Рефераты

Психология и ее предмет

Психология и ее предмет

Казанская государственная академия культуры и

искусств

Факультет: Экономика и управление социально-культурной

деятельности.

Контрольная работа по общей психологии

Тема: Психология и ее предмет

выполнила: Хафизова

А.И.

гр. № 015

проверил :

Казань 2002

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Структура психологической науки . . . . . . 2 - 6

2. Методы психологического исследования . . . 6 -11

3. категория сознания . . . . . . . 12 - 13

4. общее представление о деятельности . . . . . . . 13 - 18

5. категория личности . . . . . . . . 18 - 21

6. внимание . . . . . . . . 21 - 24

7. Ощущения . . . . . . . . 24 - 26

8. восприятие . . . . . . 26 - 27

9. память . . . . . . . . 28 - 31

10. мышление . . . . . . 31 - 34

11. воображение . . . . . . . 34 - 35

12. воля . . . . . . . . . 35 - 37

13. темперамент . . . . . . . . 37 - 39

14. характер . . . . . . . . 40 - 41

15. способности . . . . . . . . 41 - 43

литература . . . . . . . 44

психология как наука

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают

ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию

знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается,

решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система

жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она

представлена ему в виде собственных ощущений, образов,

представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения,

интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого.

Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у

самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI

вв. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась

изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т.е.

таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном

сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII—XIX вв.,

сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в

себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и

деятельность человека.

В XX столетии психологические исследования вышли за рамки тех

явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались.

В этой связи название «психология» отчасти утратило свой

первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только

к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым

человеком явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся

веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название.

С XIX в. психология становится самостоятельной и экспериментальной

областью научных знаний.

Что же является предметом изучения психологии? Прежде всего,

психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные

явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и

восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь,

человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными

процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми,

непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют

психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число

потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции,

склонности и способности, знания и сознание. Кроме того, психология

изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от

психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и

развития психических явлений от них.

Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных

процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с

целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных

потребностей, совершает определенные поступки. Для того чтобы

понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому

понятию, как личность.

В свою очередь психические процессы, состояния и свойства человека,

особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до

конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни

человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и

обществом (деятельность и общение). Общение и деятельность также

поэтому составляют предмет современных психологических

исследований.

Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и

деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в

действительности они тесно связаны друг с другом и составляют

единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.

Изучая психологию и поведение людей, ученые ищут их объяснение, с

одной стороны, в биологической природе человека, с другой — в его

индивидуальном опыте, с третьей — в законах, на основе которых

строится и по которым функционирует общество. В последнем случае

исследуется зависимость психики и поведения человека от места,

занимаемого им в обществе, от существующей социальной системы,

строя, методов обучения и воспитания, конкретных отношений,

складывающихся у данного человека с окружающими людьми, от той

социальной роли, которую он играет в обществе, от видов

деятельности, в которых непосредственно участвует.

Кроме индивидуальной психологии поведения в круг явлений, изучаемых

психологией, входят и отношения между людьми в различных

человеческих объединениях — больших и малых группах, коллективах.

Подводя итог сказанному, представим в виде схемы основные типы

явлений, которые изучает современная психология.

Они перечислены в левой части табл. 1. В правой ее части приведены

примеры конкретных понятий, характеризующих соответствующие

явления.

Таблица 1

|№ |Явления, изучаемые |Понятия, характеризующие эти явления |

|п/п |психологией | |

| |Процессы: индивидуальные,|Воображение, воспоминание, восприятие, забывание,|

| | | |

| |внутренние (психические) |запоминание, идеомоторика, ин-сайт, интроспекция,|

| | | |

| | |мотивация, мышление, научение, обобщение, |

| | |ощущение, |

| | |память, персонализация, повторение, |

| | |представление, |

| | |привыкание, принятие решений, рефлексия, речь, |

| | |самоактуализация, самовнушение, самонаблюдение, |

| | |самоконтроль, самоопределение, творчество, |

| | |узнавание, |

| | |умозаключение, усвоение. |

| |Состояния: |Адаптация, аффект, влечение, внимание, |

| |индивидуальные, |возбуждение, галлюцинация, гипноз, |

| |внутренние (психические) |деперсонализация, диспозиция, желание, интерес, |

| | |любовь, меланхолия, мотивация, намерение, |

| | |напряженность, настроение, образ, отчуждение, |

| | |переживание, понимание, потребность, |

| | |рассеянность, самоактуализация, самообладание, |

| | |склонность, страсть, стремление, стресс, стыл, |

| | |темперамент, тревожность, убежденность, уровень |

| | |притязаний, усталость, установка, утомление, |

| | |фрустракция, чувство, эйфория, эмоция. |

| |Свойства |Иллюзии, константность, воля, задатки, |

| |индивидуальные, |индивидуальность, комплекс неполноценности,|

| |внутренние (психические) |личность, одаренность, предрассудок, |

| | |работоспособность, решительность, |

| | |ригидность, совесть, упрямство, флегматичность, |

| | |характер, эгоцентризм. |

| |Процессы: |Действие, деятельность, жест, игра, имп-ринтинг, |

| |индивидуальные, |мимика, навык, подражание, поступок, реакция, |

| |внешние (поведенческие) |упражнение. |

| |Свойства: |Авторитетность, внушаемость, гениальность, |

| |индивидуальные, |настойчивость, обучаемость, одаренность, |

| |внешние (поведенческие) |организованность, темперамент, трудолюбие, |

| | |фанатизм, характер, честолюбие, эгоизм. |

| |Процессы: групповые, |Идентификация, коммуникация, конформность, |

| |внутренние |общение, межличностное восприятие, межличностные |

| | |отношения, формирование групповых |

| | |норм. |

| |Состояния: групповые, |Конфликт, сплоченность, групповая поляризация, |

| |внутренние |психологический климат |

| |Свойства: групповые, |Совместимость, стиль лидерства, соперничество, |

| |внешние |сотрудничество, эффективность деятельности |

| | |группы. |

| |Процессы: групповые, |Межгрупповые отношения |

| |внешние | |

| |Состояния: групповые, |Паника, открытость группы, закрытость |

| |внешние |группы. |

| |Свойства: групповые, |Организованность. |

| |внешние | |

ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ

В настоящее время психология представляет собой весьма

разветвленную систему наук. В ней выделяется много отраслей,

представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся

направления научных исследований. Имея в виду этот факт, а также то

обстоятельство, что в настоящее время система психологических наук

продолжает активно развиваться (каждые 4—5 лет появляется какое-

либо новое направление), правильнее было бы говорить не об одной

науке психологии, а о комплексе развивающихся психологических наук.

Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные,

общие и специальные. Фундаментальные, или базовые, отрасли

психологических наук имеют общее значение для понимания и

объяснения психологии и поведения людей независимо от того, кто они

и какой конкретной деятельностью занимаются. Эти области призваны

давать знания, одинаково необходимые всем, кого интересуют

психология и поведение людей. В силу такой универсальности эти

знания иногда объединяют термином «общая психология».

Прикладными называют отрасли науки, достижения которых используются

на практике. Общие отрасли ставят и решают проблемы, одинаково

важные для развития всех без исключения научных направлений, а

специальные — выделяют вопросы, представляющие особый интерес для

познания какой-либо одной или нескольких групп явлений.

Рассмотрим некоторые фундаментальные и прикладные, общие и

специальные отрасли психологии, связанные с образованием.

Общая психология исследует индивида, выделяя в нем познавательные

процессы и личность. Познавательные процессы охватывают ощущения,

восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С

помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию

о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний.

Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступки

человека. Это — эмоции, способности, диспозиции, установки,

мотивация, темперамент, характер и воля.

Специальные отрасли психологии, тесно связанные с теорией и

практикой обучения и воспитания детей, включают генетическую

психологию, психофизиологию, дифференциальную психологию,

возрастную психологию, социальную психологию, педагогическую

психологию, медицинскую психологию, патопсихологию, юридическую

психологию, психодиагностику и психотерапию.

Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и

поведения, их зависимость от генотипа. Дифференциальная психология

выявляет и описывает индивидуальные различия людей, их предпосылки

и процесс формирования. В возрастной психологии эти различия

представлены по возрастам. Эта отрасль психологии изучает также

изменения, происходящие при переходе из одного возраста в другой.

Генетическая, дифференциальная и возрастная психология вместе

взятые являются научной основой для понимания законов психического

развития ребенка.

Социальная психология изучает человеческие взаимоотношения,

явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг

с другом в разного рода группах, в частности в семье, школе, в

ученическом и педагогическом коллективах. Такие знания необходимы

для психологически правильной организации воспитания.

Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с

обучением и воспитанием. Особое внимание здесь обращается на

обоснование и разработку методов обучения и воспитания людей

разного возраста.

Три следующие отрасли психологии — медицинская и патопсихология, а

также психотерапия — имеют дело с отклонениями от нормы в психике и

поведении человека. Задача этих отраслей психологической науки —

объяснить причины возможных психических нарушений и обосновать

методы их предупреждения и лечения. Такие знания необходимы там,

где педагог имеет дело с так называемыми трудными, в том числе

педагогически запущенными, детьми или людьми, нуждающимися в

психологической помощи. Юридическая психология рассматривает

усвоение человеком правовых норм и правил поведения и также нужна

для воспитания. Психодиагностика ставит и решает проблемы

психологической оценки уровня развития детей и их дифференциации.

Изучение психологических наук начинается с общей психологии, так

как без достаточно глубокого знания основных понятий, вводимых в

курсе общей психологии, невозможно будет разобраться в том

материале, который содержится в специальных разделах курса. Однако

то, что предлагается в первой книге учебника, не есть общая

психология в чистом виде. Это, скорее, тематическая подборка

материалов из различных областей психологической науки, имеющих

значение для обучения и воспитания детей, хотя основу их, конечно,

составляют общепсихологические знания.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью

которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее

для построения научных теорий и выработки практических

рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов

исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро

и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и

использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в

методах других наук. Там где это удается сделать, обычно

наблюдается заметный прорыв вперед в познании мира.

Все сказанное относится и к психологии. Ее явления настолько сложны

и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на

протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно

зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со

временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук.

Это — методы философии и социологии, математики и физики,

информатики и кибернетики, физиологии и медицины, биологии и

истории, ряда других наук.

Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология

начиная со второй половины прошлого века выделилась в

самостоятельную науку и стала активно развиваться. До этого момента

психологические знания получали в основном путем самонаблюдения

(интроспекции), умозрительных рассуждений, наблюдения за поведением

других людей. Анализ и разумное обобщение подобного рода жизненных

фактов сыграли свою положительную роль в истории психологии. Они

послужили основой для построения первых научных теорий, объясняющих

сущность психологических феноменов и человеческого поведения.

Однако субъективизм этих методов, их недостаточная надежность и

сложность явились причиной того, что психология долгое время

оставалась философствующей, неэкспериментальной наукой, способной

предполагать, но не доказывать причинно-следственные связи,

существующие между психическими и другими явлениями. Вместе с тем

из-за чрезмерно выраженного теоретизирования она была фактически

оторвана от практики.

Намерение сделать ее настоящей, более или менее точной, практически

полезной наукой, не только описывающей, но и объясняющей явления

было связано с внедрением в нее лабораторного эксперимента и

измерения. Попытки количественной оценки психологических явлений

предпринимаются начиная со второй половины XIX в. Одной из первых

таких попыток было открытие и формулировка ляются научной основой

для понимания законов психического развития ребенка.

К ним относятся законы Бугера—Вебера, Вебера—Фехнера, Стивенса,

представляющие собой математические формулы, при помощи которых

определяется связь между физическими стимулами и ощущениями

человека, а также абсолютный и относительный пороги ощущений.

Сюда же следует отнести и начальный этап развития дифференциально-

психологических исследований (конец XIX в.), когда для выявления

общих психологических свойств и способностей, отличающих людей друг

от друга, стали использовать методы математической статистики.

Впоследствии, уже в XX в., тенденция использования математических

моделей и расчетов получила широкое распространение в самых разных

отраслях психологии. Без них сейчас не обходится ни одно серьезное

научное психологическое исследование.

С конца 80-х годов XIX в. в психологии стали создаваться и

применяться специальные технические приборы и устройства для

проведения лабораторных экспериментальных научных исследований.

Пионером в этом отношении явился немецкий ученый В.Вундт, который в

Лейпциге организовал работу первой психологической лаборатории.

Технические приборы и устройства позволяли исследователю ставить и

проводить контролируемый и управляемый научный эксперимент,

дозировать воздействия физических стимулов, на которые должен

реагировать человек, измерять его реакции. Сначала это были

довольно простые технические устройства, в основном механические. В

начале XX в. к ним присоединились электрические приборы, а в наше

время в психологических лабораторных исследованиях используются

многие виды современной аппаратуры, в том числе радио-, видео- и

электронной, включая ЭВМ.

Наряду с математизацией и технизацией исследований в психологии до

сих пор не утратили своего значения традиционные методы сбора

научной информации, в том числе такие, как наблюдение,

самонаблюдение и опрос. Причин сохранения их значения несколько.

Первая состоит в том, что явления, изучаемые в психологии, сложны и

уникальны, их не всегда можно изучить с помощью методов,

заимствованных из других наук. Для исследования таких тонких

явлений, которыми занимается психология, методы естественных и

точных наук во многих случаях не годятся. Наблюдение и

самонаблюдение позволяют уловить многое из того, что практически

недоступно приборам, неописуемо с помощью точных математических

формул. Самонаблюдение нередко применяется в тех случаях, когда

исследователь хочет непосредственно сам, а не со слов других лиц

или по показаниям бездушных приборов получить сведения об

ощущениях, эмоциональных переживаниях, образах, представлениях,

мыслях, сопровождающих тот или иной поведенческий акт.

Однако данные наблюдения, и особенно самонаблюдения, почти всегда

требуют проверки на достоверность и надежность. Там, где это

возможно, эти данные необходимо контролировать при помощи иных,

более объективных методов, в частности математических расчетов.

В табл. 2 представлены методы, которые используются в современной

психологии для сбора так называемых первичных данных т.е.

информации, подлежащей дальнейшему уточнению и обработке.

Таблица 2

Основные методы психологических исследований и их варианты,

применяемые для сбора первичных данных

|Основной метод |Вариант основного метода |

|Наблюдение |Внешнее (наблюдение со стороны) |

| |Внутреннее (самонаблюдение) |

| |Свободное |

| |Стандартизированное |

| |Включенное |

| |Стороннее |

|Опрос |Устный |

| |Письменный |

| |Свободный |

| |Стандартизированный |

|Тесты |Тест-опросник |

| |Тест-задание |

| |Проективный тест |

|Эксперимент |Естественный |

| |Лабораторный |

|Моделирование |Математическое |

| |Логическое |

| |Техническое |

| |Кибернетическое |

Наблюдение имеет несколько вариантов. Внешнее наблюдение — это

способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого

наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение, или

самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь

ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том

виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании.

Внутренне воспринимая соответствующее явление, психолог как бы

наблюдает за ним (например, за своими образами, чувствами, мыслями,

переживаниями) или пользуется аналогичными данными, сообщаемыми ему

другими людьми, которые сами ведут интроспектирование по его

заданию.

Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок,

программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или

объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в

зависимости от пожелания наблюдателя. Стандартизированное

наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане

того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно

продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что

происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем.

При включенном наблюдении (оно чаще всего используется в общей,

возрастной, педагогической и социальной психологии) исследователь

выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за

ходом которого он ведет наблюдение. Например, психолог может решать

в уме какую-либо задачу, одновременно наблюдая за собой. Другой

вариант включенного наблюдения: исследуя взаимоотношения людей,

экспериментатор может включиться сам в общение с наблюдаемыми

людьми, не прекращая в то же время наблюдать за складывающимися

между ними и этими людьми взаимоотношениями. Стороннее наблюдение в

отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя

в том процессе, который он изучает.

Каждый из названных видов наблюдения имеет свои особенности и

применяется там, где он может дать наиболее достоверные результаты.

Внешнее наблюдение, например, менее субъективно, чем

самонаблюдение, и обычно применяется там, где признаки, за которыми

необходимо наблюдать, легко могут быть выделены и оценены извне.

Внутреннее наблюдение незаменимо и часто выступает как единственно

доступный метод сбора психологических данных в тех случаях, когда

отсутствуют надежные внешние признаки интересующего исследователя

явления. Свободное наблюдение целесообразно проводить в тех

случаях, когда невозможно точно определить, что следует наблюдать,

когда признаки изучаемого явления и его вероятный ход заранее не

известны исследователю. Стандартизированное наблюдение, напротив,

лучше использовать тогда, когда у исследователя имеется точный и

достаточно полный перечень признаков, относимых к изучаемому

феномену.

Включенное наблюдение полезно в том случае, когда психолог может

дать правильную оценку явлению, лишь прочувствовав его на самом

себе. Однако если под влиянием личного участия исследователя его

восприятие и понимание события может быть искажено, то лучше

обращаться к стороннему наблюдению, применение которого позволяет

более объективно

судить о наблюдаемом.

Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек

отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов

опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.

Рассмотрим их.

Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести

наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на

вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный,

проникнуть в психологию человека, однако требует специальной

подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на

проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемые при устном

опросе, существенно зависят и от личности того человека, который

ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на

вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей.

Наиболее распространенная его форма — анкета. Но ее недостатком

является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции

отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить

их.

Свободный опрос — разновидность устного или письменного опроса, при

которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них

заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа

позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание

задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. В свою

очередь стандартизированный опрос, при котором вопросы и характер

возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены

достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в

материальных затратах, чем свободный опрос.

Тесты являются специализированными методами психодиагностического

обследования, применяя которые можно получить точную количественную

или качественную характеристику изучаемого явления. От других

методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую

процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие

их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и

сравнивать между собой психологию разных людей, давать

дифференцированные и сопоставимые оценки.

Варианты теста: тест-опросник и тест-задание. Тест-опросник основан

на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных

с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на

которые можно судить о психологических качествах испытуемых.

Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на

базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому

предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения

которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него

изучаемого качества.

Тест-опросник и тест-задание применимы к людям разного возраста,

принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень

образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт. Это —

их положительная сторона. А недостаток состоит в том, что при

использовании тестов испытуемый по желанию может сознательно

повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает,

как устроен тест и каким образом по его результатам будут оценивать

его психологию и поведение'. Кроме того, тест-опросник и тест-

задание неприменимы в тех случаях, когда изучению подлежат

психологические свойства и характеристики, в существовании которых

испытуемый не может быть полностью уверен, не осознает или

сознательно не хочет признавать их наличие у себя. Такими

характеристиками являются, например, многие отрицательные

личностные качества и мотивы поведения.

В этих случаях обычно применяется третий тип тестов — проективные.

В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому

неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек

склонен приписывать другим людям. Проективные тесты предназначены

для изучения психологических и поведенческих особенностей людей,

вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного рода, о

психологии испытуемого судят на основании того, как он

воспринимает.

Пользуясь проективным тестом, психолог с его помощью вводит

испытуемого в воображаемую, сюжетно неопределенную ситуацию,

подлежащую произвольной интерпретации. Такой ситуацией может стать,

например, поиск определенного смысла в картинке, где изображены

неизвестно какие люди, непонятно чем занятые. Нужно ответить на

вопросы, кто эти люди, чем они озабочены, а чем думают и что

произойдет дальше. На основании содержательной интерпретации

ответов судят о собственной психологии отвечающих.

Тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню

образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых, и в этом

состоит основное практическое ограничение их применимости. Кроме

того, такие тесты требуют большой специальной подготовки и высокой

профессиональной квалификации со стороны самого психолога.

Специфика эксперимента как метода психологического исследования

заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается

искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется,

проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство

эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все

остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях

исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять

происхождение явления и развитие. Однако организовать и провести

настоящий, отвечающий всем требованиям психологический эксперимент

на практике бывает нелегко, поэтому в научных исследованиях он

встречается реже, чем другие методы.

Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и

лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют

изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или

приближенных к действительности. Естественный эксперимент

организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где

экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих

событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по

себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой

искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше

всего изучить. Данные, получаемые в естественном эксперименте,

лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению индивида,

реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у

экспериментатора возможности строго контролировать влияние

всевозможных факторов на изучаемое свойство Результаты

лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в точности, но

зато уступают в степени естественности -соответствия жизни.

Моделирование как метод применяется в том случае, когда

исследование интересующего ученого явления путем простого

наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или

невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают

к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей

его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели

детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.

Модели могут быть техническими, логическими, математическими,

кибернетическими. Математическая модель представляет собой

выражение или формулу, включающую переменные и отношения между

ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении.

Техническое моделирование предполагает создание прибора или

устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит

изучению. Кибернетическое моделирование основано на использовании в

качестве элементов модели понятий из области информатики и

кибернетики. Логическое моделирование основано на идеях и

символике, применяемой в математической логике.

Наиболее известными примерами математического моделирования в

психологии являются формулы, выражающие собой законы Бугера—Вебера,

Вебера—Фехнера и Стивенса. Логическое моделирование широко

используется при изучении мышления человека и его сравнении с

решением задач вычислительной машиной. С множеством разнообразных

примеров технического моделирования мы встречаемся в научных

исследованиях, посвященных изучению восприятия и памяти человека.

Это — попытки построения перцептронов — машин, способных наподобие

человека воспринимать и перерабатывать сенсорную информацию,

запоминать и воспроизводить ее.

Иллюстрацией кибернетического моделирования является использование

в психологии идей математического программирования на ЭВМ. Развитие

программного обеспечения работы ЭВМ за последние несколько десятков

лет открыло для психологии новые перспективы изучения интересующих

ее процессов и человеческого поведения, так как оказалось, что

мыслительные операции, используемые людьми, логика их рассуждений

при решении задач весьма близки к операциям и логике, на основе

которых разрабатываются программы для ЭВМ. Это привело к попыткам

представления и описания поведения человека, его психологии по

аналогии с действием электронно-вычислительных устройств. Пионерами

в этом отношении в психологии выступили известные американские

ученые Д.Миллер, Ю.Галантер К.Прибрам. Отметив наличие в организме

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ