Рефераты

Способы управления и тренировки памяти

Способы управления и тренировки памяти

Реферат по психологии

Тема: Способы управления и тренировки памяти

Общее представление о памяти человека.

Память человека можно определить как психофизиологические

и культурные процессы, выполняющие в жизни функции запоминания,

сохранения и воспроизведения информации. Память является жизненно

важнейшей основополагающей способностью человека. Без памяти

невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие. В

этом легко убедиться, если обратить свое внимание на людей,

страдающих серьезными расстройствами памяти. Память есть у всех

живых организмов, но наиболее высоко развита у человека. Кроме

генетической и механической памяти, присущей животным, человек

обладает другими более продуктивными видами памяти, связанными с

использованием различных мнемонических средств. Так, например, у

человека есть такие виды памяти, как произвольная, логическая и

опосредствованная. В целом, память человека можно представить как

своеобразный инструмент, служащий для накопления и использования

жизненного опыта.

Память (воспроизведение) – это прямое продолжение

восприятия и наравне с ним имеет основное значение в развитии

личности. Восприятие связывает личность непосредственно с окружающей

средой в каждый данный момент, а память восстанавливает те связи,

какие существовали в прошлом и сохранили какое–либо значение для

настоящего. Простейший случай воспроизведения это узнавание.

Узнавание–это связь новых впечатлений с прошлым опытом путем

воспроизведения ранее воспринятых впечатлений.

В памяти существуют индивидуальные различия, которые

выражаются в скорости, точности, прочности запоминания и готовности

к воспроизведению. Эти различия связаны с особенностями типов высшей

нервной деятельности, с процессами возбуждения и торможения.

Индивидуальные особенности памяти зависят от того, насколько

сформированы у человека рациональные способы запоминания. Различия

памяти проявляются также в том, что у одних людей более продуктивно

закрепляется образный материал, у других – словесный и т.д.

Существует множество способов управления и тренировки

памяти. Каждый человек хотел бы улучшить память, но не всякий знает

что для этого нужно. А самое главное правило для улучшения памяти

гласит: «Чтобы развить память ее надо развивать». Самая большая

ошибка людей состоит как правило в том, что они хотят сначала

улучшить память, а потом уже начать ее применять. Из этого

соответственно ничего не выйдет, да и не может. Только все время

тренируя, нагружая и используя память, все время запоминая,

воспроизводя запомненное раньше и вновь запоминая, можно

совершенствовать свою память.

Существует так же множество правил, помогающих при

запоминании, которые в дальнейшем помогают наиболее точно

воспроизвести полученную когда-либо информацию. Вот некоторые из

них:

. Нужно получить глубокое, точное, яркое впечатление о том, что

необходимо запомнить. Как фотоаппарат не даст снимков при тумане,

так сознание человека не сохранит туманных впечатлений.

Сравнительно простые события в жизни, которые производят

особенно сильное впечатление на человека, могут запоминаться сразу

прочно и надолго, и по истечении многих лет с момента первой и

единственной встречи с ними могут выступать в сознании с

отчетливостью и ясностью. Более сложные и менее интересные события

человек может переживать десятки раз, но они в памяти надолго не

запечатлеваются. При пристальном внимании к событию достаточно

бывает его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в

нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты. И

наоборот иногда человек многократно сталкиваясь с одним и тем же

предметом в течение долгого периода не может его описать или

например указать его цвет. Этим и объясняется то, что редкие,

странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные,

часто встречающиеся.

. То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого

труда. Особенно отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые

годы.

Поэтому не случайно В.С. Щербаков теоретик и практик

внешкольной работы с детьми в области изобразительного искусства

считал что, первой задачей должно стать воспитание творческого

внимания. Творческое внимание – это увлеченность объектом.

. Сосредоточенность на изучаемом материале в сочетании с

избирательностью позволяют человеку сконцентрировать свое

внимание, а, следовательно, и настроить память на восприятие

только потенциально полезной информации.

Это дает свои результаты при подготовке к экзаменам, если

ученик сконцентрирует свое внимание на изучаемом материале, то

подготовка к экзамену займет менее продолжительное время, чем если

он будет постоянно отвлекаться на посторонние вещи.

. Для лучшего запоминания материала рекомендуется повторять его

незадолго до отхода ко сну. В этом случае запоминаемое лучше

отложится в памяти, поскольку не будет смешиваться с другими

впечатлениями, которые в течение дня обычно накладываются друг на

друга и тем самым мешают запоминанию, отвлекая наше внимание.

Это хорошо видно на примере школьников младших классов –

ребенок может целый день учить стихотворение, но не может потом

рассказать. Однако если он повторит стих перед сном, то рассказать

его не составит труда.

. О ситуациях, оставивших в нашей памяти яркий, эмоциональный след,

мы думаем больше, чем об эмоционально нейтральных событиях.

Положительные эмоции, как правило, способствуют припоминанию, а

отрицательные препятствуют.

Если бы люди хранили в своей памяти преимущественно

неприятное, они и ждали бы от жизни одни неприятности,

следовательно, они были бы прирожденными пессимистами, а человек от

природы оптимист.

. Если в момент запоминания человек находится в приподнятом или

подавленном настроении, то искусственное восстановление у него

соответствующего эмоционального состояния при припоминании

улучшает память.

. Прежде всего необходимо получить четкое зрительное впечатление

оно – более прочное. Однако, комплексные впечатления, то есть

впечатления, полученные при помощи возможно большего числа

органов чувств, позволяют запечатлеть в сознании нужный материал

еще лучше.

Линкольн, например, читал вслух то, что хотел запомнить,

чтобы восприятие было одновременно и зрительным и слуховым.

. Чем больше объем информации, тем больше потребуется повторений

для запоминания. Объемный материал запоминается легче, если его

разбить на части.

. Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для

его запоминания, чем распределение таких повторений в течение

определенного периода времени.

. Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было

выучено раньше.

. С усилением внимания к запоминаемому материалу число повторений,

необходимых для его выучивания наизусть, может быть уменьшено.

. Лучше, чтобы на начало и конец заучивания приходилось

сравнительно большее число повторений, чем на середину.

. Один из способов запомнить факт – это ассоциировать его с каким-

либо другим фактом.

Для ассоциативной связи впечатлений и их последующего

воспроизводства особо важным представляется то, являются ли они

разрозненными или составляют логически связанное целое. Чем больше

разнообразных ассоциаций при первом знакомстве с ним вызывает

материал и чем больше времени уделяется мысленной разработке этих

ассоциаций, тем лучше запоминается сам материал. Для того, чтобы

ассоциировать один факт с другим, уже известным, необходимо обдумать

новый факт со всех точек зрения, поставить себе такие вопросы: "Что

это напоминает?", "На что это похоже?", "Почему это так?", "Как

получилось, что это так?", "Когда это бывает?", "Где так бывает?",

"Кто сказал, что это так?" и т.д.

Эффективность запоминания иногда снижается смешением одной

информации с другой, одних схем припоминания с другими. Чаще всего

это возникает тогда, когда одни и те же воспоминания ассоциируются в

памяти с разными событиями и их появление в сознании порождает

припоминание конкурирующих событий.

. Запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит

перед собой соответствующую задачу.

Интересный факт, что масса студентов, сдав экзамен по

какому-либо предмету спустя пару дней, не могут ничего вспомнить из,

казалось бы, хорошо усвоенного материала. Это можно объяснить

следующим образом: при подготовке студенты ставят себе определенную

задачу (сдать экзамен), а кроме того сосредотачиваются на

относительно близкой дате сдачи экзамена, не "программируя" себя на

будущее. Таким образом, материал попадает в промежуточную память, не

закрепляясь в долговременной, и как только экзамен сдан

соответствующая информация утрачивается. Итак, правильная установка

– усвоить материал а не запомнить его для того, чтобы забыть.

Предполагаемый срок хранения информации зависит от изучаемого

материала (но в любом случае он значительно больше, чем время

подготовки к экзамену).

Наверное имеет смысл сказать о прочности запоминания. Вот

например дети школьного возраста сохраняют в памяти заученное

гораздо дольше чем взрослые. В таком же отношении находятся друг к

другу старшие и младшие возрастные группы детей. Дети нуждаются в

большем времени и большем числе повторений для заучивания всякого

материала, но то, чем овладеют, они держат в памяти прочнее и

дольше, и воспроизводят, когда нужно, легче и точнее. И еще один

известный факт – старики, иногда, значительно лучше помнят то, что

произошло с ними в молодости и могут совершенно не помнить того, что

произошло с ними несколько дней назад. Вообще в старости механически

запомнить что либо новое трудно. Например в зрелом возрасте сложнее

учить иностранный языки чем в юности. К.К. Платонов описывает

интересный случай: В больнице Нью-Йорка умирал тяжелобольной.

Детство он провел на родине в Италии, юность – во Франции, а потом

долго жил в Америке. И вот что интересно; в начале болезни он

разговаривал по-английски; когда его состояние ухудшилось, он забыл

английский язык и стал говорить по-французки. В день смерти он

говорил только по-итальянски.

. Любая из частей, на которые при заучивании делится весь материал,

должна сама по себе представлять более или менее законченное

целое. Тогда весь материал лучше организуется в памяти, легче

запоминается и воспроизводится. Именно поэтому, заучивая стихи,

слова песни, не надо зубрить каждую строчку отдельно.

Это законченное целое может представлять собой группу слов

или понятий сформированных по первой букве названия.

. Наличие заранее продуманных и четко сформулированных вопросов к

изучаемому материалу, ответы на которые могут быть найдены в

процессе его освоения, способствуют лучшему запоминанию.

. То, что мы можем выразить словами, обычно запоминается легче и

лучше, чем то, что может быть воспринято только на слух. Если,

кроме того, слова являются результатом осмысления воспринятого

материала, т.е. слово содержит в себе связанную с предметом

внимания существенную мысль, то такое запоминание является

наиболее продуктивным.

Человек может запомнить фразу, создав для себя смысловой

образ. Например такая фраза как: «Третьего дня тут приземлился

аэроплан». Может быть сказана как: «Позавчера здесь приземлился

самолет». Материал, усвоенный таким образом, запомнен не только

смысловым, но и логическим запоминанием. Его этапы схематически

показаны на рисунке

. Материал в процессе запоминания должен непрерывно

систематизироваться. Здесь особое значение приобретает

способность находить в вещах сходство и различие. Для

систематизации материала бывает полезно придать ему древовидную

структуру.

«Память есть кладовая ума, но в этой кладовой много

перегородок, и поэтому надобно скорее все укладывать, куда следует»,–

рекомендовал Суворов. Наполеон говорил, что все дела и знания уложены

у него в голове, как в ящиках комода, и ему достаточно открыть

определенный ящик, чтобы извлечь нужные сведения.

. Моторную память рекомендуется тренировать иногда совсем

отвлеченными способами. Метод ЦИТа был (Центрального института

труда) построен именно на моторной памяти.

Этот метод в 20-е – 30-е гг. нашел свое применение в

подготовке различных специалистов. Подготовка слесаря (рубщика

зубилом) осуществлялась так: в правую руку ему давалась палка и

предлагалось делать кистевые движения вверх и вниз. Таким образом

развивалась способность к свободным кистевым движениям, важным при

работе молотком.

Моторная память так же имеет место, когда мы что-нибудь

открываем и не можем определить в какую сторону надо крутить. Однако,

если представить в какую сторону мы открываем бутылку с Кока-Колой, то

такая задача не составит труда.

Есть так же множество факторов, которые влияют на память.

Это правильный режим дня и работы (учебы); умение систематически

вести свои записные книжки. Записная книжка – ведь второй мозг

культурного человека. Надо помнить: все, что улучшает здоровье и

самочувствие, повышает и продуктивность памяти.

Список литературы:

> Басов М.Я. «Общие основы педологии» 1928 г.

> Карнеги Д. «Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на

людей, выступая публично» 1989 г.

> Немов Р.С. Психология. Кн. 1. «Общие основы психологии» 1997 г.

> Петров Е.А. «Метод обучения ЦИТ» 1932 г.

> Платонов К.К. «Занимательная психология» 1962 г.

> «Общая психология» Петровский А.В.; Брушлинский А.В.; Зинченко

В.П. и др. 1986 г.

> Щербаков В.С «Изобразительное искусство. Обучение и творчество

-----------------------

Понимание смысла запомненного

Анализ материала

Выявление наиболее существенных мыслей

Обобщение

Запоминание обобщенного материала


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ