Рефераты

Пубертатный кризис

Пубертатный кризис

Кризис 13 – 17 лет.

Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями

условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии

организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми,

сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и

способностей. Во всем этом намечается переход от детства к взрослости.

Организм ребенка начинает быстро перестраиваться и превращаться в организм

взрослого человека. Центр духовной и физической жизни ребенка перемещается

из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых. Отношения

в группах сверстников строится на более серьезных, чем развлекательные

совместные игры, делах, охватывающих диапазон видов деятельности, от

совместного труда над чем-нибудь до личного общения на жизненно важные

темы. Во все эти новые отношения с людьми подросток вступает уже будучи

интеллектуально развитым человеком и располагая способностями, которые

позволяют ему занять определенное место в системе взаимоотношений со

сверстниками.

В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы

самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция».

Когда говорят, что ребенок взрослеет, имеют в виду становление его

готовности к жизни в обществе взрослых людей, причем как равноправного

участника этой жизни. Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости

— и физически, и психологически, и социально. Он объективно не может

включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные со

взрослыми права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего — во

внешнем облике, в манерах/. Внешний вид подростка часто становится

источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье . Подросток

стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Желание слиться с

группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в эмоциональной

безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и

называют социальной мимикрией.

Подражание взрослым не ограничивается манерами и одеждой. Подражание

идет и по линии развлечений, романтических отношений. Независимо от

содержания этих отношений копируется «взрослая» форма: свидания, записки,

дискотеки и т.п. Одновременно с внешними, объективными проявлениями

взрослости возникает и чувство взрослости — отношение подростка к себе как

к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком.

Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием

младшего подросткового возраста (11 — 13 лет).

Чувство взрослости, являясь особой формой самосознания, не жестко

связано с процессом полового созревания. Можно сказать, что половое

созревание не становится основным источником формирования чувства

взрослости. Бывает, что высокий, физически развитый мальчик ведет себя еще

совсем по-детски, а его маленький сверстник с тонким голоском ощущает себя

взрослым человеком и требует от окружающих признания этого факта.

Как проявляется чувство взрослости подростка? Прежде всего, в

желании, чтобы все — и взрослые, и сверстники — относились к нему не как к

маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со

старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство

взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить

некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей, Это касается

вопросов внешности, отношений с ровесниками, иногда учебы. В последнем

случае отвергается не только контроль за успеваемостью, временем выполнения

домашних заданий и т.п., но зачастую и помощь. Кроме того, появляются

собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Подросток

с жаром отстаивает их (будь то пристрастие к какому-то направлению в

современной музыке или отношение к новому учителю), даже несмотря на

неодобрение окружающих. Поскольку в подростковом возрасте все нестабильно,

взгляды могут измениться через пару недель, но защищать противоположную

точку зрения ребенок будет столь же эмоционально.

Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые

усваиваются детьми в это время. Появляется моральный «кодекс»,

предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со

сверстниками Чувство взрослости становится центральным новообразованием

младшего подросткового возраста, а к концу периода, примерно в 15 лет,

подросток делает еще один шаг в развитии своего самосознания. После поисков

себя, личностной нестабильности у него формируется «Я-концепция» — система

внутренне согласованных представлений а себе, образов «Я».

Примерно в 11 — 12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а

затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания.

Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания,

связанные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки

анализируются им пристрастно. Подросток хочет понять, какой он есть на

самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть. Познать себя ему

помогают друзья, в которых он смотрится, как в зеркало, в поисках сходства,

и отчасти близкие и взрослые. Личностная рефлексия, потребность разобраться

в себе самом порождают и исповедальность в общении с ровесником, и

дневники, которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии.

Самоанализ, иногда чрезмерный, переходящий в самокопание, приводит к

недовольству собой. Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой

по своему общему уровню и неустойчивой.

Подростки, изучая себя, представляют, что и другие люди тоже постоянно

наблюдают за ними, оценивают их.. Имея воображаемую аудиторию, подросток

чувствует себя в центре внимания окружающих, иногда даже совершенно

незнакомых прохожих на улице. Он все время открыт чужим взглядам, что

усиливает его ранимость. Подростки противоречивы, и свойственная им

ранимость часто сочетается с грубостью.

С развитием самосознания связаны и возникающие в подростковом возрасте

склонность к уединению, чувства одиночества, непонятости и тоски. Эти новые

чувства, не свойственные детям младших возрастов, проявляются в аффективных

вспышках и появляющейся вдруг на время замкнутости.

Образы «Я», которые создает в своем сознании подросток, разнообразны —

они отражают все богатство его жизни. Физическое «Я», т.е. представления о

собственной внешней привлекательности, представления о своем уме,

способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и

других качествах, соединяясь, образует «Я-концепцию» — так называемое

реальное «Я».

Познание себя, своих различных качеств приводит к формированию

когнитивного (познавательного) компонента «Я-концепции». С ним связаны еще

два — оценочный и поведенческий. Для подростка важно не только знать, какой

он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные

особенности. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся

главным образом благодаря влиянию семьи и сверстников. Разные подростки

поэтому по-разному переживают отсутствие красоты, блестящего интеллекта или

физической силы. Кроме того, представлениям о себе должен соответствовать

определенный стиль поведения. Девочка, считающая себя очаровательной,

держится совсем иначе, чем ее сверстница, которая находит себя некрасивой,

но очень умной.

Подросток — еще не цельная зрелая личность. Отдельные его черты обычно

диссонируют, сочетание разных образов «Я» негармонично. Неустойчивость,

подвижность всей душевной жизни в начале и середине подросткового возраста

приводит к изменчивости представлений о себе. Иногда случайная фраза,

комплимент или насмешка приводят к заметному сдвигу в самосознании. Когда

же образ «Я» достаточно стабилизировался, а оценка значимого человека или

поступок самого подростка ему противоречит, часто включаются механизмы

психологической защиты. Допустим, мальчик, считающий себя смелым, струсил.

Рассогласование его представлений о себе и реального поведения может

вызвать такие болезненные переживания, что, избавляясь от них, он начинает

убеждать всех, и прежде всего себя, что этот поступок был разумным, его

требовали обстоятельства, и поступить иначе было бы глупо (механизм

рационализации); или признает, что он струсил, но ведь и все его приятели —

трусы, каждый поступил бы так же на его месте (механизм проекции) и т.п.

Помимо реального «Я» «Я-концепция» включает в себя идеальное «Я». При

высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей

идеальное «Я» может слишком сильно отличаться от реального. Тогда

переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным

своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может

выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности/ Когда идеальный образ

представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию. Подростки не

только мечтают о том, какими они будут в ближайшем будущем, но и стремятся

развить в себе желательные качества.

Самовоспитание становится возможным в этот период благодаря тому, что у

подростка развивается саморегуляция. Разумеется, далеко не все они способны

проявить настойчивость, силу воли и терпение, чтобы медленно продвигаться к

созданному ими самими идеалу. Кроме того, у многих сохраняется детская

надежда на чудо: кажется, что в один прекрасный день слабый и боязливый

вдруг нокаутирует первого в классе силача и нахала, а троечник блестяще

напишет контрольную работу. Вместо того чтобы действовать, подростки

погружаются в мир фантазий.

В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью,

представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему — «Я-

концепцию». У части детей «Я-концепция» может формироваться позже, в

старшем школьном возрасте. Но в любом случае — это важнейший этап в

развитии самосознания. Подросток обладает сильными, иногда

гипертрофированными потребностями в самостоятельности и в общении со

сверстниками. Подростковая самостоятельность выражается в основном в

стремлении к эмансипации от взрослых, освобождении от их опеки, контроля, а

также в разнообразных увлечениях — неучебных занятиях. Эти потребности так

ярко проявляются в поведении, что говорят о «подростковых реакциях».

Увлечения — сильные, часто сменяющие друг друга, иногда «запойные» —

характерны для подросткового возраста. Считается, что подростковый возраст

без увлечений подобен детству без игр. Выбирая себе занятие по душе,

подросток удовлетворяет и потребность в самостоятельности, и познавательную

потребность, и некоторые другие.

Именно в этот период появляется потребность в серьезной самостоятельной

деятельности, которая в принципе может удовлетворяться в рамках школьного

обучения. По мнению Д.Б. Эльконина, младший подростковый возраст сензитивен

к переходу учебной деятельности на более высокий уровень. Учение может

приобрести новый личностный смысл стать деятельностью по самообразованию и

самосовершенствованию Характер увлечений подростка тесно связан с

интенсивным становлением в данном возрасте типа характера. Общение со

сверстниками - у подростков столь же эмоционально, что и увлечения.

Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение,

и на неучебные занятия, и на отношения с родителями. Ведущей деятельностью

в этот период становится интимно-личностное общение. Наиболее

содержательное и глубокое общение возможно при дружеских отношениях.

Подростковая дружба — сложное, часто противоречивое явление. Подросток

стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно

он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных

переживаний и установок. Отношения со взрослыми прежде всего с родителями,

— еще одна значимая сфера отношений подростков. Влияние родителей уже

ограничено — иваются все сферы жизни, как это было в младшем школьном

возрасте, но его значение трудно переоценить. Мнение сверстников обычно

наиболее важно в вопросах дружеских отношений с мальчиками и девочками, в

вопросах, связанных с развлечениями, молодежной модой, современной музыкой

и т.п. Но ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем,

нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции

родителей.

В то же время для подростков характерно стремление к эмансипации от

близких взрослых. Нуждаясь в родителях, их любви и заботе, в их мнении, они

испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах.

То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит

главным образом от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей

родителей перестроиться — принять чувство взрослости своего ребенка.

Одна из ярких особенностей подросткового возраста — личностная

нестабильность. Она проявляется прежде всего в частых сменах

настроения, аффективной «взрывчатости», т.е. эмоциональной

лабилъностии, связанной с процессом полового созревания,

физиологическими перестройками в организме.

Но личностная нестабильность — это больше, чем колебания

эмоционального фона. Для подростка характерна нравственная

неустойчивость. Нормам, правилам поведения большинство подростков

следует для того, чтобы оправдать ожидания значимых для них людей,

сохранить с ними хорошие отношения, получить их одобрение. Ориентация

на оправдание ожиданий, одобрение или на авторитет и определяет

неустойчивость поведения подростков, их зависимость от внешних

влияний. Поскольку подростки ищут для себя референтные группы среди

сверстников и нуждаются в близких друзьях, часто мнение последних

становится определяющим. Иногда под влиянием приятеля или группы («за

компанию») дети совершают поступки, на которые самостоятельно не

решились бы и о которых позже могут жалеть.

Подросткам свойственна и неустойчивая самооценка. Так же, как

поведение, их самосознание во многом зависит от внешних влияний. Как-

то особенно посмотрела на перемене девочка — и подросток кажется себе

лучше и интереснее, чем раньше. О личностной нестабильности подростка

судят и по реальному проявлению у него совершенно разных качеств,

часто противоположных, по противоречивости его характера и

устремлений. В подростковом возрасте у одного и того же ребенка

стремление быть признанным и уважаемым другими сочетается с показной

независимостью и бравированием своими недостатками, застенчивость — с

развязностью, сентиментальность — с черствостью, чувственное

фантазирование — с сухим мудрствованием. Подросток хочет быть таким

же, как все, и пытается выделиться, отличиться любой ценой; борется с

авторитетами, общепринятыми правилами и идеалами и обожествляет

случайных кумиров.

Список Литературы.

1. Р.С. Немов – Психология обазования.

2. Л.С. Выготский – Психолгия.


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ