Рефераты

Природа способностей

Природа способностей

Способности

В самом общем виде способности - это индивидуально-психологические

особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и

легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям,

умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их

быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.

Успешность в деятельности и общении определяется не одной, а системой

различных способностей, при этом они могут взаимокомпенсироваться.

Существует целый ряд классификаций способностей. Воспроизведем одну из

них, наиболее значимую:

1) Природные (или естественные) способности в основе своей биологически

обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе,

при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа

условно-рефлекторных связей);

2) Специфические человеческие способности, имеющие общественно-

историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной

среде (общие и специальные высшие интеллектуальные способности, в основе

которых лежит пользование речью, логикой, теоретические и практические,

учебные и творческие). Специфические человеческие способности в свою

очередь подразделяются на:

общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах

деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь,

точность и тонкость движений рук и т. д.), и специальные, определяющие

успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы

особого рода задатки и их развитие (способности математические,

технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие,

спортивные и т. д.). Эти способности, как правило, могут дополнять и

обогащать друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру;

теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-

логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к

конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно

лишь разносторонне одаренным людям;

учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия,

усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности,

и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной

и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений.

Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а

высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении)

— талантом;

способности к общению, взаимодействию с людьми, а именно, речь человека

как средство общения, способности восприятия и оценки людей, социально-

психологической приспособляемости к различной обстановке, вхождения в

контакт с различными людьми, расположения их к себе и т. д., и

предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с

природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.

Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения,

обладает общей одаренностью, то есть единством общих способностей,

обусловливающим диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и

своеобразие деятельности и общения.

Способности и индивидуальные различия людей

У человека есть два вида задатков: врожденные и приобретенные. Первые

иногда называют природными, а вторые социальными. Всякие способности в

процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая

способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень,

необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне.

Этот последний по отношению к более высокому уровню развития выступает в

виде своеобразного задатка. Например, для того чтобы хорошо усвоить высшую

математику, надо обязательно знать элементарную, и эти знания по отношению

к высшим математическим способностям выступают в качестве задатка. Знание

задатков важно потому, что они обусловливают некоторые индивидуальные

особенности процесса формирования способностей, его конечного результата.

Зависимость развития способностей от задатков, их своеобразное сочетание у

одних и тех же людей изучает психология индивидуальных различии. Откуда

берутся индивидуальные психологические различия людей? Как они возникают?

Один из ответов на данные вопросы предлагает А. Анастази: «Индивидуальные

различия порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между

наследственностью индивида и его средой... Наследственность допускает очень

широкие границы поведения. Внутри же этих границ результат процесса

развития зависит от его внешней среды».

Человек с рождения обладает многими такими свойствами, которые впоследствии

сказываются на его индивидуальности, могут облегчать или затруднять

формирование у него других личностных свойств.

Проведенные исследования и полученные в них результаты позволяют считать

влияние среды на психическое и поведенческое развитие индивида более

сильным, чем воздействие его наследственности.

При исследованиях, касающихся связи свойств нервной системы человека с

решением задач (мышлением), В. М. Русалов пришел к выводу о том, что лишь

формально-динамические характеристики психической активности человека

детерминируются преимущественно (но тоже не исключительно!) биологическими

факторами.

Таким образом, свойства нервной системы не предопределяют психические

качества и формы поведения человека, и их поэтому нельзя рассматривать как

задатки к развитию способностей. Вместе с тем, как писал Б. М. Теплов, они

«образуют почву, на которой легче формируются одни формы поведения, труднее

— другие».

Поскольку основные свойства нервной системы человека довольно устойчивы, то

практическая задача их изучения в связи с проблемой индивидуальных различий

заключается не в поиске их изменения, а в нахождении наилучшего для каждого

типа нервной системы пути и метода обучения людей с данным типом нервной

системы.

Развивая в этом плане идеи Б. М. Теплова, В. Д. Небылицын высказал мысль о

том, что особое сочетание основных свойств нервной системы, т.е. каждый ее

тип, имеет свои достоинства и недостатки. В условиях, например, монотонной

работы лучшие результаты показывают люди со слабым типом нервной системы, а

при переходе к работе, связанной с большими и неожиданными нагрузками,

напротив, люди с сильной нервной системой.

Имеющийся у человека комплекс индивидуально-типологических свойств его

нервной системы в первую очередь определяет темперамент, от которого далее

зависит индивидуальный стиль деятельности.

В результатах исследований, которые были направлены на выявление

наследственной обусловленности интеллекта, много противоречивого. В одних

случаях связь интеллектуальных способностей с наследственностью

обнаруживается, в других — нет.

Таким образом, психологических свойств, которые с уверенностью можно было

бы считать наследственно обусловленными, не так уж много. Среди

характеристик, которые имеют явную генотипическую предпосылку, находится,

например, темп работы человека, от которого в свою очередь зависит

темперамент. Особенно большое влияние генотипа обнаруживается при изучении

некоторых физиологических показателей, к примеру, электроэнцефалограммы.

Однако — и это очень важный факт — ни одно из известных свойств нервной

системы не является исключительно зависимым от генотипа, поскольку на него

самого в определенной степени оказывает влияние среда.

Приведенные данные позволяют сделать вполне определенный вывод об

отсутствии выраженной биологической и о наличии отчетливой социальной

обусловленности задатков, в данном случае основных свойств нервной системы

человека, но не снимают другой важный вопрос и предполагают его специальное

обсуждение. Это вопрос о генотипической обусловленности межполовых

психологических и поведенческих различий. Бытует мнение, что они в

значительной степени обусловлены именно генотипом, половой биологической

принадлежностью человека.

Что касается личностных черт, то каких-либо заметных различий у детей

разного пола в дошкольном возрасте не наблюдается. Межполовые различия на

ранних стадиях онтогенеза проявляются только в связи с одной чертой —

внешней агрессивностью поведения. У мальчиков она более выражена, чем у

девочек, начиная с двух-, трехлетнего возраста. Однако это, скорее,

является результатом межполовых различий в практике воспитания, чем

следствием биологических факторов.

Таким образом, генотипическая обусловленность поведения и психологии людей

не подтверждается и в отношении межполовых различий. Они напрямую зависят

от обучения и воспитания, которые в условиях большинства существующих на

Земле культур с самого рождения ребенка и в течение всего его детства

являются совершенно различными, причем настолько, что скорее должно у нас

вызывать удивление то общее, что есть в психологии и поведении мужчин и

женщин, а не их различия.

С возрастом, однако, в силу влияния жизненного опыта и профессиональной

деятельности некоторые межполовые различия могут возрастать. Данные

проведенных исследований показывают, что в среднем взрослые мужчины,

занятые физическими видами труда, могут превосходить женщин по координации

движений, ориентации в пространстве, пониманию механических технических

соединений, математическим рассуждениям. Женщины в свою очередь могут

опережать мужчин в отношении ловкости рук, скорости восприятия, счета,

памяти, беглости речи и других способностей, включающих владение речью.

Примечательным является и такой факт. Житейский опыт предполагает, что

занятия женщин традиционно мужскими, а мужчин женскими видами

профессионального труда будто бы формируют у них психологические

особенности, характерные для людей противоположного пола, то есть ведут к

маскулинизации женщин и феминизации мужчин. Такое предположение

подтверждается фактами лишь частично. Действительно, виды деятельности,

традиционно свойственные людям противоположного пола, способствуют

формированию и развитию черт, связанных с данными видами деятельности, но

это на самом деле профессионально обусловленные черты, а не те, которые

можно было бы считать связанными с полом. На изменение же собственно поло-

ролевых форм поведения такие занятия, как выяснилось, не особенно влияют.

Исследования, проведенные в специальных, строго контролируемых

экспериментальных условиях, дают основание для вывода о том, что социально-

культурные факторы, связанные с развитием способностей, оказывают на них

гораздо более сильное влияние, чем биологические. Средние различия между

группами людей, выросшими в разных культурах, чаще всего намного больше

тех, которые имеются между людьми разного пола.

Заключение

Таким образом, индивидуальные (индивидуально-психологические) различия —

это особенности психических явлений (процессов, состояний и свойств),

отличающих людей друг от друга. Индивидуальные различия, природной

предпосылкой которых выступают особенности нервной системы, мозга,

создаются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и общении, под

влиянием воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с

окружающим миром в самом широком значении этого слова. Индивидуальные

различия являются предметом изучения дифференциальной психологии.

Список литературы:

Р. С. Немов, «Психология и педагогика».

А. Анастази «Дифференциальная психология».

Б. М. Теплов «Способности и одарённость».


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ