Рефераты

Сознание

Сознание

Министерство образования и науки Украины

Национальный горный университет

Кафедра философии

Реферат по психологии

на тему:

« Сознание: происхождение и сущность»

Выполнила: студентка группы ЕМ-01-3

Мазина Мария

Проверила: Складановская М.Г.

Днепропетровск

2003

Содержание

Введение -------------------------------------------------------------------

---------------------3

Отражение как всеобщее свойство материи-------------------------------------

---------4

Отражение и информация----------------------------------------------------

------------4

Формы отражения. Определение сознания-------------------------------------

------5

Происхождение сознания------------------------------------------------------

---------------6

Роль труда в формировании сознания----------------------------------------

---------6

Роль языка и общения в формировании и развитии сознания-------------------

-7

Структура сознания----------------------------------------------------------

------------------8

Заключение------------------------------------------------------------------

---------------------10

Список литературы-----------------------------------------------------------

------------------11

Введение

Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом, как

в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим

решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых

дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали

разгадку тайны феномена сознания. Наука, философия, литература, искусство,

техника - словом, все достижения человечества объединили свои усилия, чтобы

раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни.

В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности

сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как

крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты

отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырывая

сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как

самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют

сознание как нечто изначальное: оно не только не объяснимо ничем, что

существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в

природе, истории и поведении каждого отдельного человека. Единственно

достоверной реальностью признают сознание сторонники объективного

идеализма.

Если идеализм вырывает пропасть между разумом и миром, то материализм

ищет общность, единство между явлениями сознания и объективным миром,

выводя духовное из материального. Материалистическая философия и психология

исходят в решении этой проблемы из двух кардинальных принципов: из

признания сознания функцией мозга и отражением внешнего мира.

Отражение как всеобщее свойство материи

Отражение и информация

Сознание современного человека есть продукт всей всемирной истории,

итог многовекового развития практической и познавательной деятельности

бесчисленных поколений людей. И для того, чтобы понять его сущность,

необходимо выяснить вопрос о том, как оно зародилось. Сознание имеет свою

не только социальную историю, но и естественную предисторию - развитие

биологических предпосылок в виде эволюции психики животных. Двадцать

миллионов лет создавались условия для возникновения разумного человека. Без

этой эволюции появление человеческого сознания было бы просто чудом. Но не

меньшим чудом было бы и появление психики у живых организмов без наличия

свойства отражения у всей материи.

Отражение - всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении

признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. Способность к

отражению, а также характер ее проявления зависят от уровня организации

материи. Отражение в неорганической природе, в мире растений, животных и

человека выступает в качественно различных формах. Особым и неотъемлемым

свойством отражения у живого организма являются раздражимость и

чувствительность как специфическое свойство отражения, взаимодействий

внешней и внутренней среды в виде возбуждения и ответной избирательной

реакции.

Отражение во всем многообразии его форм, начиная от простейших

механических следов и кончая человеческим разумом, происходит в процессе

взаимодействия различных систем материального мира. Это взаимодействие

имеет своим результатом взаимоотражение, которое в простейших случаях

выступает в виде механической деформации, в общем же случае - в виде

взаимной перестройки внутреннего состояния взаимодействующих систем: в

изменении их связей или направлений движения, как внешняя реакция или как

взаимная передача энергии и информации. Отражение в общем случае

представляет собой процесс, результатом которого является информационное

воспроизведение свойств отражаемого предмета. Любое отражение включает

информационный процесс: оно есть информационное взаимодействие, одно

оставляет о себе память в другом. Информация есть объективная сторона

процессов природы и как таковая всеобща, что предполагает ее специфику в

различных сферах реального мира - в неорганической природе, живых системах

и социальных процессах.

Все в мире находится в непосредственном или удаляющемся в

бесконечность опосредованном взаимодействии всего со всем - все несет

информацию обо всем. Это предполагает универсальное информационное поле

мироздания, которое является всеобщей формой связи формой универсального

взаимодействия и тем самым единства мира: ведь все в мире “помнит” обо

всем! Это вытекает из принципа отражения как всеобщего свойства материи.

Формы отражения. Определение сознания

Отражение - результат взаимодействия объектов. С простейшей формой

отражения мы встречаемся в неорганическом мире. Это пассивное отражение.

Оно осуществляется в форме механических и физико-химических изменений.

По мере усложнения организации материи и появления жизни на Земле у

простейших организмов, а также растений сформировалась способность

“отвечать” на воздействие внешней среды и даже усваивать (перерабатывать)

продукты этой среды (пример - насекомоядные растения). Эта форма отражения

называется раздражимостью. Раздражимость характеризуется определенной

избирательностью - простейший организм, растение, животное

приспосабливается к окружающей среде.

Прошли многие миллионы лет, прежде чем появилась способность ощущения,

с помощью которого уже более высоко организованное живое существо на основе

сформировавшихся органов чувств (слуха, зрения, осязания и др.) приобрело

способность отражать отдельные свойства объектов - цвет, форму,

температуру, мягкость, влажность и т.п. Это стало возможным потому, что у

животных появился специальный аппарат (нервная система), который позволяет

активизировать их отношения с окружающей средой.

Высшей формой отражения на уровне животного царства является

восприятие, которое позволяет охватить объект в его целостности и полноте.

Психика (как результат взаимодействия мозга с внешним миром) и психическая

деятельность позволили животным не только приспосабливаться к окружающей

среде, но и в определенной мере проявлять внутреннюю активность по

отношению к ней и даже изменять среду. Возникновение психики у животных

означает появление нематериальных процессов. Как показали исследования, в

основе психической деятельности лежат безусловные и условные рефлексы

головного мозга. Цепь безусловных рефлексов является биологической

предпосылкой формирования инстинктов. Наличие у животных ощущений,

восприятий, “впечатлений”, “переживаний”, наличие элементарного

(конкретного, “предметного”) мышления есть основа возникновения

человеческого сознания.

Сознание - высшая форма отражения действительного мира; свойственная

только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном

и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном

построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании

и самоконтролировании поведения человека. “Ядром” сознания, способом его

существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а

не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека

является этот мир, те или иные его стороны, связи, законы. Поэтому сознание

можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.

Сознание это осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и

осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне

начинающего сознавать себя индивида; в то же время оно - осознание природы.

Сознанию человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ,

самоконтроль. А они формируются лишь тогда, когда человек выделяет себя из

окружающей среды. Самосознание - важнейшее отличие психики человека от

психики самых развитых представителей животного мира.

Отражение в неживой природе соответствует первым трем формам движения

материи (механической, физической, химической), отражение в живой природе -

биологической форме, а сознание - социальной форме движения материи.

Происхождение сознания

Роль труда в формировании сознания

Процесс становления человека был процессом разложения

инстинктивной основы психики животных и формирования механизмов

сознательной деятельности. Сознание могло возникнуть лишь как функция

высокоорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и

речи. Зачатки труда характерны для австралопитеков, труд же стал

отличительным признаком их преемников - питекантропов и синантропов -

первых людей на земле, положивших начало изготовлению орудий и покорению

огня. Неандертальский человек значительно продвинулся вперед в изготовлении

и использовании орудий, увеличил их ассортимент и вовлек в производство

новый прикладной материал (научился изготавливать каменные ножи, костяные

иглы, строил жилища и пр.). Наконец, человек современного типа - человек

разумный, поднял уровень техники на еще большую высоту.

Решающая роль трудовых операций в формировании человека и его сознания

получила свое материальное фиксированное выражение в том, что мозг как

орган сознания развивался одновременно с развитием руки как органа труда.

Именно рука как “воспринимающий” (непосредственно соприкасающийся с

предметами) орган давала поучительные уроки другим органам чувств, например

глазу. Активно действующая рука учила голову думать, прежде чем сама стала

орудием исполнения воли головы, заведомо планирующей практические действия.

В процессе развития трудовой деятельности уточнялись и обогащались

осязательные ощущения. Логика практических действий фиксировалась в голове

и превращалась в логику мышления: человек учился думать. И прежде чем

приступить к делу, он уже мог мысленно представить и его результат, и

способ осуществления, и средства достижения этого результата.

Вместе с возникновением труда формировался человек и человеческое

общество. Коллективный труд предполагает сотрудничество людей и тем самым

хотя бы элементарное разделение трудовых действий между его участниками.

Разделение трудовых усилий возможно лишь в том случае, если участники как-

то осмысливают связь своих действий с действиями других членов коллектива и

тем самым с достижением конечной цели. Формирование сознания человека

связано с возникновением общественных отношений, которые требовали

подчинения жизни индивида социально-фиксированной системе потребностей,

обязанностей, исторически сложившихся обычаев и нравов.

Роль языка и общения

в формировании и развитии сознания

Язык также древен, как и сознание. У животных нет сознания в

человеческом смысле слова. Нет у них и языка, равного человеческому. То

немногое, что животные имеют сообщить друг другу, может быть сообщено и без

речи. Многие животные обладают голосовыми органами, мимико-жестикулярными

методами сигнализации, однако все эти средства имеют принципиальное отличие

от человеческой речи: они служат выражением субъективного состояния,

вызываемого голодом, жаждой, страхом и т.д., либо простым указанием, либо

призывом к совместным действиям или предупреждением об опасности и т.п.

Язык животных никогда не достигает в своей функции акта полагания

некоторого абстрактного смысла в качестве предмета общения. Содержанием

общения животных всегда является наличная в данный момент ситуация.

Человеческая же речь оторвалась от своей ситуативности, и это была

“революция”, породившая человеческое сознание и сделавшая содержанием речи

идеальное, опосредованно воспроизводящее объективную реальность.

Мимико-жестикулярные и звуковые средства взаимного общения высших

животных и послужили биологической предпосылкой формирования человеческой

речи. Развитие труда способствовало тесному сплочению членов общества. У

людей появилась необходимость что-то сказать друг другу. Потребность

создала орган - соответствующее строение мозга и периферического речевого

аппарата. Физиологический механизм образования речи - условно-рефлекторный:

произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами,

сочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями, а затем с

идеальными явлениями сознания. Звук из выражения эмоций превратился в

средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений.

Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством

общения и орудием мышления. Язык - это система содержательных значимых

форм. Язык - непосредственная действительность мысли, сознания. Он

участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа

или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью

языка. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая. Их

нельзя отделить друг от друга не разрушая того и другого.

Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к

понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. Выражая свои мысли и

чувства человек отчетливее уясняет их сам. Язык и сознание едины. Обе

стороны этого единства отличаются друг от друга: сознание отражает

действительность, а язык обозначает ее и выражает в мысли. Речь - это не

мышление, иначе величайшие болтуны должны были бы быть величайшими

мыслителями.

Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на

сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа,

в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Мышление

детерминируется своими связями с действительностью, язык же может лишь

частично модифицировать форму и стиль мышления.

Структура сознания

Понятие “сознание” не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют

в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком

уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или

рациональном.

В более узком и специальном значении сознание - не просто психическое

состояние, а высшая, собственно человеческая форма отражения

действительности. В структуре сознания отчетливо выделяются такие моменты,

как осознание вещей, а также переживание, то есть определенное отношение к

содержанию того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким

нечто существует для него, это - знание. Развитие сознания предполагает

обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке.

Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину

проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное,

научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также

чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия,

представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Но оно включает в

себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря

сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе

сознания.

Воздействующие на нас предметы, события вызывают в нас не только

познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные “бури”, заставляющие

нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любит и

ненавидеть. Познание и творчество - это не холодно-рассудочное, а страстное

искание истины.

Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может

человеческого искания истины. Богатейшая сфера эмоциональной жизни

человеческой личности включает в себя собственно чувства, представляющие

собой отношение к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.),

настроение или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.) и

аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.).

В силу определенного отношения к объекту познания знания получают

различную значимость для личности, что находит свое наиболее яркое

выражение в убеждениях: они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. А

это является показателем особой ценности для человека знаний, ставших его

жизненным ориентиром.

Чувства, эмоции суть компоненты человеческого сознания. Процесс

познавания затрагивает все стороны внутреннего мира человека - потребности,

интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе

как образное выражение, так и чувства.

Познание не ограничивается познавательными процессами, направленными

на объект (внимание), эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в

дело благодаря усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множества

составляющих его элементов, а их гармоничное объединение, их интегральное

сложноструктурированное целое.

Заключение

. Сознание - высшая форма отражения действительного мира,

свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью,

логическими обобщениями, абстрактными понятиями.

. “Ядром” сознания, способом его существования является знание.

. Формирование сознания связано с возникновением труда.

. Необходимость труда в процессе общения вызвала появление языка.

Труд и язык оказали решающее влияние на становление человеческого

сознания.

. Сознание - функция сложнейшей материальной, физиологической системы

- человеческого мозга.

. Сознание имеет многокомпонентную структуру, тем не менее, оно -

единое целое.

Высшим уровнем психического отображения, характерного только человеку

как общественно-историческому существу, является сознание. Сознание – это

отображение в психике человека идеальных образов действительности, своей

деятельности, самого себя. Сознание – не просто образ действительности, а

особенная форма психической деятельности, ориентированная на отображение

действительности.

Список литературы

. Семинарские занятия по философии: Учебник. Под ред. К.М. Никонова. -

М.: Высшая школа, 1991. - 287с.

. А.Г. Спиркин. Основы философии: Учебное пособие для вузов. - М.:

Политиздат, 1988. - 592с.

. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2. Под общ. ред.

И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1989. - 458 с.

. Общая психология. Учебн. пособие для пед. ин-тов. Под ред. проф. А.В.

Петровского - М.: «Просвещение», 1970.- 432с.

. Психологія: Підручник/ Ю.Л. Трофімов, В.В. Рибалка, П.А. Гончарук та

ін.; за ред. Ю.Л. Трофімова. – 3-тє вид.,стереотип. – К.: Либідь, 2001.

– 560 с.


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ