Вербальные и невербальные коммуникации. Характеристики общения. Личность как субъект общения
каким чувством вы будете задавать вопросы? Какие мысли придут вам в голову
скорее всего, когда в следующий раз у вас возникнет вопрос к руководителю?
Можно думать, они никоим образом не будут позитивными. Представьте теперь,
как при вашем появлении в кабинете, руководитель, напротив, сразу поднимает
на вас взор, приветливо улыбается и бодрым тоном обращается к вам: “Как
продвигается проект? Чем могу быть вам полезен?”
Руководитель, который использовал негативные символы языка поз и
жестов, может быть, на самом деле хочет помочь подчиненным так же, как тот,
чьи невербальные символы излучают тепло. Слова-то в обоих случаях
произносятся одни и те же. Однако в данном случае, как часто бывает в
разговорах людей, невербальные символы полностью подавляют вербальные.
Важный вывод из этого примера таков: нужно добиваться, чтобы используемые
вами для передачи невербальные символы соответствовали идее, которую вы
намереваетесь сообщить. В противном случае невербальные символы создают
такой шум, что реципиенты почти наверняка неправильно воспримут сообщение.
Как и семантические барьеры, культурные различия при обмене
невербальной информацией могут создавать значительные преграды для
понимания. Так, приняв от японца визитную карточку, следует сразу же
прочитать ее и усвоить. Если вы положите ее в карман, вы тем самым сообщите
японцу, что его считают несущественным человеком. Еще один пример
культурных различий в невербальной коммуникации — склонность американцев с
недоумением реагировать на “каменное выражение” лица у собеседников, в то
время как улыбка не часто гостит на лицах русских и немцев.
Итак, через невербальные проявления собеседник демонстрирует свое
истинное отношение к происходящему. И наша задача, в данном случае, эти
проявления увидеть и интерпретировать, т.е. понять, что за ними кроется.
Кроме этого, осознавая и управляя своим собственным невербальным
поведением, Вы получаете в пользование очень действенный инструмент
присоединения к собеседнику и воздействия на него.
Общее представление об языке телодвижений
К концу XX столетия появился новый тип ученого-социолога -специалиста
в области невербалики. Как орнитолог наслаждается наблюдением за поведением
птиц, так и невербалика наслаждается наблюдением за невербальными знаками и
сигналами при общении людей. Он наблюдает за ними на официальных приемах,
на пляже, по телевидению, на работе - повсюду, где люди взаимодействуют
между собой. Он изучает поведение людей, стремясь больше узнать о поступках
своих товарищей для того, чтобы тем самым больше узнать о себе и о том, как
улучшить свои взаимоотношения с другими людьми. Кажется почти невероятным,
что более чем за миллион лет эволюции человека невербальные аспекты
коммуникации начали серьезно изучаться только с начала шестидесятых годов,
а общественности стало известно об их существовании только после того, как
Юлий Фаст опубликовал свою книгу в 1970 году. Эта книга обобщала
исследования о невербальных аспектах коммуникации, проделанные учеными -
бихевиористами до 1970 года, но даже сегодня большинство людей все еще не
знают о существовании языка телодвижений, несмотря на его важность в их
жизни.
Чарли Чаплин и другие актеры немого кино были родоначальниками
невербальной коммуникации, для них это было единственным средством общения
на экране. Каждый актер классифицировался как хороший или плохой судя по
тому, как он мог использовать жесты и другие телодвижения для коммуникации.
Когда стали популярными звуковые фильмы и уже меньше внимания уделялось
невербальным аспектам актерского мастерства, многие актеры немого кино ушли
со сцены, а на экране стали преобладать актеры с ярко выраженными
вербальными способностями.
Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит за
счет вербальных средств (только слов) на, за счет звуковых средств (включая
тон голоса, интонацию звука) на 38%, и за счет невербальных средств на 55%.
Профессор Бердвислл проделал аналогичные исследования относительно доли
невербальных средств в общении людей. Он установил, что в среднем человек
говорит словами только в течение 10-11 минут в день, и что каждое
предложение в среднем звучит не более 2,5 секунд. Как и Мейерабиан, он
обнаружил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65%
информации передается с помощью невербальных средств общения.
Большинство исследователей разделяют мнение, что словесный
(вербальный) канал используется для передачи информации, в то время как
невербальный канал применяется для "обсуждения" межличностных отношений, а
в некоторых случаях используется вместо словесных сообщений. Например,
женщина может послать мужчине убийственный взгляд, и она совершенно четко
передаст ему свое отношение, даже не раскрыв при этом рта.
Восприимчивость, Интуиция и Предчувствия
Когда мы говорим, что человек чувствителен и обладает интуицией, мы
имеем в виду, что он (или она) обладает способностью читать невербальные
сигналы другого человека и сравнивать эти сигналы с вербальными сигналами.
Другими словами, когда мы говорим, что у нас предчувствие, или что "шестое
чувство" подсказывает нам, что кто-то сказал неправду, мы в
действительности имеем в виду, что заметили разногласие между языком тела и
сказанными этим человеком словами. Лекторы называют это чувством аудитории.
Например, если слушающие сидят глубоко в креслах с опущенными подбородками
и скрещенными на груди руками, у восприимчивого человека появится
предчувствие, что его сообщение не имеет успеха. Он поймет, что нужно что-
то изменить, чтобы заинтересовать аудиторию. А невосприимчивый человек,
соответственно, не обратит на это внимания и усугубит свою ошибку.
Женщины обычно более чувствительны, чем мужчины и этим объясняется
существование такого понятия, как женская интуиция. Женщины обладают
врожденной способностью замечать и расшифровывать невербальные сигналы,
фиксировать самые мельчайшие подробности. Поэтому мало кто из мужей может
обмануть своих жен, и, соответственно, большинство женщин могут узнать
тайну мужчины по его глазам, о чем он даже не подозревает.
Эта женская интуиция особенно хорошо развита у женщин, занимающихся
воспитанием маленьких детей.
Врожденные, Генетические, Приобретенные и Культурно Обусловленные
Сигналы.
Несмотря на то, что проделано много исследований, ведутся горячие
дискуссии по поводу того, являются ли невербальные сигналы врожденными или
приобретенными, передаются ли они генетически или приобретаются каким-то
другим путем. Доказательства были получены через наблюдения за слепыми,
глухими, и глухонемыми людьми, которые не могли бы обучиться невербалике
благодаря слуховым или зрительным рецепторам. Проводились также наблюдения
за жестикулярным поведением различных наций и изучалось поведение наших
ближайших антропологических родственников - обезьян и макак.
Немецкий ученый Айбль - Айбесфельдт установил, что способность
улыбаться глухих или слепых от рождения детей проявляется без всякого
обучения или копирования, что подтверждает гипотезу о врожденных жестах.
Экман, Фризен и Зорензан подтвердили некоторые высказанные Дарвином
предположения о врожденных жестах, когда они изучали выражения лица у
людей, представителей пяти глубоко отличных друг от друга культур. Они
установили, что представители различных культур использовали одинаковые
выражения лица при проявлении определенных эмоции, что позволило им
заключить, что эти жесты должны быть врожденными.
Существуют также разногласия по поводу того, являются ли некоторые
жесты приобретенными и культурно обусловленными или генетическими.
Например, большинство мужчин надевают свое пальто, начиная с правого
рукава, большинство же женщин начинают надевать пальто с левого рукава.
Когда мужчина пропускает женщину на многолюдной улице, он, проходя, обычно
разворачивает тело к женщине; женщина же обычно проходит, отвернувшись от
него. Делает ли она это инстинктивно, защищая грудь? Является ли это
врожденным жестом женщины, или она научилась этому неосознанно, наблюдая за
другими женщинами?
Большинство жестов невербального поведения являются приобретенными, и
значение многих движений и жестов культурно обусловлено. Рассмотрим эти
аспекты "языка тела".
Психологи давно установили, что существующий “язык тела” выражает то,
что мы не хотим или не можем сказать. Он гораздо более правдив и искренен,
чем все те слова, которые мы говорим друг другу. Врачи-психологи долго
изучали этот феномен и пришли к ряду интереснейших выводов. Оказывается,
что человек подсознательно доверяет больше не словам, а тому, как они были
сказаны. Было установлено, что степень доверия человека словам составляет
всего лишь 20%, тогда как степень доверия к невербальному общению (позе,
жестам, взаиморасположению собеседников) – 30%. Но больше всего, как ни
странно, мы доверяем интонациям собеседника и другим паралингвистическим
компонентам невербального общения (темп речи, пауза, смешки и т.д.).
Если вы проникните в загадки этого удивительного “языка тела”, то без
труда сможете понимать все тайные мысли вашего собеседника, сможете понять
скучно ли ему с вами, лжет он вам или говорит правду.
Качество присутствия и элементы невербального общения
Всем нам из собственного опыта известно, что в критические моменты
жизни простое присутствие другого человеческого существа может быть
чрезвычайно благотворным. Люди часто обращаются за психологической помощью
именно в такие критические периоды, стремясь обрести в лице свидетеля их
личной драмы того, кто обеспечит им поддержку и понимание.
Каждый из нас в той или иной степени чувствителен к проявлениям
внимания или невнимания со стороны других людей. Восприимчивость к
невербальным проявлениям отношения к нам другого человека отражает базисную
человеческую потребность в межличностных отношениях. Чувствительность к
невербальным проявлениям предъявляет консультантам требование уделять
особое внимание способам “бытия с” клиентом, которые показывают их
способность к установлению контакта. Ведь невербальное поведение и те
сообщения, которые консультант передаёт посредством него, могут влиять на
клиента как позитивным, так и негативным образом. Невербальные проявления
могут способствовать доверию, открытости клиента и исследованию важнейших
измерений его проблемы, но могут также приводить к недоверию и даже
сопротивлению усилиям консультанта.
В данном реферате я хотела бы рассмотреть компоненты качества
присутствия, которое можно определить как степень невербального выражения
вовлечённости консультанта в контакт с клиентом в ситуации здесь и теперь.
Демонстрация качества присутствия консультантом служит основой
установления контакта с клиентом в течение первой встречи и поддержания
контакта на протяжении всего процесса психологического консультирования.
Качество присутствия включает в себя как физическое, так и
психологическое присутствие в их единстве. Конгруэнтность здесь крайне
желательна, однако не стоит забывать, что демонстрация присутствия - это
процесс, который требует времени и специальных усилий. В этом процессе
произвольное, пусть и неконгруэнтное выражение физического присутствия
позволяет настроиться на одну волну с клиентом и приводит к увеличению
степени психологического присутствия и аутентичности.
Теперь давайте перейдём к рассмотрению отдельных элементов
невербального общения и тех сообщений, которые они могут передавать.
Позиция и дистанция
Расположение лицом к лицу - это наиболее часто практикуемая, хотя и не
единственная возможность расположения консультанта и клиента друг к другу.
Позиция лицом к лицу, которая задаётся расположением кресел консультанта и
клиента в пространстве кабинета - это приглашение к диалогу. “Я расположен
к вам, я с вами прямо сейчас” - вот то послание, которое консультант
стремится передать клиенту. Такая позиция свидетельствует о готовности
консультанта к контакту, сообщает о его вовлечённости в беседу и приглашает
клиента к открытому самопредъявлению. Однако иногда готовность консультанта
к прямой встрече воспринимается клиентом как угроза. Эта проблема может
быть разрешена, если изменить положение кресел и увеличить дистанции между
консультантом и клиентом. Располагая кресла под некоторым углом и изменяя
дистанцию, можно регулировать степень открытости и участия в контакте.
Изначальное расположение кресел под определённым углом и на определённой
дистанции задаёт последующие возможности регуляции контактной границы
обоими участниками, поэтому обычно кресла ставят на расстоянии 1.5 - 2
метра под небольшим углом.
В разговоре труднее с теми, кто откидывается назад или разваливается в
кресле. Наклон консультанта вперед передаёт сообщение “Я с тобой, мне
интересен ты и то, что ты хочешь сказать”. А отклонение назад часто
сообщает - “Я не совсем с тобой” или “Мне скучно”. Наклон вперёд может
переживаться клиентом, погруженным в болезненные чувства, как поддержка со
стороны консультанта, и, наоборот, отклонение назад - как отстранение и
нежелание иметь дело с его чувствами. Слишком быстрый, внезапный наклон
сокращает дистанцию между консультантом и клиентом, что может нарушить
контакт и восприниматься как вызов. Так, например, консультант может
сказать: “Итак, я выслушал ваши жалобы, а теперь я хотел бы узнать, в чём
вы видите причины всех этих трудностей?”, при этом, как бы нависая над
клиентом, резко наклониться вперед. Такое невербальное поведение может
придать нежелательный смысл вполне уместному вопросу консультанта. И
наоборот, если консультант резко отклонится назад после данной фразы,
клиент может воспринять это как нежелание слушать его жалобы и
пренебрежение к объяснениям их причин.
Хороший консультант с уважением относится к психологическим границам
другого человеческого существа, он внимателен к расстоянию, комфортному для
клиента, и использует реакции клиента в качестве обратной связи
относительно оптимальной физической дистанции и психологической близости.
Открытая поза
Серьёзно упрощая положение дел, традиционно выделяют открытую и
закрытую позы. Открытая поза свидетельствует об открытости консультанта и
его восприимчивости к тому, что скажет клиент. Закрытая же поза, явными
маркерами которой считаются скрещивания ног или рук, свидетельствует о
меньшей вовлечённости в беседу.
Консультанту полезно периодически спрашивать себя: “В какой степени
моя поза передает клиенту мою открытость и доступность?” Идеальным
вариантом здесь можно считать ситуацию, когда принятие открытой позы
является для консультанта естественным, аутентичным поведением. Типичным же
является выбор между открытой, но при этом в той или иной степени
неудобной, неестественной позой и комфортной, закрытой позой. В такой
ситуации нужно как минимум отслеживать перипетии смен открытых и закрытых
поз и использовать результаты наблюдения как информацию об особенностях
вашего взаимодействия с клиентом. Это возможно, если периодически
задаваться вопросом: “Что именно в поведении, реакциях клиента вызывает у
меня желание сменить позу?” В ситуации же выбора, например, когда
консультант непреклонно сохраняет открытую позу, но при этом всё его
внимание сосредотачивается на злости на себя и клиента, пожалуй, лучше
занять закрытую, но естественную позу и сконцентрироваться на природе
взаимодействия и скрытых в вашей позе посланиях.
Открытая поза не предполагает, что заняв её, консультант отсидит в ней
весь сеанс без изменений. Открытая поза только тогда произведёт должное
впечатление, когда она будет не напряженной и естественной. Невербальная
естественность включает в себя свободное и спокойное использование вашего
тела в качестве средства коммуникации. Активная жестикуляция часто отражает
положительные эмоции и воспринимается как проявления заинтересованности и
дружелюбия, а плавная смена поз и естественное использование жестов
свидетельствует о спокойствии консультанта и включенности в контакт и порой
напоминает танец.
Выражение лица
Выражение лица является важнейшим источником информации о человеке,
особенно о его чувствах. Именно мимические реакции собеседника
свидетельствуют о его эмоциональном отклике, служат в качестве средства
регуляции процесса коммуникации. Кроме того, лицевая экспрессия является
для клиента непосредственной информацией не только об испытываемых
консультантом чувствах, но и о его способности сохранять над ними контроль.
Коротко коснёмся некоторых проявлений лицевой экспрессии и тех
сообщений, которые они могут с собою нести. Наиболее заметным проявлением
мимики является улыбка, которая, не будучи чрезмерно используемой, является
хорошим позитивным стимулом. “Улыбка, как правило, выражает дружелюбие,
однако чрезмерная улыбчивость зачастую отражает потребность в одобрении...
Натянутая улыбка в неприятной ситуации выдаёт чувства извинения и
беспокойства... Улыбка, сопровождаемая приподнятыми бровями, выражает
готовность подчиняться, а улыбка с опущенными бровями выражает
превосходство” (Евсикова. Н.И. 1999)
Сдвинутые брови сами по себе обычно передают неодобрение, однако если
консультант изредка сдвигает брови, он тем самым может сообщить клиенту,
что не вполне следует за содержанием его речи. Сжатые челюсти могут
свидетельствовать о твердости и уверенности, а также об агрессивном
настрое. Страх, восторг, или удивление могут заставить слушателя открыть
рот, как будто этим чувствам не хватает места внутри. А человек с
напряженными ноздрями и опущенными уголками губ мог бы сказать: “Я дышу
этим воздухом и нахожусь рядом с вами, но я не одобряю ни этот воздух, ни
вас”. Это лишь немногие примеры тех сообщений, которые могут передаваться
выражением лица в процессе взаимодействия консультанта и клиента.
Отслеживание консультантом подобного рода мимических реакций, как
собственных, так и клиента, рефлексия скрытых в них смыслов, могут
существенно обогатить процесс терапевтической коммуникации.
Визуальный контакт
Глаза - это, как известно, зеркало души, поэтому визуальный контакт
можно выделить в качестве отдельного специфического умения. Прямой
визуальный контакт - это еще один способ сказать: “Я с тобой, я хочу
услышать то, что ты хочешь сказать”. Как писал Станиславский. К.С. “взгляд
- это прямое, непосредственное общение в чистом виде, из души - в душу”
(цит. по Лабунской. В.А. 1999). Однако оптимальный вариант на мой взгляд,
состоит в том, чтобы поддерживать визуальный контакт, но вместе с тем
периодически позволять себе отвлекаться и смотреть на другие объекты, не
задерживаясь надолго на них. То есть, визуальный контакт не нарушается,
если время от времени вы отводите взгляд. Но если слишком часто отводить
взгляд, клиент может воспринять это как нерасположение к нему, а также
свидетельствовать о вашем дискомфорте, вызванном уровнем близости в ваших
отношениях или личными проблемами, связанными с интимностью. Существует
разница между открытым прямым взглядом и его крайностью - пристальным
взглядом. Пристальный взгляд производит впечатление активного участия в
контакте, на самом же деле зачастую он свидетельствует о “мёртвом
контакте”. Пристальный взгляд, как будто человек хочет что-то разглядеть в
глазах собеседника, может свидетельствовать также о специфической
потребности в отзеркаливании, характерной для клиента с нарциссическим
типом личности.
Визуальный контакт - это также средство взаимной регуляции процесса
беседы. Всем нам из опыта повседневного общения известно, что визуальный
контакт легко поддерживается при обсуждении приятной темы, однако
собеседники обычно избегают его, когда речь заходит о запутанных или
неприятных вопросах. Если говорящий то смотрит в глаза, то отводит взгляд в
сторону, это обычно значит, что он ещё не закончил говорить. По завершении
высказывания говорящий, как правило, прямо смотрит в глаза собеседнику, как
бы предлагая тому вступить в разговор.
Некоторым людям трудно вступать в прямой визуальный контакт, и поэтому
они избегают его, некоторые боятся выражения какой-то идеи или эмоции и
обсуждения определённых тем и отводят глаза, как только “на горизонте”
появляется что-то подобное. Если у консультанта есть проблемы с визуальным
контактом, если он избегает его, переводит взгляд с объекта на объект, или
не сводит глаз с клиента это озадачивает клиента и вызывает напряженность.
Следя за тем, как складывается контакт между вами и клиентом, помните,
что визуальный контакт - это процесс взаимодействия двух личностей. Если те
или иные проблемы с визуальным контактом возникают не со всеми, а лишь с
каким-либо одним клиентом, то тогда имеет смысл рассматривать их как
потенциальный источник информации о клиенте. Так, например, если клиент
избегает прямого взгляда, отводит глаза и изредка бросает на психолога
взгляд исподлобья, то причиной этого может быть, например, пережитый в
детстве опыт унижения, когда значимый для него человек ругал его и при этом
требовал, чтобы он смотрел ему в глаза.
Кивки головой
Кивки головой - очень хороший способ показать клиенту, что вы его
слушаете. Наблюдая за работой профессионалов, убеждаешься в том, насколько
терапевтичным оказывается простое кивание головой, в сочетании с хорошим
визуальным контактом и реакциями типа “Угу” и “Я понимаю”. Пожалуй, не
превзойдённым мастером в этом “простом” деле был Карл Роджерс. К сожалению,
на собственным опыте убеждаешься в том, насколько это сложно. Кивки головой
являются для клиента непосредственным подтверждением того, что вы следуете
за ним, шаг за шагом понимая сказанное. Это простейшее умение, если его
последовательно использовать, начинает выполнять функцию обратной связи.
Отсутствие кивков сообщает клиенту о недостатке понимания и необходимости
прояснения, а их появление - о том, что смысл, который пытается выразить
клиент, ухвачен. В заключение хочется заметить, что кивки головой как ничто
другое требуют меры, так как при их чрезмерном использовании они скорее
раздражают и сбивают с толку, чем способствуют диалогу.
Тон, темп и громкость голоса
Голос является важным средством выражения целого диапазона
субъективных чувств и смыслов. Тон и темп речи может многое сказать о
эмоциональном состоянии человека. Как правило, скорость речи возрастает,
когда говорящий взволнован, возбуждён или обеспокоен. Быстро также говорит
тот, кто пытается убедить своего собеседника. Медленная же речь часто
свидетельствует об угнетённом состоянии, высокомерии или усталости.
То, насколько громко произносятся отдельные слова, может служить
индикатором силы чувств. Та или иная фраза, в зависимости от интонации,
может приобретать различный смысл. Так можно говорить уверенным и ноющим,
принимающим и извиняющимся, ликующим и пренебрежительным тоном. Зачастую
люди реагируют именно на интонацию, а не слова. Реакция клиента на то, что
говорит консультант, во многом связана с тем, каким тоном с ним говорят.
Поэтому консультанту нужно постоянно стремиться расширять диапазон
интонационной выразительности и точно, без двойных посланий, выражать
главное послание. Тон голоса должен быть не просто доброжелательным, он
должен соответствовать тому, что говорится. С клиентом не стоит говорить
слишком громко. Приглушенный голос в большей мере способствуют
возникновению у собеседника ощущения доверительности.
Одним из проявлений голоса является смех. Смех может звучать мягко и с
металлическими нотками, искренне и деланно. В некоторых ситуациях смех -
это лучший способ снять напряжённость или избежать погружения в болезненные
чувства. Смех и юмор в целом имеют большой положительный потенциал в
консультативной практике, и его наличие в умеренных дозах - это признак
хорошей атмосферы, однако слишком частые весёлые сессии требуют
исследования. Кроме того, не стоит забывать, что такие слова как
“высмеивать” и “насмехаться” отражают негативный аспект смеха. Очень важно,
чтобы клиент не воспринимал ваши шутки как высмеивание его качеств, поэтому
нужно крайне осторожно использовать шутки, в которых мишенью является
клиент.
Паузы и молчание
Умение выдерживать паузу является одним из важнейших профессиональных
навыков консультанта. Соблюдая паузу, консультант предоставляет возможность
говорить клиенту, стимулирует диалог. Наличие пауз создаёт в беседе
ощущение неторопливости, продуманности происходящего, поэтому не следует
слишком спешить задавать вопросы или комментировать то, что говорит клиент.
Пауза даёт возможность добавить что-то к уже сказанному, поправить,
уточнить сообщение. Пауза подчёркивает значительность того, что сказано,
необходимость осмыслить и понять это. Молчание консультанта акцентирует
предоставленную клиенту возможность говорить и, поэтому, когда консультант
заговорит в свою очередь, есть основания ожидать, что его будут внимательно
слушать.
Время паузы воспринимается в беседе по-особому. Минутная пауза может
восприниматься как вечность. Следует помнить, что чрезмерная пауза вызывает
тревогу и провоцирует агрессию. Допустимая длительность паузы зависит от
стадии консультирования и состояния клиента. Фактически, консультанту
следует выдерживать некоторую паузу практически после любого высказывания
клиента, кроме тех интеракций, которые содержат непосредственный вопрос. На
первой встрече вряд ли стоит затягивать паузу более чем на 20 секунд. В
последующем нормальная пауза обычно не превышает 30-40 секунд. А в
длительном курсе психологического консультирования пауза может длиться
минуты.
Многим начинающим консультантам молчание представляется чем-то
угрожающим, фокусирующим на них всё внимание, демонстрируя их
профессиональную слабость. Именно так начинающие консультанты описывают
периоды молчания. В результате появляется желание сказать хоть что-нибудь -
лишь бы прервать молчание. Обычно в таких случаях консультант задаёт не
самый лучший вопрос, который приводит к минимальному отклику клиента. В
такой ситуации ответ клиента не столь уж важен, так как и вопрос не был
продуман. Консультант может даже не слушать ответ. Такая ситуация возникает
всякий раз, когда консультант придерживается мнения, что он несёт
ответственность за рассказывание клиента. Как будто говорение является
единственным свидетельством того, что клиент работает, а молчание - есть
лишь бесполезная трата времени.
На клиентов молчание зачастую оказывает сходное влияние. Они также
чувствуют требование говорить и испытывают потребность отвечать, заполняя
пустоты в беседе. В связи с этим между консультантом и клиентом может
возникнуть тайный договор о заполнении пустот бесполезной болтовнёй
клиента. Осознав это, консультант может исправить ситуацию, предложив
клиенту при очередной паузе помолчать и сосредоточиться на внутренних
переживаниях. Тем самым молчание обретает другой смысл. Сосредоточение на
внутреннем опыте (ощущениях, чувствах, образах, фантазиях) требует времени
и пауза в данной ситуации является адекватной реакцией консультанта.
Еще одной причиной молчания может быть желание обоих участников
остановиться на некоторое время, чтобы осмыслить, суммировать ранее
произошедшее, подумать о следствиях. Кроме того, клиент часто нуждается в
паузе после периодов самовыражения или вслед за достигнутым инсайтом, чтобы
усвоить полученный опыт, интегрировать его в существующую систему
внутренних представлений. Для некоторых клиентов такие периоды
интегрирующего молчания являются ранее не испытываемым опытом человеческого
взаимодействия, прерывание которого было бы серьёзной ошибкой.
Молчание может иметь самые разные значения. Так, например, молчание
может свидетельствовать о стремлении скрываться, уединяться и защищаться от
других людей. Клиент может использовать молчание, чтобы передать
консультанту сообщение: “Я приближаюсь к страшащей меня теме и нуждаюсь в
поддержке” или “Я независим и не нуждаюсь в вашем понимании”. Консультант,
в свою очередь, посредством молчания может передавать следующие послания:
“Я хочу, чтобы мы двигались немного медленнее”, или “Я хочу, чтобы вы
больше подумали о только что сказанном”, или “В данный момент я очень
внимателен к вашим чувствам”.
Хорошие консультанты часто используют молчание как лучшую технику для
особых ситуаций. Это вовсе не значит, что при этом они не активны. Наиболее
полезным средством для сосредоточения внимания на текущем моменте является
молчаливое фокусирование с целью услышать эхо - эхо внутреннего отклика
как клиента, так и консультанта. Молчание также может быть использовано как
средство усиления происходящего, например, усиления определённых защитных
механизмов и паттернов поведения, чтобы затем, когда они станут более
выраженными, сделать их очевидными для клиента. Также можно говорить о
молчаливой заботе. Такое молчание имеет место, когда нет подходящих слов
для отклика на переживания клиента, например, на чувства, связанные с
болезненным опытом утраты. В такой ситуации переживание и выражение чувств
важнее всего. В данном случае молчание, прежде всего, передаёт сострадание.
Вышеперечисленные элементы невербальной коммуникации являются очень
важными составляющими человеческого общения, постижение которого может
стать “царской дорогой” к внутренней жизни клиента, а также в ваш
собственный внутренний мир. Невербальные проявления более спонтанны, чем
вербальные, и их труднее контролировать. Для консультанта важно уметь
“читать” как невербальное поведение клиента, так и собственные невербальные
проявления. Отслеживание невербальных проявлений в ходе беседы позволяет их
исследовать и выявлять скрытое в них значение. Так, например, если по мере
того, как клиент говорит, вы чувствуете возрастание скованности и
напряжения в теле, вы можете спросить себя: “ Что вызвало мою тревогу?...
Какое невербальное послание я передаю сейчас клиенту?” Ваши скрытые
сообщения могут быть очень важной информацией о ваших отношениях, поэтому
поиск ответов на вопрос - “Что именно вы неосознанно хотели сообщить
клиенту, и почему эти сообщения не могут быть выражены вами открыто?”
является важной составляющей профессиональной рефлексии. Чем раньше
консультант осознает собственную невербальную реакцию, тем больше у него
времени для её понимания и возможности для сохранения контроля над ней. Так
например, если клиент сказал или сделал что-то, что вызвало у вас
враждебность, следует попытаться контролировать внешнее выражение агрессии
и некоторое время порефлексировать о произошедшем. Стремление понять
источники вашей агрессии и размышление о том, уместно ли её проявлять,
позволяет в некоторой степени отстраниться от эмоции, а значит, и
удержаться от её выражения. В обращении с внутренними реакциями консультант
сталкивается с противоречивыми требованиями: быть открытым к собственным
чувствам и вместе с тем воздерживаться от их внешнего выражения. Это
трудная, но заслуживающая усилий задача.
Помимо того, что невербальное поведение само по себе является каналом
коммуникации, через невербальные проявления (мимику, жесты, телесные
движения и т.д) консультант может осознанно или неосознанно дополнять и
модифицировать своё вербальное сообщение. Кнап выделил следующие виды
невербальных проявлений:
(1) Подтверждение и повторение. Невербальное поведение может
подтверждать и повторять то, что было сказано словами. Например, если в
ответ на выражение клиентом болезненных чувств, связанных с воспоминанием
ситуации из прошлого, консультант медленно кивая головой, с сопереживающим
выражением лица говорит: “Я понимаю, как тяжело вам было в тот момент”, то
он невербально подтверждает сообщение сочувствия и понимания.
(2) Отрицание или запутывание. Невербальное поведение может отрицать
или запутывать вербальное сообщение. Если консультант в ответ на обращённый
к нему вопрос клиента “Кажется, я задел вас своей критикой?” дрожащим
голосом отвечает, что он не расстроен и при этом отводит взгляд, избегая
визуального контакта, то его невербальное послание отрицает сказанное им.
Примером запутывания можно считать ситуацию, когда человек говорит, что он
злится на кого-то, но при этом улыбается. В таком случае невербальная
реакция запутывает другого. Улыбка в данной ситуации может означать “Я зол
на тебя, но опасаюсь, что ты от меня отдалишься” или “Я зол, но мне очень
некомфортно говорить об этом”.
(3) Усиление и акцентирование. Невербальное поведение может усиливать
и акцентировать сказанное, то есть увеличивать интенсивность сказанного и
придавать ему ту или иную эмоциональную окраску. Например, если консультант
предлагает клиенту обсудить какой-то вопрос с женой, он может ответить: “Я
не могу даже представить себе этого”, закрывая при этом глаза руками. Или,
например, если консультант отказывает в совете клиенту, пытающемуся в
очередной раз переложить ответственность на его плечи, и при этом
пристально смотрит на него хмурым взглядом, то он даёт понять клиенту, что
он решительно настроен, сердит и готов к конфронтации.
(4) Контроль и регуляция. Невербальные послания часто используются для
регуляции и контроля над тем, что происходит в процессе взаимодействия, для
контроля над поведением другого. Например, нахмуренные брови одного из
участников беседы могут служить для говорящего сообщением о том, что его
мысль не вполне понятна, что он нуждается в пояснении. И, наоборот, кивки
консультанта свидетельствуют о последовательном понимании речи клиента.
Таким образом, осуществляется регуляция темпа рассказа. А посредством
отклонения тела консультант может сообщить клиенту о нежелании углубляться
в какую-то тему, например в связи с тем, что он не знает, как реагировать и
уровень тревоги становится слишком высоким.
В заключение хочется заметить, что все эти, способствующие высокому
качеству присутствия специфические умения, несмотря на их очевидную
простоту, требуют достаточно большого времени для их практического
освоения. И хотя профессиональный тренинг навыков невербального общения
может дать хороший результат, постоянная демонстрация, с помощью выше
приведённых умений, внимательности, заботы и чувствительности, то есть
вовлечённости в контакт с клиентом - это весьма сложная задача, которая
может быть решена только тогда, когда они станут расширением человеческих
качеств консультанта, реализацией его личных ценностей, а не только
составляющими технологии психологической помощи.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩЕНИЯ
Определение общения.
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в
обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.
Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение
характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс
общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными
актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором,
получающий ее – реципиентом.
В общении можно выделить ряд аспектов[1]: содержание, цель и средства.
Рассмотрим их подробнее.
Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах
передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о
внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во
внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае,
если субъектами общения являются люди.
Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт
общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о
содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки
актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут
быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения
социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих
других потребностей.
Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и
расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного
существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи.
Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и
других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения
информации.
Типы и виды общения
В психолого-педагогической литературе используются понятия «типы» и
«виды» общения как определенные разновидности этого феномена. При этом у
ученых, к сожалению, нет единого подхода к тому, что считать типом, а что
видом общения.
Б.Т.Парыгин под типами общения понимает различия в общении по его
характеру, т.е. по специфике психического состояния и настроения участников
коммуникативного акта. По мнению ученого, типологические разновидности
общения носят парный и одновременно альтернативный характер:
деловое и игровое общение;
безлично-ролевое и межличностное общение;
духовное и утилитарное общение;
традиционное и инновационное общение.
Видовые различия общения обусловлены их предметной направленностью. В
этой связи правомерно говорить об особенностях и специфике политического,
религиозного, экономического общения.
Например, предметом политического общения выступает сфера политики,
взаимодействие политических партий и их лидеров с представителями различных
партий и общественных объединений при решении тех или иных политических
вопросов.
При таком подходе, очевидно, что педагогическое общение представляет
собой один из видов общения. Предметом такого общения является сфера
образования, в которой осуществляется взаимодействие учителей и
воспитателей со своими коллегами, учениками и их родителями вокруг
вопросов, связанных с обучением и воспитанием учащихся.
Несколько иного взгляда на описание разновидностей общения
придерживается А.А,Леонтьев. Автор утверждает, что в исследовании общения
неправомерно принимать за простейшую «клеточку» анализа «чистое»
межличностное общение в диаде, поскольку каждый человек представляет собой
совокупность (ансамбль) общественных отношений. Поэтому автор исходит из
того, что общение – это процессы, осуществляющиеся внутри определенной
социальной общности – группы, коллектива, общества в целом, процессы, по
своей сущности не межиндивидуальные, а социальные. Они возникают в силу
общественной потребности, общественной необходимости и реализуют
общественные отношения. На основе этого автор выделяет три вида общения:
социально-ориентированное общение, групповое предметно-ориентированное
общение и личностно-ориентированное общение.
Примером социально-ориентированного общения могут служить лекция,
оклад, телевизионное выступление, где лектор или докладчик выступает как
представитель общества и решает со своей аудиторией конкретные социальные
задачи. Например, рассматривает экологические проблемы конкретного города
или региона.
Групповое предметно-ориентированное общение также нацелено на решение
социальных задач – организацию коллективного взаимодействия в процессе
совместной деятельности. Это общение членов конкретного коллектива другс
другом или с представителями другого коллектива. В центре такого общения
– проблемы, стоящие перед коллективом, совместная деятельность его
представителей.
Личностно-ориентированное общение, представляющее взаимодействие
одного человека с другим, далеко не однородно. Это может быть еловое
общение партнеров, обслуживающее конкретную совместную деятельность
(например, подготовку к экзамену, соревнованию или концерту). Но это может
быть также общение, в центре которого находится не какая-либо деятельность,
личностные проблемы общающихся, например, выяснение отношений между
друзьями или объяснение в любви между юношей и девушкой.
Говоря о видах общения, многие исследователи выделяют деловое и
личностное общение. Эти термины довольно часто встречаются как в
педагогической литературе, так и в обиходе.
Деловое общение (его также называют ролевым или функционально-ролевым
общением) направлено на организацию какой-либо совместной деятельности,
того или иного дела. В центре такого общения – интересы дела,
функциональные обязанности партнеров, вклад каждого из них в достижение
результата, а личностные особенности партнеров: их симпатии или антипатии,
чувства, настроение, психическое или физическое состояние как бы
отодвигаются на задний план.
В центре личностного (или межличностного) общения , напротив,
находятся психологические, физиологические, нравственные и иные личные
проблемы партнеров: их интересы , склонности, настроение, отношения с
окружающими, самочувствие и т.п. Деловые проблемы в таком общении не столь
значимы для партнеров, дело может подождать, его можно завершить и после
решения личных вопросов.
В педагогическом процессе деловое и личностное общение довольно тесно
переплетаются и неотрывны друг от друга. Учитель не только обращает
внимание на то, выполняет или нет ученик задания учителя, какими способами
он получил правильный ответ. От взгляда опытного педагога не скроется
физическое или психическое состояние ученика, его радостное или подавленное
настроение, наличие внутренней тревоги, озабоченности чем-либо.
Личность как субъект общения
Свойства личности
Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность
субъекта жизни. Но личность представляет собой целостное образование
особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически:
личностью не родятся, личностью становятся.
Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и
онтогенетического развития человека.
Формирование личности есть процесс, прямо не совпадающий с процессом
прижизненного изменения природных свойств индивида в ходе его
приспособления к внешней среде. Человек как природное существо есть
индивид, обладающий той или иной физической конституцией, типом нервной
системы, темпераментом, динамическими силами биологических потребностей и
многими другими чертами, которые в ходе онтогенетического развития
многообразно меняются. Однако, не изменения этих врожденных свойств
человека порождают его личность.
Личность есть специальное человеческое образование, которое так же не
может быть выведено из его приспособительной деятельности, как не могут
быть выведены из нее его сознание или его человеческие потребности. Как и
сознание человека, так и его потребности, личность человека тоже
«производится» — создается общественными отношениями, в которые индивид
вступает в своей деятельности. То, что при этом меняются и некоторые его
особенности как индивида, составляет не причину, а следствие формирования
его личности.
Другими словами: особенности, характеризующие одно единство
(индивида), не просто переходят в особенности другого единства, другого
образования (личности), так что первые уничтожаются; они сохраняются, но
именно как особенности индивида. Так, особенности высшей нервной
деятельности индивида не становятся особенностями его личности и не
определяют ее. Хотя функционирование нервной системы составляет, конечно,
необходимую предпосылку развития личности, но ее тип вовсе не является тем
«скелетом», на котором она «надстраивается». Сила или слабость нервных
процессов, уравновешенность их и т. д. проявляют себя лишь на уровне
механизмов, посредством которых реализуется система отношений индивида с
миром. Это и определяет неоднозначность их роли в формировании личности.
Личность как индивид есть продукт интеграции процессов, осуществляющих
жизненные отношения субъекта. Существует, однако, фундаментальное отличие
личности. Оно определяется природой самих порождающих его отношений это
специфические для человека общественные отношения, в которые он вступает в
своей предметной деятельности. Как мы уже видели, при всем многообразии ее
видов и форм, все они характеризуются общностью своего внутреннего строения
и предполагают сознательное их регулирование, то есть наличие сознания, а
на известных этапах развития также и самосознания субъекта.
Изучение процесса объединения деятельности субъекта, в результате
которого формируется его личность, представляет собой капитальную задачу
психологического исследования.
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития
контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности,
включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии
взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.(
Следовательно, основное назначение этого процесса заключается в том,
чтобы люди контактировали, искали и находили точки соприкосновения друг с
другом, взаимодействовали между собой в процессе совместной деятельности,
что бы они обменивались информацией и стремились к пониманию друг друга.
Поэтому психологи условно выделяют в общении три стороны: коммуникативную,
интерактивную и перцептивную.
Теперь рассмотрим отдельно каждую из сторон общения, определяя какие
свойства личности помогают, а какие мешают взаимодействовать с другими
людьми.
Коммуникативная сторона общения.
Коммуникация – процесс обмена информации.
В процессе обмена информации важно, чтобы каждый участник коммуникации
правильно понимал свою роль. Другими словами, коммуникатор должен четко
излагать необходимую для передачи информацию, а реципиент должен
внимательно слушать, воспринимая все сказанное партнером по общению, и
только после усвоения всего материала, он может не согласиться с
услышанным, сопоставить со своей точкой зрения и т.д.
Мы видим, что для успешного процесса коммуникации человек должен
обладать определенным рядом свойств, основными из которых являются:
коммуникабельность и коммуникативность. Поскольку необщительному человеку
будет трудно осуществлять процесс обмена информацией, так как ее необходимо
передавать не просто как сообщение, которыми обмениваются компьютеры
определенными порциями в виде электронно-магнитных сигналов. В процессе
коммуникации человек должен учитывать индивидуальные особенности партнера,
стараться подать информацию в той форме, которая максимально заинтересует
собеседника, подчеркнуть те моменты, на которых следует заострить внимание
и попытаться более подробно объяснить то, что не совсем понятно.
К свойствам личности, необходимым в процессе общения, можно отнести
способность слушать, внушать, уважать партнера по общению (ведь человека,
которого уважаешь всегда выслушиваешь с большей внимательностью, чем того,
кто не заслуживает внимания), опытность, образованность и др.
К качествам личности, которые напротив создают помехи коммуникации,
относятся вспыльчивость, нетерпеливость, слишком развитая самоуверенность и
высокомерие по отношению к собеседнику (поскольку у человека с такими
качествами уже изначально «притуплено» внимание к партнеру по общению, а
значит и к получаемой от него информации) и др.
Перцептивная сторона общения
Перцептивная сторона общения включает в себя процесс восприятия и
понимания другого человека, формирования его образа.
Впечатление, которое возникает при восприятии человека, играет важную
роль в общении. На основе восприятия человека человеком формируется
представление не только о внешнем облике, но также о намерениях, мыслях,
способностях, эмоциях, установках партнера по общению.
Теперь попытаемся определить, какие свойства человека будут
способствовать пониманию и восприятию других людей. На мой взгляд, одним из
наиболее необходимых для этого качеств является умение слушать собеседника.
Поскольку, если человек не может выслушать партнера, он никогда не сможет
его понять. Для успешного общения человек так же должен обладать следующими
качествами: терпеливостью, воспитанностью, уважением к партнеру по общению,
способностью не полностью доверять первому впечатлению, умением
отождествлять себя с собеседником, сопереживать и т.д. Так же я считаю, что
для того, чтобы понять других людей, человек должен осознать, что у каждого
есть свое мнение, своя точка зрения, которые могут полностью не совпадать с
утверждениями личности. Если человек не может принять наличия у других
несовпадающих с его мнениями утверждений, то он начинает резко критиковать
людей, пытается доказать и навязать свою точку зрения, что создает большой
барьер в общении между людьми, поскольку у человека, который поделился
своими мыслями и не получил никакого понимания, а только критику,
возникает чувство нежелания общаться с данным индивидом.
По моему мнению, для восприятия и понимания человека человеком очень
важно умение читать невербальные сигналы, так как это позволяет увидеть
внутренний мир человека, его реакцию на происходящие события, людей,
поскольку эти проявления не контролируются человеком.
К свойствам создающим барьер в перцептивном общении можно отнести
неумение слушать, надменность и высокомерие, нетерпеливость и нервозность,
вспыльчивость, лицемерие, чрезмерная самоуверенность, навязчивость и т.д.
Интерактивная сторона общения
Интерактивная сторона общения представляет собой взаимодействие (и
воздействие) людей друг с другом в процессе межличностных отношений.
Действие является одним из главных компонентов общения.
Интерактивная сторона общения проявляется не только через обмен
информацией, но и через усилия людей по организации совместных действий,
позволяющих партнерам организовывать какую-либо совместную деятельность.
К свойствам, которыми должна обладать личность для успешного
интерактивного общения, я бы отнесла организаторские способности,
пунктуальность, дисциплинированность, самоорганизованность, умение внушать
и манипулировать людьми (в разумных пределах), коммуникативность и
когнетивность, самостоятельность, надежность и др.
К качествам личности создающим помехи для интерактивного общения можно
отнести свойства противоположные перечисленным, а так же замкнутость,
безынициативность, безответственность, неопытность в конкретной области и
др.
Формирование и свойства личности.
Личностные свойства индивида - свойства, характеризующие его как
личность.
В качестве собственно личностных свойств из всего многообразия свойств
человека обычно выделяются те, которые обусловливают общественно значимое
поведение или деятельность человека. Основное место в них, поэтому занимают
система мотивов и задач, которые ставит себе человек, свойства его
характера, обусловливающие поступки людей (т. е. те их действия, которые
реализуют или выражают отношения человека к другим людям) и способности
человека (т. е. свойства, делающие его пригодным к исторически сложившимся
формам общественно полезной деятельности).
Из представления о личности, заключенного в первоначальном значении
этого слова и указывающего на роль, которую актер играет в пьесе (а в
дальнейшем и на ту реальную роль, которую человек играет в жизни), должна
быть все же удержана одна существенная черта. Она заключается в том, что
личность определяется своими отношениями к окружающему миру, к
общественному окружению, к другим людям. Эти отношения реализуются в
деятельности людей, в той реальной деятельности, посредством которой люди
познают мир (природу и общество) и изменяют его. Никак нельзя вовсе
обособить личность от той реальной роли, которую она играет в жизни.
Значительность личности определяется не только самими по себе свойствами,
но и значительностью тех общественно-исторических сил, носителем которых
она выступает.
Личность формируется во взаимодействии, в которое человек вступает с
окружающим миром. Во взаимодействии с миром, в осуществляемой им
деятельности человек не только проявляется, но и формируется. Поэтому-то
такое фундаментальное значение для психологии приобретает деятельность
человека. Человеческая личность, т. е. объективная реальность, которая
обозначается понятием личность, — это реальный индивид, живой, действующий
человек.
В качестве личности человек выступает как единица в системе
общественных отношений, как реальный носитель этих отношений. В этом
заключается положительное ядро той точки зрении, которая утверждает, что
понятие личности есть общественная, а не психологическая категория. Это не
исключает, однако, того, что сама личность как реальность, как кусок
действительности, обладая многообразными свойствами — и природными, а не
только общественными, — является предметом изучения разных наук, каждая из
которых изучает ее в своих специфических для нее связях и отношениях. В
число этих наук необходимо входит психология, потому что нет личности без
психики, более того — без сознания.
Человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных,
единичных, неповторимых свойств; человек есть личность в силу того, что он
сознательно определяет свое отношение к окружающему. Человек есть личность,
поскольку у него свое лицо. Человек есть в максимальной мере личность,
когда в нем минимум нейтральности, безразличия, равнодушия, максимум
«партийности» по отношению ко всему общественно значимому. Поэтому для
человека как личности такое фундаментальное значение имеет сознание не
только как знание, но и как отношение. Без сознания, без способности
сознательно занять определенную позицию нет личности.
Положение о протекании психических процессов на разных уровнях имеет
фундаментальное значение для понимания психологического строения самой
личности. В частности, вопрос о личности как психологическом субъекте
непосредственно связан с соотношением непроизвольных и так называемых
произвольных процессов. Субъект в специфическом смысле слова — это субъект
сознательной, «произвольной» деятельности. Ядро его составляют осознанные
побуждения — мотивы сознательных действий. Всякая личность есть субъект в
смысле Я, однако понятие личности и применительно к психологии не может
быть сведено к понятию субъекта в этом узком специфическом смысле.
Психическое содержание человеческой личности не исчерпывается мотивами
сознательной деятельности; оно включает в себя также многообразие
неосознанных тенденций — побуждений его непроизвольной деятельности. Я —
как субъект — это образование, неотделимое от многоплановой совокупности
тенденций, составляющих в целом психологический склад личности. В общей
характеристике личности надо еще также учитывать ее «идеологию», идеи,
применяемые человеком в качестве принципов, на основе которых им
производится оценка своих и чужих поступков, определяемых теми или иными
побуждениями, но которые сами не выступают как побуждения его деятельности.
Список использованной литературы:
1. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. СПб.: Питер, 1997.
2. Бороздина Г.В. Психология делового общения. М.: Деловая книга, 1998.
Глава 7. Имидж делового человека.
3. Клюев Е.В. Речевая коммуникация. М.: ПРИОР, 1998.
4. Кнапп М.Л./Невербальные коммуникации/1978.
5. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М.: МУБУ, 1997. С.164 сл.
6. Лабунская.В.А/Экспрессия человека: общение и межличностное познание.
“Феникс”. Ростов-на-Дону.1999.
7. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения. – С.-
Петербург, 2000;
8. Рубинштейн С. Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности
// Психология личности. - М., 1982.
-----------------------
[1] Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. – М.,
Просвещение, 1994.
( краткий психологический словарь/ Под ред. А.В. Петровского.
Страницы: 1, 2
|