Рефераты

Соотношение особенностей общения и тревожности у детей подросткового возраста

Соотношение особенностей общения и тревожности у детей подросткового возраста

Министерство общего и профессионального образования

Башкирский государственный педагогический университет

Кафедра социальной и практической психологии.

Факультет психологии.

Специальность 020400

Курс 6.

Автореферат к выпускной квалификационной работе

Боброва Людмила Валерьевна

Тема:

Соотношение особенностей общения и тревожности у детей подросткового

возраста.

Научный руководитель:

Старший преподаватель

социальной и практической психологии

Курунов Виктор Валерьевич

Уфа 2003 г.

В настоящее время, когда идут масштабные перемены и быстрые процессы

социально-экономических и политических изменений в обществе, труднее всего

приходится подросткам с их еще не устоявшимися мировоззрением, подвижной

системой ценностей. Подростковый возраст традиционно считается самым

трудным в воспитательном отношении.

В решении сложных и многогранных задач воспитания личности значительная

роль принадлежит изучению умения личности общаться, которая в зависимости

от ее психологических особенностей может стимулировать, а может подавлять

активность личности.

Целью исследования является определение соотношения коммуникативных

способностей и личностной тревожности у детей подросткового возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать научно-психологическую литературу по

проблемам общения в подростковом возрасте.

2. Выделить и изучить психологические особенности общения подростков.

3. Выявить степень тревожности и коммуникативных способностей у детей

подросткового возраста.

4. Определить взаимосвязь между коммуникативными способностями и

уровнем тревожности.

5. Проанализировать и обобщить результаты эмпирического исследования.

6. Подобрать практический и психологический материал для построения

модели программы коррекции коммуникативных особенностей и

тревожности у детей подросткового возраста.

Объектом исследования является особенности общения детей подросткового

возраста.

Предметом исследования выступает соотношение личностной тревожности с

особенностями общения у детей подростков.

Гипотеза исследования состоит в том, что уровни коммуникативных

способностей подростков зависят от ряда определенных свойств личности, в

том числе и тревожности. Гипотеза строилась на том, что в подростковом

возрасте происходят качественные изменения общения по сравнению с детьми

младшего школьного возраста, а также усиливается потребность в общении в

целом.

С целью подтверждения гипотезы были использованы методика КОС, автор

Б.А. Федоришин и методика Айзенка (опросник E.P.Q.). Вопросник КОС

предназначен для диагностики коммуникативных и организаторских способностей

для детей старшего возраста.

Методика Айзенка (опросник E.P.Q.) предназначен для изучения

индивидуально-психологических черт личности, в частности нейротизма.

А также использовалась одна из форм естественного эксперимента –

характерологическая беседа. В беседе с наибольшей полнотой обнаруживается

субъективная сторона личности – самосознание, самооценка свойств личности,

переживания и эмоциональные отношения.

Для проверки гипотезы и определения коэффициента ранговой корреляции

использовали формулу Спирмена.

Эмпирические исследования были проведены среди учащихся 8 В класса,

школы № 55 г. Уфы. В классе, где проводились исследования 29 учащихся, из

них 15 мальчиков, 14 девочек.

Дипломная работа включает 2 главы. В I главе были раскрыты проблемы

общения подростков, а также факторы и особенности проявления тревожности в

подростковом возрасте.

Были получены следующие выводы.

С возрастом складывается ситуация нарастания у подростков потребности в

личностном общении с педагогами и родителями и невозможности ее

удовлетворения. Сверстники также выступают значительной фигурой в жизни

подростка. Для него в этом возрасте гораздо важнее иметь репутацию хорошего

товарища, пользоваться доверием сверстником.

Неудовлетворённость в общении вызывает у подростков глубокие

переживания, которые могут порождать тревожность. Общение и тревожность

тесно взаимосвязаны.

Во II главе было проведено эмпирическое исследование соотношения

особенностей общения и тревожности у детей подросткового возраста.

Полагаясь на данные этого исследования, мы можем сделать следующие выводы:

Очень мало подростков обладают высоким уровнем развития коммуникативных

способностей, что составляет лишь 4 человека. Эти данные говорят о неумении

подростков общаться, неумении проявлять такие качества как подлинность,

искренность, доверие друг к другу, что приводит к нарушениям сферы

межличностного отношения, а это в свою очередь к возрастанию тревожности.

Проанализировав и обобщив результаты эмпирического исследования, пришли

к выводу, что результат коэффициента ранговой корреляции попадает в зону

значимости, что подтверждает гипотезу. Следовательно, существует

взаимосвязь между личностной тревожностью и проявлением коммуникативных

способностей у детей подросткового возраста.

В заключении можно сказать, что:

Не успешность в общении со сверстниками, родителями, педагогами часто

приводит к мучительным переживаниям подростка. Именно сферой межличностных

отношений обусловлено возрастание тревожности у подростков. Тревожность,

закрепившись, становится достаточно устойчивым образованием. Чтобы этого не

случилось, перед нами встает принципиально новая задача – готовить юных

граждан к общению.

От общения все в большей мере зависит успешность профессиональной

деятельности, активности в общественной жизни, наконец, личное счастье

каждого.


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ