Психологические особенности протекания беременности
появления на свет и каким здоровым и сильным они хотят его видеть. Природа
отблагодарит родителей за их сознательные усилия, и одной из форм этой
благодарности будет здоровый и крепкий малыш.
Пренатальное воспитание несет в своей основе мысль о предоставлении
внутриутробному плоду самых лучших материалов и условий. Это должно стать
частью естественного процесса развития всего потенциала, всех способностей,
изначально заложенных в яйцеклетке.
В пренатальном воспитании важную роль играют звуки и музыка. Если
отец регулярно разговаривает с ребенком во время беременности жены, то
почти сразу же после рождения ребенок будет узнавать его голос. Часто
родители также отмечают, что дети узнают музыку или песни, услышанные в
пренатальном периоде. Причем они действуют на малышей как прекрасное
успокоительное средство и могут быть успешно использованы при снятии
сильного эмоционального напряжения.
Плод также воспринимает музыку, которую слушает мать во время
концерта. Он избирательно реагирует на программу. Так, Бетховен и Брамс
действуют на плод возбуждающе, тогда как Моцарт и Вивальди успокаивают его.
Что касается рок - музыки, то здесь можно сказать только одно: она
заставляет его просто бесноваться. Было замечено, что будущие матери часто
вынуждены покидать концертный зал по причине непереносимых страданий,
испытываемых от бурного движения плода. Таким образом, они должны слушать
иную, более структурированную музыку.
Постоянное слушание музыки может стать подлинным процессом обучения. В
своем интервью телевидению американский дирижер Борис Брот ответил на
вопрос о том, где он научился любить музыку, следующим образом: «Эта любовь
жила во мне еще до рождения». Знакомясь с определенными произведениями
впервые, он уже знал партию скрипки еще до того, как переворачивал страницу
партитуры. Брот не мог объяснить причину этого явления. Как-то раз он
упомянул об этом при матери, которая в прошлом была виолончелисткой. Она
посмотрела свои старые программы и обнаружила, что сын знал наизусть именно
те произведения, которые она разучивала, будучи беременной.
Сознательное, положительное отношение к плоду во время беременности
также чрезвычайно важно. Беременная женщина, как никто другой, является
сосредоточением различных энергий, структурирующих материю. Она носит в
себе новое существо. Поступки, мысли и чувства женщины являются причиной
образования или притяжения вполне определенных типов энергии. Она может
либо отмахнуться от этого факта, либо приложить, по возможности, все силы,
чтобы направить свою психическую или физическую энергию по наиболее
правильному для ребенка руслу. К этому оказываются причастны, так или
иначе, все окружающие люди: как члены семьи, так и все общество в целом.
Будущая мать просто источает любовь, проявляя свой творческий потенциал.
Здесь нет также готового перечня рецептов. Мы просто пытаемся дать
почувствовать дух, атмосферу, которая может быть создана, и выдвигаем
несколько предложений, касающихся физического, эмоционального и ментального
уровней.
Рассмотрим идею сознательного отношения к питанию. Мы все знаем о
важности выбора здоровой, полезной пищи и сбалансированного меню. Однако
механический прием пищи ведет к потреблению лишь химических элементов,
которые поступает (всасываются) через желудок в пищеварительную систему. В
летнее время фрукты, овощи и злаки накапливают значительное количество
солнечной энергии, которая может быть утилизирована при тщательном и
медленном пережевывании. Об этом говорят все специалисты по диетическому
питанию. Если будущая мать испытывает в процессе еды радость, чувство
благодарности к природе за ее бесценные дары, то она передает тем самым
ребенку, культуру питания, традиции своего народа. Кроме того, она
воспитывает в нем соответствующее, в данном случае положительное отношение
к пище.
Психологи и психиатры выявили наличие существенного фактора -
качества эмоциональной связи, существующей между матерью и ребенком. Эмоции
и окружающее человека пространство характеризуются очень тесной
взаимосвязью. Несчастье, душевная боль вызывают ощущения сжатия сердца,
нехватки воздуха. Такие отрицательные эмоции как страх, ревность, злоба,
приводят к появлению чувства тяжести, плохого самочувствия, закрепощения.
Радость же заставляет наше сердце "петь". Очень полезно культивировать в
себе подобное состояние счастья и внутренней свободы, передавая его
ребенку, который зафиксирует в своих клетках ощущение радости. Музыка,
поэзия, пение, искусство, природа помогают достичь такого внутреннего
состояния и воспитывают в ребенке чувство прекрасного. Здесь важную роль
играет отец. Отношение к жене, ее беременности и ожидаемому ребенку -
важнейшие факторы, формирующие у ребенка ощущение счастья и силы, которое
передается ему через уверенную в себе и спокойную мать. Любовь, с которой
она вынашивает ребенка, мысли, связанные с его появлением, богатство
общения, которое мать делит с ним, оказывает влияние на развивающуюся
психику плода и его клеточную память, формируя основные качества личности,
сохраняющиеся на протяжении всей последующей жизни. Ребенок еще во
внутриутробном состоянии учится определять реакцию мамы на положительные и
отрицательные стрессовые факторы и зачастую перенимает ее поведение
позднее. Нейрологи утверждают, что если резкое учащение пульса (до 130-140
ударов в минуту) в какой-то конфликтной ситуации носит непродолжительный
характер, то есть женщина быстро справляется со своими эмоциями, то ребенок
после рождения, скорее всего, будет эмоционально устойчив.
Многие женщины отмечают, что во время беременности у них появляется
рефлекс защиты своего ребенка как существа, уже рожденного. Поэтому они
сознательно подавляют в себе все нежелательные эмоции. Эти будущие матери
разговаривали с ребенком, объясняли ему происходящее, успокаивали его в
необходимых случаях. В это время ребенок " записывал" на клеточном уровне
информацию о том, что в жизни есть взлеты и падения, которые нужно и можно
всегда преодолеть. Таким образом, закладывается основа сильного,
выносливого человека.
Мы все разделяем ответственность за то, что природа возлагает на
женщину и на родителей. Каждый из нас несет определенную долю
ответственности за приходящего в этот мир ребенка.
Характер связи между эмоцией матери и судьбой будущего ребенка столь
сложен, что даже простая типологизация эмоционального содержания ожидания
ребенка и, тем более, изучение внутренней структуры и динамики этого
феномена, требуют основательного и длительного изучения, которое
ориентировано на будущее и может быть начато уже сейчас.
Известно, что некоторые эмоции беременной, такие как уверенность,
независимость, успех, ответственность, укрепляют общую для матери и
внутриутробного ребенка приспособительную систему, другие - вина, тревога,
страх, подавленность , чувство беспомощности - угнетают развитие младенца
как впрямую (на относительно поздних сроках), так и косвенно (через
конденсацию опыта родов у младенца, выношенного и рожденного такой
матерью). Понятие "сгущение опыта" появилось в работах американского
психолога Станислава Грофа, который, работая с измененным сознанием
пациентов, обнаружил и описал травматические следы, оставленные в психике
человека родовым процессом. С точки зрения С.Грофа, эти следы образуют одну
из четырех "перинатальных матриц". В первой фазе, соответствующей началу
родового процесса, пациенты переживали всеобъемлющее чувство беспокойства и
ощущение опасности для жизни. Вторая фаза, совпадающая с первой клинической
стадией родов, - это время, когда " существование кажется лишенным смысла",
происходит концентрация на роли жертвы, на невозможности спасения и
безысходности. Третья перинатальная матрица, соотносящаяся со второй
стадией родов, воплощается в переживании борьбы, напряжения, возбуждения,
ярости, сопротивления. Четвертая матрица (третья клиническая стадия родов)
переживается как максимум боли, смерть и повторное рождение. Страдания и
агония доходят до переживания разрушения. Ребенок, получивший во время
рождения опыт избегания или сопротивления будет действовать в новых
ситациях аналогичным образом. Человек приходит в жизнь с опытом рождения, а
к рождению - с опытом внутриутробной жизни; похожиые ситуацияя оживляют,
сгущают этот опыт. Таким образом, девочка, прожившая эмоционально
неблагополучную внутриутробную жизнь, накопит во время рождения и в раннем
детстве опыт, который будет оказывать влияние на течение беременности и
родов, когда она сама станет матерью. Связь между эмоциональным
неблагополучием беременной и течением родового процесса подтверждается
клиницистами. Вопросы о возможности разорвать замкнутый круг не могут быть
безразличны специалистам в самых различных областях - педагогам, психолгам,
медикам. Единая концепция пренатального воспитания пока не создана именно в
силу растянутости предмета по разным сферам практики.
Женщины обладают хорошо развитым воображением. Они могут успешно
использовать это качество при формировании своего будущего ребенка. Если
воображение направлено на культивирование добродетелей, таких как любовь,
доброта, милосердие, то оно способно творить чудеса. При этом не следует
сосредоточиваться на половой принадлежности будущего ребенка.
Осознанное влияние на силы подсознания следует строго контролировать.
Необходимо проявлять большую осторожность, чтобы избежать навязывания каких-
то скрытых желаний. Дети не должны быть средством своеобразной компенсации
неудач родителей или достижения их амбициозных притязаний. Они - свободные
существа, обладающие правом на собственную жизнь. Главная задача
заключается в том, чтобы заложить в них основу высоких качеств общего
характера, которые дети смогут развить в последующем.
Несмотря на занятость, будущие матери и отцы должны находить время
(лучше в какой-то конкретный час) для "свидания" со своим будущим ребенком,
разговора с ним. Именно в этот момент они могут рассказать ему, с каким
нетерпением ожидают его появления на свет. Природа отблагодарит родителей
за их сознательные усилия.
Рассмотрев теоретические аспекты проблемы и, проанализировав
практический опыт работы в родильных домах и соответствующих отделениях
больниц города Тулы, мы пришли к выводу, что в настоящее время совершенно
недостаточно внимания уделяется вопросам психологического сопровождения
беременности, как в теоретических исследованиях, так и в практической
работе. Психологическое состояние женщины в период беременности кардинально
меняется, ей реально необходима помощь и поддержка не только близких людей,
но и специалистов – медиков и психологов. В связи с этим, в практической
части своей работы мы решили рассмотреть проблемы личностной и ситуативной
тревожности в период беременности и выделить основные стрессогенные факторы
данного периода.
Часть 2. Экспериментальная.
2. В этой части работы нам хотелось бы рассмотреть следующие проблемы:
o во-первых, действительно ли существуют факторы, вызывающие стресс во
время беременности;
o во-вторых, есть ли зависимость стрессогенных факторов от первичности
(повторности) родов и периода протекания беременности;
o в-третьих, как соотносится уровень личностной и ситуативной тревожности с
триместром беременности и присутствующими стрессогенными факторами в
данный период;
o в четвертых, каким образом можно максимально повысить комфортность
протекания беременности и родов у женщин;
В своем исследовании мы использовали следующие диагностические
методики:
1) Методика измерения личностной и ситуативной тревожности разработана
Ч.Д. Спилбергом и адаптирована Ю.Л. Ханиным, с целью определения уровня
тревожности (низкий, средний, высокий).
2) Структурированные интервью с целью составления перечня стрессогенных
факторов.(см. приложение №1).
3) В связи с тем, что в современной русскоязычной психологической
литературе мы не нашли методик по выявлению стрессогенных факторов у
беременных женщин, нами был разработан соответствующий опросник. Он
содержит анкетные данные женщины, перечисление вероятных стрессогенных
факторов (по итогам структурированных интервью с беременными женщинами) с
учетом выраженности его в определенный триместр беременности.
1.Выявление наличие стрессогенных факторов во время беременности у женщин.
1.1.Выявление стрессогенных факторов у первородящих женщин.
В ходе работы по выявлению стрессогенных факторов у первородящих
женщин мы обследовали 23 женщины в родильном отделении муниципальной
больницы №1. Им был предложен опросник, составленный нами в ходе
структурированного интервью с беременными женщинами.
В результате опроса мы выявили наличие следующих стрессогенных
факторов в различные триместры беременности.
В I триместре беременности (см. диаграмму 1.1.):
Изменение собственного самочувствия
65%
Непонимание со стороны мужа (родителей, родственников, друзей) 43%
Конфликты на работе (учебе)
34%
Изменение фигуры
22%
Повышенная утомляемость, усталость
17%
Диаграмма 1.1. Соотношение стрессогенных факторов в I триместре
беременности первородящих женщин.
Во II триместре беременности (см. диаграмму 1.2.):
Изменение фигуры 65% Госпитализация в больницу
43%
Тревога за малыша 43% Изменение самочувствия
39%
Конфликты на работе (учебе) 35% Страх перед родами
17%
Диаграмма 1.2. Соотношение стрессогенных факторов во II триместре
беременности у первородящих женщин.
В III триместре беременности (см. диаграмму 1.3.)
Тревога за малыша 91%
Страх перед родами 87%
Плохой сон 78%
Госпитализация в больницу 65%
Диаграмма 1.3. Соотношение стрессогенных факторов в III триместре
беременности у первородящих женщин.
На данных диаграммах мы продемонстрировали, что действие стрессогенных
факторов отражает динамику развития психологии беременных первородящих
женщин. А именно, в I триместре женщина не осознает еще своей беременности,
и мы видим, что у нее вызывает беспокойство, прежде всего изменение её
физиологического состояния(самочувствие - 65%, фигура – 22%, повышенная
усталость – 17%). Также стрессогенными факторами является реакция
социального окружения женщина на её беременность (мужа, родственников -
43%, коллег по работе – 34%). Во втором триместре действие отдельных
стрессогенных факторов ослабевает, женщине начинает осознавать своё
новое «Я», появляются такие стрессогенные факторы как, тревога за малыша
(17%) и страх перед родами (43%). В III триместре будущую маму больше
всего беспокоит будущий ребенок (91%) и итог беременности – роды (87%).
Также доставляет неудобство некоторые физиологические моменты, связанные с
данным сроком беременности (плохой сон – 78%) .
1.2. Выявление стрессогенных факторов у повторнородящих женщин.
В ходе работы по выявлению стрессогенных факторов у повторнородящих
женщин мы обследовали 9 женщин в родильном отделении муниципальной
больницы №1. Им был предложен опросник, составленный нами в ходе
структурированного интервью с беременными женщинами.
В результате опроса мы выявили наличие следующих стрессогенных
факторов в различные триместры беременности.
В I триместре беременности (см. диаграмму 1.4.)
Изменение самочувствия 89%
Повышенная утомляемость, усталость 67%
Тревога за малыша 56%
Болезни старших детей 22%
Диаграмма 1.4. Соотношение стрессогенных факторов в I триместре
беременности повторнородящих женщин.
II триместр беременности (см. диаграмму 1.5.)
Тревога за малыша
67%
Тревога за старших детей
67%
Изменение самочувствия 45%
Госпитализация в больницу 33%
Конфликты на работе (учебе) 22%
Диаграмма 1.5. Соотношение стрессогенных факторов во II триместре
беременности у повторнородящих женщин.
В III триместре беременности (см. диаграмму 1.3.)
Тревога за малыша 100%
Тревога за старших детей 89%
Плохой сон 78%
Госпитализация в больницу 44%
Болезнь родителей, мужа 11%
Диаграмма 1.3. Соотношение стрессогенных факторов в III триместре
беременности у повторнородящих женщин.
На данных диаграммах наглядно показано, что действие стрессогенных
факторов отражает динамику развития психологии беременной женщины,
изменения её физиологического состояния. А именно, в I триместре мы видим,
что у нее вызывает беспокойство, прежде всего изменения, происходящие у
неё в организме (самочувствие – 89%, повышенная усталость – 67%), также
тревога за будущего малыша (56%) и старших детей (22%). Во втором триместре
основными стрессогенными факторами являются тревога за будущего ребенка
(67%) и старших детей (67%). Изменение своего самочувствия уже беспокоит
меньше (45%).В III триместре тревога за детей возрастает – самый сильный
стрессогенный фактор в этот период (будущий ребенок – 100%, старшие дети –
89%). Кроме того, доставляет неудобство некоторые физиологические моменты,
связанные с данным сроком беременности (78%) .
1. Выявление сходства и различия тенденций восприятия стрессогенных
факторов
Для удобства восприятия информации, полученные данные мы внесли в
таблицу №2 «Тенденция восприятия стрессогенных факторов первородящими и
повторнородящими женщинами».
Таблица №2. Тенденция восприятия стрессогенных факторов первородящими и
повторнородящими женщинами.
|Тримест|Первородящие женщина |Повторнородящие |
|р | |женщины |
|бер-ти | | |
| | | |
| |Изменение собственного |Изменение самочувствия |
| |самочувствия 65% |89% |
|I | | |
|тримест|Непонимание со стороны мужа |Повышенная утомляемость, |
|р |(родителей, родственников, друзей)|усталость |
| |43% |67% |
| |Конфликты на работе (учебе) |Тревога за малыша |
| |34% |56% |
| |Изменение фигуры | |
| |22% |Болезни старших детей |
| | |22% |
| |Повышенная утомляемость, усталость| |
| |17% | |
| | | |
| | | |
| |Изменение фигуры |Тревога за малыша |
| |67% |67% |
|II |Госпитализация в больницу | |
|тримест|43% |Тревога за старших детей |
|р |Тревога за малыша |67% |
| |43% | |
| |Изменение самочувствия |Изменение самочувствия |
| |39% |45% |
| |Конфликты на работе (учебе) | |
| |35% Страх перед родами |Госпитализация в больницу|
| |17% |33% |
| | |Конфликты на работе |
| | |(учебе)22% |
| | | |
| |Тревога за малыша |Тревога за малыша |
| |91% |100% Тревога за |
|III |Страх перед родами |старших детей 89% |
|тримест|87% | |
|р |Плохой сон |Плохой сон |
| |78% |78% |
| |Госпитализация в больницу |Госпитализация в больницу|
| |65% |44% |
| | |Болезнь родителей, мужа |
| | |11% |
Из данной таблицы мы видим, что восприятие стрессогенных факторов у
первородящих и повторнородящих женщин сходно в том, что в I триместре у
них вызывает беспокойство изменение своего самочувствия, повышенная
утомляемость, во II – тревога за будущего малыша, изменение самочувствия,
госпитализация в больницу, конфликты на работе (учебе), в III – тревога за
будущего ребенка, плохой сон и госпитализация в больницу.
Однако существуют и различия. В частности в том, что у первородящих
отсутствуют такие стрессогенные факторы как: тревога за старших детей (это
естественно, т.к. таковых они не имеют) и болезнь родителей, мужа. А у
повторнородящих женщин отсутствуют такие стрессогенные факторы как: в I
триместре – непонимание мужа (родственников, родителей), изменение фигуры,
конфликты на работе (учебе), во II – изменение фигуры, страх перед родами,
в III – страх перед родами.
2. Выявление взаимосвязи между уровнями личностной и ситуативной
тревожности, триместром беременности и наличием стрессогенных факторов в
данный период.
3.
2.1. Исследование тревожности у беременных женщин.
Для определения уровня тревожности у первородящих женщин нами была
использована методика измерения личностной и ситуативной тревожности
разработана Ч.Д. Спилбергом и адаптирована Ю.Л. Ханиным, с целью
определения уровня тревожности (низкий, средний, высокий).
4.
2.1.1. Выявление уровня тревожности у первородящих женщин1.
В тестировании приняли участие 23 женщины, из них во втором триместре
беременности находились 8 человек, в третьем – 15 человек. Мы получили
следующие результаты, и отразили их в таблице №3 «Результаты исследования
тревожности у первородящих женщин»
Таблица №3. Результаты исследования тревожности у первородящих женщин.
|Триместр |Ситуативная тревожность |Личностная тревожность |
| |Низкий |Средний|Высокий|Низкий |Средний|Высокий|
|II |12% |63% |25% |25% |50% |25% |
|триместр | | | | | | |
|III |- |53% |47% |13% |60% |27% |
|триместр | | | | | | |
В отношении ситуативной тревожности во II триместре преобладает
средний уровень (63%). А в III триместре средний показатель снижается до
53% и, значительно повышается количество женщин с высоким уровнем
ситуативной тревожности (47%). В отношении личностной тревожности и во II и
в III триместре наибольший показатель по критерии средний уровень
тревожности(50%, 60%).
2.1.2. Выявление уровня тревожности у повторнородящих женщин1.
В тестировании приняли участие 9 женщины, из них во втором
триместре беременности находились 4 человека, в третьем – 5 человек. Мы
получили следующие результаты и показали их в таблице №4 «Результаты
исследования тревожности у повторнородящих женщин».
Таблица №4. Результаты исследования тревожности у повторнородящих женщин.
|триместр |Ситуативная тревожность |Личностная тревожность |
| |Низкий |Средний|Высокий|Низкий |Средний|Высокий|
|II |25% |50% |25% |25% |75% |- |
|триместр | | | | | | |
|III |- |80% |20% |20% |40% |40% |
|триместр | | | | | | |
В отношении ситуативной тревожности во II триместре преобладает
средний уровень - 50%, остальные уровни тревожности представлены 25%. В
III триместре средний показатель увеличивается до 80%, низкий уровень
тревожности отсутствует, а высокий уровень тревожности уменьшается до
20%. В отношении личностной тревожности: во II триместре беременности
преобладает средний уровень тревожности – 75%, высокий уровень тревожности
отсутствует. В III триместре значительно снижается средний уровень
тревожности до 40%, однако появляются с высокий уровень тревожности - 40%.
2.2. Сравнение уровня тревожности у первородящих и повторнородящих женщин.
Рассмотрим показатели уровня тревожности первородящих и
повторнородящих женщин. Для удобства работы мы их представили в таблица №5
«Сравнение уровня ситуативной тревожности у первородящих и
повторнородящих женщин» и в таблице №6 «Сравнение уровня личностной
тревожности у первородящих и повторнородящих женщин».
Таблица № 5. Сравнение уровня ситуативной тревожности у первородящих и
повторнородящих женщин.
|Уровень |Первородящие женщины |Повторнородящие женщины |
|тревожност| | |
|и | | |
| |II триместр |III триместр |II триместр |III триместр |
|Низкий |12% |- |25% |- |
|Средний |63% |53% |50% |80% |
|высокий |25% |47% |25% |20% |
Мы можем проследить некоторые закономерности. В частности, во II
триместре у первородящих и повторнородящих женщин преобладает средний
уровень тревожности (63%/50%). Эта тенденция сохраняется и в III триместре
(53%/80%).Однако у первородящих по сравнению с повторнородящими более
высокий процент женщин, обладающий высоким уровнем тревожности (47%/20%).
Таблица № 6. Сравнение уровня личностной тревожности у первородящих и
повторнородящих женщин.
|Уровень |Первородящие женщины |Повторнородящие женщины |
|тревожност| | |
|и | | |
| |II триместр |III триместр |II триместр |III триместр |
|Низкий |25% |13% |25% |20% |
|Средний |50% |60% |75% |40% |
|Высокий |25% |27% |- |40% |
В отношении личностной тревожности во II триместре и там и там
преобладает средний уровень (50%/60%), при этом необходимо заметить что у
повторнородящих женщин высокого уровня тревожности в этом триместре нет
вообще, а у первородящих он составляет – 25%. В III триместре картина
несколько меняется у первородящих женщин преобладает средний уровень
личностной тревожности – 75%, у повторнородящих в равной мере (по 40%)
средний и высокий уровень личностной тревожности.
3. Исследование зависимости уровня ситуативной и личностной тревожности от
преобладающих групп стрессогенных факторов.
Нам показалось интересным рассмотреть уровень тревожности в сравнении
с преобладающими стрессогенными факторами у первородящих и повторнородящих
женщин во II и III триместре беременности.
У первородящих во II триметре беременности преобладает средний
уровень ситуативной и личностной тревожности, а из наиболее сильных
стрессогенных факторов подавляющее число опрошенных выделяют изменение
фигуры (65%), тревога за будущего малыша (43%) и госпитализацию в больницу
(43%).
В III триместре средний показатель ситуативной тревожности снижается
до 53% и, значительно повышается высокий уровень (47%). Личностная
тревожность остается на среднем уровне. Из стрессогенных факторов
большинство женщин, участвующих в опросе, отмечают: тревогу за будущего
малыша (91%) и страх перед родами (87%).
У повторнородящих во II триместре преобладает средний уровень
ситуативной и личностной тревожности (50%/75%). Из стрессогенных факторов
для большего количества будущих мам являются наиболее сильными: тревога
за будущего малыша (67%), и тревога за старших детей (67%)
В III триместре средний показатель ситуативной тревожности
увеличивается до 80%, в отношении личностной тревожности отмечается
следующее - значительно снижается средний уровень тревожности до 40% и
появляется высокий уровень тревожности - 40%. Для наибольшего количества
беременных сильными стрессогенными факторами остаются такие же, как и во II
триметре, но их процентное отношение возрастает: тревога за будущего
малыша – 100%, за старших детей – 89%.
4. Выводы.
Подводя итоги нашего исследования, можно сделать следующие выводы:
. Во-первых, выделение и структурирование стрессогенных для женщины в
период беременности факторов возможно и необходимо для оказания им
своевременной психологической помощи и поддержки.
. Во-вторых, восприятие стрессогенных факторов у повторнородящих и
первородящих женщин имеет как схожие, так и различные тенденции. Различия
проявляются в основном, в принятия женщинами своей беременности.
Частично данный факт объясняется их различным социальным статусом: в
частности, женщины, уже имеющие детей, знают, что такое быть матерью, а
первородящие женщины пока еще нет. Это выражается в беспокойстве,
касающемся изменений психологического и физиологического состояний.
. Уровень ситуативной и личностной тревожности женщин зависит как от
триместра беременности, так и от количества стрессогенных факторов и
личного восприятия их беременными женщинами.
Данные выводы позволили нам сделать следующие рекомендации.
Для максимального повышения комфортного протекания беременности и
родов медицинскому персоналу следует проводить просветительную работу, в
которой следует рассказывать о развитие плода (по месяцам), изменениях,
происходящих в организме женщины, о проблемах, с которыми она может
столкнуться во время беременности и как с ними справляться. Кроме того,
необходимо постоянное психологическое сопровождение женщины во время
беременности.
Все, предлагаемые рекомендации мы структурировали по критерию
адресата.
4.1. Рекомендации для беременных женщин.
4.1.1. Общие.
I триместр
o По наблюдениям специалистов, желанные дети появляются на свет более
крепкими и активно развиваются, еще будучи у мамы в животике. Поэтому как
можно раньше определитесь в своем отношении к беременности.
o Если у Вас присутствуют вредные привычки (никотин, алкоголь, наркотики и
др) стоит от них отказаться.
o Максимально оздоровите свой организм. Пролечите все свои хронические
заболевания, сведите их в стадию ремиссии. Если есть какая-либо острая
патология, то приложите максимум усилий к её устранению.
o Как можно скорее встаньте на учет в женскую консультацию.
o Остерегайтесь бесконтрольного приема лекарств
o Будьте особенно внимательны к себе. В это время любые психологические и
физические перегрузки, недосыпание могут привести к нежелательным
последствиям. Постарайтесь в этот период не перенапрягаться. Особенно
полезен сон, во время которого кровоток через матку повышается в 5 раз.
Если есть возможность, то ложитесь спать рано, отдыхайте днем. Если не
хочется спать, можно просто полежать, расслабиться, отдохнуть.
Постарайтесь больше отдыхать. Стремитесь помочь себе — регулярно слушайте
приятную музыку, пойте, читайте детские книги. Общайтесь с малышом. Чаще
бывайте на свежем воздухе. Режим должен быть по возможности спокойным,
комфортным.
o Оказывают благотворное влияние на общее самочувствие водные процедуры,
например, комфортный душ. Если разрешает доктор, можно принимать теплую
(не выше 370С) ванну с настоем из трав или с добавленными эфирными
маслами. Чаи из мяты, мелиссы, лаванды, шиповника, боярышника или спорыша
способны уменьшать возбудимость и раздражительность. В определенных
случаях помогает аромотерапия, однако, при этом важно грамотно подобрать
эфирные масла.
o Не очень желательны активные физические нагрузки, в том числе бассейн.
o Особенно опасны инфекционные заболевания матери. Поэтому важно в этот
период уделять внимание профилактике этих заболеваний (ОРЗ, гриппа,
ангины, краснухи).
II триместр
o В это время Вам полезно вести активный образ жизни. Пойдут на пользу бег,
плавание, дыхательные упражнения, суставная гимнастика, прогулки на
свежем воздухе.
o Рекомендуется выполнять специальный комплекс активных физических
упражнений, составленный для беременных: упражнения-растяжки, суставная
гимнастика, упражнение на расслабление, дыхательные упражнения,
упражнения в бассейне.
o Подберите свой гардероб. Одежда должна быть свободной, легкой, удобной,
нигде не давить, особенно в области талии. Старайтесь носить
хлопчатобумажное белье.
o Причиной плохого сна может быть чрезмерная резвость малыша, когда он
сильно бьет ножками. В этом случае надо поговорить с малышом, рассказать,
как Вы его любите, успокоить добрыми словами, почитать ему книгу, спеть
песенку. Попросите пообщаться с малышом папу. Дети очень отзывчивы на
прикосновения папиных рук, им нравится слушать папин голос. Следует
выполнять упражнения на расслабление, послушать приятную для Вас музыку,
порисовать. Могут помочь водные процедуры — комфортный душ, расслабляющая
ванна из трав (если разрешает врач). Стоит избегать суеты и споров,
особенно перед сном. Лучше прогуляться, подышать свежим воздухом.
Заняться вязанием, шитьем.
o Попробуйте подобрать удобное положение для сна. Используйте маленькие
подушечки, чтобы занять удобное положение.
o Очень важно устранить отрицательные эмоции.
III триместр
o Для уменьшения неприятных ощущений используйте правильную осанку. Чтобы
уменьшить дискомфорт, стараться не прогибать спину, держать ноги немного
согнутыми, ягодицы опущенными вниз.
o Обязательно следите за питанием. Кушайте понемногу и почаще, следите за
сочетанием продуктов, чтобы предотвратить брожение, скопление газов и
дать пище легко перевариться.
o Если врач не возражает, можно посещать бассейн, проводить водные
процедуры дома. Больше бывайте на свежем воздухе.
o Обязательно надо научитесь отдыхать и расслабляться. Выполнять суставную
гимнастику, правильно дышать.
o Заранее стоит определиться с местом родов. Подготовить «приданное»
малышу и себе в роддом. Составить список обязанностей, которые будут
выполнять ваши домашние, когда Вы будете находиться в роддоме.
4.1.2. Для первородящих женщин.
I триместр
o Выполнять общие рекомендации для беременных.
o Стараться ограничивать физические и эмоциональные нагрузки.
Отрицательные эмоции не «пропускать» через себя.
o При непонимании мужа и родных постараться объяснить то, что ваше
положение изменилось и теперь стоит некоторые моменты пересмотреть в
отношениях друг с другом.
II триместр
o Также воспользоваться общими рекомендациями для беременных.
o Есть смысл посетить специальные занятия для беременных, на которых
специалисты расскажут о том, как должна протекать беременность, какие
изменения происходят в это время в организме женщины, как развивается
плод. Также научат специальным упражнениям для беременных, дыханию. Еще
вы получите информацию о физиологии и психологии родах, вас научат как
себя вести в процессе родов. Это также возможность отключиться от
насущных проблем и просто в хорошей компании таких же будущих мам
пообщаться, расслабиться.
III триместр
o Стоит определиться с местом родов. Подойти к этому моменту ответственно и
серьезно. По возможности, познакомиться со своим лечащим врачом заранее.
o Не забыть оставить список указаний, что должны приготовить муж и
родственники к вашей выписке из роддома. При этом также все тщательно
продумать и записать, чтобы этот вопрос после рождения ребенка уже не
занимал вас.
o Стараться не примерять все негативные рассказы подруг или соседок по
палате в роддоме на себя.
o Попытаться создать уверенность, что все пройдет хорошо и вскоре у Вас
появится здоровый, крепкий малыш.
o Поговорить с близкими (особенно женщинами: мама, свекровь, бабушка),
чтобы они помогли в первое время после родов.
4.1.3. Для повторнородящих женщин.
I триместр
o Следовать общим рекомендациям беременным.
o Вспомнить все лучшие моменты своей предыдущей беременности и попытаться
их применить в этой.
o Создать у себя уверенность, что все пройдет благополучно.
II триместр
o Начать готовить старших детей к тому, что в семье вскоре появиться
пополнение.
o Стоит также посетить курсы по подготовке беременных, особенно если в
первой беременности таких курсов Вы не проходили.
o Поговорить с мужем и родными, чтобы обрести уверенность в том, что,
если придется лечь в больницу, дом и дети будут под присмотром
III триместр
o Продолжать готовить старших детей к скорому появлению брата и сестры.
Дать послушать как толкается ребенок в животе, попробовать поговорить с
ним. Дать понять старшему ребенку, что с рождением младшего, он не
станет менее любим.
o Также старательно отнестись с выбору роддома.
o Не забыть оставить список указаний, что должны приготовить муж и
родственники к вашей выписке из роддома. При этом также все тщательно
продумать и записать, чтобы этот вопрос после рождения ребенка уже не
занимал вас.
Для медперсонала в женских консультациях и роддоме.
Относитесь к беременным женщинам с пониманием, любовью.
Постарайтесь не вызывать отрицательные эмоции у будущих мам.
Объясняйте, зачем Вы проводите то или иное обследование, назначаете те или
иные лекарства.
В разговорах с женщинами поменьше употребляйте медицинские термины, а если
все-таки в этом есть необходимость, то объясняйте, что эти термины
обозначают.
В роддоме особенно важно, чтобы лечащий врач и женщина нашли общий язык.
Особенно это касается детских докторов. Поэтому, каждый день сообщайте
мамам о состоянии их малышей, особенно если это состояние ухудшилось.
Ничего не пугает женщину больше, чем неизвестность.
Будьте внимательны, вежливы и доброжелательны по отношению к беременным и
родившим женщинам.
Для родственников.
Будьте снисходительны к так называемым «запросам» беременных.
Подумайте о том, что будущая мама испытывает огромную перестройку всего
организма, и ей намного тяжелее привыкнуть к этим изменениям, чем вам.
Старайтесь разгрузить беременную в домашних делах, чтобы она могла побольше
отдыхать (особенно в I триместр).
Помогайте, по возможности, по максимуму ей и во всем (особенно после
рождения ребенка).
Заключение.
Социальная ситуация комфорта протекания беременности очень важна для
нормального физического и психического развития ребенка. Показателем
существования такой социальной ситуации служит положительный эмоциональный
фон. А действующие стрессогенные факторы ослабляют этот фон. В результате
уже в утробе у малыша возникает негативное отношение к реальному миру.
Целью данной работы явилось выделение и шкалирование стрессогенных
факторов для первородящих и повторнородящих женщин в период беременности. И
определение их влияния на уровень ситуативной и личностной тревожности.
Данная цель требовала решения следующих задач:
Выявить факторы, вызывающие стресс в период беременности.
Провести шкалирование стрессогенных факторов в зависимости от первичности
(повторности) родов и периода протекания беременности.
Выявить взаимосвязь между уровнями личностной и ситуативной тревожности,
триместром беременности и наличием стрессогенных факторов в данный период.
Разработать рекомендации беременным женщинам для максимально комфортного
протекания беременности и родов.
Анализ результатов исследований показал, что выделение и структурирование
стрессогенных для женщины в период беременности факторов возможно и
необходимо для оказания им своевременной психологической помощи и
поддержки, восприятие стрессогенных факторов у повторнородящих и
первородящих женщин имеет как схожие, так и различные тенденции. Уровень
ситуативной и личностной тревожности женщин зависит как от триместра
беременности, так и от количества стрессогенных факторов и личного
восприятия их беременными женщинами.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что для достижения
максимально комфортного (в психологическом плане) протекания беременности,
необходимо выделение и снижение (исключение) влияния наиболее стрессогенных
факторов на женщину в период беременности, получила подтверждение.
Литература.
Боровикова Н.В. «Адаптация к новому образу «Я» у беременных женщин» Вестник
Балтийской академии 1998г. Выпуск 15, стр. 81-86.
А. И. Брусиловский "Жизнь до рождения". Москва 1991г.
А.Бертран «Воспитание до рождения» С-п 1998.
И. В. Брутман, А. Я. Варга, М. С. Радионова, О. В. Юсупова "Девиантное
материнское поведение" Московский психотерапевтический журнал. №4 1996г.
Д. Варга "Дела семейные". Москва 1986г.
Д. В. Винникотт "Маленькие дети и их матери". Москва 1998г.
Д. В. Винникотт "Разговор с родителями" Москва 1995г.
К. Гриском "Рождение в море". Москва 1993г.
С. Гроф "За пределами мозга". Издательство Трансперсонального Института
1993г.
С. Гроф "Области человеческого бессознательного". Издательство
Трансперсонального Института 1994г.
Г. Дик-Рид "Роды без страха" Москва 1996г
М. Мид "Культура и мир детства" Москва 1988г.
Н. П. Коваленко Автореферат "Психологические особенности коррекции
эмоционального состояния женщины в период беременности и родов". Санкт-
Петербург 1998г.
Б. П. Никитин "Детство без болезней" Санкт-Петербург1996г.
Б. П. Никитин, Л. А. Никитина "Резервы здоровья наших детей" Москва 1990г.
Психологические тесты/Под. ред. А.А.Карелина: В 2 т. – М.: Гуманит. Изд.
центр ВЛАДОС, 2002.
Л. Перну "Я жду ребенка" Москва 1998г.
Р. Равич "Мы ждем тебя, малыш!" Москва 1991г.
М. С. Радионова Автореферат "Динамика переживания женщиной кризиса отказа
от ребенка". Институт психологии РАО.
И. Л. Сталькова "Материнство" Москва 1987г.
Сборник статей конференции «Перинатальная психология в родовспоможении»
сб.: АМСУ; 20-22 марта 1997.
Б. Текавчич "Что должна женщина знать о себе". Наука 1990г.
С. Фанти "Микропсихоанализ". Москва1995г.
Г. Г. Филиппова "Отношение беременной к шевелению ребенка: прогностические
возможности". Материалы конференции по психотерапии 1998г.
Ю. И. Шмурак «Перинатальная общность» журнал "Человек" №6 1993г.
М. Оден "Возрожденные роды" Москва 1994г.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.
1.Фамилия, имя, отчество_____________________________________________
2. Возраст____________________________________________________________
3. Дата заполнения____________________________________________________
4. Образование________________________________________________________
5. Кем работаете______________________________________________________
6. Зарегистрирован ли брак, какой брак по счету__________________________
7. Есть ли дети от предыдущих браков___________________________________
8. Какая беременность по счету _________________________________________
9.Были ли осложнения во время беременности____________________________
10.Срок беременности_________________________________________________
11. Какие из перечисленных факторов явились для Вас стрессом во время вашей
беременности и в каком триместре? (I триместр – 0-12 нед, II триместр – 12-
24 нед, III триместр – 24-40 нед)
| | |Срок |
|Стрессовый фактор |Наличие или |беременности |
| |отсутствие |(триместр) |
|Плохой сон при беременности | | |
|Недостаток внимания со стороны | | |
|мужа (родителей, родственников,| | |
|друзей) | | |
|Тревога за будущего малыша | | |
|Конфликты с начальством, | | |
|коллегами на работе (учебе) | | |
|Госпитализация в больницу | | |
|Материально-бытовые проблемы | | |
|Непонимание со стороны мужа | | |
|(родителей, родственников, | | |
|друзей) | | |
|Изменение своего самочувствия | | |
|Перегрузки на работе (учебе) | | |
|Изменение фигуры | | |
|Проблемы в школе, д/саду у | | |
|старших детей | | |
|Страх перед родами | | |
|Непонимание начальства (коллег)| | |
|Посещение женской консультации| | |
|Тревога за детей, оставшихся | | |
|дома | | |
|Задержка в карьерной лестнице | | |
|из-за беременности | | |
|Повышенная усталость, | | |
|утомляемость | | |
|Конфликты дома с мужем | | |
|(родственниками, друзьями) | | |
|Болезнь (смерть) мужа, | | |
|родственников, друзей | | |
|Болезни старших детей | | |
| | | |
| | | |
ПРИЛОЖЕНИЕ №2.
ШКАЛА ОЦЕНКИ УРОВНЯ РЕАКТИВНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ (Ч.Д. Спилберг,
Ю.Л. Ханин)
Данный тест является надежным информативным способом самооценки уровня
тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и
личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан
Ч.Д. Спилбергом (США) и адаптирован Ю.Л. Ханиным.
Шкала оценки состоит из 2-х частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ,
высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожности.
Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:
РТ=[pic]- [pic]+ 35,
Где [pic] — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3, 4, 6, 7,
9, 12, 13, 14, 17, 18;
[pic] — сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1,2,5, 8, 10,11,15,
16, 19,20).
ЛТ=[pic]- [pic]+ 35,
где [pic] — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24,
25, 28, 29, 31, 32, 34, 37,38,40;
[pic] — сумма остальных цифр по пунктам — 21,26,27,30,33, 36,39.
При интерпретации результат можно оценивать так: до 30 — низкая
тревожность; 31 -45 — умеренная тревожность; 46 и более — высокая
тревожность.
Бланк для определения ситуативной тревожности:
|№пп |Суждение |Нет, это|Пожалуй,|Верно |Совершен|
| | |не так |так | |но верно|
|1 |Я спокоен |1 |2 |3 |4 |
|2 |Мне ничто не угрожает |1 |2 |3 |4 |
|3 |Я нахожусь в напряжении |1 |2 |3 |4 |
|4 |Я внутренне скован |1 |2 |3 |4 |
|5 |Я чувствую себя свободно |1 |2 |3 |4 |
|6 |Я расстроен |1 |2 |3 |4 |
|7 |Меня волнуют возможные |1 |2 |3 |4 |
| |неудачи | | | | |
|8 |Я ощущаю душевный покой |1 |2 |3 |4 |
|9 |Я встревожен |1 |2 |3 |4 |
|10 |Я испытываю чувство |1 |2 |3 |4 |
| |внутреннего удовлетворения | | | | |
|11 |Я уверен в себе |1 |2 |3 |4 |
|12 |Я нервничаю |1 |2 |3 |4 |
|13 |Я не нахожу себе места |1 |2 |3 |4 |
|14 |Я взвинчен |1 |2 |3 |4 |
|15 |Я не чувствую скованности, |1 |2 |3 |4 |
| |напряжения | | | | |
|16 |Я доволен |1 |2 |3 |4 |
|17 |Я озабочен |1 |2 |3 |4 |
|18 |Я слишком возбужден и мне не |1 |2 |3 |4 |
| |по себе | | | | |
|19 |Мне радостно |1 |2 |3 |4 |
|20 |Мне приятно |1 |2 |3 |4 |
Бланк для определения личностной тревожности:
|№пп |Суждение |Никогда|Почти |Часто |Почти |
| | | |никогда| |всегда |
|21 |У меня бывает приподнятое |1 |2 |3 |4 |
| |настроение | | | | |
|22 |Я бываю раздражительным |1 |2 |3 |4 |
|23 |Я легко расстраиваюсь |1 |2 |3 |4 |
|24 |Я хотел бы быть таким же |1 |2 |3 |4 |
| |удачливым, как и другие | | | | |
|25 |Я сильно переживаю неприятности и |1 |2 |3 |4 |
| |долго не могу о них забыть | | | | |
|26 |Я чувствую прилив сил и желание |1 |2 |3 |4 |
| |работать | | | | |
|27 |Я спокоен, хладнокровен и собран |1 |2 |3 |4 |
|28 |Меня тревожат возможные трудности |1 |2 |3 |4 |
|29 |Я слишком переживаю из-за пустяков|1 |2 |3 |4 |
|30 |Я бываю вполне счастлив |1 |2 |3 |4 |
|31 |Я все принимаю близко к сердцу |1 |2 |3 |4 |
|32 |Мне не хватает уверенности в себе |1 |2 |3 |4 |
|33 |Я чувствую себя беззащитным |1 |2 |3 |4 |
|34 |Я стараюсь избегать критических |1 |2 |3 |4 |
| |ситуаций и трудностей | | | | |
|35 |У меня бывает хандра |1 |2 |3 |4 |
|36 |Я бываю доволен |1 |2 |3 |4 |
|- 37|Всякие пустяки отвлекают и волнуют|1 |2 |3 |4 |
| |меня | | | | |
|38 |Бывает, что я чувствую себя |1 |2 |3 |4 |
| |неудачником | | | | |
|39 |Я уравновешенный человек |1 |2 |3 |4 |
|40 |Меня охватывает беспокойство, |1 |2 |3 |4 |
| |когда я думаю о своих делах и | | | | |
| |заботах | | | | |
1 Данные за I триместр отсутствуют, т.к. в родильном отделении находятся
женщины со сроком беременности от 20 недель, а это соответствует II
триместру беременности.
-----------------------
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
Страницы: 1, 2
|