Рефераты

Способности

Способности

Содержание

Глава 1. Определение способностей 1

Глава 2.Структура способностей 2

Глава3. Уровни развития способностей 2

Глава 4. Виды способностей и их характеристики 3

Глава 5. Задатки и способности 5

5.1.Понятие о задатках 5

5.2. Типы нервной деятельности как задатки 6

5.3. Склонности 8

Список используемой литературы 10

Глава 1. Определение способностей

Способности – это чудесные подарки, которые дает природа каждому человеку.

Когда говорят о способностях человека, то имеют ввиду его возможности в той

или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам

в овладевании деятельностью, так и к высоким показателям труда.

При прочих равных условиях( уровень подготовленности, знания, навыки,

умения, затраченное время, умственные и физические способности) способный

человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными

людьми.

Высокие достижения способного человека являются результатом соответствия

комплекса его нервно-психических свойств требованиям деятельности.

Всякая деятельность сложна и многогранна. Она предъявляет различные

требования к психическим и физическим силам человека. Если наличная

система свойств личности отвечает этим требованиям, то человек успешно и

на высоком уровне осуществляет деятельность. Если такого соответствия нет,

то у индивида обнаруживается неспособность к данному виду деятельности.

Вот почему способность нельзя свести к одному какому- либо свойству

(хорошее цветоразличие, чувство пропорции, музыкальный слух и т. п.) Она

всегда синтез человеческой личности.

Таким образом, способность можно определить как синтез свойств человеческой

личности , отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие

достижения в ней.

Глава 2.Структура способностей

Каждая способность имеет свою структуру, где можно различить опорные и

ведущие свойства. Например, опорным свойством способности к

изобразительному искусству будет высокая природная чувствительность

зрительного анализатора, развивающаяся в процессе деятельности: чувство

линии, пропорции, формы, светотени, колорита, ритма.

К опорным свойствам относятся также сенсомоторные качества руки художника,

и наконец высокоразвитая образная память.

К ведущим свойствам относятся свойства художественного воображения.

Благодаря им улавливается существенное и характерное в явлениях жизни,

производится обобщение и типизация, создается оригинальная композиция. В

качестве необходимого фона этой способности выступает определенная

эмоциональная настроенность и эмоциональное отношение к воспринимаемому и

изображаемому явлению.

Глава 3. Уровни развития способностей

Будущие поколения должны повышать интеллект, а не только профессиональные

навыки

(А. А. Баев)

Структура способностей зависит от развития личности. Выделяют два уровня

развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящейся на

первом уровне развития способностей , обнаруживает высокое умение усваивать

знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному

образцу. На втором уровне развития способностей человек создает новое,

оригинальное.

Нельзя, конечно, метафизически, рассматривать эти уровни. Во-первых ,

следует иметь ввиду, что всякая репродуктивная деятельность включает

элементы творчества, а творческая деятельность включает и репродуктивную,

без которой она вообще немыслима. Во-вторых, указанные уровни развития

способностей не есть что-то данное и неизменное, застывшее. В процессе ,

овладевания знаниями и умениями, в процессе деятельности человек

«переходит» с одного уровня на другой, соответственно изменяется и

структура его способности. Как известно, даже очень одаренные люди начинали

с подражания, а затем только по мере приобретения опыта, проявляли

творчество.

Самый высокий уровень развития и проявления способностей обозначается

терминами талант и гений. Талантливые и гениальные люди достигают в

практике, искусстве, науке новых результатов, имеющих большое общественное

значение. Гениальный человек создает нечто оригинальное, открывающие новые

пути в области научных исследований, производства, искусства , литературы.

Талантливый человек также вносит свое, но в пределах уже определившихся

идей, направлений, способов исследования.

Наиболее благоприятные условия для формирования талантливости и

гениальности возникают при всестороннем развитии личности. Например,

Леонардо да Винчи, Гете, Ломоносов являются образцами многосторонности

развития и гениальности в творческой деятельности.

Глава 4. Виды способностей и их характеристики

Кроме уровней, следует выделить уровни способностей по их направленности,

или специализации. В этом плане в психологии обычно различают общие и

специальные способности.

Под общими способностями понимается такая система индивидуально-волевых

свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и

продуктивность в овладевании знаниями и осуществлении различных видов

деятельности. Общие способности есть следствие как богатого природного

дарования, так и всестороннего развития личности.

Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности,

которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной

области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной,

сценической и т.п. К специальным способностям следует отнести и способности

к практической деятельности, а именно: конструктивно-технические,

организаторские, педагогические и другие способности.

Специальные способности органически связаны с общими, или умственными

способностями. Чем выше развиты общие способности, тем больше создается

внутренних условий для развития специальных способностей. В свою очередь

развитие специальных способностей, при известных условиях, положительно

влияет на развитие интеллекта.

Известно немало личностей с очень высоким уровнем самых различных

способностей: научных, литературных, математических и художественных.

Практические способности не могут развиваться и актуализироваться в

творческой деятельности без высокого уровня интеллектуального развития.

Так, конструктивно-технические способности человека часто связаны с большим

научным дарованием: одаренный изобретатель нередко вносит новшество не

только в производство, но и в науку. У одаренного ученого могут проявляться

и недюжинные конструкторские способности ( Жуковский, Циолковский, Эдисон,

Фарадей и многие другие).

Таким образом, каждая деятельность предъявляет определенные требования к

общим, и к специальным способностям. Вот почему нельзя узко профессионально

развивать личность, ее способности. Только всесторонние развитие личности

поможет выявить и сформировать общие и специальные способности в их

единстве. Это не означает, что человек не должен специализироваться в той

области, к которой он проявляет склонности и наибольшие способности.

Следовательно, хотя указанная классификация и имеет реальное основание, при

анализе конкретного вида способностей необходимо учитывать общие и

специальные компоненты в каждом отдельном случае.

Глава 5. Задатки и способности

5.1.Понятие о задатках

Советские психологи считают ( Г. С. Костюк, А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев)

считают , что под задатками следует усматривать не столько анатомо-

физиологические, сколько психофизиологические свойства, в первую очередь

те, которые обнаруживает ребенок в самой ранней фазе овладевания

деятельностью, а иногда и взрослый, еще не занимающийся систематически

определенной деятельностью.

Природные предпосылки способности стоят в повышенной чувствительности

определенных анализаторов к внешним воздействиям. Вследствие этого

музыкальные или зрительные впечатления доставляют особую радость, как и

занятия соответствующей деятельностью. Решающие значение имеют первые пробы

сил в областях, которым соответствуют высокие сенсорно-моторные качества и

склонности.

Иными словами, под задатками следует понимать первичную природную основу

способности, еще не развитую, но дающую о себе знать при первых пробах

деятельности.

Задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе

обучения, воспитания, трудовой деятельности. Вот почему так важно как можно

раньше выявить задатки детей, с тем чтобы целенаправленно формировать их

способности.

Безусловно, способность связана с какими-то врожденными анатомическими

особенностями структуры мозга, в первую очередь с особенностями его

микроструктуры. Эти особенности сказываются на характере процессов

отражения и поведения личности.

Исследования Н. С. Преображенской и С. А. Саркисова доказали, что имеются

существенные индивидуальные различия в расположении клеточных полей в коре

больших полушарий мозга человека. Отмечены также индивидуальные особенности

в строении клеточных слоев, что , очевидно, не безразлично для

функционирования головного мозга, и , в частности для проявления

способностей.

5.2.Типы нервной деятельности как задатки

Врожденные способности мозга непосредственно проявляются в типологических

особенностях человека, которые изменяются в процессе жизнедеятельности.

Типологические способности, обнаруживаемые очень рано у ребенка, и

являются задатками, или первичными природными свойствами. Следует при этом

оговориться, что типологические особенности имеют многогранное значение.

Они составляют природные предпосылки способностей и характера. Особенности

общих типов (сила или тонус активности, уравновешенность, степень

чувствительности и подвижности процессов отражения), безусловно, оказывает

влияние на образование способностей. Так, сила нервных процессов в

сочетании с уравновешенностью и подвижностью (живой тип) благоприятствуют

образованию многих волевых и коммуникативных свойств личности, которые

особенно важны для становления общественной активности и организаторских

способностей. Слабая нервная система, обладающая , по мнению В. Д.

Небылицына, высокой чувствительностью, может благоприятствовать развитию

художественных способностей.

Кроме общих свойств типа, характеризующие особенности нервной системы в

целом существуют, как известно, промежуточные типы, характеризующие

особенности деятельности отдельных анализаторных систем. Эти последние

типологические свойства имеют прямое отношение к специальным способностям.

И. П. Павлов находил, что те люди, у которых преобладает первая сигнальная

система с ее образным отражением действительности, принадлежит к

художественному типу (музыкант, писатель, живописец). При первенствующей

роли второй сигнальной системы образуется мыслительный тип, характерной

особенностью которого является сила отвлеченного мышления. И , наконец,

при хорошем балансировании, уравновешенности двух систем – средний тип.

Представители среднего типа сочетают в себе все черты художественного и

мыслительного типов. К этому типу, как считал Павлов, Относится большинство

людей, а также исключительно одаренные, гениальные люди (Ломоносов, Гете).

Художественный тип характеризуется , во-первых, целостью, полнотой и

живостью восприятия действительности, в то время как «мыслители дробят ее и

тем как бы умерщвляют ее». Во-вторых, у художника преобладает воображение

над абстрактным мышлением. У мыслителя ум теоретический, словесный. В-

третьих, художественный тип отличается повышенной эмоциональностью,

аффективностью. И наоборот, у мыслительного типа интеллект преобладает над

эмоциональностью.

Придерживаясь сути павловского учения о взаимодействии сигнальных систем,

можно сказать, что отличие художественного типа от мыслительного состоит в

том что художник в своей деятельности опирается преимущественно на первую

сигнальную систему, а ученый – на вторую, однако у того и другого вторая

сигнальная система выполняет регулирующую роль. Новейшие исследования

деятельности головного мозга анатомически подтвердили подразделения И. П.

Павловым сигнальных систем. Оказалось, что левое полушарие осуществляет

преимущественно второсигнальные функции, а правое – первосигнальные.

5.3.Склонности

Задатки прежде всего проявляются в склонностях к определенному виду

деятельности ( специальные способности) или в повышенной любознательности

ко всему ( общая способность).

Склонности – это первый и наиболее ранний признак зарождающейся

способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка, ( или

взрослого) к определенной деятельности ( рисованию, занятию музыкой).

Нередко это стремление замечается довольно рано, увлечение деятельностью

происходит даже в неблагоприятных условиях жизни. Очевидно, склонность

свидетельствует о наличие определенных природных предпосылок к развитию

способностей. Трудно предположить что-нибудь другое, когда ребенок,

например, вне музыкальной среды с большой радостью слушает музыку и

совершает многократные пробы музицировать без внешнего побуждения. То же

самое относится и к рисованию, конструированию и т. п.

Наряду с истинной склонностью имеется и ложная, или мнимая. При истинной

склонности можно наблюдать не только неодолимое тяготение к деятельности,

но и быстрое продвижение к мастерству, достижение значительных результатов.

При ложной или мнимой склонности, обнаруживается или поверхностное, часто

созерцательное отношение к чему-либо, или же деятельное увлечение, но с

достижением посредственных результатов. Чаще всего такая склонность бывает

следствием внушения или самовнушения, иногда того и другого вместе, без

наличия потенциальных возможностей развития.

Задатки также проявляются в легкой восприимчивости и запечатлеваемости того

материала, который привлекает, и, главное, в умении конструировать новое,

что особенно характерно для большого дарования.

Итак, способности представляют сплав природного и приобретенного. Природные

свойства, являясь прирожденными, однако, перерабатываются и развиваются в

условиях воспитания и в процессе труда. В процессе деятельности формируется

и новые свойства, необходимые для успешной деятельности, образуются и

заменители (компенсаторные механизмы) недостающих свойств.

Список используемой литературы:

Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М., «Педагогика», 1971г.

Общая психология. Под редакцией В. В. Богословского, А. Г. Ковалева, А. А.

Степанова, М., «Просвещение», 1981г

Слово о науке. Афоризмы. Изречения. Литературные цитаты. М., «Знание»,

1981г.


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ