Рефераты

Психология конфликтов

считается нормой и существуют разнообразные механизмы его урегулирования,

конфликт, как правило, способствует большой жизнеспособности, динамизму и

восприимчивости к прогрессу. В тоталитарно организованной социальной группе

конфликт не признается в принципе, а единственным механизмом его разрешения

является подавление силой. Подавленный конфликт становится

дисфункцмональным, ведущим людей к дезинтеграции, обострению старых и

возникновению новых противоречий. Нерешенные противоречия накапливаются, а

если проявляются в форме конфликта, то ведут к серьезным социальным

потрясениям.

Рассмотрим некоторые позитивные функции конфликта, характерные для

открытых социальных структур:

. конфликт вскрывает и разрешает противоречия и тем самым

способствует общественному развитию. Своевременно выявленный и

разрешенный конфликт может предотвратить более серьезные конфликты,

ведущие к тяжелым последствиям;

. в открытой группе конфликт выполняет функции стабилизации и

интеграции внутригрупповых и межгрупповых отношений, снижает

социальное напряжение;

. конфликт многократно увеличивает интенсивность связей и отношений,

стимулирует социальные процессы, придает обществу динамичность,

поощряет творчество и инновации, способствует общественному

прогрессу;

. в состоянии конфликта люди более четко осознают как свои, так и

противостоящие им интересы, полнее выявляют существование

объективных проблем и противоречий общественного развития;

. конфликты способствуют получению информации об окружающей

социальной среде, соотношении силового потенциала конкурирующих

формирований;

. внешний конфликт способствует внутригрупповой интеграции и

идентификации, укрепляет единство группы, мобилизует внутренние

ресурсы, он также помогает находить друзей и союзников, выявлять

врагов и недоброжелателей;

. внутренние конфликты выполняют следующие функции:

a. создание и поддержание баланса сил;

b. социальный контроль за соблюдением общепринятых норм, правил,

ценностей;

c. создание новых социальных норм и институтов, обновление

существующих;

d. адаптация и социализация индивидов и групп

e. группообразование, установление и поддержание нормативных и

физических границ групп;

f. установление и поддержание относительно стабильной структуры

внутригрупповых и межгрупповых отношений;

g. установление неформальной иерархии в группе и обществе, в том

числе выявление неформальных лидеров;

. конфликт выясняет позиции, интересы и цели участников и тем самым

способствует сбалансированному решению возникающих проблем. В

открытой социальной системе конфликт выполняет роль

«предохранительного клапана», своевременно выявляя возникающие

противоречия и сохраняя социальную структуру в целом.

Конфликт несет в себе негативные функции, когда:

. ведет к беспорядку и нестабильности;

. общество не в состоянии обеспечить мир и порядок;

. борьба ведется насильственными методами;

. следствием конфликта являются большие материальные и моральные потери;

. возникает угроза жизни и здоровья людей.

К негативным можно отнести большинство эмоциональных конфликтов и, в

частности, конфликты, возникающие вследствие социально-психологической

несовместимости людей. Негативными считаются конфликты, затрудняющие

принятие негативных решений. Негативные последствия может иметь и

затянувшийся позитивный конфликт.

Среди позитивных функций конфликта по отношению к основным участникам

можно выделить следующие:

. конфликт полностью или частично устраняет противоречие, возникающее в

силу несовершенства многих факторов; он высвечивает узкие места,

нерешенные вопросы. При завершении конфликтов более чем в 5% случаев

удается полностью, в основном, или частично разрешить противоречия,

лежащие в их основе;

. конфликт позволяет более глубоко оценить индивидуально-психологические

особенности людей, участвующих в нем. Конфликт тестирует ценностные

ориентации человека, относительную силу его мотивов, направленных на

деятельность, на себя или на взаимоотношения, выявляет психологическую

устойчивость к стрессовым факторам трудной –ситуации. Он способствует

более глубокому познанию друг друга, раскрытию не только

непривлекательных черт характера, но и ценного в человеке;

. конфликт позволяет ослабить психологическую напряженность, являющуюся

реакцией участников на конфликтную ситуацию. Конфликтное взаимодействие,

особенно сопровождаемое бурными эмоциональными реакциями, помимо

возможных негативных последствий, снимает у человека эмоциональную

напряженность, приводит к последующему снижению интенсивности

отрицательных эмоций;

. конфликт служит источником развития личности, межличностных отношений.

При условии конструктивного разрешения конфликт позволяет человеку

подняться на новую высоту, расширить способы и сферу взаимодействия с

окружающими. Личность приобретает социальный опыт решения трудных

ситуаций;

. конфликт может улучшить качество индивидуальной деятельности;

. при отстаивании справедливых целей в конфликте оппонент повышает свой

авторитет у окружающих;

. межличностные конфликты, будучи отражением процесса социализации, служат

одним из средств самоутверждения личности, формирования ее активной

позиции во взаимодействии с окружающими и могут быть определены как

конфликты становления, самоутверждения, социализации.

Помимо конструктивных функций, конфликт, как правило, имеет и

деструктивные последствия (мы говорили об этом выше, сейчас же уточняем

негативные функции межличностных конфликтов):

. большинство конфликтов оказывает выраженное негативное воздействие на

психическое состояние его участников;

. неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопровождаться

психологическим и физическим насилием, а, значит, травмированием

оппонентов;

. конфликт как трудная ситуация всегда сопровождается стрессом. При частых

и эмоционально напряженных конфликтах резко возрастает вероятность

сердечно-сосудистых заболеваний, а также хронических нарушений

функционирования желудочно-кишечного тракта;

. конфликты — это деструкция системы межличностных отношений, которые

сложились между субъектами взаимодействия до его начала. Появляющаяся

неприязнь к другой стороне, враждебность, ненависть нарушают сложившиеся

до конфликта взаимные связи. Иногда в результате конфликта

взаимоотношения участников вообще прекращаются;

. конфликт формирует негативный образ другого — «образ врага», который

способствует формированию негативной установки по отношению к оппоненту.

Это выражается в предвзятом отношении к нему и готовности действовать в

ущерб ему;

. конфликты могут негативно отражаться на эффективности индивидуальной

деятельности оппонентов. Участники конфликта обращают меньше внимания на

качество работы, учебы. Но и после конфликта оппоненты не всегда могут

работать с такой же продуктивностью, как и до конфликта;

. конфликт закрепляет в социальном опыте личности насильственные способы

решения проблем. Победив однажды с помощью насилия, человек воспроизводит

данный опыт в других аналогичных ситуациях социального взаимодействия;

. конфликты зачастую отрицательно влияют на развитие личности. Они могут

способствовать формированию у человека неверия в торжество

справедливости, убежденности, что другой всегда прав и т.д.

Таким образом, влияние конфликта на его участников и социальное

окружение имеет двойственный противоречивый характер. Это связано с тем,

что отсутствуют четкие критерии различия конструктивных и деструктивных

конфликтов, трудно дать обобщенную оценку результатов конфликта. Кроме

того, степень конструктивности конфликта может меняться по мере его

развития. Также необходимо учитывать, для кого из участников он

конструктивен, а для кого деструктивен.

Глава V. Типология конфликтов

В практике отечественной и зарубежной конфликтологии существует

несколько классификаций конфликтов. Рассмотрим основные.

Конфликты классифицируются в соответствии со степенью нормативной

регуляции: на одном конце — институционализированные (типа дуэли), на

другом — абсолютные конфликты (борьба до полного уничтожения оппонента).

Между этими крайними точками находятся конфликты разной степени

институализации.

Социальный конфликт — понятие собирательное, охватывающее множество

форм проявления групповых столкновений. Такие конфликты различаются

масштабом, типом, составом участников причинами и последствиями. При этом

по форме проявления эти конфликты можно разделить на два вида:

. антагонистические (непримиримые);

. агонистические (примиримые).

Для второго вида характерны конфронтация, соперничество, конкуренция.

Конфронтация — это зачастую пассивное противостояние социальных групп

с противоборствующими политическими, экологическими, социальными

интересами. Как правило, конфронтация не принимает форму открытого

столкновения, но предполагает оказание давления , наличие разногласий.

Конфронтация может перерасти в соперничество.

Соперничество — это борьба за признание достижений и способностей

отдельного человека или какой-либо общности. Цель соперничества —

приобретение лучших социальных позиций, достижение престижных целей.

Соперничество, в свою очередь может перерасти в конкуренцию.

Конкуренция — это особый тип конфликта, цель которого — получение

выгоды, прибыли либо доступа к дефицитным благам.

Антагонистические (непримиримые) конфликты делятся на смуту. Мятеж,

бунт, революцию, т.е., конфликты, имеющие острые формы.

Смута — это неясно выраженное недовольство существующим положением.

Вначале появляется раздражение, оно переходит в возмущение, а затем — в

негодование. Неясные цели оформляются в более или менее четко выраженные

требования, хотя и не всегда понятно, чего хотят организаторы смуты, т. е.

воля их четко не выражена. Смута может перерасти в бунт или мятеж, затем —

в восстание.

Бунт и мятеж — это целенаправленное выражение личной или коллективной

активности в агрессивных формах.

Восстание — целенаправленное выражение личной или коллективной

агрессии с высокой степенью организации коллективного протеста. Высшей

формой конфликта может стать революция.

Революция — это крайняя форма несогласия политический способ свержения

существующего строя, означающий качественные перемены существующего

социально-экономического порядка. Как правило, революция предполагает

насильственный военный способ действия и вовлечение в свою орбиту широких

масс.

Социологи описывают конфликт также с помощью переменных, таких, как

разногласие и доминирование.

Разногласие — основная переменная, которая указывает состояние и

ориентацию взглядов, интересов и целей участников, выраженных в требованиях

или декларациях о намерениях. Разногласие формирует противоборствующее

поведение, описываемое процессуальной моделью конфликта. Модели (программы)

поведения могут быть трех типов:

. достижение цели за счет другого участника конфликта;

. частичная или полная уступка своих позиций другому участнику

конфликта;

. взаимное, равное удовлетворение интересов обоих сторон.

Доминирование предполагает социальную иерархию в человеческих

сообществах, борьбу за приоритетные позиции. Это система человеческих

действий, основанная на стремление применить силу.

Если за критерий принять объект конфликта, то можно выделить следующие

виды конфликтов.

1. Экономические. В их основе лежит столкновение экономических

интересов, когда потребности одной стороны удовлетворяются за счет

потребностей другой. Чем глубже эти противоречия, тем труднее их

разрешить. Именно экономические причины чаще всего лежат в основе

глобальных кризисов между обществом и властью.

2. Социально-политические. В их основе лежат противоречия, касающиеся

политики государства в сфере властных и социальных отношений,

партий и политических объединений. Они тесно связаны с

межгосударственными и международными столкновениями.

3. Идеологические. В их основе находятся противоречия во взглядах,

установках людей на самые разные проблемы жизни общества,

государства. Они могут возникать как на уровне макросферы, так и в

самых малых объединениях на уровне личности.

4. Социально-психологические. Они могут проявиться как между

личностями, так и между социальными группами. В их основе лежат

нарушения в области взаимоотношений. Причиной может быть

психологическая несовместимость, немотивированное неприятие

человека человеком, борьба за лидерство, престиж, влияние и т.д.

5. Социально-бытовые. Они связаны с разными представлениями групп и

отдельных лиц и жизни, быте и т.д. Главный из них — дисгармония

семейных отношений. Его причины: бытовые неурядицы, морально-

бытовая распущенность, а также серьезные идейные расхождения.

Если за критерий принять длительность и степень напряжения, то

конфликты можно разделить на следующие типы:

1. Бурные и быстротекущие. Отличаются большой эмоциональностью,

крайними проявлениями негативного отношения конфликтующих сторон.

Они могут заканчиваться тяжелыми исходами и иметь трагические

последствия: в основе их лежит психологическое состояние людей.

2. Острые и длительные. Возникают преимущественно в тех случаях, когда

противоречия достаточно глубокие, устойчивые, непримиримые или

труднопримиримые. Конфликтующие стороны контролируют свои реакции

и поступки. Прогноз решения — преимущественно неопределенный.

3. Слабовыраженные и вялотекущие. Характерны для противоречий, носящих

неострый характер, либо для столкновений, где активна лишь одна

сторона; вторая не стремится четко обнаружить свою позицию или

избегает конфронтации.

4. Слабовыраженные и быстропротекающие. О благоприятном прогнозе можно

говорить лишь в том случае, если такой конфликт имеет место в

определенном эпизоде. Если за ним следует новая цепь подобных

конфликтов, то прогноз может быть не только сложным, но и

неблагоприятным.

Если за критерий принять уровень организации общественной жизни, то

конфликты могут быть:

1. Глобальные (мировая цель);

2. Региональные (Афганистан);

3. Межгосударственные (Армения — Азербайджан);

4. Межнациональные (Осетино-Ингушский, 1991 г.);

5. Межклассовые или между разными слоями общества (Кузбасс: учителя,

шахтеры и чиновничество);

6. Межгрупповые (команда Президента и Верховный Совет в 1993 г.);

7. Межпартийные (КПРФ — ЛДПР);

8. Межличностные политические (предвыборная борьба кандидатов во

властные структуры).

Если за критерий взять количество участвующих сторон, т.е. круг

участников, то конфликты бывают:

. двусторонние;

. трехсторонние;

. многосторонние.

Если за критерий принять степень силового давления, то конфликты могут

быть:

. невооруженные (таможенные войны);

. вооруженные, представляющие собой разномасштабное фактическое

ведение военных действий.

Если за критерий принять степень противоречий, то конфликты бывают:

. агрессивные;

. компромиссные.

Могут быть конфликты:

. по основным вопросам;

. не по основным вопросам.

Разумеется, нельзя все конфликты свести в единую универсальную схему.

Есть конфликты типа «схваток», где разрешение может быть только в случае

победы одной из сторон, и «дебаты», где возможен компромисс. Кроме того,

встречаются и другие взгляды на типологию конфликтов. Американский социолог

М. Ройч, например, выделяет следующие виды конфликтов (с учетом мотивации

конфликта и субъективных восприятий ситуации):

1. Ложный конфликт — субъект воспринимает ситуацию как конфликтную,

хотя реальных причин для этого нет. Не имеет объективных

оснований, возникает в результате ложных представлений или

недоразумений.

2. Потенциальный конфликт — существуют реальные основания для

возникновения конфликта, но пока одна из сторон или обе в силу

тех или иных причин (например, из-за недостатка информации) еще не

осознали ситуацию как конфликтную. Он может состояться в силу

объективных причин, но до определенного времени не

актуализируется.

3. Истинный конфликт — реальное столкновение между сторонами. Это

столкновение интересов существует объективно, осознается

участниками и не зависит от легко изменяемого фактора. В свою

очередь. Истинный конфликт можно разделить на следующие подвиды:

а) конструктивный — возникший на основе реально существующих между

субъектами противоречий;

б) случайный или условный — возникший по недоразумению или случайному

стечению обстоятельств, что не осознается его участниками; он

прекращается в случае осознания реально имеющихся альтернатив;

в) смещенный — возникший на ложном основании, когда истинная причина

скрыта. Здесь воспринимаемая причина конфликта лишь косвенно связана с

объективными причинами, лежащими в его основе, когда следствие

выдается за причину;

г) неверно приписанный конфликт — это конфликт, в котором истинный

виновник, субъект конфликта, находится за «кулисами» противоборства, а

в конфликте задействованы участники, не имеющие к нему отношения. Это

делается либо преднамеренно, либо сознательно, с целью спровоцировать

столкновение в группе противника.

Если за основание конфликта берется психическое состояние сторон и

соответствующее этому состоянию поведение людей в конфликтных ситуациях, то

конфликты делятся на:

. рациональные;

. эмоциональные.

В зависимости от целей конфликта и его последствий, конфликты

подразделяются на :

. позитивные;

. негативные;

. конструктивные;

. деструктивные.

Социальный психолог В.И. Курбатов (Ростов-на-Дону) предлагает другие

подходы к классификации конфликтов:

. внешний — конфронтация между субъектами;

. внутренний — конфронтация мотивов, намерений, целей субъекта;

. конфликт выбора — затруднение выбора одной из двух равных целей;

. конфликт выбора наименьшего зла — затруднение выбора между

вариантами, каждый из которых в равной степени нежелателен;

. групповой — между группами людей;

. коммуникативный — результат речевого противостояния, являющийся

следствием барьеров понимания установки первого впечатления;

. мотивационный — между потребностями и намерениями;

. открытый — борьба с целью нанесения ущерба противнику;

. скрытый — неявное противостояние, напряженные взаимоотношения;

. конфликт потребностей — разновидность мотивационного, связанного с

тем что человек хочет достичь противоречивые цели;

. конфликт потребности и социальной нормы — между побудительными

личными мотивами и запретительными общими императивами;

. статусный — конфронтация, определяемая статусом, положением и ролью

участников;

. целевой — конфронтация по поводу достижения определенной цели;

. и т.д.

Основные виды социальных конфликтов.

По проблемам классификации социальных конфликтов среди исследователей

нет единой точки зрения. Думается, можно присоединиться в В.И. Сперанскому,

который предлагает определять основные виды конфликтов в зависимости от

того, что берется за основание классификации.

Если за основание берутся особенности сторон, то можно выделить:

. межличностные;

. между личностью и группой;

. внутригрупповые;

. между малыми и большими социальными общностями;

. межэтнические;

. межгосударственные.

В зависимости от мотивации конфликта выделяют три блока социальных

конфликтов:

1. конфликты, возникающие в связи с распределение властных полномочий

и позиций;

2. конфликты по поводу материальных ресурсов;

3. конфликты по поводу ценностей важнейших, жизненных установок.

Таким образом, классификация конфликтов — метод познания,

заключающийся в объединении их в группы на основе какого-либо признака.

Базисная типология конфликтов позволяет определить в нем наиболее общие

структурные единицы.

В принципе, в основе классификации может лежать любой признак

конфликта. Если за основу берется характеристика, присущая всем конфликтам,

то классификация называется общей. В противном случае она будет частной.

|Базисная классификация конфликтов |

|Конфликты |

|Конфликты с участием человека |Зооконфликты |

|Социальные |Внутри личностные | |

|межличностные (между |между хочу и не хочу; |интропсихич|Между двумя|

|личностью и группой) |между могу и не могу; |еские |животными; |

|между малыми |между хочу и не могу | |Между |

|социальными группами; |между нужно и не нужно | |животным и |

|между средними |между хочу и нужно; | |группой; |

|социальными группами; |между нужно и не могу | |Между |

|между большими | | |группами |

|социальными группами | | |животных |

| | | | |

|Между |Между | | | |

|отдельными |коалициями | | | |

|государст |государства| | | |

|вами | | | | |

Глава VI. Копинг — стратегии поведения

Конфликтологи выделяют три шкалы, содержащие утверждения, отражающие

основы преодоления конфликтных ситуациях в трех плоскостях копинг-стратегии

поведения:

. в поведенческой сфере (8 вариантов поведенческих стратегий);

. в когнитивной сфере (10 вариантов когнитивных стратегий);

. в эмоциональной сфере (8 вариантов эмоциональных стратегий).

Виды копинг-стратегий поведения распределяются по трем основным

группам с учетом степени их адаптивных возможностей:

. адаптивные;

. относительно адаптивные;

. неадаптивные.

К адаптивным вариантам копинг-стратегии поведения в поведенческой

сфере относятся сотрудничество, обращение и альтруизм. Эти проявления

отражают такое поведение личности, при котором она вступает в ближайшем

социальном окружении или сама предлагает ее людям для преодоления

трудностей.

В когнитивной сфере адаптивными вариантами являются проблемный анализ,

установка собственной ценности, сознание самообладания. Это формы

поведения, направленные на анализ возникших трудностей и возможных путей

выхода из них, повышение самооценки и самоконтроля, более глубокое

осознание собственной ценности как личности, наличие веры в собственные

ресурсы в преодолении трудных ситуаций.

В эмоциональной сфере вариантами являются протест, оптимизм,

отражающие эмоциональное состояние с активным возмущением и протестом по

отношению к трудностям и уверенностью в наличии выхода в любой, даже самой

сложной ситуации.

К неадаптивным вариантам копинг-стратегий поведения относятся:

. в поведенческой среде — активное избегание, отступление, которые

предполагают поведение, обуславливающее избегание мыслей о

неприятностях, пассивность, уединение, изоляцию, стремление уйти от

активных интерперсональных контактов, отказ от решения проблемы;

. в когнитивной сфере это смирение, растерянность, диссимиляция,

игнорирование — пассивные формы поведения отказом от преодоления

трудностей из-за неверия в собственные силы и интеллектуальные

ресурсы, с умышленной недооценкой неприятностей;

. в эмоциональной сфере это подавление эмоций, покорность,

самообвинение, агрессивность — варианты поведения, характеризующиеся

подавленным состоянием безнадежности, покорности, переживание злости

и возложение вины на себя и других.

К относительно адаптивным вариантам копинг-стратегии поведения,

конструктивность которых зависит от значимости и выраженности ситуации

преодоления, относятся:

. в поведенческой сфере — компенсация, отвлечение, конструктивность —

формы поведения, характеризующиеся стремлением к временному отказу

от решения проблем с помощью алкоголя, лекарственных средств,

погружения в любимое дело, путешествия, с помощью исполнения своих

заветных желаний;

. в когнитивной сфере — относительность, придача смысла, религиозность

— формы поведения, направленные на оценку трудностей в сравнении с

другими, придание особого смысла их преодолении, на веру в Бога и

стойкость в вере при столкновении со сложными проблемами;

. в эмоциональной сфере — эмоциональная разгрузка, пассивная

кооперация — поведение, которое направлено на снятие напряжения,

связанного с проблемами, эмоциональным отреагированием, либо на

передачу ответственности по разрешению трудностей другим лицам.

Ниже предлагается текст опросника (модифицированной инструкции) для

выявления у исследуемых их копинг-стратегий поведения. Это те варианты

копинг-стратегий индивидуального поведения, с помощью которых исследуемые

разрешают трудности, выходят из конфликтных ситуаций и защищаются в этих

ситуациях.

Модифицированная инструкция копинг-стратегий поведения.

I. В поведенческой сфере.

П-1. Отвлечение.

«Я погружаюсь в любимое дело, стараюсь забыть о своих проблемах».

П-2. Альтруизм.

«Я стараюсь помочь людям, и в заботах о них забываю свои горести».

П-3. Активное избегание.

«Стараюсь не думать, всячески избегаю думать о своих неприятностях».

П-4. Компенсация.

«Стараюсь отвлечься и расслабиться (с помощью алкоголя, успокоительных

средств, вкусной еды, теле-,видео-,аудеотехники и т.п.).

П-5. Конструктивная активность.

«Чтобы пережить трудности, я берусь за осуществление своей давней

мечты».

П-6. Отступление.

«Я изолируюсь, стараюсь остаться наедине с собой».

П-7. Сотрудничество.

«Я использую сотрудничество со значимыми для меня людьми в целях

преодоления трудностей»

П-8. Обращение.

«Я обычно ищу людей, способных помочь мне советом».

II. В когнитивной сфере.

К-1. Игнорирование.

«Говорю себе: в данный момент есть что-то важнее, чем эти трудности»

К-2. Смирение.

«Говорю себе: это судьба, с этим нужно смириться».

К-3. Диссимуляция.

«Это несущественные трудности, не все так плохо, в основном все

хорошо».

К-4. Сохранение апломба.

«Я не теряю самообладания и контроля над собой в тяжелые минуты и

стараюсь никому не показывать своего истинного состояния».

К-5. Проблемный анализ.

«Я старюсь проанализировать, все взвесить и объяснить себе, что же

случилось».

К-6. Относительность.

«Я говорю себе: по сравнению с проблемами других людей мои — это

пустяк».

К-7. Религиозность.

«Если что-то случиться, то так угодно Богу».

К-8. Растерянность.

«Я не знаю, что делать, и мне временами кажется, что мне не выпутаться

из этих трудностей».

К-9. Придавание смысла.

«Я придаю своим трудностям особой смысл, преодолевая их, я

совершенствую себя».

К-10. Установление собственной цены.

«В данное время я полностью не могу справиться с этими трудностями, но

со временем смогу справиться с ними не более сложными, как это происходило

ранее».

III. В эмоциональной сфере.

Э-1. Протест.

«Я всегда глубоко возмущен несправедливостью судьбы ко мне и

протестую».

Э-2. Эмоциональная разгрузка.

«Я впадаю в отчаянье, я рыдаю и плачу».

Э-3. Подавление эмоций.

«Я подавляю эмоции и прячу их в себе».

Э-4. Оптимизм.

«Я всегда уверен, что выход из трудной ситуации есть всегда, и ищу

его».

Э-5. Пассивная кооперация.

«Я доверяю преодоление трудностей другим людям, которых готовы помочь

мне».

Э-6. Покорность.

«Я впадаю в состояние безнадежности».

Э-7. Самообвинение.

«Я считаю себя виновным в происходящем и потому получаю по заслугам».

Э-8. Агрессивность.

«Я впадаю в бешенство, становлюсь агрессивным, так как не в состоянии

решить проблему».

Таким образом, подводя итог сказанному о копинг-стратегиях поведения в

конфликтной ситуации, хотелось бы отметить, во-первых, связь копинг-

стратегий со стилями поведения личности во внешнем конфликте, во-вторых,

копинг-стратегии поведения является основой психологических защит в

конфликтной ситуации, в-третьих, коринг-стратегии во многом зависят от

основных психологических типов личности.

Следует также отметить, сто методика применения копинг-стратегий

помогает исследовать психологические и социальные особенности личности в

конфликтных ситуациях, особенности, которые важны при решении, при

нахождении выхода из конфликтной ситуации. Эта методика позволяет решить

многие психологические проблемы студентов, позволяет разобраться в себе и

помогает изменить свое поведение, свои действия и свои мотивации во многих

трудных ситуациях.

Данные методики могут пригодиться не только самим исследуемым, но и

преподавателям, работающими со студентами, для более свободного

установления контакта с обучаемыми, для предупреждения спорных ситуаций,

часто возникающих в парадигме преподаватель-студент, а также для того,

чтобы эти спорные ситуации не переросли в конфликт.

Методика позволяет и самим студентам поразмышлять над отношениями друг

с другом и, как следствие этого, устанавливать более глубокие дружеские

связи, улучшает сам процесс коммуникации.

Глава VII. Стили поведения во внешнем конфликте

Американский психолог Р. Томас разработал систему классификации стилей

поведения индивида в развертывающемся внешнем конфликте. В эту систему

включены пять основных стилей: избегание, приспособление, компромисс,

сотрудничество и соперничество. Из перечисленных стилей только один —

сотрудничество — является активным и эффективным в смысле определения

исхода конфликтной ситуации. Наиболее конфликтным считается второй активный

стиль — соперничество; избегание и приспособление характеризуются пассивной

формой поведения. Компромисс занимает как бы промежуточное положение,

совмещая в себе и активную и пассивную формы реагирования. Далее приведена

характеристика основных систем поведения людей в конфликтных ситуациях.

Сотрудничество — стиль, направленный на разрешение противоречий,

лежащих в основе конфликта. Характеризуется тем, что субъект конфликта

ориентирован на разрешение задачи, а не на социальные отношения и может в

связи с этим жертвовать своими ценностями ради достижения общих целей.

Человек с таким ведущим стилем разрешения конфликтных ситуаций способен

пойти на риск снижения своей самооценки в острой жизненной ситуации. Как

правило, этот стиль присутствует у неформальных лидеров, способных

регулировать и контролировать поведение не только других людей, но и свое

собственное, что возможно благодаря тому, что в системе мотиваций

доминирующую позицию занимает мотив достижения цели с хорошим развитием

социального волевого контроля.

Соперничество — стиль поведения, в большей степени свойственный

активным и агрессивным представителям мужского пола с мотивацией активно-

оборонительного поведения и/или самоутверждения в качестве доминирующих

мотиваций. Соперничество вызывает часто максимальное сопротивление у

партнеров по общению, так как противоречие разрешается в одностороннем

порядке. Это наиболее опасный стиль, который может перевести внешний

конфликт в прямую конфронтацию и столкновение с применением силы. Индивид,

демонстрирующий этот стиль, как правило, озабочен отношением к себе со

стороны окружающих и стремится во всех ситуациях выглядеть победителем.

Можно допустить, что при этом стиле поведения проявляется адекватное

завышение самооценки, сохранение которой удается с помощью использования

определенных форм психологической защиты.

Компромисс — стиль поведения осторожных, рационально мыслящих людей,

ориентированных на сохранение стабильных социальных отношений в ущерб общей

цели и задачам. Люди с этим стилем стремятся примирить противоречивые

интересы разных партнеров со своими собственными. Противоречие, вызвавшее

конфликт, естественно, не разрешается, а маскируется и временно загоняется

внутрь с помощью частичных уступок и жертв со стороны каждого участника

конфликта. Тактика этого стиля — постепенное сближение интересов и сведение

их к общему балансу сил и потребностей, что возможно только в случае, если

остальные участники готовы идти на уступки. Наименее активен в конфликтной

ситуации способ поведения, когда один из партнеров демонстрирует стиль

соперничества. Компромисс требует от человека ясного понимания ситуации и

способности отслеживать развитие событий, что требует хорошо развитого

интеллекта и адекватной высокой самооценки.

Приспособление — стиль, ориентированный на сохранение социальных

отношений, доминирует у представителей женского пола, занимающих

подчиненную социальную позицию на фоне неадекватной, заниженной самооценки.

Субъект с этим стилем поведения осознает наличие внешнего конфликта и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ