Рефераты

Проблема выбора стиля управления руководителем

представить, как можно эффективно управлять людьми, не оказывая на них

влияния. Влияние на людей должно быть основано не только на должностных

полномочиях, но и психолого-педагогических особенностях общения

руководителя с подчиненными. Влияние должно иметь основой справедливый

подход руководителя к подчиненному.

2. Уверенность в себе. Влияние этой характеристики непосредственно

отражается на подчиненных, которые в случае уверенности руководителя

ощущают спокойствие, поддержку, защиту, надежность, уверенность в

завтрашнем дне. Таким образом, определенный психологический комфорт

обеспечивает и повышает мотивацию к выполнению задания. Неуверенный в

себе руководитель не может вызывать доверие и уважение к себе как со

стороны подчиненных, так и со стороны руководителей равного или более

высокого ранга.

3. Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость. Эмоциональная

уравновешенность должна проявляться в контроле со стороны руководителя

за своими эмоциональными проявлениями. Отношения между менеджером и

подчиненными должны быть ровными, деловыми и не зависеть от личной

симпатии и собственного настроения. Эмоциональная уравновешенность

сказывается на эмоциональном состоянии подчиненных. Негативный всплеск

эмоций у руководителя может понизить чувство уверенности у подчиненных,

следствием этого будет снижение их деловой активности. Работники будут

вынуждены бороться с собственными чувствами, а не с рабочими

проблемами. Эмоциональная неуравновешенность может подрывать имидж

руководителя в глазах деловых партнеров. Но постоянное подавление

негативных эмоциональных реакций, сдерживание их способны обернуться

неприятными для личности последствиями - неврозами и развивающимися на

их основе психосоматическими заболеваниями типа, например,

гипертонической болезни или язвенной болезни желудка. Поэтому

руководитель должен обратить особое внимание на средства эмоциональной

разрядки. Снятие напряжения может происходить во время занятий

физическими упражнениями, общение с друзьями и близкими людьми,

увлечение всевозможными хобби. В Японии для эмоциональной разрядки

разбивают манекены, изображающие вышестоящих руководителей. Поэтому в

последние годы специалисты все чаще говорят о необходимости

рациональной организации менеджерского труда, отведение достаточного

времени для эмоциональной разрядки руководителей.

4. Креативность или способность к творческому решению задач. Залогом

эффективного руководства является то, способен ли руководитель видеть

элементы новизны и творчества в деятельности своих подчиненных, а также

поддерживать их начинания.

5. Стремление к достижению цели и предприимчивость - важнейшие черты

современного руководителя. В тесной связи с ними находится склонность

личности к риску. Руководитель не должен останавливаться на половине

дела, должен быть способен рисковать и просчитывать свой риск. Хороший

руководитель занимается бизнесом не столько ради денег, (они являются

для него показателем успеха, а не средством обогащения), а, сколько из-

за постоянной необходимости концентрации всех умственных способностей

для решения бесконечного количества разнообразных проблем. Бизнес для

хорошего руководителя является необходимым стимулом и жизненно важной

дозой адреналина.

6. Ответственность и надежность в исполнении заданий. Дефицит этих

человеческих качеств мы постоянно ощущаем в повседневной жизни.

Руководитель должен предпочитать ситуации, в которых необходимо нести

персональную ответственность за принятое решение. Руководитель должен

быть ответственным и надежным человеком, так как он является примером и

олицетворением идеальной личности у своих подчиненных.

7. Независимость. Данная характеристика, несомненно, является важной

личностной чертой руководителя, обеспечивающей ему успешность действий

в различных сферах жизни организации. Какие бы советы ни принимал

руководитель от окружающих его людей, конечное решение он принимает

всегда сам. Чем самостоятельнее ведет себя руководитель, тем больше

проявляется его независимость. Но это не исключает необходимости

прислушиваться к мнению коллег или подчиненных. Главное, чтобы

руководитель имел свою точку зрения на возникающие проблемы, свое

профессиональное и человеческое лицо, а также поддерживал это свойство

в подчиненных. Но чрезмерная независимость руководителя может перерасти

в самодурство и волюнтаризм. Независимость, реализуемая таким образом,

способствует снижению эффективности менеджмента.

8. Общительность. По результатам научных исследований более трех

четвертей своего рабочего времени руководитель затрачивает на общение.

Поэтому коммуникационные способности у руководителя должны быть

достаточно высокими. Многие деловые связи, руководство подчиненными

начинается с общения. [7]

3 Стиль руководства.

Стиль - одежда мысли

Честерфилд

В отечественной литературе существует много определений понятия

«стиль руководства», сходных между собой в своих основных чертах. Его

можно рассматривать как комплекс систематически используемых

руководителем методов принятия решений, воздействуя на подчиненных и

общения с ними. «Чтобы раскрыть сущность стиля руководства, - считает

Р. Х. Шакуров, - необходимо, прежде всего, рассмотреть вопрос о его

функциях и структуре».[17,с. 158] общая функция стиля заключается, по

его мнению, в адаптации деятельности руководителя к специфике условий

ее существования. Эта функция рассматривается как единство двух частных

функций – адаптации деятельности к особенностям:

. объективных, внешних условий;

. самого субъекта деятельности.

Первую из них Р. Х. Шакуров называет социальной, вторую –

психологической функцией стиля.

Стиль руководства – это устойчивый комплекс черт руководителя,

проявляющихся в его отношении с подчиненными.

Иными словами, это способ, которым начальник управляет подчиненными

и в котором выражается независимый от конкретных ситуаций образец его

поведения.

Стиль руководства характеризует не вообще поведение руководителя, а

именно устойчивое, инвариантное в нем. Постоянно проявляющееся в

различных ситуациях. Поиск и использование оптимальных стилей

руководства призваны способствовать повышению достижений и

удовлетворенности работников.

Концепция стилей руководства получили интенсивное развитие после

второй мировой войны. Однако и до сих пор ее разработки сталкиваются с

рядом не решенных проблем. Главные из проблем:

. Трудности при определении эффективности стиля руководства. Результаты,

которые должны быть достигнуты с помощью определенного стиля, включают

многие компоненты, и их нелегко свести к какой-то одной величине и

сопоставить с результатами применения других стилей.

. Сложность установления причинно-следственных связей между стилем

руководства и эффективностью его использования. Обычно стиль

руководства рассматривается как причина достижения определенного

следствия – производительности сотрудников. Однако такое причинно-

следственное отношение не всегда соответствует действительности. Часто

именно характер достижений сотрудников (незначительные или высокие

достижения) побуждает руководителя к использованию определенного стиля.

. Изменчивость ситуации, прежде всего внутри самой организации. Стили

руководства обнаруживают свою эффективность лишь при определенных

условия, но эти условия не остаются неизменными. С течением времени и

руководитель, и сотрудники могут менять свои ожидания и отношения друг

к другу, что может сделать стиль не эффективным, а оценку его

использования – недостоверной.

Несмотря на эти и некоторые другие трудности, стили руководства

являются важным ориентиром в решении задач повышения эффективности

руководства.

Определить стиль руководства можно 2-я способами:

1. Посредством выяснения особенностей индивидуального стиля руководства,

который использует начальник по отношению к подчиненным.

2. С помощью теоретической разработки комплекса типичных требований к

поведению руководителя, направленных на интеграцию сотрудников и их

использование в процессе достижения целей организации.[11]

Вслед за отечественной исследовательницей А. А. Русалиновой будем

рассматривать стиль руководства как «стабильно проявляющиеся

особенности взаимодействия руководителя с коллективом, формирующиеся

под влиянием как объективных и субъективных условий управления, так и

индивидуально-психологических особенностей личности руководителя».

[12,с. 101]

К числу объективных, внешних условий, формирующий стиль руководства

на том или ином конкретном управленческом уровне, можно отнести, как

отмечают А. Л. Журавлев и В. Ф. Рубахин, характер коллектива

(производственный, научно-исследовательский т. д.), специфику стоящих

задач (очередные, привычные или срочные, непривычные), условия

выполнения этих задач (благоприятные, неблагоприятные или

экстремальные), способы и средства деятельности (индивидуальные, парные

или групповые). На ряду с указанными особо выделяется такой фактор как

уровень развития коллектива. Индивидуально психологические особенности

того или иного руководителя вносят своеобразие в его управленческую

деятельность. На основе соответствующей трансформации внешних влияний

каждый руководитель проявляет присущий ему индивидуальный стиль

руководства. [4]

Следует сказать, что изучение стиля руководства ведется психологами

уже более полувека. Так что исследователями накоплен к настоящему

времени немалый эмпирический материал по этой проблеме.

1. Традиционный подход.

Изменение стиля руководства и само возникновение этого понятия

связаны, прежде всего, с именем выдающегося немецкого психолога К.

Левина. В 30-е годы вместе с группой своих сотрудников он провел в США,

куда вынужден был эмигрировать из фашистской Германии, серию

экспериментов в университете Иова, с десяти-одиннадцати летними детьми

и в результате анализа и осмысления данных он выделил три

«классических» стиля руководства:

1. авторитарный;

2. демократический;

3. нейтральный (или анархический).

Названия стилей явно были навеяны К. Левину политическими событиями

этой эпохи, хотя по своей психологической сути они отражали всего лишь

характер принятия решений в социальной группе. Позднее предпринимались

попытки терминологических изменений, и те же самые стили руководства

нередко обозначаются теперь как:

1. директивный;

2. коллегиальный;

3. попустительский. [7]

Г. М. Андреева разработала схему, которая представляет собой

двухмерное описание каждого стиля, включая его содержательную и

формально-технологическую сторону.

Характеристика стилей.

Формальная сторона. Содержательная

сторона.

Авторитарный (директивный) стиль.

|Деловые краткие распоряжения. |Дела в группе планируются |

|Запреты без снисхождения, с |руководителем заранее (во всем их |

|угрозой. |объеме). |

|Четкий язык, неприветливый тон. |Определяются лишь непосредственные |

|Похвала и порицание субъективны. |цели, дальние - неизвестны. |

|Эмоции в расчет не принимаются. |Голос руководителя решающий. |

|Показ приемов – не система. | |

|Позиция руководителя - вне группы. | |

Демократический (коллегиальный) стиль.

|Инструкции в форме предложений. |Мероприятия планируются не заранее,|

|Не сухая речь, а товарищеский тон. |а в группе. |

|Похвала и порицание – с советами. |За реализацию предложений отвечают |

|Распоряжения – с дискуссиями. |все. |

|Позиция руководителя – внутри |Все разделы работы не только |

|группы. |предлагаются, но и обсуждаются. |

Нейтральный (попустительский) стиль.

|Тон – конвенциальный. |Дела в группе идут сами собой. |

|Отсутствие похвалы, порицаний. |Руководитель не дает указаний. |

|Никакого сотрудничества. |Разделы работы складываются из |

|Позиция руководителя – незаметно в |отдельных интересов или исходят от |

|стороне от группы. |лидеров подгрупп. |

[1]

Во-первых, нередки случаи, когда форма и содержание действий

руководителя далеко не совпадают между собой. Скажем, авторитарный по

сути своей руководитель внешне ведет себя достаточно демократично. Это

нередко достигается за счет обработки весьма совершенной техники

общения, например посредством демонстрации внешнего расположения к

людям, повышенного интереса к ним, их идеям, подчеркнутой вежливости и

т. п., что само по себе можно было бы только приветствовать, если бы за

всем этим, увы, не крылись сугубо прагматические цели.

Такой руководитель с удовольствием вас выслушает, попросит внести

предложения по обсуждаемому вопросу, поблагодарит за активное участие в

дискуссии, но …Решение, к выработке которого он, казалось бы, так

заинтересованно приглашал своих сотрудников, в действительности им

давно уже для себя принято. Однако вы узнаете об этом слишком поздно.

Впрочем, довольно вероятен обратный вариант: вполне демократичный по

внутреннему своему содержанию руководитель внешне выглядит этаким

автократом. Он недостаточно воспитан, не приобрел соответствующих

манер, порой грубоват в общении с коллегами. Ну, а для того, чтобы

проникнуть в сущность исповедуемого им управленческого стиля,

подчиненному требуется определенное время.

Во-вторых, существенный момент связан с тем обстоятельством, что в

чистом виде тот или иной стиль руководства в каком- то конкретном

эпизоде организационной жизни может себя не обнаружить. Он обусловлен

рядом социально-психологических факторов, которые с неизбежностью

приходиться иметь в виду руководителю, а именно: специфику наличной

ситуации, своеобразие решаемых задач, квалификацию и сработанность

членов коллектива, их личностные особенности и т. д. [7]

Важнейшим общим основанием выделения стилей послужил характер

принятия управленческих решений и отношение руководителя к

подчиненным.

Авторитарный стиль.

Принятие руководителем всех решений, а так же слабый интерес к

работнику как личности. Руководитель управляет подчиненными в силу

своей легитимности власти, вытекающей из иерархической организации

предприятия. Он ожидает от подчиненных соответствующего поведения.

Руководитель сам, без обоснования перед подчиненными, определяет

цели, распределяет задания и строго контролирует их выполнение. Он

убежден в том, что лучше понимает цели организации и пути их

достижения, более компетентен по сравнению с подчиненными, хотя на деле

это бывает совсем не так. Решения начальника имеют характер приказов,

которые должны беспрекословно выполняться подчиненными, в противном

случае им следует ожидать санкций. Статусные символы поддерживают

властную позицию руководителя. Он вознаграждает и наказывает

сотрудников по собственному усмотрению, без каких-либо твердо

установленных и известным всем критериев оценки. Сотрудникам

предоставляется лишь необходимый минимум информации об общем состоянии

дел.

Характерные формы внешнего проявления:

. авторитарному руководителю чаще присущи суровое выражение лица;

. резкий неприветливый, приказной тон;

. отделение себя от группы.

Организационная эффективность: в авторитарно руководимых группах

производительность немного выше, чем в демократических коллективах.

Однако при отсутствии или смене руководства она падает, а нередко

прерывается и сам трудовой процесс. В таких группах выше напряжение

между членами коллектива, чаще и острее конфликты, меньше интерес к

труду и удовлетворенность работой, отсутствует подлинная сплоченность.

Все это снижает трудовые достижения авторитарно руководимых групп.

Демократический стиль.

Стремлением руководителя к выработке коллективных решений, интересом

к неформальным, человеческим отношениям. Руководитель совместно с

сотрудниками согласовывает цели организации и индивидуальные пожелания

членов группы, распределяет работу. При оценке работников он

руководствуется объективными, известными всем критериями, оказывает

подчиненным необходимую помощь, стремясь повысить их возможности

самостоятельно решать производственные задачи. Такого руководителя

отличают самокритичность, общительность, сомоконтроль и ровные

отношения с подчиненными.

Характерные формы внешнего проявления:

. руководителю больше свойственны общительность;

. доброжелательность;

. распоряжения в форме просьбы или рекомендации;

. преобладание в речи «мы» над «я».

Организационная эффективность: демократический стиль имеет

превосходство в трудовой мотивации, удовлетворенности трудом, качестве

работы. Сотрудники испытывают чувство гордости за свой труд, дорожат

пребыванием в группе, проявляют изобретательность, находчивость и

инициативу. В коллективе царит доверительная дружеская атмосфера.

Трудовой процесс обладает свойством саморегуляции и не нарушается при

отсутствии руководителя.

Попустительский стиль.

Стремление руководителя уклониться от принятия решений или

переложить эту задачу на других, а также его абсолютно безучастное

отношение к делам коллектива. Руководитель, избравший такой стиль,

обычно предоставляет полную свободу действий своим подчиненным, пуская

их работу на самотек. Он приветлив в общении с сотрудниками, но играет

пассивную роль, не проявляет инициативы. Необходимую информацию он дает

сотрудникам лишь по их просьбе. В группе отсутствует всякое

структурирование труда, сколько-нибудь четкое распределение заданий,

прав и обязанностей. Руководитель избегает как позитивных, так и

негативных оценок сотрудников, регулирования групповых отношений. В

крайнем выражении попустительский стиль означает отсутствие

руководства, поскольку руководитель полностью устраняется от своей

управленческой роли.

Характерные формы внешнего проявления:

. служит безучастный вид руководителя;

. его стремление быть незаметным;

. заискивающий тон при обращении с сотрудниками.

Организационная эффективность: попустительский стиль коррелирует с

наиболее низкой производительностью и групповой идентификацией, часто

сопровождается ростом фрустраций и агрессивности среди членов

коллектива, ведет к его распаду. В группах обычно наблюдается низкая

трудовая дисциплина, нередко проявляются неформальные лидеры с

негативным характером деятельности по отношению к целям организации.

Новые или более слабые работники часто подвергаются притеснениям со

стороны более сильных. Из-за этого и ряда других подобных моментов

попустительский стиль был признан как неприемлемый и не являлся

объектом более поздних исследований. [11]

Среди немногочисленных эмпирических исследований стилей руководства,

проведенных к настоящему временив отечественной психологии, следует

отметить работы А. Л. Журавлева. Были выделены 20 параметров

деятельности руководителя, каждому из которых руководитель мог

проявлять директивный, коллегиальный или либеральный компоненты своего

стиля. В соответствии с этим индивидуальный стиль руководства какого-

либо конкретного руководителя представляет собой одновременное,

определенное сочетание разной степени выраженности этих трех основных

компонентов стиля. Данные позволили выявить несколько типичных стилей

руководства. Обнаружилось также, что директивный, коллегиальный или

либеральный стили руководства «в чистом виде» встречаются реже, нежели

различные сочетания этих стилей у одного и того же руководителя. [13]

2. Современный подход.

Дальнейшее развитие, в современной литературе получило представление

как о демократическом (кооперативный стиль), так и об авторитарном

стиле руководства. В последние десятилетия, согласно уточненным

представлениям, авторитарный стиль может быть эффективным при решении

однообразных, рутинных задач. Применение этого стиля вполне оправданно

в случае: большого разрыва в уровне образования и компетентности

руководителя и подчиненных, а также ориентации их преимущественно на

материальную систему мотивации, и, прежде всего денежное

вознаграждение.

3.2.1 Авторитарный стиль.

Эффективное использование авторитарного стиля требует от

руководителя:

. Высокой ответственности;

. Строгого самоконтроля;

. Широкого предвидения;

. Развитой способности принятия решения;

. Хороших организаторских качеств, способности проводить решения

в жизнь.

При этом предполагается, что подчиненные, которые рассматриваются

как исполнители приказов, должны быть послушными. При этом работник

старается по возможности избегать работы, не проявляет инициативы,

боится ответственности и желает, чтобы им руководили. Он может хорошо

работать лишь при строгом контроле и достойном вознаграждении.

Для эффективности авторитарного стиля необходимо, чтобы подчиненные:

признавали начальника единственной руководящей инстанцией и

ориентировались только на него; а правильно воспринимали и строго

исполняли его распоряжения; отказывались от реализации контрольных прав

по отношению к руководителю.

Авторитарный стиль имеет свои сильные стороны: делает возможным

быстрое принятие решений и мобилизацию сотрудников на их осуществление,

позволяет быстрее стабилизировать ситуацию в не сложившихся,

конфликтных группах. Этот стиль имеет тенденцию быть эффективным при

рутинных работах, а также в условиях низкого профессионального уровня и

организационной мотивации сотрудников.

Недостатки авторитарного стиля— ограничение возможностей мотивации,

самостоятельности и развития подчиненных, а также опасность принятия

ошибочных решений из-за субъективизма или чрезмерной перегруженности

руководителя. При этом стиле руководства мотивация подчиненных

существенно ограничивается тем, что руководитель социально отделяет

себя от подчиненных, дает им малоинтересную работу и угрозой наказаний

порождает у них страх. В такой ситуации у работников обычно формируется

индифферентное, а то и вовсе негативное отношение к руководителю, в

целом к предприятию. Из-за чинимых начальником препятствий в получении

полной и достоверной информации подчиненные вынуждены добывать ее

неформальным путем, что часто ведет к ее искажению, распространению

различного рода слухов и сплетен, негативно влияющих на атмосферу в

коллективе.

Современные исследователи, отмечая научную и методическую ценность

ранних разработок проблематики стилей руководства, отвергают упрощенный

подход к классификации всего многообразия поведения руководителей и

деление их лишь на три указанных стиля, а применительно к практике —

даже на два, поскольку попустительский стиль в целом не эффективен и не

может культивироваться сознательно. Исследователи отмечают крайнюю

сложность данных стилей, они подчеркивают их идеально-типический

характер и оторванность от реальности. Идеально-типический характер

рассматриваемых стилей означает, что все они представляют собой

крайние, идеальные образцы поведения, точное соответствие которым очень

трудно найти в жизни. В поведении подавляющего большинства

руководителей обычно сочетаются различные элементы, присущие каждому из

этих стилей.

Модификация авторитарного стиля.

Различные модификации авторитарного стиля руководства выражены в

классификации, согласно которой они, в зависимости от особенностей

взаимоотношений руководителя и подчиненных, делятся на:

1. Патриархальный стиль руководства. Строиться на основе

представлений об организации как одной большой семье.

Руководитель уподобляется отцу семейства, который заботится о

своих подчиненных. Они же в ответ на «отеческую заботу» должны

проявлять благодарность, верность и беспрекословное

повиновение. Этот стиль предполагает обращение с подчиненными

как с «детьми» и их мотивацию через личную зависимость.

Информация распространяется с верху в зависимости от

«благосклонности» руководства, контроль осуществляется

выборочно, по желанию и интуиции руководителя. Этот стиль

руководства характерен для традиционного общества, но широко

распространен сегодня, в том числе в России.

2. Харизматический стиль руководства. Основывается на вере в

особые, уникальные качества руководителя. Данный стиль близок к

патриархальному, однако авторитет харизматического руководителя

более высок и имеет персональный ( «не семейный» ) характер.

Обычно харизматический руководитель не доверяет организационным

структурам, и стремиться объяснить успехи организации своими

личными качествами, поддерживать имидж выдающегося человека.

Строгое регламентирование прав и обязанностей отсутствует.

Руководящая инстанция уподобляется «штабу», состоящему из

руководителя и приближенных, обязанности которых часто

дублируются. Спрос на харизматических руководителей

обостряется, как правило, в кризисные времена и в чрезвычайных

ситуациях. В такие периоды вера в спасение благодаря наличию

харизматического руководителя вытесняет стремление использовать

для решения проблем рациональные стратегии и демократические

процедуры.

3. Автократический стиль руководства. Менее распространен и

менее проявляется в крупных организациях. Руководитель-автократ

использует многочисленный руководящий иерархический аппарат,

который, однако, не обладает автономией и выполняет лишь

решения высшего руководителя. Этот стиль отличается от

патриархального и харизматического стилей слабостью личных

контактов между руководителем и подчиненными. Он был широко

распространен в условиях командно-адменистративной системы в

СССР и других странах.

4. Бюрократический стиль руководства. Характеризуется

максимальной анонимностью и формализованностью отношений между

начальником и подчиненными. Он представляет собой крайнюю форму

структурирования и регламентирования поведения сотрудников

организации с помощью детального разделения труда,

многочисленных должностных инструкций и других нормативных

документов, четко описывающих, кто, что и как должен делать.

При этом сотрудники рассматриваются как анонимные «факторы», и

их мотивация формируется чаще всего через письменные

распоряжения и предписания. Информация передается по формальным

каналам. Контроль осуществляется через сообщения и проверку

письменных отчетов. Бюрократический стиль представляет собой

как бы ослабленный вариант авторитарного стиля.

2. Кооперативный стиль.

При кооперативном стиле руководства производственная активность

формируется в результате взаимодействия руководителя и подчиненных.

Этот стиль может эффективно использоваться при решении задач

творческого содержания. Он предполагает близость образовательного

уровня начальника и подчиненных, а также преимущественно нематериальную

мотивационную структуру сотрудников.

Он имеет ряд отличительных признаков:

1. Взаимовлияние руководителя и сотрудников. Предполагает отказ

руководителя от использования части своих компетенций по

принятию решений и передачу их членам группы, а также не только

активное участие членов группы в принятии решений, но и их

широкое повседневное сотрудничество.

2. Функциональная дифференциация ролей с учетом компетентности

членов группы. Кооперативный стиль старается сочетать

стремление всех к выполнению общей задачи с рациональным

распределением функций в зависимости от способностей

работников.

3. многосторонние информационные и каммуникационные отношения.

Широкая сеть вертикальных, горизонтальных и диагональных

информационных потоков призвана облегчать компетентное

выполнение организационных задач, а также развитие

межличностных отношений.

4. Урегулирование конфликтов с помощью переговоров, торга и

компромиссов. В конфликтных ситуациях руководитель,

придерживающийся кооперативного стиля, использует именно эти

методы и отказывается от односторонних авторитарных решений.

5. Ориентация на группу. Первостепенное внимание руководителя к

коллективу и людям позволяет сотрудникам осуществлять растущее

влияние на процессы руководства и тем самым повышать

удовлетворенность трудом и пребыванием в группе.

6. Доверие как основа сотрудничества. Атмосфера взаимного доверия

между членами организации является непременным условием

кооперативного стиля руководства.

7. Удовлетворение потребностей сотрудников и руководителей.

Обладающей этой чертой, руководитель обращает особое внимание

на реализацию личных и профессиональных интересов членов

организации, которая не ставиться в прямую зависимость лишь от

экономической эффективности предприятия.

8. Ориентация на цели и результаты. Противоречия между

индивидуальными целями сотрудников с целью организации не

камуфлируются, что имеет место при авторитарно-бюрократическом

руководстве, а разрешаются на основе их интеграции при активном

участии всех заинтересованных лиц. Это позволяет обеспечить

реальную поддержку общей ориентации деятельности на достижение

высоких результатов работы организации.

9. Ориентация на развитие персонала в своей организации.

Непрерывный процесс обучения и повышения классификации

персонала строиться на базе потребностей организации и

интересов сотрудников и направлен на укрепление их

организационно-целевой и трудовой мотивации.

К кооперативному стилю наиболее склонные уверенные в себе

руководители, чаще всего достаточно зрелого возраста, с высоким уровнем

образования, не опасающиеся за свой авторитет и должность, умеющие

ценить способности и предложения подчиненных и их мнение о себе,

ожидающие от работников конструктивных творческих решений и высоких

моральных качеств.

Кооперативный стиль требует от руководителя, прежде всего умения и

стремления вовлекать сотрудников в процесс принятия решений, за который

именно он несет общую ответственность. Руководитель ожидает от своих

сотрудников деловой поддержки. Свои решения он принимает, учитывая

соображения, в том числе и возражения, подчиненных.

Руководитель широко информирует сотрудников не только о том, что

необходимо для выполнения заданий, но и об общей ситуации на

предприятии. При кооперативном стиле руководитель не прибегает к своим

статусным символам, формальной власти, поскольку не нуждается в них. Он

пользуется деловым авторитетом, связанным с выполнением им функции

эксперта.

Использование кооперативного стиля предъявляет к руководителю

следующие требования:

. Открытость;

. Доверие к сотрудникам;

. Отказ от личных привилегий;

. Способность и желание делегировать полномочия;

. Контроль по результатам;

. И т. д.

При кооперативном стиле сотрудники рассматриваются как партнеры,

которые могут решать текущие, дневные задания в основном

самостоятельно. Для них характерны: высокий уровень профессиональной

подготовки, знаний и опыта; выраженная потребность в самостоятельности;

тяга к творчеству и личностному росту; интерес к работе; ориентация на

перспективные жизненные и организационные цели; высокая значимость

мнения о них коллег.

Применение кооперативного стиля требует от сотрудников:

. Желание брать на себя ответственность;

. Готовности и способности отвечать за свои действия;

. Самоконтроля;

. Наличие контрольных прав, желания и умения их использовать.

[11]

3. Управление персоналом как специфическая сфера управления.

Разнообразие определений управления персоналом.

Результатом усложнения и обогащения деятельности по управлению

персоналом и ее изучения явились разнообразные трактовки управления

персоналом в современной литературе.

Определения управление персоналом можно объединить в несколько

групп:

. Мотивационные определения. Управление персоналом, пишет Н.

Маусов, это «непрерывные процесс, направленный на целевое

изменение мотивации людей, чтобы добиться от них максимальной

отдачи, а, следовательно, высоких конечных результатов». [8]

. Дескриптивные (описательные) дефиниции. « Управление персоналом,

пишет И. Н. Герчикова – это самостоятельный вид специалистов

менеджеров, главной целью которых является повышение

производительной, творческой отдачи и активности персонала;

ориентация на сокращение доли и численности производственных и

управленческих работников; разработка и реализация политики

подбора и расстановки персонала; выработка правил приема и

увольнение персонала; решение вопросов, связанных с обучением

и повышением квалификации персонала». [2] В этом определении

раскрывается цель, и ряд важнейших функций управления

персоналом. Его важным достоинством является конкретность в

раскрытии содержания деятельности по управлению кадрами. Это

определение имеет 2 недостатка: оно слабо отражает сущность и

специфику управления персоналом; перечисляет далеко не все его

важнейшие функции.

. Теологические определения. А. Я. Кибанов и Д. К. Захаров, пишут,

что управление персоналом – это «комплекс управленческих

(организационных, экономических, правовых) мероприятий,

обеспечивающих соответствие количественных и качественных

характеристик персонала и направленности его трудового поведения

целям и задачам». [6] В определении отмечается важнейшее

качество управления персоналом в системе предприятия – его

функциональную направленность.

. Дескриптивно-теологические дефиниции. Автор таких дефиниций

пытается сочетать характеристику целей менеджмента персонала с

перечислением его важнейших функций. «Экономика персонала -

пишут немецкие ученые Р. Марр, В. Вебер, - является сферой

деятельности, характерной для всех организаций, и ее главная

задача состоит в обеспечении организации персоналом и

целенаправленном использовании персонала». [15]

Цели управления персоналом.

Выделяют 2 группы целей: организационные; личные.

«Управление персоналом, пишут Дж. М Иванцевич, А. А. Лобанов, -

деятельность, выполняемая на предприятиях, которая способствует

наиболее эффективному использованию людей (работников) для достижения

организационных и личных целей». [5]

Организационные цели традиционно стоят в центре управления

персоналом, да и управления в целом. Обычно их связывают с обеспечением

эффективности предприятия. Можно сделать вывод, что управление

персоналом есть деятельность по использованию сотрудников для

достижения эффективности организации.

Функции управления персоналом.

Функции управления персоналом представляют собой основные

направления этого рода деятельности, ориентированные на удовлетворение

определенных потребностей предприятия.

Выделяют:

. Планирование персонала, определение потребности в количестве и

качестве сотрудников, а также времени их использования.

Планирование кадров обычно рассматривают как исходную функцию

кадрового менеджмента, поскольку по времени она опережает все

его другие функции.

. Определение способов рекрутирования, привлечение персонала.

Реализация данной функции предполагает ответы на вопросы: - где

найти нужных работников, как привлечь их на данное предприятие,

сколько человек взять извне, а сколько изнутри? В случае

создания нового предприятия эта функция учитывается еще на

стадии определения место положения предприятия, поскольку не в

любом регионе имеется возможность найти необходимое количество

рабочей силы нужной квалификации.

. Маркетинг персонала. Задача- обеспечение спроса на рабочие

места на данном предприятии со стороны наиболее подготовленных

людей, в первую очередь высококвалифицированных специалистов и

менеджеров.

. Подбор, оценка, отбор и принятие на работу сотрудников.

Возможность функции определяется растущей стойкостью рабочей

силы и повышением требований к работнику.

. Адаптация, обучение и повышение квалификации работников, и их

развитие. Профессиональное развитие превратилось по существу в

непрерывный процесс, продолжающийся в течение всей трудовой

жизни человека.

. Планирование карьеры, обеспечение профессионального-должностного

роста работника. Эта функция важна как для отдельных

сотрудников, поскольку отвечает их ожиданиям и интересам, так и

для предприятия, т. к. позволяет полнее и эффективнее

использовать потенциал работника.

. Мотивация персонала. Означает побуждение работников к

добросовестному и инициативному труду, реализации

организационных целей. Мотивация достигается, прежде всего,

благодаря обеспечению совпадения организационных и личных целей.

. Руководство персоналом. Центральное место реализации занимает

мотивация сотрудников. Однако руководство не сводится к

мотивации. Оно «как функция управления, призвано объединять,

координировать, взаимосвязывать и интегрировать все прочие

функции в единое целое».[2 ,514]

. И т. д.

Эти функции не исчерпывают всего их перечисления. Их выделяют

большое множество, они от части накладываются друг на друга.

Заключение.

Наука управления имеет в своей основе систему базовых положений,

элементов, моделей, стилей руководства, присущи только ей, при этом

связанные с управлением. Поведением одного из основных и наиболее

сложных субъектов управления – человека также строиться на определенной

деятельности, внутренних убеждений, которые определяют его отношение к

действительности.

Пристальное внимание уделяется разработке и практическому

применению основных базовых положений управленческой деятельности,

соотнесенных с особенностями социальных взаимодействий отдельных

личностей. При этом значимость придается обеспечению эффективности

управленческой деятельности: подготовке и принятию решений, их научной

обоснованности, их практической реализации, контролю за их выполнением.

Сейчас руководители должны больше внимания уделять человеческим

качествам своих подчиненных, их преданности фирме и способности решать

проблемы. Высокие темпы морального старения и постоянные перемены,

характерные сегодня почти для всех отраслей производства вынуждают

руководителей быть постоянно готовыми к проведению технических и

организационных реформ, а так же к изменению стиля руководства. Даже

самый опытный руководитель, прекрасно владеющий теорией управления, не

застрахован от неразумной, эмоциональной реакции на ситуацию.

От выбора стиля руководства зависит не только авторитет руководителя

и эффективность его работы, но так же атмосфера в коллективе и

взаимоотношения между подчиненными и руководителем. Когда вся

организация работает достаточно эффективно и ровно, то руководитель

обнаруживает, что помимо поставленных целей достигнуто и многое другое,

– в том числе и простое человеческое счастье, взаимопонимание и

удовлетворенность работой.

Современный специалист, даже если он не руководитель, может

всесторонне проявлять себя на работе, но активно взаимодействуя с

коллективом и руководством, и он должен обладать необходимой культурой

общения.

Руководство персоналом – универсальная наука. Она охватывает

проблематику 3 сфер деловой активности:

. Государственных служб

. Коммерческих организаций

. Некоммерческих организаций.

Сближение организационно-управленческих основ 3-х секторов деловой

активности требует знаний в области руководства сотрудниками

коммерческих и некоммерческих организаций.

Список литературы.

1. Андреева Г. М. Социальная психология. 2-е изд. - М.,1988г.

2. Герчикова И. Н. Менеджмент. Учебное пособие. - М., 1994г.

с.502, 514.

3. Гончаров В. В. В поисках совершенства управления. Руководство

для высшего управленческого персонала. – М., 1993г.

4. Журавлев А. Л. Стиль руководства и организация соревнования. – В

книге: Социално-психологические аспекты социалистического

соревнования. – М.. 1977г.

5. Иванцевич Дж. М. Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления.

– М., 1993г. с. 300

6. Кибанов А. Я. Захаров Д. К. Формирование системы управления

персоналом на предприятии. – М., 1993г. с. 6

7. Кричевский Р. Л. Если вы – руководитель. – М., 1988г.

8. Маусов Н. Менеджмент персонала – ключевое звено внутрифирменного

// Проблемы теории и практики управления. 1995г. с. 109

9. Питер Ф. Драккер. Управление нацеленное на результаты. –

Политическая школа бизнеса. – М., 1994г.

10. Психология управления: курс лекций /Отв. Ред. Удальцова М. В. –

Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ; М.: ИНФРА-М., 1997г.

11. Пугачев В. П. Руководство персоналом организации. – М., 1998г.

12. Русалинова А. А. Некоторые характеристики руководителя как

субъекта управления трудовым коллективом // Трудовой коллектив как

субъект и объект управления. – Л., 1980г. с. 101

13. Свенцицкий А. Л. Социальная психология управления. – Л., 1986г.

14. Семенов А. К., Маслова Е. Л. психология и этика менеджмента и

бизнеса. – М.,2000г.

15. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики /

Под. ред. Р. Марра, Г. Шмидта. с.66

16. Филипов А. В. Ильин Г. Л. Проблема организованного труда в

психологии управления // Вопросы психологии. 1987г. № 5

17. Шакуров Р. Х. Социально психологические проблемы руководство

педагогическим коллективом. – М., 1982г. с. 158

18. Яккона Л. Карьера менеджера. – М., 1990г. с 206

Страницы: 1, 2


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ