Проблема связи латеральеых профилей с индивидуальными различиями человека (в дифференциальной психофизиологии)
Проблема связи латеральеых профилей с индивидуальными различиями человека (в дифференциальной психофизиологии)
На правах рукописи
МОСКВИН Виктор Анатольевич
ПРОБЛЕМА СВЯЗИ ЛАТЕРАЛЬНЫХ ПРОФИЛЕЙ
С ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ РАЗЛИЧИЯМИ ЧЕЛОВЕКА
(в дифференциальной психофизиологии)
19.00.02 - Психофизиология
А В Т О Р Е Ф Е Р А Т
диссертации на соискание ученой степени
доктора психологических наук
Уфа –
2002
Работа выполнена на кафедре общей психологии Оренбургского
государственного университета
Научные консультанты: - доктор психологических
наук,
профессор Е.Д. Хомская,
- доктор медицинских наук,
профессор А.П. Чуприков
Официальные оппоненты: - доктор психологических наук,
профессор А.М. Черноризов
-
доктор медицинских наук,
профессор С.А. Лобанов
-
доктор биологических наук,
профессор З.А. Янгуразова
Ведущая организация - Психологический
институт РАО
Защита состоится «14» мая 2002 г. в 10 часов
на заседании диссертационного Совета Д - 212.013.07 по защите
диссертаций на соискание ученой степени доктора психологических
наук при Башкирском государственном университете по адресу:
450074, г. Уфа-74, ул. Фрунзе, 32.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Башкирского
государственного университета.
Автореферат разослан: « 10 » апреля 2002 г.
Ученый секретарь
диссертационного Совета,
кандидат психологических наук, доцент
Э.Г. Аминев
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. В психофизиологии в настоящее время
проведено большое число исследований по разработке концепции об
иерархической организации субъективной реальности человека (Б.Г.
Ананьев, 1977; Ю.И. Александров, 1997; В.В. Белоус, 1996; Э.А. Голубева,
1990, 1993; Н.Н. Данилова, 1992, 1998; В.Д. Небылицин, 1976; В.С. Мерлин,
1986; В.М. Русалов, 1979; и др.). Изучена вероятностная организации
центральных механизмов речи (Г.А. Аминев, 1972), исследованы
индивидуальные различия в психофизиологии цветового зрения (Ч.А. Измайлов,
Е.Н. Соколов, А.М. Черноризов, 1989), многоуровневые коды индивидуальных
различий памяти (Э.Г. Аминев, 1996), индивидуальные особенности
микроэлементного обеспечения в многоуровневой системе индивидуальности
(Т.Б. Великжанина, 1998), проведен психофизиологический анализ жизненных
ритмов иерархической индивидуальности (Р.Г. Фаизова, 1999) и др. Вместе с
тем, существует необходимость дальнейшей разработки дифференциальной
психофизиологии с учетом особенностей межполушарных отношений.
Функциональные асимметрии мозга человека (ФАМ) давно привлекают внимание
специалистов разных научных школ (Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова, 1981,
1988; Т.А. Доброхотова, Н.Н. Брагина, 1991, 1994; В.М. Мосидзе, Р.С.
Рижинашвили, З.В. Самадашвили, Р.И. Турашвили, 1977; Е.Д. Хомская, 1987;
Е.Д. Хомская, Н.Я. Батова, 1998; А.П. Чуприков, А.Н. Линев, И.А.
Марценковский, 1994; и др.). Важной эта проблема является и для
дифференциальной психофизиологии (В.В. Суворова, 1975; В.В. Суворова, М.А.
Матова, З.Г. Туровская, 1988; М.К. Кабардов, М.А. Матова, 1988; М.К.
Кабардов, 2001; С.А. Изюмова, 1995; Е.П. Ильин, 2001).
Выделение психофизиологии как самостоятельной дисциплины было
проведено основателем нейропсихологии А.Р. Лурия (1973а). Он отмечал
также необходимость разработки собственных нейропсихологических
(естественнонаучных) подходов к проблеме индивидуальных различий (А.Р.
Лурия, 1984). Методики диагностики латеральных признаков (или проявлений
"парциального левшества" по А.Р. Лурия) позволяют исследовать
особенности мозговой локализации высших психических функций человека и
использовать эти методики по отношению к здоровым людям.
В последние годы был выполнен целый ряд работ, направленных на поиск
связи разных признаков и показателей асимметрии человека с его
индивидуально-психологическими особенностями (Л.Л. Шмакова, С.Е.
Волошенко, 1983; В.Н. Клейн, В.А. Москвин, А.П. Чуприков, 1986; Т.К.
Чернаенко, Б.В. Блинов, 1988; Е.Д. Хомская, Ф.М. Гасимов, 1994; Е.Д.
Хомская, И.В.Ефимова, Е.В.Будыка, Е.В.Ениколопова, 1997; и др.).
Особенности межполушарной организации мозга и определяемые ею
индивидуальные различия в когнитивных стилях подтверждены и зарубежными
исследователями (P. Bacan, 1971; D. Galin, R. Ornstein, 1974; S. Arndt, D.
Berger, 1978; L. Smokler, J. Sherwin, 1979; D. Charman, 1979; N.Sakano,
1982; C. Mascie-Tailor, 1981; E. Harburg, P.Roeper, F.Ozgoren, A.Fildstain,
1981; W. Montgomery, G. Jones, 1984; J. Shattel-Nauber, J. O'Reilly,
1983; и др).
В настоящее время в психологии сложилось новое направление, которое
занимается изучением корреляций латеральных признаков человека с
индивидуальными особенностями (В.А. Москвин, 1988, 1990; Е.Д. Хомская,
1996). Его можно рассматривать как нейропсихологию нормы или же, как
психофизиологический подход к проблеме индивидуальных различий с учетом
функциональных асимметрий человека.
Ряд авторов считает, что "современная нейропсихология, взятая в
полном объеме своей проблематики, ориентирована на изучение мозговой
организации психической деятельности не только в патологии, но и в норме.
Последнее фактически приводит к слиянию нейропсихологии с
психофизиологией" (Т.М. Марютина, О.Ю. Ермолаев, 1997, с. 5). Эти авторы
также отмечают, что "современная психофизиология как наука о
физиологических основах психической деятельности и поведения, представляет
собой область знания, которая объединяет физиологическую психологию,
физиологию ВНД, "нормальную" нейропсихологию и системную психофизиологию"
(Т.М. Марютина, О.Ю. Ермолаев, 1997, с. 6). Таким образом, можно
считать, что нейропсихология индивидуальных различий, дифференциальная
психофизиология и психология индивидуальности являются разными
сторонами одной и той же области знаний. Это позволяет говорить о том,
что данное исследование выполнено на стыке этих дисциплин.
Проблема функциональных асимметрий мозга (ФАМ) в настоящее время
активно разрабатывается специалистами различных областей науки, в том
числе она вызывает большой интерес и у представителей дифференциальной
психофизиологии (Э.А. Голубева, 1993; Н.Н. Данилова, 1992, 1998; В.В.
Суворова, 1975; В.В. Суворова, М.А. Матова, З.Г. Туровская 1988; С.А.
Изюмова, 1995; Е.П. Ильин, 2001; М.К. Кабардов, 2001; и др.).
В свое время Б.Г. Ананьев также указывал на наличие проблемы
связи ФАМ с индивидуальными различиями и выделял два класса
индивидных свойств (возрастно-половых и индивидуально-типических). Он
считал, что "во второй класс входят конституциональные особенности
(телосложение и биохимическая индивидуальность), нейродинамические
свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших
полушарий (симметрии - асимметрии, функционирования парных рецепторов и
эффекторов)" (Б.Г. Ананьев, 1977, с. 209). Известный специалист в
области дифференциальной психофизиологии В.М. Русалов (1979) также
отмечает необходимость исследования связи ФАМ с индивидуальными
различиями (считая, однако, это задачей нейропсихологии).
Разработка проблемы функциональных асимметрий мозга продолжается
уже не одно десятилетие, тем не менее, она все еще далека от своего
окончательного разрешения, что связано с рядом теоретических и
методических трудностей. Несмотря на имеющиеся сложности, проблема
исследования особенностей ФАМ человека имеет большую актуальность для
дифференциальной психофизиологии с целью получения новых данных,
которые могут быть использованы при решении дифференциально-
диагностических задач, для решения вопросов профориентации и
профотбора, для оптимизации определенных видов деятельности, а также
для оптимизации учебного процесса.
Однако, если закономерные связи латеральных профилей с некоторыми
психическими процессами (например, когнитивными, регуляторными, а также
со стилями эмоционального реагирования) уже установлены (В.А. Москвин,
1990), то индивидуальные особенности временной перцепции, мнестических
и речевых функций человека (в связи с профилями латеральной
организации) все еще остаются малоисследованными. Если индивидуально-
психологические особенности праворуких с разными вариантами
латеральных профилей в определенной степени уже изучены (В.А. Москвин,
1990; Е.Д. Хомская, И.В. Ефимова, Е.В. Будыка, Е.В. Ениколопова, 1997), то
исследования индивидуальных особенностей леворуких с разными профилями
латеральности (в контексте возможной их связи с индивидуальными
характеристиками) до настоящего времени также отсутствуют. Не
разработанность указанных проблем и важность их решения для
дифференциальной психофизиологии и предопределило их значимость и
актуальность.
Цель исследования. Теоретически и экспериментально обосновать
взаимоотношения и взаимосвязь латеральных признаков и вариантов их
сочетаний с индивидуально-психологическими особенностями, исследовать
распространенность латеральных признаков в норме и в аномальных выборках,
рассмотреть причины генеза латеральных признаков и факторы, влияющие на
них; изучить связь латеральных признаков с индивидуальными особенностями
эргичности у праворуких и леворуких испытуемых, исследовать особенности
временной перцепции, мнестических и речевых функций (с учетом
показателей активности, произвольности - непроизвольности) у здоровых лиц
с разными вариантами индивидуальных профилей латеральности, исследовать
возможную связь латеральных профилей с особенностями процессов
цветовосприятия.
Задачи исследования. Для достижения названных целей предполагалось
решить следующие задачи:
1. Исследовать особенности распространенности латеральных признаков и
вариантов их сочетаний в разных профессиональных выборках (на примере
нормы).
2. Исследовать особенности распространенности латеральных признаков и
вариантов их сочетаний в аномальных выборках (на примере страдающих
олигофренией, у возбудимых психопатических личностей, у детей и
подростков, страдающих энурезом, у детей и подростков с тиками и
логоневрозами, у больных хроническим алкоголизмом, у подростков с
проявлениями наркозависимости, у цветоаномалов).
3. Найти экспериментальные подтверждения гипотезы о гетерогенности
факторов латерального предпочтения.
4. На основе корреляционно-факторного анализа выявить статистически
значимые связи вариантов латеральных профилей здоровых
леворуких мужчин с их индивидуально-психологическими
особенностями (с учетом возможной связи разных показателей пробы
А.Р. Лурия «перекрест рук» с параметром эргичности).
5. Выявить статистически значимые связи латеральных профилей с
особенностями временной перцепции в норме и патологии (у больных
хроническим алкоголизмом).
6. Исследовать особенности динамики эмоциональных состояний в процессе
изменений межполушарного взаимодействия у больных хроническим
алкоголизмом.
7. Выявить статистически значимые связи латеральных профилей с
некоторыми особенностями мнестических процессов (произвольного и
непроизвольного видов запоминания) в норме, опосредованного
запоминания по А.Р. Лурия.
8. Выявить статистически значимые связи латеральных профилей с
особенностями речевых функций (по данным дихотического
тестирования).
9. Выявить возможные корреляции мнестических и речевых функций с
другими индивидуально-психологическими особенностями здоровых
испытуемых.
10. Выявить статистически значимые связи латеральных профилей с
особенностями процессов цветовосприятия (на примере больных с
цветоаномалиями).
Объект исследования. В экспериментах приняли участие более трех
тысяч человека разного пола, разных возрастных групп и принадлежащих к
разным профессиональным выборкам, как в норме, так и при патологии. Более
подробно характеристики обследованных выборок представлены в главах
экспериментальных исследований. Индивидуальные латеральные особенности
исследовались с помощью "Карты латеральных признаков". Для выявления
индивидуально-психологических особенностей использовалась компьютерная
психодиагностика. Особенности речевой активности исследовались с помощью
процедуры дихотического тестирования. Достоверность результатов работы
обеспечивалась за счет большого объема экспериментального материала
и использования современных статистических методов анализа (А.П.
Кулаичев, 1999).
Предмет исследования - индивидуальные различия субъективной
реальности человека, обусловленные латеральными особенностями. Работа
является частью системных исследований латеральной индивидуальности
человека, разрабатываемой в рамках дифференциальной психофизиологии
кафедрой общей психологии Оренбургского государственного университета
совместно с факультетом психологии МГУ им. М.В. Ломоносова под
общим руководством проф. Е.Д. Хомской.
Гипотеза исследования. Рабочая гипотеза исследования исходила из
концепции об иерархической организации субъективной реальности (Б.Г.
Ананьев, 1977; Ю.А. Александров, 1997; В.В. Белоус, 1996; Э.А. Голубева,
1993; Н.Н. Данилова, 1992, 1998; В.Д. Небылицин, 1976; В.С. Мерлин,
1986; В.М. Русалов, 1979; Е.Д. Хомская, 1987, 1996; и др.) и
состояла в том, что в норме разные варианты профилей латеральной
организации должны иметь закономерные связи с особенностями активности
реализации ряда психических процессов (в частности, с особенностями
временной перцепции, с особенностями мыслительных, мнестических,
вербальных, речевых процессов, с индивидуальными особенностями процессов
цветовосприятия).
Альтернативой гипотезы является представление о том, что
индивидуальные профили латеральности у практически здоровых
испытуемых никак не связаны с индивидуальными особенностями реализации
психических процессов, а варианты латеральных профилей у леворуких
мужчин не имеют значимых корреляций с индивидуально-психологическими
особенностями (показателями эргичности).
На защиту выносятся следующие положения:
1. В выборках больных разных нозологий отмечается аномальное
распределение латеральных признаков и вариантов их сочетаний
(латеральных профилей).
2. Латеральные признаки имеют гетерогенную природу происхождения.
3. На примере унилатеральных леворуких мужчин показано, что
варианты латеральных профилей леворуких связаны с разными
индивидуально-психологическими особенностями (показателями
эргичности).
4. Диагностическое значение пробы А.Р. Лурия "перекрест рук" в
структуре латеральной организации унилатеральных леворуких
аналогично ее значению у праворуких.
5. Индивидуальные профили латеральности обнаруживают статистически
значимые корреляции с индивидуальными особенностями временной
перцепции в норме и при патологии.
6. Индивидуальные профили латеральности практически здоровых
испытуемых обнаруживают корреляции с индивидуальными
особенностями произвольного и непроизвольного запоминания, с
особенностями опосредованного запоминания.
7. Индивидуальные профили латеральности практически здоровых
испытуемых обнаруживают корреляции с индивидуальными
особенностями реализации речевой деятельности - более высокие
показатели коэффициента правого уха связаны с более высокими
показателями экстраверсии (эргичности).
8. Особенности процессов цветовосприятия (в виде цветоаномалий)
связаны с индивидуальными особенностями распределения латеральных
признаков.
Научная новизна. Впервые в рамках системно-субъектного подхода
(Б.Ф. Ломов, 1984; А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Б.В.Зейгарник, В.А.
Петровский, Е.В. Субботский, А.У. Хараш, Л.С. Цветкова, 1979; А.Г.
Асмолов, 1984, 1986; В.С. Мерлин, 1981, 1986; и др.) и в рамках такого
направления как дифференциальная психофизиология экспериментально
подтверждена гипотеза о гетерогенности факторов латерального предпочтения,
установлена закономерная связь вариантов латеральных профилей с
показателями эргичности, установлено диагностическое значение пробы А.Р.
Лурия "перекрест рук" в структуре латеральной организации как
праворуких, так и леворуких, предложена и экспериментально подтверждена
психофизиологическая модель динамики эмоциональных состояний при
воздействии этанола у больных хроническим алкоголизмом, установлена
закономерная связь индивидуальных профилей латеральности человека (с
учетом показателей пробы А.Р. Лурия «перекрест рук») с индивидуальными
стилями временной перцепции, с индивидуальными особенностями реализации
мнестических процессов и особенностями речевой активности у практически
здоровых лиц с учетом полового диморфизма, выявлена связь латеральных
признаков с особенностями аномалий цветовосприятия. Проведена
концептуальная разработка такого направления как дифференциальная
нейропедагогика, в рамках которого полученные данные могут быть
использованы для оптимизации образовательного процесса.
Теоретическое значение. Полученные результаты расширяют
теоретические познания в области дифференциальной психофизиологии (с
учетом свойств иерархической индивидуальности и латеральных особенностей
человека).
Практическое значение. Разработан способ диагностики индивидуальных
особенностей параметра «эргичности» у праворуких и леворуких испытуемых,
способы диагностики индивидуальных стилей временной перцепции, предложен
способ диагностики алкогольных постинтоксикационных состояний и устройство
для его осуществления, способ диагностики индивидуальных особенностей
реализации мнестической и речевой деятельности у лиц с разными профилями
латеральной организации, способ диагностики индивидуальных особенностей
опосредованного запоминания; а также способ диагностики активности
процессов цветовосприятия. Методики и полученные данные могут быть
использованы в целях профориентации и профотбора к соответствующим
видам деятельности. Они также могут быть использованы для оптимизации
учебной деятельности и реализации принципов дифференцированного обучения.
Апробация работы. Основные результаты диссертационного исследования
докладывались на рабочем совещании «Межполушарные отношения и память» в
Институте биологической физики (Пущино, 1984), на Всесоюзной школе-
семинаре «Охрана здоровья леворуких детей» (Ворошиловград, 1985), на
совещании-семинаре «Клиническое аспекты современной проблемы функциональной
асимметрии мозга» (Минск, 1989), на IX Всесоюзной конференции «Проблемы
нейрокибернетики» (Ростов-на-Дону, 1989), на Международных научных
конференциях «Проблемы менеджмента и рынка» (Оренбург, 1996-2000), на
юбилейной конференций «Социальная и судебная психиатрия: история и
современность» в ГНЦС и СП им. В.П. Сербского (Москва, 1997), на
Всероссийской конференции «Гуманитаризация образования как фактор развития
региональной социообразовательной среды» (Оренбург, 1997), на Международной
научной конференции «Асиметрiя мозку в нормi та при патологii» (Киев,
1997), на I-й Международной конференции памяти А.Р. Лурия (Москва, 1997),
на Международной научно-практической конференция «Инновационные процессы в
образовании, науке и экономике России на пороге XXI века» (Оренбург, 1998),
на III Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы
клинической психологии и психотерапии в условиях современной культуры»
(Санкт-Петербург, 2001), на IV Всероссийской научно-практической
конференции «Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе,
техникуме, школе» (Пермь, 2001), на IV Всероссийской научно-практической
конференции «Психология и психотерапия. Психотерапия детей, подростков,
взрослых: состояние и перспективы» (Санкт-Петербург, 2002), на
Всероссийской научно-практической конференции «Психология и ее приложения»
(Москва, 2002).
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, 9
глав, заключения, выводов, списка литературы и приложений. Основной текст
диссертации занимает 299 страниц, общий объем диссертации – 368 страниц.
Список литературы включает 600 наименований, из них 466 работ
отечественных авторов и 134 иностранных. Основной текст диссертации
содержит 28 таблиц и 28 графиков, а также 12 приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается теоретическая и практическая
актуальность темы исследования, определяются цели и задачи, обозначаются
рабочая и альтернативная гипотезы, раскрывается научная новизна,
теоретическая и практическая значимость, объект исследования и его
методическое оснащение, формулируются положения, выносимые на защиту.
В первой главе дается обзор отечественной и зарубежной литературы
по проблемам связи функциональных асимметрий человека с его индивидуально-
психологическими особенностями. Анализируется значение исследования
N.Sakano (1982), который валидизировал критерии определения "парциального
левшества" А.Р.Лурия на больших контингентах японской и немецкой популяций
(свыше 2 тыс.) и показал, что асимметрия пробы "перекрест рук" (по данным
ЭЭГ) связана в значительной степени с функциями лобных долей и отражает их
относительное доминирование. Этот интересный факт нуждается в дальнейшем
изучении, он обращает на себя внимание новым подходом и диагностическому
значению пробы "перекрест рук" и дает возможность по-новому оценить
некоторые исследования прежних лет, в частности, работы В.Д. Небылицына
(1976), считавшего лобные доли нейрофизиологическим субстратом "лобно-
ретикулярного" и "лобно-лимбического" комплексов мозга. По мысли В.Д.
Небылицына (1976), левая и правая лобные доли находятся в реципрокных
взаимоотношениях и определяют два основных параметра индивидуальности -
"общую активность" и "эмоциональность".
Эти представления согласуются с исследованиями ряда авторов (в
частности, Н.Н. Даниловой, 1985), подтвердившей наличие ретикулярной и
септогиппокампальной систем активации мозга, что позволило ей предложить
двухфакторную модель регуляции функциональных состояний. Первая система
регулирует функциональные состояния в условиях бодрствования, повышение
активации этой системы соответствует росту эффективности выполнения заданий
и обозначается автором, как "продуктивная активация". Вторая система
"связана с развитием эмоциональных состояний, переживания тревожности,
стресса". Высокие ее уровни неблагоприятны для выполнения заданий и она
обозначается как "непродуктивная активация" (Н.Н. Данилова, 1985). С
приведенными данными согласуются также результаты изучения нейрохимических
различий левого и правого полушарий мозга, которые выявили отчетливую
межполушарную нейрохимическую асимметрию, а именно: связь активности левого
полушария с работой катехоламинергической системы, а правого -
серотонинергической (В.М. Поляков, Л.С. Кораидзе, 1983; Э.Г. Симерницкая и
соавт., 1986).
Эти данные позволяют сделать предположение о латеральных
нейрофизиологических и нейрохимических основах индивидуальных различий,
которые могут находить проявление в умственной и эмоциональной активности,
а также в особенностях регуляторных процессов (с учетом имеющихся данных о
связи левого полушария с произвольной функциями - А.Р. Лурия, Э.Г.
Симерницкая, 1975; Э.Г. Симерницкая, 1978, 1985; Е.Д. Хомская, 1982, 1987;
и др.).
В обзоре приведены разные подходы к проблеме поиска связей
функциональных асимметрий и латеральных признаков с индивидуальными
особенностями, причины неудач и недостатки первых исследований в этой
области. Анализ литературы, посвященный поиску связи латеральных
признаков человека с особенностями организации и реализации высших
психических функций, позволил выделить три основных круга проблем или три
основных направления этих исследований:
1. Изучение связи функциональных асимметрий с индивидуально-
психологическими особенностями человека ("когнитивными стилями",
особенностями восприятия, темперамента, эмоциональной сферы и др.);
2. Изучение связи функциональных асимметрий с патологией;
3. Изучение гетерогенности природы латеральных признаков у человека.
Анализ работ, приведенных в литературном обзоре, позволил
сформулировать общую проблему исследования, как проблему изучения
латеральных признаков и вариантов их сочетаний - индивидуальных профилей
латеральности (ИПЛ) - в связи с особенностями реализации психических
процессов, как в норме, так и при патологии.
Вторая глава посвящена методам экспериментального исследования. Для
изучения особенностей функциональных асимметрий человека использовались
методики А.Р. Лурия (1969), направленные на оценку "парциального
левшества", методики определения асимметрий анализаторных систем, а также
пробы других авторов, включенные в "Карту латеральных признаков" (по А.П.
Чуприкову, 1985). Данная методика в настоящее время достаточно широко
применяется для выявления латеральных особенностей человека.
Исходя из системы измерений "рука-ухо-глаз" для праворуких испытуемых
нами было выделено 4 варианта латеральных профилей, которые были
обозначены следующим образом: ППП - праворукие с доминирующим правым ухом и
глазом (унилатеральные правши), ППЛ - правши с правым доминантным ухом и
левым ведущим глазом, ПЛП - праворукие с левым доминантным ухом и правым
ведущим глазом, ПЛЛ - правши с сочетанием ведущего левого уха и глаза.
Исходя из этой системы измерений, аналогичным образом выделялись и
латеральные профили леворуких (с учетом обратного знака асимметрии).
Адекватность такого подхода ранее была подтверждена нашими работами (В.А.
Москвин, 1986, 1988, 1990).
Исследование индивидуально-психологических особенностей и
индивидуальных стилей эмоционального реагирования леворуких испытуемых
проводилось с помощью следующего набора психометрических опросников: ПДТ -
психодиагностического теста (Ш.А. Губерман, Л.Т. Ямпольский, 1983; В.М.
Мельников, Л.Т. Ямпольский, 1985), ШРЛТ - шкал реактивной и личностной
тревожности Спилбергера-Ханина (Ю.Л. Ханин, 1976) и опросника Айзенка.
Исследование индивидуальных особенностей студентов вуза проводилось с
использованием батареи методик, включающих такие известные тесты как ММРI,
«16-ФЛО» Р.Кеттела, опросник Леонгарда-Шмишека, опросник Т.Элерса,
опросник Краунда-Марлоу, УСК, «Цветовой тест» Люшера и ряда других. Выбор
указанных методик был обусловлен тем, что данная работа проводилась в
рамках более широкого исследования корреляций профилей латеральной
организации человека с индивидуально-психологическими особенностями,
проводимого кафедрой общей психологии Оренбургского государственного
университета совместно с факультетом психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
Поэтому набор данных методик был обусловлен рамками указанного
исследования. В целом, индивидуальные особенности испытуемых
исследовались с помощью 80 психодиагностических параметров (шкал).
Проводилось исследование показателей непроизвольного и произвольного
запоминания (Н.К. Киященко и соавт., 1975), показателей опосредованного
запоминания с помощью методики «пиктограмма» (по А.Р.Лурия) и слухо-речевых
функций с помощью методики дихотического тестирования.
Статистическая обработка ряда данных исследования проводилась с
использованием непараметрических критериев: метода углового преобразования
выборочных долей по Фишеру и критерия Вилкоксона-Манна-Уитни (Е.В. Гублер,
1978). Выбор указанных методов был обусловлен тем, что показатели
распределения латеральных признаков не подчиняются закону нормального
распределения (Г.Г. Шургая и соавт., 1987). При подсчете достоверности
различий средних значений в ряде случаев использовался t-критерий
Стьюдента. Одним из основных методов статистической обработки данных в
диссертации являлся метод факторного анализа, который проводился с
использованием базовой программы "STADIA" (А.П. Кулаичев, 1999). При
анализе полученных результатов использовался также метод построения
регрессионных моделей по Брандону.
Во втором разделе главе излагаются данные по изучению
распространенности латеральных признаков и вариантов ИПЛ. Изучение
распределения латеральных признаков и латеральных профилей в разных
выборках населения (с учетом возраста, пола, профессиональной
принадлежности и т.п.) представляется достаточно важным не только в научном
плане, а также и для того, чтобы иметь нормативные данные при исследовании
аномальных выборок.
Для исследования распространенности латеральных признаков в норме с
помощью «Карты латеральных признаков» было обследовано 606 практически
здоровых испытуемых. В первую выборку вошло 330 студентов-однокурсников
медицинского вуза (г. Луганск, Украина), из них 124 юноши и 206 девушек в
возрасте от 20 до 30 лет. Аналогичное исследование было проведено во второй
выборке, в которую вошло 276 здоровых молодых мужчин (г. Луганск, Украина),
в основном демобилизованных из армии и проходящих медкомиссию в связи с
оформлением в органы УВД, также в возрасте от 20 до 30 лет и с одинаковым
образовательным уровнем (со средним или средним специальным образованием).
Распространенность латеральных признаков изучалась в соответствии с
описанной методикой, вариации латеральных профилей рассматривались в
системе «рука-ухо-глаз».
Среди студентов-мужчин группа ППП составила 54,0 %, что
свидетельствует о факте большей распространенности унилатеральных правшей в
системе измерений «рука-ухо-глаз». В группу ПЛП студентов-мужчин вошло
14,5 %, в группу ППЛ – 13,7%, в группу ПЛЛ – 6,5%. Леворукие среди
студентов-медиков составили 11,3 %, что существенно превысило процентное
содержание леворуких во второй выборке мужчин (4,0 %, р < 0,01) и что
может отражать особенности данной профессиональной выборки.
Среди 206 студенток максимально также была представлена группа ППП –
48,5%, что свидетельствует о большей распространенности унилатеральных
правшей и среди женщин. В группу ПЛП у них вошло 15,5 %, в группу ППЛ –
26,7 %, в группу ПЛЛ – 8,3%. Леворукие среди студенток-медиков составили
всего 1,0 %. Достоверным оказалось увеличение левоглазых женщин в группе
ППЛ по сравнению с мужчинами (26,7 % и 13,7%, р < 0,002), а также
накопление леворуких среди мужчин по сравнению с женщинами – 11,3 % и 1,0%
(р < 0,001) что может отражать особенности обследованной выборки.
Исследование 276 мужчин второй выборки показало, что максимальную
распространенность в ней также обнаружили лица с унилатеральными признаками
ППП (праворукие с ведущим правым ухом и глазом), которые составили 47,8%. В
группу ПЛП («левоухие» правши с правым ведущим глазом) вошло 13,4 %, в
группу ППЛ («левоглазые» правши с правым ведущим ухом) – 23,9%, в группу
ПЛЛ - 8,7%. Леворукие в данной выборке составили 4,0%, амбидекстры – 2,2
%. При анализе полученных данных интересным оказался тот факт, что
нарастание леволатеральных признаков в системе измерений «рука-ухо-глаз»
также сопровождается увеличением процентного соотношения левого
доминантного локтя в пробе «перекрест рук». Во второй выборке мужчин в
группе ППП левый показатель этой пробы составил 51,5%, в группе ПЛП - 54,1
% (р > 0,05), в группе ППЛ – 62,5 % (р < 0,03), а в группе ПЛЛ - 75,0 %
(р < 0,01). По мере нарастания леволатеральных признаков парциального
доминирования также снижается и общий показатель «рукости» (по данным
сенсибилизированного опросника по А.П. Чуприкову). В группе ППП он составил
«+ 20,6» балла, в группе ПЛП - «+ 20,4» балла, в группе ППЛ - «+19,8»
балла, а в группе ПЛЛ – «+ 18,5» балла, в группе амбидекстров - «+7,2»
балла, у леворуких - «- 13,9» балла. В целом во второй выборке усредненный
показатель «рукости» составил «+ 18,5» балла.
Интересным оказался тот факт, что, несмотря на ведущий левый глаз у
испытуемых группы ППЛ, тем не менее, 74,2 % из них при пользовании
винтовкой (по данным пробы «прицеливание») предпочитали целиться все же
правым глазом. У «правоглазых» леворуких в ряде случаев наблюдается
обратная зависимость. Очевидно, что этот факт связан с особенностями
зрительно-моторной координации при пользовании винтовкой и, таким образом,
свидетельствует о малой валидности пробы «прицеливание» для определения
ведущего глаза. Более эффективной в данном случае оказывается проба
«дырочка в карте». Этот факт свидетельствует о том, что необходимо
дифференцировать природу генеза латеральных признаков, которые могут быть
обусловлены как генетическими, так и функциональными факторами, связанными
с научением или особенностями сенсомоторной координации. Это подтверждают и
Страницы: 1, 2, 3, 4
|