Рефераты

Типы психопатической личности

|десятилетиями учебный стереотип. | |

|Способность в период подъема на | |

|лету усваивать материал школьной | |

|программы здесь оказывается | |

|недостаточной. Упущенное | |

|приходится наверстывать | |

|усиленными занятиями, а в | |

|субдепрессивной фазе и это не | |

|приводит к желаемым результатам. | |

|Переутомление и астения | |

|затягивают субдепрессивную фазу, | |

|появляется отвращение к учебе и к| |

|умственной работе вообще. | |

|Лабильные циклоиды, в отличие от | |

|типичных, во многом приближаются | |

|к лабильному | |

|(эмоционально-лабильному или | |

|реактивно-лабильному) типу. Фазы | |

|здесь гораздо короче –несколько | |

|"хороших" дней сменяют несколько | |

|"плохих". "Плохие" дни более | |

|отмечены дурным настроением, чем | |

|вялостью, упадком сил или | |

|неудовлетворительным | |

|самочувствием. В пределах одного | |

|периода возможны короткие | |

|перемены настроения, вызванные | |

|соответствующими известиями или | |

|событиями. Но, в отличие от | |

|описываемого далее лабильного | |

|типа, нет чрезмерной | |

|эмоциональной реактивности, | |

|постоянной готовности настроения | |

|легко и круто меняться от | |

|незначительных причин. | |

|Подростковые поведенческие | |

|реакции у циклоидов, как | |

|типичных, так и лабильных, обычно| |

|выражены умеренно. | |

|Эмансипационные устремления и | |

|реакции группирования со | |

|сверстниками усиливаются в период| |

|подъема. Увлечения отличаются | |

|нестойкостью - в субдепрессивные | |

|периоды их забрасывают, в период | |

|подъема находят новые или | |

|возвращаются к прежним | |

|заброшенным. Заметного снижения | |

|сексуального влечения в | |

|субдепрессивной фазе сами | |

|подростки обычно не отмечают, | |

|хотя, по наблюдению близких, | |

|сексуальные интересы в "плохие | |

|дни" гаснут. Выраженные нарушения| |

|поведения (делинквентность, | |

|побеги из дому, знакомство с | |

|наркотиками) мало свойственны | |

|циклоидам. К алкоголизации в | |

|компаниях они обнаруживают | |

|склонность в периоды подъема. | |

|Суицидальное поведение в виде | |

|аффективных (но не | |

|демонстративных) попыток или | |

|истинных покушений возможно в | |

|субдепрессивной фазе. | |

|Самооценка характера у циклоидов | |

|формируется постепенно, по мере | |

|того, как накапливается опыт | |

|"хороших" и "плохих" периодов. У | |

|подростков этого опыта еще нет, и| |

|поэтому самооценка может быть еще| |

|очень неточна. | |

|ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП | |

|Этот тип наиболее полно описан | |

|под разными наименованиями | |

|"эмоционально-лабильный", | |

|(Schneider, | |

|1923),"реактивно-лабильный" (П. | |

|Б. Ганнушкиным, 1933) или | |

|"эмотивно-лабильный" (Leongard, | |

|1964, 1968) и др . | |

|В детстве лабильные подростки, | |

|как правило, особенно не | |

|выделяются среди сверстников. | |

|Лишь у некоторых обнаруживается | |

|склонность к невротическим | |

|реакциям. Однако почти у всех | |

|детство наполнено инфекционными | |

|заболеваниями, вызываемыми | |

|условно-патогенной флорой. Частые| |

|ангины, непрерывные "простуды", | |

|хронические пневмонии, ревматизм,| |

|пиелоциститы, холециститы и др. | |

|заболевания хотя протекают и не в| |

|тяжелых формах, но склонны | |

|принимать затяжное и | |

|рецидивирующее течение. Возможно,| |

|фактор "соматической | |

|инфантилизации" играет важную | |

|роль во многих случаях | |

|формирования лабильного типа. | |

|Главная черта лабильного типа - | |

|крайняя изменчивость настроения. | |

| | |

|Можно говорить о намечающемся | |

|формировании лабильного типа в | |

|случаях, когда настроение | |

|меняется слишком часто и | |

|чрезмерно круто, а поводы для | |

|этих коренных перемен бывают | |

|ничтожными. Кем-то нелестно | |

|сказанное слово, неприветливый | |

|взгляд случайного собеседника, | |

|некстати пошедший дождь, | |

|оторвавшаяся от костюма пуговица | |

|способны погрузить в унылое и | |

|мрачное расположение духа при | |

|отсутствии каких-либо серьезных | |

|неприятностей и неудач. В то же | |

|время какая-нибудь приятная | |

|беседа, интересная новость, | |

|мимолетный комплимент, удачно к | |

|случаю одетый костюм, услышанные | |

|от кого-либо, хотя и | |

|малореальные, но заманчивые | |

|перспективы могут поднять | |

|настроение, даже отвлечь от | |

|действительных неприятностей, | |

|пока они снова не напомнят | |

|чем-либо о себе. При | |

|психиатрическом осмотре во время | |

|откровенных и волнующих бесед, | |

|когда приходится касаться самых | |

|разных сторон жизни, на | |

|протяжении получаса можно видеть | |

|не раз готовые навернуться слезы | |

|и вскоре радостную улыбку. | |

|Настроению присущи не только | |

|частые и резкие перемены, но и | |

|значительная их глубина. От | |

|настроения данного момента | |

|зависят и самочувствие, и | |

|аппетит, и сон, и | |

|трудоспособность, и желание | |

|побыть одному или только вместе с| |

|близким человеком или же | |

|устремиться в шумное общество, в | |

|компанию, на люди. Соответственно| |

|настроению и будущее то | |

|расцвечивается радужными | |

|красками, то представляется серым| |

|и унылым, и прошлое предстает то | |

|как цепь приятных воспоминаний, | |

|то кажется сплошь состоящим из | |

|неудач, ошибок и | |

|несправедливостей. Одни и те же | |

|люди, одно и то же окружение | |

|кажутся то милым, интересным и | |

|привлекательным, то надоевшим, | |

|скучным и безобразным, наделенным| |

|всяческими недостатками. | |

|Маломотивированная смена | |

|настроения иногда создает | |

|впечатление о поверхностности и | |

|легкомыслии. Но это суждение не | |

|соответствует истине. | |

|Представители лабильного типа | |

|способны на глубокие чувства, на | |

|большую и искреннюю | |

|привязанность. Это прежде всего | |

|сказывается в их отношении к | |

|родным и близким, но лишь к тем, | |

|от кого они сами чувствуют | |

|любовь, заботу и участие. К ним | |

|привязанность сохраняется, | |

|несмотря на легкость и частоту | |

|мимолетных ссор. | |

|Не менее свойственна лабильным | |

|подросткам и преданная дружба. В | |

|друге они стихийно ищут | |

|психотерапевта. Они предпочитают | |

|дружить с тем, кто в минуты | |

|грусти и недовольства способен | |

|отвлечь, утешить, рассказать | |

|что-нибудь интересное, | |

|приободрить, убедить, что "все не| |

|так страшно", но и в то же время | |

|в минуты эмоционального подъема | |

|легко откликнуться на радость и | |

|веселье, удовлетворить | |

|потребность сопереживания. | |

|Лабильные подростки весьма чутки | |

|ко всякого рода знакам внимания, | |

|благодарности, похвалам и | |

|поощрениям - все это доставляет | |

|им искреннюю радость, но вовсе не| |

|побуждает к заносчивости или | |

|самомнению. Порицания, осуждения,| |

|выговоры, нотации глубоко | |

|переживаются и способны вторгнуть| |

|в беспросветное уныние. | |

|Действительные неприятности, | |

|утраты, несчастья лабильные | |

|подростки переносят чрезвычайно | |

|тяжело, обнаруживая склонность к | |

|реактивным депрессиям, тяжелым | |

|невротическим срывам. | |

|Реакция эмансипации у лабильных | |

|подростков выражена весьма | |

|умеренно. Им хорошо в семье, если| |

|они чувствуют там любовь, тепло и| |

|уют. Эмансипационная активность | |

|проявляется в виде коротких | |

|вспышек, обусловленных капризами | |

|настроения и обычно трактуемых | |

|взрослыми как простое упрямство. | |

| | |

|Ей чужд и опьяняющий азарт игр, и| |

|скрупулезная дотошность | |

|коллекционирования, и настойчивое| |

|совершенствование силы, ловкости | |

|умений и высоты утонченных | |

|интеллектуально-эстетических | |

|наслаждений. | |

|Самооценка отличается | |

|искренностью (Ефременкова, | |

|Иванов, 1971). Лабильные | |

|подростки хорошо знают | |

|особенности своего характера, | |

|знают, что они - "люди | |

|настроения" и что от настроения у| |

|них все зависит. Отдавая отчет в | |

|слабых сторонах своей натуры, они| |

|не пытаются что-либо скрыть или | |

|затушевать, а как бы предлагают | |

|окружающим принимать их такими, | |

|какие они есть. В том, как | |

|относятся к ним окружающие, они | |

|обнаруживают удивительно хорошую | |

|интуицию - сразу, при первом | |

|контакте чувствуя, кто к ним | |

|расположен, кто безразличен, а в | |

|ком таится хоть капля | |

|недоброжелательности или | |

|неприязни. Ответное отношение | |

|возникает незамедлительно и без | |

|попыток его утаить. | |

|АСТЕНО-НЕВРОТИЧЕСКИЙ ТИП | |

|У подростков | |

|астено-невротического типа с | |

|детства нередко обнаруживаются | |

|признаки невропатии - беспокойный| |

|сон и плохой аппетит, | |

|капризность, пугливость, | |

|плаксивость, иногда ночные | |

|страхи, ночной анурез, заикание и| |

|т. п. | |

|Главными чертами | |

|астено-невротической акцентуации | |

|являются повышенная утомляемость,| |

|раздражительность и склонность к | |

|ипохондричности. Утомляемость | |

|особенно проявляется в умственных| |

|занятиях. Умеренные физические | |

|нагрузки переносятся лучше, | |

|однако физические напряжения, | |

|например обстановка спортивных | |

|соревнований, оказываются | |

|невыносимыми. Раздражительность | |

|неврастеников существенно | |

|отличается от гневности | |

|эпилептоидов и вспыльчивости | |

|гипертимов и более всего сходна с| |

|аффективными вспышками у | |

|подростков лабильного типа. | |

|Раздражение, нередко по | |

|ничтожному поводу, легко | |

|изливается на окружающих, порой | |

|случайно попавших под горячую | |

|руку, и столь же легко сменяется | |

|раскаянием и даже слезами. В | |

|отличие от эпилептоидов аффект не| |

|отличается ни постепенным | |

|накипанием, ни силой, ни | |

|продолжительностью. В отличие от | |

|вспыльчивости гипертимов поводом | |

|для вспышек вовсе не обязательно | |

|служит встречаемое | |

|противодействие, бурного | |

|неистовства аффект также не | |

|достигает. Склонность к | |

|ипохондризации является особенно | |

|типичной чертой. Такие подростки | |

|внимательно прислушиваются к | |

|своим телесным ощущениям, крайне | |

|подвержены ятрогении, охотно | |

|лечатся, укладываются в постель, | |

|подвергаются осмотрам. Наиболее | |

|частым источником ипохондрических| |

|переживаний, особенно у | |

|мальчиков, становится сердце | |

|(Кургановский, 1965). | |

|Делинквентность, побеги из дому, | |

|алкоголизация и другие нарушения | |

|поведения подросткам | |

|астено-невротического типа не | |

|свойственны. Но это не означает, | |

|что специфически подростковые | |

|поведенческие реакции у них | |

|отсутствуют. Стремление к | |

|эмансипации или тяга к | |

|группированию со сверстниками, не| |

|получая прямого выражения в силу | |

|астеничности, утомляемости и т. | |

|п., могут исподволь подогревать | |

|маломотивированные вспышки | |

|раздражения в отношении | |

|родителей, воспитателей, старших | |

|вообще, побуждать к обвинению | |

|родителей в том, что их здоровью | |

|уделяется мало внимания, или же | |

|порождать глухую неприязнь к | |

|сверстникам, у которых | |

|специфически-подростковые | |

|поведенческие реакции выражаются | |

|прямо и открыто. Сексуальная | |

|активность обычно ограничивается | |

|короткими и быстро истощающимися | |

|вспышками. К сверстникам тянутся,| |

|скучают без их компании, но | |

|быстро от них устают и ищут | |

|отдыха, одиночества или общества | |

|с близким другом. | |

|Самооценка астено-невротических | |

|подростков обычно отражает их | |

|ипохондрические установки. Они | |

|отмечают зависимость плохого | |

|настроения от дурного | |

|самочувствия, плохой сон ночью и | |

|сонливость днем, разбитость по | |

|утрам. В мыслях о будущем | |

|центральное место занимают заботы| |

|о собственном здоровье. Они | |

|сознают также. что утомляемость и| |

|раздражительность глушат их | |

|интерес к новому, делают | |

|непереносимыми критику и | |

|возражения, стесняющие их | |

|правила. Однако далеко не все | |

|особенности отношений подмечаются| |

|достаточно хорошо. | |

|СЕНСИТИВНЫЙ ТИП | |

|С детства проявляется пугливость | |

|и боязливость. Такие дети часто | |

|боятся темноты, сторонятся | |

|животных, страшатся остаться | |

|одни. Они чуждаются слишком | |

|бойких и шумных сверстников, не | |

|любят чрезмерно подвижных и | |

|озорных игр, рискованных | |

|шалостей, избегают больших | |

|детских компаний, чувствуют | |

|робость и застенчивость среди | |

|посторонних, в новой обстановке и| |

|вообще не склонны к легкому | |

|общению с незнакомыми людьми. Все| |

|это иногда производит впечатление| |

|замкнутости, отгороженности от | |

|окружающего и заставляет | |

|подозревать свойственные шизоидам| |

|аутистические наклонности. Однако| |

|с теми, к кому эти дети привыкли,| |

|они достаточно общительны. | |

|Сверстникам они нередко | |

|предпочитают игры с малышами, | |

|чувствуя себя среди них увереннее| |

|и спокойнее. Не проявляется также| |

|свойственный шизоидам ранний | |

|интерес к абстрактным знаниям, | |

|"детская энциклопедичность". | |

|Многие чтению охотно предпочитают| |

|тихие игры, рисование, лепку. К | |

|родным они иногда обнаруживают | |

|чрезвычайную привязанность, даже | |

|при холодном отношении или | |

|суровом обращении с их стороны. | |

|Отличаются послушанием, часто | |

|слывут "домашним ребенком". | |

|Школа пугает их скопищем | |

|сверстников, шумом, возней, | |

|суетой и драками на переменах, | |

|но, привыкнув к одному классу и | |

|даже страдая от некоторых | |

|соучеников, они неохотно | |

|переходят в другой коллектив. | |

|Учатся обычно старательно. | |

|Пугаются всякого рода | |

|контрольных, проверок, экзаменов.| |

|Нередко стесняются отвечать перед| |

|классом, боясь сбиться, вызвать | |

|смех, или, наоборот, отвечают | |

|гораздо меньше того, что знают, | |

|чтобы не прослыть выскочкой или | |

|чрезмерно прилежным учеником | |

|среди одноклассников. | |

|Начало пубертатного периода | |

|обычно проходит без особых | |

|осложнений. Трудности адаптации | |

|чаще возникают в 16-19 лет. | |

|Именно в этом возрасте выступают | |

|оба главных качества сенситивного| |

|типа, отмеченные П. Б. | |

|Ганнушкиным, - "чрезвычайная | |

|впечатлительность" и "резко | |

|выраженное чувство собственной | |

|недостаточности" (Ганнушкин, | |

|1964). | |

|Реакция эмансипации у сенситивных| |

|подростков бывает выражена | |

|довольно слабо. К родным | |

|сохраняется детская | |

|привязанность. К опеке старших | |

|относятся не только терпимо, но | |

|даже охотно ей подчиняются. | |

|Упреки, нотации и наказания со | |

|стороны близких скорее вызывают | |

|слезы, угрызения и даже отчаяние,| |

|чем обычно свойственный | |

|подросткам протест. | |

|Рано формируется чувство долга, | |

|ответственности, высоких | |

|моральных и этических требований | |

|и к окружающим, и к самому себе. | |

|Сверстники ужасают грубостью, | |

|жестокостью, циничностью. В себе | |

|же видится множество недостатков,| |

|особенно в области качеств | |

|морально-этических и волевых. | |

|Чувство собственной | |

|неполноценности у сенситивных | |

|подростков делает особенно | |

|выраженной реакцию | |

|гиперкомпенсации. Они ищут | |

|самоутверждения не в стороне от | |

|слабых мест своей натуры, не в | |

|областях, где могут раскрыться их| |

|способности, а именно там, где | |

|особенно чувствуют свою | |

|неполноценность. Девочки | |

|стремятся показать свою | |

|веселость. Робкие и стеснительные| |

|мальчики натягивают на себя | |

|личину развязности и даже | |

|нарочитой заносчивости, пытаются | |

|показать свою энергию и волю. Но | |

|как только ситуация неожиданно | |

|для них требует смелой | |

|решительности, они тотчас же | |

|пасуют. Если удается установить с| |

|ними доверительный контакт и они | |

|чувствуют от собеседника симпатию| |

|и поддержку, то за спавшей маской| |

|"все нипочем" оказываются жизнь, | |

|полная укоров и самобичевания, | |

|тонкая чувствительность и | |

|непомерно высокие требования к | |

|самому себе. Нежданное участие и | |

|сочувствие могут сменить | |

|заносчивость и браваду на бурно | |

|хлынувшие слезы. | |

|В силу той же реакции | |

|гиперкомпенсации сенситивные | |

|подростки оказываются на | |

|общественных постах (старосты и | |

|т. п.). Их выдвигают воспитатели,| |

|привлеченные послушанием и | |

|старательностью. Однако их | |

|хватает лишь на то, чтобы с | |

|большой личной ответственностью | |

|выполнять формальную сторону | |

|порученной им функции, но | |

|неформальное лидерство в таких | |

|коллективах достается другим. | |

|Намерение избавиться от робости и| |

|слабоволия толкает мальчиков на | |

|занятия силовыми видами спорта: | |

|борьбой, карате, культуризмом и | |

|т. п. | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ