Рефераты

Ступени восхождения человека: индивид, индивидуальность, личность

Ступени восхождения человека: индивид, индивидуальность, личность

Московский Государственный

Социальный Университет

Институт Социологии

Реферат

Ступени восхождения человека: индивид, индивидуальность, личность

Студента 3курса факультета социологии

Иванова Михаила Сергеевича

Жена просматривает свежие газеты и говорит мужу:

- Все таки недотепы эти журналисты!

- В чем дело?

- Делают одну и туже ошибку. О смерти выдающихся людей сообщают

регулярно, а об их рождении – никогда.

(Журнал «Сатирикон» №3 1997 г.)

Взяв эпиграфом следующий анекдот, я прежде всего хотел подчеркнуть то,

что действительно великими, да и просто нормальными людьми не рождаются, а

становятся благодаря длительному и весьма сложному процессу социализации.

Данная проблема давно волновала умы человечества и не только

представителей общественных наук, таких, как история, психология,

философия, социология, но и писателей, поэтов. Так, феномен превращения

почти чисто биологического существа, каким в детстве является каждый из

нас, в высокоорганизованную социобиологическую систему, не смотря на его,

казалось бы очевидность, вызывает немало споров и в наши дни.

Прежде, чем преступать к рассмотрению этой темы, я считаю, необходимо

разобраться в рассматриваемых понятиях.

Индивид – представитель какой либо социальной группы , с которой он

себя отождествляет

Индивидуальность –

Личность – результат общественного развития на данном этапе, результат

социализации

Социализация – последовательная смена состояний стадий социального

развития. С. – процесс формирования, становления личности.

Процесс восхождения от индивида через индивидуальность к личности

можно в какай то мере рассматривать и как процесс социализации ( влияния

общества ) с одной стороны и как процесс самосовершенствования человека

изнутри, с другой.

Социализация человека начинается с самого раннего возраста и

продолжается на протяжении всей его жизни. Избежать этого процесса во

взрослом возрасте человек может, лишь изолировав себя от общества. Процесс

социализации человека представляет собой взаимосвязь трех других процессов:

идентификация, индивидуализация, персонализация. Эти процессы не происходят

автономно, а взаимно дополняют друг друга. Другое дело, что в начале

становления личности все-таки превалирует процесс идентификации.

Уникальность процесса социализации для человека состоит еще и в том, что он

одновременно является и ее объектом и ее предметом.

На процесс социализации личности влияет всякого рода факторы, но

основными можно выделить биологические и социальные. От того, какого рода

гены заложены в человека, во многом зависит его развитие, особенно на

ранней стадии. Но не обязательно у гениальных родителей рождаются

гениальные дети. Очень многое зависит и от окружения, в котором

воспитывается человек. Так, наглядным примером этому может служить русские

народные сказки, в одной из которых волею судеб в младенческом возрасте

поменялись семьи у представителей разных социальных слоев.

Процесс социализации в основном идет в семье, но чем старше ребенок,

тем менее он зависим от семьи, и тем большее влияние на него оказывает «

улица », школа и т. д. Причем очень важно наличие и женского и мужского

начала в процессе первичной социализации, когда большая часть информации

закладывается на подсознательном уровне. В более же старшем возрасте, на

социализацию человека особенно важное влияние оказывает трудовой коллектив

и общество в целом.

Процесс социализации отдельной личности неразрывно связан с развитием

всего общества, а в настоящее время, в связи с открытость границ и

возможностью получения информации со всего мира, и всего человечества.

По мнению Нейла Смелзора процесс социализации обусловлен тремя

факторами: ожиданиями, изменитнием поведия, стремлением к конформизму. Он

приводит пример из жизни школьников, когда часть ребят, выделившись из

общей массы, навязывают модели поведения другим.

Смелзер выделяет три основных аспекта социализации: биологический,

культурный и социокультурный. Автор считает, что уже при рождении в

человеческом организме заложены определенные элементарные модели поведения

и навыки, которые помогают ему органично вливаться в общество. Но, навыки

эти очень и очень ограниченны и поэтому, особенно в первые годы для ребенка

столь важно присутствие родителей. С точки зрения Смелзара для процесса

социализации особенно важно влияние культуры, сложившейся в том или ином

обществе. Так, в соответствии с культурными традициями ребенок с самого

начала жизни через коммуникативные каналы вынужден усваивать нормы и

ценности принятые в данном обществе. Все проявления индивидуальности в той

или иной мере наказуемы.


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ