Рефераты

Проблемы психологической саморегуляции

Проблемы психологической саморегуляции

Реферат

по предмету:

Психология и педагогика

на тему:

«Проблемы психологической саморегуляции»

Выполнил: студент

1 курса группа 102

Тупоров Виктор

Викторович

Москва 2001г.

Введение.

Прежде чем начать совой реферат хотелось бы немного объяснить суть слова

«саморегуляция». Саморегуляция это регулирование своих же действий.

Существует много моментов находящихся в подсознании которые мы не замечаем

и которыми не пользуемся, хотя они смогли бы заметно облегчить наше

существование. Эти моменты изучает нейро-лингвистическое программирование

(НЛП) которое является непосредственно и практической психологией или её

«ребёнком». О некоторых моментах психологической саморегуляции я расскажу в

своем реферате.

Реферат основан на принципах и базовых пресуппозициях НЛП.

Базовые пресуппозиции и все узловые положения могут повторятся что не

приведет к изменению смысла, а наоборот поможет более детально разобраться

в данном материале.

С помощью ряда техник НЛП можно изменить ошибочное поведение организма

и позволить ему достигать своих целей быстрее, легче и приятнее для вас.

Вплоть до того, что привезенные на кресле-каталке пациенты, уходили домой

на своих двух.

Анвар Бакиров

Любое поведение представляет собой выбор наилучшего варианта из имеющихся в

данный момент.

Стратегии ведения спора.

Одна из стратегий ведения спора заключается в том, что вы сначала

соглашаетесь со своим противником, а потом находите пункт, с которым вы не

можете согласиться.

- Рекламных агентов как нерезаных собак. Звонят и звонят.

- Я с вами совершенно согласен: рекламных агентов, похоже, так много, что

их нужно начать отстреливать. Однако давайте представим, что было бы, если

бы в нашем городе было одно рекламное агентство и это рекламное агентство

делало бы только коммунистические лозунги. А так у вас есть выбор...

- Мы рекламируемся только на радио и на телевидении.

- Да, я с вами совершенно согласен - радио и телевидение очень эффективные

средства. Однако существуют и другие средства рекламы, и как говорит

статистика...

- После того как нас обманули три раза, мы больше никому не доверяем.

- Обманывают много. Что тут скрывать, и в нашей среде полно проходимцев.

Однако в свою защиту я мог бы предложить на выбор: рекомендации наших

постоянных клиентов, то, что мы будем делать часть работы бесплатно.

УПРАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННЫМ МОЗГОМ.

Я бы хотел, чтобы вы попробовали несколько очень простых экспериментов -

чтобы немножко поучить вас тому, как можно научиться управлять собственным

мозгом.

Подумайте о событии из прошлого, которое было очень приятным, - возможно, о

том, о котором вы давно не вспоминали. Задержитесь на мгновение, чтобы

вернуться к этому воспоминанию, - и убедитесь, что вы видите то, что

видели, когда это приятное событие совершалось. Можете закрыть глаза, если

так проще.

Я хочу, чтобы, глядя на это приятное воспоминание, вы изменили яркость

изображения и отметили, как изменяются в ответ ваши чувства. Сначала

делайте его все ярче и ярче. Теперь делайте его все более и более тусклым,

пока вы едва сможете различить его. Теперь снова сделайте его ярче.

Как это меняет ваше самочувствие? Всегда есть исключения, но для

большинства из вас, если вы сделаете картину ярче, - ощущения усилятся.

Увеличение яркости обычно увеличивает интенсивность ощущений, а уменьшение

яркости - обычно наоборот.

Сколь многие из вас когда-либо думали о возможности намеренно изменять

яркость внутреннего образа, чтобы иначе чувствовать себя? Большинство из

вас просто позволяют своему мозгу беспорядочно показывать вам любую картину

на его выбор - а вы в ответ хорошо или плохо себя чувствуете.

Теперь подумайте о неприятном воспоминании: что-то такое, о чем вы думаете,

- и это вызывает у вас неприятные эмоции. Теперь делайте картину все более

и более тусклой. Если вы достаточно сильно убавите яркость, она больше не

будет вам досаждать. Можете сэкономить тысячи долларов психотерапевтических

счетов.

Я научился этим вещам от людей, которые их уже делали. Одна женщина

сообщила мне, что она счастлива постоянно; она не позволила событиям

подобраться к ней. Я спросил ее, как она это делает, и она ответила:

"Ну, эти неприятные мысли приходят мне в голову; но я просто убавляю

яркость".

Яркость -- одна из "субмодальностей" зрительной модальности. Субмодальности

-- это универсальные элементы, которые можно использовать для изменения

любого зрительного образа, независимо от содержания. У слуховой и

кинестетической модальностей тоже есть субмодальности; но мы пока поиграем

со зрительными.

Яркость -- это лишь один из многих параметров, которые можно варьировать.

Прежде чем мы перейдем к другим, я хочу поговорить об исключениях из правил

обычного воздействия яркости. Если вы сделаете картину такой яркой, что она

смоет детали и станет почти белой, -- это скорее снизит, нежели увеличит

интенсивность ваших ощущений. В верхнем экстремуме связь обычно теряется. У

некоторых людей связь в большинстве ситуаций обратная, так что увеличение

яркости снижает интенсивность их ощущений.

Некоторые исключения относятся к содержанию. Если ваша приятная картина --

это свет свечи, или сумерки, или закат солнца, то часть ее особого

очарования связана с тусклостью; если вы сделаете изображение ярче,

ощущения могут ослабнуть. С другой стороны, если вы вспомнили случай, когда

вы боялись темноты, то страх может быть связан с невозможностью увидеть,

что там находится. Если вы сделаете этот образ ярче и увидите, что там

ничего нет, -- страх скорее уменьшится, а не увеличится. Так что исключения

есть всегда, и когда вы их исследуете, в них тоже появляется смысл. Какова

бы ни была связь, вы можете использовать эту информацию, чтобы изменить

свои переживания.

Теперь давайте поиграем с другой субмодальной переменной. Выберите другое

приятное воспоминание и меняйте размер картины. Сначала делайте ее все

больше и больше, а потом все меньше и меньше, отмечая, как меняются в ответ

ваши ощущения.

Связь обычно такова, что большая картина интенсифицирует вашу реакцию, а

меньшая ослабляет ее. Здесь тоже есть исключения, особенно на верхнем конце

шкалы. Когда картина становится очень большой, она может вдруг показаться

нелепой или нереальной. Тогда ваша реакция может измениться качественно, а

не по интенсивности - например, от удовольствия к смеху.

Изменив размер неприятной картины, вы, вероятно, обнаружите, что ее

уменьшение ослабляет также и ваши ощущения. Если придание ей по-настоящему

огромных размеров превращает ее в нелепую и смешную, то вы и это можете

использовать, чтобы почувствовать себя лучше. Попробуйте. Выясните, что вам

подходит.

Неважно, какова связь, если вы выясните, как она работает в вашем мозгу -

так что сможете научиться контролировать свой опыт. Если подумать, в этом

не должно быть абсолютно ничего удивительного. Люди говорят о "тусклом

будущем" и "ярких перспективах". "Все в черном свете". "У меня в голове все

смешалось". "Это пустяк, но она раздувает все это до непомерных размеров".

Когда некто произносит что-то подобное, это не метафоры; обычно это

буквальное и точное описание того, что испытывает внутри себя этот человек.

Если кто-то "непомерно что-нибудь раздувает", вы можете посоветовать ей

сжать картинку. Если она видит "тусклое будущее" - пусть сделает его

поярче. Это звучит просто, так оно и есть.

Внутри вашего разума существуют все те вещи, с которыми вам никогда не

приходило в голову поиграть. Вы не хотите ввязываться в отношения с

собственной головой, так? Пусть вместо вас это делают другие. Все, что

происходит в вашей голове, воздействует на вас, и потенциально все это вам

подконтрольно. "Кто будет управлять вашим мозгом?" - вот в чем вопрос.

Если Вы действительно хочет научиться управлять своим собственным мозгом, -

возьмите любой опыт и попробуйте изменить каждый из перечисленных ниже

зрительных элементов; проделайте то же самое, что вы делали с яркостью и

размером: попробуйте пойти в одном направлении, а потом в другом, чтобы

определить, как это изменяет ваши переживания. Чтобы на самом деле

выяснить, как работает ваш мозг, изменяйте только один элемент за раз. Если

вы меняете два параметра или более одновременно, то не узнаете, какое из

них - или насколько сильно - воздействует на ваши ощущения. Я рекомендую

проделывать это с приятным переживанием. Цвет. Меняйте интенсивность цвета

от очень ярких цветов до черно-белого. Расстояние. Меняйте от очень

близкого до далекого. Глубина. Меняйте картину от плоского, двумерного фото

до полной глубины трех измерений. Длительность. Варьируйте от быстрых

мельканий до устойчивого образа, сохраняющегося некоторое время. Четкость.

Меняйте изображение от кристально чистой детальной четкости до размытой

неразличимости. Контраст. Отрегулируйте разницу между светом и тенью от

абсолютного контраста к более непрерывным градациям серого. Пределы.

Варьируйте от ограниченной картины в рамке до панорамного изображения,

которое замыкается за вашей головой, так что если вы повернетесь, то

сможете увидеть еще часть. Движение. Меняйте изображение от неподвижного

фото или слайда до кинофильма. Скорость. Регулируйте скорость фильма от

очень медленной до очень быстрой. Оттенок. Изменяйте баланс цветов.

Например, увеличьте интенсивность красных тонов и уменьшите голубых и

зеленых. Прозрачность. Сделайте образ прозрачным, так чтобы вы могли

видеть, что находится под поверхностью. Пропорции. Сделайте обрамленную

картину длинной и узкой, а потом короткой и широкой. Ориентация. Наклоните

верхнюю часть картины от себя, а потом к себе. Передний план/задний план.

Варьируйте различие между передним планом (то, что вас больше всего

интересует) и задним (обстоятельства, которым просто случилось при сем

присутствовать) или отделенность первого от второго. Потом попробуйте

поменять их местами, так чтобы задний план стал интересным передним.

Модифицировать прошлые переживания действительно довольно просто. Следующая

вещь, которой я хотел бы научить вас, -- это то, что я называю "кратчайшей

терапией". Она хороша тем, что это еще и скрытая терапия, так что вы все

можете ее сейчас попробовать.

Подумайте о неприятном затруднении или разочаровании и хорошенько

посмотрите на этот фильм, чтобы увидеть, все ли еще он портит вам

настроение. Если не портит, выберите другое.

Потом снова запустите этот фильм, и как только он начнется, пустите фоном

какую-нибудь приятную громкую цирковую музыку. Слушайте цирковую музыку

вплоть до самого конца фильма.

Теперь снова просмотрите тот исходный фильм. Это улучшает ваше

самочувствие? Для большинства из вас это превратит трагедию в комедию, и вы

почувствуете облегчение. Если у вас есть воспоминание, из-за которого вы

раздражаетесь и злитесь, -- наложите на него цирковую музыку. Если вы

прокрутите его с ней, то, вернувшись в следующий раз, оно будет

автоматически сопровождаться этой музыкой и вызовет другие ощущения. Для

нескольких из вас цирковая музыка может быть неподходящим выбором для этого

конкретного воспоминания. Если вы не заметили никаких изменений или если

ваши ощущения изменились неудовлетворительным образом -- посмотрите, можете

ли вы найти какую-то другую музыку или звуки, которые, по вашему мнению,

могли бы повлиять на это воспоминание, а затем попробуйте проиграть эту

музыку вместе с ним. Вы могли бы попробовать тысячу скрипок мыльных опер,

оперную музыку, Увертюру 1812, "Убежище Дьявола" или что угодно и выяснить,

что произойдет. Начав экспериментировать, вы сможете обнаружить множество

способов изменить свой опыт.

Выберите другое неприятное воспоминание. Прокрутите фильм так, как вы

обычно это делаете, чтобы выяснить, беспокоит ли он вас сейчас.

Теперь запустите то же самое воспоминание задом наперед, от конца обратно к

началу -- точно, как если бы вы его перематывали -- и сделайте это очень

быстро, в несколько секунд.

Теперь снова запустите фильм сначала.

После просмотра наоборот вы чувствуете по поводу этого воспоминания то же

самое? Определенно нет. Это немного похоже на проговаривание фразы

наоборот: смысл меняется. Попробуйте это на всех своих неприятных

воспоминаниях, и вы сэкономите терапии еще на тысячу долларов. Поверьте

мне, когда эти штуки станут известны, -- мы вышвырнем традиционных

терапевтов из бизнеса. Они будут в одной упряжке с продавцами магических

заклинаний и сушеных крыльев летучих мышей.

ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

Люди часто говорят: "Вы смотрите на это не с моей точки зрения", и иногда

они правы в буквальном смысле. Я бы хотел, чтобы вы подумали о неком споре

с кем-либо, когда вы были уверены, что правы. Сначала просто прокрутите

фильм об этом событии так, как вы его помните.

Теперь я хочу, чтобы вы прокрутили фильм о том же самом событии -- но с

точки зрения человека, глядящего из-за плеча вашего противника, так чтобы

вы могли видеть самого себя в течение этого спора. Проживите тот же фильм

от начала до конца, наблюдая с этой точки зрения.

Есть какая-либо разница? Для некоторых из вас может измениться немногое,

особенно если вы и так делаете это естественным образом. Но для некоторых

различия могут быть огромными. Вы все еще уверены, что были правы?

Мужчина: Как только я увидел свое лицо и услышал свою интонацию -- я

подумал:"Да кто же обратит внимание на то, что говорит этот индюк!"

Женщина: Когда я была на воспринимающей стороне в диалоге, который вела, то

заметила в своих аргументах множество недостатков. Я отметила момент, когда

просто жгла адреналин и несла полную бессмыслицу. Я собираюсь вернуться и

извиниться перед этим человеком.

Мужчина: Я впервые по-настоящему услышал другого человека; и то, что она

говорила, действительно имело смысл.

Мужчина: Я слушал себя, а сам все думал:"Не можешь ли ты сказать это как-

нибудь иначе, так, чтобы суметь донести свою мысль?"

Сколько из вас так же уверены в своей правоте, как были до испытания этой

другой точки зрения?.. Примерно трое из 60. Таковы ваши шансы оказаться

правым, когда вы уверены, что правы -- процентов пять.

Люди столетиями толковали о "точках зрения". Однако они всегда относились к

этому метафорически, а не буквально. Они не знали, как дать человеку

конкретные инструкции, чтобы изменить его точку зрения. То, что вы только

что проделали, -- лишь одна возможность из тысяч. Вы можете буквально

видеть что-либо из любой точки пространства. Вы можете увидеть тот же самый

спор со стороны, как нейтральный наблюдатель, так чтобы суметь одинаково

хорошо рассмотреть и себя, и собеседника. Вы можете увидеть его откуда-

нибудь с потолка, чтобы оказаться "выше всего этого", или из какой-нибудь

точки на полу -- чтобы получить представление "глазами червя". Вы можете

даже принять точку зрения очень маленького ребенка или очень старого

человека. Это уже немного более метафорично и менее конкретно, но если это

полезным образом меняет ваш опыт -- вы не можете с этим спорить.

Когда происходит что-то плохое, некоторые говорят:"Ну, какая будет разница

через сто лет?" На некоторых из вас эти слова не производят впечатления. Вы

можете лишь подумать:"Он не понимает". Но когда некоторые люди слышат или

произносят такое, это действительно меняет их опыт и помогает им

справляться с проблемами. Поэтому я, конечно, спросил некоторых из них, что

они делают внутри своих голов, произнося это предложение. Один парень

смотрел вниз на солнечную систему из точки в космосе, наблюдая, как планеты

крутятся на своих орбитах. С этой точки зрения он едва мог различить себя и

свои проблемы, как крошечную крапинку на поверхности земли. Картины других

людей зачастую как-то отличаются; но они похожи в том, что эти люди видят

свои проблемы как очень маленькую часть изображения, и на огромном

расстоянии, и время ускорено -- сотня лет сжата в короткий фильм.

Люди по всему миру делают эти великолепные вещи внутри своих мозгов -- и

это действительно работает. Мало того, они даже объявляют о том, что

делают. Если вы уделите время, чтобы задать им несколько вопросов, то

сможете открыть все многообразие манипуляций, которые можно проделывать со

своим мозгом.

Есть еще одна обворожительная фраза, которая всегда застревала в моей

голове. Когда вы переживаете что-то неприятное, люди часто говорят:"Позже,

когда вы на это оглянетесь, вы сможете рассмеяться". В промежутке должно

существовать нечто, что вы проделываете внутри своей головы, что позже

делает неприятный опыт забавным. У скольких человек здесь есть нечто, на

что можно оглянуться и рассмеяться?.. И у всех ли есть воспоминание, над

которым вы пока не можете смеяться?.. Я хочу, чтобы вы сравнили эти два

воспоминания, чтобы выяснить, чем они отличаются. В одном вы себя видите, а

в другом -- нет? Одно -- слайд, а другое -- фильм? Есть ли разница в цвете,

размере, яркости или местоположении? Выясните, в чем отличие, а потом

попробуйте изменить эту неприятную картину так, чтобы сделать ее похожей на

ту, над которой вы уже можете смеяться. Если та, над которой вы можете

смеяться, находится далеко, сделайте другую тоже далекой. Если вы видите

себя в той, над которой смеетесь, -- увидьте себя внутри того переживания,

которое все еще неприятно. Вот моя философия: Зачем откладывать на потом

лучшее самочувствие? Почему бы не "оглянуться и не посмеяться", переживая

это впервые? Если вы переживаете что-то неприятное, то думаете, что одного

раза более чем достаточно. Но, о, нет, ваш мозг так не думает. Он

говорит:"О, ты запутался? Я помучаю тебя года три -- четыре. Тогда, может

быть, я позволю тебе посмеяться".

Мужчина: Я вижу себя в воспоминании, над которым могу смеяться; я

наблюдатель. Но в воспоминании, из-за которого мне по-прежнему плохо, я

застреваю -- словно это происходит снова.

Это обычная реакция. Так ли это для еще многих из вас? Способность видеть

себя дает вам возможность "пересмотреть" событие "с другой точки зрения" и

увидеть его по-новому, как будто оно происходит с кем-то другим. Лучший

вариант юмора имеет в качестве составляющей иной взгляд на самого себя.

Единственное, что мешает вам проделать это с событием сразу же по его

завершении, -- отсутствие осознания, что вы можете так поступить. Приобретя

компетентность, вы сможете делать это даже в момент, когда событие еще

происходит.

Женщина: Я делаю по-другому, но это прекрасно работает. Я фокусирую

изображение, как в микроскопе, до тех пор, пока не смогу видеть только

увеличенную, заполнившую весь экран маленькую часть события. В этом случае

я могла видеть только эти гигантские губы, пульсирующие, трясущиеся и

шлепающие, когда он говорит. Это было так нелепо, что я расхохоталась.

Это определенно иная точка зрения. И еще это нечто такое, что вы легко

могли бы опробовать, когда этот неприятный опыт будет действительно

происходить впервые.

Женщина: Я так делала. Я совершенно увязаю в какой-нибудь ужасной ситуации,

и тут я фокусируюсь на чем-нибудь, а потом смеюсь над тем, как это чудно.

Теперь я хочу, чтобы вы все подумали о двух воспоминаниях из своего

прошлого: одном приятном и одном неприятном. За одну-две секунды переживите

эти два воспоминания заново, так, как вы обычно это делаете.

Дальше, я хочу, чтобы вы отметили, ассоциированы вы были или диссоциированы

в каждом из этих воспоминаний.

Ассоциированно -- значит, вернуться и заново пережить опыт, глядя на него

своими собственными глазами. Вы видите в точности то, что видели, находясь

там в действительности. Вы можете увидеть перед собой свои руки; но не

сможете увидеть лицо, если только не посмотрите в зеркало.

Диссоциированно -- значит, смотреть на образ из памяти с любой точки

зрения, кроме своих собственных глаз. Вы можете увидеть его так, словно

смотрите вниз с самолета; или словно вы -- некто другой, смотрящий фильм о

себе в этой ситуации, и т. д.

Теперь вернитесь в каждое из этих двух воспоминаний по очереди и

определите, ассоциированы вы или диссоциированы в каждом из них.

Каким бы способом вы ни вспомнили эти два случая, делая это естественно, я

хочу, чтобы вы вернулись и попробовали пережить их другим способом -- чтобы

выяснить, как это меняет ваши переживания. Если в воспоминании вы были

ассоциированы -- сделайте шаг назад из своего тела и посмотрите на это

событие диссоциированно. Если вы были диссоциированы -- войдите в картину

или натяните ее на себя, пока не ассоциируетесь. Отметьте, как такое

изменение зрительной перспективы меняет ваше чувственное ощущение этих

воспоминаний.

Есть разница? Держу пари, что есть. Есть здесь кто-нибудь, кто не заметил

разницы?

Мужчина: Я не заметил особой разницы.

О'кей. Попробуйте следующее. Почувствуйте себя сидящим на парковой скамейке

во время карнавала и увидьте себя на переднем сидении американских горок.

Смотрите, как развеваются на ветру ваши волосы, когда вагончик начинает

падать с этого первого большого обрыва.

Теперь сравните это с тем, что бы вы испытали, если бы действительно сидели

на первом сидении, вцепившись в переднюю рукоятку, высоко в воздухе, на

самом деле глядя вниз с этого обрыва.

Отличаются эти две ситуации? Посчитайте свой пульс, если вам не удается

повизжать всласть, находясь на американских горках и глядя вниз с рельсов.

Это тоже дешевле, чем кофе, если хотите взбодриться.

Женщина: В одном из моих воспоминаний я, кажется, и внутри, и снаружи.

О'кей. Тут две возможности. Одна состоит в том, что вы быстро

переключаетесь туда-обратно. Если дело в этом, просто отметьте, каковы

отличия, когда вы переключаетесь. Возможно, вам придется немного замедлить

мелькание, чтобы сделать это хорошо.

Другая возможность заключается в том, что вы были диссоциированы в

первоначальном переживании. Например, самокритичность обычно предполагает

точку зрения, отличную от вашей собственной. Это как если бы вы находились

вне собственных пределов, наблюдая и критикуя себя. Если дело в этом, то,

вспоминая переживание и "видя то, что вы видели тогда", вы тоже будете

диссоциированы. Какое-либо из этих описаний соответствует вашему опыту?

Женщина: Оба соответствуют. В тот момент я себя критиковала и, думаю,

прыгала туда-сюда между наблюдением за собой и ощущением критикуемой.

Есть даже третья возможность, но весьма редкая. Некоторые создают

диссоциированное изображение себя во время ассоциированного первоначального

переживания. У одного парня было полномерное зеркало, которое он постоянно

таскал с собой. Так что если он входил в комнату, то мог тут же увидеть в

своем зеркале себя, входящего в комнату. У другого парня был маленький

телемонитор, который он ставил на полку или вешал на стену поблизости, так

что всегда мог видеть, как он выглядит для других людей.

Воспроизводя воспоминание ассоциировано, вы вновь ощущаете первоначальную

чувственную реакцию, которую испытывали в тот момент. Воспроизводя

воспоминание диссоциированно, вы можете видеть на картинке, как вы

испытываете те первоначальные чувства - но не ощущая их в этот момент в

своем теле.

ПОНИМАНИЕ ЗАМЕШАТЕЛЬСТВА.

Многие люди попадают в передряги потому, что испытывают из-за чего-либо

замешательство. Я хотел бы показать вам, как брать замешательство и

превращать его в понимание. Мне нужен человек, чтобы поиграть с ним --

продемонстрировать, как это делается. Продемонстрировав, я собираюсь

попросить вас объединиться в пары и проделать это друг с другом, так что

будьте внимательны.

Билл: Я бы хотел это сделать.

Сначала подумайте о том, что приводит вас в замешательство и что вы хотели

бы понять.

Билл: Есть куча вещей, которых я не понимаю.

Стоп. Я хочу, чтобы вы внимательно слушали, что я прошу вас сделать. Я не

просил вас думать о том, чего вы не понимаете; я попросил вас подумать о

том, что приводит вас в замешательство. "Замешательство" и "непонимание"

сильно отличаются друг от друга. Есть куча вещей, которых вы не понимаете,

потому что ничего о них не знаете. Возможно, вы не понимаете хирургии на

открытом сердце или как сконструировать водородную бомбу. Вы не испытываете

из-за этого замешательства; у вас просто нет информации, необходимой, чтобы

понять, как делаются эти вещи.

Замешательство, однако, всегда есть указание на то, что вы находитесь на

пути к пониманию. Замешательство предполагает, что у вас есть множество

данных, но они еще не организованы способом, который позволяет вам понять

их. Итак, я хочу, чтобы вы подумали о чем-то, что приводит вас в

замешательство: что-то, в чем у вас большой опыт, но он лишен для вас

смысла.

Билл: О'кей. Я думаю о...

Минуточку. Вам запрещается сообщать мне содержание того, о чем вы думаете.

Содержание нужно лишь в том случае, если вы любопытны. Я математик; я

интересуюсь только формой. Кроме того, остальным людям здесь слишком легко

потеряться в содержании. Я хочу, чтобы они научились процессу, который я

демонстрирую.

Вы подумали о том, что приводит вас в замешательство. Теперь я хочу, чтобы

вы подумали о чем-то похожем и понятном вам. Говоря "похожее", я имею в

виду, что если ваше замешательство относится к чьему-либо поведению, то

пусть ваше "понимание" тоже относится к чьему-то поведению. Если ваше

замешательство имеет отношение к тому, как работает автомобильный мотор, то

пусть понимание будет чем-то механическим -- ну, например, как работает ваш

тостер.

Билл: Я подумал о том, что понимаю.

Теперь у вас есть два внутренних опыта; один из них мы называем

"понимание", а другой -- "замешательство". В обоих есть картины?

Билл: Да.

Различия между ними -- вот что меня интересует. Чем они отличаются?

Например, одна может быть фильмом, а другая слайдом. Или одна может быть

черно-белой, а другая цветной. Я хочу, чтобы вы обратились внутрь и

исследовали эти два опыта, а потом сказали мне, чем они отличаются.

Билл: Замешательство -- слайд, и он маленький. Понимание -- это фильм, и

большой.

Есть еще какие-то отличия? Если образ замешательства меньше, он, вероятно,

и дальше находится.

Билл: Да, он дальше.

В каком-либо из них есть звук?

Билл: Да, в понимании есть звук, описывающий, что я вижу. Замешательство

беззвучно.

Откуда вы знаете, что одно вызывает у вас замешательство, а другое вы

понимаете?

Билл: У меня разные ощущения, когда я смотрю на эти две картины.

О'кей. Как ваши чувства узнают, что нужно чувствовать именно это, когда вы

смотрите на эти картины.

Билл: Полагаю, потому, что я их так научил.

Я хочу, чтобы вы все кое-что заметили. Я задал вопрос типа "Как?",

спрашивая о процессе, а он ответил на вопрос "Почему?". "Потому что" всегда

отвечает на "Почему". Все, что вы получите из "потому что" -- пучок

исторических теорий. У меня есть только одна теория: что люди потому

испытывают столько проблем с управлением своими мозгами, что земная ось

наклонена. Так что на самом деле у вас чей-то чужой мозг, и он дурной. Вот

и все теоретизирование, каким я занимаюсь.

Попробуем еще. Билл, как вы узнаете, что нужно испытывать разные чувства,

когда смотрите на эти две разные картины?..

Билл: Не знаю.

Мне нравится этот ответ.

Билл: После того как я подумал об этом, я решил, что не знаю.

Бывает. Притворитесь, что знаете. Говорите. Худшее, что может произойти, --

это, что вы можете ошибиться. Много лет назад я осознал, что ошибался так

много раз, что решил просто идти вперед и ошибаться более интересными

способами.

Билл: Когда я смотрю на картину понимания, то могу видеть, как все

работает. Это дает мне мягкое чувство расслабления. Когда я смотрю на

другую картину, я не моту увидеть, что произойдет дальше; я чувствую

небольшое напряжение.

Это определенно звучит как весьма отличные переживания. У кого-либо есть

какие-либо вопросы о том, что я делаю?

Мужчина: У вас это выглядит так просто. Как вы узнаете, какие вопросы

задавать?

Все, что я хочу знать, это:"Чем отличаются эти два опыта?" Ответом являются

конкретные различия в зрительном, слуховом и кинестетическом опыте

человека. Мои вопросы часто направлены на то, чего человек не замечает, и

всегда -- на то, чтобы помочь ему сделать такие различения, которых он не

делал раньше. Например, когда я спросил Билла, было ли это слайдом или

фильмом, он ответил с легкостью. Но раньше он, вероятно, никогда даже не

замечал этой разницы, потому что его об этом никто никогда не спрашивал.

Женщина: Существует ли какой-то определенный порядок вопросов, которые вы

задаете? Вы спросили, был ли это слайд или фильм, до вопроса о цветном или

черно-белом.

Есть определенный смысл в том, чтобы сначала спрашивать о вещах, а потом о

качествах; вы реже будете сбиваться с дороги. Если вы спрашиваете:"Сколь

быстро оно движется?", а оно оказывается слайдом -- это может привести в

некоторое замешательство человека, с которым вы это проделываете. Сначала

ищите основное, а потом спрашивайте о других более тонких различениях,

которые могут там оказаться.

То, какие вопросы вы задаете, -- это еще и функция от осведомленности. Я

уже несколько раз исследовал замешательство и понимание, так что я уже

знаю, какого рода различия там скорее всего окажутся. Это так же, как и

все, чему мы обучаемся. Делая это впервые, мы немного запинаемся. Позже,

лучше познакомившись с тем, что делаем, мы приобретаем большую

рациональность и систематичность. Кроме того, вы можете просто составить

длинный список всех вариантов и пройтись по ним -- одному за другим. Но

проще сначала упомянуть несколько основных особенностей -- чтобы повернуть

разум этого человека в правильном направлении -- а потом спросить:"Чем

отличается одно от другого?"

Теперь давайте перейдем к более интересной части. Билл, я хочу, чтобы вы

взяли "замешательство" и изменяли его, пока оно не станет точно таким же,

как "понимание". Я не хочу, чтобы вы меняли содержание. Я хочу, чтобы вы

изменили только процесс, который используете, -- чтобы представить то же

самое содержание. Сначала я хочу, чтобы вы взяли этот слайд и превратили

его в фильм.

Билл: Даже близко не могу этого сделать.

Сделайте так. Сначала сделайте серию слайдов с разных моментов времени.

Когда их у вас будет достаточно, быстро просмотрите их один за другим.

Немного ускорьте это -- и получите фильм. Фильм -- это всего лишь

последовательность неподвижных картин, которые показывают быстро и

последовательно.

Билл: О'кей. Я получил фильм.

Хорошо. Теперь добавьте повествовательную звуковую дорожку, описывающую его

(Билл кивает).

Теперь увеличьте размеры этого фильма и придвиньте его к себе, пока он не

окажется той же величины и на том же расстоянии, что и ваше изображение

понимания. Что происходит, когда вы это делаете? Теперь вы понимаете?

Билл: Да. Теперь я могу видеть, что происходит; я чувствую себя гораздо

комфортнее. У меня одинаковое чувство к обеим картинам.

Есть смысл в том, что когда у вас есть широкоформатный фильм с

повествовательной звуковой дорожкой, то вы поймете нечто лучше, чем когда

все, что у вас есть, -- это маленькая, молчащая, неподвижная картинка. У

вас гораздо больше информации, и она организована так, что вы можете ее

постичь. Это естественный для Билла способ учиться тому, как понимать что-

либо.

Женщина: Разве не обязательно иметь больше информации, чтобы выйти из

замешательства?

Иногда дело в этом. Но часто у человека на самом деле есть информация; к

ней просто нет такого доступа, который обеспечил бы понимание. Дело не в

том, что чего-то не хватает; просто то, что у вас есть, плохо организовано.

Вы все знаете гораздо больше, чем думаете. Замешательство обычно

порождается не недостатком информации, а ее избытком. Часто чье-либо

замешательство представляет собой огромный коллаж из данных или множество

быстро мелькающих картинок. Картины понимания у большинства людей,

напротив, хорошо организованы и очень экономны. Они похожи на элегантное

математическое уравнение или на хорошие стихи. Эти люди очищают скопище

данных вплоть до очень простого представления. То, что я сделал с Биллом,

просто дало ему возможность собрать данные, которые у него уже были, таким

образом, чтобы он смог понять их. Способность использовать ваш мозг

означает способность получать доступ, организовывать и использовать то, что

вы уже имеете.

Большинство из вас видели, что происходит, когда в камине догорает огонь.

Если вы немного передвинете дрова -- он снова вспыхнет. Вы ничего не

добавили. Единственный элемент, который вы изменили, -- это расположение,

но это порождает гигантское различие.

Если вы думаете, что вам нужно больше информации -- возможно, вы зададите

кучу вопросов. Если ответы содержат только сырые данные, они вряд ли вам

помогут, и придется продолжать спрашивать. Чем больше у вас ответов, тем

меньше вы будете думать о вопросах, которые задаете. Но если ответы

позволяют вам организовать данные, которые у вас уже есть, -- это может

помочь вам понять. Это то, что часто называют "пассивным обучением", -- про

человека, который вечно требует:"Кормите меня с ложечки". Другие люди могут

воспринять огромное количество сведений и организовать их самостоятельно,

без особой помощи извне. Это то, что часто называют "активным обучением".

Теперь, Билл, я хочу, чтобы вы попробовали это в другую сторону. Возьмите

то, что вы вначале понимали, и превратите в меньшую, более удаленную,

неподвижную картину, и сотрите звуковую дорожку

Билл: Теперь я напряжен и растерян.

Стало быть, теперь мы могли бы взять любую вещь, в которой вы уверены, и

запутать вас ко всем чертям. Вы все смеетесь; вы не осознаете, как это

может быть полезно! Разве вы не знакомы с людьми, которые уверены, что

понимают что-либо, а на самом деле -- нет?.. И эта ложная уверенность

доставляет им кучу неприятностей? Хорошая доза замешательства могла бы

замотивировать их послушать окружающих и собрать кой-какую очень полезную

информацию. Замешательство и понимание -- это внутренние переживания. Они

не обязаны иметь какое-либо отношение к внешнему миру. Вообще, если вы

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ