Рефераты

Психология

деятельности и не позволяющий отвлекаться на посторонние раздражители.

7. Мышление.

Мышление - процесс переработки информации в поисках решения какой-либо

задачи.

Виды мышления.

Простейшие формы мышления свойственны высокоорганизованным животным,

находящимся на интеллектуальной стадии развития психики. Такие животные,

например, человекообразные обезьяны и дельфины, не просто воспринимают

окружающий мир во всей полноте, но и способны определенным образом

перерабатывать информацию различными способами: анализировать и

синтезировать, сравнивать и обобщать. Но мышление таких животных

осуществляется большей частью в наглядно-действенном, частично - в наглядно-

образном плане.

Наглядно-действенное мышление характеризуется тем, что решение задачи

осуществляется при помощи физического преобразования ситуации, т.е.

деятельно. Например, шимпанзе, чтобы достать высоко висящее яблоко, ставит

несколько коробок одну на другую или маленький ребенок, выстраивая

пирамидку, пробует по очереди надевать кольца различного диаметра, решая

эту задачу при помощи действий, т.е. в наглядно действенном плане. Хотя,

возможно, шимпанзе, прежде чем составлять коробки в действительности,

совершает те же действия в своем воображении -

в этом случае это уже наглядно-образное мышление, при котором решение

задачи осуществляется путем представления или воображения ситуаций и

изменений в них. И животное, и ребенок переходят к этому способу мышления

лишь накопив определенный опыт после многократного решения задач в наглядно-

действенном плане.

Но наивысшей и, видимо, сугубо человеческой формой мышления является

так называемое словесно-логическое мышление, способность к которому

актуализируется у детей по мере овладения речью и связана с оперированием

логическими формами мышления - понятиями, суждениями и умозаключениями.

Понятия - символическое обобщенное представление предметов или явлений

путем выделения главных признаков, присущих всем предметам данного класса

независимо от конкретной ситуации. Например, понятие "человек" представляет

набор черт и качеств, обязательно присущих любому человеку-

мужчине и женщине, ребенку, взрослому и старику и т.д.

Суждения - отражение связей между различными предметами или

явлениями. Например, суждение "Все люди смертны" отражает существенную

связь между людьми и таким явлением как смерть.

Умозаключение - получение вывода путем анализа и синтеза на основе

исходных двух или нескольких суждений. Например, на основе двух следующих

суждений "Все люди смертны" и "Сократ - человек" мы можем получить новое

суждение "Сократ тоже смертен" (Аристотель "Логика").

Мыслительные операции.

Поясняя выше сущность мышления, мы неоднократно употребляли понятия

"анализ", "синтез", "сравнение", "обобщение".

* Анализ - это метод разложение целого на части.

Решая математическую задачу или сложную жизненную проблему, мы в

первую очередь анализируем их, т.е. выясняем простые составляющие

задачи или проблемы. Маленький ребенок, бесцельно, как нам кажется, ломая

только что подаренную игрушку, на самом деле "анализирует" ее единственно

доступным ему пока способом, т.е. буквально разлагая ее на части. Причем,

перейти к понятийному, словесному анализу ребенок может лишь многократно

осуществляя вот такой буквальный деятельностный анализ.

* Синтез - объединение простых элементов в новый комплекс, в новое целое.

Составляя пирамидку из колец различного диаметра или собирая новую

модель при помощи конструктора, ребенок осуществляет синтетическую

синтетическую деятельность, необходимую для перехода к понятийному

синтезу.

* Сравнение - выделение сходных и различных признаков в результате анализа

предметов или явлений. Чтобы провести сравнение, нужно вначале разложить

сравниваемые предметы на простые составляющие, т.е. проанализировать их, а

затем необходимо выделить сходство и различия между ними.

* Обобщение - объединение ряда предметов в группу по наличию у них ряда

общих случайных или существенных признаков. В первом случае, в одну группу

могут попасть трава, шарф, автомобиль, огурец как обладающие одним общим

случайным признаком - зеленым цветом. Во втором случае - при обобщении по

существенному признаку - ничего общего между этими предметами найти

невозможно.

* Абстрагирование - символическое упрощение путем отвлечения от конкретных

деталей. Мысленное абстрагирование позволяет нам, например, выделить

существенные узловые моменты логического развития исторического события,

например, революции во Франции, не увязая в конкретных деталях.

* Конкретизация - переход, напротив, к деталям, усложнение содержания.

Конкретное всегда богаче по содержанию, чем абстрактное; конкретный человек

обладает несравненно большими характеристиками, чем абстрактное понятие

"человек". Лев Николаевич Толстой, помимо черт, присущих всем людям ( как

просто принадлежащий к роду человеческому), еще и великий русский писатель,

философ, граф, супруг Софьи Андреевны, отец, помещик, человек определенного

темперамента, характера, со

своим личным опытом и жизненными проблемами - безмерно сложная личность,

все многообразие которой можно выразить лишь при помощи удачного термина

древнегреческой философии - микрокосм, т.е. столь же сложный как и

бесконечный космос - макрокосм.

Этапы решения мыслительных задач.

По мнению советского психолога Лурии, при решении задач человек

проходит ряд этапов:

* первый - изучение условий задачи;

* второй - разработка стратегии решения проблемы (общих подходов);

* третий - выбор тактики решения, т.е. конкретных методов;

* четвертый - найденное решение сопоставляется с исходными данными и про

веряется правильность решения.

Но длительные исследования (Уоллес) в области решения творческих задач

предлагают несколько иной механизм мыслительной деятельности, приводящей к

существенно новому решению. Этот механизм также включает четыре этапа:

Первый этап - подготовка; на этом этапе подбирается информация,

имеющая отношение к проблеме.

Второй этап - инкубация; на этом этапе исследователь на время

откладывает работу над проблемой, переключаясь на другие дела. В это же

время продолжается бессознательная переработка информация: она включается в

структуру прошлого опыта, устанавливаются связи между новой информацией

и уже известной.

Третий этап - озарение, инсайт. Кажется, что решение появляется само

собой, без всякого вмешательства исследователя и часто воспринимается как

нечто мистическое. Блез Паскаль даже однажды обратился к служителям церкви

с просьбой о помощи, считая свое открытие, получившее позже название

"улитки Паскаля", "бесовским наваждением". Известно множество примеров,

когда решение проблемы пришло во сне или во время просоночного состояния

или дремы, причем решение приходит уже в готовом виде, а промежуточные

этапы исследователю абсолютно недоступны.

Четвертый этап - логическая оценка найденного решения, проверка путем

сопоставления с первоначальными фактами.

Противоречат ли эти два подхода друг другу? Видимо, нет. Теория

мыслительной деятельности Лурии представляет собой описание логического,

осознанного механизма решения всех многочисленных повседневных задач, в то

время как открытие Уоллеса раскрывает значение бессознательного в

творческом процессе, направленном на получение принципиально новых решений

проблем или принципиально новых объяснений тех или иных явлений

действительности.

Теории интеллекта.

Интеллект - это относительно устойчивая совокупность умственных

способностей индивида. В отечественной психологии преобладает точка зрения,

при которой интеллект тождественен мышлению (Л.С. Цветкова "Мозг и

интеллект, 1995). В западной психологии интеллект связывают с успешной

адаптацией в среде, т.е. более интеллектуален тот, кто лучше всего

адаптируется, т.е. благодаря своему здравому смыслу и инициативности может

приспосабливаться к обстоятельствам жизни. По мнению Векслера, "интеллект -

это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и

хорошо справляться с жизненными обстоятельствами, т.е. успешно меряться

силами с окружающим миром".

Оценка интеллекта.

Различными психологами предложены различные способы оценки интеллекта

по различным параметрам. Так супруги Терстоуны выделяют семь факторов, по

которым можно судить об интеллекте:

1. Способность совершать счетные операции.

2. Словесную гибкость, т.е. способность легко находить слова для

адекватного выражения мыслей.

3. Вербальное восприятие, т.е. способность адекватно понимать устную и

письменную речь.

4. Пространственную ориентацию, способность представлять ращличные

предметы в пространстве.

5. Память.

6. Способность к рассуждению, т.е. решению проблем с использованием

прошлого опыта.

7. Готовность к перцепции, т.е. быстроту восприятия сходств или различий

между предметами или изображениями.

Другие авторы подходят к оценке факторов, составляющих структуру

интеллекта, с поразительным разбросом мнений, выделяя их от 4 (Р.Мейли) до

120 (Д.Гилфорд), что лишний раз свидетельствует о сложности проблемы.

Различными авторами предложено ряд тестов, позволяющих оценить уровень

интеллекта. Первый тест на интеллект был создан психологом Бине и выявлял

"умственный" (ментальный) возраст ребенка в отличие от его хронологического

возраста. Позже Векслер, Кэттел, Айзенк предложили свои тесты на оценку

интеллекта взрослых и детей. Сейчас наиболее часто употребляемыми является

тесты Стенфорд-Бине и Векслера.

Виды и уровни интеллекта.

Гилфорд первым предложил оценивать интеллект с точки зрения

конвергентности - дивергентности. Конвергентный интеллект предполагает

поиск единственно правильного решения и представляет собой результат

научения, хорошего усвоения алгоритмов решения проблем. Дивергентный

интеллект характеризуется одновременным многоплановым поиском правильных

решений, что приводит в результате к оригинальным творческим идеям.

Также принято деление интеллекта на конкретный уровень, направленный

на решение повседневных проблем и называемый зачастую смекалкой и

абстрактный уровень, позволяющий успешно оперировать понятиями.

Кэттел предположил, что у каждого из нас от рождения имеется

потенциальный "жидкий" интеллект, который представляет собой общие

способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению, на основе которого

по мере накопления опыта в решении задач адаптации к среде формируется

"кристаллический" интеллект, представляющий собой различные конкретные

навыки и знания данного индивида.

Факторы, влияющие на формирование интеллекта.

Внутриутробная жизнь ребенка накладывает существенный отпечаток на

формирование интеллектуальных потенций. Задержка умственного развития

возможна:

* при некоторых хромосомных аномалиях (болезнь Дауна);

* при нарушениях снабжения мозга формирующегося плода кислородом;

* при нарушениях питания плода;

* при некоторых заболеваниях матери в период беременности (например,

краснуха и диабет);

* при употреблении матерью многих лекарств, в особенности антибиотиков и

транквилизаторов;

* при употреблении матерью в период беременности наркотиков, алкоголя, при

курении.

После рождения ребенка влияет на развитие его интеллектуальных

способностей:

* питание, уход и обеспечение безопасности в первые месяцы жизни;

* богатая раздражителями окружающая среда, т.е. общение с различными

людьми, большое количество игрушек, приспособления для развития

двигательной активности (мячи, кольца);

* количество детей в семье - чем больше детей в семье, тем меньше уровень

развития их интеллекта, хотя существует и еще одна интересная зависимость:

старшие дети в такой семье более развиты интеллектуально, чем младшие;

* социальное положение семьи - сказывается на формировании практического

или абстрактного уровня интеллекта, а также общей направленности личности.

8. Речь.

Речь - специфически человеческий способ обмена информацией,

обеспечивающий прогресс человеческой цивилизации вследствие накопления

коллективного опыта.

Речь - один из существенных факторов, отличающих психику человека от

психики животных. Все виды общественных животных (т.е. живущих группами -

стаями, стадами и т.д.) имеют сигналы, которыми они обмениваются в той или

иной ситуации. Каждый сигнал запускает конкретную поведенческую реакцию -

бегство или стремление спрятаться при сигнале опасности, поиск пищи при

наличии сигнала о том, что кто-то из членов группы ее нашел. Реакция на

сигналы у большинства животных видов является врожденной, у некоторых видов

обезьян к врожденным сигналам присоединяются сигналы, выработанные в

процессе совместной жизни и включающие условно-рефлекторную реакцию. У

человека тоже есть ряд безусловно-рефлекторных звуковых сигналов - крик

боли, непроизвольный возглас как реакция на опасную ситуацию. Но вместе с

этой так называемой первой сигнальной системой у человека есть вторая

сигнальная система - человеческая речь, при помощи которой мы не только

передаем информацию о существующей ситуации, но можем рассказать о прошлом

или о будущем, или о том, чего не существует.

Способность к речи является врожденной, но актуализироваться эта

способность может только в случае, если ребенок развивается среди людей,

которые разговаривают с ним и между собой. Случаи так называемых детей-

Маугли, т.е. детей, воспитанных обезьянами, волками убеждают в том, что эта

способность должна актуализироваться в строго определенные временные рамки.

Если ребенок не заговорил по тем или иным причинам в возрасте близком к

двум годам, то с каждым годом, отделяющем его от этого возраста,

возможность актуализации речевых функций будет уменьшаться. Т.е. чем в

более старшем возрасте мы будем пытаться научить ребенка разговаривать(если

это не произошло естественным путем), тем меньших успехов мы добьемся.

Способность к речи включает в себя несколько неразрывно связанных

процессов: способность к проговариванию (речевой моторике и фонетике),

способность к пониманию устной речи (т.е. пониманию значения слов -

семантике), способность к пониманию письменной речи (т.е. к чтению),

способность к правильному построению речи (синтаксис), способность к

письму.

Физиологи обнаружили ряд речевых центров, которые в подавляющем

большинстве случаев расположены в левом полушарии коры головного мозга

и отвечают за различные вербальные процессы.

При нарушениях в деятельности мозга возникают нарушения

соответствующих речевых функций:

* нарушения артикуляции (афазия Брока) - существенные нарушения в

способности к устной речи, т.е. больные не могут произнести хорошо

известное им слово;

* нарушения письма (аграфия) - невозможность писать вследствие того, что

мозг не может "вспомнить" движения руки при письме и воспроизвести их;

* расстройства понимания устной речи (афазия Вернике) - больные не понимают

значения слов, воспринимают чужую речь как шум, не имеющий никакого смысла;

* нарушения чтения (алексия) - невозможность понимания смысла слов,

переданного в знаковой форме, буквами.

Виды речи.

Выделяют следующие виды речи:

* внешняя речь - речь, которой мы пользуемся для общения с другими людьми;

в онтогенезе появляется вначале как неосмысленное подражание чужой речи на

уровне первой сигнальной системы, позже появляется понимание значения

произносимых слов;

* внутренняя речь - речь, обеспечивающая мыслительную деятельность, а также

общение с собой;

* промежуточная речь - частично интериоризированная (перешедшая вовнутрь)

внешняя речь, при которой часть речевой деятельности осуществляется вовне,

а часть внутри сознания. Внешне это выглядит как бессмысленная отрывочная

речь. В онтогенезе является нормальным этапом перехода внешней речи во

внутреннюю. У взрослых людей возвращение к промежуточной речи

свидетельствует об астенизации (истощении) психики, усталости, неврозе.

В свою очередь, внешнюю речь можно подразделить на устную и письменную, а

устную - на монологическую и диалогическую. Каждый вид речи обладает своими

особенностями. Так, например, письменная речь требует большей конкретизации

мысли, а при устной диалогической речи присоединение невербальных каналов

передачи информации (интонации, мимики, жестов, поз тела) позволяет

адекватно выразить свои мысли более скудными речевыми средствами.

По степени активности процесса выделяют:

* активную речь, при которой каждая фраза самостоятельно конструируется

человеком;

* пассивную речь, при которой человек пользуется готовыми речевыми

штампами.

Раздел 5: ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ И ВОЛЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ.

1. Эмоции.

Эмоции - это непосредственное пристрастное переживание жизненного

смысла явлений и ситуаций. Эмоции возникли в филогенезе как сигнал о

биологическом состоянии организма после тех или иных воздействий на него

и представляют собой сейчас форму видового опыта, позволяющую отдельным

индивидам совершать, ориентируясь на них, необходимые действия,

целесообразность которых для него неясна. Но эти действия обеспечивают

удовлетворение жизненно важных потребностей. Так, негативные эмоции,

сопровождающие чувство голода, заставляют нас искать способы удовлетворения

этой потребности, что, в свою очередь, направлено на сохранение нормального

функционирования организма.

Теории эмоций.

* Теория Джеймса-Ланге предполагает, что вначале возникает реакция

организма на какую-то ситуацию, которая затем переживается нами как

определенная эмоция. Т.е. при встрече со злобной собакой мы вначале

ощущаем, как у нас задрожали колени и похолодело внутри, а потом понимаем,

что мы испугались. По мнению Джемса, "мы грустим потому что плачем, злимся

потому что наносим удар, боимся потому что дрожим".

* Теория Кэннона-Барда подвергает сомнению названную теорию, т.к., по

мнению Кэннона, многим различным эмоциям соответствуют одинаковые

физиологические состояния и только от индивида зависит, как он истолкует

это состояние и какой знак - положительный или отрицательный- ему припишет.

* Информационная теория П. Симонова устанавливает зависимость между

возникновением эмоции определенной окрашенности и выраженности и степенью

информированности индивида о возможности удовлетворения какой-либо

потребности.

Эмоция = необходимая информация - имеющаяся информация.

Ясно, что в случае, если индивид имеет всю необходимую информацию

о возможности удовлетворения потребности, то возникает положительная

эмоция; если же имеющейся информации недостаточно, то возникает эмо-

ция отрицательная.

Классификация эмоций.

1. Самая простая из существующих классификация эмоций предлагает разделить

их на два вида: переживаемые индивидом как отрицательные и переживаемые

индивидом как положительные.

2. Также существует классификация, предлагающая делить эмоции на

стенические (активизирующие человека, повышающие его готовность к

деятельности) и астенические (расслабляющие, утомляющие человека,

вызывающие заторможенность).

3. Классификация, предложенная В. Вундтом, предлагает характеризовать

эмоции по трем направлениям:

- удовольствие-неудовольствие;

- напряжение-разряжение;

- возбуждение-торможение.

4. Американский психолог К. Изард выделяет следующие фундаментальные

эмоции:

* интерес-волнение;

* радость;

* удивление;

* горе-страдание;

* гнев;

* отвращение;

* презрение;

* стыд;

* вина.

Все остальные эмоциональные реакции индивидов, по мнению Изарда, являются

производными и комплексными, т.е. возникают на основе нескольких

фундаментальных.

5. Отечественный психолог Б.Додонов предлагает еще более сложную

классификацию эмоций:

* альтруистические эмоции (желание помогать другим людям);

* коммуникативные эмоции (возникающие при общении);

* глорические эмоции (связанные с потребностью в самоутверждении);

* праксические эмоции (связанные с успешностью деятельности);

* пугнические эмоции (связанные с ситуациями опасности, с потребностью

рисковать);

* романтические эмоции (стремление к необычайному, новому);

* гностические эмоции (возникающие в познании);

* эстетические эмоции (связанные с восприятием произведений искусства);

* гедонистические эмоции (связанные с потребностью в удовольствии,

удобствах);

* акизитивные эмоции (связанные с интересом к накоплению,

коллекционированию).

Эмоциональные состояния.

Простейшей и древнейшей формой переживания эмоций является

эмоциональный тон ощущений. Любой сигнал, воспринятый нашими

анализаторами, вызывает определенную эмоциональную реакцию - положительную

или отрицательную. В каждый момент времени на нас воздействует огромное

количество раздражителей и каждый из них эмоционально переживается нами.

Если совокупное количество раздражителей, вызывающих положительную

эмоциональную реакцию, больше, то мы чувствуем себя в настоящий момент

хорошо - спокойно, расслабленно, удовлетворенно. Если же, наоборот, больше

отрицательно воздействующих раздражителей, то мы чувствуем себя "не в своей

тарелке", "неуютно", напряженно, неспокойно. Особенно важное значение для

формирования общего эмоционального тона ощущений имеют запаховые

раздражители. Обоняние - древнейший из анализаторов. Оно через нервную

вегетативную систему тесно связано с деятельностью желез внутренней

секреции и существенно влияет на общее состояние организма - в том числе и

на общий эмоциональный тон.

Настроение - эмоциональное состояние, в течение длительного времени

окрашивающее всю психическую жизнь человека. Различают два вида настроений:

* эмоциональный нерасчлененный фон (приподнятое или подавленное);

* четко идентифицируемое состояние (скука, печаль, радость)

Факторы, вызывающие определенное настроение, могут быть очень разными: от

физиологических до высокодуховных. Так, например, несварение желудка,

чувство вины за неблаговидный поступок или мысль, конфликтная ситуация в

семье, неудовлетворенность уровнем проделанной работы способствуют

формированию плохого настроения, а, скажем, ощущение благополучия организма

после лыжной прогулки или полноценного сна, удачно выполненная работа,

встреча с дорогим человеком, хорошая книга вызывают хорошее настроение.

Специфика этого эмоционального состояния в том, что человек, будучи в

определенном настроении, воспринимает все сигналы из среды окрашенными в те

же эмоциональные тона, даже если рационально он способен их оценить

адекватно.

Фрустрация - состояние острого переживания неудовлетворенной

потребности, осознание невозможности достижения какой-либо значимой цели.

Факторы, вызывающие это состояние, называются фрустраторами, а

ситуации, в которых это состояние возникает, называют фрустрационными

ситуациями. Фрустраторами может быть широкий спектр факторов:

физиологических (лишение сна, пищи, холод, жажда, неудовлетворенные

сексуальные потребности и т.д.), психологических (отсутствие общения,

недостаток информации, этические внутренние конфликты и т.д.)

Человек, находящийся в состоянии фрустрации, испытывает целую гамму

негативных эмоциональных переживаний: раздражение, чувство вины,

разочарование, отчаяние. Фрустрационная ситуация обычно разрешается либо

при устранении фрустратора (т.е. удовлетворении потребности), либо при

реорганизации

существую???????????????????????????????????????????????????????????????????

????????????????????????????????

????????????????????????????????????????????????????????????????????????????

????????????????????????????????????????????????????????????????????????????

????, которая зависит от функциональных особенностей нервной системы,

системы мировоззрения данного индивида, его самооценки.

Стресс - реакция на изменение условий жизни, процесс адаптации к

новой ситуации, "неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему

требование" (Селье).

В зависимости от вида стрессоров, подразделяют:

- физиологический стресс (изменение режима работы, тяжелый физический

труд, чрезмерный холод или жара, недостаток кислорода, болевые стимулы);

- психологический стресс ( существенное изменение жизненных условий,

потеря близких людей, информационные перегрузки, обида и т.д.).

Ганс Селье, крупнейший специалист в области изучения стресса, выделяет

следующие фазы развития общего синдрома адаптации:

* реакция тревоги - на этой стадии возбуждается симпатическая нервная

система и надпочечники выбрасывают в кровь "гормоны стресса" - адреналин и

норадреналин;

* фаза сопротивления - на этой стадии происходит мобилизация всего

организма для преодоления стрессовой ситуации;

* фаза истощения - эта фаза наступает, если стрессовые ситуации наступают

слишком часто и организм не успевает восстановить свои силы между

стрессами.

Некоторое количество стрессовых ситуаций человеку необходимо, т.к.

стресс (по крайней мере, две его фазы) оказывает мобилизующее воздействие,

закаляет организм, повышает его сопротивляемость в отношении различных

стрессоров. Но если, изменения, требующие адаптации, идут сплошной чередой

(а в условиях современного крупного города человек подвергается воздействию

стрессоров почти ежеминутно), то организм не успевает восстановиться и

войти в нормальный режим работы - стресс становится хроническим.

Выделяют следующие основные признаки хронического стресса в стадии

истощения:

* бессонница;

* боль в груди;

* постоянное покашливание;

* сексуальная неудовлетворенность;

* эмоциональный дисбаланс (перепады настроения);

* непреходящая усталость;

* мышечные боли.

Неблагоприятные последствия хронического стресса часто называют дистрессом.

Дистресс вызывает самые разнообразные нарушения в жизнедеятельности

индивида: снижает сопротивляемость инфекциям вследствие ослабления

иммунитета, способствует появлению различных психосоматических (т.е.

имеющих психическую природу) заболеваний - гастритов, язвы желудка,

сердечно-сосудистых заболеваний, аллергии, бронхиальной астмы, заболеваний

позвоночника и многих других, формирует различные нарушения в сфере

мотивационной активности личности, невротические реакции и даже реактивные

психозы.

Аффект - сильное и относительно кратковременное эмоциональное

состояние, связанное с резким изменением важных для индивида условий жизни.

Причиной возникновения аффекта является переживание человеком внутреннего

конфликта между его влечениями, стремлениями и желаниями либо противоречия

между требованиями, предъявляемыми ему окружающими (либо им самим) и

возможностями выполнить эти требования. Аффект развивается в критических,

неожиданно возникших, чаще опасных ситуациях в том случае, когда человек не

может найти выход из них.

Признаки аффекта:

* сужение сознания, направленность его на раздражитель и неспособность

адекватно оценивать ситуацию и свои действия;

* выраженная двигательная активность, связанная с необходимостью выплеснуть

сильнейшее психическое напряжение, порожденное ситуацией;

* частичная или полная потеря памяти о событиях, предшествовавших аффекту и

своих действиях во время него;

* сильное психическое истощение, физическая слабость после аффективной

реакции;

* наличие "постаффекторных следов или комплексов", которые в случае

наступления впоследствии похожей ситуации навязывают тот же способ ее

разрешения, который был предпринят субъектом в первый раз.

Депрессия - эмоциональное состояние, характеризующееся отрицательным

эмоциональным фоном, общим снижением жизненной активности, слабостью

волевых процессов, ослаблением памяти, мыслительных процессов,

неспособностью концентрировать внимание. Человек в состоянии депрессии

испытывает мучительные переживания, отчаяние, тоску. Характерными являются

мысли о собственной никчемности, о невозможности предотвратить наступление

каких-то ужасных событий, страх перед будущим, чувство вины за прошлые

события. Длительные тяжелые депрессии могут привести к попыткам

самоубийства. Депрессии у здоровых людей могут быть результатом

хронического стресса, длительного перенапряжения, психической травмы.

Чувства - одна из основных форм переживания человеком своего отношения

к предметам, событиям и другим людям. В онтогенезе чувства появляются позже

ситуативных эмоций, они представляют собой личностный уровень

переживания человеком своего отношения к миру и зависят от культуры

общества, в котором воспитывался человек, степени его развития. Иными

словами, раздражители, вызывающие отрицательные или положительные эмоции,

одинаково действуют и на человека примитивной культуры, и на современного

высокообразованного англичанина, а вот факторы, вызывающие чувство стыда

или негодования, будут совершенно различными. Важным отличием чувств от

эмоций является то, что чувства обладают относительной устойчивостью и

постоянством, а эмоции носят ситуативный характер, т.е. являются реакцией

на определенную ситуацию. Вместе с тем, чувства и эмоции тесно связаны,

т.к. всякое чувство переживается и обнаруживается именно в конкретных

эмоциях. Более того, если на первых годах жизни именно эмоции являются

основой формирования чувств, то по мере развития личности уже чувства

начинают определять содержание ситуативных эмоций.

Страсти - сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над

другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете

страсти всех его устремлений и сил. Причины формирования страстей почти

исключительно связаны с бессознательными комплексами, требующих реализации

в сфере сознания. Как всякие бессознательные влечения, эти комплексы не

могут быть реализованы в своем настоящем виде и поэтому подвергаются

изменению, сублимации, чтобы преодолеть цензуру Я. Будучи следствием

неблагоприятного личного опыта индивида, страсти вместе с тем зачастую

становятся движущей силой великих дел, подвигов, открытий, требующих

величайшего напряжения и концентрации сил, которое было бы невозможно при

других условиях формирования личности.

2. Волевые процессы.

Воля - способность человека самостоятельно регулировать свою

деятельность, подчиняя ее сознательным решениям.

Волевое усилие включается при следующих условиях:

* при необходимости сознательно регулировать свою деятельность, т.е. во

всех ситуациях, когда мы не следуем внешним стимулам к активности, а сами

формируем их;

* при недостаточной мотивации к деятельности, т.е. в тех ситуациях, когда

внешние стимулы не обеспечивают необходимый уровень активности; в этом

случае мы должны сами создать дополнительные мотивы;

* при необходимости выбора мотивов, целей, средств при их конфликте, т.е. в

тех ситуациях, когда мы сталкиваемся с двумя взаимоисключающими мотивами и

должны сделать выбор между ними.

Волевое усилие заключается не только в сознательном побуждении

активности, но и способности затормозить активность, отказаться от чего-

то.

Способность к волевым действиям социально обусловлена, т.е.

представляет собой результат воспитания и самовоспитания. Поведение детей

раннего возраста реактивно - они реагируют на внутренние ("Хочу!") и

внешние ("Сделай так и получишь конфетку!") побуждения к деятельности. По

мере формирования личностных качеств ребенок становится способным к волевым

действиям, формирует активное отношение к своим действиям, сам выступает их

регулятором. Волевое усилие - это преодоление себя, высшее выражение

сознательности, власть над собой.

Порок развития волевых качеств называется слабоволием. Слабовольный

человек не в силах отказаться от желаемого, сделать выбор между двумя

равносильными мотивами. Выраженность слабоволия бывает разной: от небольших

уступок себе в отдельных ситуациях до невозможности осуществить

элементарный выбор (ситуация "буриданова осла"). Патология развития воли

называется абулией. При абулии человек понимает, что нужно сделать что-то,

но не в силах заставить себя. Еще одной выраженной характеристикой абулии

является следование внешним побудителям действий. Так, человек с подобной

патологией входит в дверь лишь только потому, что она оказалась у него на

пути.

Раздел 6: ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ.

1. Понятие личности в психологии.

Личность - системное качество, характеризующееся набором устойчивых

признаков (темперамента, характера, способностей, установок), определяющее

свойственный данному человеку способ взаимоотношения с миром и другими

людьми. Черты, характеризующие личность, частично обусловлены генетически,

т.е. врожденны, частично зависят от влияния среды, формируются в процессе

общения. Но несмотря на врожденный характер некоторых составляющих, само

это системное качество может возникнуть лишь при условии общественного

воспитания, т.е. только в том

сл??????????????????????????????????????????????????????????????????????????

????????????????????????????????????????????????????????????????????????????

????????????

?????????????????

??????????????????????????

?????????????????????????????????????????????ответствует психосексуальному

развитию человека, причем на каждом этапе либидо (сексуальная энергия,

детерминирующая активность человека) проявляется через различные эрогенные

зоны.

Фрейд выделяет следующие фазы психосексуального развития:

* на оральной стадии (0-1 год) снятие напряжение либидо связано с сосанием

- материнской груди, соски-пустышки или бутылочки с молоком, собственного

пальца или любого предмета; если по каким-либо причинам потребность в

сосании не будет удовлетворяться, то человек задерживается на этой стадии и

впоследствии у него могут во взрослом состоянии проявиться такие пороки как

страсть к алкоголю ("к бутылочке"), к курению

("сосанию сигареты"), обжорству или сквернословию;

* на анальной стадии (1-2 года) напряженность либидо снимается во время

акта дефекации; при непоследовательном поведении родителей, слишком суровом

воспитании может произойти задержка личностного развития и на этой стадии -

в этом случае развиваются такие черты характера как пунктуальность и

педантичность ("главное - успеть вовремя"), скупость (нежелание

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ