Рефераты

Психотехники Свободного Дыхания

Психотехники Свободного Дыхания

МОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ

ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Академия педагогики

Факультет психологии

Реферат по курсу “Аутодидактика”

“Психотехники Свободного Дыхания”

Фамилия, и.о. студента

Студенческий билет

Преподаватель ______________________

Рецензент ______________________

1999

Введение

Обзор психотехник Свободного Дыхания (Free Breathing)

1. Ребёфинг (rebirthing)

2. Вайвейшн (vivation)

3. Холотропное дыхание (holotropic breathwork)

Заключение

Список использованной литературы

Введение

На одном из психологических Web-сайтов в глобальной сети Интернет я

встретил эту интересную фразу: “Личностное развитие – это величайшее

увлечение в мире”.

Цель саморазвития очевидна – стать более счастливым и сильным,

сконцентрировать свое внимание на тех сторонах своей личности, которые

приводят к успеху, внутреннему и профессиональному росту, открыть перед

собой пути дальнейшего совершенствования, новые способы видения реальности.

Такую возможность дают практики личностного развития, чей широкий диапазон

– от религии и философии и до новомодных трансперсональной психологии и

танатотерапии.

Человек может изменить и улучшить что-то только тогда, когда у него есть

ясное понимание того, что же он желает улучшить. Методики личностного

развития в первую очередь учат пониманию себя. Практики личностного

развития совершенствуются все время и современные методики ясны и в той или

иной мере доступны для изучения.

Техники саморазвития, как правило, затрагивают все аспекты жизни. Они

призваны вернуть естественное для человека психическое и душевное

равновесие. В своём реферате по аутодидактике я постараюсь проследить

возникновение и развитие психотехник Свободного Дыхания.

Обзор психотехник Свободного Дыхания (Free Breathing)

Движение “Свободное Дыхание“ зародилось в 70-годах и обязано своим

появлением трудам Станислава Грофа и Леонарда Орра, которые независимо друг

от друга разработали техники, имеющие много общего и во многом разные.

Эти психотехники основаны на вызове изменённого состояния сознания. В

этих случаях человек может испытывать необычные состояния, которые

кратковременны и физиологичны.

Существует множество способов наведения измененного состояния сознания; в

данном случае, используется гипервентиляция. Методики различаются прежде

всего из–за различной глубины достигаемой гипервентиляции. Сходство методов

заключается в:

. использовании принципа связного дыхания для достижения измененного

состояния сознания

. самих результатах.

1. Ребёфинг (rebirthing)

Автором этой методики явился Леонард Орр. Gрежде чем прийти к технике,

названной им “ребёфинг” (англ. Rebirthing – возрождение) и описанной в

труде “Rebirthing in the New Age”, он сменил много профессий. Несколько лет

работы по изучению того, что ему открылось, привели к созданию первого

центра ребёфинга. Дыхание, используемое в процессе ребёфинга, следующее:

. без паузы между вдохом и выдохом;

. с быстрым, частым и глубоким, активным вдохом и мягким, полностью

расслабленным, пассивным выдохом.

Ребёфинг предназначался для разрешения последствий травмы родов. К

последствиям травмы родов относится следующее:

1. стресс рождения (болевой, связанный непосредственно с процессом

рождения, и психологический, связанный с отношением родителей, матери к

ожидаемому ребенку — желанный или нежеланный и т.п.);

2. раздробленность сознания (восприятие окружающего не как единого

целого, а как имеющего две независимо существующие составные части,

положительную и отрицательную), и как следствие – деление выбора суждений

на “плохо” и “хорошо”;

3. болезни (как результат формирования комплексов, впоследствии

“запускающих” какое-то заболевание);

4. психологические нарушения (например, страхи или тревоги).

Процессы ребёфинга прошли многие люди. Развитие методики Леонарда Орра

продолжили и расширили другие исследователи – например, Сандра Рэй,

разработавшая “тренинг любящих отношений” (Loving Relationships) и др.

Особо выделяется Джим Леонард, который ввёл в практику Свободного Дыхания

понятия “пять элементов” и “интеграция”, на основе которых им была создана

в 1979 году техника “вайвейшн”. Эта техника позволила расширить применение

ребёфинга до практически любых психологических ситуаций.

2. Вайвейшн (vivation)

Авторами методики “вайвейшн” являются Джим Леонард и Фил Лаут (США).

Слово vivation переводится как “празднование жизни”, “бытие более живым”, и

было введено ими для отражения эффекта, который развивается в результате

практики этой формы личностного развития. Вайвейшн разработан в 1975 году.

Джим Леонард и Фил Лаут соединили в своём методе опыт применения восточных

практик (йога, цигун, у-шу) и развивавшихся дыхательных техник, таких как

Rebirthing и Free Breathing.

Особенностью vivation является простота, безопасность и действенность,

что сделало методику привлекательной для людей, занимающихся личностным и

духовным развитием. Методике можно легко обучиться; для освоения техники

достаточно участия в одном семинаре или нескольких занятий-тренингов с

профессионалом, после чего можно уже заниматься самостоятельно.

Вайвейшн включает пять основных элементов, которые выполняются

одновременно в ходе исполнения:

1. Связное дыхание.

Это дыхание называется связным (или циркулярным), так как в нём нет паузы

между выдохом и вдохом (или она минимальна). Интенсивность прорабатываемой

ситуации регулируется глубиной дыхания, а скорость изменения этой ситуации

регулируется частотой дыхания.

В процессе “вайвейшн” используются четыре типа дыхания, которые

различаются по глубине и частоте. Первый тип – глубокое и медленное дыхание

(используется для плавного входа в процесс. Ощущения становятся ярче, тело

больше расслабляется и интерес к процессу возрастает). Второй тип –

глубокое и частое дыхание. Третий тип – частое и поверхностное дыхание

(позволяет глубже чувствовать переживания). Последний, четвёртый тип –

поверхностное и медленное дыхание (как бы согласует переход между обыденным

состоянием и состоянием в процессе).

2. Полное расслабление. Хорошей помощью в умении расслабляться служат

занятия АТ, йогой, медитацией.

3. Внимание к деталям (Объемное внимание).

Считается, что одним из негативных представлений о внимании является

убеждение, что только контролируемое, удерживаемое внимание может дать

информацию об окружающем мире. Но постоянный контроль за вниманием

утомителен, и свободное внимание иногда даже более эффективно, позволяя как

бы балансировать между рассеянностью и концентрацией внимания.

4. Интеграция переживаний (Гибкость контекста).

Главной особенностью процессов “вайвейшн” является возможность

интеграции. Интеграция – это переживание чувств, как позитивных, так и

негативных, и их полное принятие.

Очень часто люди упрощают свои способы восприятия реальности, ограничивая

количество вариантов до категорий “плохо” или “хорошо”. Естественно, так

они резко ограничивают свой выбор реагирования на окружающее.

В процессе “вайвейшн” люди учатся расширять и менять контекст, как этого

хочется, принимать ситуации в новом контексте. То есть важно не связывать

себя одной системой, одним контекстом, зная, что любое событие можно

описать в другой системе, определить другим контекстом. Считается, что

связное дыхание обладает способностью автоматической смены контекста.

5. Активное доверие.

Речь идёт о доверии своим ощущениям, даже если они не приветствуются в

обыденной жизни. Перед занимающимся стоит задача поверить, что в каждом

процессе происходит именно то, что необходимо в данный момент данному

человеку, и поэтому не бывает неудачных, плохих или пустых процессов.

Активное доверие базируется на личной ответственности за все происшедшее в

собственной жизни и на открытости к переменам в процессе.

В процессе “вайвейшн” эти “пять элементов” должны использоваться

одновременно. Джим Леонард разработал следующий принцип ведения процесса:

а) исследовать тончайшие изменений в своем теле;

б) “вдыхать” через самое сильное чувство;

в) получать удовольствие от этого чувства, как можно сильнее.

Дыхательные сессии в вайвейшн делятся на “большие” и “малые”. Во время

“большой” сессии занимающийся лежит в удобном положении и использует все

пять элементов, усиливая интенсивность дыхания. Считается, что для заметных

результатов достаточно одной “большой” сессии в неделю. Длительность такого

процесса может длиться до полутора часов. Длительность же “малых” сессий –

до получаса минут. Этот вид практики используется в ситуациях повседневной

жизни, когда занимающийся чувствует, что происходящее каким-то образом

сложно для него, или когда ему необходимо больше энергии для решения

определённой задачи.

Главной особенностью процессов “вайвейшн” является возможность

интеграции. Интеграция – это переживание чувств, как позитивных, так и

негативных, и их полное принятие. Каждая сессия ведёт к глубокому

проникновению в себя, и по окончании занятия человек обычно чувствует себя

свежим и обновленным.

Заниматься vivation можно во время повседневной активности, это зависит

от умения человека и называется “active vivation” или “vivation in action”.

Эта практика направлена на то, чтобы позволить человеку быть более

включенным в то, что он делает, меньше эмоционально реагировать на

неприятности, но быть более сконцентрированным и творческим.

Техника vivation имеет большое практическое значение, вызывая релаксацию,

перефокусировку мышления и обновление восприятия, принося естественное

чувство удовольствия, охватывая весь прошлый опыт практикующего и помогая

посмотреть на жизнь новыми глазами.

3. Холотропное дыхание (holotropic breathwork)

Станислав Гроф (американский психиатр и психотерапевт чешского

происхождения) со своей женой Кристиной Гроф разработали методику,

названную холотропное дыхание (Holotropic Breathwork). Она является методом

глубинной психотерапии. Название переводится как “движение к целостности”.

Эта психотехника считается самой мощной и поэтому имеющей определенные

противопоказания к широкому применению. Обычно не рекомендуется заниматься

ей чисто индивидуально, без помощи опытного инструктора.

Тип дыхания, применяемый в методике Грофа, можно так:

. в два раза чаще и в два раза глубже обычного;

. без паузы между вдохом и выдохом;

. с форсированным выдохом (дышащий как бы выталкивает воздух из себя).

Переживания, возникающие у людей в состоянии измененного сознания

разделены на представляют биографический, перинатальный и трансперсональный

“уровни переживаний”, которые Стэн Гроф описал в своей “картографии

сознания”. Таким образом, холотропная терапия признает терапевтические,

трансформирующие и эволюционные возможности изменённых состояний сознания.

Нередко избавление от эмоциональных или психосоматических симптомов и

устойчивые трансформации личности оказываются связанными с переживаниями,

не поддающимися рациональному постижению.

Холотропное дыхание – это метод, синтезированный из разных видов

психотерапии Запада и включающий в себя основы восточных философий и

шаманства. В течение многих веков было известно, что глубокие изменения

сознания можно вызвать с помощью техник, воздействующих на дыхание.

Процедуры, использовавшиеся для этих целей в древних и незападных

культурах, охватывают широкий диапазон возможностей. Глубокие изменения в

сознании могут быть вызваны обеими крайностями в отношении дыхания –

интенсивным дыханием и длительным лишением дыхания, или сочетанием того и

другого. Специфические техники, включающие интенсивное дыхание, равно как и

его задержку, входят в различные упражнения кундалини-йоги, сиддха-йоги,

тибетской ваджраяны, суфийских практик, в буддийскую (Бирма) и даосскую

медитации и т. д.

Особое место в разработке метода сыграли работы психоаналитически

ориентированных ученых, таких как Вильям Райх, Отто Ранк и Карл Густав Юнг.

С. и К. Гроф пришли к выводу, что специфические техники дыхания менее

важны, чем просто тот факт, что человек дышит быстрее и глубже, чем обычно,

полностью сосредоточившись на том, что происходит при этом внутри него.

Стратегия холотропного дыхания состоит в том, чтобы доверять внутренней

мудрости тела – и здесь можно найти параллель с уже упомянутой мной

методикой “вайвейшн”.

Далее, увеличение частоты и глубины дыхания, как правило, ослабляет

психологические защиты и ведет к высвобождению и проявлению

бессознательного материала. То, что происходит во время терапевтического

сеанса, использующего интенсивное дыхание, очень различно у разных людей.

Физические напряжения во время дыхания, как правило, возникают в

определенных частях тела и имеют сложную психосоматическую структуру. В

дыхательном сеансе напряжения и блокировки проявляются и усиливаются.

Продолжение интенсивного дыхания доводит их до кульминации, затем до

разрешения и pacслабления.

Отсюда следует вывод: интегрируя в свою методику элементы телесно-

ориентированных психотехник, Станислав Гроф трактует травмирующие

воспоминания подобного рода как важные незавершенные психологические

гештальты, вносящие впоследствии весомый вклад в психологические проблемы.

Их проработка способствует эмоциональному и психосоматическому

выздоровлению.

Рассмотрю процесс проведения сессии холотропного дыхания.

Дышащему предлагается провести весь сеанс, удобно откинувшись назад или

лежа на спине, закрыть глаза и сосредоточиться на эмоциональных и

психосоматических процессах, вызванных дыханием и музыкой, полностью им

отдаться, не пытаясь их оценивать. Рекомендуется также воздерживаться от

намеренного использования техник отреагирования или любых иных попыток

вмешиваться в переживания и влиять на них; нужно просто следить за

возникающими переживаниями, отмечать их и позволять им происходить.

Одежда должна быть легкой и удобной. Необходимо снять все, что может

помешать дыханию и протеканию внутренних процессов.

Когда тело расслаблено, можно переходить к успокоению ума и созданию

установки, оптимальной для предстоящих переживаний. На этой стадии дышащий

по возможности должен сосредоточиться на настоящем моменте, на “здесь и

сейчас”, отграничиться от воспоминаний прошлого, а также от предвосхищения

будущего, оставить всякое программирование предстоящего сеанса. Согласно

Грофу, наиболее верный подход состоит в том, чтобы, не пытаясь

анализировать, полностью довериться мудрости тела и бессознательному

процессу.

Далее предлагается увеличить частоту дыхания, сделать его полнее и

эффективнее, чем обычно. Детали процесса – частота и глубина дыхания,

дыхание ртом или носом, участие верхних частей легких или диафрагмальных

областей живота –оставляются на выбор интуиции человека. Когда дыхание

стало достаточно быстрым, ведущий готовит дышащего к появлению музыки,

рекомендуя отдаться ее потоку, процессу дыхания и тем переживаниям, которые

могут возникнуть, не анализируя их и не пытаясь их изменить, с полным

доверием к процессу.

В холотропной терапии для вызывания необычных состояний сознания наряду с

интенсивным дыханием применяется специальная, соответствующая этим

состояниям музыка. Ритуальная музыка, монотонное пение, барабанный бой и

др. использовались в течение тысячелетий как мощное средство изменения

сознания.

Согласно Грофу, в изменённых состояниях сознания музыка помогает

мобилизовать старые эмоции и делать их доступными для выражения,

интенсифицирует и углубляет процесс, создает значимый контекст переживаний.

Искусное применение соответствующей музыки облегчает проявление

специфических содержаний – агрессии, эмоциональной или физической боли,

сексуальности и чувственности, борьбы за биологическое рождение,

экстатических взлетов, океанической атмосферы пребывания в утробе. В

холотропной терапии необходимо полностью отдаться потоку музыки, дать ей

отзываться во всем теле, реагировать на нее спонтанным и элементарным

образом.

Последняя составляющая холотропной терапии – “направленная работа с

телом”. Она используется только в случае необходимости. Основной принцип

направленной работы с телом в заключительном периоде холотропного сеанса

состоит в том, чтобы проявить различные формы физического дискомфорта,

связанного с эмоциональными проблемами, используя ключи, которые

предоставляет тело самого дышащего. Какова бы ни была проблема и в каком бы

месте тела ни локализовалось ее проявление, занимающемуся предлагается

усилить симптом.

В то время как в определенном участке тела неприятные ощущения

усиливаются и напряжение поддерживается, человеку предлагается в остальном

выражать своим телом все, что он чувствует. Эти действия следует поощрять и

продолжать до тех пор, пока не исчезнет эмоциональный или психосоматический

дискомфорт и пока человек не почувствует себя расслабленным и

удовлетворенным.

С точки зрения аутодидактики, важно, что холотропная работа “открыта”,

являет собой продолжающийся психологический эксперимент. Холотропная

терапия – это непрерывный процесс обучения, а не механическое применение

законченной системы понятий и правил.

Заключение

Применение техник Свободного Дыхания позволяет принимать свои чувства как

благо, как свидетельство того, что жизнь прекрасна во всех проявлениях. Это

связано с развивающейся способностью понимать язык ощущений и доверять им.

Н. Коляну в работе “Введение в психотехнику Свободного Дыхания” выделяет

следующие этапы применения дыхательных психотехник в жизни:

1. В начале применения Свободное Дыхание используется для решения своих

личных проблем. В её процессе человеку многое открывается, и вступает в

противоречие с его жизненными установками и принципами, побуждая

пересмотреть прожитое и сделанное, что сопровождается временным

психологическим дискомфортом и растерянностью.

2. Закрепление навыков и расширение сфер их применения. На этой стадии

выравнивается эмоциональный фон, постепенно все приходит к какому-то новому

состоянию равновесия.

3. Использование Свободного Дыхания как образа жизни, в творческом

процессе.

Как в контексте самоисцеления и самопознания могут оказаться полезными

психотехники Свободного Дыхания?

Прежде всего, это – нелекарственные методы. Происходящая при их

использовании интеграция эмоций позволяет занимающемуся избавиться от

беспокойства и неприятных переживаний. Применение специальных дыхательных

техник фокусирует внимание на ощущениях своего тела, что требует полного

внимания к настоящему моменту, а во время детального изучения настоящего

появляется реальная возможность исследовать предшествующий опыт и найти

верное, но прежде не замечаемое решение проблемы. Также внимание к

настоящему позволяет отодвинуть создавшиеся модели негативного отношения к

людям и видеть их такими, какие они есть. Многие занимающиеся отмечали рост

творческой энергии и энтузиазма для достижения целей.

Список использованной литературы:

1. В. Заставный. “Дыхание – Исцеление – Самопознание”. М, 1993.

2. С. Гроф. "Путешествие в поисках себя". М, 1994.

3. Н. Коляну. “Введение в психотехнику Свободного Дыхания”. Переяславль-

Залесский, 1992.

4. Н. Коляну. “Практика использования психотехник Свободного Дыхания”.

Переяславль-Залесский, 1993.

Также использовались ресурсы из компьютерной сети Интернет.


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ