Рефераты

Психология: Роль психологической службы в развитии учебной мотивации студента

Психология: Роль психологической службы в развитии учебной мотивации студента

г.Пятигорск, 2000. Барчуков Евгений

Роль психологической службы в развитии мотивационной сферы студента.

I. Актуальность этой проблемы очень значима. Целью нашего исследования

был анализ и изучение мотивационной сферы студентов в период обучения.

Переход от старшего школьного возраста к студенческому сопровождается

противоречиями и ломкой привычных жизненных представлений. Необходимо

учитывать, что отличия в мотивации могут наблюдаться у студентов различных

курсов, факультетов и специальностей.

В первую очередь наш интерес определяется тем, что формирование

мотивации и ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития

личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые

мотивы, новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их

основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего

периода. Таким образом, мотивы, присущие данному возрасту выступают в

качестве личностнообразующей системы и связаны с развитием самосознания,

осознания положения собственного “Я” в системе общественных отношений. Как

ценностные ориентации, так и мотивы относятся к важнейшим компонентам

структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об

уровне сформированности личности.

. В студенческом возрасте происходит преобразование мотивации, всей

системы ценностных ориентаций, с одной стороны и интенсивное

формирование специальных способностей с другой.

. Для студенческого возраста характерно стремление к социальному

сближению, поиск смысла жизни, построение жизненных планов, которые

определяются объективными условиями и ценностными ориентациями

личности. Проявляется ярко выраженное стремление к получению высшего

образования, интересной работы. Усиливается установка на хорошие

жизненные условия и материальную обеспеченность.

. В период студенчества отмечается общая направленность студентов на

свое будущее, и все настоящее выступает для них в сете этой новой

направленности их личности. У них формируется собственное нравственное

мировоззрение, моральное «Я», которое предполагает наличие устойчивой

системы убеждений, не зависимых от внешних условий и давлений

окружающих.

. Эффективность учебного процесса в вузе в целом, прямо связана с тем,

насколько высока мотивация овладения будущей профессией у студентов.

. В студенческом возрасте важнейшим условием развития личности является

общение. Общение на данном этапе развития личности является ведущим

видом деятельности наряду с учебной деятельностью. В общении

происходят основные новообразования.

II. Исследование проводилось на базе Пятигорского государственного

лингвистического университета. Были исследованы студенты I-го курса,

факультета английского языка и психологии. Выборка составила 73 человека (№

девушек, № юношей). Возрастной состав испытуемых 16-18 лет. Время

проведения – октябрь 1999 год.

Использовались методики по изучению мотивов деятельности, тест Лири,

тест «Смысло-жизненных ориентаций (СЖО)», методика «Опросник терминальных

ценностей (ОТеЦ)».

III. В результате проведенных исследований мы пришли к выводу, что для

студенческого возраста характерно стремление к достижению высокого

положения в обществе, выбор профессии на основе принятия и одобрения этой

профессии окружающими. Мотивация учебной деятельности у студентов выражена

довольно сильна. Очень важными являются все аспекты человеческих

взаимоотношений. Многие их поступки определяются потребностью в общении,

стремлении поддерживать хорошие отношения с окружающими. В деятельности для

многих студентов важен не сам процесс, а непосредственно результат.

Также выявлено, что у студентов I-го курса отмечается преобладание

мотивов собственного благополучия, стремления к личному первенству,

престижу. Одной из основных целей и стремлений студентов I-го курса

является установление прочных отношений с окружающими в системе отношений,

включающей в себя отношения с преподавателями, однокурсниками, друзьями,

отношения в семье.

. Материальное благосостояние оказывается для студентов основанием для

развития чувства собственной значимости и положительного отношения к

себе. Заинтересованность студентов в высоком уровне материального

благосостояния объясняется высокими потребностями этого возраста и

низкой социальной защищенностью студентов.

. Для студентов характерна высокая потребность в достижениях (до 60%),

т.е. стремление к достижению ощутимых и конкретных результатов в любом

виде деятельности. Эта потребность объясняется самим характером

учебной деятельности студентов.

. Большое количество студентов (от 60% до 79%) имеет высокую потребность

в сохранении собственной индивидуальности, что свидетельствует об их

стремлении к независимости от других и желании сохранить

неповторимость, своеобразие собственной личности, своих взглядов и

убеждений.

. Профессиональная же сфера для большинства студентов еще не имеет того

значения, какое для них имеют сферы обучения и увлечений. Студенты

редко задумываются о своем завтрашнем дне, профессиональная жизнь

является для них явно чем-то непривлекательным и неизвестным. Их

гораздо больше устраивает беззаботная и более привычная студенческая

жизнь, в которой учеба соперничает с их любимыми занятиями.

Психологическая служба сопровождает учебный процесс и поэтому сталкивается,

прежде всего, с проблемами клиентов, непосредственно связанными с текущей

ситуацией их личностного развития и деятельности.

Анализ содержания и качества текущих проблем, с которыми студенты

обращаются в психологическую службу, позволяет не только корректировать

направление других видов психологического сопровождения учебного процесса,

но и изучать некоторые феномены личностного развития студента.

Проблема мотивации человека достаточно широко и многоаспектно

представлена во многих отечественных и зарубежных исследованиях. При этом,

как писал Х.Хекхаузен, «едва ли найдется другая такая же необозримая

область психологических исследований, к которой можно было бы подойти со

столь разных сторон, как к психологии мотивации[1]».

Проведенный анализ показал:

1. Понятие мотив является основным в исследованиях мотивационной

сферы субъекта, проводимых с разных теоретических позиций.

2. Базовые понятия мотив и мотивация используется в разных смыслах;

проблема мотивации не имеет однозначного решения.

3. Понятие мотив служит своеобразным теоретическим мостиком,

объединяющие разные исследования мотивационной сферы.

4. Мнения авторов в определении мотива расходятся: этим термином

обозначают инстинктивные импульсы, потребности, биологические

влечения, переживание эмоций, интересы, желания, жизненные цели и

идеалы и т.п., получившие в литературе название мотивационных

переменных или компонентов.

5. Компоненты мотивационной сферы выступают субъективными формами

существования, как друг друга, так и собственно мотива, достаточно

тесно взаимообусловленными в своих проявлениях и развитии в

деятельности.

6. Мотивационная сфера рассматривается как многокомпонентное,

многоуровневое динамическое образование.

7. Мотивационная сфера как психологическое образование проявляется в

постоянном движении, развитии входящих в нее компонентов и их

соотношений.

Главная задача психологической службы в вузе - помочь студентам

как можно быстрее адаптироваться к новым условиям жизни и учебы в вузе;

разумно преодолеть возникшие психоэмоциональные, интеллектуальные и

физические перегрузки

Мотивационная сфера личности является одним из важнейших факторов,

определяющих внутреннее состояние и внешнее поведение человека,

-----------------------

[1] Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: в 2 т. /Под ред.

Б.М.Величковского, т.1. М.: Педагогика, 1986. с.9


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ