Рефераты

Проблемы психологического консультирования

Проблемы психологического консультирования

Психологическое консультирование предъявляет к консультанту

определенные морально-этические требования, без следования которым работа

не может быть успешной. Профессиональная этика консультанта сводится к

следующим положениям. По аналогии с морально-этическим кодексом врача,

основным нормативом работы консультанта можно назвать принцип «прежде всего

- не вреди». Независимо от формы и метода психологическое воздействия в

процессе консультирования не должно быть для клиента психотравмирующим,

ухудшать его состояние, снижать самооценку. Общение с консультантом не

должно представлять для клиента дополнительной психологической нагрузки.

Следует помнить, что существуют определенные принципы поведения

психолога-консультанта и что следование им не только обеспечивает этичность

профессиональной деятельности, но и является залогом успешности

психологического воздействия. Остановимся здесь подробнее на некоторых

этических требованиях, следование которым, с нашей точки зрения, является

особенно важным.

Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту. За формулировкой

скрывается целый комплекс профессионального поведения, направленного на то,

чтобы клиент чувствовал себя спокойно и комфортно во время приема.

Доброжелательное отношение подразумевает не просто следование общепринятым

нормам поведения, но и умение внимательно слушать, оказывать необходимую

психологическую поддержку, не осуждать, а стараться понять и помочь

каждому, кто обращается за помощью.

Ориентация на нормы и ценности клиента. Этот принцип подразумевает,

что психолог во время своей работы должен ориентироваться не на социально

принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем

которых является клиент. Эффективное воздействие возможно лишь при опоре на

систему ценностей самого клиента, критическое отношение консультанта может

привести к тому, что пришедший на прием человек замкнется, не может быть

искренним и открытым, а, следовательно, и возможности консультативного

воздействия окажутся практически нереализуемыми. Принимая же ценности

клиента, уважая их и отдавая им должное, консультант сможет воздействовать

на них в том случае, если они являются препятствием Запрет давать

советы. Основания для этого достаточно широки и многообразны. Прежде

всего, каков бы ни был жизненный и профессиональный опыт психолога, дать

гарантированный совет другому невозможно: жизни каждого уникальна и

непредсказуема. К тому же, советуя, консультант берет на себя полностью

ответственность за происходящее, что не способствует развитию личности

консультируемого и его адекватного отношения к действительности. В такой

ситуации психолог ставит себя в позицию гуру, что реально вредит

консультированию приводит к тому, что у клиента вместо активного

стремления разобраться в своей жизни и изменить ее, формируется массивное

и поверхностное отношение к происходящему. При этом любые неудачи в

реализации совета обычно приписываются консультанту как давшему совет

авторитету, что, естественно, мешает пониманию клиентом всей роли в

происходящих событиях.

Анонимность. Важнейшим условием психологического консультирования

является его анонимность. Это значит, что любая информация, сообщенная

клиентом - психологу не может быть передана без его согласия ни в какие

общественные или государственные организации, частным лицам в том числе

родственникам или друзьям. Из этого правила существуют исключения (о

которых клиент всегда предупреждается заранее), специально оговоренные

законом во многих странах. В нашей стране таким исключением, пожалуй,

можно считать ситуацию, когда психолог узнает во время приема о чем-либо,

что является серьезной угрозой для чьей-либо жизни. Но, конечно же, даже в

этой ситуации его действия должны быть максимально осторожными и

соотноситься с интересами клиента.

Разграничение личных и профессиональных отношений. Существует немало

очень опытных и профессиональных консультантов, которые попадали в ловушку,

переходя с клиентами на дружеские отношения или пытаясь оказывать

профессиональную помощь своим друзьям и ближайшим родственникам. Этот путь

таит в себе немало опасностей и не только потому, что, как известно, в

своем Отечестве пророка нет и любые рекомендации и откровения с близкими

легко обесцениваются, но и по многим другим причинам, о некоторых из

которых будет сказано ниже.

В психотерапии существуют два важнейших понятия, имеющих огромное

значение для работы с пациентами: а) «перенос», то есть склонность клиента

переносить и проецировать на психотерапевта и отношения с ним свои

отношения со значимыми людьми, основные проблемы и конфликты; б)

«контрперенос», то есть склонность психотерапевта проецировать свои

отношения со значимыми людьми и основные внутренние проблемы и конфликты на

отношения с пациентом. Эти понятия, введенные в психоанализ 3 . Фрейдом ,

на сегодняшний день широко используются в рамках самых разных направлений

психотерапии (Фрейд З., 1989). Эти понятия означают, что любые человеческие

отношения и даже такие специальные отношения, которые, складываются в

рамках психотерапии, находятся под влиянием внутренних потребностей и

желаний человека, которые он чаще всего не осознает. Более того, даже

профессионал-психотерапевт часто оказывается обезоружен контрпереносом.

Именно для того, чтобы понимать, управлять и уметь использовать в целях

анализа свой контрперенос, как, впрочем, и ряд других личных и

межличностных феноменов, для начинающего психотерапевта существует

обязательное требование прохождения своего собственного анализа и долгой

работы с супервизором.

В той или иной степени эти феномены действуют и в процессе

консультирования. Но трудно ожидать, что человек, не получивший специальной

и углубленной подготовки, сможет успешно работать с этими сложнейшими

явлениями. Для консультанта достаточно понимать, что сохранение его

авторитета для клиента во многом связано с тем, что последний мало знает о

нем как о человеке, у него нет оснований как для восхищения психологом, так

и для осуждения его как личности. Установление тесных личных отношений

между консультантом и клиентом приводит к тому, что они, как близкие люди,

начинают удовлетворять те или иные потребности и желания друг друга и

консультант уже не может сохранить объективную и отстраненную позицию,

необходимую для эффективного разрешения проблем клиента.

Десятилетие назад в зарубежной практической психологии активно

дискутировались и анализировались различные последствия вступления клиента

и консультанта (психотерапевта и пациента) в личные, в том числе

сексуальные отношения, а также возможные влияния этого фактора на процесс

терапии. Различных точек зрения было множество. Но общий вывод, к которому

привели эти дискуссии, один: по возможности личных отношений лучше

избегать, а если что-то подобное все же случилось, следует быть максимально

осторожным, стараться действовать прежде всего в интересах клиента и как

можно скорее прервать процесс консультирования или психотерапии.

Включенность клиента в процесс консультирования. Для того, чтобы

процесс консультирования был эффективным, клиент во время приема должен

чувствовать себя максимально включенным в беседу, ярко и эмоционально

переживать все, что обсуждается с консультантом. Для того, чтобы обеспечить

такую включенность, психолог должен следить за тем, чтобы развитие

разговора выглядело для клиента логичным и понятным, а также, чтобы человек

не просто внимал специалисту, а ему было действительно интересно. Ведь

только в том случае, если понятно и интересно все, что обсуждается, можно

активно искать пути разрешения своей ситуации, переживать и анализировать

ее.

Бывает, что во время приема клиент вдруг теряет интерес к обсуждаемой

теме, устает, внутренне не соглашается, но не хочет говорить об этом. В

этой ситуации не стоит нагнетать атмосферу, настаивать, пытаться выяснить

все до конца. Лучше, если психолог сменит тему, пошутит и таким образом

разрядит обстановку, сохранив за счет этого включенность и интерес клиента

к процессу консультирования и обеспечит продуктивность психологического

воздействия.

Таким образом, именно при соблюдении всех морально-этических

требований возникает доверие между консультантом и клиентом. Это доверие

позволяет эффективно действовать психологу, не манипулируя, не занимая

позицию “сверху”, не привязывая себя к клиенту.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алешина Ю.Е. “Специфика психологического консультирования”/“Вестник

психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы”, №1, 1994


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ