Рефераты

Становление личности в подростковом и юношеском возрасте

Становление личности в подростковом и юношеском возрасте

Экзаменационная работа по курсу

«ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ».

Становление личности

в подростковом и юношеском возрасте.

Выполнил студент Института специальной педагогики и психологии

Международного Университета семьи и ребенка им. Рауля Валленберга

Лапов Андрей Викторович, группа 82/с.

гор. Санкт - Петербург

1999 год.

СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

В ПОДРОСТКОВОМ

И

ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ.

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (11-15 ЛЕТ)

Подростковый возраст – трудный период психологического взросления и

полового созревания ребёнка. В самосознании происходят значительные

изменения: появляется чувство взрослости – возникает страстное желание быть

или хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права,

подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто

идёт на конфликты с ними. В этот период подростку присуща сильная

потребность в общении со сверстниками. Возникают сменяющие друг друга

увлечения.

…в структуре личности подростка нет ничего устойчивого,

окончательного, неподвижного…

Л.С.Выготский ?

Личная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки:

подростки во всём стремятся походить на сверстников, пытаясь при этом

выделиться в группе; хотят заслужить уважение, но бравируют недостатками;

требуют верности, но часто меняют друзей.

...подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром

Вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то

же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не

способны на такую преданность и самопожертвование…

…с одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь

сообщества, а с другой стороны – они охвачены страстью к

одиночеству. Они колеблются между слепым подчинением

избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой и

всяческой власти. Они эгоистичны и материалистичны, и в то же

время преисполнены возвышенного идеализма. Они аскетичны, но

внезапно погружаются в распущенность самого примитивного

характера. Иногда их поведение по отношению к другим людям

грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их

настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным

пессимизмом. Иногда они трудятся с энтузиазмом, а иногда

медлительны и апатичны…

Анна Фрейд ?

…Становление личности есть процесс социализации человека,

который состоит в освоении им своей родовой, общественной

сущности. Становление личности связано с принятием индивидом

выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных

норм и правил поведения, с формированием умений строить

отношения с другими людьми…

?

Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, особо

выделяются формирующиеся у него чувство взрослости и «Я-концепция».

…У подростка складываются разнообразные образы «Я»,

первоначально изменчивые, подверженные внешним влияниям. К

концу периода они интегрируются в единое целое, образуя на

границе ранней юности «Я-концепцию», которую можно считать

центральным новообразованием всего периода. …

И.Ю.Кулагина ч.

Чувство взрослости – это отношение подростка к себе, как ко взрослому,

ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Чувство взрослости

проявляется в желании, чтобы все – и взрослые, и сверстники – относились к

нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в

отношениях со старшими и идёт на конфликты, отстаивая свою взрослую

позицию.

…Чувство взрослости проявляется в стремлении к

самостоятельности, желания оградить какие-то стороны своей

жизни от вмешательства родителей. Чувство взрослости

становится центральным новообразованием младшего подросткового

возраста, а к концу периода, примерно в 15 лет, ребёнок делает

ещё один ша в своём личностном развитии. После поисков себя,

личной нестабильности у него формируется «Я-концепция» -

система внутренне согласованных представлений о себе, образов

«Я».

И.Ю.Кулагина ч.

…В подростковом возрасте продолжает развиваться

теоретическое рефлексивное мышление. Приобретённые в младшем

школьном возрасте операции становятся формально-логическими

операциями. Подросток, абстрагируясь от конкретного,

наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане. На

основе общих посылок он строит гипотезы и проверяет их, т.е.

рассуждает гипотетико-дедуктивно.

И.Ю.Кулагина ч.

…Особенности теоретического рефлексивного мышления позволяют

подросткам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и

логические противоречия в суждениях. Подросток умеет

оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи. Он

способен на системный поиск решений. Сталкиваясь с новой

задачей, он старается отыскать разные возможные подходы к её

решению, проверяя логическую эффективность каждого из них.

Находит способы применения абстрактных правил для решения

целого класса задач. Развиваются такие операции, как

классификация, аналогия, обобщение.

Р.С. Немов ?

…Без высокого уровня развития интеллекта был бы невозможен

характерный для этого возраста интерес к абстрактным

философским, религиозным, политическим и прочим проблемам.

Подростки рассуждают об идеалах, о будущем, иногда создают

собственные теории, приобретают новый, более глубокий и

обобщённый взгляд на мир. Становление основ мировоззрения,

начинающееся в этот период, тесно связано с интеллектуальным

развитием…

И.Ю.Кулагина ч.

…Благодаря интенсивному интеллектуальному развитию

появляется склонность к самоанализу, становится возможным

самовоспитание…

Р.С. Немов ?

Подростки приобретают взрослую логику мышления. В этот же период

происходит дальнейшая интеллектуализация таких психических функций, как

память и восприятие. Этот процесс зависит от усложняющегося обучения в

средних классах.

…для развития памяти важно то, что усложнение и значительное

увеличение объёма изучаемого материала приводит к

окончательному отказу от дословного заучивания с помощью

повторений. В процессе понимания дети трансформируют текст и,

запоминая его, воспроизводят основной смысл прочитанного.

Активно осваиваются мнемонические приёмы; если же они были

сформированы в начальной школе, теперь автоматизируются,

становятся стилем деятельности…

И.Ю.Кулагина ч.

С общим интеллектуальным развитием связано развитие воображения.

Сближение воображения с теоретическим мышлением побуждает к творчеству:

…подростки начинают писать стихи и пьесы, серьёзно

заниматься разными видами конструирования, изобразительным

искусством и т.д. …

Р.С. Немов ?

Воображение подростка ещё пока менее продуктивно, чем воображение

взрослого человека, но оно богаче фантазии ребёнка. Но далеко не все

подростки стремятся к достижению творческого результата, но

…все они используют возможности своего творческого

воображения, получая удовлетворение от самого процесса

фантазирования. Это похоже на детскую игру…

И.Ю.Кулагина ч.

…игра ребёнка перерастает в фантазию подростка…

Л.С. Выготский ?

Потребности, чувства, переполняющие подростка, выплёскиваются в

воображаемой ситуации. Невозможные в реальной жизни желания легко

исполняются в мире фантазий:

…замкнутый подросток, которому трудно общаться со

сверстниками, становится героем и ему рукоплещет толпа;

невзрачная девочка превращается в первую красавицу на балу и в

неё сразу же влюбляется то ли принц, то ли мальчик из

соседнего класса…

И.Ю.Кулагина ч.

…Вообще фантазирует не счастливый, а неудовлетворённый

человек, поскольку в подростковом возрасте много острых личных

проблем, воображение в это время становится на службу бурной

эмоциональной жизни. В свой мир фантазий подросток никого не

допускает, он может поделиться этой интимной информацией

только с близким другом. …

И.Ю.Кулагина ч.

Но игра воображения не только доставляет удовольствие и приносит

успокоение. Смутные побуждения предстают перед подростком в яркой образной

форме. В своих фантазиях подросток лучше осознаёт собственные влечения и

эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь.

ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

14-16 лет переходной период между подростковым и юношеским возрастом. В

этом возрасте решается вопрос о дальнейшей жизни: продолжить ли обучение в

школе или пойти в училище, а может быть и работать? При этом подросток

должен разобраться в собственных способностях и склонностях, иметь

представление о будущей профессии и о конкретных способах достижения

профессионального мастерства в избранной области деятельности. Это крайне

сложная задача. Ещё более она усложняется в наше время, когда рушатся

выработанные предыдущими поколениями стереотипы, представления о значимости

образования и престижности той или иной профессии.

…далеко не все старшие подростки к концу IX класса могут

выбрать профессию и связанный с ней дальнейший путь обучения.

Многие из них тревожны, эмоционально напряжены и боятся любого

выбора. Поэтому они склонны продолжить обучение в школе. На

это решение влияет и усиливающаяся привязанность к своей

школе, сложившиеся дружеские отношения с одноклассниками,

привычные отношения с учителями. Часть девятиклассников,

неудовлетворённых своей невысокой успеваемостью и положением в

классе, напротив, стремится скорее окончить школу. Но им тоже

не вполне ясно, что их ждёт впереди, и это неопределенное

будущее вызывает у них опасения.

…В это время усиливается значимость собственных ценностей. …

…В связи с развитием самосознания усложняется отношение к

себе…

…возрастает тревожность, связанная с самооценкой. Подростки

чаще воспринимают нейтральные ситуации, как содержащие угрозу

их представлениям о себе и из-за этого переживают страх,

сильное волнение. Повышение уровня такого рода тревожности

вызвано, главным образом, предстоящими впереди экзаменами, и

возможно, началом нового жизненного пути…

И.В.Дубровина ?.

…В переходный период притупляется острота восприятия

сверстников. Большой интерес вызывают взрослые, чей опыт,

знания помогают ориентироваться в вопросах, связанных с

будущей жизнью…

И.Ю.Кулагина ч

Ранняя юность ( 15 – 17 лет )

…Для ранней юности характерна устремлённость в будущее…

…устремлённость в будущее только тогда благотворно влияет на

формирование личности, когда есть удовлетворённость настоящим.

При благоприятных условиях развития юноша стремится в будущее

не потому, что ему плохо в настоящем, а потому, что впереди

будет ещё лучше. …

И.Ю.Кулагина ч

…самооценка в ранней юности выше, чем в подростковом

возрасте. Вообще юность – период стабилизации личности. В это

время складывается устойчивых взглядов на мир и своё место в

нём – мировоззрение. Центральным новообразованием периода

становится самоопределение: профессиональное и личностное.

Старшеклассник решает, кем быть и каким быть в своей будущей

жизни. …

Р.С. Немов ?

Осознание перспективы и построение жизненных планов требуют уверенности в

себе, в своих силах и возможностях.

…В российских школах была выявлена интересная динамика

развития самооценки: после 15 лет самоуважение возрастает, не

только компенсируя «потери» подросткового периода, но и

превосходя уровень самоуважения младших школьников. Типично

юношеские особенности характерны для самооценки

десятиклассников – она относительно устойчива, высока,

адекватна и сравнительно бесконфликтна. Подростки именно в это

время отличаются оптимистичным взглядом на себя, свои

возможности и не слишком тревожны. Всё это безусловно связано

с формированием «Я-концепции» и необходимостью

самоопределения. …

…В выпускном классе ситуация становится более напряжённой…

…Часть старшеклассников сохраняет «оптимистическую»

самооценку. Она не слишком высока, в ней гармонично

соотносятся желания притязания и оценка собственных

возможностей. У других самооценка высока и глобальна –

охватывает все стороны жизни; смешивается желаемое и реально

достижимое. Ещё одна группа детей отличается неуверенностью в

себе, переживанием того разрыва между притязаниями и

возможностями, который ими ясно осознаётся. Их самооценка

низка, конфликтна. Повышается тревожность.

И.Ю.Кулагина ч

Несмотря на различия в уровнях самооценки и тревожности и разнообразие

вариантов личностного развития, происходит общая стабилизация личности в

этот период.

…Старшеклассники в большей степени принимают себя, чем

подростки, их самоуважение в целом выше. …

…Интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль

за своим поведением, проявлением эмоций. Настроение в ранней

юности становится более устойчивым и осознанным. Дети в 16-17

лет, независимо от темперамента, выглядят более сдержанными,

уравновешенными, чем в 11-15 лет.

И.Ю.Кулагина ч

В это же время начинает развиваться и нравственная устойчивость личности.

В своём поведении юноша всё больше ориентируется на собственные взгляды,

убеждения, которые формируются на основе приобретённых знаний и своего

жизненного опыта.

…знания об окружающем мире и нормах морали объединяются в

его сознании в единую картину. Благодаря этому нравственная

саморегуляция становится более полной и осмысленной. …

И.Ю.Кулагина ч

Самоопределение, стабилизация личности в ранней юности связаны с

выработкой мировоззрения.

…в подростковом возрасте ребёнок открывает для себя свой

внутренний мир. В это же время он достигает уровня формально-

логического мышления. Интеллектуальное развитие,

сопровождающееся накоплением и систематизацией знаний о мире,

и интерес к личности, рефлексия, оказываются той основой, на

которой в ранней юности строятся мировоззренческие взгляды.

Картина мира при этом может быть материалистической или

идеалистической, или создаваться на базе религиозных

представлений и т.д. Сам процесс познания окружающего мира

имеет свою специфику в разные возрастные периоды. Подросток

идёт к познанию действительности во многом «от себя», через

свои переживания. …

…Юноша, наоборот, познавая окружающее, возвращается к себе и

задаётся мировоззренческими вопросами: «Какой Я?», «А что я

значу в этом мире?», «Какое место я занимаю в нём?», «Каковы

мои возможности?». Он ищет чётких, определенных ответов и в

своих взглядах категоричен, недостаточно гибок. Недаром

говорят о юношеском максимализме. …

…Однако мировоззренческие проблемы не решаются один раз в

жизни, раз и навсегда. Последующие кризисы, осложнения,

повороты жизни приведут к пересмотру юношеских позиций…

И.Ю.Кулагина ч

Ещё один момент, связанный с самоопределением, изменение учебной

мотивации:

…юноши, ведущую деятельность которых обычно называют учебно-

профессиональной, начинают рассматривать учёбу, как

необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной

деятельности. Их интересуют, главным образом, те предметы,

которые им будут нужны в дальнейшем, их снова начинает

волновать успеваемость. Отсюда и недостаточное внимание к

«ненужным» учебным дисциплинам, часто гуманитарным, и отказ от

того подчёркнуто пренебрежительного отношения к отметкам,

которое было принято среди подростков. Именно в старшем

школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению…

А.В.Петровский ?

…Старшеклассник прощается с детством, со старой, привычной

жизнью. Оказавшись на пороге истинной взрослости, он весь

устремлён в будущее, которое притягивает и тревожит его. Без

достаточной уверенности в себе, принятия себя он не сможет

сделать нужный шаг, определить свой дальнейший путь…

И.Ю.Кулагина ч

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ

РАБОТЫ:

1. Выготский Л.С. «Педология подростка» Москва, 1984 г.

2.Дубровина И.В. «Формирование личности в переходный период от

подросткового к юношескому возрасту» Москва, 1987 г

3.КУЛАГИНА И.Ю. «Возрастная психология» Москва, 1998 г.

4.НЕМОВ Р.С. «Психология развития» Москва, 1998 г.

5.ПЕТРОВСКИЙ А.В. «Проблема развития личности с позиций социальной

психологии» Москва, 1984 г.

6. ФРЕЙД Анна. «психологиЯ «Я» и ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ» Москва, 1993 г.

7.«ПСИХОЛОГИЯ личности» ( под редакцией В.М. Николаенко) Новосибирск, 1998

г.


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ