Рефераты

Психоаналитическое исследование Э.Фромма в работе Бегство от свободы

Психоаналитическое исследование Э.Фромма в работе Бегство от свободы

Министерство общего и профессионального образования

Ижевский государственный технический университет

Реферат

на тему: “Психоаналитическое исследование Э. Фромма в работе ”Бегство от

свободы””

Исполнитель: аспирант Монаков А.В.

Ижевск 1999

Оглавление

1 Исторический обзор психоаналитической философии 3

1.1 Зигмунд Фрейд, психоанализ и фрейдизм 3

1.2 Фрейдо-марксизм 6

1.3 Неофрейдизм и его основные представители 7

1.3.1 Альфред Адлер 9

1.3.2 Карл Густав Юнг 10

1.3.3 Карен Хорни 11

1.3.4 Эрих Фромм 12

2 Проблема свободы человека в работе Фромма "Бегство от свободы" 13

2.1 Введение в проблематику работы 13

2.2 Двойственность свободы 13

2.3 Психологизм проблемы свободы 14

2.4 Свобода в эпоху Реформации 15

2.5 Современные аспекты свободы 17

2.6 Механизмы бегства от свободы 18

2.7 Психология нацизма 21

2.8 Свобода в условиях демократии 22

2.9 Теоретические основы психоанализа Фромма 26

Цитируемая литература 29

1 Исторический обзор психоаналитической философии

1.1 Зигмунд Фрейд, психоанализ и фрейдизм

ФРЕЙД ЗИГМУНД (1856--1939) -- австралийский психолог и невролог,

основатель психоанализа. К концептуальному ядру теории Фрейда относятся

концепция психоневроза и учение о психическом аппарате, базирующиеся на

идее бессознательного. Бессознательное ("Оно") представляет собой ту часть

психики, где сосредоточены инстинктивные импульсы (желания) и вытесненные

из сознания идеи. От сознания бессознательное отгорожено областью

предсознательного (разумное "Я" человека, память, мышление). Оно

осуществляет цензуру желаний бессознательного и представляющих их идей,

сообразуясь с реальностью внешнего мира, сопротивляется их попыткам

проникнуть в сознание. А неразряженные желания, сохраняющие активность,

находят окольные пути проникновения в сознание. К числу таких путей

относятся сновидения, обмолвки, юмор, а также явления психической

патологии. Другим краеугольным камнем теории Фрейда явилось учение о либидо

и детской сексуальности. С точки зрения учения о либидо процесс

психического развития человека есть в своей сущности биологически

детерминированный процесс превращений его сексуального инстинкта. Учение

Фрейда, не будучи строго философским, имеет значительный мировоззренческий

потенциал. Он связан прежде всего со специфическим осмыслением человека и

культуры. В основе его лежало убеждение Фрейда в антагонизме природного

начала в человеке, сексуальных и агрессивных импульсов бессознательного, с

одной стороны, и, с другой стороны, культуры. Причиной этого антагонизма на

внутрипсихическом уровне является культура с ее идеалами, нормами,

требованиями. Культура, по Фрейду, основана на отказе от удовлетворения

желаний бессознательного и существует за счет сублимированной энергии

либидо.

Следствием такого понимания культуры стала романтическая критика ее.

Фрейд приходит к заключению, что прогресс культуры ведет к уменьшению

человеческого счастья и усилению чувства вины из-за растущих ограничений

для реализации природных желаний.

При объяснении происхождения и сущности инстинктов культуры Фрейд

исходил из убежденности в подобии индивидуальных и коллективных

психологических закономерностей, а также в одинаковости механизмов

формирования нормальных и патологических явлений психики. Это позволило

ему, усмотрев сходство между симптомами невроза навязчивости и религиозными

обрядами, объявить религию "коллективным неврозом", а наличие в психике

человека типических форм реагирования (Эдипов комплекс) и коллективных

символов указывает, по мнению Фрейда, на реальные события в истории

человечества, памятью о которых выступают данные психические феномены.

С этих же позиций Фрейд подступается к проблеме лидерства. Он считает,

что связь людей в группе имеет либидную основу. Эта либидная связь есть

идентификация индивидов с лидером, который становится внутрипсихическим

идеалом для каждого. Усваивая это идеал, человек отказывается от части

собственного "Я" (идеал "Я") и объясняется с другими через общий всем

групповой идеал -- вождя.

Психологические и социологические взгляды Фрейда оказали значительное

влияние на искусство, социологию, этнографию, психологию и психиатрию

первой половины ХХ в [1, с. 345-346].

ФРЕЙДИЗМ -- в расширительном понимании подразумевается классический

(ортодоксальный) психоанализ, в отличие от неофрейдизма, аналитической

психологии Юнга и индивидуальной психологии Адлера. В более строгом и

точном смысле данный термин обозначает учение З. Фрейда в том виде, в каком

оно было создано им в период с 1900 по 1938 гг. Фрейдизм, таким образом,

выступает в качестве теоретической основы психоанализа как

психотерапевтического метода, а также в качестве теоретического источника

современных психоаналитических концепций. Представители классического

психоанализа и поныне сохраняют приверженность основным положениям

фрейдизма, в отличие от представителей неофрейдизма, частично отбросивших,

частично переосмысливших многие из них [1, с. 346].

ПСИХОАНАЛИЗ -- 1) в узком смысле слова -- психотерапевтический метод,

разработанный З. Фрейдом в конце 90-х гг. XIX столетия для лечения

психоневрозов. Психоанализ как метод терапии состоит в выявлении, затем

доведении до сознания и переживания бессознательных травмирующих идей,

впечатлений, психических комплексов. 2) В широком смысле слова

психоанализом называют различные школы динамической психотерапии. Причем

речь может идти не только о теоретических платформах этих школ, но и об

институционализированном движении, которое осуществляется на их базе.

Психоанализ как движение ведет свое начало с кружка сторонников З. Фрейда,

объединившихся вокруг него в 1902 г. и основавших в 1908 г. Венское

психоаналитическое общество. Современные преемники и подражатели этого

движения относятся к так называемому "классическому", или "ортодоксальному"

психоанализу -- наиболее многочисленному, мощному и влиятельному

направлению его.

В теоретическом плане классический психоанализ представляет собой

фрейдизм, в некоторых вопросах уточненный и реформированный в 30--50-е гг.

А. Фрейдом, Х. Хартманном, Д. Рапапортом и др. Изменения, внесенные ими,

касались главным образом функций "Я". Их исследования привели к разработке

нового теоретического аспекта, получившего наименование "эго-психологии". В

отличие от Фрейда, главное внимание уделявшего бессознательным механизмам

"ОНО", в современном классическом психоанализе большое значение придают

предсознательным механизмам "Я", направленным на адаптацию к социальной

среде. Весьма примечательной является также попытка формализованного

изложения психоанализа Д. Рапапортом, стремившимся при этом также перевести

понятия психоанализа в термины поведения, которыми пользовалась в 40--50-е

гг. бихэвиористски ориентированная экспериментальная психология -- основной

соперник психоанализа. Д. Рапапорт старался приблизить психоанализ к

канонам научности, которые диктовались пост-позитивистской философией

науки.

Другие направления (школы) психоанализа, значительно менее

институционализированные и влиятельные, были основаны отделившимися от

Фрейда учениками -- А. Адлером, О. Ранком, а также К.-Г. Юнгом, который

лишь на короткое время сблизился с ним и с Венским обществом.

Возникший в 30--40-е гг. неофрейдизм в медицине и патопсихологии

укоренился незначительно, однако оказал большое влияние благодаря

популярности философских и социально-психологических работ Э. Фромма,

теоретического лидера этого направления [1, с. 252-253].

Концепции Зигмунда Фрейда и его последователей, касающиеся проблем

поведения человека, культуры и развития общества, относятся к так

называемой социобиологии, заявившей о себе почти полным игнорированием

социальных факторов функционирования и развития общества. Игнорируется,

прежде всего, роль социальных связей и отношений в поведении и деятельности

людей. Каждый индивид рассматривается сам по себе; движущие силы его

поведения усматриваются в его биологических потребностях и инстинктах.

Особое значение Фрейд придает психосексуальному развитию человека,

влиянию его инстинктивной сексуально-биологической энергии (либидо) на

"жизнь его чувств" [4, с. 102] и поведение. Сексуальное самопознание

ребенка означает, по Фрейду, "первый шаг к его самостоятельной ориентировке

в мире" [4, с. 167]. В дальнейшем поведение ребенка, а затем юноши и

взрослого человека во многом определяется его сексуальной энергией. Более

того, сексуально- биологическая энергия объявляется основой развития

человеческой культуры.

В работе "Три очерка по теории сексуальности" Фрейд пишет, что энергия

сексуальных побуждений, будучи достаточно сильной, находит "выход и

применение в других областях". Получается "значительное повышение

психической работоспособности" [5, с. 196], что оказывает влияние на все

виды деятельности людей, развивает в них творческие начала. Эта идея

развивается во многих работах Фрейда.

В дальнейшем Фрейд расширил область исследования психобиологических

инстинктов. Наряду с инстинктами жизни и самосохранения, половыми

инстинктами он выделяет инстинкты разрушения, агрессии и смерти. Борьба

этих инстинктов проявляется, по Фрейду, в поведении человека и его

деятельности -- производственной и политической, творчески созидательной и

деструктивно-разрушительной. В конечном счете борьба инстинктов жизни и

смерти, Эроса и Танатоса, определяет, по Фрейду, ход развития человека,

общества и его культуры.

Под культурой Фрейд понимал совокупность социальных свойств людей, их

знания и умения к различным видам деятельности, нормы поведения,

совокупность материальных и духовных ценностей, политических и

государственно-правовых институтов и т.д. Он говорил о репрессивной функции

культуры, которая заключалась, по его мнению, в том, что социальные нормы и

ценности, моральные и политические установки поведения людей подавляют их

естественные инстинкты и влечения и в этом смысле лишают их свободы,

возможности наслаждения и счастья. В своей работе "Неудовлетворенность

культурой" Фрейд приходит к выводу, что "большую долю вины за наши

несчастья несет так называемая культура" [6, с. 277]. По его мнению, люди

были бы гораздо счастливее, если бы отказались от современной культуры и

цивилизации [2, с. 353-354].

С вопросами биологического и социального, сущности и существования

тесно связана и проблема бессознательного и сознательного в философской

антропологии, отражающая важную сторону существования человека.

Длительное время в философии доминировал принцип антропологического

рационализма, человек, его мотивы поведения и само бытие рассматривались

только как проявление сознательной жизни. Этот взгляд нашел свое яркое

воплощение в знаменитом картезианском тезисе "cogito ergo sum" ("мыслю,

следовательно, существую"). Человек в этом плане выступал как "человек

разумный". Но, начиная с Нового времени, в философской антропологии все

большее место занимает проблема бессознательного. Лейбниц, Кант, Кьеркегор,

Гартман, Шопенгауэр, Ницше с разных сторон и позиций начинают

анализировать роль и значение психических процессов, не осознающихся

человеком.

Но определяющее влияние на разработку этой проблемы сделал З. Фрейд,

открывший целое направление в философской антропологии и утвердивший

бессознательное как важнейший фактор человеческого измерения и

существования. Он представил бессознательное как могущественную силу,

которая противостоит сознанию. Согласно его концепции, психика человека

состоит из трех пластов. Самый нижний и самый мощный слой -- "Оно" (Id)

находится за пределами сознания. По своему объему он сравним с подводной

частью айсберга. В нем сосредоточены различные биологические влечения и

страсти, прежде всего сексуального характера, и вытесненные из сознания

идеи. Затем следует сравнительно небольшой слой сознательного -- это "Я"

(Ego) человека. Верхний пласт человеческого духа -- "Сверх-Я" (Super Ego) --

это идеалы и нормы общества, сфера долженствования и моральная цензура. По

Фрейду, личность, человеческое "Я" вынуждено постоянно терзаться и

разрываться между Сциллой и Харбидой -- неосознанными осуждаемыми "Оно" и

нравственно-культурной цензурой "Сверх-Я". Таким образом, оказывается, что

собственное "Я" -- сознание человека не является "хозяином в собственном

доме". Именно сфера "Оно", всецело подчиненная принципу удовольствия и

наслаждения, оказывает, по Фрейду, решающее влияние на мысли, чувства и

поступки человека. Человек -- это прежде всего существо, управляемое и

движимое сексуальными устремлениями и сексуальной энергией (либидо).

Драматизм человеческого существования усиливается у Фрейда тем, что

среди бессознательных влечений имеется и врожденная склонность к разрушению

и агрессии, которая находит свое предельное выражение в "инстинкте смерти",

противостоящем "инстинкту жизни". Внутренний мир человека оказался,

следовательно, еще и ареной борьбы между двумя этими влечениями. В конце

концов, Эрос и Танатос рассматриваются им как две наиболее могущественные

силы, определяющие поведение человека.

Таким образом, фрейдовский человек оказался сотканным из целого ряда

противоречий между биологическими влечениями и сознательными социальными

нормами, сознательным и бессознательным, инстинктом жизни и инстинктом

смерти. Но в итоге биологическое бессознательное начало оказывается у него

определяющим. Человек, по Фрейду, -- это прежде всего эротическое существо,

управляемое бессознательными инстинктами [2, с. 532-534].

Иррационалистические тенденции "философии жизни" продолжает и

углубляет психоаналитическая философия. Эмпирической базой

психоаналитической философии является психоанализ. Он возник в рамках

психиатрии как своеобразный подход к лечению неврозов методом катарсиса или

самоочищения. Постепенно из медицинской методики он вырос до уровня

философского течения, стремящегося объяснить личностные, культурные и

социальные явления.

Основоположник психоанализа австрийский врач -- психопатолог и

психиатр Зигмунд Фрейд (1856--1939). Основные идеи психоанализа изложены в

его работах: "По ту сторону принципа удовольствия" (1920 г.), "Массовая

психология и анализ человеческого "Я"" (1921 г.), ""Я" и "Оно"" (1923 г.) и

др. Классическая психология до Фрейда изучала явления сознания, как они

проявлялись у здорового человека. Фрейд, как психопатолог, исследуя

характер и причины неврозов, натолкнулся на ту область человеческой

психики, которая раньше никак не изучалась, но которая имела большое

значение для жизнедеятельности человека -- бессознательное.

Открытие бессознательного, исследование его структуры, влияния на

индивидуальную и общественную жизнь было главной заслугой З. Фрейда.

Бессознательны, по Фрейду, многие наши желания и побуждения. Довольно часто

прорывается бессознательное наружу в гипнотических состояниях, сновидениях,

в каких-либо фактах нашего поведения: оговорках, описках, неправильных

движениях и т.д. Согласно Фрейду, психика человека представляет собой

взаимодействие трех уровней: бессознательного, подсознательного и

сознательного. Бессознательное он считал центральным компонентом,

соответствующим сути человеческой психики, а сознательное -- лишь особой

интуицией, надстраивающейся над бессознательным. Созданная Фрейдом модель

личности предстает как комбинация трех элементов. "Оно" -- глубинный слой

подсознательного влечения -- психическая самость, основа деятельности

индивидов, "Я" -- сфера сознательного, посредник между "Оно" и "внешним

миром", в том числе, природными и социальными институтами. "Сверх-Я" (super-

ego) -- внутриличностная совесть, которая возникает как посредник между

"Оно" и "Я" в силу постоянно возникающего конфликта между ними. "Сверх-Я"

является как бы высшим существом в человеке. Это внутренне усвоенные

интериоризированные индивидом социально значимые нормы и заповеди,

социальные запреты власти родителей и авторитетов.

Глубинный слой человеческой психики, по мысли Фрейда, функционирует на

основе природных инстинктов, "первичных влечений", с целью получения

наибольшего удовольствия. В качестве основы первичных влечений Фрейд

сначала рассматривал чисто сексуальные влечения. Позднее он заменяет их

более общим понятием "либидо", которое охватывает уже всю сферу

человеческой любви, включая родительскую любовь, дружбу и даже любовь к

Родине. В конечном счете он выдвигает гипотезу, что деятельность человека

обусловлена наличием как биологических, так и социальных влечений, где

главную роль играют так называемые "инстинкт жизни" -- эрос и "инстинкт

смерти" -- танатос.

Поскольку в удовлетворении своих страстей индивид сталкивается с

внешней реальностью, которая противостоит в виде "Оно", в нем выделяется

"Я", стремящееся обуздать бессознательные влечения и направить их в русло

социально одобренного поведения при помощи "сверх-Я". Фрейд не

абсолютизировал силу бессознательного. Он считал, что человек может

овладеть своими инстинктами и страстями и сознательно управлять ими в

реальной жизни. Задача психоанализа, по его мнению, состоит в том, чтобы

бессознательный материал человеческой психики перевести в область сознания

и подчинить своим целям.

Фрейд считал, что психоанализ может быть использован и для объяснения

и регулирования общественных процессов. Человек не существует изолированно

от других людей, в его психической жизни всегда присутствует "Другой", с

которым он вступает в контакт. Механизмы психического взаимодействия между

различными инстанциями в личности находят свой аналог в культурных

процессах общества. Люди, подчеркивал он, постоянно находятся в состоянии

страха и беспокойства от достижений цивилизации, поскольку таковые могут

быть использованы против человека. Чувство страха и беспокойства

усиливается от того, что социальные инструменты, регулирующие отношение

между людьми в семье, обществе и государстве, противостоят им как чуждые и

непонятные силы. Однако, при объяснении этих явлений Фрейд концентрирует

внимание не на социальной организации общества, а на природной склонности

человека к агрессии и разрушению. Развитие культуры -- это выработанная

человечеством форма обуздания человеческой агрессивности и деструктивности.

Но в тех случаях, когда культуре это удается сделать, агрессия вытесняется

в сферу бессознательного и становится внутренней пружиной человеческого

действия. Противоречия между культурой и внутренними устремлениями человека

ведут к неврозам. Поскольку культура является достоянием не одного

человека, а всей массы людей, то возникает проблема коллективного невроза.

В этой связи Фрейд ставил вопрос о том, не являются ли многие культуры, или

даже культурные эпохи "невротическими", не становится ли все человечество

под влиянием культурных устремлений "невротическим" [3, с. 220-221]?

1.2 Фрейдомарксизм

Своеобразное развитие получило учение Фрейда в таком направлении

социальной философии, как фрейдо-марксизм. Оно представляет собой

эклектическое, то есть лишенное внутреннего единства, соединение учений

Фрейда и Маркса. Наиболее видными представителями фрейдо-марксизма являются

Вильгельм Райх (1897--1957) и Герберт Маркузе (1898--1979). Они наряду с

другими фрейдо-марксистами объявляют борьбу бессознательных инстинктов (к

жизни и смерти, наслаждению и разрушению) основным фактором, определяющим

поведение человека, межличностные отношения и развитие общества.

Особую роль отводят они сексуальным влечениям и половым отношениям.

Сексуальная энергия рассматривается как важнейшая движущая сила

человеческой деятельности, источник творческого вдохновения, "эмоциональной

уверенности" и "психической устойчивости". Разумеется, это имеет место в

тех случаях, когда сексуальная энергия имеет свободный выход, не

подавляется теми или иными условиями, главным образом социальными.

Сексуально неудовлетворенный индивид "субъективно вступает в глубокое

противоречие с обществом", отчуждается от него, "ввергается в состояние

одиночества и изоляции" [7, с. 139, 140].

Такой подход эклектически соединяется с марксистским учением о

социальной природе человека, роли общественных отношений и социальных

институтов в его развитии и поведении. Развитие общества объясняется, в

частности, процессом "превращения энергии влечений в общественно полезную

энергию труда". Политические отношения, по мнению фрейдо-марксистов, также

формируются под влиянием сексуальной энергии людей. Утверждается, например,

что господство одного человека над другим, в том числе политическое,

обусловлено склонностью людей к мазохизму и садизму. Мазохизм проявляется

"в доставляющем наслаждение подчинении разного рода авторитетам", а садизм

-- в стремлении превратить человека в "беспомощный объект собственной воли,

стать его тираном, его богом, обращаться с ним так, как заблагорассудится"

[7, с. 143]. Говорится также о решающем воздействии сексуальности на

развитие морали и искусства.

Указывая на некоторые положительные свойства культуры, прежде всего

искусства, фрейдо-марксисты в то же время подчеркивают ее репрессивное

воздействие на жизненные потребности и влечения людей. В своей работе "Эрос

и цивилизация: философское исследование о Фрейде" Г. Маркузе развивает идеи

о виновности культуры за страдания людей, подавление их стремлений к

счастью как к наслаждению жизнью. Он истолковывает исторический процесс как

"постоянно возобновляющуюся борьбу между репрессивной цивилизацией и

стремлением человека к наслаждению" [8, с. 78]. В этом заключается основная

репрессия цивилизации, направленная на подавление первичных биологических

инстинктов.

Маркузе говорит также о дополнительной репрессии по отношению к

человеку со стороны социально-политических и государственно-правовых

институтов и учреждений, закрепляющих человека "в качестве инструмента

отчужденного труда" [8, с. 79].

Г. Маркузе, В. Райх и другие фрейдо-марксисты ставят вопрос о

преодолении отчуждения человека от общества, ссылаясь при этом на известные

положения Маркса о необходимости преобразования общественных отношений.

Однако основу решения этого вопроса они усматривают опять-таки в сфере

сексуальности. Так, Маркузе считает, что преодоление отчуждения труда может

быть достигнуто путем превращения сексуальной энергии в энергию труда как

игры творческих сил человека. Эти же идеи В. Райх развивает в своей

концепции "сексуальной экономии": "Жить секс-экономически -- это значит

свободно удовлетворять свои влечения, избегая запретов, социальных табу"

[8, с. 120].

Г. Маркузе выдвинул идею "третьего пути" развития общества

(некапиталистического и несоциалистического), могущего привести к созданию

"нерепрессивной цивилизации", при которой деятельность и поведение людей

будут управляться "жизненной энергией любви". Сами потребности и влечения

людей, как глубинные истоки их социальной активности, претерпят социальные

изменения, станут более благородными. В этом плане Маркузе говорит о

революции потребностей и влечений, в результате которой появится новая

культура, основанная полностью на принципах гуманизма, служащая благу и

наслаждению человека. Ее он называет контркультурой, то есть открыто

противостоящей современной, по его мнению, антигуманной культуре и

исключающей какое-либо приспособление к ней [2, с. 355-357].

1.3 Неофрейдизм и его основные представители

НЕОФРЕЙДИЗМ -- направление в психологии, психиатрии, социологии и

философии, получившее распространение преимущественно в США. Основными

представителями неофрейдизма являются Г. Салливан, К. Хорни и Э. Фромм. К

неофрейдистам нередко также относят А. Кардинера, Ф. Александера и

некоторых других представителей психоанализа. В то же время всех их

объединяет приверженность определенным идеям и установкам фрейдизма (прежде

всего психологизм в подходе к общественным явлениям), а также стремление

переосмыслить учение Фрейда в направлении его большей социологизации.

В этом отношении почва для неофрейдизма была подготовлена первыми

"раскольниками" внутри психоанализа -- А. Адлером, О. Ранком, В. Райхом, К.

Юнгом. Все они, за исключением В. Райха, отвергли фрейдовский биологизм,

сексуальный детерминизм и инстинктивизм, придавали меньшее значение

бессознательному.

Значительное влияние на формирование неофрейдизма оказали

этнопсихологические изыскания этнографов Р. Бенедикт, К. Дюбуа, Б.

Малиновского, Р. Линтона, М. Мид, Э. Сапира, И. Халлоуэла. Так, Б.

Малиновский пришел к выводу о том, что Эдипов комплекс отнюдь не

универсален в том виде, как его описал Фрейд, а Р. Бенедикт и М. Мид

продемонстрировали пластичность человеческой природы, считавшейся у Фрейда

неизменной, и строгую зависимость особенностей психики от особенностей

культуры. Специфические приемы воспитания порождают у всех представителей

данной этно-культурной общности типичные черты характера, которые А.

Кардинер назвал "базовой личностью". Концепция базовой личности давала

возможность не только перейти от культуры к индивиду, но и позволяла

вывести первую из последнего, рассмотрев культуру в качестве проекции вовне

базовой личности.

К. Хорни после эмиграции в США в 1932 г. обнаружила, что подоплека

невротических конфликтов у пациентов в Новом свете существенно отличалась

от таковой у пациентов в Германии и Австрии. Осмысление этих фактов привело

Хорни к отказу от фрейдистской теории инстинктов и к признанию социо-

культурной обусловленности психопатологии. Помимо чрезмерной биологической

ориентации к числу глубочайших методологических ошибок Фрейда Хорни отнесла

склонность к дуалистическому и механико-эволюционистскому мышлению.

Однако неофрейдисты остались приверженными идее бессознательной

эмоциональной мотивации человеческой деятельности. Сохранив ядро

психоаналитического метода, неофрейдисты подвергают его переинтерпретации с

позиций "культурного" подхода. Всякая психопатология относительна и

специфична для данной культуры. Каждый невроз вызывается внутренними

конфликтами, в основе которых лежат связанные с социальным окружением

индивида мотивы и побуждения, хотя существует и общий неспецифический

фактор, создающий для него предпосылку -- это возникающее в детстве чувство

страха, беспомощности перед враждебным миром, ("базовая тревожность"),

которое может быть смягчено или усугублено воспитанием. В последнем

варианте у индивида развивается множество различных реакций, выражающих

невротическую направленность его характера. Неофрейдисты описали несколько

разновидностей невротического характера и проанализировали вызывающие их

конфликты, типичные для образа жизни людей в ХХ веке.

Идеи Фрейда получили широкое развитие в трудах его последователей.

Так, один из его ближайших учеников Альфред Адлер (1870--1937) перенес

акцент с сексуально-бессознательного на бессознательное стремление к власти

как основное побуждение людей, проявляющееся в их поведении в рамках семьи,

межличностных отношений и взаимоотношений социальных групп [1, с. 208-209].

А. Адлер подверг критике учение Фрейда, преувеличивающего

биологическую и эротическую детерминацию человека. По Адлеру человек -- не

только биологическое, но и социальное существо, жизнедеятельность которого

связана с сознательными интересами, поэтому "бессознательное не

противоречит сознанию" [10, с. 215], как это имеет место у Фрейда. Таким

образом, Адлер в определенной степени уже -- социологизирует

бессознательное и пытается снять противоречие между бессознательным и

сознанием в рассмотрении человека [2, с. 534].

Другой его ученик и близкий сподвижник Карл Густав Юнг (1875--1961)

развивал учение о коллективном бессознательном, определяющем поведение

социальных групп. Это учение основывалось на многих положениях теории

массовой психологии, изложенных, в частности, в работах З. Фрейда.

Представители психокультурного фрейдизма Карен Хорни (1885--1952),

Эрих Фромм (1900--1980) и др., признавая определенную роль

подсознательного, в том числе сексуальных инстинктов, в поведении людей,

обосновывают роль в этом социальных факторов, в том числе социальных

связей и отношений между людьми, материальной и духовной культуры. По их

мнению, социокультурные условия жизни людей в немалой степени обусловливают

мотивы и содержание их деятельности и поведения [2, с. 354-355].

Американский неофрейдист, социальный психолог и социолог Э. Фромм

выступил против биологизации и эротизации бессознательного и подверг

критике теорию Фрейда об антагонизме между сущностью человека и культурой.

Но вместе с тем он отверг и социологизаторские трактовки человека. По его

собственному признанию, его точка зрения является "не биологической, и не

социальной" [11, с. 14]. Одним из наиболее важных факторов развития

человека, по Фромму, является противоречие, вытекающее из двойственной

природы человека, который является частью природы и подчинен ее законам, но

одновременно это и субъект, наделенный разумом, существо социальное. Это

противоречие он называет "экзистенциальной дихотомией". Она связана с тем,

что ввиду отсутствия сильных инстинктов, которые помогают в жизни животным,

человек должен принимать решения, руководствуясь своим сознанием. Но

получается так, что результаты при этом не всегда оказываются

продуктивными, что порождает тревогу и беспокойство. Поэтому "цена, которую

человек платит за сознание", -- это неуверенность его.

Оценивая роль бессознательного в концепции Фрейда и его

последователей, следует сказать, что сама постановка проблемы является

несомненной заслугой Фрейда. Подход к человеку и его существованию через

соотношение бессознательного и сознания вносил новые моменты в философское

понимание этой проблемы. Однако вместе с тем у Фрейда наблюдается явная

абсолютизация роли бессознательного. Выступив против абсолютизации роли

сознания в жизнедеятельности человека, представители этого направления

впали в другую крайность. Так, у Фрейда квинтэссенцией человека оказалось

либидо (сексуальная энергия).

Впрочем, эволюция неофрейдизма свидетельствует о том, что

представители психоанализа все больше отходили от ортодоксальной концепции

Фрейда, склоняясь в сторону все большего признания роли сознания и влияния

социального фактора на развитие личности. Так, по Фромму, новая эпоха,

связанная с функционированием рыночных отношений в условиях "развитого

капитализма", рождает и "человека нового типа", который он описывает как

"рыночный характер". "Человек, обладающий рыночным характером, -- пишет он,

-- воспринимает все как товар, -- не только вещи, но и саму личность,

включая ее физическую энергию, навыки, знания, мнения, чувства, даже

улыбки... и его главная цель -- в любой ситуации совершить выгодную сделку"

[12, с. 27].

Альтернативой обществу "обладания", порождающего "рыночного человека",

должно быть, по Фромму, общество, в котором на первое место ставится бытие

самого человека. Изменение способа существования человека и его характера

связывается им как раз с изменением самого общества, в котором основным

принципом существования человека будет "быть", а не "иметь".

Таким образом, разработка проблемы бессознательного внесла

существенный вклад в исследование структуры индивидуального и общественного

сознания, разграничив область человеческой психики на сферу сознательного и

бессознательного.

В этой связи необходимо обратить внимание и на такое ныне широко

распространенное понятие, как менталитет (ментальность) (от лат. mens --

ум, мышление, душевный склад), под которым понимают глубинный уровень

индивидуального и коллективного сознания, включающий и бессознательное. Он

содержит в себе совокупность установок и предрасположений индивида или

социальной группы действовать, мыслить и воспринимать мир определенным

образом. Если иметь в виду менталитет личности, то он формируется на основе

традиций, культуры и социальной среды человека и, в свою очередь, оказывает

на них влияние.

Менталитет человека имеет свое основание в социокультурных традициях и

ценностных образцах исторического прошлого народа. Его характерная черта --

инертность. Он изменяется гораздо медленнее, чем социально-политические и

экономические условия или господствующие формы общественного сознания

людей. По самой своей природе он оказывает хотя и малоосознаваемое, но

достаточно сильное сопротивление сравнительно быстроизменяющемуся

социальному бытию, в том числе и официальной идеологии [2, с. 534-536].

Основоположники психоаналитической философии Фрейд и Юнг ставили перед

собой задачу прояснить индивидуальные поступки человека. Их последователи

неофрейдисты А. Адлер (1870--1937), К. Хорни (1885--1952), Э. Фромм (1900--

1980) на основе базовых идей этой философии стремились объяснить социальное

устройство жизни людей. Так, если Фрейд в объяснении мотивов поведения

личности сосредотачивал свое внимание на выявлении причины действия

человека, то А. Адлер считал, что для этого необходимо знать конечную цель

его устремлений, "бессознательный жизненный план", при помощи которого он

старается преодолеть напряжение жизни и свою неуверенность. Согласно учения

Адлера, индивид из-за дефектов в развитии своих телесных органов

(несовершенства человеческой природы) испытывает чувство неполноценности

или малоценности. Стремясь преодолеть это чувство и самоутвердиться среди

других, он актуализирует свои творческие потенции. Эту актуализацию Адлер,

используя понятийный аппарат психоанализа, называет компенсацией или

сверхкомпенсацией. Сверхкомпенсация -- это особая социальная форма реакции

на чувство неполноценности. На ее основе вырастают крупные личности,

"великие люди", отличающиеся исключительными способностями. Так,

замечательная карьера Наполеона Бонапарта на основе этой теории объясняется

попыткой человека за счет своих успехов компенсировать физический

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ