Рефераты

Сознание

Сознание

[pic]

Курсовая работа по дисциплине Военная Педагогика и Психология (ВпиП)

Тема: «Сущность сознания его формирование и развитие»

Санкт-Петербург

2001

Оглавление.

1. Введение. 3

2.Отражение как всеобщее свойство материи. 3

2.1. Отражение и информация. 3

2.2. Формы отражения. Определение сознания. 5

3. Происхождение сознания. 7

3.1. Роль труда в формировании сознания. 7

3.2. Роль языка и общения в формировании и развитии сознания. 8

4. Структура сознания. 10

5. Сознание - свойство высокоорганизованной материи. 11

5.1 Сознание и мозг. 11

5.2. Материальное и идеальное. Образ и предмет. 13

5.3. Активность сознания. 14

6. Общественное сознание и его преобразовательная сила. 15

7.Заключение. 17

1. Введение.

Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом как

в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, наконец,

воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители

напряженно искали разгадку тайны феномена сознания. Наука, философия,

литература, искусство, техника - словом, все достижения человечества

объединили свои усилия, чтобы раскрыть сокровенные тайны нашей духовной

жизни.

В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности

сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как

крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты

отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Единственно

достоверной реальностью признают сознание сторонники объективного

идеализма.

Если идеализм вырывает пропасть между разумом и миром, то материализм

ищет общность, единство между явлениями сознания и объективным миром,

выводя духовное из материального. Материалистическая философия и психология

исходят в решении этой проблемы из двух кардинальных принципов: из

признания сознания функцией мозга и отражением внешнего мира.

2.Отражение как всеобщее свойство материи.

2.1. Отражение и информация.

Сознание современного человека есть продукт всей всемирной истории,

итог многовекового развития практической и познавательной деятельности

бесчисленных поколений людей. И для того, чтобы понять его сущность,

необходимо выяснить вопрос о том, как оно зародилось. Сознание имеет свою

не только социальную историю, но и естественную предисторию - развитие

биологических предпосылок в виде эволюции психики животных. Двадцать

миллионов лет создавались условия для возникновения разумного человека. Без

этой эволюции появление человеческого сознания было бы просто чудом. Но не

меньшим чудом было бы и появление психики у живых организмов без наличия

свойства отражения у всей материи.

Отражение есть всеобщее свойство материи, заключающееся в

воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта.

Способность к отражению, а также характер ее проявления зависят от уровня

организации материи. Особым и неотъемлемым свойством отражения у живого

организма являются раздражимость и чувствительность как специфическое

свойство отражения, взаимодействий внешней и внутренней среды в виде

возбуждения и ответной избирательной реакции.

Отражение во всем многообразии его форм, начиная от простейших

механических следов и кончая человеческим разумом, происходит в процессе

взаимодействия различных систем материального мира. Это взаимодействие

имеет своим результатом взаимоотражение, которое в простейших случаях

выступает в виде механической деформации, в общем же случае - как внешняя

реакция или как взаимная передача энергии и информации. Отражение в общем

случае представляет собой процесс, результатом которого является

информационное воспроизведение свойств отражаемого предмета. Любое

отражение включает информационный процесс.

Информация есть объективная сторона процессов природы и как таковая

всеобща, что предполагает ее специфику в различных сферах реального мира -

в неорганической природе, живых системах и социальных процессах.

Все в мире находится в непосредственном или удаляющемся в

бесконечность опосредованном взаимодействии всего со всем - все несет

информацию обо всем. Это предполагает универсальное информационное поле

мироздания, которое является всеобщей формой связи формой универсального

взаимодействия и тем самым единства мира: ведь все в мире “помнит” обо

всем! Это вытекает из принципа отражения как всеобщего свойства материи.

2.2. Формы отражения. Определение сознания.

Выше было сказано, что отражение есть свойство материальных систем в

процессе взаимодействия воспроизводить особенности других систем. Можно

сказать, что отражение есть результат взаимодействия объектов. С простейшей

формой отражения мы встречаемся в неорганическом мире. Например, проводник

нагревается и удлиняется, если он включен в электрическую цепь, окисляются

металлы, находящиеся на воздухе, остается след на снегу, если прошел

человек и т.п. Это пассивное отражение. Оно осуществляется в форме

механических и физико-химических изменений.

По мере усложнения организации материи и появления жизни на Земле у

простейших организмов, а также растений сформировалась способность

“отвечать” на воздействие внешней среды. Эта форма отражения называется

раздражимостью. Раздражимость характеризуется определенной избирательностью

- простейший организм, растение, животное приспосабливается к окружающей

среде.

Прошли многие миллионы лет, прежде чем появилась способность ощущения,

с помощью которого уже более высоко организованное живое существо на основе

сформировавшихся органов чувств (слуха, зрения, осязания и др.) приобрело

способность отражать отдельные свойства объектов - цвет, форму,

температуру, мягкость, влажность и т.п. Это стало возможным потому, что у

животных появился специальный аппарат (нервная система), который позволяет

активизировать их отношения с окружающей средой.

Высшей формой отражения на уровне животного царства является

восприятие, которое позволяет охватить объект в его целостности и полноте.

Психика (как результат взаимодействия мозга с внешним миром) и психическая

деятельность позволили животным не только приспосабливаться к окружающей

среде, но и в определенной мере проявлять внутреннюю активность по

отношению к ней и даже изменять среду. Как показали исследования, в основе

психической деятельности лежат безусловные и условные рефлексы головного

мозга. Цепь безусловных рефлексов является биологической предпосылкой

формирования инстинктов. Наличие у животных ощущений, восприятия,

“впечатлений”, “переживаний”, наличие элементарного (конкретного,

“предметного”) мышления есть основа возникновения человеческого сознания.

Сознание - высшая форма отражения действительного мира; свойственная

только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном

и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном

построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании

и самоконтролировании поведения человека. “Ядром” сознания, способом его

существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а

не окружающему миру. Поэтому сознание можно охарактеризовать как

субъективный образ объективного мира.

Сознанию человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ,

самоконтроль. А они формируются лишь тогда, когда человек выделяет себя из

окружающей среды. Самосознание - важнейшее отличие психики человека от

психики самых развитых представителей животного мира.

Следует заметить, что отражение в неживой природе соответствует первым

трем формам движения материи (механической, физической, химической),

отражение в живой природе - биологической форме, а сознание - социальной

форме движения материи.

3. Происхождение сознания.

3.1. Роль труда в формировании сознания.

Процесс становления человека был процессом разложения

инстинктивной основы психики животных и формирования механизмов

сознательной деятельности. Сознание могло возникнуть лишь как функция

высокоорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и

речи. Зачатки труда характерны для австралопитеков, труд же стал

отличительным признаком их преемников - питекантропов и синантропов -

первых людей на земле, положивших начало изготовлению орудий и покорению

огня. Неандертальский человек значительно продвинулся вперед в изготовлении

и использовании орудий, увеличил их ассортимент и вовлек в производство

новый прикладной материал (научился изготавливать каменные ножи, костяные

иглы, строил жилища и пр.). Наконец, человек современного типа - человек

разумный, поднял уровень техники на еще большую высоту.

Решающая роль трудовых операций в формировании человека и его сознания

состоит в том, что мозг как орган сознания развивался одновременно с

развитием руки как органа труда. Именно рука как “воспринимающий”

(непосредственно соприкасающийся с предметами) орган давала поучительные

уроки другим органам чувств, например глазу. Активно действующая рука учила

голову думать, прежде чем сама стала орудием исполнения воли головы. В

процессе развития трудовой деятельности уточнялись и обогащались

осязательные ощущения. Логика практических действий фиксировалась в голове

и превращалась в логику мышления: человек учился думать. И прежде чем

приступить к делу, он уже мог мысленно представить и его результат, и

способ осуществления, и средства достижения этого результата.

Ключ к решению вопроса, который представляет собой происхождение

человека и его сознания заключается в одном слове - труд. Как говорится,

обивая клинок своего каменного топора, человек в то же время оттачивал

лезвие своих умственных способностей.

Вместе с возникновением труда формировался человек и человеческое

общество. Коллективный труд предполагает сотрудничество людей и тем самым

хотя бы элементарное разделение трудовых действий между его участниками.

Разделение трудовых усилий возможно лишь в том случае, если участники как-

то осмысливают связь своих действий. Формирование сознания человека связано

с возникновением общественных отношений, которые требовали подчинения

жизни индивида социально-фиксированной системе потребностей, обязанностей,

исторически сложившихся обычаев и нравов.

3.2. Роль языка и общения в формировании и развитии сознания.

Язык также древен, как и сознание. У животных нет сознания в

человеческом смысле слова. Нет у них и языка, равного человеческому. Многие

животные обладают голосовыми органами, мимико - жестикулярными методами

сигнализации, однако все эти средства имеют принципиальное отличие от

человеческой речи: они служат выражением субъективного состояния,

вызываемого голодом, жаждой, страхом и т.д., либо простым указанием, либо

призывом к совместным действиям или предупреждением об опасности и т.п.

Содержанием общения животных всегда является наличная в данный момент

ситуация. Человеческая же речь оторвалась от своей ситуативности, и это

была “революция”, породившая человеческое сознание и сделавшая содержанием

речи идеальное, опосредованно воспроизводящее объективную реальность.

Мимико - жестикулярные и звуковые средства взаимного общения прежде

всего высших животных и послужили биологической предпосылкой формирования

человеческой речи. Развитие труда способствовало тесному сплочению членов

общества. У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу.

Физиологический механизм образования речи - условно-рефлекторный :

произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами,

сочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями, а затем с

идеальными явлениями сознания. Звук из выражения эмоций превратился в

средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений.

Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством

общения и орудием мышления. Сознание и язык образуют единство: в своем

существовании они предполагают друг друга. Язык есть непосредственная

действительность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной

деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только

выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием и

языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга не

разрушая того и другого.

Посредством языка происходит переход от восприятия и представлений к

понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. В речи человек

фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность

подвергать их анализу как вне его лежащий идеальный объект. Выражая свои

мысли и чувства человек отчетливее уясняет их сам. Он понимает себя только

испытав на других понятность своих слов. Язык и сознание едины. В этом

единстве определяющей стороной является сознание, мышление: будучи

отражением действительности, оно “лепит” формы и диктует законы своего

языкового бытия. Через сознание язык в конечном счете выражает структуру

бытия. Но единство - это не тождество. Обе стороны этого единства

отличаются друг от друга: сознание отражает действительность, а язык

обозначает ее и выражает в мысли. Речь - это не мышление, иначе величайшие

болтуны должны были бы быть величайшими мыслителями.

Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на

сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа,

в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость

мышления от языка не является абсолютной.

Состояние проблемы соотношения мышления и языка еще далеко до

завершения, оно содержит еще множество интересных аспектов для

исследования.

4. Структура сознания.

Понятие “сознание” не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют

в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком

уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или

рациональном. Когда имеют в виду сознание в этом широком смысле, то тем

самым подчеркивают его отношение к материи без выявления специфики его

структурной организации.

В более узком и специальном значении под сознанием имеют в виду не

просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму

отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано,

представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов,

находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания

наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание

вещей, а также переживание. Способ, каким существует сознание, это -

знание. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми

знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание, осознание вещей

имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности

понимания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют

ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей его структурной полноты: оно

включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно

благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в

фокусе сознания.

Воздействующие на нас предметы, события вызывают в нас не только

познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные “бури”, заставляющие

нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любит и

ненавидеть. Познание и творчество - это не холодно-рассудочное, а страстное

искание истины.

Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может

человеческого искания истины. Богатейшая сфера эмоциональной жизни

человеческой личности включает в себя собственно чувства, представляющие

собой отношение к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.),

настроение или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.) и

аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.).

Чувства, эмоции суть компоненты человеческого сознания. Процесс

познавания затрагивает все стороны внутреннего мира человека - потребности,

интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе

как образное выражение, так и чувства.

Познание не ограничивается познавательными процессами, направленными

на объект. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли.

Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их

гармоничное объединение, их интегральное сложноструктурированное целое.

5. Сознание - свойство высокоорганизованной материи.

5.1 Сознание и мозг.

Человеческий мозг - поразительно сложное образование, тончайший

нервный аппарат. Это самостоятельная система и вместе с тем подсистема,

включенная в состав целостного организма и функционирующая в единстве с

ним, регулирующая его внутренние процессы и взаимоотношения с внешним

миром. Какие же факты неопровержимо доказывают, что именно мозг есть орган

сознания, а сознание - функция человеческого мозга?

Прежде всего тот факт, что от уровня сложности организации мозга

зависит и уровень сознания. Мозг первобытного, стадного человека был слабо

развит и мог служить органом лишь примитивного сознания. Мозг современного

человека, сформировавшийся в результате длительной биосоциальной эволюции,

представляет собой сложноорганизованный орган. Зависимость уровня сознания

от степени организации мозга подтверждается еще и тем, что сознание ребенка

формируется, как известно, в связи с развитием его мозга.

Нормальная психика невозможна вне нормально функционирующего мозга.

Как только нарушается и тем более разрушается утонченная структура

организации материи мозга, разрушаются и структуры сознания. Когда

повреждаются лобные доли, больные не могут продуцировать и осуществлять

сложные программы поведения. При поражении затылочно-теменных отделов коры

левого полушария нарушаются ориентировка в пространстве, оперирование

геометрическими отношениями и т.д. Известно, как деформируется духовный мир

личности, а нередко происходит ее полная деградация, если человек

систематически отравляет свой мозг алкоголем, наркотиками.

Экспериментальные данные различных наук, таких как психофизиология,

физиология высшей нервной деятельности и др., неопровержимо свидетельствуют

о том, что сознание неотделимо от мозга: нельзя отделить мысль от материи,

которая мыслит. Мозг с его сложными биохимическими, физиологическими,

нервными процессами является материальным субстратом сознания. Сознание

всегда связано с этими протекающими в мозгу процессами и не существует

помимо них.

5.2. Материальное и идеальное. Образ и предмет.

Отражение вещей, их свойств и отношений в мозгу, разумеется, не

означает их перемещения в мозг или образования их физических отпечатков в

нем наподобие отпечатков на воске. Мозг не деформируется, не синеет, не

холодеет, когда на него оказывают воздействие твердые, синие и холодные

предметы. Переживаемый образ внешней вещи есть нечто субъективное,

идеальное. Идеальное есть не что иное, как материальное, “пересаженное” в

человеческую голову и преобразованное в ней.

Духовный мир человека невозможно ни осязать, ни видеть, ни слышать, ни

обнаружить какими-либо приборами или химическими реактивами. В мозгу

человека никто еще не нашел непосредственно ни одной мысли: мысль,

идеальное не имеет существования в физическом и физиологическом смысле

этого слова. Вместе с тем, мысли, идеи реальны. Они существуют. Поэтому

нельзя считать идею чем-то “недействительным”. Однако, ее действительность,

реальность не материальна, а идеальна. Это наш внутренний мир, наше личное,

индивидуальное сознание, а также весь мир духовной культуры человечества

есть внешне объективированные идеальные явления. Поэтому никак нельзя

сказать, что реальнее - материя или сознание. Материя -объективная, а

сознание - субъективная реальность.

Сознание принадлежит человеку как субъекту, а не объективному миру. Не

существует “ничьих” ощущений, мыслей, чувств. Всякое ощущение, мысль, идея

есть ощущение, мысль, идея конкретного человека.

Сознание и объективный мир - противоположности, образующие единство.

Основой его является практика, чувственно-предметная деятельность людей.

Именно она и порождает необходимость психического сознательного отражения

действительности. Необходимость сознания, и при этом сознания, дающего

верное отражение мира, лежит в условиях и требованиях самой жизни.

5.3. Активность сознания.

Человек отражает внешний мир не в пассивном созерцании, а в процессе

практической, преобразующей деятельности. Сознание характеризуется не

только как отражение мира, но и как такая духовная деятельность, которая

направлена на активное, творческое преобразование действительности.

Содержание сознания обязательно так или иначе практически

реализуется. Но для этого оно приобретает характер замысла, или идеи.

Идея - это не только знание того, что есть, но и планирование того,

что должно быть. Идея - это понятие, ориентированное на практическую

реализацию.

Творческая деятельность сознания тесно связана с практической

деятельностью человека и с потребностями, возникающими под влиянием

внешнего мира. Потребности, отражаясь в голове человека, приобретают

характер цели.

Цель - это идеализированная и нашедшая свой предмет потребность

человека. Цели формируются на основе всего совокупного опыта человечества и

поднимаются до высших форм своего проявления в виде социальных, этических и

эстетических идеалов. Способность к целеполаганию - специфически

человеческая способность, составляющая кардинальную характеристику

сознания. Сознание стало бы ненужной роскошью, если бы оно быль лишено

целеполагания, то есть способности мысленного преобразования вещей в

соответствии с общественными потребностями. Таким образом, взаимоотношения

целенаправленной деятельности человека и природы не сводятся к простому

совпадению. В основе целеполагающей деятельности человека лежит

неудовлетворенность миром и стремление изменить его, придать ему формы,

необходимые человеку, обществу. Следовательно, и цели человека порождены

общественной практикой, объективным миром.

Но человеческая мысль способна не только отражать непосредственно

существующее, но и отрываться от него. Бесконечно многообразный объективный

мир всеми своими красками и формами как бы светится, отражаясь в зеркале

нашего “я” и образуя не менее сложный, многообразный и удивительно

изменчивый мир. В этом причудливом царстве духа, собственном духовном

пространстве, движется и творит человеческая мысль. В сознании людей

возникают и верные и иллюзорные представления. Мысль и движется по готовым

шаблонам и прокладывает новые пути, ломая устаревшие нормы. Она обладает

чудесной способностью новаторства, творчества.

Признание активного, творческого характера сознания является

необходимым требованием понимания человеческой личности: люди есть продукты

и творцы истории. Связь с действительностью осуществляет не само по себе

сознание, а реальные люди, практически преобразующие мир. Объективный мир,

воздействуя на человека и отражаясь в его сознании, превращается в

идеальное.

Активность свойственна не только индивидуальному, личному, но и

общественному сознанию, прежде всего прогрессивным идеям, которые,

овладевая массами, становятся “материальной силой”.

6. Общественное сознание и его преобразовательная сила.

Сознание невозможно вывести из одного лишь процесса отражения объектов

природного мира: отношение “субъект-объект” не может породить сознания. Для

этого субъект должен быть включен в более сложную систему социальной

практики, в контекст общественной жизни. Каждый из нас, приходя в этот мир,

наследует духовную культуру, которую мы должны освоить, чтобы обрести

собственно человеческую сущность и быть способными мыслить по-человечески.

Мы вступаем в диалог с общественным сознанием, и это противостоящее нам

сознание есть реальность, такая же, как, например, государство или закон.

Мы можем взбунтоваться против этой духовной силы, но так же, как и в случае

с государством, наш бунт может оказаться не только бессмысленным, но и

трагичным, если мы не будем учитывать те формы и способы духовной жизни,

которые нам объективно противостоят. Чтобы преобразовать исторически

сложившуюся систему духовной жизни, нужно ею сначала овладеть.

Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с

возникновением общественного бытия. Природе в целом безразлично

существование человеческого разума, а общество не могло бы без него не

только возникнуть и развиваться, но и просуществовать ни одного дня и часа.

Сознание реализуется в двух ипостасях: отражательной и активно-

творческой способностях. Сущность сознания в том и состоит, что оно может

отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-

творческого преобразования его. Это неоднократно подтверждалось в истории

тем обстоятельством, что идеи, в частности социально-политические, могут

опережать наличное состояние общества и даже преобразовывать его. Общество

есть материально-идеальная реальность. Совокупность обобщенных

представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций и т.п., выступает

составной частью общественного бытия, так как оно дано сознанию отдельного

индивида.

Но подчеркивая единство общественного бытия и общественного сознания,

нельзя забывать и их различие, специфическую разъединенность. Сама

возможность воздействия общественного сознания на общественное бытие

заключается в способности сознания правильно отражать бытие.

Итак, сознание как отражение и как активно-творческая деятельность

представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и того же

процесса. А поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать

бытие, но активно способствовать его перестройке. В этом и заключается та

исторически сложившаяся функция общественного сознания, которая делает его

объективно необходимым и реально существующим элементом любого

общественного устройства.

Тот факт, что общественное сознание включает в себя разные уровни

(обыденно-житейское, теоретическое, общественную психологию, идеологию и

т.д.), и то, что каждым уровнем сознания общественное бытие отражается по-

разному, как раз и составляет реальную сложность в понимании феномена

общественного сознания. И поэтому нельзя рассматривать его как простую

сумму понятий “сознание” и “общественное”.

Обладая объективной природой и своими законами развития, общественное

сознание может как отставать, так и опережать бытие в рамках закономерного

для данного общества эволюционного процесса. В этом плане общественное

сознание может играть роль активного стимулятора общественного процесса,

либо механизма его торможения. Мощная преобразовательная сила общественного

сознания способна воздействовать на все бытие в целом, вскрывая смысл его

эволюции и предсказывая перспективы. В этом плане оно отличается от

субъективного (в смысле субъективной реальности) конечного и ограниченного

отдельным человеком индивидуального сознания. Власть общественного целого

над индивидом выражается здесь в обязательном принятии индивидом

исторически сложившихся форм духовного освоения действительности, которое

накоплено человечеством веками и вне которого невозможно становление

личности.

7.Заключение.

В заключение рассмотрения темы настоящей работы необходимо

резюмировать все вышесказанное и подвести некоторые итоги. Итак:

1) Сознание - высшая форма отражения действительного мира,

свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью,

логическими обобщениями, абстрактными понятиями.

2) “Ядром” сознания, способом его существования является знание.

3) Формирование сознания связано с возникновением труда.

4) Необходимость труда в процессе общения вызвала появление языка.

Труд и язык оказали решающее влияние на становление человеческого

сознания.

5) Сознание - функция сложнейшей материальной, физиологической системы

- человеческого мозга.

6) Сознание имеет многокомпонентную структуру, тем не менее оно -

единое целое.

7) Сознание обладает возможностью воздействовать на окружающую его

действительность. Оно активно.

Список литературы.

1) Семинарские занятия по философии: Учебник. Под ред.

К.М. Никонова. - М.: Высшая школа, 1991. - 287с.

2) А.Г. Спиркин. Основы философии: Учебное пособие для

вузов. - М.: Политиздат, 1988. - 592с.

3) Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2

Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1989. - 458 с.


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ