Рефераты

Психоаналитическая терапия искусством

Психоаналитическая терапия искусством

Гизела Шмеер

Психоаналитическая терапия искусством

Перевод с немецкого

Научный руководитель:

доктор философских наук

Овчаренко Виктор Иванович

Москва 1995

Психоанализ, исследовательская и врачебная концепция и труд Зигмунда

Фрейда, базируется на самонаблюдении (интроспекции), размышлении и

воспоминании (рефлексии) и выражении через слово (вербализации).

Является ли деятельностью выражение через живопись?

Классический психоанализ понимал и понимает на сегодняшний день под

деятельностью любую отличающуюся от говорения форму выражения и

коммуникации, например, язык тела и живопись, т.е. формы, обходящие

нормальный способ осознания через слово. Выражение при помощи языка тел и

выражение через живопись в сумме не менее ценны; они дают пациенту

возможность повторить старые переживания через действие, а не через

воспоминание, заставляют его остановиться в самой глубине сознания.

Каким образом при таком высоком значении слова в психоанализе может

идти речь о психоаналитической терапии искусством?

Уже в течении нескольких десятков лет существуют отдельные

психоаналитики, которые не оставляют и не хотят оставлять без внимания

художественное творчество своих пациентов. Пациент приносит на прием что-

либо, что он нарисовал или сделал. Спонтанно или по привычке он выражается

через живопись, и созданное им может быть приобщено к психоаналитическому

процессу, так как пациент чувствует, например, что с помощью этого он может

выразить себя в большей степени и быть лучше понятым, или потому что он

страдает затруднениями или природными дефектами речи.

Модифицированный психоанализ

В последние годы психоаналитические школы открыли для себя такую

возможность, и в качестве расширения или модификации того, что в свое время

было приобщено к выражению через воображение и живопись с помощью анализов,

проведенных К.Г. Юнгом, в рамках, например, моих семинаров возникла своего

рода школа психоаналитической терапии искусством, где на переднем плане

выступают психодинамическое понимание и работа с картинами или их

элементами. При этом психодиагностические и терапевтические начала

заимствуют все основные правила психоаналитических методов. Отличие

наблюдается только в том, что во время работы с картиной пациент должен не

лежать, а сидеть напротив терапевта. Действительно, мимика, жесты и “знаки”

пациента очень важны для того, чтобы терапевт не ожидал от него большего,

чем он может восстановить. Необходимо запомнить: картина часто бывает

перенасыщена бессознательным.

Ни один эксперт

не может предсказать содержание картины!

Каждый психотерапевт привык к работе со снами и внутренними картинами

пациентов. Он обучен и в той или иной мере талантлив, чтобы во всех красках

представить себе то, о чем рассказывает пациент. И все же мы бываем очень

удивлены, когда пациент, раньше “только” говоривший, начинает по Вашей

просьбе рисовать сон, конфликт, какое-либо чувство и т.д. Картина выглядит

не так, как мы представляли ее себе, слушая пациента: она более красочная,

напыщенная, ничтожная, сильная, “здоровая”, хрупкая, разорванная,

непропорциональная, могущественная, устрашающая, детальная, бедная,

богатая, нереальная, абстрактная, духовная - она совершенно другая. Ни один

опытнейший аналитик не может высказать точных предположений относительно

того, что изобразит его пациент на бумаге и как: какими мазками, какими

красками, каковы будут композиция и распределение пространства.

Игра смены физических сил и антисил, регрессивная и прогрессивная

динамика, разделяющееся и собирающееся движение - все это видно на картине,

все это чувствуется. Картина становится третьим помощником, указывающим на

невидимое ранее, предлагающим источники и решения.

Картина как посредник другого языка

Психотерапевт может теперь сопровождать своих пациентов по ландшафтам

души, ими созданными: по лабиринтам, переливам и пятнам цветов, загадочным

символам, существам и духам, по чему-то хаотически распадающемуся,

неприятно точному, по горам, символам страха, ненависти и ужасным

сексуальным символам, по прибоям и берегам, опасным приключениям и другим

местам. Терапевт дозирует, т.е. затрагивает (обсуждает) ровно столько

элементов картины, сколько ее художник сможет восстановить и переработать.

Процесс восстановления в случае “модифицированного психоанализа” (с

помощью картин) или в случае “психоаналитической терапии искусством” (при

изменяющемся центре внимания) снова происходит через слово: итак, картина

(образ) становится посредником более глубокого, основательного, богатого,

красочного и приближенного к истине языка.

Процессы познания

в психоаналитической терапии искусством

У терапии искусством имеется, как мы увидели, несколько основных

положений.

Одно из этих положений называется выражением. На переднем плане

находится творческий процесс как таковой. Способность пациентов

самовыражаться (например, в виде живописи) поощряется терапевтами

искусством.

В психоаналитической терапии искусством на первом месте (как я

понимаю) находится процесс познания. Познание и осознание фигурирует во

всех известных в психоанализе течений.

На примере одной картины мне хотелось бы кратко осветить следующие

темы (см. рис. на стр.115).

1. Я в контексте психодинамики

Прежде всего Я следует искать там, куда указывает сам художник (сама

художница) и говорит: “Это - я”. На этой картине художница сидит,

прислонившись к дереву и протягивает руки к матери. Мать стоит на коленях в

темной пещере, вытянув руки, и смотрит в другую сторону.

Позиция Я у художницы этой картины регрессивна (взгляд налево на

картине) и беспомощна (прислонение / протянутые руки).

2. Механизм защиты / Фиксация

Художница фиксируется на матери. “Вот моя мать стоит на коленях в

пещере, наклонившись вперед, и молит о внимании. Если я умру, вы будете в

этом виноваты! В конце концов она покончила жизнь самоубийством.”

Сидя у корня дерева, словно приклеившись к нему, художница “смотрит на

вину”, оставшуюся ей после смерти матери. Наблюдая за этим комплексом вины

и из-за этого уничтожая свою духовную энергию, художница открывает для себя

дорогу направо, дорогу к прогрессу.

3. Перенос / Проекция

Каждая картина, нарисованная спонтанно, содержит элементы отношений.

Не только между личностями, нарисованными на ней, но и между автомобилями,

дорогами, реками, зверями, цветами и предметами существует динамика

отношений. Эта динамика отношений исследуется психоаналитически

ориентированными терапевтами искусством как в плане актуальном, так и

проективном.

Например, терапевт спрашивает пациентку: “Существует ли между мной и

ней такая же ситуация (переноса), как на картине?”

Вдруг я (условно) - дерево, к которому прислонилась художница? Или я

тянущаяся вверх сестра? Переносит ли на меня пациентка различные комплексы

вины (например, если она вынуждена была отменить встречу / опоздала /

иногда не принимает меня)?

4. Взаимный перенос

Терапевты, которые пережили примерно то же самое относительно своих

матерей, могут склоняться к тому, чтобы смешать собственные негативные

чувства и чувства художницы, оценить отношение матери как давление и,

следовательно, осложнить конфликт пациентки с матерью.

Терапевтам, исключившим / оттеснившим / отделившим от себя отца, не

приходит в голову, что на этой картине отца нет. “Отрицание”, “слепое

пятно” терапевта и художницы совпадает и является препятствием.

Или оно может быть шансом: психотерапевт, сам закончивший курс по

самопознанию и имеющий опыт в этом отношении, отдает себе отчет в

существовании “слепых пятен” и использует взаимный перенос для

диагностических целей.

5. Сопротивление

Предложение врача продолжить картину на листе бумаги, положенном

справа, т.е. изобразить дистанцию между собой и матерью или новую ситуацию

отношения, повергает художницу в нерешительность. Сопротивление

воспринимается и обрабатывается ориентированными на психоанализ терапевтами

искусством со всей серьезностью. Оно означает отказ от фиксации на

комплексе вины, в данном случае, например, отделение от матери. В конце

концов художнице удается нарисовать в качестве продолжения картины дорогу,

которая ведет ее, ее брата и сестру в собственную жизнь (см. рис. на стр.

117). Новый контекст этой картины превращает старую вину в “черную мозоль”,

на которой теперь никто не фиксируется и не задерживается.

6. Источники

Дорога, по которой идут трое братьев и сестер, теперь “освещается”

дорисованным деревом и висящим над ним солнцем. Дерево - архетипный символ

матери. Солнце символизирует отца. Архетипные символы представляют собой

противовес нехватке настоящих родителей.

Как мы смогли увидеть, психоаналитическая терапия искусством требует

как от терапевта, так и от пациента раскрытия всех смысловых каналов и

каналов познания. Тела, души, язык (картин), ум и дух делят между собой

плоды познания: ясность и правду.

Библиография

1. Шмеер Г. Я на картине. / Применение психодинамики в терапии

искусством. // Pfeiffer Verlag, Mьnchen 1992.

2. Шмеер Г. Лечебные деревья. / Картины деревьев в

психотерапевтической практике. // Pfeiffer Verlag, Mьnchen 1990.


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ