Рефераты

Стресс

происходит постепенно.

Для изучения тревоги вызывается набиралась группа испытуемых-

добровольцев, у которых вызвали стресс экспериментально, основываясь на

эффекте плацебо. Тревожная реакция имела место у подавляющего большинства

используемых, что наглядно демонстрирует эффективность психической

адаптации у испытуемых при низком ( I ) и высоком ( II ) уровне тревоги в

зрелом (а) и юношеском (б) возрасте.

| |Эффективная |Неустойчивая |Стойкие |

| |адаптация |адаптация |нарушения |

| | | |адаптации |

| |Адаптивность при низком уровне тревоги (I) |

|Испытуемые |54% |36% |10% |

|зрелого возраста| | | |

|Испытуемые | | | |

|юношеского |73% |24% |3% |

|возраста | | | |

| |Адаптивность при высоком уровне тревоги (II) |

|Испытуемые |4% |44% |52% |

|Зрелого возраста| | | |

|Испытуемые | | | |

|юношеского |19% |38% |41% |

|возраста | | | |

Таким образом, мы видим, что молодёжь более адаптивна и менее

подвержена воздействию внешней тревоги, чем люди старшего поколения. Из

этого следует сделать вывод о том, что чем гибче выстроена нервно-

психическая система человека, чем он моложе и имеет сознание, свободное от

предрассудков, тем легче происходит процесс адаптации и менее болезненно

переносятся стрессовые ситуации.

Кстати, уже упоминавшийся Селье выдвинул весьма интересную гипотезу о

том, что старение — итог всех стрессов, которым подвергался организм в

течении своей жизни. Оно соответствует “фазе истощения” общего

адаптационного синдрома, который в некотором смысле представляет собой

ускоренную версию нормального старения. Любой стресс, особенно вызванный

бесплодными усилиями, оставляет после себя необратимые химические

изменения; их накопление обуславливает признаки старения в тканях. Особенно

тяжёлые последствия вызывает поражение мозговых и нервных клеток. Но

успешная деятельность, какой бы она не была, оставляет меньше последствий

старения, следовательно, говорит Селье, вы можете долго и счастливо жить,

если выберете подходящую для себя работу и удачно справляетесь с ней.

Усиление тревоги приводит к повышению интенсивности действия двух

взаимосвязанных адаптационных механизмов, которые приведены ниже:

1) аллопсихический механизм — действует, когда происходит модификация

поведенческой активности. Способ действия : изменение ситуации или уход из

нее.

2) интрапсихический механизм — обеспечивает редукцию тревоги благодаря

переориентации личности.

Существует несколько типов защит, которые используются интрапсихическим

механизмом психической адаптации:

1) препятствие осознаванию факторов, вызывающих тревогу;

2) фиксация тревоги на определенных стимулах;

3) снижение уровня побуждения, т.е. обесценивание исходных

потребностей;

4) концептуализация.

Тревога, несмотря на обилие различных смысловых формулировок,

представляет собой единое явление и служит облигаторным механизмом

эмоционального стресса. Возникая при любом нарушении сбалансированности в

системе “человек-среда”, она активизирует адаптационные механизмы, и вместе

с тем при значительной интенсивности лежит в основе развития адаптационных

нарушений. Повышение уровня тревоги обуславливает включение или усиление

действия механизмов интрапсихической адаптации. Эти механизмы могут

способствовать эффективной психической адаптации, обеспечивая редукцию

тревоги, а в случае их неадекватности находят свое отражение в типе

адаптационных нарушений, которым соответствует характер формирующихся при

этом пограничных психопатологических явлений.

Организация эмоционального стресса предполагает затруднение реализации

мотивизации, блокаду мотивированного поведения, т.е. фруструацию.

Совокупность фруструации, тревоги, а также их взаимосвязь с аллопсихической

и интрапсихической адаптациями и составляет основное тело стресса.

Эффективность психической адаптации впрямую зависит от организации

микросоциального взаимодействия. При конфликтных ситуациях в семейной или

производственной сфере, затруднениях в построении неформального общения

нарушения механической адаптации отмечались значительно чаще, чем при

эффективном социальном взаимодействии. Также с адаптацией напрямую связан

анализ факторов определенной среды или окружения, Оценка личностных качеств

окружающих как фактора привлекающего в подавляющем большинстве случаев

сочеталась с эффективной психической адаптацией, а оценка таких же качеств

как фактора отталкивающего — с её нарушениями.

Но не только анализ факторов окружающей среды определяет уровень

адаптации и эмоциональной напряжённости. Необходимо также принимать во

внимание индивидуальные качества, состояние непосредственного окружения и

особенности группы, в котором осуществляется микросоциальное

взаимодействие.

Эффективная психическая адаптация представляет собой одну из

предпосылок к успешной профессиональной деятельности.

В профессиональной управленческой деятельности стрессовые ситуации

могут создаваться динамичностью событий, необходимостью быстрого принятия

решения, рассогласованием между индивидуальными особенностями, ритмом и

характером деятельности. Факторами, способствующими возникновению

эмоционального стресса в этих ситуациях, могут быть недостаточность

информации, её противоречивость, чрезмерное разнообразие или монотонность,

оценка работы как превышающей возможности индивидуума по объему или степени

сложности, противоречивые или неопределенные требования, критические

обстоятельства или риск при принятии решения.

Важными факторами, улучшающими психическую адаптацию в профессиональных

группах, являются социальная сплоченность, способность строить

межличностные отношения, возможность открытой коммуникации.

3. Познавательные процессы при стрессе.

Когнитивный субсиндром стресса.

Изменение психологических функций при стрессе у человека играет

важную роль в динамике проявлений “общего адаптационного синдрома”.

Психологические проявления особенно выражены и значимы в структуре

«эмоционального стресса».

4.1. Эмоциональность мышления при стрессе.

Одно из первых проявлений влияния эмоций, обусловленных стрессом, на

мышление - это возникновение экстатичной, либо дискомфортной окраски

мысленных образов, представлений, намерений и т.д. Следует сказать, что и

дальнейшее увеличение глубокие стрессовые изменения мышления, как правило,

взаимосвязаны с эмоциями, сопряженными со стрессом.

Можно считать целесообразным подразделение изменений мышления при

стрессе на 3 типа:

1. активизация мышления субъекта с адекватным отражением

действительности в сознании субъекта;

2. гиперактивизация мышления;

3. “уход” от решения стрессогенных проблем. (рис.2)

Активизация мышления при стрессе.

Первый тип изменения мышления в большинстве случаев может проявляться

в виде активизации дискурсивно-логического мышления. Может усиливаться либо

интегративное осмысление всей информации, которой располагает субъект

(информации) о текущем моменте, извлекаемой из фондов памяти и как

продукта ассоциаций и представлений и т.д.), либо дезинтегративное

(дифференцирующее) осмысление такой информации. В 1-ом случае происходит

своего рода композиционная концептуализация стрессогенной ситуации. Это

приводит к возникновению в сознании сравнительно упрощенного

схематизированного представления о ситуации с выделением главных, по мнению

субъекта, аспектов и с отсеиванием субъективно-малозначительных.

Во 2-м случае у человека при стрессе расширяется сфера осмысленной

информации, поступающей к индивиду в текущий момент, извлекаемой из памяти.

Очевидно, что оба вида стрессовой активизации мышления имеют адаптационно-

защитное значение и направлены на обладание стрессогенной ситуацией.

Можно различать активизацию мыслительных процессов при стрессе по

направленности интересов личности: либо “вовне”, либо в “себя”.

Активизация 1-го вида - повышение интенсивности анализа стрессогенной

обстановки в поисках выхода из экстремальной ситуации для всех членов гр.

(социально-положительная), только для себя, в ущерб другим, поиски способа

мести (социально отрицательная). Активизацию мышления 2-го вида также

можно подразделять на положительную: углубить “в себя”, которая

сопровождает интенсификацию решения актуальных задач, творческую

активность, обострение интуиции и т.д.: отрицанию: с “уходом” от решения

стрессогенных проблем.

Развитие стрессовых трансформаций мышления может привести либо к

“уходу” от решения стрессогенных проблем, либо к возникновению инсайтных

форм мышления.

В последнем случае переход от дискурсивно-логического к инсайтному

мышлению часто опосредуется стадией мыслительной растерянности,

эмоциональной подавленности и т.п., что можно рассматривать как стадию

“псевдоухода” от решения стрессогенной проблемы. Такая стадия, как

правило, необходима для возникновения мыслительного “озарения”, инсайтного

решения задачи, казавшейся неразрешимой.

Гиперактивизация мышления.

Ею могут быть обусловлены навязчивые мысли и образы, возникающие при

стрессе, бесплодное фантазирование в экстремальной ситуации и т.д. Со

стрессовой гиперактивностью мышления связывают “гипернастороженность”,

проявляющуюся в виде бессоницы, боязливости и т.п. Ментальная стрессовая

гиперактивность часто сопряжена с возрастанием в экстремальной ситуации

гиперэмоциональности, гиперподвижности. При стрессе могут возникнуть

неблагоприятные социально-психологические концепты: обидчивость,

вспыльчивость, недоверчивость или, напротив, избыточная доверчивость:

застойность неадекватных представителей субъекта об отрицательном к нему

отношении окружающих людей и необходимости защитных и агрессивных действий

и т.п. После прекращения действия экстремальных факторов люди вспоминали

эти негативные мыслительные акции, оценивая их как неадекватные имевшейся

ситуации и неуместные.

“Уход” от решения стрессогенных проблем.

Во-первых, это “замещение” их решения решениями “побочных проблем, не

имеющих отношения к стрессогенной проблеме; во-вторых, разные формы

уменьшения активности мышления.

“Замещающее” действие, может, во-первых, уменьшать так или иначе

сформированную психологическую установку индивида к совершению

неблагоприятного действия, во-вторых, побуждать индивида к позитивным

действиям. Не разрешая критической проблемы, порождающей стресс, т.е. не

уменьшая внешнего стресс-фактора, “замещающее” действия и мыслительная

активность, связанная с ними, уменьшают в той или иной мере

предрасположенность субъекта к стрессу, т.е. снижает эффект внутреннего

стресс-фактора.

“Уход” от решения стрессогенных проблем, от борьбы со стрессором может

происходить путем уменьшения мыслительной активности. В чрезвычайных для

субъекта ситуациях оно может происходить за счет некоторых физиологических

механизмов. Ч-ие стрессоры может вызвать нарколепсии, обморочные состояния,

важную роль в возникновении иных играют физиологические процессы.

Уменьшение умственной активности при стрессе может происходить в форме,

которая воспринимается интерактивно как “застопоренность” мыслей, “толчение

мыслей на месте”, невозможность сдвинуться вперед на пути обдумывания

проблемы и т.п.

При длительных экстремальных воздействиях могут возникнуть

неблагоприятные проявления мыслительной активности, направленной “в себя”,

в виде снижения субъективной значимости контактов с реальным пространством

и наст-м времени, со снижением производства полезной продукции. При этом

возможны симптомы обеднения, распада личности. Человек начинает думать о

прошлом больше, чем о настоящем, или он мечтает о будущем, не делая ничего

в настоящем для достижения предмета мечтаний.

4.2. Положительные и отрицательные эмоции.

Нет человека, который не знал бы, что такое радость и грусть, любовь

и ненависть, надежда и разочарование, гнев и веселье, другими словами, не

испытал бы того, что мы называем эмоциями. Все вокруг: природа,

произведения искусства и литературы, научные открытия, общение с другими

людьми, работа, отдых - вызывает различные переживания. Без этих

переживаний по сути нет и жизни.

Каково же значение эмоций? Почему они, возникнув на каком-то этапе

эволюционного развития, так прочно сохраняются?

Потому что без них человеку практически невозможно было бы

существовать. Эмоции - очень важный компонент целенаправленной

деятельности. Согласно теории разработанной акад. П.Н.Анохиным, посредством

эмоций оцениваются биологические потребности, необходимые для их

удовлетворения. Эмоциональная оценка в каждом случае сугубо специфична.

Трудно себе представить, чтобы кто-то мог спутать чувство голода с таким

чувством, как страх или жажда. Именно эмоциональные ощущения позволяют

человеку быстро “квалифицировать” появившуюся потребность и сразу же

выстроить схему соответствующей целенаправленной деятельности.

Потребности, как правило, субъективно неприятны. В качестве примеров

можно привести ощущение голода, жажды, холода. Природой все продумано.

Биологический смысл заключается в том, что если бы все живые существа

только лишь наслаждались удовлетворением своих желаний, то они, наверняка,

просто вымерли бы. Эмоция потребности стимулирует все живое.

Значительное сходство можно обнаружить, если рассмотреть не

биологические, а социальные акты человека. Мы прекрасно знаем, что успех,

достигнутый при выполнении любой работы, субъективно приятен, доставляет

радость, и наоборот.

В том и другом случае эмоции являются мощными стимулами человеческой

деятельности. В процессе неоднократного удовлетворения различных

потребностей у человека при достижении своих целей постепенно

вырабатывается способность руководствоваться не только неизбежностью

отрицательных эмоций, но и представлениями о положительной эмоции.

Возникает то эмоциональное ощущение предвидения удовлетворения потребности,

которое в обыденной жизни мы называем “аппетитом” в биологическом понимании

этого слова. Если же употреблять его в социальном значении, то можно

говорить об аппетите к знаниям, к достижениям в спорте и т.д.

Эмоции служат также средством быстрой оценки действия повреждающих

факторов на организм. Если у человека, например, произошел перелом руки или

ключицы, то он никогда не будет специально раздумывать, как ему лучше лечь,

как положить больную руку, на что опереться, чтобы не “отдавало” в ключицу

и т.д. Чувство боли уже само по себе заставляет принять такое положение

тела, которое уменьшит боль и ускорит процесс заживления.

Эмоции как субъективные ощущения играют, таким образом,

приспособительную роль. Ведь нам очень необходимы знания о том, что хорошо

и что плохо, а также важно правильное поведение, соответствующее конкретной

обстановке. О наличии у эмоций этой приспособительной функции пишет

известный нейрофизиолог П.В.Симонов: “Часто человек вынужден действовать в

условиях, когда он не имеет исчерпывающих сведений о том, как следует вести

себя в неожиданных ситуациях. В процессе эволюции и выработался специальный

аппарат эмоций, который в определенных пределах компенсирует и дополняет

недостаток знаний. Например, при страхе от сигнала опасности возникает

оборонительная защитная реакция на любое изменение в окружающей среде, хотя

в 95% случаев оно никакой угрозы для организма не представляет. Реагируя

предупредительно на любую хрустящую ветку или мелькнувшую тень, организм

повышает вероятность того, что он не пропустит тот единственный из ста

сигнал, за невнимание к которому он может поплатиться жизнью.

Итак, мы установили, что эмоции находятся на страже удовлетворения

основных потребностей организма. Если потребность по каким-либо причинам не

удовлетворяется, происходит нарастание эмоционального напряжения, которое

очень часто способствует развитию невроза.

5. Общение при стрессе.

Социально-психологический субсиндром стресса.

Острый стресс, возникший по причинам, не зависящим от общения, или

даже когда сам акт общения оказывается стресогенным, существенно меняет

характер последнего. При этом может проявляться многообразие форм

человеческого общения. Отличительной чертой общения при остром стрессе

является эмоциональность, которая может резко усиливать или, напротив,

подавлять активность взаимодействия людей, делать его приятным, желанным

или мучительным, невыносимым. Стресс может пробуждать в людях гуманное

отношение друг к другу или, напротив, бесчеловечность.

Выделяют 3 основные стадии развития общения при групповой изоляции:

ознакомления, дискуссий и ролевых ориентаций.

1-ая стадия отчетлива, непродолжительна (несколько суток), характеризуется

активизацией внимания членов группы друг к другу, повышенной корректностью

общения. Продолжительность стадий дискуссии от нескольких дней до 2-3-х

недель, иногда до года. Члены изолированной группы, активно общаясь,

беседуют на разные темы, выясняют взаимные взгляды на разные вопросы. При

этом они активно и, как правило, доброжелательно ищут общения. В ходе

дискуссий зарождается коалиционирование, определяется распределение

неформальных функциональных обязанностей и ролевых ориентаций.

На стадии ролевых ориентаций возникают довольно устойчивые подгруппы,

состояние из 2-3-х (реже 4-х) человек в каждой, со своими центрами

притяжения. При длительном пребывании в условиях социальной изоляции

первоначально конструкция группы чаще всего пересматриваются, некоторые

коалиции распадаются, возникают новые. В этих условиях легко возникают

конфликты, вызванные неэффективностью взаимодействия, различиями оценки

собственного вклада в общую деятельность и вклада других. При возникновении

межличностных напряжений в тех случаях, когда конфликт открыто не

реализовался, повышается стремление к уединению, желание спрятать глаза за

книгой, и не встречаться взглядом. Третья стадия в динамике развития

общения, отмеченная М.А.Новиковым при гр. изоляции - эта стадия ролевых

ориентаций. Она сопровождается либо “кооперативным”, либо “конкурентным”

взаимодействием.

Данная схема стадийности общения, при длительной стресогенной

изоляции предложенная М.А.Новиковым, отражает специфику условий, в которых

проходили его исследования.

На основании обобщения собственных исследований общения при групповой

изоляции в условиях многосуточного вращения во время экспедиций в

труднодоступных населенных местностях Китаева – Смык Л.А., в ходе опроса и

обследования участков многомесячных рейсов на рыбопромысловой базе

“Восток”, а также на основании анализа литературных данных им была

предложена следующая схема дифференциации стадий развития общения при

стрессе (рис. 3). Первой стадией стресогенного изменения общения может

считать ориентировочно “мирание” индивида (индивидов). Эта стадия общения

при стрессе может длиться от нескольких секунд, минут до нескольких часов.

Она возникает и в незнакомых экстремальных условиях, и в том случае, когда

человек бывал в таких условиях раньше, и когда стрессогенный фактор

подействовал на человека в присутствии незнакомых ему людей и когда

вокруг хорошо знакомые люди. Для этой стадии характерно снижение

активности общения. Вербальное общение может полностью прекратиться.

Состояния тревожности, настороженности, любопытства, смущения, гнева и

т.д., определяющие окраску общения в этой стадии, могут периодически

возвращаться (ремиссировать) на протяжении нескольких 1-ых дней и даже

недель в ходе общения при развивающемся стрессе.

Первое, что определяется человеком, часто не вполне осознанно - это

не стало ли опасным его социальное окружение и не требуется ли с его

стороны мгновенных защитных действий. Второе - получение информации о

перспективах развития общения в сложившихся стрессогенных условиях.

Вторая стадия развития общения при стрессе характеризуется

увеличением интенсивности тех или иных проявлений общения или даже

возникновением форм активного общения, несвойственных для данного человека

вне экстремальных условий, т.е. при отсутствии у него симптомов стресса.

Эта стадия развития общения может быть названа стадией личностной

“экспансии”, подготавливающей установление своего ролевого статуса.

Интенсификация общения, характерная для этой стадии, направлена на

оптимизацию исходной социальной позиции для получения или захвата

желаемой престижной социальной роли. Как правило осознавая меркантильность

при этом отсутствует. Направленность этой своеобразной экспансии, ее цель,

а также частое в этой стадии “самовозрастание” интенсивности общения почти

совершенно не осознается общающимися субъектами.

При общении в данной стадии - личностной “экспансии”, направленной на

установление ролевого статуса - иногда возникает чрезмерно аффективное

поведение: ажитирование, либо напротив скованное с неловкостью движений и

словесных выражений. В последующих стадиях общения уменьшения возможность

для такого интенсивного информационного обмена, потому что со временем

уменьшается установка на терпимость к партнеру, солидарность с ним.

Если условия совместной изоляции сопряжены с действием дополнительных

стресогенных факторов, вызвавших болезненное состояние, сопровождающееся

телесным недомоганием или плохим настроением, в таких условиях часто

возрастает тесное общение, связанное с заботой о партнере, с уходом за ним

(третья стадия). При этом значительно разрушается, размывается зональное

дифференцирование межличностной территориии людей. Мотивация, проистекающая

из чувства собственной необходимости вскрывает дополнительные (новые)

адаптационные резервы организма и личности у того, кто помогает. У того,

кому помогают, дополнительные внутренние резервы мобилизуются благодаря

чувству собственной нужности дружески настроенному партнеру. Возникающая в

такой ситуации вынужденной помощи “внутриорганизменная” информация у

каждого из общающихся об их обоюдной “социальной ценности” оказывает

мощный антидистрессовый эффект.

По окончании стадии личностной “экспансии” (а если была стадия

“вынужденной помощи” партнеру, то после ее окончания) ролевые функции

общающихся относительно стабилизируются. Это 4-ая стадия развития при

стрессе. Стабилизация ролевого статуса может происходить и эмоционально-

монотонно, и сопровождаться аффектами актами общения как с положительной,

так и отрицательной эмоциональной окраской.

Чем экстремальнее условия существования, тем труднее людям,,

склоненным оставаться “непримкнувшими”, сохранность нейтралитет перед лицом

конфликтных неформальных групп.

При стрессовой активизации общения в разных условиях может

преобладать компоненты либо межличностного взаимодействия, консолидирующие

группу (социально-позитивные), либо дезорганизующие ее (социально-

печатные).

Из числа 1-ых можно выделить 3 компонента общения:

1 - усиление тенденций поддержать лидирующий концепт и его носителя; Это

усиление склонности выделять лидера и следовать за ним; благосклонное

отношение к предложениям общения со стороны окружающих.

2 - усиление у субъекта склонности к принятию на себя роли носителя или

генератора лидирующего концепта, лидера группы, количества, лидера в

общении.

Такие тенденции к лидированию при стрессе может быть адекватным

возможностям субъекта к требованиям ситуации и неадекватными им. Во 2-м

случае неуместные, неверные, не поддерживаемые окружающими людьми попытки

руководить ими, организовывать их в коллектив может оказывать

противоположный эффект, т.е. способность дезорганизации группы.

3 - производный 2-х первых в случае их продуктивной реализации.

Это чувство общности с коллективом, “чувство локтя”, взаимной симпатии. Оно

способствует установлению сплоченности членов группы, их солидарности, а

при наличии общей воодушевляющей цели - проявлением коллективного

энтузиазма.

Теперь рассмотрим общую структуру такой стрессовой социально-

психологической активности, для которой характерно преобладание компонентов

общения, направленных на дезорганизацию группы. В ней также можно

подразделять 3 компонента.

1. - возникновение у людей склонности к конфронтации с лидирующим

концептом, с его носителями.

2. - возникновение неприязни к ч-м нагрузкам, связанным с ответственностью

за других людей или перед другими людьми. Это ведет к уклонению от

ответственности за общее дело, за любое дело, не рассматриваемое как

личное.

3. - возникновение в экстремальных условиях у ряда индивидов отчуждения от

интересов группы, возникающие представления о снижении значимости общих

целей, возрастание склонности замыкаться в кругу личных интересов и дел.

Можно полагать, что указанные выше формы активизации общения в своей

основе имеют адаптивное значение. Позитивные направлены на консолидацию

группы коллектива, противостоящего экстремальной ситуации. Социально-

негативные направлены, условно говоря, на разрушение экстремальной среды,

опосредованное “ломкой” социума (группы).

Помимо описанных выше форм стрессовой активизации общения, при иных

высших и внутренних факторах, обуславливающих поведение в экстремальных

ситуациях, возможно стрессовое увеличение активности общения, возникающее

за счет значительного ухудшения функционального состояния и самочувствия

членов группы, количества. В результате симптоматики дистресса (апатия,

адинамия, чувство дискомфорта и т.д.) мотивация и способность к общению.

Склонность к общению может снижаться при стрессе и при сравнительно

удовлетворительном физическом состоянии и самочувствии членов группы. Это

бывает при “интериоризации” мыслительной активности индивида при его

самоуглубленности, различные формы которой характерны для хронического

стресса. Интенсивность общения снижается при стрессовой самоотчужденности

субъекта, когда для него, казалось бы, снижается значимость собственной

персоны и отношения к себе окружающих людей.

II. Практическая часть

Проделанная мною работа заключается в выяснении воздействия стресса

на человека. Данная практическая работа была проведена среди работников

станции скорой неотложной медицинской помощи и для этого были взяты люди

различного возраста ( 21-52 года) и категорий (врачи и фельдшера).

Для осуществления практической работы мною использовано две

методики:

- шкала стрессов (по Холмсу и Рах).

- опросник PEN (Ганс и Сибилла Айзенк), а так же наблюдения.

1. Шкала стрессов (по Холмсу и Рах)

Настоящая методика показывает каков риск возникновения различных

заболеваний связанных со стрессом. У 30% обследуемых вероятность

заболевания высока, у 15%--низкая. Если учесть, что у исследуемых имеет

место ряд заболеваний, таких как Гипертоническая болезнь, Язвенная болезнь

желудка и 12-ти перстной кишки, Холецистит, Панкреатит и другие, то нельзя

исключить вероятность того, что данное заболевание стрессового характера.

Западные исследователи Холмс и Рах попытались рассчитать

численную величину стресса и составили для этого сравнительную таблицу.

|Жизненные события |Оценка в баллах |

| | |

|Раздельная жизнь с супругом |65 |

|Тюремное заключение |63 |

|Смерть близкого родственника |63 |

|Собственная болезнь или травма |53 |

|Свадьба |50 |

|Увольнение с работы |47 |

|Конфликт с супругом |45 |

|Уход на пенсию |45 |

|Изменение состояния здоровья члена |44 |

|семьи | |

|Беременность |40 |

|Сексуальные затруднения |39 |

|Прибавление в семействе |39 |

|Переход на другую работу |39 |

|Изменение финансового положения семьи |38 |

|Смерть близкого друга |37 |

|Изменение специфики работы |36 |

|Рост ссор с супругом |35 |

|Долг выше 10 тысяч |31 |

|Приближение срока отдачи долга |30 |

|Повышение ответственности на работе |29 |

|Уход из дому сына или дочери |29 |

|Осложнение отношений с родственниками |29 |

|мужа | |

|Выдающиеся личные достижения |28 |

|Начало или окончание работы супруга |26 |

|Начало или окончание школы |26 |

|Изменения в условиях жизни |25 |

|Изменения привычек |24 |

|Проблема с начальством |23 |

|Изменения расписания |20 |

|Переезд, перемена места |20 |

|Смена школы |20 |

|Смена развлечений |19 |

|Изменения в религиозной активности |19 |

|Изменения в социальной активности |18 |

|Долг ниже 10 тысяч |17 |

|Изменения часов сна |16 |

|Изменения числа постоянных гостей |15 |

|Изменения в пищевом рационе |15 |

|Отпуск |13 |

|Рождество |12 |

|Незначительное нарушение сна |11 |

2. Опросник PEN (Ганс и Сибилла Айзенк)

Тест измеряет такие психические свойства, как нейротизм,

экстраверсия, (интроверсия), психотизм, эмоционально-волевая стабильность.

Таким образом настоящая методика указывает какое воздействие

оказывает стрессовая ситуация, т.е. поведение человека в конкретном случае.

Результаты обследования показали, что 50% исследуемых более адаптированы к

определенной стрессовой ситуации. Эти 50% составляют в основном люди

молодого возраста и единично старше 45 лет. Следовательно, молодежь более

адаптирована к стрессовой ситуации, чем люди пожилого и среднего возраста.

ВОПРОСЫ:

1. У Вас много различных хобби?

2. Вы обдумываете предварительно то, что собираетесь делать?

3. У вас часто бывают спады и подъёмы настроения?

4. Вы претендовали когда-нибудь на похвалу за то, что в действительности

сделал другой человек?

5. Вы разговорчивый человек?

6. Вас беспокоило бы то, что вы залезли в долги?

7. Вам приходилось чувствовать себя несчастным человеком без особых на то

причин?

8. Вам случалось когда-нибудь пожадничать, желая получить больше того, что

вам полагалось?

9. Вы тщательно запираете дверь на ночь?

10. Вы считаете себя жизнерадостным человеком?

11. Увидев, как страдает ребёнок, животное, вы бы сильно расстроились?

12. Вы часто переживаете из-за того, что сделали и сказали что-то, чего не

следовало бы делать и говорить?

13. Вы всегда исполняете свои обещания, даже если лично вам это очень

неудобно?

14. Вы получили бы удовольствие, прыгая с парашютом?

15. Способны ли вы дать волю чувствам и вовсю повеселиться в шумной

компании?

16. Вы раздражительны?

17. Вы когда-нибудь обвиняли кого-нибудь в том, в чём на самом деле

виноваты сами?

18. Вам нравиться знакомиться с новыми людьми?

19. Вы верите в пользу страхования?

20. Легко ли вас обидеть?

21. Все ли ваши привычки хороши и нравятся вам?

22. Вы стараетесь быть в тени, находясь в обществе?

23. Стали бы вы принимать средства, которые могут привести в необычное или

опасное состояние (алкоголь, наркотики)?

24. Вы часто испытываете такое состояние, когда всё надоело?

25. Вам случалось брать вещь, принадлежащую другому лицу, будь это даже

такая мелочь, как булавка или пуговица?

26. Вам нравится часто ходить кому-нибудь в гости и бывать в обществе?

27. Вам доставляет удовольствие обижать тех, кого вы любите?

28. Вас часто беспокоит чувство вины?

29. Вам приходилось говорить о том, в чем вы плохо разбираетесь?

30. Вы обычно предпочитаете книги встрече с людьми?

31. У вас есть явные враги?

32. Вы назвали бы себя нервным человеком?

33. Вы всегда извиняетесь, когда нагрубите другому?

34. У вас много друзей?

35. Вам нравится устраивать розыгрыши и шутки, которые иногда могут

действительно причинить людям боль?

36. Вы беспокойный человек?

37. В детстве вы всегда безропотно и немедленно выполняли то, что вам

приказывали?

38. Вы считаете себя беззаботным человеком?

39. Много ли для вас значат хорошие манеры и чистоплотность?

40. Волнуетесь ли вы по поводу каких-либо ужасных событий, которые могли бы

случиться, но не случились?

41. Вам случалось сломать или потерять чужую вещь?

42. Вы обычно первым проявляете инициативу при знакомстве?

43. Можете ли вы легко понять состояние человека, если он делится с вами

заботами?

44. Ваши нервы часто бывают натянуты до предела?

45. Бросите ли вы ненужную бумажку на пол, если под рукой нет корзины?

46. Вы больше молчите, находясь в обществе других людей?

47. Считаете ли вы, что брак старомоден и его следует отменить?

48. Вы иногда чувствуете жалость к себе?

49. Вы иногда много хвастаетесь?

50. Вы легко можете внести оживление в довольно скучную компанию?

51. Раздражают ли вас осторожные водители?

52. Вы беспокоитесь о своем здоровье?

53. Вы говорили когда-нибудь плохо о другом человеке?

54. Вы любите пересказывать шутки и анекдоты своим друзьям?

55. Для вас большинство пищевых продуктов одинаково на вкус?

56. Бывает ли у вас дурное настроение?

57. Вы дерзили когда-нибудь своим родителям в детстве?

58. Вам нравиться общаться с детьми?

59. Вы переживаете, если узнаете, что допустили ошибки в своей работе?

60. Вы страдаете от бессонницы?

61. Вы всегда моете руки перед едой?

62. Вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман?

63. Вы предпочитаете приходить на встречу немного раньше назначенного

срока?

64. Вы чувствуете себя апатичным, усталым, без какой-либо причины?

65. Вам нравится работа, требующая быстрых действий?

66. Вы любите весёлые компании?

67. Ваша мать – хороший человек (была хорошим человеком)?

68. Часто ли вам кажется, что жизнь ужасно скучна?

69.

Заключение.

Данная курсовая освещает «стрессовую теорию», автором которой

является Ганс Селье, и механизмы процесса адаптации.

Из того, что было сказано ранее становится очевидным, что без

исследований психической адаптации будет неполным рассмотрение любой

проблемы психического несоответствия, а анализ описанных аспектов

адаптационного процесса представляется неотъемлемой частью психологии

человека.

Определенную готовность к возникновению состояния дезадаптации

создают различные факторы, ослабляющие нервную систему: всевозможные

вредности (включая злоупотребление алкоголем и курением), острые

психические воздействия, физическое и умственное переутомление. Особую же

роль играют длительно текущие заболевания.

Говоря об этом, следует иметь ввиду очень существенный

момент—отношение человека к своему физическому недугу. О том, что одна и та

же болезнь субъективно воспринимается по разному, известно давно.

То как человек реагирует на свою болезнь, как он переносит свои

физические страдания, зависит от многих факторов, особенно от нервно-

психических. Ведь любое соматическое заболевание, внося дезорганизацию,

нарушая функциональную деятельность, невольно как бы обнажает разные

стороны личности. Сама мысль «я болен» значительно влияет на самооценку,

характер поведения, психологические и социальные установки, его отношения с

окружающими. Происходит постепенное формирование неврозоподобных

расстройств.

Таким образом, проблема психической адаптации представляет собой

важную область научных изысканий, расположенную на стыке различных отраслей

знания, приобретающих в современных условиях все большее значение. В этой

связи дезадаптационную концепцию можно рассмотреть как один из

перспективных подходов к комплексному изучению человека.

Литература

1. Таушан Т. «Когда прячется удача» СПб. Питер 1997г.

2. Аграшенков А. «Психология на каждый день: Советы, рекомендации, тесты.»

М. 1997г.

3. Васильев В.Н. «Здоровье и стресс». М. 1991г.

4. Китаев-Смык Л.А. «Психология стресса». М. 1980г.

5. Эверли Д. С. , Розенфельд Р. «Стресс: Природа и лечение».

6. Тигранян Р. А. «Стресс и его значение для организма».

7. Тарнавский Ю. Б. «Срыва можно избежать». М. 1990г.

8. Бабаевский Р. М. Гуров С. Т. «Измерьте ваше здоровье» М. 1988г.

9. Селье Г. «Стресс без дистресса»

10. Селье Г. «Очерки об адаптационном синдроме» М. 1960г.

11. Александровский Ю. А. «Состояние психической дезадаптации и их

компенсация» М. 1976г.

12. Василюк Ф. Е. «Психология переживания». М.1984г.

-----------------------

Субсиндром

изменения общения

при стрессе

Экстатическая или дискомфортная окраска процессов мышления

Субсиндром

изменения мышления

при стрессе

СТРЕСС

Вегетативный

субсиндром

стресса

Эмоциональный субсиндром

стресса

навязчивые мысли,

образы;

бесплодное фантазирование;

мнительность;

гипернастороженность

активизация дискурсивного мышления

- композиционная концептуализация ситуации

- декомпозиционная концептуализация ситуации

- осознание «неразрешимости» стрессогенной проблемы («псевдоуход» от её

решения)

решение побочных («замещающих») проблем

- отвлекающие пристрастия

- мистические акции

- «уход» в мысли о прошлом или будущем

- поиск не тривиальных задач и решений

Уменьшение активности мышления, амнестические состояния;

«социальная робость»;

«потеря интереса к жизни»;

нарколепсия;

«толчение» мыслей на месте

инсайтное мышление

- напряженно-спокойная готовность к мгновенному действию

- взаимная «экспансия» сознания и неосознаваемых психических процессов

- контролируемые сознанием стрессовые иллюзии

- феномен «замедления» времени

- «субсенсорная» чувствительность

Рис. 2 Схема развития когнитивного субсиндрома стресса

«уход» от решения

стрессогенных проблем

активизация

мышления

гиперактивизация

мышления

СТРЕСС

Рис.3 Схема развития социально-психологического субсиндрома стресса

«уход» от общения;

«когнитивное нигилирование» партнёра;

самоотчуждённость;

самоуглубленность

активизация общения, консолидирующего группу

- поддержка лидирующего концепта (лидера)

- принятие на себя ответственности

- дружественность с окружающими людьми

активизация общения, дезорганизующего группу

- конфронтация с лидирующим концептом (с лидером)

- уклонение от ответственности

- отчуждение от окружающих людей

вынужденная

помощь

партнёру

- стабилизация ролевого статуса,

- формироване неформальных групп

личностная «экспансия» устанавливающая индивидуальный ролевой статус:

- информационное “извержение”

- навязываемое гостеприимство

- установка на солидарность

- экзальтированность общения

уменьшение

активности

общения

увеличение

активности

общения

личностная «экспансия» ломающая собственный ролевой статус

- «спонтанная» агрессивность,

- суицид

Ориентировочное «замирание»

Эмоциональный субсиндром стресса

Субсиндром

изменения общения при стрессе

Субсиндром

изменения мышления при стрессе

Вегетативный субсиндром стресса

Страницы: 1, 2


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ