Рефераты

Психологическая диагностика готовности к обучению как необходимое условие при записи ребенка в школу

центром, вокруг которого строится жизнь ребенка. Это порождает у детей

потребность участвовать в жизни взрослых, действовать по их образцу. При

этом они хотят не только воспроизводить отдельные действия взрослого, но

и подражать всем сложным формам его деятельности, его поступкам, его

взаимоотношениям с другими людьми, - словом, всему образу жизни взрослых

людей.

В условиях повседневного поведения и общения со взрослыми, а также

в практике ролевой игры у ребенка-дошкольника формируется обобщенное

знание многих социальных норм, но это знание еще до конца не осознаваемо

ребенком и непосредственно спаяно с его положительными и отрицательными

эмоциональными переживаниями. Первые этические инстанции представляют

собой пока еще относительно простые системные образования, являющиеся

зародышами нравственных чувств, на основе которых в дальнейшем

формируются уже вполне зрелые нравственные чувства и убеждения.

Нравственные инстанции порождают у дошкольников нравственные мотивы

поведения, которые могут быть по своему воздействию более сильными, чем

многие непосредственные, в том числе и элементарные потребности.

А.Н. Леонтьев на основании многочисленных исследований, проведенных

им и его сотрудниками, выдвинул положение, что дошкольный возраст

является периодом, в котором впервые возникает система соподчиненных

мотивов, создающих единство личности, и что именно поэтому его следует

считать, как он выражается «периодом первоначального, фактического склада

личности».[4,c.86] Система соподчиненных мотивов начинает управлять

поведением ребенка и определять все его развитие. Это положение дополнено

данными последующих психологических исследований. У детей дошкольного

возраста возникает, во-первых, не просто соподчинение мотивов, а

относительно устойчивое внеситуативное их соподчинение. Во главе

возникающей иерархической системы становятся опосредованные по своей

структуре мотивы. У дошкольников они опосредуются образцами поведения и

деятельности взрослых, их взаимоотношениями, социальными нормами,

фиксированными в соответствующих нравственных инстанциях.

Возникновение у ребенка к концу дошкольного возраста относительно

устойчивой иерархической структуры мотивов превращает его из существа

ситуативного, в существо, обладающее известным внутренним единством и

организованностью, способное руководствоваться устойчивыми желаниями и

стремлениями, связанными с усвоенными им социальными нормами жизни. Это

характеризует новую ступень, которая позволила А.Н. Леонтьеву говорить о

дошкольном возрасте как о периоде «первоначального, фактического, склада

личности».[4,c.87]

1.6. Уровень и специфические особенности мышления дошкольника.

Путь познания, который проходит ребенок от 3 до 7 лет, огромен. За

это время он много узнает об окружающем мире. Его сознание не просто

заполнено отдельными образами, представлениями, но характеризуется

некоторым целостным восприятием и осмыслением окружающей его

действительности.

Психологические исследования свидетельствуют о том, что в период

дошкольного детства у ребенка уже складывается самооценка. Конечно, не

такая, как у старших детей, но и не такая, как у детей раннего возраста.

У дошкольников формирующаяся самооценка опирается на производимый ими

учет успешности своих действий, оценок окружающих, одобрения родителей.

К концу дошкольного возраста ребенок уже становится способным

сознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в

жизни.

Сознание своего социального «Я» и возникновение на этой основе

внутренних позиций т.е. целостного отношения к окружающему и самому себе,

порождает соответствующие потребности и стремления, на которых возникают

их новые потребности, но они уже знают, чего они хотят и к чему

стремятся. В результате игра к концу этого периода перестает его

удовлетворять. У него появляется потребность выйти за рамки своего

детского образа жизни, занять новое, доступное ему место и осуществлять

реальную, серьезную, общественно значимую деятельность. Невозможность

реализовать эту потребность порождает кризис. 7 лет. Изменение

самосознания приводит к переоценке ценностей. Главным становится все то,

что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, отметки). В

кризисный период происходят изменения в плане переживаний. Осознанные

переживания образуют устойчивые аффективные комплексы. В дальнейшем эти

аффективные образования изменяются по мере накопления другого опыта.

Переживания приобретают новый смысл для ребенка, между ними

устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.

1.7. Варианты развития.

По данным Е.Е. и Г.Г. Кравцовых, примерно треть 7-ми летних

первоклассников недостаточно готова к школе. С 6-ти летними детьми

ситуация еще более сложная. Среди них есть дети, готовые к школьному

обучению, но их меньшинство.

Психологическая готовность к школе, связанная с успешным началом

обучения, определяет наиболее благоприятные варианты развития , требующие

большей или меньшей коррекционной работы.

При поступлении детей в школу часто выявляется недостаточная

сформированность какого-либо одного компонента психологической

готовности. Многие педагоги считают, что в процессе обучения легче

развить интеллектуальные механизмы, чем личностные.

Ученики с личностной неготовностью к обучению, проявляя детскую

непосредственность, на уроке отвечают одновременно, не поднимая руки и

перебивая друг друга, делятся с учителем своими соображениями и

чувствами. Они обычно включаются в работу только при непосредственном

обращении к ним учителя, а в остальное время отвлекаются, не следя за

происходящим в классе, нарушают дисциплину. Имея завышенную самооценку

они обижаются на замечания когда учитель и родители выражают недовольство

их поведением, они жалуются на то, что уроки неинтересные, школа плохая

или учительница злая. Мотивационная незрелость, присущая этим детям,

часто влечет за собой проблемы в знаниях, низкую продуктивность учебной

деятельности.

Преобладающая интеллектуальная неготовность к обучению

непосредственно приводит к не успешности учебных действий, невозможности

понять и выполнить требования учителя и, следовательно, к низким оценкам.

При интеллектуальной неготовности возможны разные варианты развития

детей. Своеобразным вариантом является вербализм.

Вербализм связан с высоким уровнем речевого развития, хорошим

развитием памяти на фоне недостаточного развития восприятия и мышления. У

таких детей речь развивается рано и интенсивно. Они владеют сложными

грамматическими конструкциями, богатым словарным запасом. В то же время,

предпочитая чисто вербальное общение со взрослыми, дети недостаточно

включаются в практическую деятельность, деловое сотрудничество с

родителями и игры с другими детьми. Вербализм приводит к односторонности

в развитии мышления, неумению работать по образцу, соотносить свои

действия с заданными способами и некоторым другим особенностям, что не

позволяет успешно учиться в школе. Коррекционная работа с этими детьми

требует возврата к видам деятельности, характерным для дошкольного

возраста - игре, конструированию, рисованию т.е. тем которые способствуют

развитию образного мышления.

Психологическая готовность к школе - целостное образование.

Отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет за собой

отставание или искажение в развитии других. Комплексные отклонения

наблюдаются и в тех случаях, когда исходная психологическая готовность к

школьному обучению может быть достаточно высокой, но в силу некоторых

личностных особенностей дети испытывают значительные трудности в учении.

[6,c.183]

А.Л. Венгер описал 3 варианта развития 6-7-ми летних детей:

1. Тревожность. Она бывает ситуативной, но может стать и личностной

особенностью. Высокая тревожность приобретает устойчивость при

постоянном недовольстве учебной работой ребенка со стороны учителя и

родителей - обилие замечаний, упреков. Тревожность возникает из-за

страха что-то сделать плохо, неправильно. Такой же результат

достигается в ситуации, когда ребенок учится хорошо, но родители

ожидают от него большего и предъявляют завышенные требования, подчас

нереальные.

Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценкой

снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе

приводит к ряду других особенностей - желанию бездумно следовать

указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни

проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.

Взрослые, недовольные низкой продуктивностью учебной работы

ребенка, все больше и больше сосредотачиваются в общении с ними на этих

вопросах, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый

круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на

качестве его учебной деятельности, низкая результативность деятельности

вызывает соответствующую реакцию окружающих, а это отрицательная реакция,

в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать

этот порочный круг можно, изменив установки оценки и родителя и учителя.

Близкие взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка,

не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и

этим способствуют успешному выполнению учебных заданий.

2. «Негативистическая демонстративность». Демонстративность - особенность

личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к

себе окружающих. Ребенок, обладающий этим свойством, ведет себя

манерно. Его утрированные эмоциональные реакции служат средством

достижения главной цели - обратить на себя внимание, получить

ободрение. Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема -

постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка -

недостаток похвалы. Негативизм распространяется не только на нормы

школьной дисциплины, но и на учебные требования учителя. Не принимая

учебные задачи периодически «выпадая» из процесса обучения, ребенок не

может овладеть необходимыми знаниями и способами действий, успешно

учиться.

Источником демонстративности, ярко проявляющейся уже в дошкольном

возрасте, обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые

чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Бывает, что

ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в

силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные

требования проявляются, как правило избалованными детьми.

Дети с негативистической демонстративностью, нарушая правила

поведения, добиваются необходимого им внимания. Это может быть даже

недоброжелательное внимание, все равно оно служит подкреплением

демонстративности. Ребенок, действуя по принципу: «лучше пусть ругают,

чем не замечают», - извращенно реагирует на понимание и продолжает делать

то, за что его наказывают.

Таким детям желательно найти возможность самореализации. Лучшее

место для проявления демонстративности - сцена. Помимо участия в

утренниках, концертах, спектаклях детям подходят другие виды

художественной деятельности, в том числе и изобразительная. Но самое

главное - снять или хотя бы ослабить подкрепление неприемлемых форм

поведения. Задача взрослых - обходиться без нотаций и назиданий, не

обращать внимания на легкие проступки, как можно менее эмоционально

делать замечания и наказывать.

3. «Уход от реальности». Уход от реальности - еще один вариант

неблагоприятного развития. Это когда у детей демонстративность

сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во

внимании к себе, но реализовать ее в резкой театрализованной форме не

могут из-за своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать

неодобрение, стремятся к выполнению требований взрослых.

Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию

тревожности и еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и

так недостаточные контакты. Эти особенности, усиливающиеся со временем,

обычно сочетаются с инфантильностью, отсутствием самоконтроля.

Не достигая существенных успехов в учении, такие дети так же, как и

чисто демонстративные, «выпадают» из процесса обучения на уроке. Но

выглядит это иначе: не нарушая дисциплины, не мешая работать учителю и

одноклассникам, они «витают в облаках».

Дети любят фантазировать. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок

получает возможность стать главным действующим лицом, добиться

недостающего ему признания. В некоторых случаях фантазия проявляется в

художественном или литературном творчестве. Но всегда в фантазировании, в

отстраненности от учебной работы отражается стремление к успеху и

вниманию. В этом же заключается и уход от не удовлетворяющей ребенка

реальности. При поощрении взрослыми активности детей, проявление внимания

к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой

самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.

Психологическая готовность к школьному обучению - целостное

образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития

мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности.

Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности

влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные

варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту.

[2,c.129]

Глава 2. Диагностика психологической готовности к школе.

2.1. Процедура определения психологической готовности к школе.

Процедура определения психологической готовности к школе может быть

различной в зависимости от условий, в которых работает психолог. Наиболее

благоприятные условия - это обследование детей в детском саду в апреле-

мае. На доске объявлений в д/с или школе заранее вывешивается листок с

информацией о том, какие типы заданий будут предъявляться ребенку на

собеседовании у психолога. Эти задания в общем виде могут быть

сформулированы таким образом. Ребенок должен уметь: 1). Воспроизводить

образец; 2). Работать по правилу; 3). Выкладывать последовательность

сюжетных картинок и составлять по ним рассказ; 4). Различать отдельные

звуки в словах.

Первый этап собеседования включает методику «Домик», проводимую

коллективно в группах по 5 человек, и индивидуально проводимые методики:

«Экспериментальная беседа по выявлению «внутренней позиции школьника»;

«Да и Нет»; «Звуковые прятки» и «Определение доминирования

познавательного или игрового мотива».

Предварительно для каждого ребенка готовится буклет, состоящий из

бланков методик и чистых листов, необходимых для рисования испытуемым его

ответов по методикам, не имеющим специальных бланков.

Практически все обследования проводятся в присутствии родителей.

Исключение составляют только две методики «Домик» и «Определение

доминирования познавательного или игрового мотива». Во время проведения

этих методик родители не присутствуют, т.к. при срисовывании домика они

могут отвлекать детей, а при исследовании доминирования мотивов случайной

или сознательной репликой могут повлиять на выбор ребенка. При выполнении

остальных заданий присутствие родителей очень желательно. Когда родители

лично видят какие задания выполняют их дети, у них нет оснований считать,

что к их детям были чрезмерно строги и предвзяты.

По окончанию выполнения всех заданий в случае необходимости

родителям даются рекомендации, как лучше за оставшееся время подготовить

их ребенка к школе.

Во время собеседования с ребенком необходимо установить дружелюбный

непринужденный контакт. Все задания должны восприниматься детьми как

игры. Атмосфера игры помогает ребятам расслабиться, уменьшает стрессовую

ситуацию. Если ребенок тревожный, боится отвечать, то со стороны

экспериментатора необходима эмоциональная поддержка, вплоть до того, что

можно обнять, погладить малыша и ласковым голосом выразить уверенность,

что он очень хорошо справится со всеми играми. По ходу выполнения заданий

надо постоянно давать ему знать, что он все делает правильно и хорошо.

Результаты обследования должны быть занесены в карту психического

развития ребенка, которая кратко называется психологическая карта. На

первой странице фиксируются формальные данные о ребенке: фамилия, имя,

дата рождения, сведения о семье, класс. Затем идет таблица «Сводные

данные о работе с ребенком», заполняющаяся постоянно на протяжении всего

времени пребывания ученика в школе.

Для предотвращения утечки информации карту целесообразно

зашифровать. В этом случае первый лист с формальными данными о ребенке

хранится отдельно. На нем, также как и на остальной части психологической

карты, указывается шифр, ключ к которому хранится у психолога.

К карте имеют доступ психолог и его руководители по

профессиональной линии. Администрация и педагоги могут пользоваться

имеющимися там данными только по согласованию с психологом.

При переходе ученика в новое учебное заведение карта может

передаваться психологу этого учреждения.

Основная цель психологического обследования ребенка при приеме в

школу - выявление его индивидуальных особенностей. Если пришел ребенок,

нуждающийся в специальной развивающей работе, то в психологической карте

необходимо заполнить все рубрики, отражающие его развитие на момент

обследования, зафиксировать основные проблемы ребенка и наметить план

развивающей работы.

2. Диагностическая программа по определению психологической готовности

детей 6-7 лет к школьному обучению.

Тест Керна- Йирасека.

Данный тест направлен на определение школьной зрелости .

Данный тест состоит из трех заданий. Первое- рисование мужской фигуры по

памяти, второе- срисовывание письменных букв, третье- срисовывание группы

точек. Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе ( 1-

высший, 5- низший баллы), затем вычисляется суммарный итог по трем

заданиям. Развитие детей, получивших в суме от 3 до 6 баллов,

рассматривается как выше среднего, от 7 до 11- как среднее, от 12 до 15-

ниже нормы. Детей, получивших 12- 15 баллов, следует углубленно

обследовать, так как среди них могут быть умственно отсталые.

Все три задачи данного графического теста направлены на определение

развития тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки. Эти

умения необходимы в школе для овладения письмом. Кроме того, тест

позволяет в общих чертах определить интеллектуальное развитие ребенка

(первое задание). Второе и третье задание выявляют его умение подражать

образцу, нужное в школьном обучении. Они также позволяют определить,

может ли ребенок сосредоточенно, не отвлекаясь, работать какое-то время

над не очень интересным для него заданием.

Тест Керна- Йирасека может применяться как в группе, так и индивидуально.

Инструкция по применению теста.

Ребенку (группе детей) предлагают бланк теста. На первой стороне бланка

содержатся данные о ребенке и оставлено свободное место для рисования

фигуры мужчины. На обороте в верхней левой части помещен образец

письменных букв, а в нижней левой части- образец группы точек. Правая

часть стороны листа оставлена свободной для воспроизведения им образцов.

Карандаш перед испытуемым кладут так, чтобы он был на одинаковом

расстоянии от обеих рук (если ребенок окажется левшой, экспериментатор

должен сделать соответствующую запись в протоколе).

Пред выполнением первого задания каждому ребенку предлагается изобразить

фигуру мужчины (без дальнейших пояснений). Помощь испытуемому или

привлечение его внимания к ошибкам и недостаткам рисунка исключены. Если

ребенок затрудняется выполнить это задание, то его следует подбодрить

(напр. , сказав: ” Рисуй, у тебя все получится ”). Иногда дети

спрашивают, нельзя ли вместо мужчины нарисовать женщину. В этом случае

должен последовать отрицательный ответ. Если же ребенок начал рисовать

женщину, то следует разрешить дорисовать ее, а затем попросить, чтобы

рядом он нарисовал мужчину.

По окончании рисования детей просят перевернуть лист бумаги на другую

сторону и предлагают им скопировать два слова ( ” Это шарик ”),

написанных письменными буквами ( второе задание ). Если ребенок не угадал

длину фразы и одно слово не поместилось в строчке, то ему можно

посоветовать написать это слово выше или ниже.

В третьем задании детям предлагается скопировать группу нарисованных

точек. Надо показать ребенку место на листе бумаги, где он должен

рисовать, так как у некоторых детей возможно ослабление концентраций

внимания. Ниже приводится образец, предлагаемый для воспроизведения:

* * *

* * *

* * *

*

Во время выполнения заданий требуется следить за детьми, делая при

этом краткие записи об их действиях. В первую очередь обращают внимание

на то, какой рукой рисует- правой или левой, перекладывает ли он во время

рисования карандаш из одной руки в другую. Отмечают также, вертится ли

ребенок, роняет ли карандаш и ищет ли его под стулом, начал ли рисовать,

несмотря на указания, обводит ли контур образца, желает ли убедиться в

том, что рисует красиво и др.

Оценка результатов теста

Задание 1

1 балл. Нарисованная фигура должна иметь голову, туловище и конечности.

Голова соединена с туловищем и не должна быть больше его. На голове

имеются волосы (возможно, они под кепкой или шапкой) и уши, на лице-

глаза, нос и рот. Руки заканчиваются пятипалой кистью. Ступни внизу

отогнуты. Фигура имеет мужскую одежду и изображена синтетическим

(контурным) способом (рисуется сразу как единое, а не составляется из

отдельных частей) , при котором всю фигуру можно обвести одним контуром,

не отрывая карандаша от бумаги. На рисунке видно, что руки и ноги как бы

«растут» из туловища, а не прикреплены к нему. В отличие от

синтетического более примитивный аналитический способ рисования

предполагает изображение отдельно каждой из составляющих частей фигуры.

Так, например, сначала рисуется туловище, а затем к нему «прикрепляются»

руки и ноги.

2 балла. Все требования ( кроме использования синтетического способа

рисования ) выполняются на единицу. Отсутствие трех деталей ( шея,

волосы, один палец руки, но не часть лица ) можно не учитывать, если

фигура нарисована синтетическим способом.

3 балла. Фигура должна иметь голову, туловище, и конечности. Руки или

ноги нарисованы двумя линиями ( объемные ). Допускается отсутствие шеи,

волос, ушей, пальцев и ступней, одежды.

4 балла. Примитивный рисунок с головой и туловищем. Конечности

(достаточно одной пары) нарисованы только одной линией каждая.

5 баллов. Отсутствует четкое изображение туловища («головоножка» или

преобладание «головоножки») или обеих пар конечностей. Каракули.

Задание 2

1 балл. Образец целиком скопирован. Буквы превышают размер букв образца

не более, чем в два раза. Первая буква по высоте соответствует прописной.

Буквы четко связаны в два слова. Скопированная фраза отклоняется от

горизонтальной линии не более, чем на 30 градусов.

2 балла. Образец скопирован разборчиво. Размер букв и соблюдение

горизонтальной линии не учитываются.

3 балла. Явная разбивка надписи на две части. Можно понять хотя бы

четыре буквы образца.

4 балла. С образцом совпадают хотя бы две буквы. Воспроизведенный образец

все еще создает строку надписи.

5 баллов. Каракули.

Задание 3

1балл. Почти совершенное копирование образца. Допускается незначительное

отклонение одной точки от строки или колонки. Уменьшение образца

допустимо, а увеличение не должно быть более, чем вдвое. Рисунок

параллелен образцу.

2 балла. Число и расположение точек должны соответствовать образцу.

Можно не учитывать отклонение не более трех точек на половину ширины

зазора между строкой или колонкой.

3 балла. Рисунок в целом соответствует образцу, не превышая его по ширине

и высоте, чем вдвое. Число точек может не соответствовать образцу, но их

не должно быть больше 20 и меньше 7. Допускается любой разворот- даже не

180 градусов.

4 балла. Контур рисунка не соответствует образцу, но все же состоит из

точек. Размеры образца и число точек не учитываются. Иные формы (напр.,

линии) не допускаются.

5 баллов. Каракули.

Описанный тест удобен для первоначального знакомства с детьми. Он дает

общую картину развития и может применяться в группе, что очень важно во

время записи их в школу. Ознакомившись с результатами теста, можно

вызвать для индивидуального обследования отдельных детей. Поскольку

психологические тесты не выявляют причины отставания в развитии, а дают

количественную характеристику, то в особых случаях требуется

индивидуальное психическое исследование ребенка в клинических условиях.

Если испытуемый по всем заданиям теста Керна- Йирасека набрал 3-6 баллов,

то, как правило, для уточнения картины его интеллектуального развития с

ним нет необходимости дополнительно беседовать. Дети, набравшие 7-9

баллов ( если эти баллы равномерно распределяются между всеми заданиями

), обладают среднем уровнем развития. Если же в суммарный балл входят

очень низкие оценки, ( напр., балл 9 состоит из оценок 2 за первое

задание, 3- за второе и 4- за третье ), то лучше провести индивидуальное

обследование, чтобы точнее представить себе особенности развития ребенка.

И, конечно же, надо дополнительно обследовать детей, получивших 10- 15

баллов ( 10-11 баллов- нижняя граница среднего развития, 12- 15 баллов-

развитие ниже нормы). [4,c.53]

Методика «Графический диктант»

Методика Эльконина Д.Б. Данная методика позволяет выявить умение ребенка

выполнять задания взрослого, воспринимаемые на слух, а также возможность

самостоятельно выполнить требуемое задание по воспринимаемому образцу.

Графический диктант проводится одновременно со всеми учащимися класса в

один из первый дней учебы.

На тетрадном листе ( каждому ученику выдается такой листок с указанием

его имени и фамилии ), отступив 4 клетки от левого обреза, ставятся одна

под другой три точки (расстояние между ними по вертикали- 7 клеток).

Педагог предварительно объясняет:

«Сейчас мы с вами будем учиться рисовать разные узоры. Надо постараться,

чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого вы должны

внимательно слушать меня- я буду говорить, в какую сторону и насколько

клеточек провести линию. Проводите только те линии, которые я буду

диктовать. Когда прочертите линию, ждите, пока я не скажу, куда направить

следующую. . Каждую новую линию начинайте там, где закончилась

предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги. Все помнят, где правая рука?

Это та рука, в которой вы держите карандаш. Вытяните ее в сторону.

Видите, она показывает на дверь ( дается реальный ориентир, имеющийся в

классе). Итак, когда я скажу, что надо провести линию направо, вы ее

проведете вот так- к двери ( на доске, заранее расчерченной на клетки,

проводится линия слева направо длиной в одну клетку). Это я провела линию

на одну клетку направо. А теперь, я, не отрывая руки, провожу линию на

две клетки вверх, а теперь- на три клетки направо ( слова сопровождаются

вычерчиванием линий на доске)”.

После этого предлагается перейти к рисованию тренировочного узора.

” Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю

точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клетка вниз. Не отрывайте карандаш

от бумаги. Теперь одна клетка направо. Одна вверх. Одна клетка направо.

Одна вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами”.

Во время работы над этим узором учитель ходит по рядам и исправляет

допущенные детьми ошибки. При рисовании последующих узоров такой контроль

снимается, и он следит только за тем, чтобы ученики не переворачивали

свои листочки и начинали новый с нужной точки. При диктовке надо

соблюдать длительные паузы, чтобы дети успевали закончить предыдущую

линию и их следует предупредить, что не обязательно занимать всю ширину

страницы. На самостоятельное продолжение узора дается полторы- две

минуты.

Последующий текст инструкции таков:

“ Теперь поставьте карандаши на следующую строчку. Приготовились!

Внимание! Одна клетка вверх. Одна направо. Одна клетка вверх. Одна

направо. Одна клетка вниз. Одна направо. А теперь сами продолжайте

рисовать этот узор”.

Перед выполнением заключительного узора преподаватель обращается к

испытуемым со словами:

“ Все. Этот узор дальше не надо рисовать. Мы займемся последним узором.

Поставьте карандаши на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три

клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна направо. Две

клетки вниз. одна направо. Три клетки вверх. Одна направо. Теперь

продолжайте рисовать этот узор”.

Анализируя результаты выполнения задания, требуется порознь оценивать

действия под диктовку и правильность самостоятельного продолжения узора.

Первый показатель (под диктовку) свидетельствует об умении ребенка

внимательно слушать и четко выполнять указания учителя, не отвлекаясь на

посторонние раздражители; второй показатель- о степени самостоятельности

испытуемого в учебной работе. И в первом и во втором случаях можно

ориентироваться на следующие уровни выполнения:

1. Высокий уровень. Оба узора ( не считая тренировочного ) в целом

соответствуют диктуемым; в одном из них встречаются отдельные ошибки.

2. Средний уровень. Оба узора частично соответствуют диктуемым, но

содержат ошибки; или один узор сделан безошибочно, а второй не

соответствует диктуемому.

3. Уровень ниже среднего. Один узор частично соответствует диктуемому,

другой не соответствует.

4. Низкий уровень. Ни один из двух узоров не соответствует диктуемому.

[10,c.243]

Методика « Домик».

( для определения развития произвольности у детей шестилетнего возраста).

Методика представляет собой задание на срисовывание картинки,

изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов

прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться

в своей работе на образец, умение точно его скопировать, выявляет

особенности развития произвольного внимания, пространственного

восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

* * *

* * *

* * *

*

Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов,

начисляемых за ошибки. В качестве ошибок рассматриваются:

А) неправильно изображенный элемент (1 балл). Если этот элемент неверно

изображен во всей детали рисунка, например неправильно нарисованы

палочки, из которых состоит правая часть забора, то 1 балл начисляется не

за каждую неправильно изображенную палочку, а за всю правую часть забора

целиком. То же самое относится и к колечкам дыма, выходящего из трубы, и

к штриховке на крыше дома: 1 балл начисляется не за каждое неправильное

колечко, а за весь неверно скопированный дым, не за каждую неправильную

линию в штриховке, а за всю штриховку в целом. Правая и левая часть

забора оцениваются отдельно, так, если не6правильно срисована правая

часть, а левая скопирована без ошибки (или наоборот), то испытуемый

получает за рисование забора 1 балл, если же допущены ошибки в обеих его

частях, то испытуемый получает 2 балла (за каждую часть по 1

баллу).неверно воспроизведенное количество элементов в детали рисунка не

считается за ошибку (неважно, сколько будет колечек дыма, линий в

штриховке крыши или палочек в заборе);

Б) замена одного элемента другим (1 балл);

В) отсутствие элемента (1 балл);

Г) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1

балл);

Д) сильный перекос рисунка (1 балл).

За хорошее выполнение рисунка выставляется 0 (ноль). Таким образом, чем

хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка.

Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему надо предложить

проверить, все ли у него верно. Если но увидит неточности в своем

рисунке, и захочет их исправить, то экспериментатор должен это

зарегистрировать. Кроме того, по ходу выполнения задания нужно

фиксировать отвлекаемость ребенка, а также отметить, если он левша.

В группу с относительно хорошим развитием произвольности следует отнести

детей, получивших не более 1 балла. [9,c.94]

Методика «Да и нет».

Направлена на выявление уровня развития произвольного внимания.

Эта методика- модификация известной детской игры «Да» и «Нет» не

говорите, черного и белого не берите». По ходу игры ведущий задает ее

участникам такие вопросы, на которые проще всего ответить словами «Да» и

«Нет»,а также употребив названия белого и черного цветов. Но именно этого

по правилам игры делать нельзя.

Для предлагаемой методики здесь запрещается отвечать на вопросы словами

«Да» и «Нет».

Преподаватель обращается к испытуемому: «Сейчас мы будем играть в игру, в

которой нельзя произносить слова «да» и «нет». Повтори, пожалуйста, какие

слова нельзя будет произносить» (испытуемый повторяет их). «Теперь будь

внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые, нельзя

произносить слова «да» и «нет». Понятно?» (испытуемый подтверждает, что

ему все ясно). После этого экспериментатор задает вопросы, среди которых-

провоцирующие ребенка высказывать свое отношение к школе и учению.

Поскольку все его внимание в этот момент сосредоточено на соблюдении

правил игры, то наиболее вероятны искренние ответы. Таким образом,

психолог получает представление и о мотивационной готовности ребенка к

школе. Испытуемому задаются следующие вопросы: 1. Ты хочешь идти в

школу.? 2. Ты любишь, когда тебе читают сказки? 3. Ты любишь смотреть

мультфильмы? 4.ты хочешь остаться еще на один год в детском саду? (Если

ребенок не ходит в детский сад, то вопрос звучит так: Ты хочешь пойти в

школу не осенью, а только через год?.) 5. Ты любишь гулять? 6. Ты любишь

играть? 7. Ты хочешь учиться? 8. Ты любишь болеть?

Чтобы правильно ответить на вопросы, ребенку необходимо постоянно, не

отвлекаясь, удерживать в памяти условия игры и принятое им намерение

отвечать определенным образом, контролировать свои ответы, сдерживать

непосредственное желание ответить словами «да»и «нет» и одновременно

обдумывать ответ. Все это невозможно без определенного развития

произвольности. Эксперименты показали, что некоторые дети пытаются

облегчить поставленную задачу различными способами. Так, часть из них

выбирали какое- то одно слово, например, «хочу», так как оно было ответом

на первый вопрос, и дальше все время повторяли его, лишая таким образом

смысла свои ответы. Самым главным для этих испытуемых было соблюдение

формальности правила игры. Другие же решали задачу, подменяя слова «да» и

«нет» соответствующими движениями головы. Тем самым они соблюдали условия

игры и не утруждали себя поиском адекватного ответа, что, как показали

эксперименты, не всегда им просто дается. Прежде чем дать содержательный

ответ, не включающей запретные слова, многие из них долго молчали. На

вопрос экспериментатора о причине столь длительного молчания, после

окончания игры, они отвечали, что искали нужные слова. Интересно

отметить, что родители, присутствующие при этой игре, не считали кивок

головой за ответ и пытались вмешаться репликой: «Ты что, говорить не

умеешь?».

Обработка результатов проводится путем подсчета баллов, начисляющихся за

ошибки, под которыми понимаются только слова «да» и «нет». Употребление

детьми просторечной лексики (слова «ага», «неа» и т.п.) не

рассматриваются в качестве ошибки. Также не считается ошибкой

бессмысленный ответ , если он удовлетворяет формальному правилу игры.

Каждая ошибка оценивается в 1 балл. Если ребенок правильно ответил на все

вопросы, за его результат выставляется 0 (ноль). Таким образом, чем хуже

выполнено задание, тем выше суммарный балл.

В группу с относительно хорошим развитием произвольности относятся дети,

получившие не более одного балла, при этом берется лучший результат из

двух попыток. Вторая попытка предоставляется испытуемому, если с первого

раза он потерпел неудачу в игре. Перед второй попыткой проводится

дополнительная беседа об условия игры.

Если остаются сомнения после проведения методики «Да и нет» относительно

умения ребенка работать по правилу, то можно провести с ним еще одну

игру, направленную на выявление того же умения.

Методика «Вежливость»

Методика представляет собой известную игру, в которой команды ведущего

выполняются только в том случае, если он говорит слово «пожалуйста».

Содержание команд связано с физкультурными упражнениями: 1) «руки

вперед»; 2) «руки на пояс, пожалуйста»; 3) «присядь»; 5) «руки к плечам,

пожалуйста»; 6) «прыгай»; 7) «прыгай, пожалуйста»; 8) «перестань прыгать,

пожалуйста». До начала игры надо проверить, понимает ли ребенок, как

следует выполнять использующиеся в ней упражнения. Непонятные для него

упражнения лучше всего заменить на знакомые.

Как и в методике «Да и нет», успешность выполнения задания зависит от

произвольного внимания, памяти, реализации сформированного намерения,

т.е. всего того, что определяет понятие «подчинение правилу».

Обработка результатов проводится путем подсчета баллов, начисляющихся за

ошибки, под которыми понимаются выполнение команды без слова «пожалуйста»

и невыполнение команды при слове «пожалуйста». Каждая из них оценивается

в 1 балл. За правильно выполненное задание выставляется 0 (ноль). Чем

хуже справился ребенок, тем выше суммарный балл. [9,c.99]

Методика «Эхо»

Методика представляет собой игру, в которой ребенок исполняет роль эха.

Перед игрой экспериментатор объясняет ему, что такое «эхо»: «Ты слышал

когда-нибудь про эхо? Чаще всего оно живет в лесу и в горах, но его никто

никогда не видел, его можно только слышать. Эхо любит подражать голосу

людей, птиц, зверей. Если ты попадешь в горное ущелье и скажешь:

«Здравствуй, Эхо!», - то оно ответит тебе так же: «Здравствуй, Эхо!, -

потому что эхо всегда в точности повторяет то, что слышит». После этого

рассказа испытуемому предлагается поиграть в игру, где он должен будет в

точности повторять любой звук, который услышит. В качестве материала

воспроизведения берутся отдельные звуки и звукосочетания: три гласных

звука (напр., «а», «о», «и»), три глухих согласных звука (напр., «п»,

«с», «т»), три звонких согласных звука (напр., «б», «з», «д»), три слова,

состоящие из двух звуков (напр., «ша», «ру», «лы»), три звукосочетания,

состоящие из двух согласных звуков (напр., «ст», «вр», «кт»).

Обработка результатов проводится количественно и качественно. Каждый

неправильно произнесенный звук оценивается 1 баллом, при этом важно

зарегистрировать, что произнес ребенок вместо требуемого звука. Отказ от

воспроизведения также оценивается 1 баллом независимо от количества

воспроизведенных звуков.

Методика позволяет выявить не только возможность произвольность

произнесенных отдельных звуков и звукосочетаний, без чего невозможно

обучение чтению, но и особенности развития фонематического слуха и

нарушения артикуляции. В случае обнаружения серьезных дефектов в этой

области требуется обратить внимание родителей на необходимость занятий

ребенка с логопедом.

Методика «Сапожки»

Методика позволяет выявить актуальный уровень процесса обобщения и зону

ближайшего развития у детей 6-9 лет.

В качестве экспериментального материала используется цветная таблица

рисунков, состоящая из 55 клеток (7 рядов по 5 клеток в каждом), и лист

бумаги с изображением геометрических фигур. Цветная таблица имеет

следующий вид:

1 ряд- первая клетка пустая, во второй нарисована собака, в третьей-

,Чиполлино босиком, в четвертой- цапля, стоящая на одной ноге, в пятой-

цифра «0».

2 ряд- первая клетка пустая, во второй нарисована та же собака, что и в

первом ряду, но только на всех ее четырех лапах надеты красные сапожки,

в третьей- Чиполлино в красных сапожках, а в четвертой- та же самая цапля

на одной ноге, но в красном сапоге, в пятой- цифра «1».

3 ряд- первая, вторая и пятая клетки- пустые, в третьей нарисован

Чиполлино в красных сапожках, в четвертой- цапля без сапога.

4 ряд- первая, вторая и пятая клетки- пустые, в третьей нарисован

Чиполлино в красных сапожках, в четвертой- цапля в красном сапоге.

5 ряд- первая и пятая клетки- пустые, во второй нарисована собака в

красных сапожках, в третьей- Чиполлино босиком, в четвертой- цапля

босиком.

6 ряд- в первой клетке нарисован ежик в синих сапожках, во второй- собака

в красных сапожках, в третьей- Чиполлино босиком, в четвертой- цапля в

красном сапоге, пятая клетка- пустая.

7 ряд- в первой клетке нарисован снеговик, на голове которого одета шляпа-

цилиндр, во второй- снеговик без шляпы, в третьей- снеговик с ведром на

голове, в четвертой снеговик, на голове которого- сковородка, пятая

клетка- пустая.

На листе бумаги изображены два ряда геометрических фигур:

В 1 ряду- заштрихованные квадраты, круг (штриховка

одинаковая),незаштрихованные треугольник и прямоугольник; во П ряду -

ромб, ' расчерченный в мелкую клетку, пустая 'трапеция; треугольник, рас-

, • черченный в мелкую клетку; прямоугольник, расчерченный в мелкую

клетку (как и ромб).Педагог обращается к испытуемому: "Сейчас я научу

тебя отгадывать интересные загадки. Посмотри на картинки (показывается

первый ряд на цветной таблице рисунков), кто здесь нарисован?"

(Испытуемый называет картинки, в случае затруднения экспериментатор

помогает ему.) '"Правильно, а теперь обрати внимание: в первом ряду

зверюшки и Чиполлино нарисованы босиком, и напротив них - цифра "О", во

втором ряду все они в сапожках, и напротив них стоит цифра "I". Для

отгадывания загадок тебе надо Запомнить, что если на картинке фигурка

будет нарисована босиком, то .ты должен обозначать ее цифрой "О", а если

в сапожках, то цифрой "I". Запомнил? Повтори, пожалуйста. (Испытуемый

повторяет правило.);

Затем ребенку предлагается расставить цифры в следующих трех рядах

клеток. Этот этап рассматривается как обучение и закрепление выученного

правила. В случае, если он делает ошибки, то экспериментатор просит

повторить его правило работа, показывает на образец (первые два ряда).

Каждый свой ответ испытуемый должен объяснить, почему именно он так

ответил. Обучающий этап показывает, насколько быстро и легко ребенок

усваивает новое правило и может применить его при решении задач. На этом

этапе экспериментатор фиксирует все его ошибочные ответы не только

количественно (неправильный ответ оценивается I баллом), но и

качественно, поскольку характер ошибок может показать, просто ли ребенок

нетвердо запомнил правило и путает, где надо ставить "011, а где "I",

•или же он вообще не применяет в работе правило. Так, например, бывают

ошибки, когда собаку обозначают цифрой "4", Чиполлино -"2", а цаплю - "I"

и объясняют такие ответы, исходя из количества ног у данных персонажей.

После того, как экспериментатор уверен, что ребенок научился- применять

правило, которому его обучали, начинается этап "отгадывания загадок",

"Отгадать загадку" - значит правильно обозначить фигурки цифрами "О" и

"I".

I "загадка" (расположена в У1 ряду) позволяет выявить умение применить

правило на новом конкретном материале.

В этом ряду впервые встречается картинка "ежик", прежде не попадавшаяся

ребенку в таблице, крале того, на ежике надеты сапожки не красного, а

синего цвета. Таким образом, для успешного решения задачи должен

произойти перенос усвоенного правила обозначения фигурок цифрами на новый

конкретный материал (новая фигурка в сапожках другого цвета).

Ошибки», допускаемые детьми при решении этой "загадки", бывают самые

разнообразные. Это может быть неиспользование выученного правила или

неправильное применение его на тех картинках, на которых ребенок уже

тренировался (т.е. тот же характер ошибок, что и на обучающем этапе, хотя

именно у этого испытуемого на обучающем этапе могло и не быть ошибок), а

может быть ошибка, вызванная отсутствием собственно переноса введенного

правила обозначения фигурок цифрами на новый конкретный материал. Поэтому

в случае неправильного решения "загадки" нужно проанализировать характер

ошибок, чтобы не сделать неправильный вывод о неумении ребенка применять

правило на новом конкретном материале.

П "загадка" (расположена в У1 ряду) позволяет выявить умение осуществить

эмпирическое обобщение.

В клетках этого ряда нарисованы снеговики, т.е. картинки, не

встречающиеся до этого в таблице. Различаются снеговики тем, что у трех

из них есть головной убор, а у одного нет. А поскольку это снеговики, то

в качестве головного убора, кроме шляпы, используется любой более- менее

подходящий предмет (ведро, сковородка). Ребенку и в этом случае

предлагается обозначить картинки цифрами "О" и "I". Чтобы справиться с

такой задачей, требуется сравнить I. и П "загадки" и увидеть между ними

связь, заключающуюся в том, что и в первом, и во втором случаях три

фигурки отличаются от четвертой тем," что у трех имеется что-то такое,

чего нет. у четвертой: в первом случае сапожки, во втором - шляпы. Но

чтобы понять, что различные предмета на головах снеговиков - это все -

"шляпы", испытуемому следует сделать эмпирическое обобщение. Такому

обобщению, с нашей точки зрения, должно способствовать то, что на голове

первого снеговика надета шляпа, дающая установку на рассмотрение

остальных предметов с этой же точки зрения. Поскольку и в загадке со

снеговиками ребенку требуется расставить цифры "О" и "I", то ему

необходимо предположить, что ориентирам для этого должно служить наличие

или отсутствие шляпы, как в прошлой загадке таким ориентиром выступало

наличие или. отсутствие сапожек. Если при сравнении 1„и П "загадок" он

выделил отличительные признаки- ориентиры, позволяющие решить задачу, и

смог осуществить перенос усвоенного им правила обозначения фигурок с

одного конкретного признака на другой (с сапожек на шляпы), то испытуемый

правильно решает "загадку". При анализе результатов возникает вопрос,

за счет чего ребенок осуществляет перенос правила обозначения фигурок с

одного признака на другой (с сапожек на шляпы)? Объясняется ли такой

перенос правила эмпирическим обобщением отличительных признаков - и

сапожки, и шляпы представляют собой детали одежды или же содержательной

абстракцией, т.е. выявлением принципа решения целого класса задач,

заключающегося в ориентации на сам факт наличия или отсутствия

отличительного признака, независимо от формы его проявления? Ответить на

этот вопрос помогают следующие две "загадки".

Ш и 1У. "загадки", расположенные на отдельном листе бумаги и

представляющие собой ряд геометрических фигур, позволяют выяснить, может

ли ребенок решить задачу, требующую мышления на абстрактном уровне. Здесь

уже нет фигурок, изображающих животных или сказочных персонажей,

соответственно нет и никаких деталей одежды. Изображенные геометрические

фигуры различаются по признаку наличия или отсутствия штриховки.

Если испытуемый во П "загадке" открыл для себя общий принцип решения

аналогичных задач, абстрагируясь от конкретной формы отличительного

признака как от несущественного момента, то он легко справляется и с

этими новыми заданиями. Возможен вариант, когда решение П "загадки"

осуществилось вследствие эмпирического обобщения отличительных признаков,

а в Ш и 1У "загадках" он находит принцип решения всего класса подобных

задач, т.е. поднимается на уровень абстрактного мышления. Тем детям,

которые "отгадали П загадку" при помощи эмпирического обобщения

отличительных признаков, чтобы решить Ш и 1У "загадки", надо увидеть

связь между ними и предшествующими, заключающуюся в том, что и

изображения конкретных персонажей, и геометрические фигуры различаются

между собой (внутри каждой "загадки") по одному признаку, который каждый

раз меняется. Следующим шагом испытуемого должно быть понимание, что для

решения задачи форма отличительного признака - несущественный момент, а

важен сам факт наличия или отсутствия признака. Таким образом, ребенок

переходит на уровень теоретического мышления, где он, абстрагируясь от

формы отличительного признака и ориентируясь только на факт его наличия

или отсутствии, приходит к выявлению принципа решения целого класса

задач.

Таким образом, решение Ш и 1У "загадок" может прояснить, осуществляет ли

испытуемый перенос правила обозначения фигурок о одного признака на

другой в результате эмпирического обобщения отличительных», признаков или

в результате содержательной абстракции. Для уточнения характера обобщения

при "отгадывании загадок" следует беседовать с детьми после каждой

"отгадки", расспрашивая их о том, почему именно так обозначены фигурки,

причем вслед за выделением ребенком отличительного признака в качестве

ориентира в его работе должен следовать вопрос: "Почему если этот признак

есть (напр., шляпы), то ты обозначаешь фигурку "I"? Такой вопрос может

позволить выделить детей с эмпирическим обобщением отличительных

признаков, которое чаще осознается и легче вербализуется, чем выделенный

общий принцип решения.

Обработка результатов методики проводится количественно и качественно.

Ранее уже отмечалось, что на этапе обучения каждый неправильный ответ

оценивается 1 баллом. Неправильно решенная "загадка" также оценивается 1

баллом, а правильно решенная - "О", затем вычисляется суммарный балл по

всем четырем "загадкам" (обучающий этап в суммарный балл не входит). Чем

хуже справился ребенок с заданием, тем больше его суммарный балл.

Качественный анализ ошибок позволяет лучше понять причину неудачи

испытуемого в том или ином задании и выявить, какого рода обучение нужно

ему для овладения той или иной мыслительной операцией.

В начале описания методики мы отметили, что она позволяет выявить как

актуальный уровень процесса обобщения у испытуемого так и зону его

ближайшего развития. Объясним это на примере. Обследование ребенка по

методике показало, что он легко освоил обучающий этап., может

самостоятельно справиться с 1 "загадкой, П может одолеть с помощью

взрослого, а Ш и 1У не понимает даже тогда, когда экспериментатор

показывает ему решение. Интерпретируются полученные результаты следующим

образом: испытуемый умеет работать по правилу (хорошее усвоение

обучающего этапа), может применить известное ему правило на новом

конкретном материале (самостоятельно решил 1 "загадку"), в зоне его

ближайшего развития лежит построение эмпирического обобщения (решенная с

помощью взрослого П "загадка" ) , а теоретическое обобщение пока не

находится в зоне его ближайшего развития, о чем свидетельствует

непонимание испытуемым решения III и IУ "загадок", требующих обобщения на

абстрактном уровне. Получив такие данные, можно сделать вывод, что в

данный момент этому ребенку необходимо обучение, которое будет

способствовать развитие эмпирического обобщения, поскольку именно этот

тип обобщения находится в зоне его ближайшего развития. [9,c.103]

Глава 3. Экспериментальная часть

Ф.И. : Ситникова Ксения

Возраст: 7 лет

Группа: подготовительная

Тест Керна- Йирасека

На тест была настроена положительно. Задание нарисовать мужскую фигуру не

вызвало затруднений.

При выполнении остальных упражнений ребенок чувствовал себя спокойно,

проявлял заинтересованность.

Результаты теста хорошие.

Методика «Да и Нет»

Ребенок с удовольствием отвечал на вопросы. При ответах допущена одна

ошибка. На вопросы отвечала достаточно быстро. Для ответов использовала

глаголы вопросов.

На вопрос- Хочешь ли остаться еще на год в дет. саду? – ответила

неуверенно!

Методика «Сапожки»

Для названий фигурок использовала понятия: лошадка, девочка и птица.

Второй ряд перечислила все фигурки, добавляя к каждой фразу: «в сапогах».

Перед расстановкой цифр в третьем ряду долго думала. При выполнении

задания допустила одну ошибку. Остальные задания до первой загадки

выполняла быстрее и правильно.

В первой загадке сразу сказала о ежике в сапогах. С заданием справилась

быстро и успешно. Во второй задачи сделала акцент на том, что снеговики

имеют головные уборы. с упражнением справилась. После этого благодаря

наводящим вопросам сделала вывод, что неважно какие головные уборы-

главное они есть!

С последним заданием справилась хорошо! Свой выбор объяснила тем, что все

фигурки, кроме двух «в наряде».

Результаты тестов

Тест Керна- Йирасека 3 балла

Методика «Да и Нет» 1 балл

Методика «Сапожки» 0 баллов

Результаты тестов показали, что ребенок к школе готов.

Рекомендации:

Учителю: продолжать развивать сферу произвольного внимания.

Родителям: развивать произвольное внимание, помогать в возникающих

трудностях при учебе.

И.Ф.: Сырникова Катя

Возраст: 6 лет

Группа: старшая

Тест Керна- Йирасека:

На выполнение теста была настроена положительно. После рисования мужской

фигуры ребенок сказал мне обратить внимание на то, что на поясе у мужчины

надет ремень, так как в рисунке у нее это не понятно. Пери выполнении

оставшихся двух заданий девочка уточняла, где ей выполнять упражнение.

Ребенок работал сосредоточенно, спокойно.

Методика «Домик»

Перед выполнением задания ребенок сказал, что справится с ним без

проблем. Задание выполнила быстро, но неаккуратно.

Работала с интересом, спокойно, уверенно.

Методика «Да и Нет»

Для ответов на вопросы использовала глаголы вопросов. Допустила ошибку в

вопросе о желании учиться. В результатах ответов выяснилось противоречие:

ребенок хочет учиться и в то же время остаться в детском саду. На мое

предложение выбрать одно желаемое из двух был дан ответ: остаться в

детском саду. На мой уточняющий вопрос ответ остался таким же.

Методика «Сапожки»

На выполнение теста была настроена положительно. Не сразу усвоила

правило. Допустила 3 ошибки на тренировочных упражнениях. Загадки

разгадывала только с помощью наводящих вопросов. Аналогично делала

выводы. Задание с геометрическими фигурами выполнила с небольшими

затруднениями- не сразу уловила смысл упражнения.

Результаты тестов

Тест Керна- Йирасека 4 балла

Методика «Да и Нет» 1 балл

Методика «Домик» 13 баллов

Методика «Сапожки» 3 балла

Результаты тестов показали, что ребенок к школе не готов.

Рекомендации:

Учителю: учитывать слабую подготовку ребенка к школе. Развивать

интеллектуальную сферу, произвольное внимание.

Родителям: настоятельно рекомендуется оставить ребенка еще на год в

детском саду.!!! Ребенок сам хочет остаться). Особенно развивать

произвольное внимание девочки с помощью специальных упражнений.

Психологу: психологически готовить ребенка к смене условий, наблюдать за

развитием произвольного внимания, мотивационной сферы ребенка.

Ф.И.: Пашков Никита

Возраст: 7 лет

Группа: подготовительная

Тест Керна- Йирасека

Ребенок на тест был настроен положительно. Чувствовалось желание

выполнить еще не известное задание. Установка на рисование мужской фигуры

не вызвало у мальчика дополнительных вопросов. Задание выполнял с

интересом, спокойно.

На втором упражнении уточнил значение слова «скопировать». С упражнением

справился.

3 Задание выполнил хорошо. Затруднений не возникало.

Во время работы Никита чувствовал себя спокойно, уверенно. Результаты

хорошие.

Методика «Домик»

Перед выполнением методики ребенок испугался, что не справится с

заданием. Благодаря подбадриванию с моей стороны мальчик сразу согласился

выполнить упражнение. Во время работы у Никиты проснулся интерес к тесту.

Ребенок проявлял усидчивость и точность расчетов.

«Да и Нет»

С удовольствием отвечал на все вопросы. Допустил только одну ошибку. При

ответах использовал глаголы вопросов. Чувствовал себя спокойно,

уверенно. Игра ему понравилась.

Методика «Сапожки»

Заинтересованность игрой появилась сразу.

На мою просьбу сказать, кто изображен на картинках, Никита начал с

лошади, а потом исправил название на жирафа и утвердил его. Далее он

назвал куклу и цаплю. Сразу определил разницу между 1 и 2 рядами.

На раздумья ребенок терял мало времени- отвечал сразу. Первые три ряда

под правилом выполнил сразу безошибочно.

Над загадкой думал недолго. Сказал, что поставит всем нужную цифру. На

последней картинке допустил ошибку, сказав, что не заметил сапожек у

цапли. Никита начал выполнять загадку, не обращая внимания на ежика.

Затем поправил свой ответ. Спросил, имеет ли значение палочка у ежика? На

вопрос: Как думает он сам ?- он ответил, что да, имеет значение.

Благодаря наводящим вопросам мне удалось добиться от него нужного вывода

о значении палочки у ежика.

2 загадку выполнил сразу, сказав, что у трех снеговиков есть шляпы и

неважно, какие. Главное их наличие. Ошибок тут не было.

На вопрос: Что ты видишь на втором листе ?- ответил: Геометрические

фигуры, которые отличаются формой. Задание выполнил безошибочно и без

подсказки. На вопрос: Почему так? ответил- Только две фигуры не имеют

полосочек. С заданием справился сразу и безошибочно.

Результаты тестов

Тест Керна- Йирасека 3 балла

Методика «Да и Нет» 1 балл

Методика «Домик» 0 баллов

Методика «Сапожки» 1 балл

Результаты тестов показали, что ребенок к школе готов.

Рекомендации:

Учителю: продолжать развивать интеллектуальную сферу ребенка, а также

произвольное внимание, логическое мышление, память.

Родителям: те же советы, что и для учителя.

Ф.И.: Сапунихин Павел

Возраст: 7 лет

Группа: подготовительная

Тест Керна- Йирасека

При проведении теста дополнительных вопросов не возникало. Ребенок

работал заинтересованно, спокойно, но временами отвлекался. Старался

аккуратно и точно выполнить задания.

Методика «Да и Нет»

На вопросы отвечал быстро. Для ответов поначалу использовал кивки

головой, но после моего замечания стал использовать фразы: «не знаю», «не

очень», «так себе», «когда как». Ошибок не допустил.

Методика «Сапожки»

Ребенок обозначил фигурки так: коровка, девочка, цапля. Фигурки второго

ряда стал перечислять сразу вместе с сапожками. Повторил хорошо правило.

Думал быстро. Безошибочно добрался до первой загадки.

На мой вопрос: «Что нового?»- ответил, что девочка без сапог, коровка в

сапогах, цапля без сапог. Мальчик сказал, что девочка должна быть в

сапогах, иначе она испачкает ноги.

На вопрос: «Что еще видишь?» – ответил, что видит ежика в сапогах. Далее

ребенок безошибочно пронумеровал фигурки, используя правило. На мой

вопрос: «Почему именно так?» – возмущенно ответил: «Потому что подумал!»

При разгадывании второй загадки Паша сказал, что каждому снеговику нужно

дать любую шляпу. Безошибочно пронумеровал фигурки. На вопрос «Почему?» –

ответил: «У трех снеговиков есть шляпы! Не важно какие- главное они

есть!»

При выполнении задания с геометрическими фигурами ребенок начал

перечислять их по порядку, добавляя фразу: «с полосками», «просто», или

«с сеточкой». Почему именно так ?- Потому, что те фигуры, которые пустые,

т.е. у них ничего нет, имеют цифру 0, а те, которые не пустые- цифру 1.

Результаты тестов

Тест Керна- Йирасека 6 баллов

Методика «Да и Нет» 0 баллов

Методика «Сапожки» 0 баллов

Результаты тестов показали готовность ребенка к школе.

Рекомендации:

Родителям: больше уделять внимания упражнениям на развитие

интеллектуальной сферы ребенка.

Учителю: наблюдать за работой ребенка, особенный акцент в работе делать

на развитие произвольного внимания.

Ф.И: Синельникова Яна

Возраст: 7 лет

Группа: подготовительная

Тест Керна- Йирасека

На выполнение теста была настроена положительно. На задание- нарисовать

мужскую фигуру отреагировала отрицательно- попросила разрешение

нарисовать женскую. Получив отрицательный ответ приступила к работе. Во

время выполнения всех заданий ребенок отвлекался, но не нервничал. При

приступлении к выполнению очередного задания девочка спрашивала, как его

выполнять.

Методика «Да и Нет»

На вопросы отвечала не сразу. Для ответов на вопросы использовала не

только глаголы вопросов, но и такие фразы как: «очень», «не очень».

Допустила ошибку при ответе на вопрос о желании еще на год остаться в

детском саду. Из теста явно видно, что ребенок больше хочет пойти в

школу, нежели остаться в детском саду.

Методика «Сапожки»

С удовольствием выполняла предложенные задания. Но при выполнении вскоре

начала теряться, нервничать.

Фигурки обозначила правильно. С моего вопроса назвала различия между

фигурками первого и второго рядов. Правило повторила. С самого начала

начала путать ряды. С трудностями произносит номера фигурок, забывает

правило. Безошибочно определила 3и 4 ряды. Но вместо того, чтобы

говорить, девочка указывала на все пальцем. Просьбу сопровождать действия

словами игнорировала. На 5 ряду стала называть фигурки справа налево.

Иногда указывала сначала цифру, а потом фигурку. Все определила

безошибочно.

1-ю загадку отгадала сразу безошибочно, указывая сначала на цифру, а

потом на фигурку. 2-ю загадку отгадала сразу. Свой выбор долго

аргументировала.

Над заданием на отдельном листе долго размышляла. Сначала ребенок

пронумеровал заштрихованные фигуры, а затем незаштрихованные. На вопрос-

Почему именно так ?- ответила, что у тех фигурок, которые имеют полоски

цифра 1, а у тех, у которых их нет- 0.

Результаты тестов

Тест Керна- Йирасека 7 баллов

Методика «Да и Нет» 1 балл

Методика «Сапожки» 1 балл (не сказала 0)

Результаты тестов показали относительную готовность ребенка к школе.

Рекомендации:

Учителю: особое внимание уделять развитию произвольного внимания и

интеллектуальной сферы ребенка, учитывать эти особенности в процессе

обучения.

Родителям: прибегая к специальным развивающим упражнениям развивать

интеллектуальную сферу ребенка и произвольное внимание. Спокойно

относиться к возникающим при учебе сложностям- они неизбежны. Помогать

ребенку.

Заключение

Возвращаясь к истокам моей работы необходимо вспомнить, что под

психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и

достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения

школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Личностная и социально- психологическая готовность к школе включает и

формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с

одноклассниками в школе, с учителем.

Каждому ребенку необходимо умение войти в детское общество, действовать

совместно с другими, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в

других. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям.

Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде всего

для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения

с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной

неуспеваемости и дезадаптации. В результате проведенной диагностики

выяснилось, что большинство испытуемых детей готовы к школьному

обучению. Но также выявлено, что один ребенок из пяти абсолютно не готов

к обучению в школе. А многим детям следует побольше позаниматься перед

школой. Это лишний раз подтверждает актуальность выбранной мною темы.

Развивающую работу с нуждающимися в ней детьми целесообразно проводить в

группах развития. В этих группах реализуется развивающая психику ребят

программа. Не ставится специальной задачи научить детей считать, писать,

читать. Главная задача – довести психологическое развитие ребенка до

уровня готовности к школе. Основной акцент в группе развития делятся на

мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного

интереса и учебной мотивации. Задача взрослого сначала пробудить у

ребенка желание научится чему то новому а уже затем начинать работу по

развитию высших психологических функций.

«Пусть, став учеником, ребенок продолжает

делать сегодня то, что делал вчера. Пусть

новое появляется в его жизни постепенно и не

ошеломляет лавиной впечатлений.»

В. А. Сухомлинский

Список литературы

1. Божович Л.И. «Личность и ее формирование в детском возрасте» (Москва,

1968)

2. Венгер А.Л., Венгер Л.А. «Готов ли ваш ребенок к школе» (Москва, 1994)

3. Гуткина Н.И. «Психологическая готовность к школе» (Москва, 1993)

4. «Практическая психология образования ( учебное пособие для ВУЗов ).»

(под редакцией Дубровиной И.В.) (1997г.)

5. Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько «Учителю о психологии детей шестилетнего

возраста» (1988г.)

6. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. «Психологическая готовность к школе»

(Москва, 1987)

7. Мухина В.С. «Шестилетний ребенок в школе» (Москва, 1990)

8. Овчарова Н.Е. «Психология в начальной школе»

9. Рогов Е.И. «Настольная книга практического психолога в образовании.»

(1996г.)

10. Эльконин Д.Б. «Психологическое развитие в детских возрастах» (Москва,

1997)

Страницы: 1, 2


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ