Рефераты

Проблемно-ориентированное консультирование

проблемы в своей повседневной жизни (тем самым это уже не прежняя

проблема), либо предъявив новую проблему после разрешения предыдущей.

Ограничение работы по ее объекту ограничивает ее и по времени, делает

ее целенаправленной, с ясной обратной связью. Клиент побуждается к

движению, он лишается права на пассивность, поскольку реализовать решения

может только он. Психолог не может быть больше заинтересован в разрешении

проблемы клиента, нежели он сам.

Анамнез жизни включает в себя изучение жизненной ситуации и личной

истории клиента. При этом необходимо знать ответы на основные вопросы:

возраст клиента, род его занятий в настоящем и прошлом, образование, состав

его актуальной семьи. Целесообразно также задать вопросы о контактах

взрослого клиента с родителями, если они живы, и со взрослыми детьми,

проживающими отдельно. Например, часто встречается ситуация, когда кто-то

из супругов ежедневно один-два часа говорит по телефону со своей матерью,

рассказывая ей обо всем и, естественно, изолируясь в это время от роли

родителя и супруга. В таких случаях необходимо выяснить, кому принадлежит

инициатива контакта, а также что произойдет, если в положенное время звонка

не будет.

Желательно также выяснить, как наличие предъявляемой проблемы влияет

на жизнь других членов семьи, признают ли они ее значимость, готовы ли в

случае необходимости оказать помощь в ее разрешении. Случается, что наличие

проблемы бессознательно выгодно другим членам семьи или они отрицают сам

факт ее существования («ты все себе придумываешь», «это все пустое»).

Бывает даже так, что, например, болезнь ребенка полусознательно

выгодна матери в ее отношениях с мужем («пока ребенок болеет, его надо

водить по врачам, и ты меня не посмеешь бросить»).

Анализ истории жизни целесообразно проводить в рамках сценарийного

подхода, разработанного Э. Берном и его последователями. Особое внимание

следует уделить вычленению ситуаций сегодняшней жизни, в которой

проявляются родительские директивы, полученные клиентом в детстве. Работа

по преодолению родительских директив позволяет довольно быстро «вывести»

клиента к новому осмыслению текущей ситуации.

В ходе сбора информации нужно тщательно анализировать запрос клиента и

особенности его речи, параллельно важно анализировать невербальное

поведение клиента, которое может противоречить его словам или помещать их в

неожиданный контекст.

Если у клиента есть какие-то хронические заболевания или часто

возникающие телесные симптомы, то необходимо осведомиться о том, что

предшествовало их возникновению. Причем вопрос психолога не должен

содержать в себе указания на причинно-следственную связь, которая обычно не

осознается клиентом. Ведь большинство людей в нашей культуре не склонны

считать телесные заболевания следствием своих неразрешенных, а нередко и

неосознанных психологических проблем.

Можно задать вопрос типа «Опишите события Вашей жизни, примерно в

течение года до начала заболевания, не оценивая их по значимости».

Для того чтобы осмыслить роль симптома в жизни человека, необходимо

осознать, что человеческое тело на своем языке всегда заявляет о наличии

неразрешенных проблем. Поэтому психологу-консультанту необходимо

познакомиться с основными концепциями и понятиями психосоматического

подхода.

В современных теориях психологической помощи довольно дискуссионным

является вопрос о сопротивлении клиента и его преодолении. Под

сопротивлением в целом понимается проявление психологической защиты от

осознания подлинной причины своей проблемы. Однако нет такого негативного

жизненного опыта, который не мог бы быть переработан в направлении

позитивного самоизменения в дальнейшем.

Психологу важно сохранять постоянную установку на позитивную

интерпретацию истории жизни, иначе он может сам подменить помощь клиенту

неконструктивным состраданием. Последнее совершенно неуместно и неэтично

для профессиональной позиции, поскольку, присоединяясь к чувствам и

переживаниям клиента, проникнутым безнадежностью, психолог тем самым

укрепляет бессознательное нежелание клиента взять ответственность за свою

жизнь на себя и действовать в направлении саморазвития, что и является

сопротивлением.

Наиболее продуктивными в рамках проблемно-ориентированной

психологической помощи оказываются клиенты, уже до предела «уставшие» и от

своей проблемы и от своего сопротивления ее решению, оставившие надежду,

что «все пройдет как-нибудь само». Образно говоря, они уже «добежали до

стенки» и находятся в объективно тяжелой ситуации. Таким образом, чем более

тяжелой является проблема или симптом, тем более быстрым может оказаться

результат работы психолога.

В проблемно-ориентированной психологической помощи сопротивление

клиента может даже специально провоцироваться предельно острыми

интерпретациями психолога. Психолог как бы ускоряет движение клиента к

тупику, и далее клиент может самоопределиться, что он выбирает — свое

сопротивление или же движение в сторону решения проблемы.

В ходе сбора информации у психолога рано или поздно вызревает общая

гипотеза, включающая в себя два аспекта: с одной стороны, представление о

причине возникших у клиента трудностей, часто скрытой от его сознания, и, с

другой стороны, идея о способе выхода из сложившейся ситуации.

Общая гипотеза может вызревать постепенно, в ходе последовательного

анализа ситуации, а может возникать и внезапно, в виде интуитивного

озарения, или инсайта.

Нередко у психологов-консультантов существует страх и тревога по

поводу того, что гипотеза может так и не сформироваться и — «что же тогда

делать?» Возможно, это связано с появлением многочисленных технологий

психологической помощи, не требующих выработки гипотезы. Вместо этого в

подобных технологиях (таких как клиент-центрированная психотерапия,

гештальт-терапия, НЛП) предельно подробно разрабатывается «дерево процесса

изменения», по принципу «что делать, когда...». Техники же настолько

изощренны и детализированы, что психолог может быть спокоен — ведь «что- то

произойдет в любом случае».

Это относится, скорее, к начинающим психологам- консультантам,

поскольку техники, «обрекающие» психолога на какой-то результат, уменьшают

его ответственность за исход взаимодействия, возлагая его на клиента. В

приведенной таблице обобщены различные модели психологической помощи с

точки зрения распределения ответственности между психологом и клиентом:

Классификация моделей психологической помощи

|Ответ|Ответ|Примеры |Основной механизм |Характер |Ориента|

|ствен|ствен|практик и |воздействия |ожиданий клиента|ция на |

|ность|ность|концепций | | |сферу |

|психо|клиен| | | |психики|

|лога |та | | | |клиента|

|Макси|Миним|Гипноз, |Принятие |Предписание, |Воля |

|мальн|альна|рациональная|авторитета, |совет, внушение | |

|ая |я |психотерапия|доверие к другому,| | |

| | | |неуверенность в | | |

| | | |себе | | |

|Равна|Равна|Психоанализ,|Инсайт, новое |Истолкование, |Разум |

|я |я |логотерапия |знание о себе, |интерпретация | |

| | | |доверие к другому,| | |

| | | |доверие к себе | | |

|Равна|Равна|Бихевиоризм |Новый навык, |Изменение |Разум |

|я |я | |новый образ, |поведения, | |

| | | |доверие к другому |образа, реакции | |

| | | |и к себе | | |

|Миним|Макси|Гуманистичес|Катарсис, принятие|Эмоциональная |Чувства|

|альна|мальн|кая |чувств, доверие к |поддержка, | |

|я |ая |психотерапия|себе больше чем к |«понимание и | |

| | |, |другому, новый |сопереживанние»,| |

| | |гештальт-тер|эмоциональный |провокация | |

| | |апия |опыт, эмпатия |эмоциональ ных | |

| | | | |разрядок | |

Ориентация психолога на работу с гипотезой или без нее связана с его

общей познавательной установкой, выражающей степень доверия к собственному

разуму и разуму клиента. Если эта степень доверия недостаточна, то психолог

может сконцентрироваться на работе с чувствами, ощущениями, образами.

Заметим, что это не относится к конечной эффективности работы психолога-

консультанта, которая при сознательном выборе той или иной практики или

идеологии может быть достаточно высока.

Гипотеза представляет собой набор утверждений, устанавливающих связи

между событиями жизни, детерминированными с точки зрения клиента, извне,

его психическими состояниями (переживаниями, чувствами), явившимися

результатом не всегда осознанной переработки этих событий, и поступками,

всегда являющимися результатом личного выбора, независимо оттого, признает

ли клиент это или нет.

Все вышесказанное не означает, что клиент должен погружаться в чувство

вины и заниматься самобичеванием за сделанные им ранее выборы. Ведь само

собой разумеется, что он выбирал то, что тогда ему представлялось наилучшим

с точки зрения представленных в его сознании возможностей. И если сейчас он

оценивает сделанные им выборы негативно и видит другие, лучшие варианты, то

это характеризует его с позитивной стороны, свидетельствует о том, что

человек прошел определенный путь развития, а вовсе не о том, что он был и

остается «плохим».

Вопреки распространенным представлениям, ни одно событие не может

однозначно привести к какому-то психическому состоянию. Выбор состояния

человек совершает осознанно или бессознательно, обучившись этому в ходе

ранней социализации в семье. В семьях одни реакции на события поощряются,

другие — наоборот — не одобряются. Одно и то же событие у разных людей

вызывает разные эмоции. Например, оскорбление у одного вызовет гнев, а у

другого — испуг, у третьего — обиду, вплоть до готовности заплакать, еще у

кого-то — чувство превосходства над обидчиком и самодовольство. Причем

каждый из них считает свою реакцию «естественной», нормальной и единственно

возможной.

Если клиент неудовлетворен своими реакциями в определенных ситуациях,

то часто само осознание того, что он может сделать другой выбор, выступает

как освобождающий фактор. Если мы когда-то чему-то научились, то значит и

сейчас можем научиться чему-то новому. Ведь для взрослого нормально быть в

состоянии сознательно менять бессознательные решения, принятые им в

детстве.

Так же неверно, что из состояния однозначно вытекают поступки. И здесь

человек опять делает осознанный или бессознательный выбор. Помочь сделать

этот выбор всегда осознанным — входит в задачу психолога. Ведь внешние

обстоятельства нашей жизни есть результат совершенных ранее выборов, а

будущее будет результатом выбора, который мы делаем сегодня.

После возникновения у психолога гипотезы о связях наступает этап

содержательной работы с клиентом по поводу его запроса и глубинной

проблемы, скрываемой за ним. Надо отметить, что глубинная проблема чаще

всего клиентом не осознается в силу действия механизмов психологической

защиты. В сознании представлен только сам запрос или жалоба.

Поэтому задачей работы психолога является расширение осознания клиента

так, чтобы и сама проблема и скрывающие ее от осознания защитные механизмы

и ее решение стали осознанной основой для действенных способов

самоизменения. Динамика этого процесса показана на рисунке:

Так, в приведенном выше примере с клиенткой, страдавшей ожирением, в

качестве запроса выступало стремление похудеть и выработать силу воли, а

глубинной проблемой было отсутствие навыков положительного

самомотивирования и одновременно — попытка применить к себе, взрослой,

формы манипуляций и побуждений к действию, включающих в себя чувство вины,

стыда и своей неполноценности. Именно эти способы побуждения к поступкам

она усвоила в родительской семье.

Особо следует остановиться на понятии терапевтического соглашения. Это

договор между психологом и клиентом, включающий в себя как соглашение о

том, что можно будет считать результатом успешно завершенной работы, так и

договоренность о нормах взаимодействия между ними.

Эти нормы включают в себя приход клиента на сеанс ровно в срок,

своевременное предупреждение об отмене сеанса, продолжительности сеанса,

размер оплаты. Психолог также должен сообщить о полной конфиденциальности

всего происходящего на сеансе, и что он не будет разглашать третьим лицам

полученные от клиента сведения. Предполагается, что клиент будет выполнять

данные ему рекомендации, в противном случае психолог не несет

ответственности за результат взаимодействия.

Если какие-либо данные психологом рекомендации оказались

трудновыполнимыми для клиента или возникли какие-либо обстоятельства,

мешающие их выполнению, то на следующем сеансе это является предметом

отдельной беседы.

Заключение терапевтического соглашения преследует также цель снять

нереалистичные ожидания со стороны клиента, вроде надежды на то, что

«психолог станет другом на всю жизнь», даст ему ту любовь и поддержку,

которую он не имеет в реальности и т.п. Любые межличностные отношения,

включая дружеские и деловые, между психологом и клиентом, в принципе, не

исключены, но только после завершения процесса психологической помощи.

Это подразумевает также, что психолог со своей стороны не поддерживает

с клиентом никаких отношений, помимо определенных профессиональной

ситуацией и не оказывает иных форм помощи (материальной, социальной и

т.п.).

Работа в русле проблемно-ориентированной психологической помощи

подразумевает добровольность участия со стороны клиента. Из этого вытекает,

что психолог не должен предлагать и тем более навязывать свою помощь людям,

не испытывающим в этом потребности. Ответственный подход психолога к своей

работе предполагает отказ от фантазии о своем всемогуществе и осознание

границ собственной компетентности, что предполагает возможность направления

клиента к другим специалистам.

Типы запросов клиента и способы их трансформации

Под запросом мы понимаем явно выражаемую клиентом просьбу или жалобу,

его первое словесное формулирование своих трудностей, в разрешении которых

он ожидает найти помощь у психолога.

Не всякий запрос позволяет непосредственно перейти к содержательной

работе. Ведь задача, адресованная себе и психологу изначально может быть

сформулирована как нерешаемая. Поэтому можно говорить о степени

конструктивности запроса со стороны клиента.

Под неконструктивными понимаются запросы, содержащие предельное

обобщение («хочу быть всегда спокойным, научиться никогда не волноваться,

никогда не совершать ошибок» и т.п.). Запросы с предельным обобщением

связаны с нереалистическими ожиданиями в возможности отказа от изменения и

развития, установкой не на решение проблем, а на его избегание. Частой

формой такого избегания является перфекционизм, т.е. стремление к

первенству и совершенству всегда и во всем, соответствие идеализированным,

нереальным нормам.

Перфекционизм, на первый взгляд, выступает как стремление к

достижению, но на глубинном уровне выражает постоянную тревожность и

мотивацию избегания по типу «если я буду самым совершенным, то никто и ни в

чем не посмеет упрекнуть меня и все неприятности обойдут меня стороной».

Другим видом неконструктивного запроса является манипулятивный. Он

содержит просьбу о помощи в изменении не самого клиента, а третьих лиц, об

управлении другим человеком без его согласия. Такой запрос встречается

часто и связан с распространенными иллюзиями о психологе как специалисте по

построению разнообразных «хитростей» в манипулировании другими людьми.

Встречаясь с подобным запросом, нужно сообщить клиенту, что нельзя решать

проблемы третьих лиц заочно. Мы можем только помочь клиенту решить его

проблемы, возникающие в связи с отношениями с этими третьими лицами.

Исключение составляет запрос родителей относительно ребенка с тяжелыми

поведенческими и психическими нарушениями, поскольку родители обычно

продолжают нести ответственность за таких детей, по крайней мере, до их

совершеннолетия, а их собственные ресурсы взаимодействия с таким ребенком

полностью исчерпаны.

Манипулятивный запрос возникает в тех случаях, когда человеку

бессознательно хочется сохранить иллюзию всемогущества в отношении третьих

лиц, уверенность в том, что существуют такие варианты его поведения,

которые могут изменить в желательном направлении поведение других людей.

Эта иллюзия широко распространена, поскольку позволяет снизить тревожность

и сохранить надежду на контроль ситуации в объективно неопределенных

условиях. Варианты этого запроса показаны в табл. 2.

Таблица 2 Манипулятивный запрос

|Варианты запроса |Типы высказываний |Процедуры работы|

| | |психолога |

|Управление отношениями |«Как сделать, чтобы он |Трансформация |

|другого |(она) захотел.., |запроса в |

|Управление желаниями |почувствовал.., |конструктивную |

|другого |относился.., поступил..,|форму, |

|Управление поведением |сделал...», |интерпретация, |

|другого |«Заставьте его (ее).., |помощь в |

|Управление эмоциями |скажите ему (ей)...», |осознании личных|

|другого |«Повлияйте на него |проблем и |

|Управление психологом |(нее)...» |трудностей |

| | |обратившегося за|

| | |психологической |

| | |помощью |

Конструктивные запросы:

Запрос об информации встречается в нашей культуре достаточно часто. В

известном смысле это связано с объективным недостатком психолого-

педагогической информации у населения. Чаще всего его предъявляют

подростки, обладающие в силу возраста ограниченными знаниями и жизненным

опытом.

Люди, оказавшиеся в новых для них, необычных жизненных условиях, также

могут предъявить этот запрос, особенно если их близкие тоже не обладают

опытом решения подобных проблем. Это типично для периода быстрых социальных

изменений.

И, наконец, третья группа лиц с таким запросом, — это родители,

интересующиеся соответствием своих детей возрастным нормам развития, а

также его прогнозом и возможностями коррекции.

Предоставляя клиенту необходимую информацию, психологу следует

стремиться избегать долженствования в своих рекомендациях, помня о

вероятностности любого прогноза и оставлять возможность выбора вариантов

действия за самим клиентом.

Тем не менее, психологу стоит в ряде случаев (например, при

патологических формах обращения родителя с ребенком) открыто заявить о том,

к каким последствиям это может привести. Возлагая ответственность на

клиента, ему можно сказать, что когда эти последствия возникнут, он не

будет иметь право сказать, что не знал, к чему это приведет, а, стало быть,

сознательно выбрал такое свое поведение вместе с его последствиями.

Характеристика запроса об информации дана в табл. 3.

Таблица 3 Запрос об информации

|Варианты |Типы высказываний |Процедуры работы |

|запроса | |психолога |

|1 . Запрос о |«Нормально или нет..?, «Можно ли|Библиотерапия, совет,|

|границах нормы|в таком возрасте начать.., |информирование о |

| |отказаться..?», «Можно ли его |возрастных и иных |

|2. Запрос о |(ее) учить.., требовать.., |нормах, |

|возможностях |разрешать.., запрещать в таком |разъяснительная |

|психологическо|возрасте, состоянии, после таких|психотерапия, |

|го изменения и|событий..?», «К чему может |психодиагностика |

|его прогнозе |привести..?» | |

Запрос о помощи в самопознании также характерен для подростков и

отражает возрастные закономерности их развития. Часто его возникновение

провоцируется проблемами профориентации («какие у меня способности?») и

трудностями общения со сверстниками.

Взрослые также предъявляют его в кризисных жизненных ситуациях,

требующих пересмотра отношений к себе, своих установок и взглядов,

переструктурирования Я- концепции. Нередко этот запрос возникает при

внезапном тяжелом соматическом заболевании (рак, ишемия и др.). Это связано

с адекватной интуицией клиента о том, что ему необходимо произвести

некоторые изменения в понимании себя и окружающих. Наиболее естественно он

может возникать у религиозных людей, связывающих болезнь с какими-то своими

ошибками и неправильными решениями.

При работе психолога с таким запросом следует стремиться к тому, чтобы

растущее самопонимание клиента носило позитивный характер и не вылилось в

самобичевание и самообвинение. Так же, как и в предыдущем случае, клиенту

можно порекомендовать соответствующую литературу.

Характеристика этого запроса дана в табл. 4.

Таблица 4 Запрос о помощи в самопознании

|Варианты запроса |Типы высказываний |Процедуры работы |

| | |психолога |

|Запрос об определении |«К чему я |Психодиагностика, анализ |

|способностей |способен..?», «Какой |жизненного пути, |

|Запрос о |у меня характер?», |семейного сценария, |

|структурировании |«Помогите разобраться|родительских директив, |

|Я-концепции |в себе...», «Почему |анализ психодинамики |

|Запрос о помощи в |это случилось со |когнитивных процессов, |

|самопринятии и |мной?» |эмпатическое слушание, |

|самопонимании | |библиотерапия |

Нередко обращение к психологу с запросом о помощи в саморазвитии. Это

касается стремления научиться новым навыкам (познавательным,

коммуникативным и т.д.) и формам поведения, а также желания отказаться от

старых навыков и их замены чем- то конструктивным. Наличие такого запроса у

взрослого человека — благоприятный прогностический признак, и в

распоряжении психолога должно быть достаточно средств удовлетворения этого

запроса. Вероятность его также вырастает в период быстрых социальных

изменений, когда люди вынуждены менять стиль жизни, работу, обучаться новым

профессиям.

Также благоприятным признаком является возникновение такого запроса у

пожилых людей, которые, возможно, не могли удовлетворить его раньше. Часто

эти люди не находят взаимопонимания среди ближайшего окружения в связи со

своими новыми устремлениями, поскольку окружению выгодно ожидать от них

исполнения привычной роли «пенсионера» или «бабушки» («тебе уже поздно

учиться, заниматься абстракциями» и т.д.). Для пожилых наиболее показано

включение их в групповые формы психологической помощи, включающие

разновозрастный контингент. Характеристика и варианты запроса о помощи в

саморазвитии даны в табл. 5.

Таблица 5 Запрос о помощи в саморазвитии

|Варианты запроса |Типы высказываний |Процедуры работы психолога|

|1 . Развитие |«Помогите научиться |Анализ поведения, |

|когнитивных |общаться», «Помогите |выработка новых навыков и |

|способностей |улучшить память, |паттернов, утешение |

|2. Развитие |внимание.., развить |неконструктивных реакций, |

|коммуникативных |способности к |развитие навыков |

|навыков |математике», «Научите |саморегуляции, |

|3. Развитие |управлять своими |самообучения, работа с |

|навыков |эмоциями» |образами, библиотерапия |

|саморегуляции | | |

Особым видом запроса является запрос о трансформации (в смысле,

характерном для традиции аналитической психологии К.Г. Юнга). Он включает в

себя потребность человека начать жить «с чистого листа», отказавшись от

жесткого детерминизма свой личной истории, осознать новый смысл жизни,

отделить в себе свое подлинное от чуждого и наносного.

Такой запрос характерен для людей, столкнувшихся с кризисом середины

жизни (второй половины жизни). Этот кризис несет в себе огромный жизненный

потенциал самоизменения. Часто эти люди, а нередко и сами психологи,

находятся под влиянием «деградантной» концепции возрастного развития

(«жизнь делится на две половины сначала — подъем, потом — спад). Они могут

испытывать чувство вины за «неадекватность возрасту» своих новых

устремлений («увлекся философией и ищу смысл жизни, как подросток»).

Конструктивными формами работы психолога здесь будут те, которые

включают элементы традиционных и современных духовных практик (психосинтез,

логотерапия, Наука Разума, Эмпауэрмент, медитативные и телесно-

ориентированные практики и др.).

Следует помнить, что кризис середины жизни нормален, а не патологичен.

Патологично стремление его избежать и «протащить» во вторую половину жизни

стереотипы и установки первой, отказываясь от ответственности за

собственную зрелость. Характеристика этого запроса дана в табл. 6.

Таблица 6 ЗАПРОС О ТРАНСФОРМАЦИИ

|Варианты запроса |Типы высказываний |Процедуры работы |

| | |психолога |

|Экзистенциальный |«Хочу найти новый смысл в |Психоанализ, |

|запрос |жизни», «Хочу стать другим |логотерапия, |

|Помощь в освобождении |человеком — я устал от |трансактный анализ, |

|от прежнего жизненного|самого себя», «Хочу |психосинтез, |

|сценария |освободиться от груза |медитативные |

|Помощь в достижении |прошлого и начать новую |техники, |

|личностной целостности|жизнь», «Хочу обрести |эмпатическое |

| |внутренний стержень, быть в|слушание, |

| |мире с самим собой» |библиотерапия |

Наиболее часто в психологическом консультировании встречается запрос о

снятии симптома. Под термином «симптом» понимается любое психологическое,

телесное или психосоматическое нарушение, беспокоящее человека и являющееся

знаком более глубокой проблемы. Сюда мы относим и энергетические нарушения,

типа хронической усталости и переживания «нехватки сил».

Как правило, клиент рассматривает симптом достаточно изолированно, не

улавливая глубинной его связи с разными сторонами своего существования. В

ряде случаев клиент устанавливает упрощенные или примитивные причинно-

следственные связи типа «все причины — в переутомлении, перенесенном гриппе

и т.п.».

Запрос о снятии симптома может быть удовлетворен непосредственно,

например посредством техник НЛП. Так, если человек испытывает страх перед

начальником, то тогда работают именно с этим страхом, не вникая в личную

историю клиента и историю развития симптома.

Работа с запросом о снятии симптома может быть осуществлена и другим

способом, через осознание психологических источников и функций симптома.

Это приведет к построению новых схем поведения и самоосознания и, возможно,

к появлению новых конструктивных запросов к психологу.

Любой симптом всегда является решением психологической проблемы

человека, пусть и не самым удачным. Он выступает свидетельством того, что

человек, во всяком случае, проблему решал, пускай и неосознанно. Поэтому

симптом всегда защищает человека от необходимости осуществлять поведение,

которое ему представляется безрезультативным или безуспешным, освобождает

от ответственности за ряд аспектов свой жизни и по-новому организует

отношения с окружающими людьми.

Игнорирование этих функций симптома может привести к серьезным ошибкам

в консультировании. Например, в приведенном выше примере страха перед

начальником этот симптом может скрывать за собой совершенно различные

проблемы.

Общие варианты запроса даны в табл. 7.

Таблица7. Запрос о снятии симптома

|Варианты запроса |Типы высказываний |Процедуры работы |

| | |психолога |

|Жалобы на |«Хочу избавиться от страхов|Интерпретация |

|эмоциональные |(темноты, мышей, высоты, |психологического смысла|

|нарушения |воды, публичных |симптома, условий, |

|Психосоматические |выступлений), вспышек |поддерживающих |

|симптомы |гнева, агрессии, |симптомообразование, |

|Коммуникативные |тревожности...», |работа с образами, |

|трудности |«избавиться от энуреза, |помощь в завершении |

|Когнитивные |ожирения, бессонницы, |старой реакции и |

|нарушения |заикания..», «Не могу |формировании новой. |

|Энергетические |сконцентрироваться.., |Развитие способностей к|

|проблемы |забываю все, что учу», «Не |самоподдержке и опоре |

| |могу общаться с начальником|на свои подлинные |

| |(женщинами, детьми, |желания |

| |мужчинами)», «Нет сил» | |

Психологическая динамика клиента с запросом о снятии симптома

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотренные аспекты проблемно-ориентированного психологического

консультирования, конечно, не являются исчерпывающими. В любом случае, во

всех ситуациях воздействия должны быть соблюдены следующие принципы:

1. Принятие клиентом собственной ответственности за происходящее;

2. Ориентация клиента на понимание, анализ и принятие собственных

чувств как на единственную возможность понимания самого себя;

3. Планирование и осуществление конкретных поведенческих шагов,

направленных на изменение существующей ситуации.

Осуществление такой стратегии работы с клиентом опирается на такие аспекты

работы консультанта, как:

1. Умение понимать, сопереживать, поддерживать и анализировать чувства

клиента;

2. Способность четко и конкретно планировать изменения в жизни клиента,

структурировать все, что он говорит и делает, давать обратную связь и

корректировать его высказывания.

Использование данных принципов в работе с любыми случаями обращений

может успешно служить решению различных задач, возникающих в процессе

консультирования.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое

консультирование. – Изд. 2-е – М.: Независимая фирма «Класс», 2000.

–208 с.

2. Лосева В.К., Луньков А.И. Рассмотрим проблему…: Диагностика

переживаний детей и взрослых по их речи и рисункам. – М.: А.П.О.,

1995. – 48 с.

3. Меновщиков И.Ю. Введение в психологическое консультирование. 2-е

изд., стереотипное. М.: Смысл, 2000. – 109 с.

4. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. Как давать и

обретать душевное здоровье / пер. с англ. М.Будыниной,

Г.Пимочкиной. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001, 256 с.

5. Тодд Дж., Богарт А.К. Основы клинической и консультативной

психологии / пер. с англ. –СПб.:Сова; М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001,

768 стр.

-----------------------

Анализ запроса

Анализ жизненной ситуации и личной истории

Анализ речи

Анализ невербального поведения

Анализ симптома

Анализ сопротивления

Формирование гипотезы и ее проверка

Формулирование личной проблемы для клиента или им самим

Заключение терапевтического соглашения

Совместная работа над проблемой

Обсуждение и оценка результатов

Окончание совместной работы

Переход клиента к аутодидактическому процессу

Помощь психолога в реализации аутодидактической стратегии

Формирование новой гипотезы

Личная Механизмы

проблема психологической

(неосознаваемое) защиты

ЗАПРОС

осознаваемое

РАБОТА С ПСИХОЛОГОМ

Механизмы

Психологической

защиты

Личная проблема

Осознаваемое

осознаваемое

ЗАПРОС О СНЯТИИ СИМПТОМА

Осознание психологических источников и функций симптома

Построение новых схем поведения и самоосознания

Запрос об информации

Запрос о помощи в самосознании

Запрос о помощи в саморазвитии

Запрос о трансформации

НОВЫЙ ОПЫТ

Страницы: 1, 2


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ