Рефераты

Психология сознания Вундта

Психология сознания Вундта

РЯЗАНСКИЙ ФИЛИАЛ

МОСКОВСКОГО СОВРЕМЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО ИНСТИТУТА

РЕФЕРАТ

НА ТЕМУ:

«ПСИХОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ»

ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА 1 КУРСА ГРУППЫ 3 1 71

АРСЕНЬЕВА Н.И.

ПРОВЕРИЛА ЕВДОКИМОВА О.В.

РЯЗАНЬ 2004

Вундт (Wundt) Вильгельм (18.06.1832, Маннгейм – 31.08.1920, Лейпциг)

—немецкий психолог, физиолог и философ, основавший в 1879 г. в Лейпцигском

университете первую в мире лабораторию экспериментальной психологии. На

основе понимания психологии как науки о непосредственном опыте, открываемом

посредством тщательной и строго контролируемой интроспекции, он пытался

выделить „простейшие элементы“ сознания (ощущения и элементарные чувства) и

установить основные законы душевной жизни (например, закон „творческого

синтеза“). В качестве методологического эталона рассматривалась физиология,

в силу чего психология Вундта получила название „физиологической“. Но

исследование высших психические процессов, по его мнению, должно

осуществляться при помощи других методов (анализ мифов, обрядов,

религиозных представлений, языка), что нашло отражение в его 10–томном

труде „Психология народов“. В решении психофизической проблемы исходил из

гипотезы параллелизма. Обучение у Вундта проходили Э. Титченер, О. Кюльпе,

Ф. Крюгер, Э. Мейман, Г. Мюнстерберг, В.М. Бехтерев, Н. Н.Ланге, Ст. Холл.

Психология развивалась в недрах философии. Отделилась с применением

экспериментального метода (Вундт) – аналогия с естественными науками.

Специфика – одновременно естественная и гуманитарная. Разные критерии

научности. Вундт выделял объяснительную (номотетическую) и описательную

(идиографическую) психологии. Если невозможно объяснить явление, надо его

описать

Сознание как предмет психологии. Основные метафоры и свойства сознания.

1879г – рождение научной психологии (лаборатория Вундта). Физиологическая

психология – по методу эксперимента из физиологии. Сужение предмета

психологии – сознание. Сознание – это то, что доступно интроспекции, оно

существует только в самонаблюдении. Основной метод – интроспеция,

эксперимент – вспомогательный.

Сложные психические процессы изучает психология народов.

4 основные цели:

1. Описание свойств сознания

2. Выделение элементов сознания (атомов) – ощущения, представления и

чувствования

3. Обнаружить отношения между ними

4. Сформулировать общие законы душевной жизни

Свойства сознания:

1) ритмичность (связанность, группировка впечатлений) – сознание есть

структура

2) неоднородно – центр и периферия

3) имеет объем – количество простых впечатлений, которое испытуемый в

данное время воспринимает как единое целое (16-40 ударов метронома). Люди

по-разному группируют впечатления – выделение области поля внимания.

Объем внимания – количество элементов, которое испытуемый в данное время

воспринимает ясно и отчетливо 7+-2. Можно увеличить – апперцепция:

процесс преобразования, укрупнения единиц сознания.

Элементы сознания:

|Объективные |Субъективные |

|Ощущения – модальность, |Чувствования – эмоциональные |

|интенсивность, протяженность. |переживания: |

|Титченер: свойства ощущения – | |

|сенсорная ясность (интенсивность) и | |

|отчетливость. | |

|Представления – связь ощущений |Удовольствие – неудовольствие |

| |Напряженность – разрядка |

| |Возбуждение - успокоение |

Отношения между элементами:

1) перцепция (пассивно)

- ассоциации

- по сходству

- по контрасту

- по временной и пространственной смежности

- причинно-следственные

- слияние

- ассимиляция

- диссимиляция

- компликация (склеивание)

2) апперцепция (активно)

Общие законы душевной жизни:

А. Закон психических отношений: все элементы сознания связаны

Б. Закон контраста – воспринимаются более отчетливо

В. Закон творческого синтеза – сложное несводимо к простым

Г. Закон гетерогении цели – процесс достижения цели может порождать

новые цели.

Особенности психологии Вундта:

1. Структурность

2. Атомизм

3. Ассоцианизм

4. Эмпиризм

5. Специфика предмета – не изучается то, что недоступно интроспекции.

Интроспеция – регистрация изменений внешнего мира и себя в нем. Позволяет

описывать свойства сознания, выделять элементы, прослеживать связи между

ними. Титченер: основное правило интроспеции – ошибка стимула. Опыт должен

быть непосредственным.

2 вида: систематическая и аналитическая.

Рефлексия – источник саморазвития. Появляется при развитии ребенка –

самоидентификация. Источник р.- взаимоотношение со средой, несовпадение

действий и результатов.

Интроспекция – особый анализ данных рефлексии, научный метод.

«Преимущества» метода:

1. Возможность удвоения сознания - Локк (но только для простых

автоматических действий – дробная интроспекция)

2. В сознании непосредственно отражается причинная связь психических

явлений (далеко не всех)

3. Интроспекция поставляет психические факты без искажений (искажения

неизбежны)

Поздняя античность III-V вв н.э. – неоплатонизм. Плотин – интроспективная

трактовка души. В центре мироздания – Единое. Оно порождает Ум (идеи). Ум

порождает Душу. 2 формы – небесная и земная. Путь души – от центра к

периферии. Душа стремится познать Единое. Вектор познания направлен внутрь

– самонаблюдение и самопознание как функция души.

Картезианско-локковская концепция сознания: сознание есть восприятие того,

что происходит у человека в его собственном уме. Познается путем

интроспекции (антропопсихизм) + методология элементаризма (сознание состоит

из идей, они бывают простыми и сложными, сложные состоят из простых,

образуются путем ассоциаций).

Локк – 2 вида опыта:

1. Внешний – связан с ощущениями от предметов

2. Внутренний – рефлексия: наблюдение за деятельностью нашего ума.

Ограничения метода интроспекции:

1. По объекту: метод позволяет изучать только себя. Но: Титченер –

аналитическая интроспекция: человек может поставить себя на место другого

– эмпатия.

2. Ошибка интроспекции: испытуемый может искажать данные, он привносит что-

то свое. Но Вундт считал, что можно научить простой регистрации фактов.

3. Необъективность.

4. Практическая неприменимость (горы фактов+противоречия в результатах)

5. Атомизм – но мелодия неразложима на отдельные ощущения

6. Игнорирование безобразных явлений сознания и б/с

Современное понимание: это психическая реальность, специфическая область

психической жизни. Не метод, а объект исследования. Неосознаваемое – тоже

часть рефлексии.

| |Метод интроспекции |Использование данных |

| | |самонаблюдения |

|Что и как наблюдается |Рефлексия или наблюдение|Непосредственное |

| |за деятельностью своего |постижение фактов |

| |ума |сознания (моноспекция) |

|Использование |Основной способ |Сырой материал для |

| |получения научных знаний|дальнейшего анализа |

Сбор сырых данных с помощью самонаблюдения для дальнейшей научной

обработки, а не непосредственное усмотрение законов психической жизни

методом интроспекции.

Проблемы самоотчета:

1) проблема вербализации – связь с мышлением, понятиями

2) проблема ограниченности внимания – отчет можно дать только о том, что

находится в фокусе внимания

3) действие защитных механизмов

Стремление к объективации: но как судить о психических процессах по внешним

проявлениям (проблема реконструкции):

- психофизиологические корреляты

- мимика

- вербалика

- продукты деятельности

Вундт - разделение целого на элементы (чистые ощущения). Необходимость

интроспекции. Анлитическая: выделение ощущений. Ощущение как отражение

свойства вещи (модальноть, интенсивность, протяженность, длительность).


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ