Рефераты

Семантическое поле страха на основе произведения Стивена Кинга Цикл оборотня

два ряда реакций. Одни - связанные с сознанием своего превосходства и со

стремлением себя возвысить: гордость, заносчивость, чванство, самомнение,

хвастовство, самолюбие, чувство собственного достоинства. Другие же

порождались сознанием бессилия: забитость, робость, боязливость,

неуверенность в себе, чувство покорности, самоуничижение, угодничество,

заискивание. В разных классах общества, в разные исторические отрезки

времени вызывались и культивировались разные реакции.

Чувство превосходства связывается не только с властью или богатством.

Человек может гордиться превосходством над другими в самых разнообразных

областях жизни, он может гордиться успехами в области искусства и науки, во

всякого рода творческой работе. Люди, достигшие выдающихся успехов в

области литературы, музыки, науки, получают основания для гордости.

Удачники могут "зазнаваться". Но гордость может не иметь тон грубого

"зазнайства", а внешние проявления и характер внутренних переживаний при

этом могут меняться.

О ТЩЕСЛАВИИ

У Ромена Роллана есть такая фраза: "тщеславному важно не то, что он

есть, а каким он кажется". Он хочет стоять выше во мнении окружающих, чем

он стоит. Человек стремиться показаться другим в выгодном свете, и избегает

такого положения, в котором он мог бы произвести отталкивающее впечатление.

Так создается в той или иной мере "двуликость": одно лицо для посторонних,

другое - для своих. Различие между этими лицами может достигнуть такой

степени, что истинное лицо, проявляющееся в домашней жизни, совершенно не

походит на "официальное" лицо, лицо для других. При лживом, корыстном

сокрытии своих истинных свойств получатся то, что называется лицемерием.

Похвала и порицание - сильнейшие орудия воздействия социальной среды на

своих членов." Насмешки боится даже тот, кто уже ничего не боится на свете"

(Гоголь). Общество своим мнением регулирует поведение своих членов. Они

оказываются, таким образом, в зависимости от него, становятся в той или

иной мере "рабами общественного мнения". Мысль "что скажут?" получает

иногда парадоксально большую силу. Гордость и тщеславие идут рука об руку.

Гордый, как правило, в то же время чрезвычайно чуток к мнению других.

Усиленное развитие тщеславия, как и гордости, в разных классах и слоях

общества стоит в связи с жизненной ситуацией в данном классе в определенный

момент.

Чтобы поставить себя выше в глазах других, тщеславный человек

"козыряет всеми своими козырями" и испытывает радость при удачи. Он

гордиться, достигнув видного места, независимо от того какими путями оно

получено, кичится восхождением на высокую гору, своим знакомством с людьми,

высоко стоящими во мнении общества, своим голосом, умом, остроумием, своими

знаниями. При этом тщеславный не только испытывает радость, принимая эти

факты как доказательство своей значимости, но радость вытекает из чувства

превосходства над другими и получает соответственное внешнее выражение.

Если человеку нельзя достичь превосходства над другими в чем-нибудь

большом и серьезном, то он найдет предлог, чтобы чем-нибудь да гордиться.

Тщеславие, стремление к превосходству там, где нет для данного лица

прямого пути, выступает в замаскированной или завуалированной форме, идет

обходными путями. Чтобы приковать к себе симпатии, тщеславные люди могут

быть ласковы, любезны, предупредительны и тем самым возбуждают мнение, что

этот человек с большим социальным чувством.

Тщеславие сказывается в выборе профессии, в постановке жизненных целей

и т.д. Неудача врага может восприниматься как личная удача. Человек всегда

готов обесценить чужие успехи и достижения пристрастной критикой. Зависть

не позволяет быть объективным.

Тщеславный не только критикует определенных конкретных лиц, но часто

вообще относится критически к людям, к "толпе", и судит о них свысока.

Тщеславное чувство превосходства над людьми находит разнообразнейшие

проявления и может быть вкраплено в переживания в виде отдельных черточек.

Самообман - один из самых распространенных видов жизненной лжи. Это

своеобразная защитная реакция, позволяющая сохранить душевное спокойствие и

чувство уверенности в себя. Развитие тщеславия, как и гордости, зависит от

условий социального существования, от индивидуальных условий развития

данного индивида. Его внешнее проявление и особенности субъективного

преломления могут стоять в связи с интеллектуальным и моральным развитием

данной личности. Оно находится в связи с рядом факторов и представляет

реакцию столь же исторически изменчивую как и гордость.

О ЛЕСТИ

Неспособность самолюбивого человека критически оценить свою

собственную личность обеспечивает успех лести. "Льстят,- по выражению Н. Г.

Чернышевского, - затем чтобы господствовать под видом покорности".

Каждый человек в какой-то мере самолюбив, каждому приятно то, что

говорит о его ценности, что возвышает его в своих и чужих глазах. Тот, кто

идет на встречу этой потребности, делается приятным, как человек,

приносящий радость, в то время как неприятная "правда глаз колет".

Лесть и интриги всегда были сильнейшими средствами в борьбе за милость

коронованных и иных высоких особ. Лесть находила благодарную почву в

самообольщении, связанном с большой властью.

Успех лести вырастает на почве тщеславия, и понятно, что тщеславные

люди наиболее легко ей поддаются.

ОБИДА

Когда задевается чувство собственного достоинства, когда человек

осознает, что его унижают в его личном мнении или во мнении общества,

возникает эмоция обиды. Оскорбления и обиды вызывают острый аффект, который

нередко ведет к ответному "оскорблению действием" или к более тяжким

последствиям. Не следует думать, что человек, промолчавший и только через

некоторый промежуток времени, проявивший свое нетерпение криком,

исступлением, ударами, мог в этот период наблюдать и направлять на что-либо

свое внимание. Он ничего не видит и не слышит. Он весь во власти вихря

внутренних вопросов: "Да как он смеет?! Да что же это такое, неужели я это

перенесу?!".

Обида может, конечно, не вызывать столь острой реакции. Может

оставаться затаенной и постепенно изживаться или вести не к вспышке гнева,

а ряду обдуманных разнообразных действий, в том числе к мести. Обиду

переживает, и ребенок, и взрослый, и глупый, и умный. Цицерон сказал:

"Оскорбление причиняет боль, которую с трудом переносят мудрейшие и лучшие

люди".

Гордый, тщеславный, самолюбивый человек и человек с повышенным

чувством собственного достоинства, конечно, более обидчивы, у них имеется

своего рода гиперестезия в этом отношении, они видят и подозревают обиду

там, где и не предполагалось причинить ее.

ТЕОРИЯ АЛЬФРЕДА АДЛЕРА

Адлер, посвятивший многолетний труд изучению развития эмоций,

формирующихся под воздействием буржуазной социальной среды, создал свою

теорию их возникновения, которая вкратце сводится к следующему.

Отдельные явления в жизни человека нельзя рассматривать изолированно,

как самостоятельные, замкнутые в себе части нераздельного целого, проводя

линию через факты из отдельных пунктов жизни человека.

По Адлеру движущей силой психики является стремление к превосходству,

вытекающее из чувства самосохранения.

Глава 2 Наиболее частые формы проявления невротического страха

Форма и сила страха при неврозах бывают разнообразными.

1. Постоянная форма – неопределенное беспокойство. Человек

постоянно находится в состоянии внутреннего напряжения,

предчувствует несчастье и угрозу. Иногда беспокойство

концентрируется на незначительных трудностях и конфликтах,

превращая их в неразрешимую проблему, которая вызывает агрессию.

Постоянное внутреннее напряжение ведет к напряжению вегетативно-

эндокринной системы, которая тогда пребывает в готовности к

борьбе и бегству, а потому увеличивает внутреннее напряжение.

Вследствие мышечного напряжения повышаются глубокие сухожильные

рефлексы, появляется чувство усталости, боли в мышцах.

2. Приступообразная форма – пароксизмы страха в форме приступов с

сильными вегетативными нарушениями, которым неоднократно

сопутствует страх перед смертью или перед психической болезнью.

Пароксизмы страха продолжаются от нескольких минут до нескольких

часов. Им сопутствуют такие вегетативные нарушения, как сильное

сердцебиение, обильное потоотделение, понос, позывы на

мочеиспускание. Человеку кажется, что он сейчас умрет или сойдет

с ума.

3. Локализованная форма – чувство страха относится к определенной

части тела или к конкретной ситуации. Страх концентрируется на

предметах, как правило, не имеющих ничего общего с его генезом.

В ипохондрических состояниях такого рода страх ведет к снижению

порога сознательной перцепции для интероцептивных раздражителей.

В ананкастических синдромах, страх локализуется около мысли,

которую невозможно прогнать, около действия, которое необходимо

повторять, около ситуации, которая вызывает страх.

К. Е. Изард выделяет следующие виды страха:

o страх-гнев и страх-страдание – в зависимости от формы

реагирования;

o острый страх, реакцию организма на угрожающую ситуацию;

o хронический страх – следствие нормативного воспитания ребенка.

Ж. С. Холл выделяет 136 видов невротических фобий.

В американских медицинских справочниках зафиксировано 367 фобий,

выделенных специальным названием в зависимости от предмета страха или

пугающей ситуации.

Э. А. Карандышева (Изард, 1980) предлагает следующую классификацию на

основании собственных клинических исследований:

1. Страх пространства и перемещения в нем. К этой группе относятся

агорафобия (страх открытых пространств), клаустрофобия (страх

закрытых помещений), гипсофобия (страх высоты).

2. Социофобии (термин Ф. Тейлор; 1966). К этой группе относятся

страх выступления перед аудиторией, эрейтофобия (навязчивый

страх покраснения), страх перед невозможностью, боязнь

проглотить пищу в присутствии посторонних, страх вырвать в

обществе, боязнь покраснеть и вспотеть. Б. Д. Карвасарский

(1990) называет неврозы первых двух групп фобиями внешнего

стимула.

3. Нозофобии. Это фобии внутреннего стимула. К ним относятся

кардиофобия (навязчивый страх за состояние сердца), миссофобия

(навязчивый страх сумасшествия), канцерофобия (страх заболеть

раком).

4. Обсессивно-компульсивные фобии. К ним относятся мизофобия

(навязчивый страх загрязнения), боязнь загрязнения и заражения,

контрастные навязчивости (навязчивые мысли, прямо

противоположные тем, которые противоположны тем, которые

привычны субъекту, резко расходящиеся с системой ценностей, а

потому пугающие).

5. В эту группу сама Э. А. Карандышева относит все остальные фобии,

с которыми она сталкивалась в своей работе в меньшей мере.

2.1 Страх и отношение к нему в норме и патологии.

2.1.1 Страх как нормальная реакция организма.

Страх испытывают все. Как любая другая эмоция он имеет положительные и

отрицательные стороны, играет важную сигнальную роль в жизни индивида,

биологической и социальной. В частности, Изард считает положительными

сторонами страха то, что он является предупреждающим сигналом, и то, что он

побуждает активность человека, изменяя направление мыслей и поведение, а

также то, что он усиливает социальные связи, заставляя людей просить, друг

друга, о помощи и действовать в опасных ситуациях сообща.

Негативными сторонами страха Изард считает то, что связанные с ним

переживания легко воспроизводятся и могут прорываться в сознание в снах,

т.е. страх обладает высокой способностью дезинтегрировать и нарушать

деятельность человека. Кроме того, Изард называет страх наиболее опасной

эмоцией, которая при очень высокой интенсивности уничтожает организм.

Боулби (в своем исследовании 1973 года) выявляет поведенческий синдром

страха – для того, чтобы отличать его проявления от проявлений других

переживаний. При этом Боулби выявляет четыре основания для объединения

разнообразных форм индивидуального поведения:

1. Проявления страха имеют тенденцию возникать одновременно или

последовательно.

2. События, вызывающие одно из этих проявлений, обязательно

вызывают и другие (не обязательно все сразу, но, может быть,

отдельными комплексами).

3. Большинство из этих проявлений выполняет биологическую функцию

защиты.

4. При самоотчете испытуемый указывает на эти проявления именно как

на индивидуальные проявления страха.

А. Кемпински оценивает чувство страха как своеобразную подготовку к

наступающему грозному событию. Когда же момент наступает, страх теряет

смысл. Страх, как правило, исчезает, когда человек становится перед лицом

опасности. Тогда наступает активное действие – пробы побега или борьбы, и

тогда для страха не остается места в сознании.

Чувство страха увеличивается по мере приближения опасной ситуации.

Причем время и пространство в этом периоде необыкновенно удлиняются как

следствие высокого эмоционального напряжения.

Входящие в организм и выходящие из него сигналы обладают определенной

степенью вероятности, зависимой от степени укрепления активности структурой

сигнального метаболизма. Например, вероятным является то, что утром встанет

солнце, или то, что наши ноги ступают по твердой земле. Нарушение данной

структуры при затмении солнца или при землетрясении пробуждает чувство

страха (также как при любой другой ситуации нарушения равновесия или

нарушения твердости почвы).

“Чувство страха появляется на двух концах обмена сигналов с внешней

средой – на конце слишком большой вероятности, когда ничего нового и

необычного не может произойти, и на конце малой вероятности, когда все

окружающее становится дивным и необычным. В первом случае имеет место

внутреннее напряжение и беспокойство, сопутствующие монотонии и скуке

жизни, во втором – чувство неуверенности, угрозы и растерянности, которые

сопутствуют необыкновенным переживаниям” (Кемпински, 1975, с. 156)

Изменение структуры сигнального обмена с окружающей средой

определяется, по И. П. Павлову, понятием ориентировочного рефлекса. Под

влиянием раздражителя на момент прерывается актуальная активность

организма. Поэтому голова, или корпус тела с головой, поворачиваются в

сторону источника раздражения для того, чтобы больший поток сигнал попал на

рецепторную поверхность. Этим двум компонентам ориентировочного рефлекса

сопутствуют вегетативные компоненты, аналогичные тем же, что и при страхе.

Изменением биоэлектрической деятельности мозга кончается первая фаза

ориентировочного рефлекса. Вторая фаза, исследовательская, может начаться

только после принятия определенного решения, относящегося к вероятности

нового раздражителя. При этом возможны три варианта:

1. вариант плюс – в этом случае появляется приближение к источнику

раздражения; субъективно эта реакция связана с чувством

беспокойства, которое может проявляться с различной силой;

2. вариант минус – в этом случае имеется отдаление от источника

раздражения; это реакция избегания, страх различной силы и

фиксации;

3. вариант ноль – при этом субъект возвращается к прерванной

деятельности.

Сигналы, приближающиеся к нулю изменчивости при нормальном сигнальном

обмене с внешней средой, сразу же редуцируются на рецепторной поверхности

или в последующих звеньях рефлекторной цепи. Только в ситуациях нарушения

информационного метаболизма они могут и в состоянии пробить селективный

барьер (т.е. в силу своей невероятности или неожиданности).

“Внешний сигнал, таким образом, не является абсолютно новым: при своем

действии на организм он сразу же определяется по своему характеру и, в

зависимости от его использования организмом, определяется его дальнейшая

судьба” (Кемпински, 1975, с.162)

Сигнал всегда оставляет сознательный или бессознательный след в

памяти. Таким образом, в норме страх играет в деятельности человека роль

предупреждающую, ориентировочную, вероятностную, сигнальную и побуждающую.

2.1.2 Адекватность страха

Ряд обычно применяемых стимулов страха в действительности вызывает

смех, интерес и исследовательское поведение. Один из способов получения

комического эффекта – представление невероятной структуры, которая

оказывается безопасной и не нарушает установленного способа восприятия

мира. Интерес вызывает все необычное; все незнакомое провоцирует

исследовательское поведение. Если при этом стимулы говорят об опасности или

личность воспринимает ситуацию как угрожающую, возникает страх.

Сила вегетативной и эмоциональной реакции на внешний раздражитель

зависит не только от силы раздражителя, но и от степени его необычности и

актуального состояния сознания. Необыкновенный слабый стимул вызывает более

сильную ориентировочную реакцию, чем привычный громкий шум. Ориентировочный

раздражитель дает непропорциональную реакцию в момент, когда перестал

действовать сигнальный обмен, и организм не был подготовлен для принятия

раздражителей: например, при пробуждении после потери сознания, наркоза,

эпилептического припадка, когда снижена селективная способность сигнальной

системы.

Чувство страха является субъективным сигналом угрозы. Реакция страха

тем сильнее, чем меньше умещается приходящий сигнал в существующей

структуре интеракции с окружающей средой.

Некоторые психиатры говорят о готовности к страху, которая в различной

степени проявляется у каждого человека.

Ситуация страха, как связанная с сильным эмоциональным напряжением

(позитивного или негативного характера), включает в себя три элемента:

ожидание, разрядка, покой.

Напряжение страха возрастает, когда нет возможности его разрядки в

действии. Во сне сильнее переживается какая-то ситуация, чем наяву, т.к.

наяву человек может действовать, а во сне он бессилен. Человек, связанный

по рукам и ногам, сильнее переживает угрозу, чем свободно действующий. В

случаях полного бессилия по отношению к агрессору сознание возможности

совершить самоубийство придает отвагу. Если угрожающая ситуация развивается

так быстро, что оборона происходит почти автоматически и не остается

времени на переживание страха, тогда это чувство появляется в третьей фазе,

когда уже пройдет опасность.

Чувство бессилия вызывает страх или агрессию, или же оба чувства

вместе. Эта реакция инфантильная. Бессилие характерно для ранних периодов

детства. По мере развития накапливаются знания и власть над окружающими. В

страхе человек снова концентрируется на явлениях, перед которыми он

бессилен.

2.1.3 Страх как ценность

Согласно научному мнению, излагаемому Додоновым (1978), существует

разновидность проникающих ценностных ориентаций – ориентация людей на

определенные переживания, придающие определенную ценность вызывающим их

объектам и деятельностям. Эмоции заинтересованно, пристрастно оценивают

действительность и доводят свою оценку до сведения организма на языке

переживания. Фактическая ценность скрывается за признаваемой ценностью

переживаний, за человеческим влечением к некоторым из них. Существует

врожденная потребность в эмоциональном насыщении, она аналогична всем

другим эмоциональным потребностям человека, в частности, потребности в

движении.

Как это ни парадоксально существует потребность в страхе. Повседневная

жизнь в цивилизованном обществе не грозит множеством страшных ситуаций для

жизни, как, например, жизнь животного в природе. При получении пищи человек

не подвергается атакам других животных, не тонет в воде, не проводит борьбы

за власть или за сохранение престижа. Смерть в современном обществе

приходит тайно, как в случае промышленных отравлений, или внезапно – в

несчастных случаях. Человек как бы ищет угрожающей ситуации, чтобы,

превозмогая ее, пересилить свой страх. Опасность разряжает дремлющее в

человеке беспокойство. По этой причине нередко человек сам непроизвольно

ищет встречи с предметом собственного невротического беспокойства, чтобы

его уменьшить. Опасность должна проникнуть в сознание, чтобы появилось

чувство страха. Активная позиция уменьшает чувство опасности.

Ценность страха состоит в том, что он позволяет предугадывать грозящую

опасность, заставляет человека идти вперед в четырехмерном пространстве,

проецировать сознание в будущее. Додонов, кроме того, отмечает особое,

психологически обусловленное тяготение к определенным переживаниям (Додонов

Б.И., Вопросы Психологии, 1975, №6 с. 96), которое отличается от исходной

потребности в эмоциональном насыщении следующими четырьмя моментами:

1. Человек испытывает нужду не просто в любом случайном наборе

эмоций, а только в таком, который образует ту или иную

полюбившуюся ему эмоциональную мелодию, обладающую известной

структурой и единством составляющих ее элементов.

2. Каждая из этих мелодий записана в эмоциональной памяти,

запрограммирована для исполнения. Она возникает не случайно, но

в результате преднамеренного воссоздания соответствующей

эмоциогенной ситуации.

3. Эмоциональные образы этой мелодии тесно связаны с определенными

зрительными, слуховыми и прочими представлениями, а также с

определенным идеальным содержанием.

4. У личности закрепляются специальные способы и формы

удовлетворения ее потребности в эмоциональном насыщении. Эти

формы – мечты, интересы, воспоминания, игры. “У людей наряду с

целевыми установками формируются также установки на определенные

комплексы эмоций” (Додонов Б.И., Вопросы Психологии, 1975, №6 с.

99).

Додонов называет это эмоциональной направленностью. Само собой,

разумеется, существует эмоциональная направленность на страх. Видимо, есть

определенные типы людей, у которых страх является доминирующей эмоцией и

именно переживание страха или удовлетворение от его преодоления является

наибольшей ценностью.

Физиологическое исследование некоторых эмоциональных состояний

(Геллхорн) острого наслаждения показало, что при нем вовлекаются в работу

две разные системы:

1. парасимпатическая, связанная с положительными эмоциями, и

2. симпатическая, являющаяся одним из нервных коррелятов

отрицательных эмоций.

Наслаждение, таким образом, есть состояние, включающее в себя

страдание, но в целом приятное человеку. Аналогичная картина наблюдается и

при тревожности. Таким образом, нетрудно понять стремление людей к

страданию, страху, тревоге и риску. Это придает остроту и необычность

чувствам и переживаниям, увеличивая также их ценность.

Изард К. Е. приводит следующие составляющие ситуации страха (в порядке

возрастания значимости):

o расположенность к объекту,

o самоуверенность,

o импульсивность,

o напряженность

При активном преодолении ситуации страха сама эмоция страха совпадает

с фазой разрядки, переживание страха, таким образом, кажется необыкновенно

приятным. При риске подсознательно неуверенный в себе человек каждый раз

вновь и вновь самоутверждается.

2.2 Психологическая, содержательная сторона фобических переживаний

Понимание страха не избавляет от опасных и пугающих ситуаций. Почти

все авторы самым сильным и распространенным непреодолимым страхом считают

страх одиночества. Это боязнь изоляции от безопасной материнской среды,

боязнь оказаться предоставленным себе самому. Иногда этот страх выражается

как боязнь взять на себя ответственность, самому остаться перед лицом

опасностей, трудностей и неудач. Нередко он бывает вызван низкой

самооценкой, плохим к себе отношением и выражается как страх самообвинения,

самоистязания.

К. Е. Изард в своем исследовании обнаружил чувства, мысли и действия,

которые могут быть предшественниками и следствиями страха по самоотчетам

испытуемых. Чувство страха может быть как предшественником, так и

следствием ситуации страха. (Страх может стать даже образом жизни, если

воспитать его в человеке до такой степени - напр., в условиях тоталитарного

государства.)

Предшественниками ситуации страха Изард К. Е. считает следующие:

o ощущение угрозы, опасности, подавленности;

o чувство одиночества, потерянности, изолированности,

отверженности;

o ожидание понижения самооценки, неминуемой неудачи;

o ощущение собственной неадекватности;

o мысли об угрозе, опасности, неприятности или о смерти,

одиночестве, печали, а также мысли о понижении самооценки,

неудаче, неадекватности или о непонятных, сверхъестественных

вещах;

o вредные поступки, не соответствующие закону, морали;

o опасные поступки;

o поступки, угрожающие самооценке, панические, иррациональные;

o попытки спастись, убежать, защититься.

Следствиями ситуации страха могут являться следующие:

o нервное напряжение, чувство неадекватности, отсутствие

безопасности;

o потребность спастись;

o чувство опасности, физической угрозы, одиночества, потерянности,

изолированности, отверженности;

o удивление, стыд;

o мысли о том, как спастись или мысли о возможных последствиях;

o попытки восстановить контроль над собой и ситуацией, понять

причины эмоций;

o избегание, защита, стремление смотреть в лицо ситуации, овладеть

ею, действовать смело;

o панические, непрактичные поступки;

o стремление поговорить с верным другом или вообще с кем-нибудь;

o агрессивные действия против пугающего объекта или пугающей

ситуации.

Заключение к главам 1 и 2

В результате обобщения исследований К. Е. Изарда и А. Кемпински, а так

же на основании исследований был определен целый ряд ситуаций, которые

вызывают у многих людей страх. Следует при этом отметить, что страх этот

бывает разного рода, а также различной эмоциональной насыщенности и

окрашенности.

I. Физиологический страх

Это безотчетный внутренний страх, не имеющий, казалось бы, связи с

внутренними причинами. Он может быть вызван физическими воздействиями,

внутренними недомоганиями, движением, соматическими заболеваниями.

Вот ситуации, в которых он охватывает человека:

o заглядывание в пропасть или вниз с края обрыва, а также

смотрение вниз с высокой отвесной стены;

o прогулка в уединенном месте – там, где все незнакомо, темно или,

как известно окружающим, опасно;

o участие в аттракционах или азартных играх;

o длительное одиночество – намеренная или вынужденная изоляция ото

всех либо вообще от внешнего мира;

o быстрая езда на лошади или на мотоцикле, автомобиле – вызывающая

ощущение риска и стремительного движения;

o ощущение изолированной тишины – до закладывания в ушах или даже

в темноте, когда “хоть глаз выколи”, ничего не видно;

o физическая боль в ситуации драки, избиения, насилия;

o физическая боль в ситуации самоповреждения, либо вообще от

ощущения внезапной внутренней или случайной внешней боли;

o головные боли, мигрени, спазмы;

o сердечные боли и спазмы;

o болезнь или возможность болезни, а также вероятность ее

обострения.

Для этого страха характерно то, что испытывающий его не может его ни

объяснить, ни описать. Ощущения внутренние, размытые, а потому страх трудно

преодолеть.

II. Социальный страх

Он связан с моральными установками человека, с характером

взаимоотношений в социуме, с социальным статусом и чувством

ответственности. Этот страх осознанный, он может быть проанализирован и

облечен в слова. Для его преодоления необходимо расширить конфликтную

ситуацию, с которой он связан.

Такой страх может проявляться в следующих ситуациях:

o встреча на улице с незнакомым человеком или с группой чужих,

посторонних людей;

o конфликт на службе с начальником;

o конфликт с подчиненным;

o конфликт с членами коллектива (любого социального объединения –

на работе, учебе или по месту жительства и т.п.);

o домашний конфликт, в семье или с другими родственниками;

o несоответствие надеждам или доверию друга;

o несоответствие ожиданиям и надеждам, возлагаемым на субъекта

родителями, братом или сестрой (старшими или младшими), другими

родственниками – неоправданное доверие и чувство вины перед

ними;

o несоответствие ожиданием, надеждам, доверию собственного

ребенка, обманываемого вольно или невольно старшим (старшими);

o несоответствие ожиданиям, надеждам или же требованиям начальника

(наставника, учителя и проч.) или членов коллектива;

o необходимость принять решение и вероятность при этом сделать

неверный шаг или выбор;

o необходимость взять на себя ответственность за другого или

вообще за всех – например, за выполнение работы, за результаты

сделанного, за реализацию идей;

o непонимание намерений и стремлений субъекта со стороны друзей,

супруга (супруги), родителей, членов коллектива, а также со

стороны старших по рангу или по возрасту;

o давление на личность субъекта со стороны родителей или членов

семьи, начальника или членов коллектива, а также, к примеру, со

стороны преподавателя (в школе или в вузе);

o давление на личность субъекта со стороны кого-то более сильного,

но менее умного (кому не хочется и даже не следует подчиняться);

o нежелательная встреча с известным человеком по известной причине

(и, возможно, в определенной обстановке);

o несоответствие субъекта его социальному статусу и месту

(желательному или же предполагаемому).

Эти ситуации могут быть как реальными, так и воображаемыми. Значимость

их может быть даже преувеличена субъектом. Переживание страха может быть

здесь как безотчетным, так и известным самому субъекту – облекаемым в

одежды многих слов, психологических проблем и межличностных отношений. Этот

страх обычно маскируется и скрывается за, различного рода, психологическими

защитами.

Специфической, особенно в российских условиях, разновидностью

социального страха является страх сексуальный.

III. Мистический страх

Это страх суеверный, он вызван неуверенностью, стремлением заглянуть в

свое будущее и кажущейся невозможностью это сделать, т.е. невозможностью

продвинуть свое сознание по оси четвертого изменения. Этот страх бывает

связан с чувством благоговения либо с каким-то внутренним, необъяснимым

запретом и неведомым чувством непонятной опасности.

Подобный страх появляется в следующих ситуациях:

o при нахождении в темной комнате, особенно если неизвестно, что

это за комната, присутствует ли в ней еще кто-то, или же

известно, что это место имеет дурную славу, а также в том

случае, если субъект чувствует, что его есть, за что наказать

(оставив в темноте и одиночестве);

o при одинокой прогулке в лесу, таинственном и тихом, где невольно

вздрагиваешь от любого шороха;

o при нахождении в гулкой пещере или в заброшенном чужом и пустом

доме;

o при неожиданной встрече с кем-то знакомым, которая вдруг почему-

то пугает и истолковывается субъектом или окружающими как

неблагоприятный, либо иной значимый, знак;

o при неожиданной встрече (например, с незнакомым лицом) в

сумерках, в пустынном или таинственном месте, а также в

неожиданном месте или в неожиданное время;

o при нахождении в церкви (особенно в пустой и гулкой, слабо

освещенной или при мерцании свечей), либо в ином месте

отправления языческого или религиозно-мистического культа

(непонятного для присутствующего, а потому таинственного);

o при неожиданном угадывании мыслей или чувства субъекта – со

стороны его знакомых или кем-то вообще малознакомым (что

особенно неприятно или пугает);

o при фиксировании внимания на плохой примете (неожиданно и

внезапно – собственного или окружающих, либо кем-то – с

намерением напугать субъекта);

o при фиксации внимания на хорошей примете, когда субъекту так не

хочется, чтобы она не сбылась;

o при предчувствии (мотивированном или даже никак не

мотивированном), что что-то важное в жизни субъекта может не

случится;

o при субъективном ощущении сглаза, либо при предполагаемом

нанесении субъекту (членам его семьи) вреда – реального либо

магического;

o при фиксации внимания субъекта на чьем-либо недобром взгляде или

слове;

o при фиксации субъекта на собственных ощущениях, когда он

находится на кладбище – ночью или днем;

o при слушании рассказов о покойниках;

o при пробуждении от кошмарного сновидения, которое, возможно,

истолковывается субъектом как пророческое.

Это тот страх, который в любой момент может превратится и оформиться в

ужас неведомой силы и который возникает по невероятной причине. Он бывает

еще сильнее оттого, что человек чувствует свое бессилие перед ним, не

понимает его причин и, как правило, не ведает способов с ним бороться.

Глава 3 Лингвистическая семантика

Существует множество слов с похожим или приближенным значением и они

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ