Рефераты

Становление и сущность психоаналитики

Становление и сущность психоаналитики

Костромской Государственный Технологический Университет

Кафедра философии

реферат

тема: « Становление и сущность психоанализа».

Выполнил: студент группы 00-ТМ-05

Смирнов Александр.

Рецензент: Тарковский В.Н.

Кострома

2002

Содержание

Вступление 3

Психология от древности и до наших дней 4

Три основные тенденции в психиатрии 4

Философы и мудрецы, работавшие в направлении психологии. 8

Дофрейдисты 11

Эпоха Зигмунда Фрейда 14

Условия, благоприятствующие появления психоанализу 15

Биография Зигмунда Фрейда 16

Принцип психоанализа 17

Сознание и бессознательное 18

Толкование сновидений 19

Психологическое развитие человека 22

Оно, Я, Сверх-Я (Ид, Эго, супер-Эго). 23

Пионеры психоанализа 25

Последователи 25

Отступники 27

ФИЛОСОФСКИЕ ГОРИЗОНТЫ 29

Перспективы 31

Приложение (психологические термины) 34

Используемая литература: 36

Вступление

На протяжении всех веков человек пытался понять и объяснить окружающий

мир и, естественно, самого себя. Познание человека достигалось разными

методами и направлениями. В древности, первобытный человек экстраполировал

природу, окружавшую его, на самого себя — это была эпоха мифов. В средние

века влияние церкви было доминирующее попытках познать тайны человеческого

бытия. Большой скачок науки и техники в XIX в., а в особенности неврологии,

все больше объяснял психосоматический подход к изучению индивида. Однако во

все времена развитие психологии включало в себя три основные подхода:

магический, органический и психологический, и только в зависимости от эпохи

преобладал тот или иной подход.

В наше время психология и психотерапия успешно сочетают все эти подходы.

Однако доминирующим является психологический, основы которого были заложены

Зигмундом Фрейдом. Его заслугой является то, что он далеко вперед продвинул

данный подход, а главное он определил метод познания человеческой личности.

Который Фрейд назвал психоанализ.

Параллельно с психологией развивается НЛП (нейролингвистическое

программирование), это еще один подход к познанию человека. Но данная тема

не входит в эту работу.

Сейчас мы попробуем проследить развитие психологии от древних времен, и

посмотреть к чему привели научные изыскания в области психологии на

сегодняшний день.

Психология от древности и до наших дней

Глубочайшее прошлое человечества было не простым складом

бессознательного, но таило в себе множество зародышей будущих состояний

сознания и психики, ментальных ситуаций, творческих идей. Именно тогда

сформировалось понимание и зародилась практика психического воздействия

одного человека на другого или человек на группу людей с целью определенной

ориентации психической энергии, преодоления психического, эмоционального

кризиса. Это происходило в мире, для которого были свойственны острейшие

переживания психической идентичности с природными явлениями, где

психическая жизнь индивида определялись «мистическим участием» в духовном

пространстве, общем всему существующему. Не случайно первобытный человек

без тени сомнений мог считать себя действительно деревом или животным,

физически отождествляя себя с ним. Древневосточные цивилизации внесли

огромный вклад в познание человеческой души, ее болезней и методов

исцеления.

Средневековье было временем огромной психологической нестабильности,

религиозной экзальтации. Жизнь человека нередко была сопряжена с огромным

эмоциональным напряжением, что нашло отражение в искусстве и литературе.

Причинами психических заболеваний считались козни дьявола и нечистой силы,

хотя и те состояния, в которых пребывали подвижники, почитавшиеся святыми,

нередко можно было бы квалифицировать как резкие отклонения от психической

нормы.

В наш век произошла научная революция: психиатрия стала совершеннолетней.

Она перестала быть заброшенной падчерицей медицины и стала одной из самых

выдающихся областей науки о человеке. Этот успех стал возможен только после

открытий Фрейда, коренным образом изменивших психиатрию и пронизавших всю

медицинскую науку, однако в нем воплотились и результаты изучения

человеческой психики на протяжении сотен лет. Развитие психоанализа не

случайность и не подвиг отельной гениальной личности. Рождение психоанализа

явилось одним из первых признаков идеологической революции в западной

цивилизации, когда любознательность человека, направленная на познание

внешнего мира, уступила место качественному другому интересу. Сначала в

философии и литературе, затем в социальных науках и, наконец, в психологии

нового вида западный человек обратился к познанию своей собственной

личности, к извечному вопросу о предназначении и смысле своей собственной

жизни. Психоаналитический метод Фрейда вскоре был признан самым эффективным

и всесторонним выражением этих исканий.

Три основные тенденции в психиатрии

В психиатрии можно выделить три основополагающие тенденции:

1. Магический подход — попытка рассматривать необъяснимые явления как

магические.

2. Органический подход — попытка объяснить болезни разума телесными

причинами.

3. Психологический подход — попытка обнаружить психологические причины

психических нарушений.

Прогресс медицины состоит в применении психологических и органических

теорий и методов лечения в случаях, когда возможно их применение и при

постепенном изъятии магического компонента как из психологического, так и

из соматического подхода. Со временем взаимоотношения между двумя основными

методами также должны быть уточнены. Как мы далее увидим, это приводит к

своеобразной теории комплементарности — решению, которое сходно с тем, что

было предложено физиками-атомщиками.

Магический подход

Примитивный человек лечил свои незначительные травмы и болезни с помощью

интуитивно найденных, грубых, эмпирических приемов: зализывал раны слюной,

смягчал лихорадку погружением в холодную воду, натирал раны тиной,

высасывал яд после укуса змеи...

Первые попытки объяснить причину заболевания также опирались на интуицию.

Доминировало простейшее объяснение — считать, что болезни возникают «сами

по себе». Хотя издревле просматривался и причинно-следственный подход. Но

когда причины нездоровья нельзя было вывести напрямую, первобытный человек

приписывал их злонамеренному влиянию других людей или высших существ и

боролся с ними магией или волшебством, а позже — магически-религиозными

обрядами. По существу, эти методы лечения были попыткой повлиять на

злодейство психологическим воздействием, что дает право считать психиатрию

наиболее древней специальностью по сравнению с другими сферами медицины.

Примитивная медицина была главным образом психиатрией. Душевные и

телесные страдания так же не различались, как не разделялись медицина,

магия и религия. Кроме того, магия была направлена против некоторых

смертельных или сверхчеловеческих явлений, которые могли вызвать болезнь.

Соответственно своим представлениям примитивная медицина оказывала

пациентам помощь в борьбе со сверхъестественными явлениями и злыми духами

всеми доступными древнему человеку средствами, такими, как мольбы, поклоны,

заклинания, жертвоприношения, угрозы, исповедание, изгнание духов и

умиротворение, что производилось при помощи магических ритуалов, колдовства

и даже телесных наказаний. Болезнь ощущалась как нечто привнесенное извне

волшебником или богом, «выстрелившим» в тело человека стрелой или молнией.

Концепция отделения души от тела включала примитивное понимание души,

проявляющейся в сновидениях, призраках, галлюцинациях и т.п. До тех пор

пока тело и душа пребывали в единстве, человек был здоров, но, если душа

или часть ее покидала его или кем-то похищалась, человек заболевал.

Другой важный принцип магической медицины состоит в положении, согласно

которому два разных и не связанных между собой тела могут производить

воздействие друг на друга через скрытую внутреннюю связь. Сэр Джеймс Фрезер

(1854—1941) назвал это комплементарной, или «симпатической», магией. Два

объекта, согласно этой теории, имеют одинаковое воздействие благодаря

своему сходству, а также потому, что они сочувствуют друг другу. Из этого

принципа исходит так называемая гомеопатическая, подражательная и

мимикрическая, магия. Врачующий человек мог приостановить течение болезни и

добиться выздоровления своего пациента, притворяясь умирающим,

агонизирующим и затем медленно выздоравливающим, внушая тем самым

умирающему человеку надежду на выздоровление.

Воздействие дьявола, как основная причина болезней, присутствует во всех

этих теориях. Эффект достигается способностью колдуна психологически влиять

на поддающуюся внушению жертву. Неудивительно, что в примитивном обществе

знахари оказывались наиболее могущественными, смелыми и часто самыми

талантливыми личностями. Таким образом, эффект от магического воздействия

зависел от внушаемости лица, которое подвергалось магическому воздействию.

Примитивная медицина использовала психологические методы воздействия при

болезнях, как телесных, так и психических. Эта анимистически-магическая

медицина, отражающая понимание примитивным человеком Вселенной, опиралась

на интуитивное открытие психологических законов, лежащих в основе поведения

индивидуума. Первобытный человек оценивал определенный порядок событий,

свою реакцию на них и другие проявления своего «Я» как нечто обычное,

самоочевидное, не требующее доказательства. Ему казалось естественным, что

он впадает в ярость, когда нападает. Эти устойчивые реакции на определенные

события могут быть названы «эмоциональными силлогизмами». Они не требуют

объяснений или доказательств. Таким образом, для него было логичным

пытаться воздействовать на естественные явления теми же способами, какие он

употреблял для воздействия на себе подобных: заклинаниями, молитвами,

угрозами, покорностью, подношениями и даже наказаниями.

Как и большинство теорий, демонология содержит ядро правды. То, что

человеческое поведение легко объясняется через психологию, может быть

признано любым, кто анализировал собственные действия. Очевидной ошибкой в

мышлении примитивного человека было стремление приписать неодушевленной

природе цели и мотивы поступков человека.

Органический подход

Наблюдая явления природы, человек отметил определенную последовательность

временных явлений. Отступление мрака вместе с восходом солнца привело к

предположению, что солнце является причиной дневного света. Человек и сам

мог рассеять тьму, разжигая костер. Тем не менее он понимал, что это

явление, безусловно, отличается от восхода солнца. Оставалось предположить,

что и за восходом солнца также стоят какие-то, но только более высокие,

намерения. Экстраполируя собственный опыт на природные явления, человек

заключил, что солнце — или, точнее, бог солнца — имеет свои собственные

добрые основания для создания света. Иными словами, примитивный человек

распространял мотивационную причинность своих поступков на весь окружающий

мир.

Проблема существования или отсутствия целесообразности в природных

явлениях имела глубокое воздействие на развитие науки. Медицина

прогрессировала, так как постепенно освобождалась от анимистических теорий

и заменяла их другим типом причинности. Новый подход был непсихологическим,

а значит, был вполне применим к познанию неживой природы. С процессом

развития науки, в частности медицины, стали возникать теории объяснения

явлений жизни посредством физики и химии. Человеческое тело рассматривалось

как сложная машина с физико-химическими связями, которая преобразует

химическую энергию в механическую. Следовательно, как и все аппараты,

человек должен иметь создателя. Должны ли их функции и эволюция объясняться

в естественно-научных терминах или основа их идеальна? И если идея лежит в

основе конструкции живого организма, то чья это идея, чей замысел?

Психологический подход

Примитивный человек не нуждался в объяснении причины возникновения раны,

полученной в бою или на охоте. Поэтому в каком-то смысле хирургия была

первым немагическим направлением в медицине. Но внутренние болезни, когда

ни место поражения, ни причину возникновения нарушений нельзя было

наблюдать непосредственно, объяснялись исключительно сверхъестественными

причинами. Пытаясь постичь эти необъяснимые вещи, он стал обращаться к уже

знакомым знаниям, которые он извлекал из своих собственных ощущений,

приобретенных на основе субъективного жизненного опыта. Мы знаем, что

причиняет нам обиду, что – удовольствие и как наши намерения и чувства

влияют на наше поседение. И только когда поведение кого-то кажется нам

ненормальным, мы действительно начинаем искать какое-то специальное

объяснение подобному поведению.

Примитивный человек объяснял ненормальное поведение присутствием

посторонней силы, злого духа, который, должно быть, овладел страдальцем. по

существу, человек не ошибался, ассоциируя психические расстройства с

психологическими причинами; просто до поры до времени он не распознал, что

эти силы находятся не снаружи, не вне человека и что они отнюдь не

магического происхождения, а являются его собственными подсознательными

желаниями, страхами и побуждениями. Сущность психических нарушений

заключается именно в невозможности человек рассмотреть свое собственное

лицо, распознать те чувства и ту мотивацию, которые само сознание

отвергает. Неакцентируемые эмоции и побуждения, которые человек вытесняет

из своего сознания, тем не менее не исчезают бесследно и оказывают влияние

на его поведение. При психической болезни они являются причиной

иррациональных поступков, невротических и психических симптомов, а у

здоровых людей формируют образы в сновидениях. Современному человеку

требуется большая искренность и недюжинное мужество, чтобы признать, что

под всей его цивилизованной внешности и при всех его высоких моральных и

религиозных убеждениях в глубине души таятся все же неизменные неукротимые

сексуальные и агрессивные импульсы, которые были свойственны его диким

прародителям. Понимание и лечение психологических нарушений во многом

зависят от понимания именно того факта, что подавляющее большинство

неврозов и психозов проявляется на фоне подавления подсознательных

стремлений. Поэтому неудивительно, что психологический подход в психиатрии,

открытие себя как объекта, требующего особой техники самонаблюдения и

вербального контакта, стали наивысшим достижением медицинской науки. Наука

в первую очередь обратила свой интерес к тому, что наиболее удалено от

человека, — к небу, — затем ее заинтересовало физическое тело, и только

после этого она разглядела человеческую личность.

Философы и мудрецы, работавшие в направлении психологии.

Платон (427-347 до н.э.)

Многое в философии Платона восходит к Пифагору. Мир Платона построен из

психологических сущностей-идей, но его психология почти полностью

умозрительна, спекулятивная. Его идеи были «абстракциями». Однако он дал

много полезных психиатрии идей, более того, можно сказать Платон определил

ориентир дальнейшего развития психологии.

Размышления Платона о теле и его отношениях с миром разума, желаний и

чувств содержат удивительное интуитивное предвидение позднейших научных

взглядов. Он понял, что жизнь является динамическим равновесием. Тело

постоянно созидает новые вещества и освобождается от отходов; жизнь являет

собой процесс непрерывного ритма угасания и регенерации наподобие

дыхательного ритма. По Платону, состояние тела отражает состояние души. Все

тело в целом управляется рациональной душой. Основная идея заключалась в

том, что в нижних частях тела психологические и физиологические процессы

изначально хаотичны и неуправляемы и они получают свою организацию и

управление от высших функций разума. Здесь невозможно не вспомнить

фрейдовскую концепцию хаотического «ид», которое постепенно становится все

более и более организованным под влиянием «эго».

В своей «Республике» Платон предвосхитил теорию сновидений Фрейда. Во сне

душа обращается к внешним и внутренним влияниям, но желания, которые обычно

не определились в состоянии бодрствования, выражаются во сне. Важнейшее

различие между фрейдовской я платоновской теориями сновидений состоит в

том, что платоновская теория была гениальным интуитивным постулатом, в то

время как Фрейд изобрел специальную методику, с помощью которой могут быть

реконструированы подавленные подсознательные чувства, выраженные в

сновидениях, с тем чтобы перенести их в сферу сознательного.

Самый значительный вклад Платона в медицину состоит в том, что он

рассматривал психологические феномены как общие реакции всего организма,

как отражение его внутреннего состояния. Конфликт между дезорганизованными

нижними (низменными) побуждениями и высшими организующими функциями разума

является основой платоновской психологии.

Рационализм Платона дал новое направление в изучении психологических,

этических и социальных феноменов — направление столь же революционное, как

и тот рациональный метод изучения окружающего мира, который обосновали

философы школы элеатов. Эта школа вытеснила мистическое демонологическое

объяснение явлений природы, Платон проделал то же самое применительно к

психологии. Хотя эти теории и не вошли непосредственно в современные наши

знания о мире и о себе, они много сделали для подготовки интеллектуальной

почвы для методических последовательных исследований, которые начались

через две сотни лет.

Аристотель (384—322 до н.э.)

Блестящие и едва ли не самые исключительные изыскания Аристотеля из

Стагира привели к значительному продвижению в философии и науке в целом.

Его просто удивительная точность наблюдений и безошибочность классификаций

повлияли на решение многих вопросов, как научных, так и ненаучных, включая

и психологию человека.

Определенным вкладом Аристотеля можно считать описание им содержания

сознания. Он различал следующие феномены: ощущение, способность к волевому

напряжению и чувство. К чувствам он относил желание, гнев, страх, смелость,

зависть, радость, ненависть и жалость. Описание этих аффективных состояний

столь же точны, как современные, если не сравнивать их с описаниями

Спинозы, которые в некотором отношении более обстоятельны, чем у

современных авторов.

Цицерон (106—43 до н.э.)

Два наиболее значительных открытия в области психиатрии были сделаны

философом Цицероном и врачом Сораном, последователем методической школы.

Цицерон сочетая в себе достоинства римского прагматизма с выдающейся

ясностью мысли и непревзойденной способностью проникать в самую сущность

проблемы, высказался по некоторым медицинским вопросам в свойственной ему

безупречно отточенной манере. Несмотря на то что — или скорее потому, что —

он не был врачом, он обратил внимание на исключительное значение

психического состояния и задался вопросом: «Почему для лечения и ухода за

телом создано целое искусство... тогда как необходимость искусства,

призванного заботиться о душе, всерьез не воспринималась... Эта проблема

даже не изучалась». Цицерон выдвинул смелую идею о том, что физическое

здоровье может находиться под влиянием эмоциональных проявлений. Таким

образом, он по праву может быть назван первым психосоматологом. Он возражал

против концепции Гиппократа, считавшего наличие черной желчи причиной

меланхолии, придавая куда большее значение психологическим причинам. «То,

что мы называем волнением, они называют меланхолией, как будто причина

состоит только в черной желчи, а не в нарушении покоя, как это часто

наблюдается при сильном гневе, страхе или горе».

Он определил два основных параметра, необходимых для выявления сходства и

различий между болезнями телесными и психическими, «При сем разум и тело

очень неодинаковы; хотя разум, так же как и тело, может быть поражен

болезнью при видимости полного здоровья, болезнь тела не обязательно

приводит в ошибкам в поведении, а болезнь разума — обязательно. Вследствие

нарушений и изменений в мыслях происходит пренебрежение здравым смыслом,

следовательно, подобные расстройства наблюдаются только у людей; звери,

хотя и действуют так, как будто у них есть разум, не подвержены подобным

расстройствам».

Эта мысль является основополагающей в современной психотерапии, ибо,

когда человек воспринимает и понимает психологические первоисточники своих

психических нарушений, он становится способным изменить обстоятельства,

которые привели его к затруднениям. В своей работе «Тускуланские беседы»

Цицерон говорит: «Способы лечения тоски и других расстройств зависят от

укоренившегося взгляда на них; мы предпочитаем их, так как они нам кажутся

самыми правильными. Философия берет на себя задачу уничтожить этот грех как

корень всех наших бед». В настоящее время мы на практике обращаемся за

помощью не к философии, а к психотерапии.

Соран

Соран был самым просвещенным врачом своего времени в своих подходах к

пониманию душевных болезней. Он отказался лечить их грубыми методами.

«Помещение, в котором должен находиться больной, должно быть освещенным, —

писал он, — причем окна должны быть расположены высоко, так как больные при

этой болезни, оставшись без надзора, под влиянием их сумасшествия часто

выбрасываются из окон». Должен ли пациент находиться в теплой или холодной

комнате, зависит от того, где он чувствует себя наиболее удобно. Со времен

Сорана ограничения для возбужденных больных стали применяться в тех

случаях, когда больные становились действительно опасны и могли причинить

ущерб самим себе. Какие бы ограничения ни применялись, они должны быть

гуманными.

Соран не сомневался в том, что психические болезни возникают из-за

нарушений в организме, но смягчал эту органическую точку зрения

недогматическими и практически целесообразными процедурами, назначение

которых способно было облегчить душевные муки психически больных. Он высоко

ценил практические выводы при индивидуальном наблюдении пациента, а теорию

полагал вторичной по отношению к практике. Один из Замечательных уроков,

оставленных Сораном последующим поколениям психиатров, состоит в том, что,

несмотря на описание психических болезней в терминах механистического

органического подхода, лечил он душевнобольных психологическими средствами.

Святой Августин (354—430 н.э.)

Аврелий Августин, известный как Св. Августин, родился в городе Тагаст

(Нумидия, Северная Африка). Как священно служитель Августин занимал

непримиримую позицию по отношению к еретикам, был нетерпим к тем кто считал

основой счастья саму человеческую природу. Августин считал человека столь

слабым и порочным, что признавал его спасение только через посредство

Божьей Милости. Эта позиция, безусловно, сформировалась в результате

собственной внутренней борьбы с мирскими страстями, которые он преодолел,

отказавшись от них полностью и посвятив себя исключительно Божественному.

Августин был блестящим полемистом, но часто он достигал успеха за счет

того, что свои собственные внутренние конфликты и борьбу собственной

греховностью он экстраполировал на других; выступая против своих

оппонентов, он сражался с частью своего собственного существа.

Зигмунд Фрейд выдвинул в качестве опорной точки психоаналитического

учения положение о том, что никто не может вступить в борьбу с неведомым и

невидимым врагом, что невротические нарушения могут быть преодолены только

посредством знания и открытия в себе их подсознательной природы. Этот

принцип бескомпромиссной правдивости прежде всего перед самим собой был

основополагающим принципом и Святого Августина. Предвосхитив Фрейда,

Августин резко и прямо критиковал тех, кто лицемерно пытался умалить

значение скрытых мотиваций, которые не воспринимались сознанием. Он видел

путь к преодолению врожденных слабостей в абсолютной преданности

Божественному и полной зависимости от Бога как единственного источника

целительного милосердия.

Однако главный вклад Августина в историю психоанализа — это его

психологические методики, которыми он пользовался для построения концепции,

ставших основой его религиозных теорий. Его «Исповедь» является

непревзойденным примером самоанализа. В этой работе он последовательно

анализирует воспоминания раннего детства и обнажает свою душу без всякой

утайки. Он даже пытается реконструировать те далекие воспоминания, которые

подверглись инфантильно амнезии. Он делает это путем наблюдения за детьми и

отдельных воспоминаний их своего раннего детства.

К таким познаниям Августин смог прийти после познания собственного

конфликта между удовольствием и порядком. Удовольствие осталось в нем со

студенческих времен, когда он время от времени предавался распущенным

увеселениям, а порядок – сублимировался из веры в Божественное.

В его «Исповеди» психология становится реальной и конкретной в отличии от

абстрактных концепций Платона и Аристотеля, она приобретает полоть и кровь,

Психология Святого Августина повествует о нам о чувствах, конфликтах и

муках человека величайшей искренности и недюжинной силы. Именно поэтому

Святой Августин может справедливо считаться предтечей психоанализа.

Дофрейдисты

В течении второй половины XIX в. психология развивалась по влиянием

философии и литературы. Творческий дар и интуиция Стендаля, Флобера,

Бальзака, Мопассана, Достоевского, Шоу и Ибсена повлияли на психиатров куда

больше, чем труды и наблюдения Гризингера или Крепелина. Кроме того,

исследования Гербарта, Лотце, Фишера, Спенсора, Шопенгауэра и Ницше

способствовали формированию того интеллектуального климата, в котором стало

возможным создание серьезных психологических работ. В конце XIX в.

психология испытывала очень сильное влияние естественных наук, используя их

методы исследований, что в свою очередь способствовало развитию

физиологических аспектов психологической науки.

Пинель (1745-1826)

Свою систему классификации разработал во второй половине XVIII в.

Филипп Пинель. теоретик, педагог и реформатор. Пинель родился в Сент-Андре

1745 г. в семье врача. Он изучал медицину в Тулузе, писал диссертацию в

университете Монпелье, затем жил и практиковал в Париже, где и скончался в

1826 г. Он работал главным врачом в клиниках Бисетр и Сальпетриер. Строгий

и сдержанный, мягкий и чувствительный, однако эмоционально отстраненный, он

навсегда остался верен своей научной привязанности, проявившейся в ранние

студенческие годы.

Наблюдения Пинеля над больными в клинике стали основой весьма практичной

и на удивление простой классификации психических болезней. Пинель разделил

психотические расстройства на меланхолии, мании без бреда, мании с бредом в

слабоумие, то есть умственное отставание и идиотизм. Его описание душевных

расстройств, основанное на внешних признаках и проявлениях, значительно

выше аналогичных классификаций его предшественников. Он описал

галлюцинаций, хотя этим термином и не пользовался, полет идей маниакальных

больных, непредсказуемые смены настроения и утрату интереса к окружающему

миру, столь характерные симптомы определенных форм психоза. Более того, его

описание симптомов также представляло собой систему. Он разграничил

расстройства внимания, памяти и способности к суждению, а кроме того,

признал значение аффектов. В этой области он испытал сильное влияние новой

науки — психологии, — разработанной Локком и последователями.

Пинель считал, что в основе психического расстройства возможно, лежит

повреждение центральной нервной системы, поскольку он следовал традиционным

воззрениям физической причине психических заболеваний. Более того он считал

психическое заболевание природным явлением. которое следует изучать в

соответствии принципами естественных наук — сначала наблюдение, затем

систематическое изложение всех данных. Пинель был убежден, что психическое

расстройство не есть нечто привнесенное больному извне, но результат

наследственности и жизненных переживаний. Пинель считал, что не только

наследственность, но и неправильное воспитание может привести к умственному

нарушению, равно как и нестерпимые страсти, страх, тревога, печаль,

ненависть, радость и восторг. Пинель отдавал должное тем медикам прошлого,

которые следовали психологическому подходу. В особенности ценил Цельсия,

Аретея и Целия Аврелиана за то, что Признавали значение взаимоотношений

врача и больного, а также за их способность завоевать доверие пациента.

Густав Теодор Фехнер (1801 — 1887)

Первым из психологов попытался решить фундаментальную проблему отношений

между внешними физическими стимулами и ответными субъективными реакциями —

оптическими, акустическими и тактильными. Работа Фехнера находилась в русле

ранее сделанного Эрнстом Вебером (1795 — 1878). Психофизический закон

Вебера — Фехнера устанавливает, что интенсивность субъективных ощущений

соответствует логаритму корреспондированного физического стимула. Однако

главное историческое значение Фехнера не в создании этого закона, а в

открытии экспериментального метода изучения психологического феномена, что

раньше казалось невероятным. Своими психофизическими экспериментами он

фактически превратил психологию в настоящую науку, явившись ее основателем.

В своих метафизических космологических предположениях Фехнер все еще

продукт романтической эры. В своей метафизике он более ясен и постоянен,

чем его предшественники. Для него Вселенная есть космическое единство,

разделение на органическое и неорганическое весьма условно. Гармония есть

сущность жизни; и гармония пронизывает всю Вселенную, организованную по

единым законам. Вместо того чтобы пытаться объяснять происхождение

органической материи из неорганической, как это традиционно делалось, он

утверждает, что неорганическая материя может рассматриваться как результат

дезорганизации органических систем. Психологические процессы характеризуют

высшую форму организаций материи. Выделяя принцип организации как основное

свойство жизни, он тем самым предвосхитил принцип гомеостаза, выраженный

Клодом Бернаром.

Экспериментальный подход Фехнера настолько вдохновил ряд физиологов и

психологов, что развилось целое новое направление — физиологическая

психология.

Рудольф Герман Лотце (1817 — 1881)

Вероятно наиболее влиятельный философ и психолог своего времени, разбил

общий процесс восприятия на три ступени: первая — физическое раздражение

органа чувств, вторая — продвижение этого импульса к высшим отделам

головного мозга и наконец, третья — субъективное ощущение света, цвета,

запаха, прикосновения, звука. Каким образом физиологический процесс в

мозговых центрах трансформируется в эти объективные ощущения, оставалось

неясным. Интересы Лотце в основном касались чисто психологических явлений —

Побуждения, желания, волевого усилия, памяти, — и он очень жестко отделял

их от физиологических и физических проявлений.

Эпоха Зигмунда Фрейда

На фоне ситуации, сложившейся в науке конца XIX в., особняком стояла одна

из наиболее важных и влиятельных фигур в истории психиатрии, а пожалуй, и

вообще в истории западной цивилизации — Зигмунд Фрейд. Невозможно

переоценить вклад Фрейда в науку о природе человека. Еще в начале своей

карьеры он сделал вывод, что для лечения психического заболевания

необходимо понять его природу, а для того, чтобы разобраться в отдельном

феномене, необходимо наблюдать и исследовать его систематически. Это

привело к открытию жизненно важного принципа психоанализа как действенного

метода исследования. В результате Фрейду удалось впервые объяснить

человеческое поведение в психологических понятиях и категориях и

продемонстрировать, что поведение это при определенных обстоятельствах

можно изменить. Он как бы сблизил понятия лечения и исследования. Его

выводы и принципы вызвали к жизни первую всеобъемлющую теорию личности,

основанную на наблюдении, а не на умозрительных предположениях.

Борьба Фрейда за свою теорию и его практика психоанализа окончательно

утвердили как факт то предположение, что психология — изучение личности —

может иметь те же кумулятивные и оперативные характеристики, что и другие

естественные науки. Время, когда Фрейд начал свою научную деятельность,

было эпохой естественных наук. Пожалуй, нигде столь сильно, как в медицине,

не царствовал примат материалистических обоснований. Психология делала

отчаянные попытки спастись от того неуважительно-презрительного отношения,

с которым относились к философии в целом. И сам Фрейд как человек своей

эпохи не смог полностью освободиться от подобного подхода, и заявлял, что

когда-нибудь психологию заменит химия. Однако он решил не дожидаться

торжества этой утопии и, напротив, стал изучать центральные проблемы

личности и ее расстройств и отклонений при помощи адекватной методики, а

именно психологической. Осознание и реконструкция подсознательных

мотиваций, на чем основывается его методика лечения психических

заболеваний, впервые дав возможность влиять на структуру человеческой

личности.

Прежде психопатическое поведение не могло быть с легкостью объяснено с

помощью психологии здравого смысла, ибо поведение неврастеника или

душевнобольного отличается от психологического рисунка, который наш

сознательный опыт воспринимает как норму. Почему, например, человек

реагирует на повышение по службе состоянием депрессии или самоубийством,

объяснять невозможно, исходя из законов психологической каузальности, о

которой нам известно лишь из субъективного опыта. Вот почему со времен

Гиппократа человечество пыталось объяснить столь странное поведение

физическими или химическими причинами. Те же ограниченные представления

остаются в силе и при объяснении поведения психопатических преступников,

мотивация действий которых кажется иррациональной.

Противоречия в таких ошибочных рассуждениях можно заметить лишь в том

случае, если признать наличие «подсознательных» психических процессов.

Условия, благоприятствующие появления психоанализу

Мы уже увидели, что психиатры периода романтизма всего лишь за полвека до

того признали необходимость психологических методов для понимания и лечения

психических болезней. В 1803 г. Рейль предложил признать психотерапию и

патопсихологию неотъемлемой частью медицины. Моро де Тур заявил, что сны

представляют собой те же процессы, что и психотические симптомы, и что их

изучение может дать ключ к пониманию природы психозов. Карус постулировал

Страницы: 1, 2


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ