Рефераты

Техники семейной психотерапии в концепции Девида Фримена

специалист решил собственные проблемы в семейных и профессиональных

отношениях. Понимание того, что происходит в семьях клиентов, с сохранением

при этом достаточной дистанции и трезвости в оценках, облегчается, если

личная жизнь психотерапевта стабильна. Если же специалист несет на себе

груз незавершенных дел, связанных с его прошлыми и настоящими семейными

взаимоотношениями, он должен понимать, что это может существенно влиять на

восприятие ситуации в семьях его клиентов и определять его поведение в ходе

психотерапии.

Кроме того, психотерапевт должен иметь стабильные отношения с

коллегами. При этом можно говорить о двух аспектах этой проблемы: его

отношениях с непосредственным профессиональным окружением и более широким

кругом лиц — представителей профессионального сообщества. Первый аспект

касается взаимоотношений с теми специалистами, с которыми психотерапевт

вместе работает и находится в повседневном контакте. Это могут быть люди,

работающие с ним в одном учреждении. Если же психотерапевт занимается

частной практикой, то это могут быть консультанты, супервизоры и просто его

знакомые. Более широкий круг коллег включает специалистов, которые также

занимаются консультированием или лечат семьи его клиентов.

Занимаясь клинической работой и консультированием, Фримен заметил, что

взаимоотношения с коллегами отражаются способности специалиста сохранять

объективность оценнок в процессе работы с семьями. Далее все эти влияния

на работе семейного психотерапевта рассматриваются более обстоятельно. На

рисунке показана взаимосвязь различных систем, связанных с

взаимоотношениями специалиста с его профессиональным и семейным окружением.

[pic]

(а) Собственная семья психотерапевта

Всякий человек рождается и воспитывается в семье. Работая с семьями, мы

во многом исходим из собственного понимания того, какой должна быть семья,

и в тоже время учитываем то, как это понимают члены семьи клиента, каковы

их ожидания относительно совместной жизни. Каждый имеет определенное мнение

о том, как должны строиться взаимоотношения членов семьи и как они должны

себя вести. Наши представления о семье позволяют нам обсуждать с другим

различные темы, связанные с семейной жизнью. В то же время эти

представления нередко бывают препятствием для адекватной оценки

внутрисемейной ситуации.

Большинство людей с детства усваивают, к чему должны в своих

взаимоотношениях стремиться члены семьи и чего они должны избегать. Если же

мы не осознаем, насколько это влияет на наши оценки других семей, мы будем

склонны подгонять их под шаблон собственных представлений, что существенно

затруднит клиническую работу. Семейный психотерапевт не должен проецировать

свои собственные ожидания связанные с семейной жизнью, на семью клиентов

Рассматривая некоторых членов этих семей как «здоровых», а остальных как

«больных», он тем самым затруднит себе работу.

Незавершенные консультации психотерапевта связаны с его прошлыми

взаимоотношениями с близкими ему людьми, которые он не смог в достаточной

степени осмыслить. Эти взаимоотношения лежат в основе разнообразных

проекций, искажающих оценку клинической ситуации и отражающихся на текущих

взаимоотношениях специалиста. Те специалисты, чей уход из родительской

семьи был связан с драматическими чувствами стыда и злости, скорее всего,

будут иметь серьезные проблемы в своих новых взаимоотношениях. Те же, кто в

период жизни в родительской семье сформировался как гиперфункционер и

привык брать ответственность за благополучие ее членов на себя, аналогичным

образом поведет себя и в отношениях с членами собственной семьи. Конечно

же, это должно отразиться на клинической работе.

Так, например, специалист, привыкший вести себя в родительской семье

как гиперфункционер, будет стремиться брать на себя ответственность за

поведение своих клиентов, что может создавать в ходе семейной психотерапии

большие сложности. Одна из задач семейной психотерапии заключается в том,

чтобы побудить членов семьи к самостоятельному решению собственных проблем

и помощи друг другу. Чем более гиперфункционален психотерапевт, тем трудне

ему в ходе своей работы с семьей задействовать ее внутренние ресурсы. Такой

специалист будет испытывать сильную тревогу и стремиться «спасти» семью,

тем самым мешая её членам воспользоваться собственным потенциалом для

решения семейного кризиса.

Кроме того, на мышление психотерапевта могут оказывать влияние

различные мифы о том, какой должна быть «образцовая» семья.

(б) Профессиональные отношения

Профессиональное окружение специалиста включает две основных системы:

непосредственное или «внутреннее» профессиональное окружение и «внешнее»

профессиональное окружение. Между этими двумя системами существуют большие

различия. «Внутреннее» профессиональное окружение, с представителями

которого человек общается ежедневно, является его важным ресурсом.

Представители этого окружения нередко выступают в качестве консультантов,

способствующих объективной оценке деятельности психотерапевта. «Внешнее»

профессиональное окружение состоит из специалистов, которые при

определенных обстоятельствах также могут быть привлечены к работе с той или

иной семьей, хотя в ряде случаев, если не предпринимаются особые меры, они

могут препятствовать успешному проведению психотерапии. Обычно считается,

что работа с семьями представляет большую сложность отчасти потому, что

специалисту трудно сохранить объективность оценок и необходимую

эмоциональную дистанцию и в то же время поддерживать с членами семьи тесный

контакт. Те стремятся склонить психотерапевта в ту или иную сторону.

Особенно активны бывают попытки втянуть его во внутрисемейные альянсы и

треугольники. Успешную семейную психотерапию сложно проводить, не прибегая

к помощи других специалистов. Очень полезным бывает обсуждение хода работы

в кругу коллег, помогающее повысить объективность оценок. То же можно

сказать и об использовании видеосъемки; Она позволяет не только сделать

работу более эффективной, но и увидеть, когда психотерапевт оказывается

слишком вовлеченным в семейную динамику. Прибегая к помощи коллег,

психотерапевт может повысить свою профессиональную компетентность. Однако

если он работает в атмосфере равнодушия и враждебности, то бывает вынужден

тратить слишком много сил на защиту своих профессиональных позиций и

сохранение конфиденциального характера своей работы. Это затрудняет ее

объективную оценку и оставляет психотерапевту меньше возможности для

непосредственной работы с семьей.

Таким образом, условия, в которых специалист проводит свою

психотерапевтическую работу с семьями, могут рассматриваться в качестве ее

важного ресурса или, напротив, ее препятствия. Психотерапевтический кабинет

по своим размерам должен быть соизмеримым с гостиной. Стол не должен

разделять психотерапевта и клиентов. Члены семьи должны чувствовать себя

комфортно, располагаясь по кругу. Лучше, если помещение будет достаточно

изолированным от постороннего шума. Желательно, чтобы кабинет был оснащен

аппаратурой, позволяющей вести видеозапись хода сессий, а таксе, по

возможности, иметь зеркальную перегородку, из-за которой специалист или его

коллеги могли бы наблюдать за происходящим.

Другой системой является внешнее профессиональное окружение

специалиста. Многие моменты семейной психотерапии должны иметь

конфиденциальный характер, хотя в действительности другие специалисты

зачастую оказываются излишне посвященными в ход семейной психотерапии.

В ванкуверском Центре детской психотерапии было продано специальное

шестимесячное исследование, имевшее целью выяснение числа специалистов,

принимающих участие работе с семьей на начальном этапе психотерапии.

Оказалось, таковых в среднем насчитывается 12 человек. Это заставляет

задуматься о том, какие аспекты работы представляются этим специалистам

наиболее значимыми и какое влияние они оказывают на воспринятие членами

семьи самих себя. Поскольку собственный опыт семейной жизни специалистов

существенно влияет на их взаимоотношения с членами семьи, можно

предполагать, что они по-разному строят свои отношения с семьями и по-

разному воспринимают основную задачу своей работы. Весьма редко они

стремятся разобраться в потребностях самой семьи. Если члены семьи

попытаются сопоставить, как разные специалисты воспринимают основные задачи

работы с ними и как воспринимают эти задачи они сами, то, возможно, будут

совершенно растеряны и дезориентированы и потратят слишком много времени на

согласование цели этой работы со всеми специалистами.

Начиная работать с той или иной семьей, психотерапевт должен, в

частности, выяснить, с какими специалистами семья работает в настоящее

время или работала раньше. Опыт работы семьи с разными специалистами

существенно влияет на характер ее ожиданий и представлений относительно

предстоящей психотерапии. Очень редкие семьи или клиенты способны

абстрагироваться от прежнего опыта своей психотерапевтической работы и

оценить свежим взглядом новый контакт с психотерапевтом. Поэтому важно

помочь членам семьи увидеть новизну, связанную с ее очередным обращением к

специалисту. Для этого психотерапевт может выяснить, к каким специалистам

члены семьи обращались раньше и какое влияние это имело на их

взаимоотношения. Имея за плечами негативный опыт психотерапевтической

работы в прошлом, многие семьи избегают вновь обращаться к психотерапевту.

Если, обратившись к семейному психотерапевту, клиенты продолжают

поддерживать контакт с другими специалистами, это нередко является причиной

того, что они стремятся в дальнейшем дистанцироваться от него в ходе

психотерапевтического процесса. Когда психотерапевт попытается помочь им

увидеть семейную ситуацию в новом свете, они зачастую начинают испытывать

сильную тревогу и обращаются к другим специалистам, разделяющим их мнение

относительно семейных проблем. И если психотерапевт не сможет своевременно

противодействовать их обращению к этим специалистам; вполне возможно, что

семья будет потеряна для психотерапевтической работы.

В определенные моменты психотерапевту бывает очень сложно удержать

семейную систему. Во многом это связано с тем, что ее члены часто стремятся

найти такого специалиста, который согласился бы с их взглядом на проблемы

данной семьи. Поэтому одной из основных задач психотерапевта является

изменение этого взгляда. Если психотерапевт хочет, чтобы семья после первых

нескольких сессий продолжила с ним работу, он должен выяснить, с какими

специалистами члены семьи в настоящее время контактируют.

В некоторых статьях поднимается вопрос о возможности контроля

психотерапевта над контактами членов семьи с другими специалистами.

Начиная свою работу, специалисту по семейной системной психотерапии

следует исключить активное влияние других служб и иных специалистов с тем,

чтобы помочь семье раскрыть свои собственные ресурсы.

§ 5. ПРОТЕКАНИЕ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ ДО ПЕРВОГО ИНТЕРВЬЮ С КЛИЕНТОМ

Многие считают, что процесс семейной психотерапии начинается с первого

интервью. В действительности он начинается при первом же контакте

психотерапевта с кем-либо из членов семьи. Как водится, кто-нибудь один из

них по рекомендации семейного врача, социальной службы, друзей или знакомых

звонит семейному психотерапевту. Обращаясь за психотерапевтической помощью,

этот член семьи, как правило, уже имеет определенное представление о том,

какого род помощь он хотел бы получить. Обычно он является одним из тех,

кто берет на себя большую ответственность за решение семейных проблем.

Определение того, кого из членов семьи следует пригласить на первую

сессию, имеет большое значение. Семейный психотерапевт определяет это на

основе сведений, которые сообщает ему позвонивший член семьи. В ходе

первого разговора, скорей всего телефонного, психотерапевт спрашивает

позвонившего о составе его семьи и пытается выяснить, кто из членов в

наибольшей степени озабочен ее проблемами.

В целом, прежде чем назначать первую встречу и решать, стоит ли вообще

начинать психотерапию, специалист должен получить основную исходную

информацию. Ниже приводится список тех сведений о семье, которые

психотерапевт должен получить в первую очередь:

1. Состав семьи (возраст, пол членов семьи и других лиц, живущих вместе

с ними).

2. Проводилась ли раньше с членами семьи какая-либо психотерапевтическая

работа, какого рода и когда?

3. Кто из членов семьи наиболее обеспокоен той или иной проблемой, и на

ком она больше всего отражается?

4. Кто еще втянут в эту проблему?

5. Как долго существует эта проблема?

6. Кто из членов семьи готов участвовать в психотерапии?

Эти сведения составляют минимум, необходимый психотерапевту для того,

чтобы определить, кого приглашать на первую сессию. Иногда семья

направляется к психотерапевту какой-либо службой или семейным врачом. От

того, кто именно это делает, во многом зависит, какая проблема

рассматривается в качестве основной и кому из членов семьи будет

рекомендована психотерапия.

Иногда психотерапевт ориентируется на рекомендации, направляющих

специалистов или учреждений. Фримен думает, что этого делать не стоит. То,

что указывается в направлении, как правило, не отражает сильных сторон и

ресурсов семьи. Вполне возможно, что специалист, направляющий семью к

психотерапевту, общался лишь с одним членом семьи или принял ту картину

ситуации, которая ему была нарисована. Как правило, он не способен оценить

семью с системных позиций.

Очень важно, чтобы семейный психотерапевт самостоятельно принял решение

о том, кого приглашать на первую сессию. С этой целью, когда направляющий

специалист или учреждение просят Фримена проконсультировать какую-либо

семью, он предлагет им передать членам семьи, чтобы те предварительно ему

позвонили. Это позволяет лучше оценить, насколько семья мотивирована к

психотерапевтической работе. Затем в ходе телефонного разговора

психотерапевт пытается определенным образом повлиять на восприятие членом

семьи сложившейся ситуации, а также того, с кем связаны ее основные

проблемы и кто должен участвовать в первой сессии.

(а) Начало работы

Как правило, работа проводится с родителями и детьми, хотя возможны

самые различные варианты. В настоящее время растет число смешанных семей,

где имеются дети как от прежних браков родителей, так и от нового брака.

Довольно распространены также неполные семьи. Менее часто, но все-таки

попадаются с каждым годом все чаще гомосексуальные пары с детьми. По

увеличению числа разводов и изменению системы норм и ценностей

психотерапевту не следует думать, будто он может априорно знать, как

организована та или иная семья. Очень важно спросить обратившегося члена

семьи о структуре семьи — это позволяет понять, с кого следует начинать

психотерапию.

В ходе первого разговора психотерапевт должен помочь обратившемуся к

нему члену семьи справиться с тревогой. По моим наблюдениям, тревога

усиливается, если психотерапевт выражает несогласие с тем, как обратившиеся

понимают основную проблему. Лучше всего исходить из их определения

проблемы, а затем попытаться несколько расширить границы ее понимания.

Проблема обычно связана с дистрессом, переживаемым разными членами семьи.

Даже если позвонивший считает, что проблема связана с каким-либо одним

членом семьи, он понимает, что от этого в той или иной степени страдают все

без исключения.

Особенности поведения обратившихся за помощью членов семьи указывают на

то, как они пытаются справиться с психическим напряжением. На начальном

этапе психотерапии бывают хорошо заметны семейные альянсы, коалиции,

триангуляции и попытки связать все проблемы семьи с кем-то одним из ее

членов. Если обратившийся за помощью член семьи считает, что проблему

следует решать каким-то определенным образом, психотерапевт должен

учитывать, какую роль он играет в семье и каковы его взаимоотношения с

другими ее членами. Поведение членов семьи в самом начале психотерапии

свидетельствует, насколько они готовы к изменению своих взаимоотношений.

Для предварительного телефонного разговора и нескольких первых сессий

наиболее характерна попытка членов семьи связывать собственные проблемы с

кем-либо одним из них. Это позволяет им сфокусировать все свое внимание на

какой-то конкретной проблеме и тем самым «локализовать» тревогу, а также

дает возможность поддерживать баланс во взаимоотношениях. Чем сильней члены

семьи обеспокоены характером своих взаимоотношений и чем больше не уверены

в своих силах, тем труднее им будет разобраться в собственных потребностях

и интересах. Психотерапевт должен оценивать семейные проблемы с системных

позиций и в то же время демонстрировать членам семьи свою готовность

всячески поддержать их стремление к личностному росту и автономности.

Можно говорить о шести основных группах проблем, о которых заявляют

психотерапевту обратившиеся к нему члены семьи. Все они свидетельствуют об

определенных нарушениях семейной системы и о том, как семье удается

поддерживать свой гомеостаз.

1. Личные проблемы: взрослый член семьи может быть обеспокоен своим

состоянием, то есть наличием у него тревоги, депрессии, ощущения

собственной неполноценности и т. д.

2. Проблемы во взаимоотношениях родителя и ребенка: родитель недоволен

своими взаимоотношениями с ребенком (или несколькими детьми).

3. Проблемы, связанные непосредственно с самим ребенком: у него могут

быть сложности в общении со сверстниками, плохая успеваемость и т. д.

4. Проблемы во взаимоотношениях сиблингов: сиблинги постоянно

конфликтуют, и родители никак не могут на них повлиять.

5. Проблемы во взаимоотношениях членов расширенной семьи: один из членов

расширенной семьи чем-либо болен или создает трудности для нуклеарной

семьи.

6. Проблемы во взаимоотношениях мужа и жены.

Характер проблем определяет, кого следует приглашать на первое

интервью. Если обратившийся за помощью считает, что основная проблема

связана с ним и высказывает пожелание работать индивидуально, психотерапевт

может воздержаться от приглашения всей семьи на первые несколько сессий.

Тем не менее происходящие в ходе психотерапевтической работы изменения

поведения этого члена семьи иногда могут вызывать негативные реакции со

стороны его близких. В этом случае возникает необходимость их участия в

дальнейшей психотерапевтической работе. Если проблемы связаны с

взаимоотношениями ребенка и родителя, необходимо пригласить на первое

интервью обоих родителей. В дальнейшем психотерапевту потребуется

присутствие ребенка. Если у ребенка возникают проблемы в школе или во

взаимоотношениях со сверстниками, присутствие родителей на первых сессиях,

а несколько позднее и других членов семьи будет необходимо. Практически

всегда эмоциональные и поведенческие нарушения у ребенка так или иначе

отражаются на его взаимоотношениях с близкими. Если проблема затрагивает

прежде всего взаимоотношения сиблингов, уже на начальном этапе психотерапии

требуется обеспечить участие всех членов семьи. Очень часто конфликт между

сиблингами определенным образом связан с родительскими взаимоотношениями.

Когда проблема касается кого-либо из членов расширенной семьи,

целесообразно пригласить также и ее членов. Как правило, такого рода

проблемы, обусловленные, в частности, плохим здоровьем пожилых членов

расширенной семьи или их чрезмерным вмешательством в жизнь нуклеарной

семьи, так или иначе отражаются на представителях всех трех поколений.

Участвуя в психотерапевтическом процессе, представители старшего поколения

выступают в качестве важного ресурса нуклеарной семьи и помогают ее членам

разделить бремя ответственности.

Если родители стремятся улучшить свои отношения, участие детей в

психотерапевтическом процессе может не потребоваться. Достижение ими цели

благотворно скажется на других членах семьи, и улучшение семейной атмосферы

будет способствовать положительным изменениям в поведении ребенка (тем не

менее, Фримен полагает, что на начальном этапе работы психотерапевту

следует хотя бы раз встретиться со всей семьей для того, чтобы получить

более полное представление о взаимоотношениях ее членов).

Такой подход может смутить клиентов, привыкших, что психотерапевт

работает со всеми членами семьи. Действительно, в большинстве случаев это

очень важно, хотя иногда имеет смысл работать и в ином составе. С точки

зрения системного подхода, изменение поведения отдельных членов семьи

достигается путем воздействия на всю систему. Родители же составляют

наиболее важную подсистему, во многом определяющую результаты изменений в

семейной системе и целом. Если они пытаются стабилизировать отношения,

делая ребенка «козлом отпущения», их проблемы будут серьезно отражаться на

нем. В случае, когда родители, переживая кризис в собственных

взаимоотношениях, втягивают в них ребенка, у того неизбежно появляются

серьезные эмоциональные и поведенческие нарушения. Тогда участие детей в

психотерапевтическом процессе становится необходимым, причем важной задачей

психотерапевта будет являться обучение родителей тому, каким образом можно

решать проблемы в своих взаимоотношениях, не втягивая в конфликт ребенка.

Если психотерапевт их этому обучит, поведение ребенка приобретет более

стабильный характер и его участия в психотерапевтическом процессе не

потребуется.

Хотелось бы подчеркнуть, что не существует каких-либо жестких правил,

позволяющих определить, каких членов семьи стоит включать в

психотерапевтический процесс. Некоторые специалисты считают, что лучше

всего работать со всей семьей; другие полагают, что дело не в том, с кем

работать, а в том, какие подходы и психотерапевтические стратегии

применяются. Один из принципов системного подхода гласит: чтобы добиться

изменения всей системы в целом, необходимо воздействовать на ее наиболее

важные подсистемы.

(б) Проведение первого интервью

Первая сессия во многом определяет дальнейший ход психотерапии. Обычно

именно на первом интервью члены семьи решают, будут ли они продолжать

психотерапевтическую работу. Как сказано выше, психотерапевт определяет

состав участников первой сессии уже в ходе предварительного телефонного

разговора. В ходе первой сессии очень важно правильно оценить реакции ее

участников. Зачастую в начале работы большинство членов семьи не считают,

что обозначенная ими проблема имеет отношение ко всей семье в целом. Они

приходят на сессию, испытывая значительное психическое напряжение, как

правило, не зная, зачем их пригласили, в особенности если полагают, что

проблема связана с каким-то одним членом семьи.

Готовность семьи продолжить совместную работу в немалой степени

определяется тем, насколько психотерапевту удалось успокоить членов семьи и

помочь им справиться с чувствами тревоги и страха.

Первая сессия обычно включает четыре основные стадии:

• «разогрев» и создание психологически комфортной атмосферы;

• определение ведущих проблем семьи;

• изменение взглядов членов семьи на ведущие проблемы;

• формирование у них установки на продолжение совместной работы.

Иногда эти стадии накладываются друг на друга; кроме того, разные члены

семьи могут проходить их с разной скоростью. Например, нередко один из

членов семьи находится на стадии определения ее ведущих проблем, в то время

как другие уже смогли изменить свою оценку этих проблем.

Стадия «разогрева» обычно занимает первые 5-10 минут сессии. В это

время члены семьи определяются с тем, насколько комфортна окружающая их

обстановка. При этом становятся хорошо видны семейные коалиции. Члены семьи

могут быть скованны и немногословны или, наоборот, чрезмерно разговорчивы,

— в зависимости от того, насколько им удается справиться с состоянием

тревоги. Вопросы психологической безопасности и доверия к психотерапевту

являются на этой стадии наиболее важными.

Основная задача психотерапевта в первые 5-10 минут сессии заключается в

том, чтобы убедить членов семьи, что психотерапевтический кабинет — это

психологически безопасное и надежное место. Вряд ли можно ожидать от них

достаточной откровенности в том случае, если они будут чего-либо опасаться.

Психотерапевту имеет смысл пояснить, почему он пригласил всех членов семьи.

Можно начать сессию с нескольких простых, четко сформулированных вопросов,

спросив, например, как бы они хотели, чтобы к ним обращались. Затем он

может уточнить возраст членов семьи и то, что им рассказывали о предстоящей

встрече. Задавая эти вопросы, психотерапевт преследует сразу несколько

целей: дает понять, что не собирается касаться болезненных для членов семьи

вопросов прежде, чем они не будут к ним готовы, и показывает, что видит в

каждом из них личность со своими собственными особенностями. Такие вопросы

позволяют определенным образом структурировать начальную часть интервью и

создать у членов семьи чувство психологического комфорта, а также ощущение

возможности их участия в сессии в той форме, которая для них наиболее

приемлема. Вопрос о том, что членам семьи сообщили о целях первой встречи,

позволяет психотерапевту косвенно получить важную информацию об

особенностях коммуникации членов семьи. В то же время, если бы он пытался

выяснить это, задавая прямые вопросы, то вызвал бы лишь усиление тревоги.

Члены семьи могли бы увидеть в этом попытку их в чем-то уличить и

постарались бы защитить друг друга. «Разогрев» является важным этапом любой

последующей сессии. Я заметил, что независимо от того сроков работы с той

или иной семьей всякий раз, начиная сессию, прежде чем переходить к

обсуждению ее основных вопросов, следует отвести несколько минут на то,

чтобы создать у членов семьи ощущение комфорта.

Первая сессия предоставляет им возможность совместного обсуждения той

или иной темы. Если члены семьи к этому не привыкли, психотерапевт должен

помочь им взаимодействовать более конструктивно. То, как специалист

держится в течение первых 5-10 минут сессии, имеет большое значение. Будет

ли психотерапевт адресовать все свои вопросы тому члену семьи, который ему

позвонил и чувствует себя хозяином положения, или же он начнет интервью,

обращаясь к тому, с кем члены семьи связывают свои основные проблемы? То,

как психотерапевт построит эту часть сессии, определит готовность перехода

семьи к следующему этапу.

Лучше всего, если при переходе ко второму этапу психотерапевт будет

контролировать ситуацию. Это, в частности, достигается тем, что он

удерживает членов семьи как от критики и обвинений в адрес какого-либо

одного ее члена, так и от прямого общения друг с другом, а также тем, что

специалист стремится к тому, чтобы каждый член семьи говорил за себя и

старался объяснить, почему, с его точки зрения, он сегодня присутствует на

сессии. Если психотерапевт делает это достаточно успешно, члены семьи

вскоре приходят к новому пониманию задач дальнейшей работы.

Это способствует переходу сессии на третью стадию, которая призвана

изменить взгляды семьи на основные проблемы. На данном этапе они начинают

по-новому их осмысливать и формулировать. При этом психотерапевт должен

обращать особое внимание на следующие моменты:

• кто из членов семьи первоначально сформулировал ее основные

проблемы;

• как члены семьи взаимодействуют друг с другом и как они реагируют на

психотерапевта;

• кто из них предпринимает наибольшие усилия для того, чтобы решить

семейные проблемы;

• кто из них способен описать психотерапевту наиболее характерные

особенности семьи?

Начиная с первых минут сессии психотерапевт постоянно узнает о семье

что-то новое. Именно три первые стадии интервью определяют готовность семьи

продолжить работу. Это становится видно при переходе на четвертую стадию.

Семья соглашается на последующие встречи в том случае, если опыт

участия в первой сессии будет для ее членов положительным. Если это так, то

можно считать, что психотерапевту удалось выполнить основную задачу первой

встречи. Он несет ответственность за создание психологически комфортной и

безопасной атмосферы, в которой риск взаимных обвинений сведен к нулю.

Приступая к выяснению того, в чем члены семьи видят свою основную проблему,

психотерапевт одновременно пытается изменить их точку зрения и помочь

осознать необходимость совместной работы с целью разрешения семейных

проблем.

С самого начала работы психотерапевт подчеркивает, что обвинение кого-

то одного из членов семьи во всех проблемах совершенно непродуктивно. Он

дает понять, что проблемы так или иначе связаны с каждым из них, а также

указывает на важность тесного взаимодействия всех членов семьи, помогая им

осознать связь нынешней ситуации с прошлыми событиями. Так, например,

детский опыт самих родителей во многом определяет особенности их восприятия

сложившейся ситуации и особую их уязвимость относительно тех или иных

моментов семейных отношений.

§ 6. СРЕДНИЙ ЭТАП СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Средний этап семейной психотерапии характеризуется тем, что члены семьи

осознают необходимость совместной работы. Это позволяет более успешно

решать как их индивидуальные, так и групповые задачи. На этом этапе членами

семьи постепенно преодолевается тенденция к обвинению какого-либо одного

члена семьи, а также реактивное поведение. Они в большей степени осознают

ответственность за свое поведение, а также то, что семья является для них

важным ресурсом. Значительно снижается тревога и противоречивое отношение к

психотерапии, а сам психотерапевт утрачивает в их глазах статус

безусловного авторитета.

В этот период члены семьи начинают лучше понимать происходящее в семье.

То, что послужило поводом для их обращения к психотерапевту, постепенно

теряет свою значимость. Некоторые семьи в этот период завершают

психотерапию, что является преждевременным, поскольку внутрисемейные

взаимоотношения еще недостаточно стабилизировались. На данном этапе цель

психотерапевта — помочь семье определить задачи дальнейшей работы.

На этой стадии психотерапевт должен активно использовать вопросы,

помогающие членам семьи определить различные связи как между ними, так и

между их социальным окружением. Обсуждение взаимоотношений с ближайшими и

дальними родственниками также способствует определению задач психотерапии.

Так, например, если удалось стабилизировать взаимоотношения детей и

родителей, можно обратить особое внимание на взаимоотношения родителей с

членами расширенной семьи.

Очень важно, чтобы психотерапевт смог сориентировать членов семьи на

решение новых вопросов. Семейный подход подчеркивает необходимость

поступления в систему новой информации, помогающей ей лучше понять как

особенности своей организации, так и свои отношения с внешним миром. Чем

более дисфункциональна семья, тем меньше информации в нее поступает. Как

правило, семьи, переживающие серьезный внутренний конфликт, имеют

ограниченные внутренние ресурсы. Их члены тратят основные усилия для того,

чтобы заставить других считаться со своими интересами и потребностями,

игнорируюя при этом интересы и потребности других, что ведет к дальнейшей

эскалации конфликта. Если же члены семьи начинают более активно

устанавливать связи с внешним миром, они могут задействовать новые ресурсы.

Благодаря этому их взаимные требования в дальнейшем ослабевают.

Установление разнообразных связей с внешним миром является главной задачей

среднего этапа семейной психотерапии.

Средний этап семейной психотерапии наиболее ответственный. Он

сопровождается более активным использованием внешних ресурсов семьи,

изменением представлений ее членов о семейных проблемах и появлением у

семьи новых возможностей.

§ 6.1. ПРИНЦИПЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ

СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Использование определенных принципов позволяет специалисту успешней

решать задачи среднего этапа семейной психотерапии. Хотя эти принципы

следует учитывать с самого начала психотерапии, их роль заметно повышается

на средней стадии, когда семье необходимо получить доступ к новым ресурсам.

1. Процессуальные аспекты работы имеют большее значение, чем

содержательные

Наибольшее значение члены семьи склонны придавать содержанию

психотерапевтической работы. Они считают, что содержание их высказываний,

все то, что они рассказывают о своих интересах и проблемах, — это самое

главное. Поэтому особое внимание они обращают на реакции и оценки

психотерапевта.

Однако специалисту не следует придавать содержанию высказываний членов

семьи слишком большое значение. Он должен воспринимать его лишь как

иллюстрацию семейных отношений. Содержание высказываний — лишь

свидетельство того, как члены семьи воспринимают свои проблемы и

взаимоотношения. Учитывая его, психотерапевт может лучше разобраться в тех

ролях, которые играют разные члены семьи в семейной системе.

Содержание высказываний важно прежде всего потому, что оно

характеризует самого рассказчика; его аналитическую деятельность, однако не

позволяет объективно оценить других членов семьи. В большей степени

содержание высказываний свидетельствует об интересах и потребностях

рассказчика. Психотерапевт должен побуждать членов семьи объяснить, почему

они обращают внимание на то, а не на иное обстоятельство. Специалист,

способный абстрагироваться от содержания высказываний членов семьи, будет

более объективен в своих оценках. Он обращает большее внимание на процесс,

а не на содержание высказываний присутствующих, то есть на то, какие

события происходят в семье, и определяет особенности высказываний ее

членов. Это помогает ослабить переживаемое ими психическое напряжение, а

также их защитные тенденции и болезненные реакции на высказывания друг

друга.

Таким образом, психотерапевт должен помнить о том, что содержание

высказываний не отражает процесс, а именно знание о процессе определяет

содержание дальнейшей работы. Психотерапевт должен стараться разглядеть

интересы членов семьи, скрытые за содержанием их высказываний. Это поможет

ему избежать субъективизма, а членам семьи — лучше разобраться в сути

проблем.

2. Помощь членам семьи в изменении их взаимоотношений

Обращающиеся за психотерапевтической помощью семьи имеют либо чрезмерно

жесткую структуру, либо очень слабые границы. Помогая членам семьи изменить

взаимоотношения, психотерапевт стремится к тому, чтобы они смогли осознать

себя как часть единого целого, находящегося в определенных отношениях с

окружающей средой. Слишком жесткая структура семьи не предоставляет

возможности удовлетворять индивидуальные потребности ее членов, потому

психотерапевт должен сделать ее более гибкой, и напротив, если структура

семьи слишком аморфна и ее границы определены достаточно четко, специалисту

необходимо их укрепить. И в том и в другом случае основной задачей является

осознание членами семьи того, что они составляют единое целое, обладающее

как внутренними, так и внешними ресурсами. Им надо быть достаточно гибкими

для получения информации извне, что позволит семье действовать более

эффективно. Психотерапевт должен помочь им использовать свои внутренние

ресурсы и в тоже время задействовать внешние.

3. Использование мупьтигенерационной концепции с целью расширения

границ семьи

Этот принцип был сформулирован М. Боуэном. Он связан с представлением о

том, что расширенная семья может помочь нуклеарной семье лучше понять то,

что она собой представляет как система с определенной предысторией и

генеалогией. Данный принцип ориентирует психотерапевта на помощь членам

семьи в осознании ими своих корней и восстановлении связей с другими

родственниками, что позволяет им пользоваться новыми ресурсами.

Одной из задач психотерапии является лучшее понимание членами семьи ее

предыстории. Нередко проблемные семьи характеризуются очень бедными связями

с другими родственниками. Спрашивая членов таких семей об их отношениях с

родными, психотерапевт нередко обнаруживает, что они не виделись в течение

многих лет. В то же время в ходе разговора об этих родственниках члены

таких семей нередко дают сильные эмоциональные реакции. Лучшему пониманию

членами семьи того, что они собой представляют как единое целое, может

способствовать восстановление их связей с другими родственниками. При этом

следует учитывать несколько моментов. Зачастую в отношениях членов семьи с

этими родственниками имеются определенные нерешенные проблемы, которые

отражаются на функционировании нуклеарной семьи и накладывают отпечаток на

взаимоотношения ее членов. Этому можно помочь, побуждая кого-либо из членов

нуклеарной семьи к контактам с родными и к попыткам разрешения старых

проблем, имеющихся в его отношениях с ними. Это позволяет снять

напряженность в отношениях членов нуклеарной семьи.

В последнее время повышается интерес к вопросам семейной истории и

генеалогии, который в значительной степени отражает потребность людей в

установлении более широких родственных связей. Чем более крепкие связи

имеет человек с членами расширенной семьи и чем он лучше знает свою

генеалогию, тем более здоровым чувством «я» он обладает — такое мнение

высказывается все чаще и чаще. Таким образом, психотерапевт может

использовать мультигенерационный подход с тем, чтобы укрепить и расширить

границы семьи.

4. Получение членами семьи новой информации, помогающей изменить их

представление о ее проблемах

Одной из задач психотерапевта является помощь дисфункциональной семье

осознать особенности функционирования путем определения общих

закономерностей поведения членов семейной системы и их потребностей. При

этом специалист может познакомить членов семьи с некоторыми системными

понятиями. Помочь членам семьи лучше разобраться в особенностях своего

поведения могут следующие понятия:

• понятие ролевой структуры семьи и то, каким образом она может

ограничивать возможности ее членов;

• понятия альянсов и коалиций и то, как они связаны с внутрисемейными

конфликтами и затруднениями в адекватной оценке членами семьи действий друг

друга;

• понятие семейной лояльности и то, как она может препятствовать

эффективному использованию членами семьи внешних ресурсов.

Психотерапевт разъясняет членам семьи суть этих понятий, чтобы они

имели лучшее представление об особенностях функционирования семьи как

социальной системы.

На среднем этапе семейной психотерапии знакомство членов семьи с этими

понятиями может быть особенно полезным. Поскольку в этот период поведение

членов семьи постепенно утрачивает реактивный характер, они становятся

более готовыми к восприятию новой информации и реагируют на нее более

спокойно и конструктивно.

5. Использование юмора для снятия эмоционального напряжения

Юмор — одно из наиболее эффективных средств психотерапевтической помощи

семьям в различных обстоятельствах. Если члены семьи в состоянии в трудной

ситуации рассмеяться, это значит, что они уже на пути к ее разрешению.

Способность использовать юмор как психотерапевтическое средство является

качеством личности психотерапевта, и, конечно же, прибегать к нему следует

с осторожностью. Если психотерапевт пользуется им достаточно свободно, это

помогает снять переживаемое членами семьи эмоциональное напряжение.

6. Использование понятия эмоциональных треугольников с целью

реструктуризации семейной системы

Понятие эмоционального треугольника было введено М.Боуэном, который

утверждал, что треугольники являются обязательным элементам любой

социальной системы. Когда система находится в состоянии напряжения,

треугольники проявляются более активно. Начиная работать с семьей,

психотерапевт обязательно втягивается в те или иные треугольники. При этом

очень существенно, как он этим пользуется. Члены семьи будут всячески

пытаться включить психотерапевта в какой-либо треугольник и сообщать ему

определенную информацию, склоняя на ту или иную сторону. Как было сказано в

третьей главе, психотерапевт должен осознавать, что сообщаемая членами

семьи информация направлена на то, чтобы обеспечить сохранение между ними

определенных отношений. Если психотерапевт умело пользуется треугольниками,

он помогает членам семьи изменить свои взаимоотношения. Включаясь в

треугольник, специалист понимает, какую роль при этом играет. Когда один

член семьи что-либо рассказывает психотерапевту о другом члене семьи, он

включает его в треугольник. Психотерапевт может действовать в этой ситуации

следующим образом:

• позволяет члену семьи продолжить свой рассказ, тем самым становясь

частью треугольника;

• задает рассказчику несколько вопросов с целью уточнения его

собственной позиции и отношения к описываемым событиям;

• предлагает говорящему рассказать историю тому, о ком тот говорит, и

сообщает о своих интересах и отношении к происходящему.

Во всех случаях психотерапевт использует свое положение в качестве

члена треугольника с тем, чтобы определенным образом изменить

взаимоотношения других членов семьи. Когда члены семьи начинают осознавать,

что они используют треугольники в качестве защиты, это позволяет им освоить

более эффективные способы взаимодействия.

7. Использование «я-позиции» для того, чтобы помочь членам семьи лучше

определить свое положение в системе их отношений

Этот принцип связан с использованием треугольников. Психотерапевт,

общаясь с членами семьи, обязан достаточно четко обозначить свою

собственную позицию (в частности, показать, что не встанет на чью-либо

сторону). Переживая эмоциональный стресс, члены семьи стремятся склонить

психотерапевта на ту или иную сторону. Если он этому поддастся, то станет

частью треугольника и утратит возможность эффективного воздействия на

членов семьи. В то же время, если психотерапевт, вступая в треугольник,

обозначает свою «я»-позицию достаточно четко, он сохраняет объективность в

своих оценках семейной ситуации. Его задача заключается в том, чтобы

избегать своего включения в коалиции и альянсы, а также оценок одних членов

семьи как правых или «здоровых», а других — как неправых или «больных».

Если ему это удается, члены семьи смогут постепенно прийти таковому

восприятию друг друга и своих возможностей.

8. Использование исследовательской позиции для того, чтобы помочь членам

семьи прояснить свои отношения с окружающими

Психотерапевт может узнать семью, лишь непосредственно общаясь с ее

членами. Чем больше он ее узнает, тем больше члены семьи узнают о себе.

Одновременно психотерапевт не должен давать каких-либо оценок семейной

ситуации и поведения членов семьи, поскольку это будет способствовать их

пассивности. Лучше всего, если он задаст им больше вопросов, показав тем

самым, что не готов делать какие-либо оценки и заключения. Работая с

семьей, психотерапевт стремится получить как можно больше всевозможной

информации. Это необходимо не только для того, чтобы разобраться во

взаимоотношениях членов семьи, но и чтобы иметь более полное представление

о закономерностях функционирования любой семьи. Сообщая психотерапевту о

себе различную информацию, члены семьи постепенно открываются для

восприятия новых представлений. Они учатся лучше понимать свои собственные

потребности и требования, предъявляемые к ним социальным окружением.

9. Использование понятия энергии

Использование этого понятия связано с исследованием функционирования

семейной системы. Благодаря этим исследованиям было показано, что

представители социальных систем имеют тенденцию противодействовать

вмешательству извне. Поэтому, если, например, кто-либо из членов семьи в

ходе сессии не желает вступать в контакт, психотерапевт может побуждать его

к разговору. Это, однако, лишь усиливает его защитные тенденции.

Улавливая «энергию» членов семьи, психотерапевт более успешно решает

многие задачи. Так, допустим, он может позволить члену семьи молчать, тем

самым показывая, что молчание является своеобразной формой участия в

психотерапевтическом процессе. Вполне возможно, что этот член семьи через

некоторое время заговорит. Если никто не пытается его заставить говорить,

он понимает, что никакого смысла молчать больше нет. Данная закономерность

хорошо проявляется в любом противостоянии. Если одна сторона «складывает

оружие», другая также часто отказывается от продолжения конфликта. Если

психотерапевт, общаясь с членами семьи, не обращает внимания на их защитные

тенденции, те могут исчезнуть сами по себе.

Настраивание на энергию членов семьи является достаточно простым, но

эффективным инструментом. Вместо того чтобы избегать выражения чувств

гнева, дискомфорта и агрессии, психотерапевт может разрешить членам семьи

открыто выражать все эти чувства, тем самым помогая им по-новому взглянуть

на свои переживания.

10. Поддержка наиболее функциональных членов семьи

Во многих случаях психотерапевт обращает основное внимание на наименее

функциональных членов семьи. Если он определяет стратегию своей работы,

ориентируясь именно на них, то тем самым снижает общий функциональный

уровень семьи. И, напротив, если специалист ориентируется на самых

функциональных членов семьи, он повышает общий функциональный уровень

других ее членов. Фримен пишет: «Начиная работу с семьей, я обычно стараюсь

выявить наиболее функциональных членов, то есть тех, которые наиболее

гибки, адекватны, обладают наибольшим творческим потенциалом и спокойно

ведут себя в новой обстановке. Затем, опираясь на них, я пытаюсь изменить

структуру семьи. Очень важно, чтобы эти члены семьи могли присутствовать на

сессиях. Их присутствие благотворно сказывается на менее функциональных ее

членах. И, наоборот, ориентация психотерапевта на менее функциональных

членов семьи не позволяет семье воспользоваться имеющимися в ее

распоряжении внутренними ресурсами.»

Соблюдение десяти упомянутых принципов работы позволяет сделать процесс

семейной психотерапии более динамичнйм.

§ 7. ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП

Завершающий, или терминационный, этап семейной психотерапии тесно

связан с предыдущими этапами. Если начальный и средний этапы семейной

психотерапии проходят успешно, процесс переходит на завершающий этап. Когда

членам семьи удается изменить свой взгляд на имеющиеся проблемы и они

осознают свои внутренние ресурсы, переход на завершающую стадию

осуществляется без большого труда. От того, насколько успешно решены задачи

предыдущих этапов, зависит и характер завершающего этапа.

В начале семейной психотерапии завершение каждой сессии вызывало у

членов семьи усиление тревоги, поскольку ими еще не были освоены новые

способы взаимодействия. Их пугало то, что, вернувшись домой, они могут

столкнуться с прежними проблемами. Даже если в ходе самой сессии члены

семьи чувствовали себя достаточно комфортно, они не были уверены в том,

что это состояние продлится сколь либо долго. Однако, в ходе семейной

психотерапии членам семьи постепенно удается прийти к осознанию своих

ресурсов, позволяющих решать как индивидуальные, так и общие задачи.

Поэтому они начинают чувствовать себя более уверенно и не боятся завершения

сессий.

Любопытно наблюдать, какие изменения происходят в семье в течение года,

когда она проходит психотерапию. Первые три или четыре сессии члены семьи с

большим трудом включаются в работу и боятся ее завершения. В дальнейшем

сопротивление психотерапии становится значительно меньше. Члены семьи

быстро переходят к основному этапу сессии, обсуждают определенный круг

вопросов и даже проявляют готовность продолжить их обсуждение после сессии.

Это справедливо для всей последующей работы. По мере расширения границ

семейной системы и осознания ее членами своих ресурсов участники сессий

перестают считать психотерапию своим единственным спасением. Такой вывод

является закономерным результатом всей предыдущей работы. Члены семьи

переходят от реактивной позиции к проактивной.

Их реактивная позиция хорошо видна в начале семейной психотерапии,

когда члены семьи считают себя неспособными самостоятельно решить свои

проблемы и поэтому нуждающимися в помощи со стороны. Постепенно их действия

и решения становятся в меньшей степени зависимыми от тревоги и страха. Они

начинают ощущать в себе способность самостоятельно контролировать ситуацию

и определять, какое поведение является оптимальным для них самих и других.

Это свидетельствует о готовности семьи к завершению психотерапии. Предвидя

ее финал, члены семьи не испытывают тревоги и страха.

Психотерапевту необходимо помнить, что одной из главных задач семейной

психотерапии является освоение членами семьи эффективных способов

самостоятельного решения проблем. Они начинают работу, желая получить

помощь в решении определенных вопросов. Психотерапия не поможет им

избавиться от абсолютно всех проблем и избежать возникновения новых. Задача

состоит в том, чтобы развить копинговые механизмы членов семьи, раскрыть

семейные ресурсы и научить членов семьи пользоваться определенными

стратегиями, позволяющими решать различные проблемы самостоятельно.

Наиболее важным является умение членов семьи именно решать проблемы, а не

исключать их из собственной жизни.

Завершающая сессия строится таким образом, чтобы дать членам семьи

возможность обменятся опытом участия в психотерапевтической работе. Очень

важно, чтобы они оценили успешное решение своих старых проблем и сумели

повысить свою способность к разрешению новых.

На завершающей сессии необходимо также уделить внимание укреплению

личной идентичности членов семьи. В случае появления в семье новых проблем,

с которыми они не могут справиться, психотерапевт предоставляет возможность

еще одной или нескольких встреч. При этом он должен отвести себе роль

консультанта. Если члены семьи воспринимают его в этой роли, им будет проще

прибегнуть к его помощи в будущем. И наоборот, если у членов семьи сложится

впечатление, что очередное обращение к специалисту воспринимается как

свидетельство их некомпетентности, им будет стоить больших усилий вновь

обратиться к нему. Психотерапевт должен дать понять, что такое обращение

будет расценено им вполне нормально.

Завершающая сессия является и для психотерапевта, и для семьи очень

существенной. Она позволяет специалисту оценить психотерапевтический

процесс в целом и закрепить положительные изменения, достигнутые в ходе

работы. Существуют определенные случаи, когда психотерапевт решает не

проводить заключительную сессию. Однако даже если семья преждевременно

завершает психотерапию, Фримен обычно приглашает членов семьи прийти на

последнее интервью с тем, чтобы обсудить достигнутые результаты. Кроме

того, это позволяет наметить вопросы, которые члены семьи могли бы

попытаться решить в будущем. Это целесообразно делать тогда, когда семья

занимается с психотерапевтом в течение нескольких лет или, напротив, когда

она посетила психотерапевта всего два или три раза. Начиная работу,

целесообразно заранее сообщить членам семьи о том, что прежде, чем она

завершится, необходимо встретиться с психотерапевтом для объяснения причин,

побудивших их завершить психотерапию.

ЛИТЕРАТУРА

Фримен Д. Техники семейной психотерапии – СПб.: Питер, 2001. – 384 с.:

(Серия «Практикум по психотерапии»).

Страницы: 1, 2


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ