Проблема эмоциональных состояний в психологии
которая состоит в сообщении организму, опасно или нет то или иное
воздействие, желательно ли оно или от него надо избавиться. «Чувство
удовольствия влечет за собой повышение жизнедеятельности и движения,
направленные на сохранение и усиление приятного впечатления, а
неудовольствие и страдание, обратно, понижают жизнедеятельность и вызывают
движения оттягивания, обороны, самозащиты», — писал Н. Н. Ланге (1996, с.
268). Наличие эмоционального тона ощущений дает организму при встрече с
незнакомым объектом возможность сразу принимать хотя и предварительное, но
зато быстрое решение вместо сопоставления нового объекта с бесчисленными
типами других известных объектов. Как пишет П. К. Анохин, благодаря
эмоциональному тону «...организм оказывается чрезвычайно выгодно
приспособленным к окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя
форму, тип, механизм и другие параметры тех или иных воздействий, может со
спасительной быстротой отреагировать на них с помощью определенного
качества эмоционального состояния, сведя их, так сказать, к общему
биологическому знаменателю: полезно или вредно для него данное воздействие»
(1964, с. 341).
Сравнительные характеристики ощущения и эмоционального тона (По Н. Н.
Ланге)
| | |
|Ощущение |Эмоциональный тон |
|Нейтрально, безразлично |Эмоционально окрашен: |
| |приятно— неприятно |
|Зависит от строения |Однороден, независим от |
|периферического органа |строения органа ощущения |
|ощущения | |
|Имеет объективный характер |Имеет субъективный характер: |
|(сладкое для любого |то, что одному приятно, |
|человека сладкое) |другому противно |
|Является первичным и |Не возникает самостоятельно, |
|самостоятельным феноменом |а в его основе лежит |
| |ощущение, представление, |
| |вспоминание |
|Становится отчетливее и |Присуща неясность и |
|яснее, когда на него |расплывчатость, |
|обращают внимание |а при обращении на него |
| |внимания делается не яснее, а|
| |слабее и даже совсем исчезает|
| | |
Правда, как отмечает П. В. Симонов (1966), это приспособительное значение
эмоционального тона нельзя преувеличивать. Вкусовые свойства некоторых
вредных веществ могут вызывать ощущение удовольствия, а неприятный на вид и
вкус продукт может быть полезным для организма. Но это лишь исключение из
правила, согласно которому эмоциональный тон аккумулирует в себе наиболее
общие и часто встречающиеся признаки полезных и вредных факторов, устойчиво
сохранявшиеся на протяжении миллионов лет естественного отбора и ставшие,
по выражению П. К. Анохина (1964), «пеленгами».
В. Витвицки показал, что наиболее сильное переживание приятного или
неприятного появляется не при первой, а при повторной встрече с
эмоциональным раздражителем. Очевидно, не всякий контактный раздражитель
способен «с ходу» вызывать отчетливый эмоциональный тон ощущений,
определяющий полезность или вредность его организму. «Вызревание»
эмоционального тона ощущений происходит постепенно.
С другой стороны, этот же автор обнаружил явление адаптации к
эмоциональным раздражителям. Длительное действие раздражителя приятного
характера приводит к снижению, притуплению ощущения приятного. Если же
раздражитель сменить или временно прервать его действие, ощущение приятного
возникает с прежней силой. Происходит адаптация и к неприятному тону
ощущений, если он не резко выражен. Вопрос, однако, в том, является ли эта
адаптация действительно эмоциональной, независимой от адаптации, имеющей
место в отношении физических ощущений, или же она является следствием
последней, т. е. восприятия длительно действующего раздражителя одной и той
же интенсивности как более слабого.
Второй функцией эмоционального тона ощущений является обеспечение
обратной связи, задача которой — сообщать человеку и животным, что
имевшаяся биологическая потребность удовлетворена (и тогда возникает
положительный эмоциональный тон — удовольствие) или не удовлетворена (и
тогда возникает отрицательный эмоциональный тон — неудовольствие).
Третья функция эмоционального тона ощущений, на которую обычно не
обращают внимания и которая вытекает из второй функции, связана с
необходимостью проявлять определенные виды поведения до тех пор, пока не
будет достигнут нужный организму результат. В самом деле, очевидно не
случайно, как отмечает П. В. Симонов (1966), в эволюции сформировался
механизм, по которому извержение семени при половом акте происходит не при
определенном количестве фрикционных движений или через определенное время
после начала акта, а при оргазме, т. е при получении человеком
максимального удовольствия от полового акта. А это заставляет животное и
человека добиваться оргазма для удовлетворения потребности в приятном
ощущении. Такую же роль играет ощущение сытости, появляющееся во время еды,
положительный тон при исчезновении ощущения жажды и т. д.
То же происходит и при торможении определенного поведения, если организму
оно нежелательно и вредно в данный момент; тогда возникает ощущение
отвращения к объекту, ранее вызывавшему удовольствие. Воспользуюсь для
пояснения этого примером, приведенным П. В. Симоновым. В случае
расстройства деятельности желудочно-кишечного тракта требуется на время
прекратить употребление пищи. Для этого патологические процессы во
внутренних органах возбуждают нервные структуры "центра отвращения". Теперь
любое раздражение, адресованное к пищевому центру, от непосредственного
контакта с пищей до ее вида, запаха лишь усиливает отвращение и тем самым
предотвращает попадание пищи в желудочно-кишечный тракт, способствуя
течению восстановительных процессов. В этом случае животное или человек
тоже вынужден вести себя определенным образом до тех пор, пока отвращение к
пище не исчезнет и организмом не будет достигнут нужный ему результат, т.
е. пока не произойдет выздоровление.
Механизмы возникновения эмоционального тона ощущений. Как отмечает В. К.
Вилюнас (1979), «факт эмоционального восприятия субъектом безусловных
раздражителей долгое время оставался без должного внимания... Между тем
есть основания утверждать, что к ответной реакции побуждает субъекта не
вызывающее боль воздействие, а сама боль, не пищевое подкрепление, а
положительное эмоциональное его восприятие, то есть не сам по себе
раздражитель, а то эмоциональное состояние, которое он вызывает» (с. 13).
Это эмоциональное состояние, возникающее по механизму безусловного
рефлекса, и есть эмоциональный тон ощущений.
У животных и человека в головном мозге имеются «центры удовольствия» и
«центры неудовольствия» (особенно много тех и других в подбугорной
(гипоталамической) области, в миндалевидном ядре, зоне перегородки),
возбуждение которых и дает соответствующие переживания. Физиологи Дж. Олдс
и П. Милнер (Olds, Milner, 1954) вживили в мозг крысы электрод, с помощью
которого они раздражали нервный центр удовольствия. Затем они научили крысу
самораздражать этот центр, для чего она должна была нажимать лапкой на
рычажок, замыкая, таким образом, электрическую сеть. Испытываемое при этом
крысой удовольствие приводило к тому, что она нажимала на рычажок несколько
тысяч раз подряд. Опыты с самораздражением затем были воспроизведены и на
других животных, в том числе на обезьянах.
Сходные явления наблюдались и в клинике нервных болезней, когда по
медицинским показаниям больным людям вживляли в мозг на длительное время
электроды, стимулируя через них определенные участки мозга. Возбуждение с
терапевтической целью участка мозга, вызывающего чувство удовольствия,
приводило к тому, что после сеанса больной ходил за врачом и просил:
«Доктор, пораздражайте меня еще» (из рассказа В. М. Смирнова, сотрудника Н.
П. Бехтеревой).
Имеются данные, что «зоны удовольствия» и «зоны неудовольствия»
располагаются около центров органических потребностей. Так, «центры
удовольствия» нередко локализуются в нервных структурах, связанных с
пищевой и половой активностью, а «центры неудовольствия» совпадают с
центром оборонительного рефлекса, зонами болевой чувствительности, голода и
жажды.
Генезис эмоционального тона ощущений. О целесообразности наличия
эмоционального тона ощущений, а проще — удовольствия или неудовольствия
(отвращения), получаемого от ощущений, писали еще Аристотель, Спиноза и др.
Г. Спенсер полагал, что соответствие удовольствия полезным для организма
раздражениям, а неудовольствия — вредным выработалось постепенно в долгой
эволюции. Поэтому Н. Н. Ланге пишет, что появление чувственного тона
ощущений нам задано природой и не зависит от нашей воли. По П. В. Симонову
(1970), эмоциональный тон ощущений в некоторых случаях является
своеобразным эффектом видовой памяти. Так, наследственно обусловленным
является неприятный эмоциональный тон болевого ощущения и приятный
эмоциональный тон ощущений типа оргазма. По его мнению, эмоциональный тон
аккумулирует в себе наиболее общие и часто встречающиеся признаки полезных
и вредных факторов, устойчиво сохранявшиеся на протяжении миллионов лет
естественного отбора. Этим, безусловно, можно объяснить воздействие на
животных и человека запахов пищи, одни из которых аппетитны, а другие
вызывают рвоту.
Однако ряд случаев, связанных с появлением положительного эмоционального
тона ощущений (в частности, при восприятии различных по качеству цветов),
трудно оценить с точки зрения полезности или вредности действующего
раздражителя. Еще Леман отмечал, что желтый цвет вызывает веселое
настроение (а Н. Н. Ланге добавляет сюда и красный с оранжевым), голубой
цвет приятен, но холоден, зеленый цвет успокаивает, а фиолетовый вызывает
меланхолию. Н. Н. Ланге писал, что цвета чистые и яркие нравятся, а цвета
бледные и «грязные», т. е. смешанные и темные, не нравятся, вызывают
неудовольствие. Так же и звуки: высокие тоны имеют веселый характер, а
низкие — серьезный и торжественный. Кроме того, биологическое значение
удовольствия—неудовольствия у человека может полностью извращаться. То, что
для ребенка является крайне неприятным ощущением (лук, горчица, перец), для
взрослого является предметом наслаждения, поскольку у него формируется
потребность в острых вкусовых ощущениях.
Наконец, появление удовольствия—неудовольствия определяется не только
качеством раздражителя, но и его силой. Известно, что раздражитель,
вызывавший приятное ощущение, при его большой силе становится неприятным и
даже вызывает боль. Следовательно, природа должна была предусмотреть и
другой параметр раздражителей — не только их качество, но и оптимальную
зону их интенсивности. Очень интенсивное удовольствие называется экстазом,
а очень сильное неудовольствие — страданием. В связи с этим нельзя не
упомянуть предложенный П. В. Симоновым (1970) принцип относительности
положительных эмоциональных оценок. Автор отмечает, что многократное
повторение «приятных» воздействий ведет к нейтрализации положительных
оценок, а нередко и превращению их в отрицательные. Поэтому стимулов
однозначно и стабильно «приятных» нет.
Следовательно, привязка удовольствия—неудовольствия к полезности или
вредно-
сти раздражителя для организма должна учитывать не только качество раздражи
теля, но и его интенсивность. Кроме того, неудовольствие возникает и при
отсутствии
раздражителя.
Эмоциональный тон впечатлений
Эмоциональный тон удовольствия или неудовольствия, наслаждения или
отвращения может сопровождать не только ощущения, но и впечатления человека
от процесса восприятия, представления, интеллектуальной деятельности,
общения, испытываемых эмоций. Еще Платон (цит. по Н. Я. Гроту, 1879-1880)
говорил об умственном наслаждении, удовольствии, которое он относил к
высшим удовольствиям, не имеющим ничего общего с низшими удовольствиями и
страданиями. Они связаны, отмечал Платон, с интеллектуальным созерцанием.
Возникновение духовных радостей, писал он, связано с сознательной оценкой
абсолютных достоинств вещей.
Н. Н. Ланге писал, что в эмоциях есть особое элементарное чувство
удовольствия и страдания, которое несводимо к органическим и
кинестетическим ощущениям. Поэтому я «полагаю, что целесообразно выделить
еще один вид эмоционального тона — эмоциональный тон впечатлений. Если
эмоциональный тон ощущений — это физическое удовольствие—неудовольствие, то
эмоциональный тон впечатлений — эстетическое удовольствие—неудовольствие.
Важно подчеркнуть, что, с точки зрения Ланге (совершенно справедливой),
эмоциональный тон впечатлений входит составной частью в эмоции. Именно это
обстоятельство и дает основание делить эмоции на положительные (связанные с
удовольствием) и отрицательные (связанные с неудовольствием), т. е. метить
их знаком. Поэтому можно сказать, что эмоциональный тон впечатлений — это
знак эмоции.
Следовательно, эмоциональный тон впечатлений не сводим к конкретной
эмоции.
Например, страх может вызывать не только отрицательные переживания, но и
поло-
жительные: в определенной ситуации человек может получать удовольствие от
пе-
реживания страха. Можно получать удовольствие и от грусти. Таким образом,
эмо-
ция одна, а эмоциональный тон разный. Поэтому отнесение К. Изардом
удовольствия
и отвращения к эмоциям представляется неоправданным.
Эмоциональный тон впечатлений обладает свойством обобщенности. Чтобы
продемонстрировать это свойство эмоционального тона, я пойду от противного
и приведу высказывание одного специалиста по кулинарии, который сказал: «Я
не понимаю, что такое невкусно. Я понимаю конкретные вещи: горько, кисло,
сладко, подгорело, пережарено и т. д.». Можно только пожалеть такого
кулинара, у которого органолептическое восприятие пищи происходит на уровне
отдельных ощущений, а не на уровне эмоционального восприятия — вкусно или
невкусно. Можно пожалеть и человека, который воспринимает в музее картину
не как красивое или некрасивое произведение искусства, т. е. на уровне
эстетического наслаждения, а как сочетание отдельных красок.
Эмоциональный тон впечатлений, в отличие от эмоционального тона ощущений,
может быть бесконтактным, т. е. не связанным с прямым воздействием
химического или химического раздражителя, а являться следствием
представления (воспоминание о приятно проведенном отпуске, о победе любимой
команды, о своем удачном выступлении и т. д.).
Очевидно, этот эмоциональный тон тоже связан с центрами «удовольствия» и
«неудовольствия», только их возбуждение идет не через афферентные пути, а
более сложным путем — через корковые отделы, связанные с психической
деятельностью человека: слушанием музыки, чтением книги, восприятием
картины. Поэтому можно говорить о том, что эмоциональный тон впечатлений
имеет социализированный характер. К. Изард пишет по этому поводу: «В раннем
младенчестве реакция отвращения может быть активизирована только химическим
раздражителем — горькой или испорченной пищей. Однако по мере взросления и
социализации человек научается испытывать отвращение к самым разнообразным
объектам окружающего мира и даже к самому себе. Понятие "отвратительно"
используется нами в самых разных ситуациях и по отношению к самым разным
вещам. С его помощью мы можем охарактеризовать запах испорченной пищи,
характер и поступки человека или неприятное событие» (2000, с. 270). И
действительно, учителя, например, часто говорят учащимся: «Ты ведешь себя
отвратительно». При этом важно не то, что они это говорят, а то, что в этот
момент они действительно испытывают к учащемуся отвращение.
Эмоциональный тон впечатлений может сопровождаться эмоциональным тоном
ощущений и, следовательно, физиологическими изменениями в организме
человека (отражаются интероцептивные и проприорецептивные ощущения). Это
особенно наглядно проявляется при катании людей на американских горках или
спуске на лыжах с крутого склона, когда от страха замирает сердце,
перехватывает дыхание и т. д. Здесь удовольствие возникает не только от
переживания страха и сознания его безопасности, но и от физических
ощущений.
Испытывая удовольствие или неудовольствие по поводу воспринимаемого
объекта, человек часто не может объяснить, что именно привлекает или
отталкивает его в них. Самое интересное заключается в том, что такой анализ
и не требуется, а подчас он только мешал бы. И. М. Сеченов заметил, что
«анализ убивает наслаждение», а П. В. Симонов пишет в связи с этим, что
«если бы человек при выборе спутника жизни вел себя как вычислительная
машина, он никогда бы не смог жениться» (1966, с. 29).
Итак, можно отметить следующее.
Эмоциональный тон ощущений — это низший уровень врожденного (безусловно-
рефлекторного) эмоционального реагирования, выполняющий функцию
биологической оценки воздействующих на организм человека и животных
раздражителей через возникновение удовольствия или неудовольствия.
Эмоциональный тон ощущений является следствием уже возникшего
физиологического процесса (ощущения). Поэтому для возникновения
эмоционального тона ощущений необходим физический контакт с раздражителем.
Эмоциональный тон впечатлений является следующим шагом в развитии
эмоционального реагирования. Он связан с социализацией человека в процессе
его онтогенетического развития и, следовательно, с механизмом
обусловливания, не требует для своего возникновения непосредственного
физического контакта с раздражителем, но сохраняет те же функции, что и
эмоциональный тон ощущений.
Эмоциональный тон может придавать определенную окраску не только эмоциям,
но и таким социализированным эмоциональным феноменам, как чувства. Примером
этого может служить чувство презрения, которое базируется на отвращении.
Следует сделать акцент на том факте, что эмоциональный тон ощущений и
впечатлений не только двухполюсный, но также имеет внутри каждого полюса
дифференцированные переживания. Отрицательный полюс эмоционального тона
может выражаться через отвращение, неудовольствие, страдание (физическое и
душевное); положительный полюс характеризуют удовольствие (наслаждение),
блаженство. Эти диффенцированные переживания эмоционального тона являются в
эволюционном ряду как бы предэмоциями.
Эмоциональный тон ощущений и впечатлений обладает большей инертностью,
чем само ощущение или какой-либо образ восприятия. При направлении внимания
на впечатление оно усиливается, что создает возможность смаковать
удовольствие. И, наоборот, при отвлечении внимания удовольствие делается
незаметным. Человек может легко управлять эмоциональным тоном ощущений. Для
этого нужно только применить соответствующее раздражение или вызвать у себя
определенное представление.
5. Эмоция как реакция на ситуацию и событие
Почему природа не ограничилась эмоциональным тоном ощущений, а создала
еще эмоции, да еще в таком разнообразии? Чтобы получить ответ на этот
вопрос, нужно подробно рассмотреть, что такое эмоция, и выявить ее отличие
от эмоционального тона ощущений.
Как уже говорилось, ученые дают разные ответы на вопрос: "Что такое
эмоция?" и, по мнению физиолога П. В. Симонова (1981), абстрактно-
описательные. Это отмечается и психологами. Так, Б. И. Додонов (1978)
пишет, что «термины, обозначающие психические явления, обычно называемые
эмоциями, не имеют строгого значения, и среди психологов до сих пор идут
дискуссии на тему "что значит что"» (с. 23). Сам автор решил не включаться
в эту дискуссию, предпочитая использовать понятие «эмоция» в широком
смысле, включающем и чувства.
У. Джемс полагал, что «эмоция есть стремление к чувствованиям» (1991, с.
272). В то же время он писал, что «как чисто внутренние душевные состояния,
эмоции совершенно не поддаются описанию. Кроме того, такого рода описание
было бы излишним, ибо читателю эмоции как чисто душевные состояния и без
того хорошо известны. Мы можем только описать их отношение к вызывающим их
объектам и реакции, сопровождающие их» (1991, с. 272).
П. К. Анохин, определяя эмоцию, пишет: «Эмоции — физиологические
состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и
охватывающие все виды чувствований и переживаний человека — от глубоко
травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения»
(1964, с. 339).
С. Л. Рубинштейн (1946) в понимании сущности эмоций исходил из того, что
в отличие от восприятия, которое отражает содержание объекта, эмоции
выражают состояние субъекта и его отношение к объекту.
Многими авторами эмоции связываются именно с переживаниями. М. С.
Лебединский и В. Н. Мясищев так пишут об эмоциях: «Эмоции — одна из
важнейших сторон психических процессов, характеризующая переживание
человеком действительности. Эмоции представляют интегральное выражение
измененного тонуса нервно-психической деятельности, отражающееся на всех
сторонах психики и организма человека» (1966, с. 222). Г. А. Фортунатов
(1976) называет эмоциями только конкретные формы переживания чувств. П. А.
Рудик (1976) давая определение эмоциям, отождествляет переживание и
отношение: "Эмоциями называются психические процессы, содержанием которых
является переживание, отношение человека к тем или иным явлениям окружающей
действительности..." (с. 75). По Р. С. Немову, эмоции — это «элементарные
переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма
и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей» (1994, с. 573).
Несмотря на разные слова, используемые психологами при определении эмоций,
суть их проявляется либо в одном слове — переживание, либо в двух —
переживание отношения.
Таким образом, чаще всего эмоции определяются как переживание человеком в
данный момент своего отношения к чему- или к кому-либо (к наличной или
будущей ситуации, к другим людям, к самому себе и т. д.).
Однако Л. М. Веккер (2000) считает, что "определение специфичности эмоций
как переживания событий и отношений в противоположность когнитивным
процессам как знанию об этих событиях и отношениях недостаточно хотя бы
потому, что оно описывает эмоции в терминах именно видовых характеристик и
не заключает в себе родового признака. Это определение по сути
тавтологично" (с. 372). Полемизируя с С. Л. Рубинштейном (1946), Веккер
пишет, что эмоции, конечно, выражают отношения субъекта, но их определение
через противопоставление выражения отношений их отражению недостаточно.
«...Объективация (выражение) отношений субъекта здесь по сути дела
отождествляется с их фактическим наличием. Точнее надо было бы сказать, что
эмоции скорее представляют собой субъективные отношения человека, чем
являются их выражением, поскольку выражаются отношения в мимике,
пантомимике, интонации и, наконец, в собственно языковых средствах» (с.
373). Из этого следует, что для Веккера эмоции – это субъективные отношения
и тогда, естественно, эти отношения (эмоция) выражаются через экспрессивные
средства. Соотношение между субъективными отношениями, эмоциями и
экспрессией, по Веккеру, должно выглядеть так:
субъективные отношения (эмоции) —> экспрессия
Конечно, экспрессия является средством выражения, но не субъективных
отношений, а эмоций, отражающих эти отношения. Субъективные же отношения
выражаются (а точнее — проявляются) через эмоции. С моей точки зрения
отношения между субъективными отношениями, эмоциями и экспрессией выглядят
иначе:
субъективные отношения—> эмоции—> экспрессия
Имеются и другие подходы к пониманию эмоций. П. Жане (Janet, 1928)
говорит об эмоциях как поведении и считает, что функция эмоций —
дезорганизовывать его. Вслед за этим автором П. Фресс считает эмоциями
только такие реакции, которые приводят к потере контроля над своим
поведением: «...удовольствие не является эмоцией... интенсивность наших
переживаний не должна вводить нас в заблуждение.
Радость может стать эмоцией, когда из-за ее интенсивности мы теряем
контроль над собственными реакциями: свидетельством тому являются
возбуждение, бессвязная речь и даже безудержный смех» (1975, с. 132). Я.
Рейковский (1975) определяет эмоцию как акт регуляции и отмежевывается от
понимания ее как субъективного психического явления. Субъективная сторона
эмоций, с его точки зрения, может быть выявлена лишь интроспективно, т. е.
постфактум. Поэтому Рейковский относится к эмоциональному процессу как к
теоретическому конструкту, а не как к факту, доступному наблюдению. А. Н.
Леонтьев (1971) тоже отмечает регулирующий характер эмоций, когда пишет,
что к эмоциональным процессам относится широкий класс процессов внутренней
регуляции деятельности и что они способны регулировать деятельность в
соответствии с предвосхищаемыми обстоятельствами. По Леонтьеву, переживание
лишь порождается эмоцией, но не есть ее единственное содержание. Простейшие
эмоциональные процессы выражаются и в органических, двигательных и
секреторных изменениях (врожденных реакциях).
Недостатком многих определений эмоций является их привязка только к
потребностям. Например, Вирджиния Квин (2000) дает следующее определение:
«Эмоция — выражение отношения человека к своим потребностям, их
удовлетворению или неудовлетворению» (с. 548). Аналогичную позицию занимает
и П. В. Симонов: нет потребности, нет и эмоции. Но разве эмоции возникают
только по поводу потребностей? Испуг является отрицательной эмоцией, однако
появляется он не потому, что имеется потребность в испуге, и не потому, что
мы не знаем, как удовлетворить потребность в самосохранении. Это срочная
безусловнорефлекторная генетически запрограммированная эмоциональная
реакция, направленная на организацию поведения при неожиданном появлении
«опасного» стимула, раздражителя, сигнала. Здесь нет сознательной оценки
раздражителя, а потребность отреагировать на него тем или иным способом
просто не успевает сформироваться.
Надо отметить, что представления об эмоциях как переживаниях или как акте
регуляции, хотя и правомерны, но страдают односторонностью. Каждое из них в
отдельности явно недостаточно для того, чтобы показать, в чем состоит
сущность эмоций.
На мой взгляд, более реальный подход к пониманию сущности эмоций имеется
у К. Изарда. В его кратком и предварительном определении эмоции отмечена и
ее чувственная сторона, и функциональная: «Эмоция — это нечто, что
переживается как чувство (feeling), которое мотивирует, организует и
направляет восприятие, мышление и действия» (2000, с. 27). Только слову
feeling я дал бы более точный в данном контексте перевод: не чувство, а
ощущение. Иначе опять начнется путаница в понимании эмоций и чувств. Кроме
того, вместо «нечто» можно было бы сказать «реакция».
Исходя из вышеизложенного, я рассматриваю эмоцию как рефлекторную
психовегетативную реакцию, связанную с проявлением субъективного
пристрастного отношения (в виде переживания) к ситуации, ее исходу
(событию) и способствующую организации целесообразного поведения в этой
ситуации.
В этом определении акцент сделан на роли эмоций в организации
целесообразного в данной ситуации поведения, а не только на переживании
отношения к этой ситуации, что свойственно традиционным определениям
эмоций. Ведь эмоции появились в эволюционном развитии животных не для того,
чтобы их переживали, а для того, чтобы помогать организовывать поведение.
Переживание — не цель реагирования, а лишь специфический способ отражения в
сознании потребностной ситуации. Как писал У. Джемс, «разве мы проявляем
наш гнев, печаль или страх движениями ради какого-нибудь удовольствия?»
(1911, с. 391). На вторичность эмоциональных переживаний по отношению к
поведению указывает и Дж. С. Милль, по мнению которого, чтобы испытать
эмоцию удовольствия, счастья, нужно стремиться не к переживанию их, а к
достижению таких целей, которые порождают эти переживания.
Сложность понимания эмоций заключается и в том, что, давая им
определения, авторы относят их то к любому классу эмоциональных реакций
(эмоциональному тону, настроению, аффекту), то только к одному, называемому
ими собственно эмоциями и отделяемому от других классов эмоциональных
явлений. Я. Рейковский, например, все эмоциональные явления подразделяет на
эмоции, волнение, аффект и чувство, А. Н. Леонтьев (1971) — на аффекты и
страсти, собственно эмоции и чувства, и т. д. О собственно эмоциях говорят
как о сложных эмоциях — положительных (радость, восторг и т. п.) и
отрицательных (гнев, горе, страх и др.), противопоставляя их простым
эмоциям — эмоциональному тону ощущений.
Распространено мнение, что для эмоций характерны:
1) отчетливо выраженная интенсивность (достаточно сильно выраженное
переживание человеком радости, горя, страха и т. п.);
2) ограниченная продолжительность; эмоция длится относительно недолго, ее
длительность ограничена временем непосредственного действия причины или
временем воспоминания о ней;
3) хорошая осознаваемость причины ее появления;
4) связь с конкретным объектом, обстоятельством; эмоция не имеет диффузного
характера, свойственного настроениям; человек испытывает удовольствие,
радость от прослушивания конкретного музыкального произведения, от чтения
конкретной книги, от встречи с конкретным (любимым) человеком, от
приобретения конкретной вещи;
5) полярность; эмоции, противоположные друг другу по качеству переживаний,
образуют пары: радость и печаль, гнев и страх, наслаждение и
отвращение. Надо сказать, что все эти признаки могут быть характерны и для
эмоционального тона ощущений. Разве не отчетливо мы ощущаем удовольствие и
понимаем его причину? И разве не ограничено время получения удовольствия
временем непосредственного действия причины, вызвавшей удовольствие? Да и
сама эта причина связана с конкретным объектом. Стоит ли поэтому
удивляться, что К. Изард относит удовольствие и отвращение к эмоциям?
Что касается ограниченной продолжительности эмоции, то это тоже
ненадежный критерий. А. А. Баранов (1999) показал, например, что после
ситуации «заложенного взрывного устройства» негативное эмоциональное
состояние сохранялось у 25 % первоклассников в течение двух-трех дней.
Подводя итог сказанному, можно отметить следующее.
Эмоция — это намного более высокий уровень эмоционального
реагирования, чем
эмоциональный тон. По сравнению с эмоциональным тоном эмоция имеет ряд пре
имуществ, поэтому играет несравнимо большую роль в жизни животных и
человека.
1. Эмоции — это реакции на ситуацию, а не на отдельный раздражитель.
Можно,
конечно, возразить — а разве ребенок не радуется по поводу того,
что ест конфету, т. е. получает приятные
вкусовые ощущения? Конечно, радуется, но радость возникает у него раньше,
при получении конфеты, т. е. по причине оценки ситуации как удовлетворяющей
его потребность, желание, а не по поводу приятных вкусовых ощущений,
которых еще не было. Приятные же вкусовые ощущения (эмоциональный тон
ощущений) лишь подкрепляют возникшую эмоцию, позволяют продлить ее. Можно
возразить также, что и неприятный эмоциональный тон ощущений приводит к
эмоции (сильная боль — к страху, непрекращающийся скрежет металлических
предметов — к злости и т. д.), т. е. что эмоция возникает на отдельный
раздражитель. Однако и здесь эмоция возникает при оценке ситуации (сильная
боль грозит большой неприятностью, непрекращающийся скрежет —
неизвестностью: сколько еще надо его терпеть), т. е. она связана с
прогнозом будущего, а не с тем, что человек ощущает сейчас. Таким образом,
человек оценивает ситуацию, создаваемую этим раздражителем, и реагирует
возникновением эмоции на эту ситуацию, а не на сам раздражитель.
2. Эмоции — это часто заблаговременные реакция на ситуацию и ее оценка.
В результате под влиянием эмоции человек реагирует на еще не наступивший
контакт с раздражителем. Таким образом, эмоция выступает в качестве
механизма предвидения значимости для животного и человека той или иной
ситуации.
3. Эмоции — это дифференцированная оценка разных ситуаций. В отличие от
эмоционального тона, который дает обобщенную оценку (нравится — не
нравится, приятно — неприятно), эмоции более тонко показывают значение
той или иной ситуации.
4. Эмоции — это не только способ оценки предстоящей ситуации, но и
механизм заблаговременной и адекватной подготовки к ней за счет
мобилизации психической и физической энергии. Этого механизма
эмоциональный тон, очевидно, лишен.
5. Эмоции, как и эмоциональный тон — это механизм закрепления
положительного и отрицательного опыта. Возникая при достижении или не
достижении цели, они являются положительным или отрицательным
подкреплением поведения и деятельности.
Форма проявления эмоций. Эмоции могут проявляться активно и пассивно.
Страх проявляется активно (убегание) и пассивно (замирают от страха),
радость может быть бурная и тихая, рассердившись, человек может горячиться,
а может лишь нахмуриться, в гневе человек может буйствовать, или же у него
может все кипеть в груди и т. д.
6. Свойства эмоций
Эмоциям (впрочем, как и эмоциональному тону) присущ ряд свойств.
Универсальность. Это свойство эмоций выделил У. Мак-Дугалл. Оно состоит в
независимости эмоций от вида потребности и специфики деятельности, в
которой они возникают. Надежда, тревога, радость, гнев могут возникнуть при
удовлетворении любой потребности. Это значит, что механизмы возникновения
эмоций являются специфичными и независимыми от механизмов возникновения
конкретных потребностей. То же можно сказать и в отношении эмоционального
тона. Например, удовольствие можно испытывать от различных ощущений,
образов восприятия и представления.
Динамичность эмоций заключается в фазовости их протекания, т. е. в
нарастании напряжения и его разрешении. На это свойство указывал еще В.
Вундт в своей трехмерной схеме характеристики эмоций. Эмоциональное
напряжение нарастает в ситуации ожидания: чем ближе предстоящее событие,
тем сильнее нарастает напряжение. Это же наблюдается при непрекращающемся
действии на человека неприятного раздражителя. Разрешение возникшего
напряжения возникает при осуществлении события. Оно переживается человеком
как облегчение, умиротворение или полная обессиленность.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|