Рефераты

Психологическая природа воли

Психологическая природа воли

Министерство Российской Федерации по высшему и профессиональному

образованию

Волгоградский Государственный Университет

Контрольная работа

по дисциплине «Психология и педагогика»

Тема: «Психологическая природа воли»

Выполнил: Субботин Д. А.

Группа: ЭП-971

Проверил:

Вопрос № 1. Мотивация и направленность личности.

Для определения причины активности человека прежде всего необходимо

проанализировать направленность активности человека, то есть куда и на что

данная активность направлена.

Вообще, направленность личности человека ( это совокупность

устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно

независимых от наличных ситуаций.

Мотивы могут быть с определенной степенью осознанности или

неосознанными вовсе.

Главная роль направленности личности человека принадлежит осознанным

мотивам.

Человек осознает объект своих потребностей и сопоставляет свои личные

цели с целями коллектива, которому он принадлежит. В случае несовпадения

целей коллектива со своими целями человек либо корректирует их, либо

маскирует.

Если осознается не только цель, как идеальное предвосхищение

результата, но и реальность выполнения этой цели, то следует говорить о

перспективе личности.

Если по каким-то причинам человек, осознающий перспективу, попадает в

состояние расстройства, подавленности и т. п., то данная ситуация

называется фрустрацией. Она возникает тогда, когда человек на пути к

достижению цели сталкивается с препятствиями, барьерами, которые являются

непреодолимыми или воспринимаются как таковые. В результате возникновения

фрустрации можно говорить об изменении поведения и самосознания личности.

В заключении следует сказать, что мотивация будущих действий индивида

непосредственно влияет на направленность последнего.

Вопрос № 2. Самооценка личности, уровень притязания. Их взаимосвязь.

Прежде всего, самооценка - оценка личностью самой себя, своих

возможностей, качеств и места среди других людей. Немаловажным является то,

что с помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Переосмыслив высказывание Маркса о самооценке можно сделать вывод о

том, что познавая качества другого человека, личность получает необходимые

сведения, которые позволяют выработать собственную оценку. Уже сложившиеся

оценки собственного «Я» есть результат постоянного сопоставления того, что

личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях.

Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается к другому человеку,

производя сравнения себя с ним, предполагает, что тот не безразличен к его

личностным качествам, поступкам, действиям, проявлениям. Все это является

проявлением личностной самооценки и определяет ее психологическое

самочувствие.

Самооценка тесно связана с уровнем притязания личности, которую можно

определить как желаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в

степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой.

Если личность стремится к повышению самооценки в случае, когда

имеется возможность свободно выбирать степень трудности очередного

действия, то могут возникнуть два конфликта: с одной стороны - стремление

повысить притязания, чтобы пережить максимальных успех, а с другой -

снизить притязания, чтобы избежать неудачи. В первом варианте уровень

притязания обычно повышается, а во втором - уменьшается.

Уровень притязания обычно устанавливается где-то между чересчур

легкими и чересчур трудными целями и задачами, для того, чтобы сохранить на

приемлемом уровне собственную самооценку.

Не только на основе предвосхищения успеха или неудачи, но и на основе

прежних успехов или неудач идет формирование личностью своего уровня

притязаний.

Может возникнуть вопрос о том, с помощью чего личность может повысить

свой уровень притязания? С одной стороны это может происходить после того,

как будут успешно выполнены поставленные перед собой определенные цели. Но

так же это может произойти с помощью коллектива или руководителя, если

последние будут всячески подбадривать индивида в процессе выполнения

поставленных задач. К примеру, в процессе ответа на поставленный вопрос на

семинарском занятии студенту говорят: «Вы идете в правильном направлении»

или «Ваша мысль правильна» и т. п. В этом случае повышается самооценка

личности, а вследствие чего личность может достигнуть успеха. В конечном

счете у индивида повышается уровень притязания. На этом примере было

наглядно показано о том, как между собой связаны самооценка и уровень

притязания личности.


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ