Рефераты

Психологические аспекты любви

Психологические аспекты любви

СИПО.

Реферат по общей психологии.

На тему: Психологические аспекты любви.

Выполнила: Студентка 2 курса, группы П-22.

Качнова Анна.

Севастополь.

О любви

Я дышу - и, значит, я люблю!

Я люблю - и, значит, я живу!

/ В.Высоцкий /

Любви все возрасты покорны... О любви сказаны миллионы слов и написаны

горы книг. Есть формулы любви, научные определения, философские трактаты,

словом, как поется в известной песне: “ О любви не говори, о ней все

сказано... “. И все же для каждого нового поколения, вступающего в жизнь,

философия любви - это тайна за семью печатями, крепость, которую надо

покорить самому, пройдя нелегкий путь обретения и потерь. А прошлый опыт -

тот самый ориентир, который поможет преодолевать сомнения и познавать

великое таинство этого вечного как мир и столь же загадочного слова -

любовь! Любовь - понятие необычайно емкое и многозначное. Любят свое дело,

своих товарищей, друзей. Любят близких, семью, детей. Бывает любовь живая и

действенная. Бывает и отвлеченная, ни к чему не обвязывающая - к

человечеству вообще, к природе вообще... Но умы людей больше всего занимает

чувство любви женщины и мужчины. Романисты и поэты, композиторы и художники

романтической ориентации возвысили любовь до уровня всемогущей силы,

правящей ходом мировой истории. С этим можно и поспорить, но любовь может

стать - и надолго - смыслом жизни человека, оттеснить все другие дела.

Отсюда непреходящий интерес к природе любовного чувства, стремление понять:

что же такое любовь?

Любовь - это не счастливая случайность или мимолетный эпизод, а

искусство, требующее от человека самосовершенствования, самоотверженности,

готовности к поступку и самопожертвованию. Именно об этом говорит в своей

книге “Искусство любви” известный философ Эрих Фромм. “ Любовь - не

сентиментальное чувство, испытать которое может всякий человек независимо

от уровня достигнутой им зрелости. Все попытки любви обречены на неудачу,

если человек не стремится более активно развивать свою личность в целом,

чтобы достичь продуктивной ориентации; удовлетворение в любви не может быть

достигнуто без способности любить своего ближнего, без истинной

человечности, отваги, веры и дисциплины. В своей работе Фромм выделяет пять

элементов, присущих каждому виду любви. Это давание, забота,

ответственность. уважение и знание.

Способность любви давать предполагает достижение “высокого уровня

продуктивной ориентации”, в которой человек преодолевает нарциссистское

желание эксплуатировать других и накоплять и приобретает веру в свои

собственные человеческие силы, отвагу полагаться на самого себя в

достижении своих целей. “ Чем более недостает человеку этих черт, тем более

он боится отдавать себя, - и, значит, любить “, - считает Фромм. То, что

любовь означает заботу, наиболее очевидно в любви матери к своему ребенку.

Никакое ее заверение в любви не убедит нас, если мы увидим отсутствие у нее

заботы о ребенке, если она пренебрегает кормлением, не купает его, не

старается полностью его обходить, но когда мы видим ее заботу о ребенке, мы

всецело верим в ее любовь. “ Любовь - это активная заинтересованность в

жизни и развитии того, что мы любим “. Другой аспект любви -

ответственность - есть ответ на выраженные или невыраженные потребности

человеческого существа. Быть “ответственным” значит быть в состоянии и

готовности “отвечать”. Любящий человек чувствует ответственность за своих

ближних, как он чувствует ответственность за самого себя. В любви между

взрослыми людьми ответственность касается, главным образом, психических

потребностей другого человека. Ответственность могла бы легко вырождаться

в желание превосходства и господства, если бы не было уважения в любви.

“Уважение - это не страх и благоговение, это способность видеть человека

таким, каков он есть, осознавать его уникальную индивидуальность”. Таким

образом, уважение предполагает отсутствие эксплуатации. “ Я хочу, чтобы

любимый мною человек рос и развивался ради него самого, своим собственным

путем, а не для того, чтобы служить мне. Если я люблю другого человека, я

чувствую единство с ним, но с таким, каков он есть, а не с таким, как мне

хотелось, бы чтоб он был, в качестве средства для моих целей “.

“ Уважать человека невозможно, не зная его: забота и ответственность

были бы слепы, если бы их не направляло знание “. Фромм рассматривал любовь

как один из путей познания “тайны человека”, а знание - как аспект любви,

являющийся инструментом этого познания, позволяющий проникнуть в самую

суть.

Существует несколько видов любви: братская любовь, материнская

любовь, эротическая любовь, любовь к себе и любовь к Богу.

Братская любовь-это любовь между равными, одинаково распространяемая

человеком на всех близким ему людей.

Материнская любовь – это любовь сильного к слабому, защищенному

к беззащитному, имущего к неимущему. Материнская любовь наиболее

бескорыстна и открыта для всех.

Эротическая любовь- это любовь психофизиологического плана к

единственному человеку, жаждущеая полного слияния с ним и

продолжения в потомстве. Последний вид любви в отличии от двух

предыдущих является исключительным в том смысле, что требует

предпочтительности, особого выделения любимого существа среди других

ему подобных и особенного, исключительного к нему отношения.

Мнение человека о том, что любить других добродетельно, а

самого себя грешно, до сих пор широко распространена среди людей

в условиях нашей идеологически искаженной культуры. Но поставим

вопрос: может ли любить других человек, не способный любить себя.

От любви к себе эгоизм отличается тем, что при нем существует

исключительная любовь к себе в ущерб такому же отношению к

окружающим людям. Эгоистичный в любви человек желает всего того,

что он должен отдавать людям, только для самого себя. Кстати, и

любовь к другому может приобретать форму эгоизма. Так, мать,

беззаветно и безумно любящая своё дитя, жертвует собой в угоду

его эгоистическим устремлениям, лишает аналогичного чувства не

только себя, но и окружающих людей. Как иначе, кроме

эгоистической, можно назвать любовь такой матери к своему ребёнку,

которая в других людях не видит чьих – то детей?

Любовь к Богу Фромм трактует как связующую нить человеческой души, как

основу всех видов любви, способных в ней уместиться, как прародительницу

родительской и эротической любви. Он говорит о ее сложной структуре и

взаимосвязях со всеми гранями человеческого сознания. Но в этом, я считаю,

с ним можно поспорить, так как существуют люди, за всю жизнь не познающие и

не ощущающие потребности в любви к Богу, однако они становятся

замечательными родителями, любящими супругами, великолепными .

Кроме перечисленных, можно выделить и описать разновидности

любви, включающие отношение любящих людей к своим близким, прежде

всего к матери и отцу. Ещё одна разновидность любви - это

фанатичная любовь к кумиру. Из любви равноправной она превращается

в самоуничтажающую, в любовь-поклонение, в любовь обожествление.

Человек любящий так другого, утрачивает себя как личность., теряет,

вместо того чтобы приобретать. И сентиментальная любовь. Здесь на

первый план выходит поверхностное, ритуальное ухаживание, театральное

поведение с эпизодами мелодрамы. Тех, кто реализует такую любовь,

на самом деле характеризует сколько – нибудь глубокое чувство к

любимому человеку. Они, скорее, заняты самолюбованием, самими собой,

чем проявлением чувства любви к другому человеку, на которое они,

вероятно, не способны.

По мнению некоторых философов, любовь - духовное по своей сути

состояние, которое только и дает человеческое право на физическую близость.

Огонь любви может разгораться медленно, постепенно, как нежное чувство леди

Каслвуд к преданному ей воспитателю ее детей ( “История Генри Эсмонда”

У.Теккерея ). Но особенно поразительны вспышки любви с первого взгляда,

раскрывающие глубокую сторону ее сущности. Почему, в самом деле, мужчина и

женщина, дотоле совсем незнакомые, внезапно проникаются друг к другу столь

пылкими чувствами? Первый же восхищенный взгляд связывает Ромео и Джульетту

будто в единое существо. Онегин стал идеалом Татьяны, прежде чем она смогла

осознать его духовные качества. Любовь этих литературных героев оказалась

трагической. Но если внешних препятствий нет, любовь с первого взгляда

может стать счастливой и долговечной, как верное чувство мифических

Филемона и Бавкиды. Чем объяснить это? Называемые причины обыкновенно

сводятся к двум: действительное или мнимое соответствие ранее взлелеянному

в душе образцу; любовное ослепление, зачастую в самих недостатках любимого

видящее его неповторимую привлекательность. Из этого делают вывод, будто

любовь возникает и развивается вопреки здравому смыслу и логике, будто она

в принципе иррациональна. Сказать, что любовь есть взаимное тяготение к

душевным и физическим качествам друг друга или что любят только за высокие

проявления человеческого в человеке, значит либо свести объяснение к общим

местам, либо сказать заведомую неправду. Мировая литература описала и

исследовала тысячи вариантов любви, но смогла выделить лишь единственную

общую ее черту - требовательную избирательность. И все же перспективное для

философского подхода упорядочение представляется возможным. Любят по

различию, по контрасту, даже по антагонизму склонностей, когда качества

одного восполняются, нейтрализуются или исправляются качествами другого. Но

любят и по подобию, по тождеству характеров, интересов и пр., что умножает

стойкость любящих в суровых обстоятельствах жизни. Перед нами антиномия,

контурно обрисовывающая глубинное противоречие и указывающая на некий закон

любви, который еще предстоит раскрыть в ее бесчисленных проявлениях.

Чувство любви существовало не всегда, оно есть продукт истории.

Стендаль назвал его чудом цивилизации. Сотни тысяч лет люди на земле

воспроизводили себе подобных. Сексуальная эмоция бросала одного

питекантропа в объятия другого, то же было и с их потомками

неандертальцами. Но эволюция меняла чувственный спектр человека. И примерно

пять тысяч лет назад - так полагают ученые - мы осложнили себе жизнь

феноменом любви. Жена бога Осириса Изида, воскресившая слезами усопшего

мужа, считается родоначальницей всех любящих.

Однажды появившись, любовь прочно заняла свое место в жизни. Ее

обожествляли и проклинали, в ее честь возводили дворцы и храмы, ее сажали в

тюрьмы и сжигали на кострах. Затем одумывались, собирали пепел и вновь

поклонялись. В двадцатом веке, когда люди стараются все явления

систематизировать, не избежала этой участи и любовь. Психологи выделили и

определили шесть разновидностей, шесть “цветов” любви.

Первая встреча с любовью у человека бывает в возрасте раннем, лет в

одиннадцать-тринадцать. Как-то ни с того ни с сего давно знакомый гражданин

в веснушках и с оттопыренными ушами или похожая на вешалку для собственной

одежды смешливая гражданка начинают привлекать чье-то внимание. Одной

девочке почему-то хочется во время перемены “случайно” задеть рукой

гражданина. А одному мальчику - гражданку за косу дернуть, если таковая

имеется. Вот это неожиданно возникшее влечение и есть первый, робкий еще

признак проклевывающегося чувства. Любовь всегда начинается с влечения, как

уже говорилось выше. Что-то такое замечаем мы в другом человеке, что

заставляет нас думать о нем, тревожит. “Цвет” любви, о котором идет речь,

называется агапэ. Тревога, мучительная и в то же время радостная,

свойственная агапэ, поднимает подростка над самим собой, делает духовно

богаче, помогает взрослеть.

Агапэ - чувство асексуальное, не секс верховодит. Природа хранит юную

душу от похоти. Но вслед за ним приходит к человеку любовь нового “цвета” -

эрос. Стихия, а не чувство. По силе эмоционального воздействия ничто на

земле не может сравниться с эросом. Эрос - это настоящая страсть, она

захватывает человека целиком, лишает его возможности рассуждать, потому и

носит это чувство название “безрассудная любовь”. Быть вместе, никого не

видеть и не слышать, обо всем на свете забыть хотят люди, охваченные

эросом. При эросе поступками движет истинная половая любовь, высшая степень

доверия между женщиной и мужчиной.

В романе Стендаля “Красное и черное” Матильда с душевным трепетом

признается в любви Жюльену Сорелю: “Я отрекаюсь от своего разума - будь

моим повелителем!”

Существует на свете и людус, любовь-игра. Нет при людусе ни глубины

чувств, ни настоящей преданности, нет тревоги за себя и любимого человека,

не цвет, а расцветочка, пестренький ситчик чувств, дешевенький и

общедоступный. Сегодня ты со мной, завтра с другим, послезавтра мы снова

вместе, и никаких слез, упреков, взаимных обещаний. Игра, в которую играют

все, кому не лень. И тем не менее это - любовь, потому как начинается людус

с влечения. “Нравится!” - решает про себя юноша ( или девушка ) и делает

шаг навстречу человеку, которого выделил из всех. Бывает людус веселый,

озорной, шутливый, вроде детской полузабытой игры в прятки: и хочется

выскочить из укрытия собственных представлений о том, что такое хорошо, что

такое плохо, и вроде страшновато. С одной стороны, и приятно, и как-то по-

особому тепло с этим человеком. Но, с другой - при расставании тоска не

гложет. Одно время людус даже был в моде, считался современным видом

межличностных отношений. Но потом люди стали постепенно уставать от

дешевки, все больше жизненного пространства в человеческом сообществе

отвоевывало себе микрообщество “Ты и Я”. Людус притупляет чувство, оно не

развивается вглубь, качество отношений подменяется количеством партнеров,

не давая возможности подняться выше эмоций, влечения.

Психологические разновидности, “цвета” любви могут переходить друг в

друга, видоизменяться. Углубляться или, напротив, затухать, становиться

поверхностнее. Людус, кстати, иногда бывает прелюдией эроса. При прагме,

рассудочной любви, рядом с влечением, эмоцией, страстью, стоит верный страж

- сознание. Прагма не отличается разнообразием эмоциональных оттенков.

Человек встречает привлекательного партнера, испытывает к нему или к ней

легкое влечение и сейчас же начинает анализировать: “ А сколько

зарабатывает ее отец? “, “ А его бабушка согласится отдать нам квартиру? “

и так далее, и так далее. Скучно это, но некоторым нравится. Мания -

любовь-тревога, любовь-тоска. Мания - чувство чрезвычайно опасное,

изматывающее, иссушающее. вечная неуверенность в себе, в любимом, ревность,

недоверие. Большое терпение надо иметь, чтобы понять, а то и простить

мучимого манией. Сторге - любовь-дружба. Это когда все ясно, хорошо,

спокойно, но не пресно, не скучно. Сторге - само доверие, сторге - с

улыбкой, умеет ждать и прощать, сторге - терпеливое чувство. Сторге и мания

- в какой-то степени антиподы. Мания - постоянное беспокойство: любит - не

любит? Меня - не меня? Как посмотрел? Почему не туда села? И тому подобное.

Итак, начинается любая любовь с влечения, страсти. И только

постепенно, проходя через сознание, она превращается в чувство. Хотя надо

честно отметить, что некоторые люди так до него и не дорастают. В лучшем

случае они могут позволить себе общедоступный людус или пресную прагму.

Любовь - маленькое, но сложно устроенное государство. Тут возможны всякие

формы отношений: и демократия, и анархия, и просвещенный абсолютизм, и

даже, к сожалению, деспотия. Но при одном условии: если форма эта принята

добровольно. Нет ничего печальнее и безнадежней, чем долгая изматывающая

борьба за власть.

Прекрасно понимаю родителей, которые уговаривают детей любить разумно, не

рискуя ни репутацией, ни здоровьем, ни тем более жизнью. Девичья честь,

проверка чувств, серьезное отношение к браку - все к месту, все так. Но,

увы, не меньше, чем эти проверенные правила, человечеству нужны исключения

из них. Нужна девочка, ищущая яд на губах мертвого Ромео.

Мученики и герои любви, как ученые, как великие мореплаватели, рискуя

и жертвуя собой, прокладывали путь к неведомым материкам человеческих

отношений. Безумная Офелия бросалась в реку, несчастный Вертер хватался за

пистолет, Анна Каренина падала на рельсы, - а человечество, обогащенное их

горестным опытом, становилось чуть-чуть счастливее.

Список литературы:

1. Василев К. Любовь. М.: Прогресс, 1992.

2. Василев С. Психология любви. М.: Интерпринт, 1992.

3. Жуховицкий Л. Счастливыми не рождаются... М.: Просвещение, 1989.

4. Рюриков Ю. Три влечения. М.: Прогресс, 1984.

5. Соковня И. Бессонница в ожидании Любви. М.: Просвещение, 1992.

6. Фромм Э. Искусство любви. Минск: Полифакт, 1990.

7. Немов Р.С. «Психология». Книга 1. М: ВЛАДОС ИМПЭ им. А.С.

Грибоедова, 2001


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ