Рефераты

Психолого-педагогическая помощь трудным подросткам на уроках музыки и внеклассных занятий

необходимо не констатировать сложившееся положение вещей, а

действовать п р а к т и ч е с к и, использовать конкретные приёмы

воздействия. И здесь особую значимость приобретает дифференцированный

подход к учащимся на уроке.

В современных условиях, когда школа перестраивается в

соответствии с изменениями, происходящими в обществе, всё

возрастающее значение преобретает дифференциация и индивидуализация

учебно-воспитательного процесса. Ориентир на абстрактного “среднего

ученика” утрачивает своё значение. Многоцветность и многогранность

жизни захлестнула практическую педагогику. Можно с полной

уверенностью сказать, что от декларации индивидуального подхода

школа перешла к его реализации на уровне повседневной практики.

2.6. Тема, над которой работал коллектив школы №72 несколько лет

“Индивидуализация учебно-воспитательного процесса как один из путей

творческого сотрудничества”.

Речь идёт только о так называемой внутриклассной индивидуализации

обучения. Это те приёмы и способы индивидуальной работы, которые

использует учитель на уроке в обычном классе массовой школы. Можно

выделить два разных критерия, которые лежат в основе

внутриклассной индивидуализации: 1) ориентация на уровень достижений

школьника и 2) ориентация на процессуальные особенности его

деятельности.

Применение различных форм и методов индивидуализации и

дифференциации на уроках музыки способствует достижению цели

приобщения учащихся к музыкальной культуре.

“Интерес к музыке, увлечённость музыкой, любовь к ней, -

обязательное условие для того, чтобы она широко раскрыла и

подарила детям свою красоту, для того, чтобы она могла выполнить

свою воспитательную и познавательную роль… Любые же попытки

воспитывать и обучать того, кто музыкой не заинтересовался, не

увлёкся, не полюбил её, обречён на н е у с п е х”

Д.Б. Кабалевский.

Отсюда следует, что нельзя обучать музыке, не пробудив в детях

интерес к ней. А любовь, интерес к музыке могут возникнуть только

тогда, когда дети научатся воспринимать подлинно художественные

образы музыкального искусства.

Л.Н. Толстой сказал:

“Люди - как реки: вода во всех одинаковая… но каждая река бывает

то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая…”

Дифференцированный подход решает задачи эффективной педагогической

помощи учащемуся в совершенствовании его личности, особенно это

актуально для трудных подростков.

В каждом классе есть чисто интонирующие ребята,

неинтонирующие и не совсем чисто интонирующие. Работа идёт по

группам в разных сочетаниях. Реализация дифференцированного подхода

способствует организации групповых игр, соревнований, создание

временных творческих свободных групп, полагающих раскрыть

достоинства учащихся.

На уроках музыки учитель может создавать ситуации успеха именно

для тех учащихся, которых преследуют неудачи на других уроках,

воздействуя на чувства, а через них на поведение трудных

подростков.

Так как в каждом классе обучаются разные ученики с разными

способностями, с разными интересами, с различной профессиональной

направленностью, то и учитель должен учитывать и разные запросы

наших учеников. Обучение должно быть разноуровневым, не должно быть

“прокрустова ложа”. И оно должно быть ориентировано на

индивидуальные особенности и познавательные потребности ученика.

Поэтому и подход в обучении должен быть индивидуальным и

дифференцированным на всех этапах урока и видах деятельности:

слушание, исполнение музыки (пение), игра на музыкальных

инструментах, беседа (анализ музыкального произведения).

При работе над песней, ребята сами составляют исполнительский план,

исходя из текста и мелодики. На основе анализа вокальной партии

дети приходят к выводу о необходимости исполнения песни: хором,

солистом, ансамблем.

Важным этапом занятий является анализ музыкального произведения, в

результате анализа должны быть получены такие знания, которые можно

будет широко и эффективно использовать в процессе ознакомления

детей с данным сочинением. В каждом классе разный уровень:

например 6 “В” класс - Манухова К., Кириллов В.

Бывают вопросы безадресные или ненаправленные и адресный вопрос, то

есть направленный (второй способ эффективный). Но используются оба

вида. Практика показывает, что наилучшее соотношение - на два

направленных вопроса один ненаправленный.

Если цель учителя не в демонстрации умственного убожества

ученика, а в обучении его и в личностном развитии, то он задаст

вопрос, на который ученик сможет ответить. Например, Мануховой К.

могу задать вопрос сложный и безадресный, а Кириллову В. задам

вопрос направленный и проще, и в эмоциональном плане оба ученика

будут испытывать удовлетворённость. Например:

1. Какими музыкальными выразительными средствами передал композитор

состояние человека (природы)?

2. Как прозвучала музыка?

Всё это называется планированием вопросов. Задаётся вопрос,

нетребующий размышления, суждения, логического заключения,

вариативности ответа, а вопрос дающий лишь воспроизведение ответа

порой односложный, содержащий ответ, или выбор из двух ответов.

Каким бы ни был ответ, необходимо найти способ похвалить ученика,

подчеркнуть достоинства. Тогда между трудным учеником и учителем

начнут формироваться те отношения доверия и взаимопонимания, которые

помогут ему в дальнейшей его жизни.

Рассказ великого танцора:

“Мне ещё 14 лет не было, когда меня выгнали из школы за

неуспеваемость. Хорошо ещё, что отец не знал русского языка, он

бы меня убил. А так я ему справку показал об отчислении. Там

печать, надпись. Сказал, что школу я уже окончил, теперь

посоветовали учиться танцевать. Он справку положил под скатерть и,

довольный, пошёл в школу. Слышит, повторяют на все лады фамилию

Калеваев. Подумав, что сына хвалят. Обошлось. Это сейчас я

академик трёх академий, и уже две школы открылись моего имени -

одна в Петербурге, другая в Болгарии, где учат танцам народов

мира. Жизнь всему научила…”

Да, людей нельзя воспитывать по шаблону, но… может быть некоторым

стоит во время уйти “танцевать”?

2.7. На уроках музыки открывается большая возможность влияния

на трудных учащихся, чем на других уроках. Кроме всего арсенала

воздействия на поведение и сознание школьников, учитель музыки

владеет художественно-эстетическим потенциалом, несёт в себе

культурное наследие предшествующих поколений. Музыкальные и

художественные образы затрагивают самые тонкие струны человеческой

души. Умелая подача учебного материала позволяет не только дать

учащимся новые знания по предмету, но и сформировать отношение к

общечеловеческим ценностям: Родине, Семье, Добру, Миру, Знанию,

Труду. Эффективным воздействие на подростка будет тогда, когда

процесс обучения будет гуманным, построенным на принципе

сотрудничества. Воспитание должно идти непроизвольно, естественно и

искренне, так как именно в подростковом возрасте дети особенно

чувствительны к фальши и насилию в любой форме, они вызывают у

подростков очень бурную реакцию сопротивления. Это не значит, что

подростку нельзя делать замечаний или наказывать, речь идёт о том,

чтобы они были справедливыми и что особенно важно, высказаны в

вежливой, тактичной форме. Именно тон, каким ведётся общение с

подростком, тот ключик к его сердцу, о котором мечтают многие

взрослые и учителя. В этом секрет того, что просьбу одного

учителя учащиеся выполняют охотно, а другого - игнорируют.

8. Общеизвестно какими сильными факторами воздействия являются

музыка и общение, особенно в подростковом возрасте. Музыка и

успокаивает и побуждает к действию, она и объединяет и

позволяет ощутить свою сопричастность к чему-то важному и

прекрасному, что так значимо для подростка. Замечено, что именно

по предметам художественно – эстетического блока физкультуре и

технологии у трудных учащихся оценки выше, чем по другим

предметам, именно здесь большинство из них “находит себя ”, у

них формируются устойчивые интересы.

На уроках музыки, МХК, ИЗО подростку предоставляется возможность не

только показать свои знания, но и проявить свою индивидуальность,

оформить свои эмоции в образы, поделиться своими переживаниями,

найти поддержку и единомышленников.

В подростковом возрасте невозможно обойтись без общения. Этот вид

деятельности для подростков столь важен, что выходит на первое

место. В анкете на вопрос “ Зачем вы ходите в школу ?” почти 80%

учащихся 7-8 классов отвечают: “ Общаться. Видеться с друзьями. Себя

показать и других посмотреть”. Поэтому функция учителя, как

организатора этого самого общения, выходит на первое место. Опытный

учитель не идет по пути запретов, а организовывает это самое

общение так, чтобы оно было содержательным, полезным, развивающим,

обучающим. Педагогика общения отвечает на конкретные вопросы,

ежедневно возникающие перед учителями. Как строить взаимоотношения с

учениками? Как избежать конфликта? Как организовать работу в

группе? Как найти компромисс?…..

Частично выход можно найти и в организации внеклассной работы.

Опытный и заинтересованный учитель обязательно использует любую

возможность привлечь “неохваченных” на уроке трудных подростков к

внеклассным мероприятиям. Такие формы работы, как КВН, конкурсы,

соревнования, тематические дискотеки , всегда привлекают именно эту

категорию учащихся , как наиболее активных и деятельных граждан.

Основной воспитательный принцип здесь должен быть следующий: любое

мероприятие в стенах школы должно быть воспитывающим, любая

ситуация должна быть с нравственным выбором.

Внеклассные мероприятия, хорошо продуманные, с умело поставленными

воспитательными целями, решают многие педагогические задачи.

Значительным резервом для учителя, в процессе оказания помощи

трудным подросткам, служат психологические знания. Помогая ученику

стать человеком, преобщая его к музыкальной культуре, учитель

музыки помогает школьнику стать личностью, обрести себя, научиться

адаптироваться в сложном современном мире.

2.9.Для трудных подростков вопрос своего статуса в классе очень

важен. Чтобы такой ученик не ушёл в уличную компанию, в

“подворотню”, он совершенно определённо должен ощущать, что его в

классе признают, уважают, дают возможность и создают условия для

самопроявления и самоутверждения. Этому способствует система

психолого-педагогических требований к содержанию статуса ученика 8

класса (по М.Р. Битяновой, кандидата психологических наук, доцента).

----------------------------------------------------------------------------

-------------

Параметры психолого- Психолого-педагогические требования

педагогического статуса к обучению, поведению и общению

учащегося

1. Особенности поведения

и общения школьников

1.1. Взаимодействие со 1. Включённость во внутригрупповое

сверстниками общение со сверстниками.

2. Устойчивое

позитивное положение

в группе сверстников,

способность

к сотрудничеству со

сверстниками

в учебной и в

неучебной деят-ти.

3. Способность к

глубоким и про-

должительным

эмоциональным

привязанностям.

1.2. Взаимодействие с Включённость в личностное общение

педагогами с педагогами. Способность к

проявле-

нию эмпатии по

отношению ко

взрослым.

1.3. Соблюдение социаль- Принятие и соблюдение классных и

ных и этических норм школьных социальных и этических

норм.

1.4. Поведенческая само- 1. Способность длительно подчинять регуляция

поведение намеченной цели.

2. Умение сдерживать

эмоции, при-

давать их выражению

преднаме-

ренный характер.

3. Моральная регуляция

поведения.

4. Способность к

ответственному

поведению.

1.5. Активность и неза- Активность, самостоятельность и

висимость целенаправленность в

познавательной

и социальной

деятельности.

2. Особенности

мотивационной сферы

2.1. Наличие и характер 1. Интерес к способам получения

учебной мотивации знаний.

2. Умение ставить и

достигать конк-

ретные цели

самообразования.

3. Интерес к знаниям,

выходящим

за пределы школьных.

4. Интерес к

самостоятельным формам

учебной деятельности.

5. Способность к

постановке “гибких”

и перспективных целей

образования

и самообразования.

6. Интерес к

использованию результа-

тов учебной работы в

социально-

значимых формах

деятельности.

2.2. Устойчивое Отсутствие выраженных противоречий

эмоциональное состояние между:

(уровень тревожности) -- требованиями школы (педагога) и

родителей;

-- требованиями взрослых и

возмож-

ностями подростка;

-- требованиями семьи и

референтной

группы школьников;

-- требованиями референтной

группы

и возможностями подростка.

3. Особенности системы

отношений школьника

к миру и самому себе

3.1.Отношения со Эмоционально-положительное восприя-

сверстниками тие подростком системы своих отно-

шений со сверстниками:

субъективная

включённость в отношения,

восприятие

своего статуса в группе

как положи-

тельного и

удовлетворённость им.

3.2. Отношения с Эмоционально-положительное восприя-

педагогами тие подростком системы своих отно-

шений с педагогами и

воспитателями:

восприятие этих отношений

как ува-

жительных, доверительных,

но сохра-

няющих его автономность.

3.3. Отношение к Учение выступает для подростка как

значимой деятельности смыслообразующий мотив.

3.4. Отношение к себе Позитивная “Я-концепция”, устойчивая

адекватная самооценка,

ориентация на

будущее, субъективное

ощущение

адекватности своего

поведения и эмо-

циональных реакций.

Внеклассные мероприятия, различные по форме (литературно-музыкальные

композиции, самодеятельный концерт, конкурсы, музыкальный КВН и

т.д.):

1. выявляют и развивают способности учащихся;

2. прививают интерес к музыке, искусству;

3. развивают эмоциональную сферу личности ребёнка;

4. формируют отношение к культурным традициям;

5. помогают трудному подростку адаптироваться в школьной среде,

ощутить себя успешным, значимым среди сверстников.

В наибольшей степени отвечает всем современным требованиям,

предъявляемым к внеклассной работе. “Программа воспитания школьника”

Н.Е. Щурковой, доцента педагогических наук, профессора.

Эта программа создавалась содружеством педагогов-практиков, регулярно

собиравшихся на студийные профессиональные занятия для обсуждения и

анализа своей профессиональной деятельности в школе. Поэтому

программа отражает реальности современной школы, доступна и понятна

педагогу-практику, отвечает социальным насущным потребностям и

потребностям развивающейся юной личности, живущей в контексте

общечеловеческой культуры. Эта программа позволяет поставить весь

воспитательный процесс в школе на одни рельсы и эффективно

добиваться выполнения воспитательных задач.

Если воспитание - постоянное восхождение к культуре и повседневное

воссоздание культуры во всех жизненных актах, то назначением

воспитания является формирование личности, которая бы приобретала в

процессе развития способность с а м о с т о я т е л ь н о

строить с в о й вариант жизни, достойный человека.

Разделы, представленные в программе включают в себя все виды

психолого-педагогической помощи трудным подросткам, позволяющие им в

итоге выбраться “из трясины трудности и неуспешности”.

1 раздел - расширение представлений о нормах культурной

жизни и приобщение к этим нормам;

2 раздел - расширение представлений о человеке, как субъекте

жизни и формирование способности к саморегуляции;

3 раздел - расширение представлений о разных способах социального

устройства человеческой жизни - приобщение к участию в общественной

жизни;

4 раздел - формирование образа жизни, достойной человека, и

способности корректировать собственную жизнедеятельность;

5 раздел - формирование жизненной позиции и развитие способности

производить жизненный выбор.

На уроках музыки, МХК и во внеклассной работе приобщение к

культуре трудных подростков идёт своими, присущими этим предметам

средствами и приёмами:

. наглядно-образными (слайды, видеофильмы, репродукции);

. вербальными (рассказы, беседы, поэзия);

. музыкальными (песни, музыкальные произведения).

Особенность обучения и воспитания трудных подростков для учителя в

том, что ему приходится, как бы, “плыть против течения”, то есть

преодолевать то сопротивление, то напряжение, с которым подросток

приходит на урок. И здесь очень важен момент создания взаимного

контакта учителя и ученика, умение учителя вызвать доверие, интерес

к себе и своему предмету, умение снять напряжённость, настроить

учащихся на восприятие того материала, который будет преподноситься

на уроке, иначе можно уподобиться человеку, который ломиться в

закрытую дверь. Часто подросток сам не понимает, отчего он

напряжён и нервничает, одновременно он и хочет остаться

незаметным, и чтобы его заметили и поговорили. Иногда, если до

этого уже налажен контакт учителя с учеником, достаточно положить

руку на плечо, иногда надо задать банальный, казалось бы, вопрос:

“Как дела?”

И подросток успокаивается. Некоторым, особо расшалившимся, достаточно

упрекающего взгляда, другим словесного удивления его поведением, но

никому не помогают окрики, оскорбления или угрозы. В современных

педагогических технологиях представлено много разнообразных и

эффективных приёмов, помогающих учителю и ученику находить

взаимопонимание. Например:

. авансирование доверия. Учитель как бы не допускает мысли, что

именно этот ученик мог поступить так плохо, это его как бы

удивляет, а у ученика вызывает чувство стыда, так как

развивается рефлексия;

. недописанный рассказ;

. тезис-дискуссия;

. театр экспромтом;

. игра “последствия”;

. игра “компромисс”;

. игра “молекулы”;

. “Я и мои границы”.

Однако даже при участии в общих коллективных

мероприятиях, при постоянном контроле классного руководителя, для

перевоспитания трудных подростков недостаточно этих воспитательных

усилий, так как есть два очень серьёзных противовеса - к

сожалению часто это семья или неформальная среда общения. Тогда

школа, заинтересованный классный руководитель может подключить в

помощь себе административный механизм и таких специалистов, как

заместитель директора по праву, психолога, социального педагога.

Например завуч школы, посещая уроки учителей - предметников может

вести анализ урока с позиции организации эффективной работы со

слабоуспевающим учеником.

Анализ урока с позиции организации

эффективной работы со слабоуспевающим учеником.

“+” метод применяется, но не эффективен.

“++” метод применяется эффективно.

“—“ метод не применяется.

|№ | | Сведения |

| | |о |

| | |применении. |

|п/п | Методы |Ур |Ур |

| | |№1 |№2 |

| | ОПРОС | | |

|1. |Опрашивается чаще других. | | |

| 2.|Систематически проверяется факт выполнения | | |

| |домашнего задания (тетради, система опроса | | |

| |по журналу). | | |

| 3.|Разрешается подготовка к ответу с | | |

| |использованием схем, таблиц, приборов, | | |

| |опорных конспектов, планов, памяток. | | |

| 4.|При необходимости учитель предлагает план | | |

| |ответа, систему наводящих, стимулирующих | | |

| |вопросов. | | |

| 5.|Дифференцированные по уровням задания. | | |

| 6.|Доброжелательность, поощрение успехов, | | |

| |создание ситуации успеха. | | |

| | ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА | | |

|1. |Всемерное стимулирование интереса | | |

| |слабоуспевающих и поддержание их внимания | | |

| |при восприятии учебного материала. | | |

| 2.|Обеспечение оптимальной степени трудности | | |

| |содержания излагаемого материала, учёт зоны| | |

| |ближайшего развития. | | |

| 3.|Оптимальный темп изложения материала и | | |

| |обучения на уроке. | | |

| 4.|Вовлечение слабоуспевающих в активную | | |

| |деятельность. | | |

| 5.|Использование посильных, но усложняющихся | | |

| |заданий. | | |

| 6.|Подробный инструктаж по выполнению работы | | |

| |(алгоритмы, памятки, карточки с планом | | |

| |работы) | | |

| 7.|Использование >, | | |

| |обеспечивающих понимание способов решения | | |

| |более сложных задач. | | |

| 8.|Оказание помощи, постоянное внимание | | |

| |слабоуспевающим (не в ущерб всем учащимся | | |

| |класса!!!) | | |

| 9.|Указание типа заданий, правил, на которые | | |

| |опирается упражнение. | | |

|10. |Использование карточек-тренажёров (чертежи, | | |

| |схемы, подсказки. Например: чертёж без | | |

| |обозначений, с недоконца выполненными | | |

| |построениями, опорными фразами и т.д. | | |

|11. |Алгоритм решения. | | |

|12. |Наведение на решение через ассоциации. | | |

|13. |Указание причинно-следственных связей для | | |

| |выполнения упражнения. | | |

|14. |Предупреждение о типичных ошибках. | | |

|15. |Памятки по выполнению задания. | | |

|16. |Использование опережающих задач. | | |

| | ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ | | |

|1. |Дифференцированно, вариативно в зависимости | | |

| |от возможностей ученика. | | |

| 2.|Комментирование, разбор проблем, с которыми| | |

| |столкнётся учащийся. | | |

| 3.|Индивидуальные задания. | | |

Такой анализ позволяет выяснить причины неуспеваемости, принять меры

и составить программу педагогической помощи такому ребёнку на всех

предметах, где это необходимо, тем самым будет работать принцип

единого педагогического подхода. Заместитель по праву может вести

индивидуальные беседы с таким подростком, поставив его на

внутришкольный учёт, вызывать родителей, организовывать другие

мероприятия, дающие не только знание законов, но и воспитывающие

законопослушание. Психолог проводит психологические тренинги, делает

диагностику в помощь классному руководителю и семье, если в ней

есть заинтересованные члены. Причём найти опору в семье очень

важно, так как если нет взаимопонимания семьи и школы, то

получается хуже, чем “лебедь, рак, да щука”.

Известно, какую огромную роль в поведении человека играют

мотивы. При неустойчивости психики трудных подростков, мотив

приобретает для них гипертрофированные формы. Поэтому при

диагностике отклоняющегося поведения несовершеннолетних очень важно

оценить средовую адаптацию, мотивы отклоняющегося поведения.

В психолого-педагогической диагностике мотивов отклоняющегося

поведения учащегося очень важно установить, насколько он внутренне

согласен с обстоятельствами воспитания: что побуждает его принять

позиции педагога; что затрудняет следовать ожиданиям и требованиям

со стороны окружающих; что заставляет конфликтовать или искать

другой неконструктивный выход из создавшегося положения. Кроме того

необходимо ясно представлять себе, насколько солидарны между собой

отдельные социальные среды, где он живет, обучается и воспитывается.

При этом педагог в своём диагностическом мышлении должен

придерживаться определённой последовательности, делая выводы поэтапно,

по мере того, как будет убеждаться в истинности подготавливающих

их умозаключений.

Ниже мы приводим для ориентировки примерную схему,

следуя которой, он не упустит важных деталей.

Схема постановки психолого-педагогического анализа.

1. Повод для диагностики (преступление, делинквентное поведение,

непослушание, конфликты в коллективе, уклонение от учёбы,

неуспеваемость, неверные общественные ориентации).

2. Сфера отношений, в которой сложилась конфликтная ситуация

(семья, учебный коллектив, среда неформального общения).

3. Оценка средовых обстоятельств, влияющих на воспитание:

. наличие семейной запущенности и тип отрицательно влияющей семьи

(разрушенная, педагогически некомпетентная, эмоционально

диссонциированная, нравственно неблагополучная);

. проблемы отношений в учебном коллективе (недостаток

авторитета, неприветствуемый, отвергаемый, изолированный член

коллектива);

. положение в среде неформального общения (лидер, постоянный член

подростковой группы, участник криминогенной группировки,

изолированный).

4. Мотивообразующие обстоятельства отклоняющегося поведения:

. основное содержание переживаний, вызванных затруднениями средовой

адаптации (стремление удержать позиции лидера, желание выделиться

среди сверстников с целью самоутверждения, стремление приобщиться

к группе для преодоления неуверенности в себе, гиперкомпенсация

проблем общения в коллективе);

. эмоциональные реакции на проблемы средовой адаптации (чувство

неуверенности в себе, протестная форма отреагирования психического

напряжения, игнорирование конфликтности своего положения с

переориентацией на микросреду).

5. Индивидуальные особенности личности ( отставание в умственном

развитии, психический инфантилизм, наличие акцентуации характера,

патохарактерологических реакций, состояние здоровья).

6. Черты характера, затрудняющие процесс социализации личности.

7. Выводы в ведущих мотивах отклоняющегося поведения (детская

шалость, подростковая протестная форма, компенсация

фрустрационного напряжения, комфортное подражание отрицательному

примеру, реализация привычек и навыков, получаемых путём

заряжения в антисоциальной среде).

8. Основные направления педагогической тактики:

. по дезактуализации внутреннего конфликта;

. по устранению негативных обстоятельств воспитания;

. по организации дополнительного педагогического и социального

контроля за формированием личности учащегося.

Из перечисленных выше этапов диагностического мышления

важнейшим является начальный, когда определяются конфликтообразующие

компоненты социальной ситуации. Это и понятно, так как повод для

конкретного инцидента зачастую бывает лишь пусковым механизмом для

разрядки психического напряжения, он очень зависит от стихийно

складывающихся эмоциональных сил в среде несовершеннолетних, на нем

сказывается богатство воображения и символическое восприятие мира

ребенком или подростком. [ 2 ]

Истолкование унифицированного способа оценки средовой адаптации

несовершеннолетнего позволит достичь единообразия в методах работы

представителей разных дисциплин, в том числе и музыка, принимающих

участие в профилактической работе с подрастающим поколением. [прил.

2]

Однако при всех мероприятиях, психолого-педагогической

помощи учителей и администрации школы, и даже при усилиях всего

мира ребёнок не исправится до тех пор пока он сам не осознает,

не придёт сам к гармонии с этим миром. Поэтому самый важный и

заключительный аккорд в перевоспитании это момент осознания истины:

“Что я есть на этом свете? Что я хочу в этой жизни? Зачем мне

это нужно? Как я должен жить?” Если проследить процесс воспитания

с точки зрения организации создания условий роста и развития

ребёнка и имея цель - всесторонне развитую нравственную личность,

то можно представить следующую схему:

Уход, создание

Инвалидность

условий

Рождение, Развитие,

Самовоспитание Взрослая

уход и воспитание

нравственная

развитие

личность

ребёнка

Развитие и

Нравственные

перевоспитание

отклонения,

преступники

Весь процесс обучения и воспитания в школе и семье должен быть

направлен на формирование механизма самовоспитания личности, так как

окончив школу Ч е л о в е к продолжает восхождение к культуре всю

свою жизнь.

Лучшие педагоги всех времён и народов стремились создать

такую школу, которая позволила бы ребёнку раскрыться во всём его

своеобразии, во всей полноте его неповторимых задатков и особенностей.

Вместе с тем массовая школа, сложившаяся в 17-19 веках,

заслужила много справедливых нареканий за подавление личности ученика,

пренебрежение его индивидуальностью. Даже такой выдающийся педагог,

как Ян Амос Коменский, сравнивая школу с типографией, считал, что она

призвана тиражировать духовный продукт. А вот какую характеристику

массовой школе дал Януш Корчак: “Посредством школы дети втянуты в

общую циркуляцию… Здесь обучают их и заботятся об их здоровье и

развитии. Здесь их познают, квалифицируют и продумывают место будущей

работы для каждого”. По мнению многих педагогов и психологов,

господствующая в школе императивная система обучения, для которой

характерны однозначные команды и непреложность их исполнения всеми

учениками, развивает в детях пассивность, конформизм, формирует

“старательного филистера” (Б.Г. Ананьев).

За внешними характеристиками поведения, за успешностью (или

неуспешностью) учебной деятельности часто скрываются природные

динамические особенности. Нередко они порождают и различия в

знаниях - их глубине, прочности, обобщённости, а также в

поведении.

Всё проходяще, только музыка вечна… Эта фраза может быть

и вызывает у кого-то сомнения или снисходительную улыбку, но если

возвести понятие музыка на пьедестал общечеловеческих ценностей, то

мало кто будет оспаривать утверждение, что там ей и место.

Значение музыки в жизни человека столь велико, что абсолютно

бесспорно. В ракурсе проблемы трудности подростков, влиянию на них

музыки, может быть ещё недостаточно уделяется внимания. Так же, как

можно музыкой лечить, музыкой можно попробовать перевоспитывать.

Музыка поднимает и наполняет духовностью существование человека.

Прекрасные, великолепные музыкальные произведения создаются одарёнными

людьми. Как они сами, так и их музыка может стать тем

нравственным стержнем, ориентиром в жизни, которого не хватает

многим людям. Для правильного воспитания всегда нужны положительные

герои. Примеры из их жизни, их ценности, отношение к близким

людям, Родине - могут помочь подросткам разобраться в сложном мире

взрослых.

Подростки должны знать, что подобные проблемы переживали в своё

время и великие люди, добившиеся впоследствии мирового признания.

Те средства, которыми владеет учитель музыки, позволяют не всем

детям, но хотя бы тем, кто восприимчив к музыке, создать условия

на уроках и вне урока для того, чтобы трудный подросток оценил и

выбрал приемлемый для себя нравственный вариант жизни.

Забота о полноценном художественном развитии новых

поколений свойственна была нашей школе всегда. Но сегодня, пожалуй,

особенно остро осознаётся всем обществом необходимость того, чтобы

каждый растущий человек приобрел ненасыщаемую потребность в

“присвоении” великих духовных ценностей человечества и был способен

к самостоятельному творческому общению с искусством. Недаром видные

деятели искусства Д.Б.Кабалевский и Б.М. Неменский пришли в школу и

немало сил потратили на то, чтобы возглавить работу по созданию

принципиально новых программ преподавания изобразительного искусства

и музыки. Эти программы открывают для детей с первых шагов

школьного обучения неискаженную суть искусства. Дети учатся

создавать и воспринимать художественные образы как выражение

пристрастного, неравнодушного отношения к миру, в котором живет Ч е

л о в е к.

Страницы: 1, 2


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ