Рефераты

Проблема готовности Ребенка к школьному образованию

болоте. Нужно поставить точки посредине кружков (экспериментатор показывает

на своем месте, что точка ставится одним прикосновением фломастера). Заяц

должен пробежать по болоту за полминуты. Когда я скажу “стоп”, нужно

остановиться. Сколько раз можно дотронуться до кружочка? Как нужно ставить

точки? (Верно, начинай).

ПРОЦЕДУРА: Работа может быть организована как индивидуально, так и в группе

из 3-4 человек. Она продолжается 30 секунд до команды “стоп”!

ОБРАБОТКА: Учитывается общее количество точек, поставленных за 30 секунд и

число ошибок. Ошибками считаются точки вне кружков, точки, попавшие на

окружность. Вычисляется коэффициент успешности выполнения задания:

п – п I , где п – число точек за 30 секунд;

п

По коэффициенту определяется уровень успешности выполнения задания:

I - 1

II – 0,99 – 0,76

III – 0,75 – 0,51

IV – 0,50 – 0,26

V – 0,25 – 0

ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ

Фамилия, имя Уровень

выполнения

Возраст

задания …………….

Детское учреждение

Группа

Дата

ТЕСТОВЫЙ БЛАНК К МЕТОДИКЕ I.I

МЕТОДИКА 1.2

НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ (4-й лишний)

ЦЕЛЬ: определение уровня развития операции классификации на невербальном

уровне.

ОБОРУДОВАНИЕ: 5 карт с изображением набора из 4-х предметов, один из

которых не может быть обобщен с другими по общему с ним существенному

признаку, то есть “лишний”.

ИНСТРУКЦИЯ: рассмотри внимательно картинку. Какой предмет здесь лишний?

Какой предмет здесь оказался случайно, по ошибке, как называются одним

словом предметы?

ПРОЦЕДУРА: испытуемому поочередно предлагается 5 карт различной тематики.

1. Карта “Овощи-фрукты”: яблоко, груша, морковь, слива.

2. Карта “Игрушки и учебные вещи”: машина, пирамида, кукла, ранец.

3. Карта “Одежда-обувь”: пальто, сандали, трусы, майка.

4. Карта “Домашние – дикие животные”: курица, свинья, корова, лисица.

5. Карта “Животные и технические средства передвижения”: автобус, мотоцикл,

легковой автомобиль, лошадь.

ОБРАБОТКА: оценивается правильность обобщения и наличие или отсутствие

классификации – название обобщающего слова.

Каждые правильно выполненные задания оцениваются в баллах:

- обобщение по существенному признаку – 2 балла;

- употребление обобщающего слова – 1 балл.

Максимальное число баллов – 15.

Выделяется 5 условных уровней сформированности обобщения:

I. – 15 баллов

II. – 14-12 баллов

III. – 11-9 баллов

IV. – 8-6 баллов

V. – 5 баллов и менее

ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ:

Фамилия, имя Уровень

выполнения

Возраст

задания …………….

Детское учреждение

Дата

|№ карты |Обобщение по |Употребление |

| |существенному признаку |обобщающего слова |

|I карта | | |

|II карта | | |

|III карта | | |

|IV карта | | |

|V карта | | |

|Сумма баллов | | |

Итоговая оценка в баллах: ___________________________________________

Уровень выполнения задания I ______ II ______ III ______ IV ______ V ____

(нужное

обвести кружком)

МЕТОДИКА 1.3

ВЕРБАЛЬНОЕ (АБСТРАКТНОЕ) МЫШЛЕНИЕ

(по Й. Ерасеку)

НАЗНАЧЕНИЕ: определение уровня вербального мышления, умения логически

мыслить и отвечать на вопросы.

ОБОРУДОВАНИЕ: бланк теста на определение уровня “Вербального мышления”.

ИНСТРУКЦИЯ ОБСЛЕДУЕМОМУ: ответь мне, пожалуйста, на несколько вопросов.

ПРОЦЕДУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ: обследуемому задаются вопросы, ответы на которые

оцениваются по шкале.

ШКАЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ: I уровень – 24 и более – очень высокий

II уровень – от 14 – 23 - высокий

III уровень – от 0 –13 - средний

IV уровень – (- 1) – (-10) - низкий

V уровень – (-11) и менее – очень

низкий

ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ВЕРБАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ

Нужно обвести

кружком, число

Баллов

вынести в правую колонку

|№ |Вопросы |Правильный |Неправильны|Другие |Баллы |

| | |ответ |й ответ |ответы | |

|1. |Какое животное больше:|0 |- 5 | | |

| |лошадь или собака? | | | | |

|2. |Утром мы завтракаем, а|0 |- 3 | | |

| |днем? | | | | |

|3. |Днем светло, а ночью? |0 |- 4 | | |

|4. |Небо голубое, а трава?|0 |- 4 | | |

| | | | | | |

|5. |Яблоки, груши, сливы, |+ 1 |- 1 | | |

| |персики – это что? | | | | |

|6. |Что такое: Москва, |Города +1 |- 1 |Станции 0 | |

| |Калуга, Брянск, Тула, | | | | |

| |Ставрополь? | | | | |

|7. |Футбол, плавание, |Спорт, |0 |Игры, | |

| |хоккей, волейбол – |физкультура +3| |упраж. +2 | |

| |это… | | | | |

|8. |Маленькая корова – это|Щенок, |- 1 |Кто-то | |

| |теленок? Маленькая |жеребенок +4 | |один щенок| |

| |собака – это …? | | |или | |

| |Маленькая лошадь ? | | |жеребенок | |

| | | | |0 | |

|9. |Почему у всех |2 причины из |- 1 |Названа | |

| |автомобилей тормоза? |следующих: | |одна | |

| | |тормозить с | |причина | |

| | |горы, на | | | |

| | |повороте, | | | |

| | |остановка в | | | |

| | |случае | | | |

| | |опасности | | | |

| | |столкновения, | | | |

| | |после | | | |

| | |окончания езды| | | |

| | |+1 | | | |

|10.|Чем похожи друг на |2 общих |0 |Назван | |

| |друга молоток и топор?|признака +3 | |один | |

| | | | |признак +2| |

|11.|Чем различаются гвоздь|У винта |0 |Винт | |

| |и винт? |нарезка +3 | |завинчивае| |

| | | | |тся, а | |

| | | | |гвоздь | |

| | | | |забивается| |

| | | | |, у винта | |

| | | | |гайка +2 | |

|12.|Собака больше похожа |На кошку (с |На курицу -|На кошку | |

| |на кошку или курицу? |выделением |3 |(без | |

| |Чем? Что у них |признаков | |выделения | |

| |одинаково? |подобия) 0 | |признаков | |

| | | | |подобия) –| |

| | | | |1 | |

|13.|Чем похожи друг на |2 признака +3 |0 |1 признак | |

| |друга белка и кошка? | | |+2 | |

|14.|Какие ты знаешь |3 средства: |Ничего не |3 наземных| |

| |транспортные средства?|наземное, |названо или|средства | |

| | |водное, |неправильно|+2 | |

| | |воздушное и |0 | | |

| | |т.п. +4 | | | |

|15.|Чем отличается молодой|3 признака +4 |0 |1-2 | |

| |человек от старого? | | |признака | |

| | | | |+2 | |

| |ИТОГО: | | | | |

ПРОТОКОЛ (ТЕСТ) ОБСЛЕДОВАНИЯ

Фамилия

Уровень выполнения

Возраст

задания …………….

Детское учреждение

Группа

Дата

МЕТОДИКА 1.4

ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ (НЕЛЕПИЦЫ)

ЦЕЛЬ: определение уровня развития критичности познавательной деятельности.

ОБОРУДОВАНИЕ: картинка с нелепыми ситуациями.

ИНСТРУКЦИЯ ОБСЛЕДУЕМОМУ: посмотри внимательно и расскажи, что неправильно

нарисовано на картинке.

ПРОЦЕДУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ: обследуемый в течение 30 секунд рассматривает

картинку и называет те нелепые ситуации, которые он обнаружит (всего 10).

ОБРАБОТКА: за каждую выявленную нелепицу выставляется один балл.

ШКАЛЬНАЯ ОЦЕНКА: позволяет выделить следующие уровни критичности мышления:

I. – 10

II. – 9,8

III. – 7,6

IV. – 5,4

V. – 3 и менее.

ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ

Фамилия, имя

Уровень выполнения

Возраст

задания …………….

Детское учреждение

Группа

Дата

|С И Т У А Ц И И |Б А Л Л Ы |

|1. Луна и солнце одновременно | |

|2. На березе еловые иголки. | |

|3. На березе растут арбузы. | |

|4. У вороны 4 ноги. | |

|5. Бабушка гладит чайником. | |

|6. Штепсель воткнут в березу. | |

|7. У велосипеда квадратные колеса. | |

|8. Голова, руки мальчика направлены вперед, а ноги | |

|назад. | |

|9. Рыба удит рыбу. | |

|10. Утюг плавает. | |

МЕТОДИКА 1.5

СООТНОШЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ

ЦЕЛЬ: выявление особенностей установления причинно-следственных связей

между объектами и событиями, изучение состояния устной и связной речи, а

также соотношения уровня развития мышления и речи.

ОБОРУДОВАНИЕ: 5 сюжетно связанных картинок.

ИНСТРУКЦИЯ И ПРОЦЕДУРА: перед ребенком выкладываются картинки в порядке,

когда последовательность сюжетной линии нарушена: 2,3,1,5,6,4. Предлагается

разложить картинки в соответствии с логикой развития сюжетной линии:

"Положи картинки по порядку". Испытуемый выполняет задание, экспериментатор

фиксирует особенности его деятельности, в соответствии с которыми ребенок

может быть отнесен к одному из 5 уровней.

УРОВНИ ПОНИМАНИЯ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ И ОТНОШЕНИЙ

I уровень - разложил без ошибок, без дополнительных и поправочных действий.

II уровень - сделал одну поправку.

III уровень - сделал 2 поправки.

IV уровень - сделал одну ошибку.

V уровень - разложил картинки без установления логической

последовательности или отказался выполнить задание.

Далее ребенку предлагается составить рассказ по картинкам,

разложенным с соблюдением логической последовательности: "Художник

нарисовал историю про ..., а ты расскажи ее (что здесь происходит?)"

В случае отказа ведется беседа по картинкам. Рассказ или беседа

полностью записываются, а затем анализируются, после чего определяется

уровень развития связной речи ребенка.

УРОВНИ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ РЕБЕНКА

I уровень - полное связное описание событий в рассказе.

II уровень - недостаточно полное, но связное описание в рассказе.

III уровень - недостаточно полное, но связное описание в рассказе или

неправильные ответы на вопросы экспериментатора.

IV уровень - перечисление предметов, действий, качеств.

V уровень - перечисление предметов.

ИТОГОВАЯ ОБРАБОТКА: уровни понимания сюжета и уровни описания средствами

речи соотносятся:

а) совпадают;

б) не совпадают.

В случае несовпадения уровней их номера складываются и делятся

пополам, например: деятельность ребенка по установлению причинно-

следственных связей (складывание картинок в логической последовательности)

оценена как деятельность I уровня, а деятельность по описанию событий - II

уровня, значит, ребенок находится на промежуточном уровне 1,5.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: развитие мышления опережает развитие речевой функции (или

совпадает, или отстает). Далее намечается наличие - отсутствие нарушения

речи ребенка.

ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ

Фамилия, имя Уровень

выполнения

Возраст

задания ....................

Детское учреждение

Группа

Дата

|Уровни понимания (вносится в общий |Уровни развития устной связной речи |

|протокол) | |

|I |I |

|II |II |

|III |III |

|IV |IV |

|V |V |

УРОВЕНЬ СООТНОШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ

Заключение о состоянии речи

- Нарушения звукопроизношения есть

нет

- Ринолалия

есть нет

- Заикание

есть нет

- Нарушение темпа речи и ритма есть

нет

- Общее недоразвитие речи есть

нет

(нужное подчеркнуть)

Рекомендована консультация

логопеда

да нет

(нужное подчеркнуть)

ПАМЯТЬ

МЕТОДИКА 2.1

НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ

ЦЕЛЬ: определение объема непроизвольного зрительного запоминания.

ОБОРУДОВАНИЕ: набор из 10 картинок.

1. Рыба 6. Санки

2. Ведро 7. Елка

3. Кукла 8. Чашка

4. Молоток 9. Часы

5. Портфель 10. Телевизор

ИНСТРУКЦИЯ ОБСЛЕДУЕМОМУ: сейчас я тебе буду показывать картинки, а ты

говори, что на них нарисовано.

ПРОЦЕДУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ: картинки предъявляются по одной и выкладываются

перед обследуемым в ряд (приблизительно одна картинка в секунду). После

того, как выложена картинка, экспериментатор ждет еще одну секунду и

выбирает стимульный материал. Обследуемый должен назвать, что было

нарисовано на картинке. Порядок воспроизведения не имеет принципиального

значения. В протоколе фиксируется факт правильного воспроизведения

картинок.

ОБРАБОТКА: за каждое правильное воспроизведенное название выставляется по

одному баллу.

ШКАЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ:

I уровень - 10 правильных названий (10 баллов)

II уровень - 9-8

III уровень - 7-6

IV уровень - 5-4

V уровень - 3 и менее

ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ НЕПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ

Фамилия, имя Уровень

выполнения

Возраст

задания ....................

Детское учреждение

Группа

Дата

МЕТОДИКА 2.2

ПРОИЗВОЛЬНАЯ ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ

ЦЕЛЬ: определение объема произвольного зрительного запоминания

ОБОРУДОВАНИЕ: набор из 10 карточек

1. Мяч 6. Шапка

2. Яблоко 7. Матрешка

3. Гриб 8. Цыпленок

4. Морковь 9. Мак

5. Бабочка 10. Грузовик

ИНСТРУКЦИЯ ОБСЛЕДУЕМОМУ: сейчас я тебе буду показывать картинки, ты говори,

что на них нарисовано, и постарайся их запомнить.

ПРОЦЕДУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ: картинки предъявляются по одной и выкладываются

перед обследуемым в ряд (приблизительно одна картинка в секунду). После

того, как выложена последняя картинка, экспериментатор ждет еще одну

секунду и убирает стимульный материал. Обследуемый должен воспроизвести

весь набор картинок на вербальном уровне, т.е. назвать изображенные

предметы.

Порядок воспроизведения не имеет принципиального значения. В

протоколе фиксируется каждая правильно воспроизведенная картинка.

ОБРАБОТКА: за каждое правильно воспроизведенное название выставляется по

одному баллу.

ШКАЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ:

I уровень - 10 правильных названий (баллов)

II уровень - 9,8

III уровень - 7,6

IV уровень - 5,4

V уровень - 3 и менее

ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ

Фамилия, имя Уровень

выполнения

Возраст

задания ....................

Детское учреждение

Группа

Дата

Правильно воспроизведенные названия обвести кружками.

|Названия предъявляемых рисунков |Уровни |

|1. Мяч |I - 10 |

|2. Яблоко |II - 9,8 |

|3. Гриб |III - 7,6 |

|4. Морковка |IV - 5,4 |

|5. Бабочка |V - 3 и менее |

|6. Шапка | |

|7. Матрешка | |

|8. Цыпленок | |

|9. Мак | |

|10. Грузовик | |

МЕТОДИКА 2.3

ОПЕРАТИВНАЯ ВЕРБАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ

ЦЕЛЬ: определение объема непосредственного запоминания вербального

материала.

ОБОРУДОВАНИЕ: набор из 10 слов

1. Дом 6.

Молоко

2. Солнце 7.

Стол

3. Ворона 8.

Снег

4. Часы 9.

Окно

5. Карандаш 10. Книжка

ИНСТРУКЦИЯ ОБСЛЕДУЕМОМУ: сейчас я прочитаю (назову) тебе несколько слов, а

ты постарайся их запомнить и потом повторить.

ПРОЦЕДУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ: слова называются в медленном темпе (приблизительно

одно слово в секунду), набор слов предъявляется однократно и отчетливо.

Затем слова сразу воспроизводятся обследуемым. Порядок воспроизведения

значения не имеет. В протоколе фиксируется правильно и точно

воспроизведенные слова.

ОБРАБОТКА: за каждое правильно воспроизведенное слово выставляется по

одному баллу. Изменение слова считается ошибкой (солнце - солнышко, окно -

окошко).

ШКАЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ:

I уровень - 10 баллов (10 правильно воспроизведенных слов).

II уровень - 9-8

III уровень - 7-6

IV уровень - 5-4

V уровень - 3 и менее

ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ

Фамилия, имя Уровень

выполнения

Возраст

задания ....................

Детское учреждение

Группа

Дата

Правильно воспроизведенные слова обвести кружками.

|Предъявляемые слова |Уровни |

|1. Дом |I - 10 |

|2. Солнце |II - 9,8 |

|3. Ворона |III - 7,6 |

|4. Часы |IV - 5,4 |

|5. Карандаш |V - 3 и менее |

|6. Молоко | |

|7. Стол | |

|8. Снег | |

| 9. Окно | |

|10. Книжка | |

Сумма баллов

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

МЕТОДИКА 3.1

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ (по Н.В.Нечаевой)

ЦЕЛЬ: определение уровня развития фонематического анализа и способности

перекодирования звукового кода в звуковую систему.

ОБОРУДОВАНИЕ: лист бумаги, ручка (карандаш).

ИНСТРУКЦИЯ ОБСЛЕДУЕМОМУ: сейчас мы попробуем записать несколько слов, но не

буквами, а кружочками. Сколько звуков в слове, столько кружочков.

ОБРАЗЕЦ: слово суп. Рисуем кружочки. Проверяем.

ПРОЦЕДУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ: обследуемый рисует кружочки под диктовку

экспериментатора на листе бумаги.

НАБОР СЛОВ: ау, рука, сок, звезда, весна.

ОБРАБОТКА: при правильном выполнении задания запись должна быть следующей:

00

0000

000

000000

00000

ШКАЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ:

I уровень - все схемы выполнены правильно

II уровень - 4 схемы выполнены правильно

III уровень - 3 схемы выполнены правильно

IV уровень - 2 схемы выполнены правильно

V уровень - все схемы выполнены неправильно

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ (ЭСЛ)

4.1 ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА

(Модификация цветового теста Люшера-Дорофеевой)

ЦЕЛЬ: определить по функциональному состоянию ребенка его эмоциональный

статус.

ОБОРУДОВАНИЕ: 3 конверта с тремя одинаковыми наборами квадратов размером

3х3 см красного, синего и зеленого цвета. Стандартный лист машинописной

бумаги или белого картона в качестве планшета.

ИНСТРУКЦИЯ И ПРОЦЕДУРА: испытуемый выкладывает цветные квадраты на белом

планшете в любом порядке.

Задание выполняется 3 раза подряд.

Тестирование проводится 5 раз за 3 дня.

1. Экспериментатор берет любой из конвертов с квадратами.

- Положи квадраты друг за другом. Сначала положи квадрат того цвета,

который тебе больше всего нравится.

- Затем положи квадрат того цвета, который тебе тоже нравится.

-Теперь положи последний квадрат.

2. Берется следующий конверт.

- А теперь разложи все сам так, как тебе хочется.

В протоколе заполняется строка 2. Квадраты убираются.

3. Берется последний конверт.

- А теперь разложи эти квадраты.

В протоколе заполняется строка 3.

Действия ребенка фиксируются в протоколе, например:

|№ п/п |Красный (К) |Синий (С) |Зеленый (З) |

|1 |1 |2 |3 |

|2 |3 |2 |1 |

|3 |1 |3 |2 |

Время тестирования не более 1 минуты.

ОБРАБОТКА: в протоколе показывается 3 ряда чисел. Анализ и интерпретация

результатов проводятся по таблице по второму числовому ряду (в нашем

примере это: 3,2,1), так как выбор первого ряда может быть связан с

ориентировочной реакцией ребенка, а третьего - с адаптацией.

Повторяемость функциональных состояний может свидетельствовать об их

устройстве, они дифференцируются по уровням.

|Повторяемость состояний |Уровень устойчивости |

|5 раз |I |

|4 раза |II |

|3 раза |III |

|2 раза |IV |

|1 раз |V |

Для интерпретации функциональных состояний предлагается следующая

схема:

ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПО МЕТОДИКЕ "ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ (ЭСЛ)"

Уровень выполнения

задания ...................

Результаты первого обследования

_________________________________________________________________

№№ п/п Красный (К) Синий (С)

Зеленый (З)

____________________________________________________________________________

__________

I

_________________________________________________________________

II

_________________________________________________________________

III

_________________________________________________________________

Цветовая формула (по II ряду):

_________________________________________________________________

Функциональное состояние (по II ряду):

_________________________________________________________________

Результаты второго обследования

_________________________________________________________________

№№ п/п Красный (К) Синий (С)

Зеленый (З)

____________________________________________________________________________

__________

I

_________________________________________________________________

II

_________________________________________________________________

III

_________________________________________________________________

Цветовая формула (по II ряду):

_________________________________________________________________

Функциональное состояние (по II ряду):

_________________________________________________________________

Результаты третьего обследования

_________________________________________________________________

№№ п/п Красный (К) Синий (С)

Зеленый (З)

____________________________________________________________________________

__________

I

_________________________________________________________________

II

_________________________________________________________________

III

_________________________________________________________________

Цветовая формула (по II ряду):

_________________________________________________________________

Функциональное состояние (по II ряду):

_________________________________________________________________

Результаты четвертого обследования

_________________________________________________________________

№№ п/п Красный (К) Синий (С)

Зеленый (З)

____________________________________________________________________________

__________

I

_________________________________________________________________

II

_________________________________________________________________

III

_________________________________________________________________

Цветовая формула (по II ряду):

________________________________________________________________

Функциональное состояние (по II ряду):

________________________________________________________________

Результаты пятого обследования

_________________________________________________________________

№№ п/п Красный (К) Синий (С)

Зеленый (З)

____________________________________________________________________________

__________

I

_________________________________________________________________

II

_________________________________________________________________

III

_________________________________________________________________

Цветовая формула (по II ряду):

________________________________________________________________

Функциональное состояние (по II ряду):

_________________________________________________________________

Заключение

|Функциональное состояние |ФН |ФР |ФВ |ФТ |АВ |АГ |

|Число повторений | | | | | | |

наибольшее число обвести кружком.

ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ

МЕТОДИКА 5.1

УРОВЕНЬ ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ

ЦЕЛЬ: определение уровня волевой регуляции в структуре монотонной

деятельности.

ОБОРУДОВАНИЕ: тестовый бланк, на котором в один ряд нарисованы контуры 15

кружков размером в однокопеечную монету, фломастер.

ИНСТРУКЦИЯ: закрась эти кружочки аккуратно, не выходя за контур.

ПРОЦЕДУРА: -Как нужно работать? - Аккуратно. - Начинай!

При индивидуальном обследовании работа заканчивается, как только

ребенок начинает проявлять небрежность или отказывается от работы.

При групповой организации можно попросить закрасить все кружки, но

при обработке результатов учитывать те, которые предшествовали первому,

небрежно закрашенному.

ОБРАБОТКА: I аккуратно закрашенный кружок - 1 балл. Максимальное

количество баллов - 15.

Выделяется 5 уровней волевой регуляции:

I - 15 баллов

II - 14-11 баллов

III - 10-7 баллов

IV - 6-4 балла

V - 3 и менее баллов

ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ

Фамилия, имя

Уровень выполнения

Возраст

знания .....................

Детское учреждение

Группа

Дата

МЕТОДИКА 5.2

ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

(Модификация методики Озерецкова)

ЦЕЛЬ: исследование утомляемости, врабатываемости, концентрации внимания.

ОБОРУДОВАНИЕ: две таблицы с тест-объектами: геометрические фигуры (знаки),

секундомер.

ИНСТРУКЦИЯ ОБСЛЕДУЕМОМУ: вычеркивай одной чертой сверху вниз кружочки в

каждой строке. Работай быстро и внимательно, старайся не пропускать.

Сделаешь одну строку, переходи ко второй и так далее. пока не выполнишь все

задание.

ПРОЦЕДУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ: на первой таблице каждые две минуты экспериментатор

отмечает чертой на листе количество просмотренных знаков. Фиксируется время

выполнения всего задания - 8 минут.

В конце экспериментального дня по второй таблице дается две минуты на

выполнение аналогичного задания для определения степени утомляемости

обследуемого.

ОБРАБОТКА: фиксируется количество пропущенных и неверно зачеркнутых знаков;

время, затраченное на выполнение задания за каждые 2 минуты и в целом.

Коэффициент продуктивности работы вычисляется по формуле:

где - число всех просмотренных знаков;

- число правильно зачеркнутых знаков;

- число пропущенных или неверно

зачеркнутых знаков.

Уровни работоспособности:

I

II

III

IV

V

. ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ОБЩИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И УМЕНИЙ

(по Керну - Й.Ерасеку)

ЦЕЛИ: определение сформированности общих представлений как степени

подготовленности к школьному обучению и прогнозированию школьной

успеваемости;

выявление уровня развития тонкой моторики рук, зрительно-двигательной

координации, общего интеллектуального развития, усидчивости.

ОБОРУДОВАНИЕ: два теста-задания, ручка или карандаш.

ИНСТРУКЦИЯ ОБСЛЕДУЕМОМУ: сейчас ты будешь выполнять несколько заданий,

постарайся сделать все аккуратно и внимательно.

ПРОЦЕДУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ: на бланке дается возможность самостоятельного

рисования и образец 2-х заданий:

6.1. РИСОВАНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА.

6.2. СРИСОВЫВАНИЕ ТИПИЧНЫХ БУКВ.

6.3. СРИСОВЫВАНИЕ ГРУППЫ ТОЧЕК:

. . .

. . .

. . .

.

Результат каждого задания оценивается по 5-ти уровневой системе.

6.1. РИСОВАНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА

ИНСТРУКЦИЯ ОБСЛЕДУЕМОМУ: нарисуй человека. После инструкции по заданию

никаких пояснений, помощи или привлечения внимания к недостаткам и ошибкам

не допускается.

ОЦЕНКА рисунка ребенка.

I уровень - нарисованная фигура должна иметь голову, туловище,

конечности. Голова соединяется с шеей и не должна быть больше туловища. На

голове есть волосы (они могут быть закрыты головным убором), уши. На лице

должны быть глаза, рот, нос. Руки должны заканчиваться пятипалой кистью.

Ноги внизу отогнуты. Фигура должна иметь одежду. Фигура должна быть

нарисована контурным способом без отдельных частей.

II уровень - выполнение всех требований, перечисленных ранее, при

отсутствии шеи, волос, одного пальца руки, наличие синтетического способа

рисования (все части отдельно).

III уровень - фигура имеет голову, туловище, конечности. Руки или

ноги, или и то и другое нарисованы двумя линиями. Допускается отсутствие

шеи, волос, ушей, одежды, пальцев, ступней.

IV уровень - примитивный рисунок с головой и туловищем. Конечности

нарисованы только одной линией каждая.

V уровень - отсутствует четкое изображение туловища или нарисованы

только голова и ноги. Каракули.

ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ

Фамилия, имя

Уровень выполнения

Возраст

знания .....................

Детское учреждение

Группа

Дата

6.2. СРИСОВЫВАНИЕ ПРОПИСНЫХ БУКВ

ИНСТРУКЦИЯ ОБСЛЕДУЕМОМУ: посмотри и напиши ниже то, что здесь написано.

Постарайся написать так же.

ОЦЕНКА выполнения задания:

I уровень - хорошо, разборчиво скопирован образец. Размер букв превышает

размер букв образца не более, чем в 2 раза. Первая буква по высоте

соответствует прописной букве. Буквы четко связаны в два слова,

скопированная фраза отклоняется от горизонтали не более, чем на 30

градусов.

II уровень - разборчиво скопирован образец, однако размер букв и соблюдение

горизонтальной линии не учитывается.

III уровень - явная разбивка на две части; можно понять хотя бы 4 буквы

образца.

IV уровень - с образцом совпадают 2 буквы; соблюдена строка надписи.

V уровень - каракули.

ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ

Фамилия, имя

Уровень выполнения

Возраст

знания .....................

Детское учреждение

Группа

Дата

6.3. СРИСОВЫВАНИЕ ГРУППЫ ТОЧЕК

ИНСТРУКЦИЯ ОБСЛЕДУЕМОМУ: здесь нарисованы точки. Нарисуй их так же справа.

ОЦЕНКА результатов выполнения задания:

I уровень - точки правильно скопированы. Допускается незначительное

отклонение одной точки от строки или колонки; уменьшение образца и

увеличение его не более чем вдвое. Рисунок должен быть параллельным

образцу.

II уровень - число и расположение точек соответствует образцу. Можно не

учитывать отклонение не более трех точек на половину величины зазора между

строками.

III уровень - рисунок в целом соответствует образцу, не превышая его по

ширине и высоте более чем вдвое. Число точек может не соответствовать

образцу, но их не должно быть более 20 и меньше 7. Допускается любой

разворот, даже на 180 градусов.

IV уровень - контур рисунка не соответствует образцу, но состоит из точек.

Размеры образца и число точек не соблюдены.

V уровень - каракули.

ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ

Фамилия, имя

Уровень выполнения

Возраст

знания .....................

Детское учреждение

Группа

Дата

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ОБЩИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И УМЕНИЙ

|Задания |VII.1 |VII.2 |VII.3 |

|Уровни | | | |

|Уровень сформированности |VII.1 + VII.2 +VII.3 |

|общих представлений и умений |3 |

7.1. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

(Диагностическая беседа)

ОБОРУДОВАНИЕ: бланк протокола-теста

- Как тебя зовут?

- Назови свою фамилию.

- Ой, какой ты взрослый!

- Скоро пойдешь в школу?!

СОДЕРЖАНИЕ БЕСЕДЫ:

1. Ты хочешь учиться?

2. Почему (хочешь, не хочешь)?

3. Где ты хочешь учиться?

4. Когда ты пойдешь в школу?

5. Как ты готовишься к школе? Расскажи.

6. Кто тебя будет учить?

7. Чему тебя научит учительница?

8. Чем ты будешь заниматься дома, когда станешь школьником?

9. Кто тебе будет помогать в учебе дома?

10. Кому ты будешь помогать в школе?

11. Ты любишь, когда тебя хвалят?

12. Кто тебя будет хвалить, когда ты станешь школьником?

13. Что тебе нужно будет делать, чтобы тебя похвалили?

14. Как ты хочешь учиться?

15. Как ты будешь вести себя в школе? Расскажи.

Для интерпретации результатов предлагается следующая таблица:

4. СВЕДЕНИЯ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ СОСТОЯНИЯ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К

ШКОЛЕ

По итогам обследования необходимо отметить:

- основные нарушения в психическом развитии ребенка;

- основные сохраненные стержневые особенности личности ребенка;

- своеобразие психического развития личности ребенка и его индивидуальные

возможности;

-ведущие коррекционно-оздоровительные условия для развития сохранно психо-

физиологических функций;

- перспективные психолого-педагогические возможности социальной коррекции и

интеграции личности ребенка.

Нарушения речи фиксируются в процессе обследования ребенка.

По результатам диагностики готовности к обучению в школе можно

рекомендовать следующее:

а) записать ребенка в первый класс;

б) отсрочить начало обучения на один год;

в) перевести ребенка в специальную группу детского сада или школьный

класс выравнивания;

г) направить на методико-педагогическую комиссию;

д) осуществлять индивидуальный подход к ребенку с учетом тех или

иных выявленных особенностей его подготовки.

ГЛАВА 2

ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

2.1 Организация и проведение диагностического обследования на предмет

готовности к школе

Диагностика готовности к школе проводилась нами на базе детского сада

"Ромашка" села Малые Ягуры в октябре 1998 года.

Нами было обследовано 20 детей подготовительной группы по системе

методик для проведения обследования готовности ребенка к школьному

обучению, описанных нами выше.

До начала психологической диагностики мы тщательно ознакомились с

характеристикой на каждого ребенка, продуктами деятельности детей.

В результате диагностики мы получили следующие результаты: общий

уровень готовности обследованных детей - средний - 55 %, высокий уровень

готовности к школьному обучению на момент обследования показала только одна

девочка - Пустовит Снежана, это благодаря тому, что ей уделялось внимание

дома, с ней занималась бабушка и родители. Детский сад был открыт только в

сентябре после длительного ремонта. У Снежаны средний уровень памяти,

фонематического слуха и эмоций, уровень мышления, воли, представлений и

умений, а так же мотивационная готовность высокая. Очень низкий уровень

готовности к школьному обучению у двух детей: Дубовик Виктора и Ткаченко

Ивана. Обоим мальчикам по пять лет. Очень низкий уровень готовности связан

также с тем, что дома эти дети принадлежат сами себе, оба этих мальчика из

неблагополучных семей (родители страдают алкоголизмом) они не получают

никакого внимания со стороны взрослых. У Ткаченко Вани все, без исключения

показатели очень низкие. Когда проводилось обследование, он не проявлял

никакого интереса, очень трудно было удержать его внимание, он постоянно

отвлекался к играющим детям. Низкий уровень готовности показали 6 человек:

- Жданова Алина (низкий уровень развития памяти, фонематического слуха,

эмоционального статуса, представлений и умений, а также мотивации);

- Зубченко Виталий ( очень низкий уровень фонематического слуха);

- Ламонос Роман ( низкий уровень мышления, воли, представлений, умений и

мотивационной сферы);

- Нерсисян Наира (низкий уровень мышления, памяти, фонематического слуха,

воли, представлений и умений, мотивации), это связано с возрастом, ей

только 5 лет, а также с тем, что она мало общалась с русскими детьми и

сейчас ей приходится трудно, хотя воспитатели и помогают, она плохо говорит

по-русски;

- Петренко Евгений был предоставлен сам себе, дома с ним никто не

занимался, родители заняты "добыванием денег";

- Хлопоня Алексей ( низкий уровень развития мышления, фонематического

слуха, а также мотивационной готовности).

Общий уровень мышления, памяти, фонематического слуха, эмоций -

средний; воли, представлений и умений, мотивации - низкий. [ смотри карту

готовности]

Уровень готовности к школьному обучению можно увидеть на диаграмме.

2.2 Психокоррекционные мероприятия для детей, имеющих средний и низкий

уровень развития

После проведения диагностического обследования на предмет готовности

к обучению в школе мы руководствовались комплексом коррекционных

мероприятий для детей, имеющих средний и низкий уровни развития. Предлагаем

методические рекомендации родителям и педагогам, направленные на развитие

памяти, мышления, речи, произвольной сферы и внимания. Эти же задания могут

быть использованы и для первичной диагностики уровня развития детей.

Наша задача состоит не в том, чтобы удалить, устранить нежелательные

недостатки, а в том, чтобы выявить и устранить их причину. Корректировать

надо не следствие, а причину - это главный принцип, который должен

регулировать практическую работу с ребенком.

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ.

Специалисты различают кратковременную и долговременную память, а

также виды памяти в зависимости от характера запоминания материала:

моторную, зрительную, вербальную и логическую. Однако выделить их в чистом

виде довольно сложно и возможно только в искусственных условиях, т.к. в

реальной деятельности, в том числе и в учебной, они выступают в единстве

или в определенных сочетаниях, например: для развития зрительно-моторной и

зрительной памяти необходимо организовать работу ребенка по образцу,

которую следует осуществлять по следующим этапам: сначала ребенок работает

с постоянной зрительной опорой на образец, затем время рассматривания

образца постепенно сокращается по 15-20 секунд, в зависимости от сложности

предлагаемой работы, но так, чтобы ребенок успел рассмотреть и запечатлеть

образец. [5]. Эти виды упражнений целесообразно проводить на таких видах

деятельности: рисование, лепка, списывание с доски, работа с конструктором,

рисование узоров по клеточкам. Кроме того, дети всегда с удовольствием

выполняют задания следующего типа: им предъявляется на определенное время

какая-либо сюжетная картинка, содержание которой они должны детально

изучить и потом воспроизвести по памяти. Затем предъявляется похожая

картинка , в которой не достает каких-либо деталей или напротив, появляются

лишние изображения. Эти отличия и должны уловить дети.

Для развития вербально-моторной памяти целесообразно использовать

упражнения, приведенные выше для зрительно-моторной памяти, с применением

вместо наглядного образца словесного описания или инструкции предлагаемой

деятельности. Например, Вы просите ребенка выполнить с помощью конструктора

предложенное задание без обращения к образцу, а по памяти: воспроизвести

какой-либо рисунок по словесному описанию и т.д.

Для развития логической памяти рекомендуется использовать следующие

задания и упражнения:

Вы читаете ребенку набор слов (10-15), которые можно разбить на

группы по различным признакам (посуда, одежда, животные и т.д.), а затем

попросить назвать слова, которые он запомнил. [17]

Характер воспроизведения будет свидетельствовать о том, насколько

сформированы у ребенка механизмы обобщения, являющиеся базой для развития

логической памяти.

Усложняя задание, можно предложить детям для запоминания какой-либо

рассказ с четко выделенными смысловыми блоками.

Как уже отмечалось выше, для детей 6-7 лет более естественно

запоминание такого материала, который включен в игровую деятельность.

Поэтому, работая с предложенными выше заданиями, желательно использовать

игровые приемы, например включая сюжетные игры про разведчиков,

космонавтов, бизнесменов и др.

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ.

К моменту поступления в школу у ребенка 6-7 лет уже должно быть

сформировано наглядно-действенное мышление, которое является необходимым

базисным образованием для развития мышления наглядно-образного,

составляющего основу успешного обучения в начальной школе. Кроме того, у

детей этого возраста должны существовать элементы логического мышления.

Таким образом, на этом возрастном этапе у ребенка развиваются разные виды

мышления, способствующие успешному овладению учебной программой.

Для развития наглядно-действенного мышления самым эффективным

способом является предметно-орудийная деятельность, которая наиболее полно

воплощается в деятельности конструирования.

Развитию наглядно-образного мышления способствуют следующие виды

заданий: вышеописанная работа с конструкторами, но уже не по наглядному

образцу, а по словесной инструкции, а также по собственному замыслу

ребенка, когда он прежде должен придумать объект конструирования, а затем

самостоятельно его реализовать.

Развитие этого же вида мышления достигается с помощью включения детей

в разнообразные сюжетно-ролевые и режиссерские игры, в которых ребенок сам

придумывает сюжет и самостоятельно воплощает его.

Неоценимую помощь в развитии логического мышления окажут такие

упражнения:

а) "Четвертый лишний": задание предполагает исключение одного

предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных трех.

б) придумывание недостающих частей рассказа, когда одна из них

пропущена (начало события, середина или конец). Наряду с развитием

логического мышления составление рассказов имеет чрезвычайно важное

значение и для развития речи ребенка, обогащение его словарного запаса,

стимулирует воображение и фантазию.

Упражнения со спичками или палочками (выложить фигуру из

определенного числа спичек, перенести одну из них с тем, чтобы получилось

другое изображение: соединить несколько точек одной линией, не отрывая

руки) помогают также развитию пространственного мышления.

РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ.

Как показывает практика, дети 6-7 лет, приходящие в школу, к

сожалению, имеют крайне низкий уровень развития моторных навыков, что очень

ярко проявляется в неумении начертить прямую линию, написать печатную букву

по образцу, вырезать из бумаги и аккуратно вклеить, рисовать. Нередко

оказывается, что у детей этого возраста не сформирована координация и

точность движений, многие дети не владеют своим телом.

Многочисленные психологические исследования показывают, что

существует прямая зависимость между развитием этих навыков и уровнем общего

психического и интеллектуального развития ребенка.

В качестве упражнений на развитие моторики можно предложить следующие

задания:

а) нарисовать простой узор (рисунок 1)

б) поиграть в игру "трудные виражи". Игра начинается с того, что Вы

рисуете дорожки разной формы, в одном конце которых - машина, а в другом -

дом (рисунок 2). Потом говорите ребенку: "Ты - водитель и тебе надо

провести свою машину к дому. Дорога, по которой ты поедешь, не простая.

Поэтому будь внимательным и осторожным". Ребенок должен карандашом, не

отрывая руки, "проехать" по изгибам дорожек.[27]

Для развития такой моторики существует множество разнообразных

упражнений и игр. Это прежде всего работа с конструкторами, рисование,

лепка, выкладывание мозаик, аппликация, вырезывание.

С целью развития общей координации и точности движений можно

предложить детям следующие игры и соревнования:

а) игра "Съедобное-несъедобное", а также любые игры и упражнения с

мячом;

б) игра "Зеркало": ребенку предлагается быть зеркалом и повторять все

движения взрослого (как отдельные движения, так и их последовательность);

роль ведущего может быть передана ребенку, который сам придумывает

движения;

в) игра в "Тир": попадание в цель различными предметами (мячом,

стрелами, кольцами и др.). Это упражнение способствует развитию не только

координации движений и их точности, но и глазомера.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

Развитый фонематический слух является необходимой предпосылкой для

успешного овладения ребенком чтением, письмом и в целом служит неприменным

условием обучения грамоте. Поэтому ранняя диагностика сформированности

фонематического слуха является необходимой для своевременного устранения

возможных его дефектов.

Как правило, эту функцию диагностики выполняет логопед. Поэтому при

выявлении каких-либо нарушений фонематического слуха у ребенка вся

последующая коррекционная работа должна проводиться в тесном сотрудничестве

со специалистами этого профиля.

РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ.

Одним из основных показателей готовности ребенка к школе является

развитие у него произвольности, что обеспечивает полноценное

функционирование всех психических функций и поведения в целом.

Дети с недостаточно сформированной произвольностью хуже включаются в

процессе обучения, и даже при нормальном уровне интеллектуального развития

такие школьники могут попасть в группу неуспевающих. Поэтому развитию

произвольности целесообразно уделять особое внимание.

Развитие произвольности - многокомпонентный процесс, требующий

обязательного формирования целостной системы осознанной саморегуляции.

Наиболее эффективной деятельностью по развитию произвольности служит

продуктивная деятельность, в первую очередь - конструирование.

Первым этапом формирования произвольности является обучение работе по

образцу. Приступая к работе, нужно сначала попросить ребенка внимательно

рассмотреть, изучить дом, который ему надлежит собрать из кубиков

самостоятельно. После этого взрослый процент ребенка приступить к

строительству и наблюдает за характером и последовательностью этой работы.

Если ребенок допускает ошибки при сборки, то с ним нужно

проанализировать причины, которые привели к ошибкам конструирования и после

этого попросить ребенка внести необходимые коррективы.

Конструирование по наглядному образцу - первый этап формирования

произвольности. Дальнейшее совершенствование произвольной саморегуляции

осуществляется путем целенаправленного усложнения условий деятельности. На

следующем этапе ребенку предлагается аналогичная работа, в которой образцом

будет служить не реальная постройка, а рисунок дома. При этом возможны два

варианта изображения:

а) полное, когда на схематическом рисунке представлены все образующие

постройку детали;

б) контурное - без детализации.

Последующее усложнение предполагает конструирование по словесному

описанию, а затем и по собственному замыслу. В последнем случае ребенок

перед началом работы должен подробно описать особенности задуманной

постройки.

Одним из распространенных упражнений по развитию произвольности,

максимально приближенных к условию учебной деятельности, служит

"Графический диктант", который предполагает два условия выполнения задания:

1) ребенку предлагается образец геометрического узора, выполненный на

бумаге в клетку; ребенка просят воспроизвести предложенный образец и

самостоятельно продолжить точно такой же рисунок (рисунок 3)

2) аналогичная работа предлагается для выполнения на слух, когда

взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и

их направления (вправо влево, вверх - вниз)

При недостаточном запасе знаний очень важно стимулировать интерес

ребенка к окружающему, фиксировать его внимание на том, что он видит на

прогулке, во время экскурсий. Надо приучать его рассказывать о своих

представлениях, такие рассказы необходимо заинтересованно выслушивать, даже

если они односложны и сбивчивы. Полезно задавать дополнительные вопросы,

стараться получать более подробный и развернутый рассказ. Родителям мы

советуем почаще читать ребенку детские книги, водить в кино, обсуждать с

ним прочитанное и увиденное.

При несформированности положительного отношения к школе необходимо

уделить ребенку как можно больше внимания. Общение с ним должно строиться

не в школьной, а в дошкольной форме. Оно должно быть непосредственным,

эмоциональным. От такого ученика нельзя строго требовать соблюдения правил

школьной жизни, нельзя ругать и наказывать его за их нарушения. Это может

привести к проявлению стойкого отрицательного отношения к школе, учителю,

учению. Необходимо дождаться пока ребенок сам, наблюдая за другими детьми,

придет к правильному осознанию своего положения и вытекающих из него

требований к поведению.

- Для повышения уровня развития мышления и речи очень большое

значение имеет участие ребенка в коллективных играх во внеурочное время.

Нужно чаще поручать ему выполнение ролей, требующих принятие каких-либо

решений, активного речевого общения с другими детьми.

- Не надо стараться "натренировать" ребенка на выполнение в понимание

заданий типа тех, которые приведены в методиках. Это даст лишь видимость

успеха, а при столкновении с любым новым для него заданием он окажется

также бесполноценным, как раньше.

- При "низком" уровне развития мышления и речи необходимо с самого

начала обучения дополнительные индивидуальные задания, направленные на

более полное усвоение учебной программы. В дальнейшем ликвидировать

образовавшиеся пробелы будет труднее. Полезно увеличить объем

пропедевтических знаний (особенно по математике). При этом не нужно

торопиться с выработкой навыков: работать над пониманием материала, а не

над скоростью, точностью и безошибочностью ответов на вопросы или

выполнения каких-либо действий.

- Недостаточный уровень развития образных представлений - одна из

частых причин трудностей в учебе не только 6-7 летний детей, но и

значительно позже (вплоть до старших классов). Вместе с тем, период их

наиболее интенсивного формирования приходится на дошкольный и начало

младшего школьного возраста.

Поэтому, если у ребенка, поступающего в школу, имеются недостатки в

этой области, то их надо постараться как можно скорее компенсировать.

- Для развития образных представлений чрезвычайно большое значение

имеет изобразительная и конструктивная деятельность. Нужно во внеурочное

время стимулировать занятия рисованием, лепкой, аппликацией,

конструированием из строительного материала и различных конструкций.

Полезно давать аналогичные домашние задания: нарисовать картинку, собрать

простую модель для конструктора и т.п. В подборе заданий можно опираться на

"Программу воспитания в детском саду".

- Очень важно привить ребенку веру в свои силы, не допустить

возникновения заниженной самооценки. Для этого надо почаще хвалить его, не

в коем случае не ругать за допущенные ошибки, а только показывать как их

исправить, чтобы улучшить результат.

- При недостаточном уровне развития мелких движений полезны те же

виды деятельности, что и для развития образных представлений

(изобразительная, конструктивная). Можно нанизывать бусы, застегивать и

расстегивать пуговицы, кнопки, крючки (эти действия охотно совершаются

детьми в процессе игры с куклой: ее раздеванием перед "укладыванием спать",

одеванием для "прогулки" и т.п.)

- Для развития крупных движений важно добиваться повышения

двигательной активности. Не нужно привлекать ребенка к участию в спортивных

соревнованиях - неудачи могут окончательно отпугнуть его от физкультуры. В

этом случае гораздо полезнее занятия не содержащие соревновательных

элементов: физкультурная зарядка, шуточные игры типа "Каравай", "Баба сеяла

горох" и т.п. Родителям следует почаще играть с ребенком в мяч, вместе

кататься на лыжах и т.п. Очень полезны занятия плаванием.

2.3. Результаты повторной диагностики

Повторное обследование готовности к школе было проведено в апреле

1999 года. Были получены следующие результаты:

очень высокий результат готовности к школьному обучению получила

Пустовит Снежана. При первичной диагностике у нее был средний уровень

развития памяти, фонематического слуха и эмоций; при повторной диагностике

у нее выявился очень высокий уровень памяти, высокий уровень

фонематического слуха, высокий уровень эмоций.

По диаграмме [см. приложение ] видно, что половина детей

подготовительной группы имеет высокий уровень готовности к обучению в

школе.

35 % детей подготовительной группы имеют средний уровень готовности к

школе.

И два человека (10 %) имеют низкий уровень готовности к школьному

обучению. Но по сравнению с результатами первичной диагностики их общий

уровень повысился.

СРАВНИ:

Дубовик Виктор показал низкий уровень мышления и остальные показатели

были очень низкие. После проведения коррекционной программы, благодаря

педагогам и воспитателям общий уровень мышления, памяти, эмоций у него

средний.

У Ткаченко Ивана все показатели были очень низкие, после коррекции -

низкие.

Родителям этих двух детей мы посоветовали отложить поступление в

школу на один год. За этот год дети окрепнут физически, а педагоги,

воспитатели, будут заниматься с ними, психолог возьмет их под свой

контроль.

В результате проведения коррекционной работы мы получили следующие

результаты в обследуемой группе:

- повысилась сформированность мотивационной сферы (сравни: низкий -

высокий). Это говорит о том, что дети идут в школу не только с желанием, но

и осознанию.

- повысился уровень интеллектуальной сферы (сравни: средний -

высокий). У детей повысился уровень развития познавательных способностей и

сформировались необходимые навыки для учебной деятельности.

- в результате диагностики, проведенной в октябре был обнаружен

низкий уровень развития речи и представлений и умений, плохо бала развита

мелкая моторика рук. Поэтому в процессе коррекционной работы особое

внимание уделялось развитию речи и мелкой моторики рук. Уровень развития

при повторной диагностике повысился.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема готовности детей к обучению в школе - это не только научная,

но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача,

еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит

многое, в конечном счете судьба детей, их настоящее и будущее.

Критерии готовности или неготовности к школьному обучению связаны с

психологическим возрастом ребенка, который отсчитывается не по часам

физического времени, а по шкале психологического развития. Эту шкалу тоже

надо уметь читать: понимать принципы ее составления, знать точки отсчета,

размерность.

В своей работе мы ставили цель- выявить уровень готовности

дошкольников к обучению и провести коррекционно-развивающие мероприятия по

повышению уровня развития.

Была использована комплексная программа диагностики детей дошкольного

возраста к школьному обучению. Готовность определилась по следующим

параметрам:

- мотивационный;

- интеллектуальный;

- языковой;

- социальный.

На основании полученных результатов возникла необходимость в создании

коррекционно-развивающих мероприятий для повышения уровня готовности к

школьному обучению. Основной целью явилось целенаправленное использование

игровой деятельности, формирующей необходимые предпосылки для комплексной

подготовки к обучению детей в школе.

В результате проделанной работы мы увидели, что к концу учебного года

общий уровень готовности детей экспериментальной группы повысился. Такие

результаты мы смогли получить при совместной работе с педагогами,

воспитателями и родителями.

Работая по этой программе мы пришли к выводам:

- во-первых, обследование детей необходимо для школы и для детей, для их

успешного обучения;

- во-вторых, обследование детей необходимо начинать раньше, тогда эта

работа будет более эффективной, потому что, мало констатировать

неготовность ребенка к обучению в школе, необходимо еще брать на учет и в

течение года наблюдать и контролировать его развитие.

В дальнейшей своей работе мы планируем углубить и расширить

коррекционно-развивающие мероприятия, с использованием элементов

психодраммы и проведение совместных занятий с родителями.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сб. науч.

трудов./Редкол.: Н.Н.Педъяков и др. - М: АПН СССР, 1985г.

2. Белова Е. Размышления перед школой: (Советы родителям) // Дошкольное

воспитание, - 1994 г., - №8, стр. 80-83.

3. Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное

воспитание, - 1995, - №8, стр. 66-74.

4. Говорова Р., Дьяченко О, Цеханская Л. Игры и упражнения для развития

умственных способностей у детей//Дошкольное воспитание, 1988, №5, стр.17-

25.

5. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция

его неблагоприятных вариантов: Методические разработки для школьного

психолога. / Под ред. В.В.Слободчикова, вып.2,-Томск, 1992г.

6. Гуцалюк Л.Б.Занятия по подготовке детей к школе.//Начальная школа,

1994г., №4, стр.11-13

7. Детская картина мира: программа обучения и воспитания детей 6-7 лет//

Дошкольное воспитание, 1994г.,№6, стр.27-31.

8. Дьяченко О, Варенцова Н. Основные направления работы по программе

"Развитие" для детей подготовительной к школе группы (седьмой год жизни)

// Дошкольное воспитание, 1994г.,№10,стр. 38-46.

9. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в

школе. М, Педагогика, 1991г.

10. Кравцова Е., Кравцов Г. Готовность к школе // Дошкольное воспитание,

1991, №7, стр. 81-84.

11. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая

готовность к школе. - М, Знание, 1987г.

12. Кузнецова А., Алиева А., Заушницкая А. Подготовка детей к обучению в

школе// Дошкольное воспитание, 1989г., №8, стр. 50-54.

13. Мухина В. Что такое готовность к учению? // Семья и школа., 1987г, №4,

стр.25-27.

14. Немов Р.С. Психология. - М, Просвещение, 1995г., т.2.

15. Немов Р.С. Психология. - М, Просвещение, 1995г.,т.3.

16. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред.

Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. - М, "Педагогика", 1988г.

17. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании - М,

"Владос", 1995г.

18. Рыбина Э. Готов ли ребенок к школьному обучению? //Дошкольное

воспитание. 1995г, №8, стр.25-28.

19. Свеженцова Г.М. Подготовка детей к школе// Начальная школа, 1994г., №5,

стр. 67-69.

20. Ульенкова У. Формирование общей способности к учению у шестилетних

детей.// Дошкольное воспитание, 1989г, №3, стр.53-57.

21. Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы

исследования - К., Освита, 1992г.

22. Эльконин Д.Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до 7

лет)- М: Учпедгиз, 1960г.

Страницы: 1, 2


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ