Психологические отклонения у детей и подростков
необходимое для реализации поставленной перед ним цели, он порою
совершает первое попавшееся бессмысленное движение, которое дает разрядку
внутреннему напряжению. Иногда старшеклассник после неприятного разговора
с учителем может обидеть более слабого товарища, как бы вымещая на том
накопившуюся злобу. Если же сил для этого недостаточно, замещающая
деятельность может перевести активность в иной план, например в мир
фантазий.
Отрицание сводится к тому, что неприемлемая для личности информация
не воспринимается ею. Здесь имеется в виду такая информация, которая
угрожает самосохранению, престижу, самооценки личности. Для этого способа
защиты характерно заметное искажение восприятия действительности.
Зачастую он не позволяет человеку адекватно оценивать происходящее
вокруг, что, в свою очередь, вызывает затруднения в поведении. Легко
представить себе ситуацию, когда учитель оставляет школьника после урока,
и что-то говорит ему. Тот, кажется, слушает, кивает головой, но потом
вдруг в середине фразы перебивает: «Что Вы сказали, Мария Ивановна?»
Вытеснение – это один из универсальных способов избавления от
внутреннего конфликта путем выключения из сознания неприемлемой или
неприятной информации. Ущемленное самолюбие, задетая гордость, обида
могут привести к тому, что человек ложно объясняет свои поступки, чтобы
скрыть их истинные причины не только от других, но и от самого себя.
Примером вытеснения может служить эпизод из романа Л. Толстого «Война и
мир», где Николай Ростов красочно рассказывает о своей храбрости на поле
боя. На самом деле он повел себя как трус, однако, вытеснение было
настолько сильным, что молодой офицер уже сам поверил в свой подвиг.
Ложный мотив опасен тем, что может прикрывать личные эгоистические
устремления. Интересно, что быстрее всего вытесняется и забывается не то
плохое, что человеку сделали другие люди, а тот вред, который он причинил
себе или другим. Важно, что человек не просто делает вид, что забывает
нежелательную, травмирующую его информацию, она действительно полностью
вытесняется из его памяти. И когда ученик напоминает своему однокласснику
об обиде, которую тот нанес, товарищ может совершенно искренне этого не
помнить. Значит, произошло вытеснение неприятного эпизода из памяти.
Проекцией называют бессознательный перенос человеком на другое лицо
собственных чувств и желаний, приписывание другому того, что он думает и
переживает. Обычно проецируют такие чувства, в которых человек не хочет
себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость. Например, бросивший
курить может стать самым строгим надзирателем над курильщиками, или
человек, проявивший по отношению к кому-то агрессию, стремится очернить,
принизить привлекательные качества пострадавшего.
Идентификация – это бессознательный перенос человеком на себя чувств
и качеств, присущих другим и недоступных, но желательных ему. Маленькие
дети с помощью этого механизма усваивают нормы социального поведения.
Молодой спортсмен бессознательно старается походить на заслуженного
мастера спорта и таким образом приобрести его расположение. В широком
смысле идентификация – это неосознаваемое следование образцам, идеалам,
позволяющее преодолеть собственные слабость и чувство неполноценности.
Рационализация – псевдоразумное объяснение человеком своих желаний,
поступков, на самом деле вызванных причинами, признание которых грозит ему
потерей самоуважения. Например, героине романа Л. Толстого «Война и мир»
Наташе Ростовой надо самой себе объяснить мотивы ее измены князю Андрею.
«Вернувшись домой, Наташа не спала всю ночь; ее мучил неразрешимый
вопрос, кого она любила: Анатолия или князя Андрея?» Наташа пытается найти
разумное объяснение своему поступку и, в конце концов, говорит: «Мне
кажется, что я сто лет люблю его (Анатолия). Да и не любила никого так,
как его».
Условно выделяют два типа рационализации. Первый тип может быть
назван по аналогии с известной басней «Кислый виноград». Здесь
рационализация связана с попыткой снизить ценность недоступного. Не имея
возможности достичь желаемого, человек защищает себя, понижая значимость
травмирующего фактора: убеждает себя, что «не очень-то и хотелось». Второй
тип противоположен первому. Человек как бы удовлетворяется малым и
преувеличивает его ценность. Подобные реакции называют «Сладкий лимон».
Вспомните, как Том Сойер смог убедить друзей в привлекательности скучного
занятия – покраски забора!
Изоляция, или отчуждение, - это обособление внутри сознания
травмирующих человека факторов. Неприятные эмоции блокируются сознанием,
так что связь между каким-то событием и его эмоциональной окраской в нем
не отражается. Этот вид защиты напоминает отчуждение, при котором человек
утрачивает эмоциональную связь с другими людьми, ранее значимыми
событиями или собственными переживаниями, хотя их реальность и осознается.
С подобным видом защиты связаны явления деперсонализации и расщепления
личности.
В конце прошлого и начале нашего века психологами было описано более
двух десятков подобных случаев раздвоения личности: один мальчик жил даже
шестью различными личностями. Очень часто двойник воплощает то, что
неприемлемо для первого «Я», к чему оно относится со страхом или
отвращением. Эти разные «Я» могут и не подозревать о существовании друг
друга.
В целом важно знать, что психологическая защита способствует
сохранению внутреннего комфорта человека даже при нарушении им социальных
норм и запретов.
ПСИХОПАТИИ И АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА.
Психопатия – это аномалия характера, от которой страдает либо сам
человек, либо общество. Эти врожденные или приобретенные в раннем возрасте
аномалии характера приводят к дисгармоническому формированию личности и
нарушают социальную адаптацию человека.
Психопатия определяет психический облик человека, накладывает
отпечаток на весь душевный склад, в течение всей жизни не подвергается
существенным изменениям и мешает самому человеку приспосабливаться к
окружающему.
Диагноз психопатии устанавливают на основании трех основных
признаков, предложенных выдающимся русским психиатром П.Б.Ганнушкиным.
1. Тотальность патологических черт характера, которые проявляются всегда и
везде, в любых условиях, и при стрессах, и при их отсутствии.
2. Стабильность патологических черт характера – они впервые проявляются в
детском или подростковом возрасте, реже у взрослых, и затем сохраняются на
протяжении всей жизни человека.
3. Нарушения адаптации (приспособления) именно вследствие патологических
черт характера, а не из-за неблагоприятного внешнего воздействия.
Психопатия формируется при сочетании врожденной или приобретенной в
раннем детском возрасте неполноценности нервной системы с неблагоприятным
воздействием окружающей среды. Но психопатия – это не только неправильное
воспитание в детстве и педагогическая запущенность (хотя этот фактор имеет
чрезвычайно важное значение для утяжеления проявлений психопатии). Одного
лишь влияния таких внешних факторов для формирования психопатии
недостаточно. В основе психопатии лежит именно неполноценность нервной
системы.
То, что у человека имеются какие-либо отклонения от нормального
общепринятого в обществе поведения, еще не дает оснований говорить о
психопатии.
Психопатоподобные состояния.
Психопатоподобные состояния (то есть напоминающие психопатию по своим
проявлениям) возможны и при некоторых других заболеваниях, например при
психических нарушениях в результате перенесенной черепно-мозговой травмы,
инфекционных заболеваниях центральной нервной системы, алкоголизме,
наркоманиях и токсикоманиях, некоторых эндокринных нарушениях и др.
Основным их отличием от психопатий является то, что психические нарушения
при психопатии возникают уже с детского или подросткового возраста, а при
психопатоподобных состояниях поведение и развитие личности до
возникновения основного заболевания было нормальным, а Психопатоподобные
нарушения вторичны и появляются уже спустя какой-то промежуток времени
после развития основного заболевания.
В отличие от душевных заболеваний, психопатиям не свойственно
прогрессирующее развитие и возникновение дефекта личности.
От неврозов психопатии отличает то, что патологические черты
характера определяют весь психический облик человека и наблюдаются на
протяжении всей его жизни.
При не резко выраженных отклонениях характера, не достигающих уровня
патологии и в обычных условиях, не приводящих к нарушению адаптации,
говорят об акцентуации характера. Это не болезнь, а один из вариантов
нормы и подразумевает индивидуальные особенности характера человека. Но
при психотравмирующей ситуации декомпенсация может произойти и у
акцентуированной личности.
Причин возникновения психопатий множество.
Имеют не маловажное значение конституциональные, наследственные
факторы – у родителей, страдающих психопатией, чаще всего рождаются дети с
аналогичной патологией. Такие психопатии называются конституциональными,
генуидными или «ядерными». Это самый неблагоприятный вариант психопатий,
которые невозможно корректировать даже при правильном воспитании ребенка.
Алкоголизм или наркомания у родителей – тоже одна из частых причин
психопатии у детей.
Играют роль и вредности в период внутриутробного развития, особенно
если во время беременности женщина употребляла спиртные напитки, курила,
принимала лекарства, которые оказывают неблагоприятное влияние на развитие
плода, или у нее были отравления какими-либо веществами, а также
психические травмы или инфекционные заболевания (особенно вирусные).
Недостатки питания беременной женщины, тяжелые токсикозы, угроза
прерывания беременности и отслойка плаценты и многие другие факторы
отрицательно влияют на плод.
Различные родовые травмы, асфиксия в родах, наложение акушерских
щипцов или вакуум - экстрактора, трудные длительные роды с угрозой для
жизни ребенка – все это играет роль в возникновении психопатий.
Неблагоприятными факторами также являются заболевания центральной
нервной системы или длительные истощающие болезни, перенесенные ребенком в
первые 2-3 года жизни, а также черепно-мозговые травмы, мозговые инфекции
(менингит, менингоэнцефалит, вирусные заболевания), тяжелые отравления,
перенесенные в первые 4 года жизни ребенка.
Большое значение в развитии психопатии у ребенка, имеющего
вышеотмеченные аномалии центральной нервной системы, имеет неблагоприятное
воздействие окружающей среды, в частности недостатки воспитания.
Если ребенок растет в семье, где его воспитанием и коррекцией его
неправильного поведения никто не занимается, например, когда
злоупотребляют алкоголем оба родителя, или когда отец алкоголик, а мать
озабочена только проблемами пьянства мужа и тем, как обеспечить детей
самым необходимым, или ребенок растет в атмосфере скандалов даже непьющих
родителей, или воспитывается в неполной (когда нет одного из родителей)
или деформированной семье (когда есть отчим или мачеха), или родители
отдают его на воспитание бабушке с дедушкой, а те его обожают и во всем
потакают, - то все аномалии характера еще более усиливаются.
А если ребенок воспитывается в благоприятной обстановке и родители
его обучают нормам поведения в обществе, формируют положительную
нравственно – этическую позицию с детских лет, объясняя, что позволено
делать в коллективе, а что непозволительно, а если он провинился, то ему
спокойно и дружески объясняют неправильность его поступков, без
деспотизма, физических наказаний или иных травмирующих психику ребенка
воздействий, - то в целом есть возможность корригировать поведение ребенка
уже с детства, и в дальнейшем он вырастает не эгоцентричным, как при
многих видах психопатий, а приобретает способность считаться и с мнением
других людей, а не только с собственными прихотями.
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ
(ПОГРАНИЧНАЯ УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ).
Эти нарушения проявляются в недостаточности интеллекта и психически в
целом вследствие нарушения развития. Это относительно легкие нарушения,
основой которых является задержка темпа психического развития. Они
занимают промежуточное место между нормально развитым интеллектом и
олигофренией.
Задержка темпа психического развития может быть временным явлением.
Существуют и врожденные легкие формы интеллектуальной недостаточности,
таких детей и взрослых еще называют конституционально-глупыми.
Причинами задержки психического развития могут быть тяжелые
инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, отравления,
наследственная предрасположенность, а также неблагоприятное воздействие
окружающей среды. Задержки развития могут быть обусловлены психогенными
ситуациями, когда ребенок разлучен с родителями, недостаточностью
полноценных эмоциональных контактов (например, у детей, выросших в Домах
грудника и Домах ребенка, детских домах, у сирот, которым никто не уделяет
должного внимания), а также дефектами органов чувств (слепота, глухота,
глухонемота), - в таких ситуациях ребенок не получает разносторонней
информации для полноценного интеллектуального развития.
Развитие психических функций ребенка происходит в определенные
возрастные периоды. Если он не получает в это время необходимой
информации, то его развитие замедляется.
Для нормального развития ребенка имеют большое значение и условия
воспитания. Дети, выросшие в малокультурных семьях, где родители не
занимаются их воспитанием и развитием, часто отстают в интеллектуальном
отношении от своих сверстников. Играет роль и педагогическая запущенность.
Проявления задержки развития разнообразны. Помимо интеллектуальной
недостаточности и незрелости психики, наблюдаются нарушения поведения и
невротические симптомы.
При пограничной интеллектуальной недостаточности можно выделить
следующие варианты задержек психического развития:
1. Психический инфантилизм.
2. Врожденная субдебильность, «конституционально-глупые личности»,
«салонное слабоумие».
3. Задержки развития, обусловленные органическим повреждением мозга на
ранних этапах его развития.
4. Психогенно обусловленные задержки развития, вызванные дефицитом
информации в раннем детском возрасте.
5. Интеллектуальная недостаточность, обусловленная дефектом органов чувств.
Психический инфантелизм.
Инфантилизм (от латинского «infantilis» – детский) – состояние,
которое характеризуется задержкой психического и физического развития, при
котором у взрослого человека сохраняются черты характера, присущие
детскому и подростковому возрасту.
Французский ученый Е. Лесег, впервые предложивший термин
«инфантилизм», подчеркивал, что определяющие его расстройства относятся ко
всей конституции человека, и выделил три признака этого расстройства –
тщедушность, грацильность (щуплость) и миниатюрность тела с чертами
детской наивности и беспомощности у взрослых людей, остающихся «детьми на
всю жизнь».
Известный отечественный психиатр Г. К. Ушаков дал следующую
характеристику психофизического инфантилизма: детскость, ограниченность,
узость интересов, недостаточная самостоятельность в действиях и поступках.
Причинами инфантилизма м. б. заболевания эндокринной системы,
поражение головного мозга вследствие заболеваний внутренних органов.
Психический инфантилизм наблюдается и при многих видах психопатий.
Выделяют и психогенно обусловленные формы инфантилизма из-за
изнеживающего, неправильного воспитания, когда родители чрезмерно опекают
ребенка, заботливо защищая от всех невзгод, не позволяя ему самому
вырабатывать способы самозащиты, нормальные для его возраста. Это
проявляется в эгоцентризме, капризности, не выносливости к любым
неблагоприятным воздействиям, беспомощности и беззащитности. Такие дети и
подростки постоянно стремятся к сочувствию и признанию, но при этом
проявляют самовлюбленность, неоправданные амбиции и претензии. Хотя для их
возраста у них нормальный интеллект, такие подростки плохо приспособлены к
реальной жизни.
Психический инфантилизм чаще всего связывают с детским и юношеским
возрастом, но это понятие применимо и к взрослым.
Психика таких людей легко ранима, отсутствуют самостоятельность, они
часто ощущают беспомощность, если нет поддержки других людей, творческая,
целенаправленная деятельность отсутствует.
Инфантилизм проявляется и в мимике, и в движениях. Выражение лица
инфантильного человека по-детски наивное, доверчивое, приветливое,
движения быстрые, излишнее, порывистые. Может наблюдаться и
медлительность, неуклюжесть в движениях. В личностном плане часто
наблюдаются черты незрелости, нерешительность, робость, неуверенность и
тревожность.
Эти особенности выявляются с младших классов школы. Такие дети
предпочитают школьным занятиям игры, свойственные детям младшего возраста,
общаются с младшими детьми. В поведении сохраняется детская
бесцеремонность, капризность.
Инфантилизм м. б. гармоническим, когда происходит одновременная
задержка и психического, и физического развития (это называется
психофизическим инфантилизмом), и дисгармоническим, когда психическое и
физическое развитие формируется неравномерно.
При гармоническом варианте дети отстают от своих сверстников в росте
и массе тела и сохраняют пропорции тела, а также особенности мимики,
жестикуляции и движений, свойственные более раннему возрасту.
Интеллект м. б. на уровне возрастных норм, но эмоциональная и
волевая сферы отличаются незрелостью. Мышление у таких детей конкретное, с
преобладанием наглядно–образного над логическим и абстрактным мышлением.
Преобладает стремление к получению удовольствия. Интересы нестойкие, такие
дети испытывают стремление к новым впечатлениям, ощущениям и переменам.
Они непоследовательны в своих поступках, недостаточно самостоятельны,
очень внушаемы.
При дисгармоническом инфантилизме физическое развитие соответствует
возрасту или даже наблюдается ускоренное физическое развитие
(акселерация), а психическое развитие отстает. В особенности это касается
эмоциональной и волевой сферы, хотя запас знаний может соответствовать
возрасту.
Такой вариант психического инфантилизма обычно выявляется в
подростковом возрасте. Высокие, физически развитые подростки сохраняют
детское выражение лица. Такие подростки неуравновешенны, не могут
управлять своим поведением, их поступки подчиняются моменту, воображение
преобладает над логикой. Они не способны усвоить морально-этические нормы
поведения в обществе, учитывать требования окружающих и действуют, исходя
из собственных желаний, потребностей и капризов. У них нет критической
самооценки своих поступков и действий, отсутствует способность правильно
оценивать ситуацию и гибко перестраиваться по ходу изменения
обстоятельств. Не формируется чувство долга и ответственности, снижена
способность к социально-позитивной деятельности.
Возможен вариант, который называют органическим инфантилизмом,
обусловленным поражением центральной нервной системы во внутриутробном
периоде или раннем возрасте. Наряду с вышеизложенными признаками, здесь
наблюдаются затруднения в освоении новых знаний, истощаемость в процессе
умственной работы и психического напряжения, вспыльчивость и взрывчатость.
Наблюдаются нарушения сна и аппетита, вегетативные расстройства –
повышенная потливость и зябкость, неустойчивость сосудистых реакций.
У взрослых психический инфантилизм характеризуется следующими
особенностями: наивностью и восторженностью, эгоизмом и эгоцентризмом,
неустойчивостью эмоций, внушаемостью, подчиняемостью, робостью,
застенчивостью, впечатлительностью, обидчивостью, беззаботностью,
отсутствием чувства долга, отвлекаемостью и неустойчивостью интересов.
Врожденная субдебильность.
Врожденная субдебильность – это пограничная умственная отсталость,
которая характеризуется малым запасом представлений и ограниченным запасом
знаний, примитивностью суждений, бедностью ассоциаций и отсутствием
интересов.
Сюда относятся так называемые малоодаренные дети, которые с трудом
усваивают школьную программу, особенно те предметы, которые требуют
логического мышления и абстрагирования. Такие дети чаще всего отличаются
усидчивостью и прилежанием, трудолюбием и усердием в тех предметах,
которые им легко даются. Они могут заниматься ручным трудом, умеют хорошо
шить и вышивать, могут заниматься физическим трудом. Они могут закончить
школу с удовлетворительными отметками, но поступить в институт им сложно,
если требуется сдать экзамены по предметам, к которым у них нет
способностей. Но такие люди повышено внушаемы, недостаточно критичны в
оценке людей и ситуации, мало способны к самоконтролю. В силу таких
особенностей своей психики они могут попасть под отрицательное влияние
асоциальных личностей, а их снижение интеллектуальных способности не
позволяют им осознать возможные последствия, что чревато противоправными
поступками.
К категории врожденной субдебильности относят и так называемых
конституционально глупых личностей. Этот вариант впервые описан Э.
Блейлером под названием ''die Unclaren''. Таким людям свойственна не
столько бедность ассоциаций, сколько неясность понятий.
П.Б. Ганнушкин говорил, что невозможно сказать, что здесь нормально,
а что уже не нормально. Но у многих из них хорошая память, они могут
хорошо учиться и даже закончить институт (известны даже случаи, когда они
становятся профессорами). Но чаще всего в ситуациях, когда им приходится
проявлять собственную инициативу и на практике применять полученные
знания, они оказываются совершенно несостоятельными.
Один из вариантов легкой степени интеллектуальной недостаточности
носит в психиатрии название салонного слабоумия (Salonblodsinn). Такие
люди умеют держать себя в обществе, с умным видом говорить о погоде или
других пустых, банальных вещах, не проявляя никакой оригинальности. Для
салонного слабоумия характерны однообразие плоских шуток, шаблонность
суждений, предвзятость, отсутствие способности к творчеству и пониманию
реальных окружающих явлений, склонность к напыщенной многоречивости,
высокопарным суждениям. Речь таких людей состоит из избитых, банальных
истин, шаблонных выражений, высказываемых с глубокомысленным видом.
По выражению П.Б. Ганнушкина, эти ''люди шаблона, банальности,
моды''. Но таких людей в нашей жизни немало.
Задержка развития в связи с ранним органическим повреждением мозга.
Легкая интеллектуальная недостаточность при этом варианте вызвана
нарушением функций в связи с остаточными явлениями заболеваний головного
мозга, которые называются органическими.
Эта форма задержки психического развития характеризуется
неравномерным недоразвитием интеллекта, причем в наибольшей степени
страдают предпосылки интеллекта – внимание, память и психическая
активность. Интеллектуальная недостаточность сочетается с быстрой
утомляемостью, истощаемостью, эмоциональной неустойчивостью,
расстройствами настроения, повышенной возбудимостью, двигательной
расторможенностью и усилением влечений.
Внимание у таких детей неустойчиво, легко рассеивается и с трудом
концентрируется. Дети с трудом сосредотачиваются на уроке, отвлекаются на
посторонние разговоры или игры. Учитель должен постоянно делать им
замечания, требуя внимания и выполнения заданий. Если родители не
занимаются с ними постоянно, то возникает педагогическая запущенность, они
отстают по всем предметам и остаются на второй год из-за неуспеваемости.
Психогенно обусловленные задержки развития.
Эти состояния более обратимы, чем другие задержки развития. Чаще
всего они являются временными задержками развития.
Сравнительно легкая временная форма задержки развития наблюдается,
когда ребенка отдают в круглосуточные ясли или в детский сад на всю
рабочую неделю. В таких случаях ребенок мало видит родителей. Его
воспитание либо никто не замечает, либо занимаются малообразованные няни,
на попечение которых более двух десятков детей, и они не успевают уделять
должного внимания нормальному психическому развитию своих подопечных,
ограничиваясь кормлением, укладыванием спать, прогулками и сменой одежды.
Дети мало видят взрослых, почти не слышат грамотной речи, их общение
ограниченно воспитателями и такими же, как и они сами, малоразвитыми
детьми. Они не умеют читать, считать и писать, что обычно умеют делать уже
3-4-летние дети, растущие в нормальных семейных условиях, которые каждый
день имеют возможность впитывать новую информацию.
Все это вызывает отставание в развитии от норм, положенных этому
возрасту.
По аналогичным закономерностям развивается задержка психического
развития у детей, отданных с младенческих лет в Дома грудника, Дома
ребенка, или позже в детские дома и интернаты. У воспитанников этих
заведений задерживается развитие речи и интеллекта, отмечается бедность
словарного запаса, недостаточный уровень знаний и ограниченность
представлений по сравнению с детьми того же возраста, воспитывающимися в
нормальной семье.
При внезапном разлучении с родителями у детей могут наблюдаться
шоковые реакции с повышением температуры тела, рвотой, поносом, изменением
поведения. Задержка развития возникает и при так называемом госпитализме,
когда ребенок длительное время находится без родителей в больницах и
специальных санаториях по поводу тяжелых хронических заболеваний
(например, туберкулеза или нарушений опорно-двигательного аппарата), в
интернатах для хронических больных. Такая интеллектуальная недостаточность
быстро преодолевается при возращении ребенка в нормальную обстановку. Но
если ребенок годами находится в таких учреждениях, то задержка развития
может стать более стойкой.
Задержки развития при сенсорной дипривапции.
При сенсорной депривации (слепота, глухота, глухонемота) тоже
наблюдаются задержки психического развития.
При глухоте задержка психического развития связана с непониманием
речи других людей и вследствие этого ограниченностью информации.
Интеллектуальная недостаточность сочетается с эмоционально-волевой
незрелостью, отсутствием самостоятельности, наивностью, внушаемостью,
склонностью к подражательности, необщительностью, невротическими
симптомами. Нарушения у детей становятся наиболее явными с начала обучения
в школе.
При слепоте, наряду с задержкой психического развития, обнаруживаются
и нарушения двигательной активности, связанной с дефектом зрения. У таких
детей и взрослых наблюдается замедленность движений, двигательная
заторможенность, повторение однообразных движений.
Мышление характеризуется обстоятельностью, склонностью к излишней
детализации, вязкостью. Все психические процессы тугоподвижны (инертны) и
легко истощаются.
Для слепых характерны невротические симптомы, патологическое
фантазирование, стремление к одиночеству, повышенная забота о своем
здоровье и идеи отношения (убежденность, что окружающие плохо к ним
относятся). Это называется депривационным синдромом слепых.
РАССТРОЙСТВА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ.
Расстройства психологического развития имеют общие черты: начало
обязательно в младенческом или детском возрасте, нарушение или задержка
развития функций, связанных с созреванием центральной нервной системы,
устойчивость проявлений. Причина этих расстройств неизвестна.
В большинстве случаев страдает речь, зрительно-пространственные
навыки и двигательная координация. Эти нарушения могут прогрессивно
уменьшаться по мере взросления ребенка, но некоторая недостаточность часто
сохраняется и в зрелом возрасте.
Расстройства развития речи.
Сюда относятся расстройства, при которых нормальный характер
приобретения языковых навыков страдает уже на ранних стадиях развития.
Расстройства развития речи часто сопровождается смежными проблемами,
такими, как трудности при чтении, правописании и произношении слов,
нарушения межличностных отношений, эмоциональные и поведенческие
нарушения.
Выделяются 3 категории расстройств:
1. Неспособность обучиться речи.
2. Вторичная, приобретенная в результате травмы или неврологического
заболевания неспособность обучиться речи.
3. Задержка в овладении речью (задержка развития речи).
Наиболее частый вид расстройств языковой сферы – расстройство
развития речи. Оно подразделяется на расстройство экспрессивной речи и
расстройство рецептивной речи.
Расстройство экспрессивной речи.
Это специфическое расстройство, связанное с развитием, при котором
способность ребенка использовать разговорный язык находится на значительно
более низком уровне, чем соответствующий его возрасту, но при котором
понимание речи других людей не выходит за пределы нормы. При этом возможны
расстройства артикуляции, но они наблюдаются не всегда.
Расстройство экспрессивной речи – расстройство речевого выражения –
начинает проявляться примерно в возрасте полутора лет, когда ребенок не
произносит отдельные слова и даже звуки. Он не говорит даже таких простых
слов, как «мама», «папа», «дай», «хочу», а для выражения своих желаний
использует жесты, показывая пальцем на желаемый предмет.
Фразовая речь появляется с большим запаздыванием, и тогда дефицит
словарного запаса становится еще более явным. Чаще всего у таких детей
нарушена артикуляция, они плохо произносят такие буквы, как «т», «р», «с»,
«з», «в» и другие. Трудные для ребенка звуки либо пропускаются, либо
заменяются другими.
Расстройство речевого выражения может сопровождаться: колебаниями
настроения, гиперактивностью, неустойчивостью внимания, непослушанием и
нарушениями поведения сосанием пальца, ночным недержанием мочи.
Это расстройство встречается у 3-10% детей школьного возраста, и у
мальчиков в 2-3 раза чаще, чем у девочек.
Из-за затруднений речевого выражения, общения и плохой успеваемости у
таких детей может развиться комплекс неполноценности и депрессия.
Некоторые из них стремятся избегать общения со сверстниками из опасения
насмешек.
Легкие расстройства речевого выражения в 50% случаев проходят
самостоятельно, и лишь в тяжелых или не леченых случаях эти затруднения
остаются и у взрослых.
Расстройство рецептивной речи.
Это специфическое расстройство, связанное с развитием, при котором
понимание ребенком языка находится на более низком уровне, чем следовало
бы ожидать в его возрасте. При этом страдают все стороны использования
языка и имеются нарушения артикуляции.
Это расстройство встречается у 3-10% детей школьного возраста, и у
мальчиков в 2-3 раза чаще, чем у девочек. Расстройство рецептивной речи
средней степени обычно обнаруживается в возрасте 4 лет. Легкие формы
расстройства могут выявляться до 7-9 лет, когда язык ребенка должен
усложняться, а при тяжелых формах расстройство обнаруживается уже к 2
годам. Дети с расстройством рецептивной речи с трудом и с большой
задержкой понимают чужую речь, но остальная интеллектуальная деятельность,
не связанная с речью, у них в пределах возрастных норм. В тех случаях,
когда затруднение способности понимать чужую речь сочетается с
неспособностью или затруднением собственного выражения, говорят о
расстройстве рецептивно – экспрессивной речи.
У детей с расстройством рецептивной речи наблюдаются следующие
нарушения: они не могут перерабатывать зрительные символы в словесные
(например, описать, что нарисовано на картинке), не могут распознавать
основные свойства предметов (например, отличить легковую машину от
грузовой, домашних животных от диких) и так далее.
Прогноз при расстройстве рецептивной речи в целом хуже, чем при
расстройстве речевого выражения, особенно в тяжелых случаях, но при
своевременно начатом правильном лечении эффект хороший. В легких случаях
прогноз благоприятный.
Расстройство речевой артикуляции.
Это расстройство, связанное с развитием, проявляется в том, что
употребление ребенком речевых звуков находится на более низком уровне, чем
это ожидается по его возрасту, но уровень языковых навыков ребенка
нормален. Это довольно частое явление у детей младшего возраста. Его
называют картавостью, шепелявостью, младенческой речью, лепетанием,
дислалией, ленивой речью, неаккуратной речью. В большинстве случаев
интеллект бывает не нарушен.
В тяжелых случаях расстройство артикуляции обнаруживается в возрасте
3 лет. В более легких случаях нарушение может быть не явным до 6 лет.
Артикуляция у таких детей значительно отличается от артикуляции их
ровесников. Особенно трудно даются детям такие звуки, как «в», «л», «р»,
«ч», «ш», «ф», «ц», «б», «т», все или некоторые из них, иногда может
нарушаться произношение только одного звука.
Искажение - наиболее легкий вариант нарушения артикуляции. При
искажении ребенок произносит примерно правильные звуки, но в целом
произнесение неправильное, чтобы облегчить произнесение трудных звуков,
между согласными ребенок может добавлять гласные, например «палыка» вместо
«палка», «вязал» вместо «взял». При замещении трудные звуки заменяются на
неправильные, например «лобота» вместо «работа», «холосый» вместо
«хороший».
Наиболее серьезным нарушением артикуляции являются пропуски трудных
звуков и слогов, например «боно» вместо «больно», «гаовка» вместо
«головка», «какотик» вместо «колокольчик». Пропуски чаще всего свойственны
детям младшего возраста.
Частота этого расстройства у детей до 8 лет составляет 10%, а у детей
старше 8 лет – 5%. В большинстве легких случаев у детей до 8 лет
происходит выздоровление без лечения. Но у детей старше 8 лет само по себе
это расстройство обычно не проходит, и требуется квалифицированное
лечение.
Хотя это нарушение артикуляции имеет отношение к логопедии, но
психиатрам нередко приходится встречаться с последствиями не леченного
Страницы: 1, 2, 3
|