависимым

от влияния социального окружения. Многие испытуемые обнаруживают

обостренную потребность в привязанности, "принятии", в позитивном отношении

к себе. На этот факт надо обратить особое внимание врачей, психологов,

педагогов и социальных работников, имеющих дело с этим контингентом

непосредственно после родов.

Психологическое интервью позволило нам узнать, что принятие решения

отказаться от новорожденного у этих женщин возникает, как правило, задолго

до рождения ребенка. В это время женщины обычно переживают тяжелой

психологический кризис, имеющий в разных случаях разное содержание. Однако,

общим для всех является борьба мотивов - когда инстинктивному стремлению

женщины к материнству и давлению общественной морали противодействует

неверие в своп силы и возможности. Это может быть связано с реальной пли

мнимой физической или моральной несостоятельностью, с ощущением

неспособности и нежеланием преодолевать жизненные трудности, отсутствием

элементарных материальных условий, а также с ощущением утраты (или угрозы

утраты) социальной поддержки в связи с распадом семьи, со смертью и

болезнью близких, высоки ми социальными притязаниями, со страхом вернуться

в род пой дом с "незаконнорожденным ребенком и пр. Решающим здесь является

ощущение, что рождение ребенка может стать угрозой для реализации

собственных социальных устремлений, или, напротив, ощущение, что мать сама

(а через нее и все ее окружение) является угрозой для благополучия и даже

жизни собственного ребенка. Примером первой -эгоистической мотивации -

может служить случай, когда молодая женщина, студентка института,

отказалась от вне брачного ребенка по причине невозможности закончить

институт и стать экономистом без поддержки родственников живущих в другом

городе. Примером иной, условно альтруистической, мотивации отказа является

Наблюдение, в которой юная узбечка беженка из Таджикистана, выходец и:

традиционного мусульманского клана, на сносях приехал, рожать в Москву в

тяжелой депрессии, без средств к существованию, скрываясь от гнева семьи.

После рождения ребенка она просила обязательно дать ей адрес больницы куда

был переведен ее недоношенный ребенок, в надежде не потерять ребенка,

проследить за его судьбой, чем-то помочь ему.

Автор данной курсовой считает, что какая бы ни была причина,

побуждающая женщину принять решение отказаться от новорожденного ребенка,

данный поступок является результатом и особой формой разрешения серьезного

психологического конфликта за счет подавления одного из сильнейших

природных инстинктов -инстинкта материнства. Это уже само по себе

свидетельствует о силе деструктивных факторов, препятствующих его

реализации, а также о качестве психологической защиты и структуры ее

эмоциональной сферы. Поэтому, вступая в контакт с "отказницей",

исследователь должен видеть перед собой страдающую, испытывающую чувство

вины женщину, женщину, переживающую тяжелую психическую травму, независимо

от конкретных внешних форм ее поведения.

Принятие решения оставить своего ребенка у многих жен-шин

Страницы: 1, 2


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ