Рефераты

Учет особенностей темперамента младшего школьника в процессе обучения

Предполагалось, что, только зная свойства нервной системы, их количество и

устойчивые вариации, можно будет установить возможную структурную

организацию (тип) темперамента.

Теплов развил и во многом переосмыслил учение Павлова о свойствах

нервной системы[5].

Под свойствами нервной системы он понимает ее природные, врожденные

особенности.

После смерти Павлова, отмечает Теплов, учение о четырех типах стало

рассматриваться многими физиологами и психологами как сущность павловской

теории типов и заслонило собой подлинно великое павловское открытие -

открытие основных свойств нервной системы.

Нет никаких ни теоретических, ни экспериментальных оснований считать,

что число основных типов нервной системы равно четырем, отмечает Теплов.

"Мне кажется, - пишет Теплов, - что в настоящее время еще невозможно

дать стройную классификацию типов нервной системы и тем более научно

обоснованно определить число основных".

И все же Теплов излагает свой взгляд на вопрос о том: "Что же следует

принимать за основные свойства нервной системы?" Первое и наиболее подробно

изученное свойство - сила нервной нервной системы по отношению к

возбуждению. Основной, определяющий признак этого свойства - способность

нервной системы выдерживать, не обнаруживая запредельного торможения,

длительное или часто повторяемое возбуждение.

Вторым свойством нервной системы следует, по Теплову, считать силу ее по

отношению к торможению. Основной признак этого свойства - способность

нервной системы выдерживать длительное или часто повторяемое действие

тормозного раздражителя.

Наименее ясным, согласно Теплову, остается третье павловское свойство -

подвижность нервных процессов. Экспериментальные факты решительно говорят

против признания подвижности единым свойством нервной системы, включающим

такие различные проявления, как скорость переделки знаков раздражителей и

скорость возникновения и прекращения нервных процессов. Показатели этих

проявлений не коррелируют друг с другом. По-видимому, целесообразно

сохранить термин "подвижность" за свойством, характеризующимся скоростью

переделки знаков раздражителей (как это делают физиологи, работающие с

животными).

Итак, согласно Теплову, можно наметить следующую структуру свойств

нервной системы:

1) сила (выносливость),

2) динамичность (легкость генерации нервного процесса),

3) подвижность (скорость переделки знаков раздражителей),

4) лабильность (скорость возникновения и прекращения нервного процесса).

Каждое из этих свойств может быть различным по отношению к процессу

возбуждения и к процессу торможения: Следовательно, нужно говорить об

уравновешенности нервных процессов по каждому из этих свойств. Небилицин

продолжил направление исследований Теплова. Критический анализ результатов,

получаемых при использовании различных методов определения свойств нервной

системы, позволил Б. М. Теплову и его сотрудникам прийти к выводу о

существовании наряду с традиционно выделенными еще нескольких свойств

нервной системы, в частности таких, как динамичность и лабильность. Первое

из них отвечает за легкость генерации нервной системой процессов

возбуждения и торможения, в частности при формировании временных связей.

Второе - лабильность - есть скоростная характеристика деятельности нервной

системы, определяющая в основном быстроту затухания последействия от

импульса возбуждения и, следовательно, быстроту смены одного цикла

возбуждения другим при серийной подаче стимулов.

Другой отечественный психолог – ведущий специалист по проблемам

темперамента - Небылицин[6] с сотрудниками изучал группу основных свойств

нервной системы, существование большинства из которых установлено с

достаточной твердостью, в том числе с применением факторного анализа. Все

эти свойства характеризуют, каждое со своей определенной точки зрения,

динамику каждого из двух основных нервных процессов - возбуждения и

торможения. Говоря о динамичности нервной системы, Небылицин имеет в виду в

сущности два свойства - динамичность возбуждения и торможения, так же как,

говоря о силе нервной системы, мы подразумеваем фактически два свойства -

силу нервной системы по отношению к возбуждению и по отношению к

торможению. Поскольку эти свойства представляют собой элементарные

измерения двух фундаментальных нервных процессов, он называет их

первичными.

Ко вторичным же свойствам Небылицин относит ряд дополнительных

характеристик нервной системы, получаемых посредством измерения и

сопоставления одноименных первичных свойств, характеризующих два

противоположных нервных процесса возбуждение и торможение. Это, таким

образом, характеристики баланса, или уравновешенности, нервных процессов по

первичным свойствам - по динамичности или силе, или подвижности, или

лабильности. Павловское свойство уравновешенности нервных процессов

Небылицин рассматривает именно как вторичное: с его точки зрения,

обоснованной анализом применяемых для определения уравновешенности проб,

это свойство представляет собой уравновешенность нервной системы по

динамичности, т. е. по относительной легкости генерации нервной системой

возбудительного или тормозного процесса, хотя сам Павлов рассматривал

уравновешенность как соотношение двух силовых -характеристик нервной

системы (силы по отношению к возбуждению и силы по отношению к торможению).

Уравновешенность по динамичности изучена гораздо детальнее, чем другие виды

баланса, определение которых наталкивается на значительные трудности,

связанные в ряде случаев с отсутствием методик для адекватной оценки

некоторых из первичных СНС, характеризующих процесс торможения.

Итак, с точки зрения Небылицина, намечается некоторая достаточно простая

(всего двухступенчатая) иерархия основных свойств нервной системы,

включающая набор первичных и определяемых на их основе вторичных свойств.

Можно говорить, следовательно, о существовании многомерной структуры СНС

(свойств нервной системы), изученной явно недостаточно, но относительно

большинства компонентов которой (т. е. относительно отдельных свойств)

накоплено немало весьма ценных данных, касающихся их природы, способов их

определения и их психологических проявлений.

2.5 Концепция темперамента В.М.Русалова.

Одной из современных и достаточно широко используемых концепций

темперамента является теория, разработанная под руководством В.М.Русалова в

лаборатории психологии и психофизиологии индивидуальности Института

психологии РАН.

Исследователями были сформулированы следующие критерии темперамента:

1) независимость от содержания, мотива и цели поведения (стилевой аспект

поведения);

2) динамический (энергетический) аспект процесса взаимодействия человека

с внешним и внутренним миром (предметным миром, другими людьми,

собой);

3) универсальность и консистентность проявления во всех сферах

деятельности и жизнедеятельности;

4) раннее проявление в детстве;

5) устойчивость в течение длительного периода жизни человека;

6) высокая корреляция с общими свойствами нервной системы и свойствами

других биологических подсистем (гуморальной, телесной и т.д.);

7) наследуемость [7].

Накопленный обширный фактический материал показал недостаток

гуморальных, телесных и существующих нервных теорий темперамента, поскольку

в качестве основания темперамента как целостного психологического

образования берется не вся биологическая подсистема человека, а лишь та или

иная ее составная часть, каждая их которых (будь-то гуморальная,

соматическая или нервная) сама по себе не обладает необходимыми и

достаточными для этого свойствами. Показано, что темперамент испытывает

непосредственное влияние со стороны всей биологической организации человека

в целом.

Для анализа биологической системы человека В.М. Русалов выдвинул

концепцию общих и частных конституций организма человека. Согласно этой

концепции, в основе темперамента лежат свойства общей конституции

человеческого организма, которая рассматривается как совокупность всех

частных конституций, т. е. всех физических и физиологических свойств

индивида, закрепленных в его наследственном аппарате.

Наиболее важной отличительной чертой исследований В.М.Русалова и его

коллег является использование концепции П.К. Анохина об интегративной

деятельности мозга, которая рассматривается как новейший этап в развитии

учения И.П. Павлова. Применение этой концепции позволило не только вскрыть

структуру и организацию общих свойств нервной системы, но и вывести из нее

количество фундаментальных свойств темперамента.

Общие (функционально-системные) свойства отражают наиболее существенные

нейрофизиоло-гические особенности деятельности всего мозга при реализации

ключевых этапов функциональной системы. Количество общих свойств и их

содержание вытекает из самой архитектуры функциональной системы.

Функционально-системные свойства на поведенческом уровне выступают в

качестве структурных единиц темперамента. Проанализировав сложную

архитектуру функциональной системы, удалось выделить четыре «несократимых»

функциональных блока: «афферентный синтез», «программирование»,

«исполнение» и «сличение результатов реального действия с акцептором

результата действия». Исходя из этого, была разработана теоретическая

модель темперамента, в которой постулируется четыре (в соответствии с

четырьмя основными блоками функциональной системы) фундаментальных свойства

темперамента. Таким образом, впервые удалось теоретически не только

обосновать количество первичных, эволюционно целесообразных, важнейших

параметров темперамента, но и раскрыть механизм их функционирования, т. е.

понять, каким образом совершается единство целостных свойств темперамента:

побуждения («афферентный синтез»), действия (блоки «программирования» и

«исполнения») и переживания (блок «сличения» как результат рассогласования

реального результата с «акцептором» результата действия).

Использование функционально-системной концепции П.К. Анохина позволило

выйти из тупика проблемы общих свойств нервной системы, а заодно и раскрыть

соотношение между общими и частными свойствами: общие свойства нервной

системы — это функционально-системные свойства, отражающие интегративную

деятельность всего мозга, а частные — это свойства разных структур мозга, в

том числе и анализаторов, и передних отделов мозга. Исходя из данной

функционально-системной концепции, темперамент целесообразно рассматривать

как результат «системного обобщения» тех инвариантных биологических

компонентов, прежде всего — общих свойств нервной системы, которые

вовлечены в функциональные «блоки» поведения. Благодаря системному

обобщению первоначально генетически заданная система индивидуальных

биологических свойств человека (с изначальной иерархией потребностей,

планом и способом действий), включаясь в самые различные виды деятельности,

постепенно трансформируется и образует независимо от содержания самой

деятельности обобщенную качественно новую, индивидуально-устойчивую систему

инвариантных свойств, но уже не биологических, а психобиологических, или

«формально-динамических», свойств индивидуального поведения.

Следовательно, согласно Русалову, темперамент — это особая

психобиологическая категория, охватывающая обобщенные формально-

динамические аспекты всего поведения человека.

Развиваемый подход позволяет разрешить спор о том, является ли

темперамент самостоятельным образованием или нет, как соотносить между

собой темперамент, интеллект, характер и личность.

Во-первых, темперамент — это одно из самостоятельных, независимых

базальных и устойчивых динамических образований психики. Во-вторых,

темперамент и характер не идентичны, поскольку их формально-динамические

характеристики имеют разные аспекты обобщения, а также разное соотношение

«содержательных» свойств психики. В-третьих, темперамент не идентичен

личности, поскольку последняя представляет прежде всего систему ценностно-

смысловых отношений человека. Однако включение темперамента в структуру

личности позволяет глубже понять те психологические механизмы, которые

Ответственны за формирование и функционирование собственно личностных

качеств индивида.

Темперамент, в рамках этого подхода, представляет собой совокупность

таких психических черт, признаков и свойств человека, которые возникли в

результате обобщения динамических, формальных, стилевых характеристик

психики под влиянием устойчивых индивидуальных биологических детерминант.

Отсюда следует, что развитие темперамента происходит по двум основаниям: 1)

вслед за биологическим возрастным развитием и 2) как результат сменяющих

друг друга социально организованных типов деятельности (игра, учеба, труд и

т. д.), т. е. в процессе воспитания и тренировки. Существование в психике

человека устойчивых обобщенных динамико-энергетических характеристик,

формирующихся в деятельности на основе биологических факторов, т. е.

темперамента, позволяет человеку наиболее оптимально расходовать свои

энергодинамические потенции. Заданный от природы определенный

индивидуальный уровень энергодинамических возможностей (определенный

уровень обмена или активности гормональной сферы, особенности нервных

процессов и т. д.), постоянно включаясь в деятельность независимо от

мотивов, целей и т. д., неизбежно приводит к обобщению определенных

психических, в данном случае — темпераментальных, характеристик, которые

выступают в роли регуляторов расходования человеком своих

энергодинамических возможностей. Таким образом, характеристики темперамента

не столько привносят в деятельность различные оттенки, сколько задают

границы, оберегают организм от чрезвычайно большого или, наоборот,

чрезвычайно малого расходования энергии. Выживаемость человеческого

организма в первом случае будет под угрозой из-за огромной истощаемости, а

во втором — из-за слабого, пассивного усвоения субъектом предметного мира.

Именно в этом и состоит приспособительная, адаптивная роль темперамента в

рамках данного подхода.

К настоящему времени В.М.Русалову и его коллегам в многочисленных

исследованиях удалось не только экспериментально выделить теоретически

ожидаемые свойства темперамента, вытекающие из структуры функциональной

системы, но и найти их устойчивые комбинации. Было установлено, что в

структуре психической активности существуют три относительно независимых

компонента.

Наиболее важным из них является «эргичность» (выносливость), которая

соответствует «афферентному синтезу» и характеризует меру напряженности

процесса взаимодействия человека-субъекта с предметной средой (в том числе

и с собой) и другими людьми.

Другой важнейшей формально-динамической характеристикой активности

является «пластичность», соответствующая блоку «программирования», в

которой отражается легкость (гибкость) процесса переключения с одних

программ поведения на другие.

Третий компонент психической активности — «скорость», соответствующая

блоку «исполнения», характеризует уровень координации всех подсистем

организма и отражает, как быстро протекают психические процессы.

В структуре эмоциональности был выделен только один фундаментальный

параметр — порог чувствительности к несовпадению реального результата

действия с «акцептором результата действия». В этом параметре отражается

основное свойство эмоциональности — «впечатлительность, ранимость». Все

остальные эмоциональные характеристики (радость, гнев, страх и т. д.)

являются производными сочетаниями различных уровней активности и порога

эмоциональной чувствительности. Например, радость представляет собой

сочетание высокой психической активности и высокого порога эмоциональной

чувствительности; гнев — высокой психической активности и низкого

эмоционального порога; страх — низкой психической активности и низкого

эмоционального порога и т. д.

Было показано, что выделенные четыре фундаментальных свойства

темперамента могут отличаться в зависимости от сферы проявления

темперамента: психомоторной, интеллектуальной или коммуникативной[8].

Таким образом, максимальное число основных шкал темперамента, изучаемое

В.М.Русаловым и его сотрудниками, может достигать двенадцати, что нашло

свое отражение в конструировании нового варианта ОСТ — опросника формально-

динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ).

На основе разработанной Русаловым теоретической модели темперамента

удалось сконструировать специальный тест-опросник, позволяющий измерить

свойства темперамента человека. Опросник структуры темперамента (ОСТ) —

уникальный отечественный тест, прошедший психометрическую валидизацию. Было

показано, что шкалы ОСТ высоко коррелируют с объективными тестами,

экспертными оценками, а также опросниками, содержание шкал которых известно

и аналогично некоторым шкалам ОСТ (тест Айзенков, тест Стреляу и др.). Тест-

опросник (ОСТ) позволил исследовать не только структуру, половые различия,

генетические и психофизиологические предпосылки формирования, но и

закономерности взаимодействия темперамента с другими вышележащими

структурами индивидуальности, а именно — с общим интеллектом и творческими

способностями.

Выводы.

1) Темперамент является динамической характеристикой психической

активности и связан с такими характеристиками, как темп, быстрота,

интенсивность, сила и др.

2) Темперамент основан на особенностях физиологии человека и в этом

смысле он относится к числу врожденных характеристик человека. В

настоящее время не существует единого мнения о физиологической основе

темперамента.

3) В результате наблюдением за динамическими проявлениями людей

сформировались описания четырех типов темперамента: холерик,

сангвиник, флегматик и меланхолик. Каждый из этих типов более

адекватен той или иной ситуации, так что нельзя их оценивать с точки

зрения "плохой - хороший".

4) Темперамент тесно связан с другими личностными проявлениями человека

(характером, способностями и т.д.), выступая, как их динамическая

основа.

5) На основе анализа основных результатов, полученных в различных школах,

можно сделать вывод о том, что в большинстве случаев в состав

темпераментальных свойств исследователи включают динамические,

стилевые и энергетические характеристики поведения.

6) Общепризнанным является представление о наследственной обусловленности

темперамента, его относительной устойчивости, о единстве, целостности

проявлений в темпераменте биологических и психологических качеств

человека.

7) Никто, кроме В.М.Русалова с соавторами, из рассмотренных в главе

авторов не ставит вопрос о теоретической модели темперамента,

основанной на современных представлениях о биологической организации

человека, и прежде всего — работе нервной системы, из которой можно

было бы вывести заданное количество основных шкал (факторов)

темперамента.

8) Большинство изучаемых свойств темперамента носит, как правило,

описательный характер. Количество свойств вытекает не из определенной

теоретической модели, а детерминировано особенностями факторной

обработки исходных характеристик темперамента.

9) В факторных теориях темперамента ничего не говорится о развитии

свойств темперамента, о влиянии одних свойств на другие, об их роли и

месте в структуре личности и индивидуальности.

Глава II. Возрастные особенности темперамента младшего школьника.

1. Возрастные изменения темперамента.

Темперамент подобно всем свойствам организма, подвержен возрастным

изменениям, прежде всего связанным с процессом созревания или с изменениями

поведения, вытекающими главным образом из анатомического и физиологического

развития нервной системы и других систем организма.

Тот факт, что свойства темперамента подвержены возрастным изменениям,

подтверждается результатами исследований, проведенных как с животными, так

и с людьми.

Изучение типов нервной системы у детей различного возраста подтверждает

существование возрастных изменений темперамента (свойств нервной системы),

обусловленных прежде всего созреванием центральной нервной системы и

эндокринного аппарата. Такие наблюдения проводили еще в 30-х годах нашего

столетия, и в настоящее время дают примерно такие же результаты. Наиболее

систематично они изложены в работах психологов: В. Э. Чудновского, Н. С.

Лейтеса и Э. И. Маствилискер. Из них выводятся некоторые закономерности.

Рассмотрим некоторые из закономерностей возрастных изменений темперамента,

акцентируя внимание на младшем школьном возрасте.

1. На раннем этапе своего развития дети обладают слабой нервной системой;

это в равной мере относится к процессам возбуждения и торможения.

Слабость процесса возбуждения проявляется прежде всего в малой

выносливости нервной системы, быстром утомлении и легком возникновении

охранительного торможения. Показателем слабости является также сильно

развитое индуктивное (внешнее) торможение, которое выражается в

затормаживании действий под влиянием побочных раздражителей. О том,

что такое торможение проявляется еще в младшем школьном возрасте,

прекрасно знают учителя: ведь им часто приходится наблюдать, как

мельчайшее изменение обстановки в классе отвлекает внимание учащихся

от школьных занятий. Пониженной работоспособности (выносливости)

сопутствует повышенная возбудимость и чувствительность индивида, что,

в частности, выражается в моторных и эмоциональных реакциях,

неадекватных силе раздражителей. Помимо того, что эти реакции очень

сильны, они имеют короткий латентный период. Многие исследования

показывают, что сила процесса возбуждения, еще малая в дошкольном

возрасте, достигает соответствующего данному индивиду максимального

уровня примерно к 7—8-му году жизни. Начиная с этого возраста, больших

различий в работоспособности нервной системы между детьми и взрослыми

уже не отмечается.

2. Общепринято мнение, что сила процесса торможения, выражающаяся прежде

всего в способности к образованию и устойчивости различных условных

тормозных реакций, достигает своего максимального уровня позднее, чем

сила процесса возбуждения. Однако относительно возраста, в котором это

свойство обнаруживается уже в зрелой форме, нет единого мнения. Есть

данные, полученные, правда, в основном в опытах с животными, из

которых следует, что сила процесса торможения в большей мере, чем сила

процесса возбуждения, подвержена влиянию тренировок, особенно в раннем

онтогенезе. Слабость процесса торможения в первые годы жизни ребенка

проявляется главным образом в пониженной способности сдерживать

различные реакции, в склонности к нарушению запретов, в

преждевременных реакциях и т. п.

3. Возрастная характеристика уравновешенности нервных процессов вытекает,

собственно, из специфики возбуждения и торможения в соответствующих

периодах жизни. Принимая во внимание более длительный процесс

созревания силы торможения в нервной системе, в первоначальный период

развития наблюдается неуравновешенность при преобладании силы

возбуждения. Ребенок дошкольного и младшего школьного возраста своим

поведением в известном смысле напоминает холерика. Затем эта

неуравновешенность, вызванная большей слабостью торможения в сравнении

с возбуждением, постепенно уменьшается, и в возрасте около 12 лет

ребенок в этом отношении уже заметно не отличается от взрослого.

Преобладание возбуждения над торможением проявляется прежде всего в

импульсивности и взрывном характере поведения ребенка. Для него

типичен пониженный контроль за ситуационно обусловленным поведением

(то есть действующими в данный момент стимулами). Однако аналогичное

поведение может быть вызвано не только недостаточно зрелой

способностью к торможению и, следовательно, преобладанием возбуждения,

но и слабостью возбуждения при одновременной слабости торможения.

Слабость процесса возбуждения является фактором, вызывающим такие

формы поведения, которые напоминают неуравновешенных индивидов. Это

объясняется неадекватностью силы реакции силе раздражителей или в

более общем случае — значению ситуации, на которую реагирует индивид.

4. Что касается подвижности нервных процессов, то в зависимости от того,

какие показатели этого свойства принимаются во внимание, его

возрастная динамика может выглядеть по-разному. Это свидетельствует о

давно уже отмеченной неоднородности этого свойства нервной системы. В

раннем онтогенезе наблюдается большая неустойчивость и изменчивость

реакций, что выражается в затруднениях при выполнении заданий, в

изменениях реакций под влиянием перемен в обстановке, в неустойчивости

условно-рефлекторной деятельности и т. п. С возрастом поведение

становится все более стабильным, благодаря чему оно в меньшей мере

зависит от непосредственных стимулов. Если учитывать классические

показатели подвижности, в особенности способность к переделке

сигнального значения пары раздражителей и легкость образования

динамических стереотипов, то можно сказать, что в раннем онтогенезе

подвижность сравнительно невелика и возрастает с развитием индивида.

Это проявляется, в частности, в том, что дети школьного возраста легче

и быстрее приспосабливаются к изменяющимся условиям, у них лучше

протекает процесс переучивания или переделки различных навыков, чем у

детей дошкольного возраста. Так понимаемая подвижность снова явно

снижается в пожилом возрасте, для которого типична пониженная

адаптируемость к изменениям обстановки, значительная ригидность форм

поведения.

Итак, чем младше ребенок, тем больше его отличают некоторые признаки

слабости типа нервной системы. Это не только маленькая выносливость, но и

повышенная чувствительность, яркость восприятия, детская впечатлительность

и такие черты, как легкость перехода к возбуждению, импульсивность.

Характерны также интенсивность эмоциональных переживаний и их

неустойчивость (стремительные переходы от слез к улыбке). Слабость нервной

системы удивительным образом сочетается с быстрым возобновлением энергии.

Как писал К. Д. Ушинский, “заставьте ребенка сидеть, он очень скоро

устанет, лежать — то же самое; идти он долго не может, не может долго ни

говорить, ни петь, ни читать, и менее всего долго думать; но он резвится и

движется целый день, переменяет и перемешивает все эти деятельности и не

устает ни на минуту; а крепкого детского сна достаточно, чтобы возобновить

детские силы”.

В связи со всем вышесказанным нельзя не учитывать, что существуют

возрастные особенности темперамента: «в каждом возрасте — своя специфика

активности, эмоциональности и моторики. В младшем школьном возрасте — это

легкость пробуждения интереса и краткость состояния сосредоточенности,

связанные с той же слабостью нервной системы. И эмоциональность, и моторика

в эту пору, конечно, иные, чем в последующие годы, когда одновременно

происходит увеличение возможностей нервной системы и утрата ее ценных

детских свойств», — отмечал Я. Стреляу в своей книге «Роль темперамента в

психическом развитии»[9].

Но на фоне возрастных особенностей у ребенка обнаруживаются и такие

черты, которые говорят о принадлежности его к тому или иному типу

темперамента. Различия в этом отношении вполне определенно выступают,

например, когда дети уже овладели устной речью. Так, если речь у ребенка

громкая, быстрая и отчетливая, с правильными интонациями, сопровождаемая

живыми жестами и выразительной мимикой, то можно говорить о признаках

сангвинистического темперамента. Если речь медленнее, чем у других,

спокойная, равномерная, иногда с остановками, без резко выраженных эмоций,

жестикуляции и мимики, это может свидетельствовать о флегматическом

темпераменте. На признаки холерического темперамента указывает торопливо-

напряженная, порывистая, как бы захлебывающаяся речь. К признакам

меланхолического темперамента может быть отнесена речь приторможенная,

тихая, иногда снижающаяся до шепота. Конечно, о типе темперамента, кроме

особенностей речи, говорят и особенности двигательной и общей активности

ребенка.

Резюмируя, можно сказать, что изменение основных свойств нервных

процессов, входящих в понятие типа нервной системы, а на психологическом

уровне- в понятие темперамента, происходят в следующих направлениях:

|Ранний период развития |Период стабилизации |

|Слабый процесс возбуждения |Сильный процесс возбуждения |

|Слабый процесс торможения |Сильный процесс торможения |

|Неуравновешенность нервных процессов|Уравновешенность возбуждения и |

|с преобладанием возбуждения над |торможения |

|торможением | |

|Малая подвижность нервных процессов(|Большая подвижность нервных |

|речь идет о подвижности в узком |процессов |

|смысле) | |

Очевидно, что независимо от возрастной специфики существуют

индивидуальные различия в свойствах нервной системы, которые могут быть

частично замаскированы их возрастными изменениями. Поэтому устанавливается

диагноз отдельных свойств нервной системы( темперамента), нужно

пользоваться такими показателями поведения и, следовательно, приемами

измерения, которые учитывали бы период развития исследуемого ребенка.

В детские годы далеко не просто отличить, что в наблюдаемых динамических

чертах идет от своеобразия нервной системы и что от возрастного этапа. И

те, и другие признаки одновременно проявляются в динамических свойствах

детской психики.

2. Особенности проявления темперамента у младших школьников.

Существуют и выделяются исследователями и педагогами особенности

проявления темпераментных особенностей младших школьников в протекании

речевых и мыслительных процессов, а также в специфике внимания.

2.1 Сангвиник

Очень живой, непоседливый. Ни минуты не сидит спокойно, вертит что-

нибудь в руках. Часто тянет руку, разговаривает с соседом. Очень

впечатлителен, легко увлекается. Эмоционально рассказывает о полученных

впечатлениях. На занятиях живо реагирует на все новое, интересное. Но его

увлечения не всегда постоянны и устойчивы — увлекшись новым делом, легко

охладевает к нему. Все эмоции выражаются на его подвижном лице, в его живых

глазах. Поэтому легко угадать его настроение, отношение к человеку или

предмету. На интересных для него занятиях проявляет большую активность,

работоспособность. Но если занятие для него не интересно, тут же начинает

мешать учителю — разговаривает с соседями, зевает. Призвать его к порядку в

этом случае бывает очень трудно. Единственный способ — заинтересовать его.

Не любит кропотливых занятий, любит такую деятельность, которая позволяет

быстро добиться результата. Настроение его часто меняется. Получив

замечание, он может очень расстроиться, даже расплакаться. Однако очень

быстро совершенно забывает об этом, начиная бегать, играть с друзьями.

Быстро привыкает к новой обстановке, новым требованиям. Легко входит в

контакт со сверстниками, является активным членом детского коллектива,

всегда находится в окружении ребят.

Обычно ученики сангвинистического темперамента быстро решают

практические и теоретические задачи, если для этого у них имеется

соответствующий запас знаний. Они быстро говорят: речь их эмоционально

окрашенная, оживленная.

Сангвиника характеризует обилие и живость движений. Он не может спокойно

сидеть за партой, часто вскакивает, вертится. На переменах такие ученики

чаще всего бегают по коридору, устраивают возню и т. д.

2.2 Холерик

Выделяется среди сверстников своей порывистостью. Движения его быстрые и

живые. Во время занятия постоянно меняет позу. Непрерывно разговаривает с

другими ребятами. Очень активен. На любой вопрос учителя готов ответить не

подумав, и поэтому часто отвечает невпопад. Говорит громко, быстро. Почти

никогда не сидит на месте, готов все время бегать, затевать потасовки с

ребятами. В досаде и раздражении очень вспыльчив, легко вступает в драку.

Для него характерно веселое, жизнерадостное, быстро меняющееся настроение.

Отличается очень выразительными и сильными эмоциональными реакциями,

выразительной мимикой, энергичной жестикуляцией. Несдержан и непоседлив

(его рисунки обычно крупные). Но в выполнении поручений проявляет

уверенность, упорство. Его интересы довольно постоянны, устойчивы. Не

теряется при возникающих трудностях, с большой энергией преодолевает их.

У холериков мыслительные процессы протекают энергично и поддерживаются

устойчивым вниманием. Такие ученики, читают быстрее, рассказывают,

пересказывают с одного раза, с увлечением.

Однако такая длительная и напряженная работа настолько утомляет ученика,

что для восстановления работоспособности он должен потом долго отдыхать.

Ученики этого типа часто с увлечением работают в разных кружках.

Холерики обладают высокой моторной активностью. Движения их отличаются

большой силой, резкостью и выразительностью. У них богатая мимика,

энергичные жесты.

2.3 Флегматик

Его отличает неторопливость и спокойствие. Отвечает на вопросы не сразу

и без какой-либо живости. Если не знает точного ответа на вопрос,

предпочитает промолчать. Он не избегает дополнительной умственной нагрузки,

даже если много занимается, вряд ли его можно увидеть усталым. Он говорит

длинно и рассудительно. В классе к нему относятся хорошо, подтрунивая над

его медлительностью. Окружающие всегда стараются его растормошить,

развеселить. Больше всего любит занятия по математике. Его привязанности

достаточно постоянны. Он добродушен, очень редко выходит из себя, его

трудно рассердить, но трудно и развеселить.

Для флегматиков характерно медленное, спокойное протекание мыслительных

и речевых процессов. Речь детей этого типа неторопливая, интонационно мало

выразительная. Обычно учителю трудно добиться у них выразительности при

чтении стихотворения. Внимание у флегматиков характеризуется устойчивостью

и слабой переключаемостью.

Флегматики поражают медлительностью и слабостью своих действий. На

уроках они обычно сидят спокойно, не вертятся за партой, не толкают

соседей, редко поднимают руку. Такой ученик не любит лишних движений, а

совершает самые необходимые. Пишет ученик-флегматик, обычно, тоже медленно,

во время диктантов отстает от класса. Школьник- флегматик, хорошо владеющий

навыками чтения, все же читает гораздо медленнее, чем ученик живого типа.

Движения его спокойные и медленные, мимика- бедная и маловыразительная,

жесты- редкие, неэнергичные.

2.4 Меланхолик

На занятиях спокоен, не вскакивает, не кричит. Сидит всегда в одной и

той же позе. Постоянно что-нибудь держит и вертит в руках. Настроение

меняется от очень незначительных причин. Болезненно чувствителен, мнителен.

Когда учитель делает ему замечание, долго сидит расстроенный и подавленный.

Тяжело переносит обиды, огорчения, но внешне эти переживания выражаются

слабо. Когда его вызывают, медленно подходит к учителю. Отвечает медленно,

неуверенно. Стоит учителю прервать его ответ даже самым мягким замечанием,

он сразу смущается, голос его становится глухим, тихим. Если при выполнении

какого-то задания встречаются трудности, он теряется, не доводит работу до

конца. Настроение колеблется между подавленным и спокойно-веселым. Очень

сдержан в выражении своих чувств. Избегает общения с малознакомыми, новыми

людьми, в новой обстановке проявляет неловкость. Но в благоприятных для

него условиях его впечатлительность, тонкая эмоциональная чувствительность

позволяют ему добиться больших успехов в музыке, рисовании. Любит ухаживать

за цветами, животными. Отличается отзывчивостью, всегда готов придти на

помощь.

Меланхолики- ученики со слабым типом нервной системы, быстро утомляются.

При выполнении заданий эти дети должны делать довольно частые перерывы для

отдыха. Меланхолики, как правило, немногословны и говорят тихим голосом.

Внимание такой ребенок может сосредоточить только при отсутствии

посторонних раздражителей.

Моторика меланхоликов не выделяется разнообразием. На уроках такие

ученики сидят неподвижно, а на перемене оживляются. Однако, движения их,

как правило, суетливые, не отличаются энергией, мимика маловыразительная,

жесты скупые и вялые.

3. Учет темпераментальных особенностей младших школьников в учебно-

воспитательной работе.

Как уже отмечалось выше, учителю необходимо учитывать особенности

темперамента учащихся, с целью создания оптимальный для учеников условий

обучения. Рассмотрим некоторые конкретные рекомендации. Однако прежде

заметим, что преподаватель должен все время помнить, что в результате

соответствующего воспитания, педагогического воздействия у учащихся с

разным темпераментом можно и нужно воспитывать положительные качества,

обеспечивающие гармоничное развитие каждого школьника.

3.1 Учебно-воспитательная работа с сангвиниками.

В отношении живых, общительных, энергичных сангвиников – нужно опираться

на эти, характерные для них качества, пытаясь помочь им самоутвердиться

среди сверстников, выработать свой индивидуальный стиль деятельности.

Вместе с тем нужно учесть, что такие черты, как собранность, аккуратность,

формируются у сангвиников с большим трудом, нежели у детей с другим

темпераментом. Частая снисходительность к «мелким», на первый взгляд,

нарушениям правил, порядка (не убрал учебники, разбросал карандаши, не

повесил пальто на вешалку и т. д.), отсутствие контроля за поведением,

действиями способствуют разрушению полезных привычек у сангвиников

(затрудняет их формирование).

Общительность детей-сангвиников располагает к ним окружающих, однако

часто за внешней формой поведения маскируются не очень привлекательные

черты характера (прилипчивость, навязчивость). Податливость и пластичность

нервной системы, способствующие легкому вхождению в новую обстановку и в

новую деятельность, подчас оборачиваются отрицательной стороной: ребенок

меняет одну игрушку за другой, имеет много товарищей, но ни одного друга,

за все берется, но редко доводит начатое до конца. Поэтому одной из задач

воспитания ребенка-сангвиника является формирование у него устойчивых

привязанностей, интересов.

Сангвиник склонен к остроумию, быстро схватывает новое, легко

переключает внимание. Работа, требующая быстрой реакции больше всего

подходит ему. Он быстро устают от однообразия. Как только деятельность

теряет свою привлекательность, ребенок старается ее прекратить,

переключиться на другое. Во всех подобных ситуациях следует добиваться,

чтобы начатое дело было закончено, обращать внимание на качество, не

допускать поверхностного и небрежного выполнения задания. Плохо выполненную

работу можно предложить сделать заново. Не следует допускать частой смены

деятельности – привычка за все браться и не доводить до конца может стать

свойством характера.

Очень важно с малых лет учить ребенка внимательно относиться к

сверстникам, способствовать установлению прочных, глубоких взаимоотношений

сангвиника со сверстниками, тому, чтобы новые его знакомства не вытесняли

старые привязанности. Не следует ограничивать живость и активность

сангвиника, однако полезно учить его сдерживать при необходимости свои

порывы, считаться с притязаниями других.

3.2 Учебно-воспитательная работа с холериками.

В отношении холериков необходимо учитывать, что часто именно характерные

для них активность, подвижность, напористость, эмоциональность, помогают им

занять в «детском обществе» благоприятное положение. Поэтому целесообразно

использовать любимые ими подвижные и спортивные игры при формировании «Я-

концепции», оптимизации взаимоотношений этих детей со сверстниками.

Холерики легко возбудимы, как правило, очень энергичны. Сложность

обучения и воспитания возбудимого ребенка нередко усугубляется неправильным

отношением к нему взрослых, которые любой ценой пытаются препятствовать

активности ребенка, сдерживают его подвижность. Не надо запрещать ему быть

активным, не надо водить его за руку, читать нотации. Гораздо

целесообразнее поддержать его полезное увлечение, стремиться так

организовать жизнь, чтобы его активность находила полезное применение. Надо

считаться с тем, что ребенок-холерик легко возбуждается, его трудно

остановить, успокоить, уложить спать. Ни в коем случае нельзя применять

«сильные меры» воздействия – окрики, шлепки, угрозы. От этого возбуждение

только усиливается. С возбудимым ребенком следует говорить спокойно, но

требовательно, без уговоров. Так как у этих детей от природы слабый

тормозной процесс, их не следует корить за чрезмерное возбуждение. Нужно

помочь его обуздать, и здесь будут уместны шутки, юмор.

Как это ни кажется странным, «неутомимый» холерик нуждается в особо

щадящем режиме. Целесообразно ограничить все, что возбуждает нервную

систему, особенно во второй половине дня, перед сном.

Возбудимым детям полезны все виды занятий, помогающие развитию

сообразительности, сосредоточенности: настольные игры, конструирование,

выпиливание, рисование – словом, все то, что может увлечь и требует

усидчивости. Очень хорошо, если ребенок имеет постоянное трудовое

поручение, это дисциплинирует, воспитывает умение управлять собой.

Вместе с тем не нужно усердствовать в ограничении двигательной

активности холериков (и сангвиников).

Повышенная эмоциональность, реактивность, напористость холерика могут, в

силу ему же присущих импульсивности, несдержанности, привести и к

осложнению его взаимоотношений со сверстниками.

Ребенку-холерику трудно следовать правилам общения: говорить спокойно,

ждать своей очереди, уступать, считаться с чужими желаниями. Этому его

следует терпеливо учить, применяя одобрение, напоминания, иногда замечания.

От школьников-холериков учитель должен постоянно, мягко, но настойчиво

требовать обдуманных, спокойных ответов, воспитывать у них сдержанность,

ровное отношение к товарищам, взрослым. Во время выполнения учебного

задания у холериков следует формировать умение последовательно, по

определенному плану вести работу, необходимо от них требовать

добросовестного отношения к работе в процессе всего выполнения задания. Но

вместе с тем нельзя забывать об особой силе игрового общения, опоры на

значимые для младших школьников мотивы деятельности. (игровые,

соревновательные, самоутверждения и др.)

Важно оценить по достоинству и присущие таким детям решительность,

смелость, энергичность, устойчивость их интересов, нередко проявляющуюся

инициативность.

3.3 Учебно-воспитательная работа с флегматиками.

В процессе учебной работы школьнику-флегматику нередко мешает его

медлительность. В тех случаях, когда необходимо быстро сообразить, быстро

запомнить, быстро что-либо сделать, флегматик проявляет полную

беспомощность. Вместе с тем если уж он запоминает, то надолго и

основательно. Педагог должен как можно чаще активизировать деятельность

флегматичных учеников, бороться с равнодушием, излишним спокойствием и

медлительностью, заставлять их работать в постоянном темпе, вызывать

эмоциональное отношение к изучаемому, к процессу деятельности. Частой

ошибкой при воспитании флегматиков является предъявление к ребенку

требований без учета его природных особенностей, проявление недовольства

нерасторопностью, неловкостью. Окрики, угрозы, подталкивания еще ни одному

флегматику не помогли стать быстрым. Наоборот, такой сильный раздражитель,

как окрик, оказывает тормозящее действие на ребенка, и, вместо того чтобы

торопиться, он действует еще медленнее. Бывают случаи, когда ребенок вдруг

проявляет нехарактерный для него темп деятельности, но быстрый темп требует

от ребенка большого напряжения, а «запасы» этого напряжения невелики.

Другой ошибкой взрослых является стремление отстранить малыша от всего,

что требует усилий, немедленно прийти к нему на помощь. В таком случае

ребенок никогда не станет подвижным, у него может развиться неуверенность в

своих силах, стремление избегать всего того, что связано со словом

«быстро».

Важно набраться терпения и с малых лет учить медлительного ребенка

приемам одевания, умывания, ухода за вещами, разным видам домашнего труда и

самообслуживания. Об ускорении темпа обучения можно думать только тогда,

когда ребенок овладеет правильными приемами, а в начале главное – не

торопить. Развивать активность, подвижность флегматиков надо постепенно,

соблюдая посильность в наращивании темпа. Важно поощрять даже

незначительное проявление расторопности, подвижности.

Медлительным детям надо создавать такие условия, чтобы вялость,

малоподвижность не превратились в леность, а ровность чувств – в их

бедность и слабость. Не следует избегать ситуаций, требующих находчивости,

расторопности, но важно и похвалить такого ребенка за проявление этих

качеств. Можно призвать на помощь игры-соревнования, а иногда будильник или

песочные часы – учить закончить дело до звонка.

Дети с малоподвижной нервной системой предпочитают спокойные игры и

занятия. Это важно учесть учителю, особенно в оптимизации межличностных

отношений флегматика со сверстниками. В дидактических играх, конструктивной

деятельности особенно заметными для окружающих становятся такие значимые

для успеха качества флегматиков, как уравновешенность, терпимость,

способность к длительному сосредоточению, невозмутимость, самообладание,

старательность, аккуратность. На эти качества следует опереться и при

оказании помощи флегматику в выработке у него индивидуального стиля

деятельности.

В целях же преодоления возможных инертности, вялости следует включать

флегматика и в такие виды деятельности, которые требуют от ребенка и

двигательной активности – занятия гимнастикой, подвижные игры, походы,

коллективный труд и др. В этих случаях от темпа, ритма работы ребенка

зависит успех общего дела, и если он будет слишком медлительным, то может

подвести товарищей. Но нельзя медлительных детей объединять в коллективном

труде с теми, чей темп значительно выше. Это важно учитывать и при

проведении спортивных игр и упражнений.

В силу высокой ригидности флегматики медленно привыкают к новым условиям

жизни. Этим детям трудно привыкать к школе, к учителям, трудно

приспосабливаться к новому режиму, новым требованиям, расставаться с

родителями, знакомиться с новыми детьми... Флегматикам нужно помочь

преодолеть эти трудности. Чтобы развить умение приспосабливаться к новым

условиям, полезно давать ребенку поручения, требующие общения с детьми или

со взрослыми. Подобного рода деятельность помогает развить и

коммуникативные умения у интровертов.

Если ребенок приступил к делу, нельзя оставлять его одного, иначе период

«раскачки» может затянуться. Ребенку-флегматику трудно не только начать

дело, но и закончить его. Следует заранее предупредить его о необходимости

закончить работу, но не прерывать его резко. Очень хорошо, если флегматик

будет дружить с подвижным ребенком. Но надо следить, чтобы энергичный

товарищ не брал всю инициативу в свои руки. Все это поможет превратить

«тихоню»-флегматика в старательного, аккуратного, вдумчивого,

трудолюбивого, значимого для сверстников и любимого ими товарища.

3.4 Учебно-воспитательная работа с меланхоликами.

Также преподаватель должен учитывать особенности учащихся-меланхоликов.

В учебной работе меланхолики не способны переносить сильные и длительные

напряжения, что объясняется быстрым переходом клеток из мозга в состояние

охранительного торможения. У учащихся с меланхолическим темпераментом

следует развивать общительность, чувство коллективизма, воспитывать чувство

дружбы и товарищества. В обучении ребенка-меланхолика особенно важно

соблюдать щадящий режим и принцип постепенности. Прежде всего следует

ограничить шум, количество игрушек, сузить круг знакомств, ведь малыш не

переносит сильных раздражителей. Но в то же время надо приучать ребенка не

бояться шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку, уметь

активно действовать с новой игрушкой. Круг знакомств тоже следует расширять

постепенно, начав с одного спокойного сверстника. После того, как ребенок

освоится этот круг можно расширить. Дети со слабым типом нервной системы с

огромным трудом входят в коллектив, нелегко отрываются от мамы, медленно

привыкают к режиму, долго плачут, отказываются от занятий, не разговаривают

со сверстниками.

Первые дни пребывания такого ребенка в школе требуют огромного внимания

со стороны учителя. Надо проявить внимание, чуткость, важно расположить

ребенка к себе, вызвать доверие (в противном случае он будет долго

страдать).

Дети со слабой нервной системой требуют бережного отношения: на них

нельзя повышать голос, проявлять чрезмерную требовательность и строгость,

наказывать – все эти меры вызовут слезы, замкнутость, повышенную

тревожность и другие нежелательные реакции. Говорить с такими детьми

следует мягко, но уверенно, не скупиться на ласку.

Меланхолики отличаются внушаемостью, поэтому нельзя подчеркивать их

недостатки – это лишь закрепит их неуверенность в своих силах.

Неоднозначным должно быть отношение к тревожности. После снятия

адаптационного стресса тревожность может явиться условием, которое будет

стимулировать активность, саморегуляцию деятельности ребенка. Детям-

меланхоликам свойственна высокая чувствительность к допущенным ошибкам и в

то же время высокий уровень самоконтроля. Это обеспечивает довольно высокую

продуктивность и качество работы, высокую обучаемость.

Надо учесть, что меланхолики – интроверты. Они чаще планируют свои

действия без побуждения со стороны других людей. Очень важно помочь им

найти друзей, преодолеть робость, неуверенность в себе, излишнюю

тревожность.

У меланхоликов необходимо развивать стремление к активности, умение

преодолевать трудности. Следует поддерживать положительные эмоции этих

детей.

Дети со слабой нервной системой требуют относительно частого отдыха.

Успех в работе с меланхоликами предполагает и опору на ценные их

качества – чувствительность к эмоциональным воздействиям, способность к

сопереживаниям, эмпатии и др. Детям этого темперамента обычно легче

проявить себя, самоутвердиться в художественной деятельности (музыкальной,

изобразительной и др ). Важно учитывать это в процессе воспитательной и

коррекционной работы.

4. Психолого-педагогические рекомендации для проведения урока с учетом

особенностей темперамента младших школьников.

Знание черт темперамента детей позволяет правильнее понимать некоторые

особенности их поведения, дает возможность варьировать нужным образом

приемы воспитательных воздействий.

Прежде всего, нужно отметить, что очень важно умение учителя

конкретизировать приемы организации внимания школьников с учетом

индивидуальных особенностей их темперамента.

Уже в начале урока учитель должен организовать внимание школьников,

создать готовность их к серьезной умственной работе.

Зная, что внимание сангвиника отличается подвижностью, учитель с первых

минут урока должен стараться держать такого ученика в поле зрения и

направлять его сосредоточенность на учебную работу. На парте не должно быть

ничего постороннего.

Для переключения внимания школьников- холериков необходимо найти

соответствующие данной ситуации приемы быстрого вовлечения в учебную

работу. Определенное знание здесь имеют обращения учителя к ученику с

такими вопросами, как: "Что было задано на дом?", "Какие трудности были при

подготовке к уроку?" ; привлечение школьников к раздаче классных тетрадей,

к помощи учителю в подготовке к пользованию на уроке приборами, наглядными

пособиями. Не стоит обращаться с такими детьми резко.

Для детей меланхолического темперамента показательно медленное

сосредоточение внимания в начале урока. Устный опрос, контрольная работа,

новый вид занятий– являются для них сильными раздражителями, вызывающими

повышенное переживание. Зная это, учитель должен стремиться отвлечь

внимание школьника от его эмоционального состояния и направить его на

учебную работу, чему будет способствовать создание в классе спокойной

обстановки.

При изложении нового материала имеет значение быстрота сообразительности

учащегося и стойкость его сосредоточенности.

У школьников холерического темперамента при правильной организации

учителем урока в большинстве случаев наблюдаем ярко выраженную устойчивость

внимания. В организации внимания таких детей особенно важно увлечь работой,

подчеркнуть важность изучаемого вопроса. Для поддержания сосредоточенности

сангвиника следует привлекать их к ответу на вопросы по ранее известному

материалу.

Учащиеся флегматического темперамента при слушании нового материала в

случаях, когда требуется быстрота, сообразительность, не всегда успевают

следить за ходом мысли учителя. В таких случаях следует излагать материал

более размеренным темпом, стараться проверить усвоение нового.

От индивидуального подхода к детям разных темпераментов во многом

зависит и выполнение на уроке самостоятельных работ. У холерика не редко не

хватает выдержки в преодолении встретившихся трудностей.

Нужно побуждать ученика к проявлению уравновешенности в поведении,

настойчивости и терпеливости в работе.

Некоторые учащиеся сангвинистического темперамента часто отвлекаются от

работы или выполняют ее слишком поспешно. Это приводит к ошибкам, которых

можно было бы избежать. Таких школьников важно побуждать к самоконтролю в

работе.

Внимание школьника- меланхолика обычно неустойчиво, ребенок не уверен в

своих знаниях, постоянно сомневается. Учителю следует с самого начала

данного вида работы поддерживать в ребенке чувство уверенности в себе.

Во время устного вопроса и закрепления знаний также необходимо обращать

внимание на эмоциональное состояние меланхоликов. У некоторых учителей не

хватает выдержки ждать, пока ученик сосредоточится и начнет отвечать.

Уравновешенность особенно следует соблюдать при общении с детьми

холерического темперамент. Причиной сильного возбуждения холерика во многих

случаях является незнание или непонимание, какого- либо вопроса. Снижению

возбудимости будет способствовать спокойное разъяснение учителем вопроса.

Школьники же с сильным развитием флегматических черт обычно говорят

медленно, вяло. Стремление учителя поторопить таких детей не всегда

приводит к положительным результатам.

Активизации памяти и мышления учащихся сангвинистического темперамента в

значительной степени помогает разнообразие приемов закрепления нового

материала и опроса.

Учителю необходимо обращать внимание и на тон, которым делается

замечание.

По отношению к школьникам- сангвиникам положительное значение имеет

твердость в тоне замечания, на холерика имеют воздействие замечания,

сделанные спокойным, но требовательным тоном. В тоне замечаний детям-

меланхоликам должна быть мягкость и предупредительность. Резкий тон общения

на таких детей действует тормозящим образом. Оценочные замечания нередко

вызывают у них слезы.

Осуществление учителем педагогически оправданного подхода к школьникам с

различными типами темперамента – важная психологическая предпосылка

успешности их учебных занятий и внеклассной деятельности.

Выводы.

1) Существуют возрастные особенности темперамента, то есть в каждом

возрасте существует своя специфика активности, эмоциональности и

моторики.

2) В младшем школьном возрасте наблюдаются следующие особенности

темперамента:

. В младшем школьном возрасте дети обладают более слабой, чем в более

старшем возрасте, нервной системой; что в равной мере относится к

процессам возбуждения и торможения.

. Слабость процесса возбуждения проявляется прежде всего в малой

выносливости нервной системы, быстром утомлении и легком возникновении

охранительного торможения.

. Показателем слабости является также сильно развитое индуктивное (внешнее)

торможение, которое выражается в затормаживании действий под влиянием

побочных раздражителей: мельчайшее изменение обстановки в классе

отвлекает внимание учащихся от школьных занятий.

. Пониженной работоспособности (выносливости) сопутствует повышенная

возбудимость и чувствительность индивида, что, в частности, выражается в

моторных и эмоциональных реакциях, неадекватных силе раздражителей.

Помимо того, что эти реакции очень сильны, они имеют короткий латентный

период.

. Многие исследования показывают, что именно к концу младшего школьного

возраста исчезают большие различия в работоспособности нервной системы

между детьми и взрослыми.

. В младшем школьном возрасте наблюдается неуравновешенность при

преобладании силы возбуждения. Ребенок младшего школьного возраста своим

поведением в известном смысле напоминает холерика. Затем эта

неуравновешенность, вызванная большей слабостью торможения в сравнении с

возбуждением, постепенно уменьшается, и в возрасте около 12 лет ребенок в

этом отношении уже заметно не отличается от взрослого.

. Преобладание возбуждения над торможением проявляется прежде всего в

импульсивности и взрывном характере поведения ребенка. Для него типичен

пониженный контроль за ситуационно обусловленным поведением (то есть

действующими в данный момент стимулами).

3) Но на фоне возрастных особенностей у ребенка обнаруживаются и такие

черты, которые говорят о принадлежности его к тому или иному типу

темперамента.

Список использованной литературы.

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996.

2. Ересь Е. П. Темперамент и его воспитание у школьников. Минск, 1960.

3. Жутикова Н. В. Учителю о практике психологической помощи М., 1988.

4. Кречмер Э. Теория темпераментов. // Психология индивидуальных различий.

Хрестоматия. М., 2000.

5. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей дошкольного

возраста - М., 1988.

6. Крутецкий В.А. Психология. М.,1986.

7. Мерлин В. С. Очерк теории темперамента - М., 1964.

8. Небылицын В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии. //

Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000.

9. Немов Р.С. Психология. Учебник. Т. 1. М., 1995.

10. Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6-7 лет - М., 1992.

11. Петровский А. В. Введение в психологию. М., 1995.

12. Петровский В. А., Виноградова А. М., Кларина Л. М. и др. Учимся

общаться с ребенком. М., 1993.

13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Т. II М., 1989.

14. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических

различий. М., 1979.

15. Русалов В.М. О природе темперамента и его места в структуре

индивидуальных свойств человека. // Вопросы психологии. 1985 ном 1.

16. Русалов В.М. Опросник структуры темперамента. Метод. пособие. М., 1990.

17. Теплов Б.М., Небылицын В.Д. Изучение основ свойств высшей нервной

системы и их значение для психологии индивидуальных различий. // Вопросы

психологии. 1963, 5.

18. Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной

деятельности человека и методика их опредления. // Психология

индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000.

19. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.

20. Якушева Т. Г. О педагогическом такте учителя. М.: «Просвещение», 1970.

-----------------------

[1] Теплов Б.М., Небылицын В.Д. Изучение основ свойств высшей нервной

системы и их значение для психологии индивидуальных различий. // Вопросы

психологии. 1963, 5. С. 38-47.

[2] Стреляу Я. «Роль темперамента в психическом развитии» - М., 1982. С.

163.

[3] Кречмер Э. Теория темпераментов. // Психология индивидуальных различий.

Хрестоматия. М., 2000. С.343-351.

[4] Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических

различий. М., 1979.

[5] Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной

деятельности человека и методика их опредления. // Психология

индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000. С.163-171.

[6] Небылицын В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии. //

Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000. С.179-193.

[7] Русалов В.М. О природе темперамента и его места в структуре

индивидуальных свойств человека. // Вопросы психологии. 1, С. 19-32.

[8] Русалов В.М. Опросник структуры темперамента. Метод. пособие. М., 1990.

[9] Стреляу Я. «Роль темперамента в психическом развитии» - М., 1982.

Страницы: 1, 2


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ