Современные теории и технологии психологической помощи
«безопасности». Интеллектуальный уровень субъективной картины болезни – это
решение вопросов: «Болен или здоров?», «Чем лечиться?», «У кого лечиться?»
и т. д.
Основы формальной логики.
В формальной логике есть такие понятия, как правильное и
неправильное мышление. Мышление, способное вести человека к достижению
истины, т. е. правильно решать теоретические и практические задачи, -
правильное мышление. Оно должно удовлетворять трем основным требованиям:
определенности, последовательности и доказательности. Непоследовательность
мышления чаще всего связана с нарушением закона тождества, который можно
выразить формулой А=А.
Техника терапии.
Рациональная психотерапия может проводиться самостоятельно, но чаще
всего практикуется в комплексе с другими методами лечения. Иногда она
подключается уже на этапе обследования больного, требуя специального
времени и органически вплетаясь в диагностический процесс.
Основным достоинством рациональной психотерапии является то, что
больной сам активно участвует в процессе лечения; недостаток же метода в
том, что лечебный эффект наступает относительно медленно (например,
медленнее, чем при внушении в гипнозе).
[pic]
Теоретические основы психоанализа.
Психоанализ в понимании Фрейда – это, во-первых, «название процедуры
исследования процессов, которые почти недостигаемы никаким другим
способом», во-вторых, «название метода (основанного на таком исследовании)
лечения невротических нарушений» и, наконец, в-третьих, определение «суммы
психологической информации, полученной таким путем, постепенно собираемой в
новую научную дисциплину».
Постепенно у Фрейда сложилось представление, что в каждом пациенте
существует некая сила, сопровождающая лечению, сохраняющая потаенные мысли.
Цель одна – защита. Задача психотерапевта, как считал Фрейд, как раз и
заключается в том, чтобы преодолеть сопротивление.
Психоаналитик познает элементы бессознательного через его дериваты.
Эти дериваты, или заменители, проявляются в свободных ассоциациях, в
обмолвках, в ошибочных действиях.
Техника психоанализа.
Классический психоанализ включает следующие основные этапы:
продуцирование материала, его анализ и рабочий альянс.[pic]
[pic]
Анализ сопротивления.
Сопротивление включает все силы организма, которые противодействуют
процедурам и процессам психоанализа, то есть мешают свободному
ассоциированию пациента, его попыткам вспомнить и достичь понимания.
Интерпретируя материал пациента, аналитик ставит себе следующие
основные цели:
. Перенести продукции пациента в их бессознательное содержание, то
есть установить связь мыслей, фантазий, чувств, поведения
пациента с их бессознательными «предками».
. Бессознательные элементы должны быть преобразованы в понимание,
в истинное их значение.
. По мере достижения инсайтов они должны сообщать пациенту.
[pic]
Общие положения.
Трансакционный анализ в узком понимании этих слов – это анализ
взаимодействия двух или более людей; в более широком смысле – социально
ориентированный психотерапевтический метод, конечной целью которого
является формирование гармоничной, социально адаптированной личности.
Структурный анализ.
Родитель (Р) по Берну – это собрание догм и постулатов, которые он
воспринимает в детском возрасте и которые сохраняет потом в течение всей
жизни. Когда Родитель в человеке якобы молчит, он все-таки влияет на его
поведение, выполняя функцию совести.
Ребенок (Ре) живет в человеке всю его жизнь и проявляется даже у
стариков, когда те мыслят, чувствуют, реагируют на окружающее точно так же,
как делали это а детстве.
Взрослое состояние Я (В) также не имеет отношения к возрасту человека.
Это способность личности хранить, использовать и перерабатывать информацию
на основе предыдущего опыта.
Цель структурного анализа заключается главным образом в том, чтобы
дать ответы на вопросы: Кто я? Почему поступаю именно так? Какой частью
моего Я действует (или должна действовать) в данной ситуации, чтобы
принести пользу, а не поражения?
Анализ трансакций.
Трансакция – это воздействие двух или более людей. Она начинается с
транзакционного стимула – того или иного знака, свидетельствующего о том,
что присутствие (или действие) одного человека воспринято другим. Человек,
к которому обращен стимул, отвечает каким-то действиям – транзакционной
реакцией.
Все транзакции делятся на:
. Дополнителые. Когда стимул, посланный человеком, встречает
адекватную, естественную в данной ситуации реакцию.
. Пересекающаяся. Когда на определенный стимул следует
неадекватная реакция.
Кроме простейших транзакций, какими является дополнительные и
пересекающиеся, существует двухуровневые транзакции – угловые и двойные,
при которых один уровень видимый – то, что произносится, а второй –
скрытый, или психологический, - то, что имеется в виду (подтекст).
[pic]
Теоретические основы психосинтеза.
Еще П. Жане говорил о ментальном синтезе, имея в виду ликвидацию
диссоциации психических процессов, возникающих иногда в результате
психотравмы. Е. Кречмер писал о психоанализе, или синтезе существования,
подразумевая под этим развитие целостной и гармоничной личности. К. Юнг
ввел понятие о синтетическом этапе аналитической психотерапии. Однако
основателем психосинтеза как метода психотерапевтического лечения по праву
считают итальянского психиатра Роберто Ассаджиоли.
Структура личности. Низшее бессознательное представляет собой наиболее
примитивную часть нашей личности. В него входят: простейшие формы
психической деятельности, управляющее жизнью тела. Среднее бессознательное
(предсознательное) – область, где пребывают навыки и сознания. Высшее
бессознательное (супербессознательное) – область формировании и источник
вдохновения, творчества, героизма, альтруизма и других высших чувств.
Поле сознания – это непосредственно осознаваемая нами часть личности.
Это непрерывный поток ощущений, мыслей, желаний, доступных нашему
наблюдению и анализу.
Сознательное Я – это центр нашего сознания, но это не есть
осознаваемая нами часть личности (поле сознания).
Высшее Я – наша истинная сущность. Сознательное Я изменяется или
исчезает при нарушении сознания (кома, обморок, наркоз, состояние гипноза).
Техника психосинтеза.
На пути выполнения этих задач Ассаджиоли выделяет несколько основных
этапов:
. Глубинное познание своей личности;
. Контроль над различными ее элементами;
. Постижение своего истинного Я – выявление или создание
«объединяющего центра» Я;
. Психосинтез: формирование или перестройка личного вокруг нового
центра.
Глубинное познание своей личности. Познание личности нужно начинать с
низшего бессознательного, со вскрытия «комплексов», которые были
унаследованы из сознания еще в младенческом возрасте.
Контроль над различными элементами личности. Разделение психосинтеза
на этапы, несомненно, условно, так как все они тесно взаимосвязаны.
Разотождествление. Человеку, в отличие от животного, присуще самосознание.
Самосознание в свою очередь сопровождается процессом отождествления себя с
наиболее актуальными элементами личности, чувствами, желаниями. Работа над
субличностями. В каждом из нас уживается множество «типажей», часто
противоположных друг другу. Число субличностей бесконечно. Они изменчивы.
Чем их больше, тем человек внутренне богаче, но и менее целеустремлен.
[pic]
Позитивный подход к пациенту и заболеванию.
Позитивная психотерапия исходит из того, что любой человек независимо
от его расы, социального положения и вероисповедания от природы обладает
двумя основными способностями: способностью к познанию и способностью к
любви.
Способность к познанию в свою очередь выражает рациональную,
интеллектуальную суть человека (левое полушарие головного мозга), а
способностью любить – эмоциональную и душевную его суть (правое полушарие).
Позитивный подход к пациенту и заболеванию является составной частью
позитивной психотерапии и, в свою очередь, состоит из трех основных
компонентов: учета межкультеральных особенностей, позитивной интерпретации
заболевания и использования поучительных историй.
Анализ конфликта.
В соответствии с концепциями позитивной психотерапии реакция на
конфликтную ситуацию у любого человека проявляется через четыре основные
«сферы разрешения конфликта»: через тело, деятельность, контакты и
посредством фантазии.
Сферы разрешения конфликта. Тело. На первое место выступают ощущения.
Информация, поступающая из внешнего и внутреннего мира, проходит сквозь
призму собственного опыта, через цензуру приобретенных стереотипов.
Деятельность. Возможны две взаимоисключающие реакции на конфликт – уход в
работу и уход от работы. Конфликты. Так же, как и в предыдущей сфере,
возможны две противоположные формы реакции на конфликт. Одни пациенты в
поисках выхода из конфликтной ситуации ищут конфликтов с окружающими,
проявляют гиперактивность, требуя к себе повышенного внимания. Другие,
наоборот, избегают конфликтов, замыкаются в себе. Фантазии. Реакции на
конфликт проявляются в основном в активизации фантазии.
Модель конфликта. При возникновении и проявлении заболевания (неврозы,
психосоматические заболевания) большую роль играет так называемый
актуальный конфликт. Конфликтная ситуация. Основное внимание должно быть
обращено на то, какое влияние оказывает конфликт на физическое состояние
пациента, на его профессию. Реакция на конфликт. Речь идет о стереотипах
поведения в конфликтной ситуации, обусловленных сформировавшимися в
процессе воспитания отношением к самому себе. Отношения к Я. Оно во многом
зависит от формы воспитания пациента.
[pic]
Основные положения.
НЛП – это наука о воздействии слова на человека. Это методические
приемы, позволяющие человеку посредством слова программировать себя и,
затем изменять эти программы. Одним из базовых положений НЛП является
утверждение. Человек воспринимает и отражает окружающий мир посредством
своих органов чувств. Процесс и механизм такого восприятия НЛП носит
название модальности.
Существует зависимость между доминирующей модальностью, в которой
человек воспринимает мир, и словами, которыми он это восприятие выражает.
Это предикаты речи.
Не менее важными «ключами доступа» к бессознательному является
невербальные, внешние признаки проявления мышления и эмоций. Прекрасными
«ключами доступа» к бессознательному является паттерны глаз.
Умение быстро распознавать «модальность», в которой пациент
воспринимает мир, находить «ключи доступа» называется в НЛП подстройкой.
Система, отвечающая за извлечение информации, называется ведущей, система,
сверяющая полученный результат, - референтной. Цель психических процессов,
ведущих к той или иной форме поведения, называется стратегией поведения.
Мета-модель – это набор лингвистических средств для получения информации,
которая скрыта от самого пациента.[pic]
[pic]
[pic]
Основные положения.
Понятие групповой психотерапии.
Существует много определение групповая психотерапия. Якоб Морено
определяет групповую психотерапию как лечение людей в группах.
В нашей литературе эта неясность и без того сложной проблеме
усугубляется еще и терминологической путаницей.
Коллектив представляет собой высшую форму социального объединения
людей. Коллектив – это группа людей, отличающаяся высшей степенью
организованности и психологической сплоченности во имя достижения общей
цели. Причем цели эти носят обычно социальный, а не эмоциональный характер.
Группа – это социально-психологическое понятие, обозначающее
определенное число лиц, включенных в типичные для них виды деятельности и
регулируемых общими ценностями и нормами.
В социальной психологии традиционно выделяют следующие основные
признаки группы:
. Основные участники своей принадлежности к группе.
. Установление определенных отношений между нами.
. Внутренняя организация, включая распределение обязанностей,
лидерство, иерархию статусов.
. Действие «группового давления», побуждающего участников вести
себя в соответствии с принятыми в группе нормами.
. Наличие определенных изменений во взглядах и поведении
отдельных участников, обусловленных их принадлежностью к
группе.
Малая группа - немногочисленная по составу общность людей (до 20
человек), члены которой объединены единой деятельностью и находятся друг с
другом в непосредственном личном общении.
Психокоррекционная группа – это исскуственно созданная
(лабораторная) малая группа, объединенная целями межличностного
исследования, личностного научения и самораскрытия. Это неструктурированная
взаимодействие здесь и теперь, при котором участники изучают происхождение
с ними процессы межличностного взаимодействия в данный момент и в данном
месте.
Однако родоначальником групповой психотерапии считается Якоб Морено,
ему же принадлежит и термин «групповая психотерапия».
Психология психокоррекционной группы.
Малая группа – это общество в миниатюре. Такие скрытые факторы, как
социальное влияние и давление партнеров, действие которых мы повседневно
ощущаем в жизни, на работе, в семье, проявляются и в психокоррекционной
группе.
Формирование группы.
Состав группы определяется ее типом (группа встреч, группа умений),
а также формой и содержанием предполагаемой психотерапевтической работы.
Диапазон показаний к группе психотерапии достаточно широк – от неврозов до
ремиссии шизофрении. Однако соотношения показаний и противопоказаний всегда
представляют большую трудность.
Противопоказаниями для групповой психотерапии является низкий
интеллект и психозы. Особую сложность создают больные, склонные к
образованию бредовых идей отношения, преследования и физического
воздействия.
Сторонники гетерогенных групп аргументируют свою точку зрения
желанием создать общество в миниатюре. В гетерогенных группах эмоциональное
напряжение и степень конфронтации могут быть более выражены, а способность
решения конфликтов – более естественными.
Гомогенные группы более сплоченны, менее конфликтны, члены ее более,
чем в гетерогенных группах, склонны к эмоциональной поддержке друг друга. В
то же время гомогенная группа является плохой ареной для споров и решения
острых конфликтных ситуаций.
Частота и длительность занятий определяется многими факторами
(характер лечебного упражнения, форма и цель лечения). Оптимальными в
условиях стационара считаются 3-4 занятия в неделю, каждые
продолжительностью по 60-90 минут.
[pic]
Группы тренинга. Техника занятий Т-групп.
Группа – это реальный мир в миниатюре. В ней существует те же, что и
«в жизни», проблемы межличностных отношений, поведения, принятия решений.
Тем не менее, от реального мира эта искусственно созданная лаборатория
отличается тем, что:
. В Т-группе каждый может быть и экспериментатором, и предметом
эксперимента.
. Здесь возможно решение задач, которые неразрешимы в реальной
жизни.
. Занятия в группе предлагают «психологическую безопасность», что
обеспечивает «чистоту» эксперимента.
Прежде всего, Т-группы учат тому, как учиться. Поскольку все члены
группы вовлекаются в общий процесс взаимообучения, они в большей мере
полагаются друг на друга, чем на руководителя. Таким образом, обучение
является скорее результатом опыта самой группы, нежели разъяснений и
рекомендаций руководителя.
Обучение тому, как учиться, включает в себя отдельные этапы:
. Представление самого себя.
. Обратная связь.
. Экспериментирование.
Группы встреч.
Группы встреч в отличие от групп тренинга являются терапевтическими
психокоррекционными группами.
Существует два основных направления в понимании психокоррекционных
групп. Сторонники первого направления ориентируют группы на решение
конкретных задач, отработку навыков межличностных отношений. Руководитель
не устраняется от лидерства полностью и, нередко, выступает в роли
наставника.
Сторонники второго направления в большей степени ориентированы на
гуманистический, демократический стиль руководства группой.
Выделяют следующие основные признаки группы встреч:
. Открытость и честность в общении ее членов.
. Осознание самого себя, своего Я (психического и физического).
. Ответственность за себя и членов группы.
. Внимание к чувствам.
. Принцип здесь и теперь.
Гештальт-терапия.
Основными понятиями гештальт-психологии, которая лежит в основе
гештальт-терапии, является: понятие о фигуре (гештальте) и фоне, осознание
чувств, сосредоточенность на настоящем, борьба противоположностей, функции
защиты и такое понятие, как зрелость.
Понятие борьба противоположностей отражает борьбу между полярными
сторонами нашего Я, между его потребностями и возможностями.
Зрелость – это способность индивидуума выйти из трудной, тупиковой
ситуации, полагаясь только на себя. Задача гештальт-терапевта заключается в
том, чтобы помочь пациенту осознать свою потребность, завершить ее, а в
конечном итоге помочь человеку выйти из тупиковой ситуации.
Гештальт-терапия включает следующие основные компоненты:
. Расширение осознания.
. Интеграция противоположностей.
. Усиление внимания к чувствам.
. Работа с мечтами (фантазией).
. Принятие ответственности на себя.
. Преодоление сопротивления.
Психодрама.
Психодрама – это одна из форм группового процесса, в котором метод
драматической импровизации используется как способ изучения внутреннего
мира участников группы. Она относится к одному из ранних методов групповой
психотерапии. Создателем психодрамы, как и групповой психотерапии вообще,
считает Морено.
[pic]
[pic]
-----------------------
Психотерапия
Психопрофилактика
Психогенетика
Эмоции
Информация
Профилактика психотравматических факторов
Способ достижения
Метод лечения
Систематизация психотерапии
Этиопатогенетическому принципу (каузальная – симптоматическая)
По цели воздействия (седативная, активирующая, амнезирующая)
Характер воздействия (прямая – косвенная)
По участию в ней больного (мобилизирующе – волевая, пассивная)
По виду воздействия врача (авторитарная, разъяснительная, обучающая,
тренирующая)
По мусту воздействия (гетерогенная, аутогенная)
По направленности относительно патогенных установок (синергичная
переживаниям, антагоническая, дискуссионная)
По тактике врача (выборочная, комбинированная или комплексная)
По числу лиц, с которыми работает врач (индивидуальная, коллективная,
групповая)
Гипноз и внушение.
Древний Египет Эберс (XVI в до н. э.)
Греция
Иисус Христос
Восток - Индия
Франция
Англия
Природа гипноза
Брейнгем: гипноз – одна из форм выражения внушения.
Шарко: идентифицировал гипноз с истерическим неврозом, рассматривал и то и
другое как болезненное помрачнение сознание.
Orne: гипноз – продукт исскуственного созданной экспериментальной ситуации.
(Сумасшествие на двоих).
Бехтерев – гипноз это искусственно вызванный сочетанный рефлекс тормозного
характера с подавлением активного сосредоточения.
Шерток – гипноз – это транс.
Свядощ – гипнотический сон – это состояние суженого сознания, вызванное
действием гипнотизера и характера повышенной внушаемости.
Рожнов – гипноз – особое психическое состояние, возникшее под влиянием
направленного психологического воздействия и отличающееся от сна.
Внушение
Гетеросуггестия (Внушение, производимое другим лицом)
Аутосуггестия (Самовнушение)
Реальное (Внушение, вызванное каким-либо процессом или действий)
Вербальное (Внушение с помощью слов)
Специальные.
Эти внушения более конкретны, чем общие, и при этом всегда
индивидуализированы. Не может быть, однако новых «форм внушения» для всех
больных даже при одном и том же заболевании. Вырабатываются каждый раз
новую форму лечебного внушения, врач исходит из жалоб больного,
особенностей его заболевания, этапа лечения.
Основные ступени.
Общие.
Относятся снимающие болезненные симптомы и воззванные ими дискомфортные
состояния, внушения, улучшающие общее самочувствие, повышающие тонус,
вызывающие безразличие или даже амнезию к таким болезненным состояниям и
травмирующим ситуациям, которые изменить уже нельзя.
Рекомендуется начинать сеанс со снятия наиболее легко устраняемых
симптомов. Постепенность обычно лучше обеспечивает прочность достигнутых
результатов.
Бронхиальная астма.Внушается, что пациенту становится все легче дышать
и он выздоравливает.
Язвенная болезнь желудка. Внушается, что нервная система с каждым днем
укрепляется. Настроение улучшается и пациент выздоравливает.
Неврастения с нарушением сна.
Пациенту внушается, что он будет хорошо спать, если будет ложиться в
определенное время каждый день.
Пробы на внушаемость
Предварительная беседа с пациентом
Подготовительный период
Легкий гипноз (сонливость). Пациент находится в глубоком дремотном
состоянии, но может противостоять словесным внушениям, не теряет связи с
окружающем. По субъективному отчету пациент спящим себя не считает.
Средний гипноз (гипотаксис). Характеризуется выраженной сонливостью,
мышечной слабостью, притуплением органов чувств, утратой произвольных
движений.
Глубокий гипноз (сомнамбулизм). Характеризуется нарушением ориентировки
полной постгипнотической амнезией. В состоянии гипноза пациент не
воспринимает никаких внешних раздражителей.
Осложнения при гипнотизации
Утрата раппорта во время сеанса.
В таких случаях гипнотический транс переходит в обычный сон. Гипнологу
нужно или закончить сеанс, или, разбудив пациента, начать сеанс заново.
Спонтанный катарсис.
Во время гипноза у больного без внешнего повода внезапно всплывает
травмировавшие его ранее переживания, в связи, с чем могут появиться слезы,
рыдания. Эмоциональная реакция подавляется прямым показанием успокоиться и
продолжать спать.
Истерический гипноид.
Во время сна возникает истерический припадок с типичными вскрикиваниями. В
этих случаях в повелительном тоне нужно прекратить сеанс и успокоить
больного.
Спонтанный сомнамбулизм.
Возникает так же, как и истерический гипноид, преимущественно у
истерических личностей. Начинается с утраты раппорта. Характерны
театральность, сохранение частичного контакта и последующая частичная
амнезия. Может длиться от нескольких минут до нескольких часов и переходит
в естественный сон.
Гипнотическая летаргия.
Возникает обычно в третей стадии гипноза. Врач утрачивает раппорт с
пациентом и лишается возможности вывести его из гипноза. В таких случаях
надо ждать, когда гипнотический транс перейдет в естественный сон.
Яма (воздержание) включает в себя 5 «внешних» заповедей: не убивай, не лги,
не смущай, блюди целомудрие, не жалей богатства. Заповедь «не убивай»
толкуется широко и включает в себя требование не есть мясо, рыбу, яйца, не
курить и т. д.
Нияма (культура питания, труда и отдыха) содержит 5 «внутренних» заповедей:
очищение, скромность, умеренность, декламацию очищающих изречений
(молитвы), смирение.
Асаны (поза) – существует около 500 асан: для медитации и релаксации, для
укрепления тела, для очищения пищеварительной системы.
Пранаяма (контроль дыхания) – упражнение по йоговскому дыханию. Выделяют 4
фазы дыхания: вдох (пурака), задержка (кумбхака), выдох (речана), пауза
после выдоха.
Пратьяхара (удаление чувств) – «негативная» концентрация, посредством
которой достигается физическое и психологическое расслабление.
Дхарана (концентрация внимания) – активная концентрация внимания на объекте
(внешнем или внутреннем).
Дхьяна (созерцание) – процесс проникновения в сущность объекта
сосредоточения.
Самадхи (сосредоточение) – достигается, если концентрация внимания на
объекте удерживается 1728 секунд.
Янтры.
Уже первобытный человек пытался материловать свои представления о мире в
виде наскальных рисунков.
Мантры.
Влияние звуков и речи на психическое состояние человека. Основное значение
речи состоит в передаче информации. Однако эмоциональное и суггестивное
воздействие человеческой речи определяется не только содержанием
информации, но и зависит от выразительности, громкости, музыкальности
произнесенных слов.
Техника АТ-1.
Перед началом тренировки с пациентом проводится беседа, в которой в
доступной форме объясняется физиологические основы метода, механизмы
воздействия на организм тех или иных упражнений. Сеансы проводятся лежа или
сидя, в позе «кучера» (голова склоняется вперед, кисти и предплечья – на
коленях, ноги удобно расставлены).
Техника АТ-2.
К высшей ступени аутогенной тренировки относится упражнение, цель которых
заключается в тренировке процессов воображения (со способностью к
визуализации представлений) и нейтрализации аффективных переживаний. В
основе упражнений высшей ступени аутогенной тренировки лежит медитация.
Упражнения по аутогенной модификации включает в себя специальные упражнения
для внутренних органов и формулы-намерения. Упражнение по аутогенной
нейтрализации включает в себя аутогенное отреагирование и аутогенную
вербализацию. Вскрытие и отреагирование психотравмы ведет к ее
нейтрализации и выздоравливанию. Иногда процесс «воспроизведения»
психотравмирующих причин завершается аффективной реакцией (аутокатарсис).
Модификация Клейнзорге – Клюмбиеса. В отличие от классической методики
Шульца авторы большое значений придают синдромологическим ориентированным
узкоспециализированным комплексам тренировки. Авторы выделяют следующие
группы комплексов.
«Покой» (соответствует первому стандартному упражнению по Шульцу). Группа
комплексов направлена на достижение «телесного покоя». Используется
методика прогрессирующей релаксации по Джекобсону. Показания: эмоциональные
нарушения, расстройства сна.
«Сосуды» Образные представления акцентируются на ощущение тела. Показания:
нарушения периферического кровообращения, артериальная гипертензия.
«Сердце» При выполнении упражнения целенаправленно вызываются ощущения тела
в левой руке, а затем в области сердца. Показания: стенокардия,
функциональная неврогенная аритмия.
«Легкие» Тренировка направлена, прежде всего, на ритмизацию дыхания. Это
обеспечивает мысленным счетом временных интервалов фаз вдоха, паузы и
выдоха. Показания: бронхиальная астма, хронические пневмонии, психогенные
нарушения ритма дыхания.
«Живот» Произвольное самовнушение тела в отдельных органах брюшной полости
– в области желудка, печени, кишечника. Показания: хронические гастриты и
гепатиты, спастические колиты, дискинезии желудочного пузыря.
«Голова» Упражнения являются модификацией упражнений Шульца. Иногда
ощущения прохлады в области лба усиливают головные боли, головокружение.
Показания: вазомоторные нарушения мозгового кровообращения, мигрень,
синдром Меньера.
Основные положение учения Фрейда
Психический детерминизм. Фрейд полагал, что душевная жизнь – это
последовательный непрерывный процесс. Закон сохранения энергии применим к
ней так же, как и ко всем другим процессом.
Сознательное, подсознательное, бессознательное. В душевной жизни Фрейд
выделяет три уровня: сознание, предсознание и подсознание
(бессознательное). К бессознательному относятся многие инстинкты, вообще
недоступные сознанию, а также мысли и чувства, подвергнутые «цензуре». То,
что мы привыкли называть сознанием, представляет собой, айсберг, большую
часть которого занимает бессознательное. Предсознание – та часть
бессознательного, которая может стать сознанием.
Пробуждения, инстинкты и принцип равновесия. Инстинкты – это силы,
побуждающие человека к действию. Физические аспекты инстинкта Фрейда
называются потребностями, психические – желаниями. Инстинкт содержит четыре
компонента: источник (потребности, желания), цель, импульс и объект.
Импульс инстинкта – это те энергия, силы или напряжения, которые
используются для удовлетворения инстинкта. Объект инстинкта – это те
предметы или действия, которые удовлетворяют первоначальную цель.
Психосексуальные стадии развития. В самом начале жизни половое влечение
неотделимо от инстинкта самосохранения, но в отличие от последнего обладают
способностью к вытеснению и сложной трансформации. Первая область – это
оральная стадия сексуального развития. В возрасте от 2 до 4 лет особое
внимание сосредотачивается на акте уринации и дефекации – это анальная
стадия. Далее следует фаллическая стадия сексуального развития. По меньшей
мере, с 3 лет ребенок впервые обращает внимание на наличие или отсутствие у
него пениса. К 5-6 годам сексуальная напряженность у ребенка ослабевает, и
он переключается на учебу, спорт, различного рода увлечения. С этого
времени наступает так называемый латентный период (6-12 лет). В
подростковый период наступает стадия половой зрелости – генитальная стадия.
Основные положение учения Фрейда
Структура личности. В структуре личности Фрейд выделяет Ид, Эго и супер-Эго
(Оно, Я, сверх-Я). Ид – это первоначальная, основная, центральная и вместе
с тем наиболее архаичная часть личности. Ид содержит все уникальное, все,
что есть при рождении, что заложено в конструкции – кроме всего прочего,
исследовано. Эго развивается из Ид, но в отличие от последнего находится в
постоянном контакте с внешнем миром. Эго защищает Ид, как кора – дерево, но
при этом питается энергией Ид. Супер-Эго развивается из Эго и является
судьей и цензором его деятельности и мыслей.
Механизмы защиты. От напряжения, испытуемого под воздействием различных сил
(внутренних, внешних), Эго оберегает себя с помощью таких защитных
механизмов, как вытеснение, отрицание, рационализация, реактивные
образования, проекция, изоляция, регрессия и сублимация. Вытеснение –
удаление из сознания чувств, мыслей и намерений к действию, потенциально
вызывающих напряженность. Отрицание – это попытка не принимать за
реальность события, нежелательные для Эго. Примечательна способность в
таких случаях «пропускать» в своих воспоминаниях неприятные пережитые
события, заменяя их вымыслом. Рационализация – это нахождение приемлемых
причин и объяснений для неприемлемых мыслей и действий. Реактивные
образования – это поведение или чувства, противопоставляемые желанию; это
явная или неосознанная инверсия желания. Проекция – это подсознательное
приписывание собственных качеств, чувств и желаний другому человеку.
Изоляция – это отдельные психотравмирующие ситуации от связанных с ней
душевных переживаний. Регрессия – соскальзывание на более примитивный
уровень поведения или мышления. Сублимация – это наиболее распространенный
защитный механизм, посредством которого либидо и агрессивная энергия
трансформируется в различные виды деятельности, приемлемые для индивида и
общества.
Основные положения учения Юнга.
Понятие об интроверсии и экстраверсии. Юнг считал, что каждый индивидуум,
точнее фокус его интересов, может быть обращен преимущественно к своему
внутреннему Я или, наоборот, к внешнему миру. Первый тип людей он назвал
интровертами, второй – экстравертами. Экстраверсия исключает интроверсию,
но ни один из этих типов не имеет предпочтений перед другим. Истерические
личности больше склонны к экстраверсии, астеники и аутичные – к
интроверсии.
Психические функции. Юнг выделяет четыре основные психические функции:
мышление, чувствование, ощущение и интуицию. Мышление и чувствование, по
Юнгу, есть альтернативные способы формирования суждений и принятия решений.
Коллективное бессознательное. По юнгу, помимо личного бессознательного
существует еще и коллективное бессознательное, которое содержит в себе опыт
развития всего человечества и передается от поколения к поколению. По
убеждению Юнга, психика ребенка при рождении не является «чистой грифельной
доской», а содержит в себе
Архетипы. Основу коллективного бессознательного составляют архетипы.
Архетип, по Юнгу, - это форма без собственного содержания (отпечаток),
которая организует и направляет психические процессы.
Индивидуализация и аналитическая психотерапия. Первый этап индивидуализации
– это анализ персоны. Персона выполняет запретные функции, но в то же время
она является маской, скрывающей самость. Второй этап – осознание тени. Если
мы признаем ее реальность, то можем освободиться от ее влияния. Кроме того,
осознание личного бессознательного – путь к ликвидации неврозов. Третий
этап индивидуализации – это встреча с Анимой и Анимусом. Четвертый этап –
анализ самости. Весь процесс лечения Юнг условно разделил на два этапа:
аналитическую и синтетическую. Аналитическая стадия делится на два этапа:
признание и толкование. Синтетическая – обучения и трансформации.
Персона
Эго
Тень
Анима и Анимус
Самость
Сознание
Индивидуальное бессознательное
Коллективное бессознательное
Продуцирование материала. Основными способами являются: свободная
ассоциация, реакция переноса и сопротивление. Свободная ассоциация – это
основной метод продуцирования материала. Перенос – эффективность метода
свободных ассоциаций в значительной степени зависит от особых отношений,
устанавливающихся обычно между пациентом и врачом. В основе этих отношений
лежит феномен перенесения (трансфер). Механизм этого феномена заключается в
том, что пациент подсознательно идентифицирует врача с объектами своих
догенитальных сексуальных влечений. Различают позитивный и негативный
перенос. Позитивный перенос проявляется чувством симпатии, уважения, любви
к аналитику, негативный – в форме антипатии, гнева, ненависти, презрения.
Сопротивление – это внутренние силы пациента, находящиеся в оппозиции к
психоаналитической работе и защищающие невроз от терапевтического
воздействия.
Анализ материала пациента. Основной целью всех аналитически ориентированных
методик является понимание пациентом самого себя, а основной техническое
процедурой – интерпретация. Техника анализа включает в себя 4 процедуры:
конфронтация, прояснение, интерпретацию и тщательную проработку.
Анализируемое явление должно стать очевидным для пациента (конфронтация).
Если пациент понимает это, можно переходить к следующему этапу анализа – к
прояснению. Следующий, основной этап анализа – интерпретация.
Интерпретировать – обозначает делать неосознанные феномены осознанными,
точнее, делать осознанными бессознательное значение, источник, формулу,
причину данного конкретного психического процесса. Путь от интерпретации к
пониманию обозначается как этап тщательной проработки.
Рабочий альянс. Пациент обращается к врачу потому, что хочет избавиться от
своих страданий. В процессе лечения он добросовестно продуцирует материал
посредством собственных ассоциаций, реакцией переноса, сопротивления. При
наличии рабочего альянса у пациента появляется готовность работать даже с
теми инсайтами, которые неприятны и причиняют боль. На его формирование в
равной мере влияют пациент, аналитик и аналитическая среда, то есть то, что
мы иногда называем атмосферой процесса лечения. Понятие психоаналитическая
ситуация – является результатом комплекса взаимоотношений пациент –
аналитик – окружающая обстановка. Манипуляции – это деятельность аналитика,
способствующая восстановлению памяти пациента.
Основные этапы позитивной психотерапии.
Дистанционирование от конфликта. Позитивная психотерапия – это терапия,
центрированная на конфликте.
Проработка конфликта. Отстранившись от конфликта «увидев» его в целом,
далее нужно тщательно проработать каждую его деталь.
Ситуативное одобрение. В конфликте обычно участвует не менее двух людей, и
в каждом из них есть как отрицательные, так и положительные личностные
качества.
Вибрация. Этот этап лечения подразумевает обсуждение конфликта.
Методы и техники.
Метод «якоря». «Якорь» - это ассоциативная связь. Зная «ключи доступа» к
внутренним процессам, например паттерны глаз, предикаты речи, можно усилить
или, наоборот, ослабить эти переживания, а потом «поставить их на якорь».
Метод «якоря» в комплексе терапевтических коммуникаций может быть с
положительным эффектом применен при сексуальных дисгамиях (для усиления
чувств).
Работа с субмодальностями. Количество субмодальностей бесчисленно, однако в
повседневной работе психотерапевту достаточно использовать только
некоторые. Параметр, который усиливает или уменьшает остроту восприятия, -
это то, что называют ассоциативным или диссоциированным восприятием.
Воспринимать ассоциировано – значит, самому находится в картинке.
Наложение. Метод ценен не только при лечении (отдельно или в сочетании с
другими методами), но и при обучении.
Изменение убеждения. Убеждение – понятие относительное. При одном и том же
поступке можно убедить человека, что он совершает преступление, а можно –
что совершает подвиг. Убеждение, даже если оно есть, может меняться.
Методы и техники.
«Взмах». Техника «взмаха» дает мозгу направление в его работе и может быть
применена для чего угодно: для изменения настроения, избавления от вредных
привычек.
«Взрыв». Иногда компульсия лучше устраняется посредством ее «взрыва» с
последующим «взмахом».
Визуально-кинестетическая диссоциация. Применяется при острых реактивных
состояниях, половых дисгамиях, фобиях. Цель ее – убрать из переживаний их
первоначальную эмоциональную насыщенность, переводя негативные воспоминания
в конструированных образах (диссоциированное восприятие).
«Посмотри на себя глазами, полными любви». Метод основан на регулирующем
эффекте ассоциированного и диссоциированного восприятия. Может применяться
как с лечебной целью, так и для саморегуляции, выработки уверенности в
себе.
Рефрейминг. От английского – переформирование, дословно – обрамлять,
придавать форму. Этот метод хорош тем, что, вместо того чтобы работать с
«содержанием» проблемы, он, используя скрытые ресурсы организма,
реорганизует внутренние психические процессы человека и меняет отношение к
самой проблеме. Часто применяется в работе с вредными привычками
Терапевтическая метафора. Техника метода состоит в умении рассказывать
поучительные истории, «психотерапевтические сказки» - метафоры. Этот метод
не имеет четкой техники.
Роли и нормы.
Роли – это поведение, принятое членами группы и рассматриваемые ими как
соответствующее групповым интересам.
Нормы – это принятые правила поведения, руководящие действиями участников и
определяющие санкции наказания при их нарушении. Типичными нормами
психокоррекционных групп является самораскрытие и честность. Подчинение
групповым нормам связано со статусом участника группы и сплоченностью
группы.
Компоненты психодрамы.
Ролевая игра. Морено не рассматривал игру и свой «спонтанный театр» как
нечто заранее приготовленное и отрепетированное. Психодрама использует
естественную способность людей к игре и создает такие условия, при которых
участники группы, играя роли, могут творчески работать над своими
личностями проблемами и конфликтами.
Спонтанность. Наблюдая за игрой детей, нетрудно заметить, насколько они
внутренне раскованы и лишены поведенческих стереотипов. Игры и эмоции их
спонтанны. Спонтанность – это поведение и чувства, не регулируемые
воздействием извне. Именно поэтому в психодраме нет заранее написанных
сценариев и ролей.
«Теле». Если понятие перенос, по Фрейду, обозначает односторонний процесс
передачи эмоций от пациента психотерапевту, а контрперенос – от
психотерапевта пациенту, то «теле», по Морено, обозначает друстороний
процесс передачи эмоций между пациентом и терапевтом. «Теле» может включать
в себя не только положительные эмоции (позитивное «теле»), но и
отрицательные (негативное «теле»).
Катарсис. Аристотель определил катарсис как чувственное потрясение и
внутреннее очищение. Примерно так же понимал катарсис и Фрейд. Морено
несколько расширил это понятие, распространив действие катарсиса не только
на зрителей, но и на актеров. В связи с этим он писал, что Психодрама имеет
лечебный эффект не столько по отношению к зрителю (вторичный катарсис),
сколько по отношению к самому актеру.
Компоненты психодрамы.
Инсайт. Это вид познания, который приводит к немедленному решению или
новому пониманию проблемы. Это прозрение, озарение. Целью психодрамы
является создание такого группового климата, в котором было бы возможно
максимальное проявление катарсиса и инсайта.
Страницы: 1, 2
|