Рефераты

Влияние самооценки на поведение человека в социуме

Влияние самооценки на поведение человека в социуме

Введение

Цель данной работы - проследить взаимосвязь самооценки и социального

поведения личности в работах отечественных и зарубежных авторов.

Предметом данного исследования является взаимосвязь самооценки и

социального поведения личности.

Объект исследования – самооценка.

Задачи :

1)Проведение теоретико-методологического обзора литературы

2)Обсуждение результатов теоретико-эмпирического исследования

3)Обобщение полученных результатов

4)Формулировка основных выводов

I.Самооценка как фактор человеческой личности и её истоки

Самооценка – ценность , значимость , которой индивид наделяет себя в

целом и отдельные стороны своей личности , деятельности , поведения (№ 16,

с.343). Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное

образование , компонент Я-концепции , самопознания , и как процесс

самооценивания . Основу самооценки составляет система личностных смыслов

индивида , принятая им система ценностей . Рассматривается в качестве

центрального личностного образования и центрального компонента Я-концепции.

В исследованиях А.З.Зака ( № 8, с.106 – 108 ) самооценка

представляется в качестве средства анализа и осознания субъектом

собственных способов решения задач , на которых строится внутренний план

действий , обобщённая схема деятельности личности .

Т.Шибутани (№ 22, с.220) говорит о самооценке так : «Если личность –

это организация ценностей , то ядром такого функционального единства

является самооценка».

Ведущая роль самооценке отводится в рамках исследования проблем

самосознания : она характеризуется как стержень этого процесса , показатель

индивидуального уровня его развития , его личностный аспект , органично

включённый в процесс самопознания. С самооценкой связываются оценочные

функции самопознания , вбирающие в себя эмоционально - ценностное

отношение личности к себе , специфика понимания ею самой себя

(http:psi.lib.ru/detsad/sbor/saodshv.htm).

Б.Г.Ананьев (№ 1) высказал мнение , что самооценка является наиболее

сложным и многогранным компонентом самосознания (сложный процесс

опосредованного познания себя , развёрнутый во времени , связанный с

движением от единичных , ситуативных образов через интеграцию подобных

ситуативных образов в целостное образование – понятие собственного Я(№ 26))

, являющимся прямым выражением оценки других лиц, участвующих в развитии

личности .

Самосознание принадлежит целостному субъекту и служит ему для

организации его собственной деятельности , его взаимоотношений с

окружающими и его общения с ними (http://azps.ru/articles/tezis/40so.html).

Самопознание – сложный многоуровневый процесс, индивидуализированно

развёрнутый во времени . Условно можно выделить две стадии : познание своих

особенностей через познание особенностей другого , сличение и

дифференциацию ; на стадии подключается психоанализ

(http://azps.ru/articles/tezis/40so.html).

Итоговый продукт самопознания Я – образ или Я – концепция , т.е.

совокупность представлений индивида о себе самом , сопряжённая с их оценкой

(Р.Бернс) (http://azps.ru/articles/tezis/40so.html).

Самооценка – один из аспектов Я – концепции (собственного

представления о себе или образа самого себя , то есть совокупности мнений о

своём здоровье , внешности , характере , влиянии на окружающих ,

способностях и недостатках ; поскольку она основана на собственном мнении ,

она не всегда соответствует действительности). Человек с высокой

самооценкой воспринимает себя в позитивном свете , в то время как при

низкой самооценке Я – концепция носит негативный характер (№ 10, с.284).

Структура Я - концепции

[pic]

И.Ю.Кулагина , В.Н.Колюцкий (№ 12, с.294) говорят , что формирование

«Я»-концепции – важнейший этап в развитии самосознания.

Самооценку рассматривают и как элемент самоотношения , наряду с

самоуважением, самосимпатией, самопринятием и т.п..(№ 17, с.124). Так

И.С.Кон говорит (№ 11 , с.109) о самоуважении , определяя его как итоговое

измерение "Я", выражающее меру приятия или неприятия индивидом самого себя.

А.Н.Леонтьев предлагает осмыслить самооценку через категорию "чувство"

как устойчивое эмоциональное отношение , имеющее "выраженный предметный

характер , который является результатом специфического обобщения эмоций"( №

13, с.304).

(№ 33) Ковель М.И. (Самооценка как основа саморегуляции и внутренней

мотивации). Cамооценка является основой внутренней мотивации и тесно

связана с процессом познания. Учащиеся включаются в общественно значимую

деятельность (учение, самообразование) при наличии внутренней мотивации и

саморегуляции в ходе этой деятельности.

Гиппенрейтер Ю. Б. (№ 6) даёт отличие самопознания, самооценки ,

самосознания от интроспекции , говоря словами всемирно известного

сказочника- Г.Х. Андерсена из сказки "Гадкий утенок": «Помните тот

волнующий момент, когда утенок, став молодым лебедем, подплыл к царственным

птицам и сказал: "Убейте меня!", все еще чувствуя себя уродливым и жалким

существом. Смог бы он за счет одной "интроспекции" изменить эту самооценку,

если бы восхищенные сородичи не склонили бы перед ним головы".

Структура самооценки представлена двумя компонентами – когнитивным и

эмоциональным. Первый отражает знания человека о себе , второй – его

отношение к себе как меру удовлетворённости собой

(http:psi.lib.ru/detsad/sbor/saodshv.htm).

В деятельности самооценивания эти компоненты функционируют в

неразрывном единстве: в чистом виде не может быть представлено ни то, ни

другое /И.И.Чеснокова/. Знание о себе, приобретаемые субъектом в социальном

контексте, неизбежно обрастают эмоциями, сила и напряженность которых

определяется значимостью для личности оцениваемого содержания (№23).

Основу когнитивного компонента самооценки составляют операции

сравнения себя с другими людьми, сопоставление своих качеств с

выработанными эталонами, фиксация возможной рассогласованности этих величин

/Л.И.Корнеева/. Суверова Э.И.(МОСУ) (№ 23) .

Самооценка характеризуется по следующим параметрам :

1) уровню – высокая , средняя , низкая

2) соотношению с реальной успешностью – адекватная и неадекватная

3) особенностям строения – конфликтная и бесконфликтная

По характеру временной отнесённости выделяются прогностическая,

актуальная и ретроспективная самооценка.

В психологическом словаре говорится : «Самооценка развитого индивида

образует сложную систему , определяющую характер самоотношения индивида и

включающую общую самооценку , отражающую уровень самоуважения , целостное

принятие или непринятие себя , и парциальные , частные самооценки ,

характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности , поступкам ,

успешности отдельных видов деятельности. Самооценка может быть разного

уровня осознанности » (№ 16, с. 343).

Анализ самооценки как самооцениваний деятельности позволил выявить

несколько её функций : прогностическую (заключающуюся в регуляции

активности личности на самом начальном этапе деятельности) , корректирующую

(направленную на контроль и осуществление необходимых подстроек) и

ретроспективную (используется субъектом на заключительном этапе

деятельности для подведения итогов , соотнесения целей , способов и средств

выполнения деятельности с её результатами (№ 21 , С.22-23).

Проанализируем самооценку с помощью понятий категорий деятельности -

результат , средство , операции :

1) В качестве результата самооценки исследователями выделяются

следующие характеристики : в результате осуществления самооценки

индивид узнаёт превосходит ли исполнение стандарт , равняется ему

или не достигает его (№ 20, с.191) ; личность сверяет себя с

эталоном и , в зависимости от результатов проверки , оказывается

довольна или недовольна собой (№ 14, с.410) ; констатация личностью

качественных , содержательных особенностей своего Я , своих

физических сил , умственных способностей , поступков , своего

отношения к окружающим и себе (№ 21 , с.9) ; самооценка бывает двух

родов : самодовольство и недовольство собой ( № 7, с.88) ;

самооценка отвечает на вопрос :"не что я имею , а чего это стоит ,

что это значит " ( № 4, с.99).

Таким образом , результатом самооценки является либо констатация

некоторых качеств , либо результат сопоставления этих качеств с некоторым

эталоном , либо результат некоторого эмоционально-чувственного отношения.

2) Для изучения вопросов самооценки большое значение также имеют

исследования средств самооценки .

В качестве средств или стандартов самооценки применяются такие

параметры как : ценностные ориентации , и идеалы личности (Петровский А.В.)

, мировоззрение (Рубинштейн С.Л.) , уровень притязаний (Божович

Л.И.,Хекхаузен Х. И др.) , "Я"-концепция (Соколова Е.Т.,Столин В.В.),

требования , предъявляемые коллективом (Савонько Е.И.).

Итак , в функции средств самооценки могут вступать 2 типа :

когнитивные (Я-концепция или её отдельные стороны) и аффективные (ценности

, идеалы , уровень притязаний , требования). Подводя итоги по этому пункту

, можно заключить , что практически любой феномен бытия человека (в т.ч. и

сама самооценка) может быть им самооценен , т.е. содержательное поле

самооценки бесконечно .

3) В самооценке выделяют следующие операции : самопознания как

построения образа "Я – реальное" (№ 4, с.141), сопоставление оцениваемого

качества со стандартом (№ 21,с.24), каузальная атрибуция результата

сопоставления (№ 21 , т.1, с.408) ; реакция (отношение , самоприятие) на

достигнутый результат (№ 7, с.368).Каузальная атрибуция результата

рассматривается как дополнительная процедура , которая может быть применима

как к результату сопоставления , так и к результату самоотношения, если они

чем-то не удовлетворяют оценивающего себя. Тогда оказывается , что в

самооценке присутствуют лишь 2 типа фундаментальных операций :

сопоставление и самоотношение , которые , помещаемые в разные контексты ,

приобретают разное звучание (например на сопоставлении базируется

проектирование "Я - реального" на "Я - идеальное", Петровский А.В. ) ,

самокритика . В качестве своей основы самоотношение имеет самоприятие

(Бороздина Л,В, там же) , самодовольство и недовольство собой (№ 2, с.368).

Самооценка является доминирующей , а её выражением считается уровень

притязаний, заключает Бороздина Л.В. (№ 4,с.141).То есть уровень притязаний

считается проявлением самооценки в действии личности. Подобная проблема

возникает и в различении понятий самооценки и мотивации достижения.

Например , Хекхаузен Х. Утверждает , что "мотив достижения выступает как

система самооценки" (№ 19 ,с.194).

По данным Е.А.Серебряковой (№ 18 , с.42-44) , представления о своих

возможностях делают субъекта неустойчивым в выборе целей : его притязания

резко повышаются после успеха и столь же резко падают после неудачи.

Уровень притязаний — характеризует: 1) уровень трудности, достижение

которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель); 2)

выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате

переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (уровень притязаний в

данный момент); 3) желаемый уровень самооценки личности (уровень Я).

Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в

выборе степени трудности очередного действия, приводит к конфликту двух

тенденций — тенденции повысить притязания, чтобы одержать максимальный

успех, и тенденции снизить их, чтобы избежать неудачи. Переживание успеха

(или неуспеха), возникающее вследствие достижения (или недостижения) уровня

притязаний, влечет за собой смещение уровня притязаний в область более

трудных (или более легких) задач. Снижение трудности избираемой цели после

успеха или ее повышение после неудачи (атипичное изменение уровня

притязаний) говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной

самооценке (№ 34).

Постулат , выдвинутый У.Джемсом , (№3, с.162) звучит так :

«Самооценка прямо пропорциональна успеху и обратно пропорциональна

притязаниям , то есть потенциальным успехам , которых индивид намеревался

достичь» , в виде формулы это может быть представлено таким образом :

Самооценка = притязания / возможности.

Самооценка интерпретируется как личностное образование, принимающее

непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности человека ,

как автономная характеристика личности , её центральный компонент ,

формирующийся при активном участии самой личности и отражающий своеобразие

её внутреннего мира (http:psi.lib.ru/detsad/sbor/saodshv.htm).

Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а

развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека

(№ 23).

Как считают многие психологи , структура личности и основы самооценки

формируются в первые пять лет жизни человека (№3, с.103)

Обычно мнение о себе основывается на отношении к нам других людей (№

10, с.284). Можно выделить несколько источников формирования самооценки,

которые меняют вес значимости на разных этапах становления личности:

оценка других людей; круг значимых других или референтная группа;

актуальное сравнение с другими; - сравнение реального и идеального Я ( №

27).

Самооценка формируется и на базе оценки результатов собственной

деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального

представлений о себе (№ 16, с. 343).

Низкая самооценка может быть обусловлена многими причинами : её можно

перенять в детстве у своих родителей , не разобравшихся со своими личными

проблемами ; она может развиться у ребёнка из-за плохой успеваемости в

школе ; из-за насмешек сверстников или чрезмерного критицизма со стороны

взрослых ; личностные проблемы , неумение вести себя в определённых

ситуациях также формируют у человека нелестное мнение о себе (№ 19 , с.484

).

Санфорд и Донован подтверждая сказанное Ч.Т.Фолкэном, говорят , что

оценка пришла со стороны - от родителей, "которые делали вам замечания,

говорили, что вы плохая, сверстников, которые потешались над вашими рыжими

волосами, вашим носом или тем, что вы не могли быстро справляться с

математикой… Никто не может приобрести низкую самооценку в изоляции , -

указывает Санфорд , - и никто из нас не в состоянии изменить ее в

одиночестве ...» (№ 27).

Р.Бернс аналогично высказывается по этому поводу : «Если родители ,

выступающие для ребёнка как социальное зеркало , проявляют в обращении с

ним любовь , уважение и доверие , ребёнок привыкает сам относиться к себе

как к человеку , достойному этих чувств» (№3, с. 157).

И.Ю.Кулагина , В.Н.Колюцкий (№ 12 ,с.272) подчёркивают , что у детей с

завышенной или заниженной самооценкой изменить её уровень крайне сложно .

Куперсмит отмечает , что для формирования положительной самооценки

необходимы три условия : полное внутреннее принятие родителями своего

ребёнка ; ясные и последовательные требования ; уважение индивидуальности

ребёнка в рамках установленных ограничений (№ 3, с.159)

Чак Т. Фолкэн (№ 19 , с.485 ) говорит , что если человек занимается

любимым делом , со временем он приобретает опыт и мастерство , которыми

имеет право гордиться . Это одно из условий составляющих нормальную

самооценку .Каждый человек создаёт для себя образ идеального "Я". Оно

обладает качествами , имеющими ценность в глазах родителей , сверстников ,

учителей и людей , пользующихся авторитетом (№ 10 , с.286) . Оно может

изменяться в зависимости от окружения . Если реальные качества

соответствуют идеалу или приближаются к нему , у человека будет высокая

самооценка .

Трезвое и объективное отношение к себе составляет основу нормальной

самооценки ( № 19 ,с.485).

Подводя итоги , можно сделать заключение : самооценка – компонент

самосознания , имеет рефлексивную природу , включает в себя такие элементы

как : образ "Я-реального" , "Я-идеального", результат сопоставления этих

образов и самоотношение к результату сопоставления . Самооценка является

рефлексивным компонентом самосознания , выполняющим регулирующую функцию .

Самооценка есть отношение личности к результатам сопоставления своих

образов реального и идеального "Я".

II.Исследование влияния самооценки на социальное поведение личности

Самооценка играет очень важную роль в организации результативного

управления своим поведением, без нее трудно или даже невозможно

самоопределиться в жизни ( № 27) .

От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его

критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью

трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между

притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он

начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение

становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная

тревожность и др.). Самооценка получает объективное выражение в том, как

человек оценивает возможности и результаты деятельности других (например,

принижает их при завышенной самооценке) (№ 34) .

Первым , кто выделил тип семейной ситуации , формирующей у ребёнка

положительную Я-концепцию , был Скотт (№ 3, с.144-145). Исследовав 1800

подростков , он установил , что те из них , у кого дома царит атмосфера

взаимного уважения и доверия между родителями и детьми , готовность принять

друг друга , в жизни более приспособлены , независимы , у них выше

самооценка . Напротив , подростки из семей , где царит разлад , менее

приспособлены.

Вирджиния Н.Квинн высказывается по данному вопросу так : «Дети с

низкой самооценкой не уверены в себе, у них слабо развито чувство

собственного достоинства. У них чаще возникают трудности при общении с

другими детьми , которые , в свою очередь , неохотно их принимают. В

результате у детей с негативными «Я» - концепциями часто возникают

поведенческие проблемы , из-за чего к ним хуже относятся сверстники ,

учителя , спортивные тренеры и другие групповые лидеры. А это ещё больше

«подрывает» самооценку таких детей . Бывали случаи , когда проблемы с «Я»-

концепцией , возникавшие в первом классе , повлияли на всю дальнейшую жизнь

ребёнка» (№ 10, с.285).

Таким образом , высокая самооценка развивается у детей в семьях ,

отличающихся сплочённостью и солидарностью . (№ 3, с.149-150) . Более

позитивно здесь отношение матери к мужу . В глазах ребёнка родителям всегда

сопутствует успех . Он с готовностью следует задаваемым ими образцам

поведения , настойчиво и успешно решает встающие перед ним повседневные

задачи , так как чувствует уверенность в своих силах . Он менее подвержен

стрессу и тревожности , доброжелательно и реалистично воспринимает

окружающий мир и себя самого .

У мальчиков с высокой самооценкой уровень притязаний выше (№ 3,

с.150). Таким образом , дети с высокой самооценкой ставят перед собой более

высокие цели и чаще добиваются успеха . И наоборот , для детей с заниженной

самооценкой характерны весьма скромные цели и неуверенность в возможности

их достижения .

Куперсмит (там же, с.150) так описывает мальчиков с высокой

самооценкой : они независимы , самостоятельны , коммуникабельны , убеждены

в успехе любого порученного им дела. Эта вера в себя помогает им

придерживаться своего мнения , позволяет в спорных ситуациях отстаивать

свои взгляды и суждения , делает их восприимчивыми к новым идеям .

Уверенность в себе , наряду с ощущением собственной значимости , рождает

убеждённость в своей правоте и смелость в выражении убеждений . Эта

установка и соответствующие ожидания обеспечивают им не только более

независимый статус в социальных отношениях , но и немалый творческий

потенциал , способность к энергичным и позитивным социальным действиям . В

групповых дискуссиях они обычно занимают активную позицию . По собственному

признанию , они не испытывают особых затруднений , сближаясь с новыми

людьми , готовы выразить своё мнение , зная , что оно будет встречено

враждебно . Важной особенностью детей с высокой самооценкой является то ,

что они меньше заняты своими внутренними проблемами .

«Высокая самооценка,- говорит Р.Бернс,- (№ 3, с. 151) обеспечивает

хорошее владение техникой социальных контактов , позволяет индивиду

показать свою ценность, не прилагая особых усилий . Ребёнок приобрёл в

семье способность к сотрудничеству , уверенность в том , что он окружён

любовью , заботой и вниманием . Всё это создаёт прочную основу для его

социального развития» .

Поведение людей с высокой самооценкой (№ 3, с.151) противоположно

хорошо известной психотерапевтам картине поведения людей, испытывающих

депрессивное состояние. Для последних характерна пассивность, неуверенность

в себе , в правильности своих наблюдений и суждений , они не находят в себе

сил , чтобы влиять на других людей , противостоять им , не могут с

лёгкостью и без внутренних колебаний выразить своё мнение .

Неверная самооценка , считают Санфорд и Донован , лежит в основе

многих проблем , которые могут быть у женщин : от переедания до алкоголизма

. "Если мы не любим себя , мы выходим замуж за мужчин , недостойных нас ,

выбираем работу, слишком простую для наших возможностей , и совершаем

другие ошибки , начиная от отравления себя наркотическими средствами до

слишком большой терпимости, в основе которой , - замечает Санфорд , - лежит

наше мнение , что мы этого заслуживаем" ( http://med-site.narod.ru/wo67.htm

). Исследования показывают , что самоуничижающее поведение ("если бы

только…") , например фокусирование внимания на собственных недостатках или

преувеличение роли неудачи , имеет связь с депрессией . По материалам

Американской психологической ассоциации , невысокое мнение о себе

совершенно очевидно является важным фактором в развитии депрессии . На

заниженную самооценку указывают как на фактор , оказывающий влияние на

большую распространённость депрессии среди женщин , которые страдают

депрессией в два раза чаще , чем мужчины .

«Самооценка является важным фактором, поскольку отражает уверенность

человека в своих профессиональных и личных силах , его самоуважение и

адекватность происходящему . Оптимальна – высокая самооценка (http://job-

today.ru/issue/s09_99_1.htm) , уважение к себе при трезвой (реалистичной)

оценке своих возможностей и способностей . Заниженная самооценка приводит к

"выученной беспомощности" – человек заранее опускает руки перед трудностями

и проблемами, так как всё равно ни на что не способен . Завышенная

самооценка чревата чрезмерными претензиями на внимание к своей персоне и

опрометчивыми решениями» .

На сайте интернета

(http://testonlaine.webservis.ru/test/test3/index.php) говорится, что

человека с низкой самооценкой не ценит никто , кроме самых близких друзей :

«Неуверенность – своеобразный сигнал для окружающих , так как никто не

знает человека лучше , чем он сам , а он заранее расписывается в своей

несостоятельности, показывая тем самым свою неуверенность» .

Многое из того , что делает человек или отказывается делать , зависит

от уровня собственного достоинства человека . Т.Шибутани говорит об этом

так : «Те, кто сам не считает себя особенно талантливым , не стремятся к

очень высоким целям и не проявляют огорчения , когда им не удаётся что-то

хорошо сделать…Человек , который думает о себе как о никчёмном , ничего не

стоящем объекте , часто неохотно прилагает усилия , чтобы улучшить свою

судьбу. С другой стороны , те кто высоко себя ценит , часто склонны

работать с большим напряжением . Они считают ниже своего достоинства

работать недостаточно хорошо (№ 22, с.220 ).

Л.Пепло, М.Мицели и Б.Морали (№ 15, с.274) высказывают мнение о том ,

что низкая самооценка может быть и причиной и следствием одиночества. Ими

говорится (там же, с.276) , что низкая самооценка – это некая совокупность

мнений и поведения , мешающая установлению или поддержанию

удовлетворительных социальных отношений. Люди с низкой самооценкой

интерпретируют социальные взаимодействия самоуничижительно. Они склонны

относить неудачи в общении за счёт внутренних, самообвиняющих факторов.

Такие люди более остро реагируют на призыв к общению и отказ в нём…

Индивиды с низкой самооценкой особенно отзывчивы по отношению к партнёрам-

друзьям и особенно враждебно настроены по отношению к отвергнувшим их

партнёрам… Люди с низкой самооценкой интерпретируют неоднозначный

социальный обмен в большей мере как негативный , нежели люди с высокой

самооценкой.

«Низкая самооценка ,- продолжают Л.Пепло, М.Мицели и Б.Морали

(с.276), - влияет на социальное поведение людей . Люди с низкой

самооценкой в большей мере испытывают социальную неуверенность и менее

предрасположены к риску в социальных вопросах , а поэтому и менее склонны к

установлению новых взаимоотношений или углублению существующих».

Вышеуказанные авторы (там же, с.277) заключают , что низкая самооценка

воплощается во взаимосвязанной совокупности самоуничижительного сознания и

поведения , которая искажает социальную компетентность, подвергая людей

риску одиночества.

Кутрон , Рассел и Пепло установили , что самооценка играет важную роль

в том , испытывают ли студенты – новички лишь временное одиночество или же

остаются одинокими на протяжении семи месяцев. Студенты с высокой

самооценкой уже в начале нового учебного года значительно более

предрасположены к преодолению своего одиночества и успешному социальному

приспособлению в колледже , нежели студенты с низкой самооценкой (там же ,

с.277).

Ф. Зимбардо (№ 9, с.282) пишет о том ,что то , что мы думаем о себе

оказывает глубокое влияние на всю нашу жизнь. «Люди, осознающие собственную

значимость , как правило распространяют вокруг себя ореол

удовлетворённости. Они менее зависимы от поддержки и одобрения окружающих ,

поскольку научились сами себя стимулировать. Такие люди своей

предприимчивостью и инициативой заставляют вращаться социальный механизм ,

и соответственно им достаётся львиная доля предоставляемых обществом благ.

Люди с высокой самооценкой не огорчаются , когда их критикуют , и не

опасаются быть отвергнутыми. Они скорее готовы поблагодарить за

«конструктивный совет». Получив отказ , они не воспринимают его как

унижение совей персоны. Причины его они рассматривают иначе : следовало

приложить больше усилий , не идти на пролом ; просьба была чрезмерна или ,

наоборот, несущественна ; время и место были выбраны неудачно ; человек ,

давший отказ , сам страдает от каких-то проблем и потому нуждается в

понимании. В любом случае причины отказа – не в них , а вне их; эти

причины следует проанализировать , чтобы перегруппировать свои силы и

предпринять новое наступление более надёжными средствами . Таким людям

легко быть оптимистами : они чаще добиваются своего , чем проигрывают.

Человек с низкой самооценкой , напротив , выглядит потерянным. Он

(она) , как правило , более пассивен , внушаем и менее популярен. Такие

люди чрезмерно чувствительны к критике , считая её подтверждением своей

неполноценности. Они с трудом воспринимают и комплименты… Исследователи

отмечают в целом более высокую невротичность людей с низкой самооценкой по

сравнению с теми , у кого самооценка высока...Весьма одарённые люди могут

выступать сами для себя злейшими врагами , если их самооценка занижена

…Если человек застенчив , как правило, он страдает низкой самооценкой ; -

пишет Ф.Зимбардо, - там , где самооценка высока , нет и речи о

застенчивости» (№ 9 , с.283).

Вирджиния Н.Квинн (№ 10, с.286-287) пишет об исследованиях,

проведённых Левануэем и Уайли (Levanway , 1955; Wylie , 1957 ),

позволивших заключить , что люди с положительными «Я» - концепциями склонны

терпимее относиться к окружающим , им легче смириться со своими неудачами ,

которые у них происходят реже , так как работают они эффективнее людей с

низкой самооценкой ; высокая самооценка обычно сочетается с такими

качествами , как самостоятельность и искренность; люди с положительными

представлениями о себе склонны полагаться на самих себя и потому охотнее

принимают критику и советы.

Продолжая опираться в своих суждениях на исследования вышеприведённых

авторов , Вирджиния Н.Квинн говорит , что люди с низкой самооценкой

болезненно воспринимают критику и склонны во всех неудачах винить себя ;

они легко поддаются давлению ,-«… поскольку им не хватает уверенности в

себе , ими обычно можно манипулировать; они падки на лесть и критикуют

других , чтобы вырасти в собственных глазах; большинство людей с низкой

самооценкой предпочитают работать над простыми задачами , так как тогда они

уверены в успехе…Некоторые исследования показывают , что низкая самооценка

является фактором , способствующим возникновению склонности к мошенничеству

, употреблению наркотиков и многим видам правонарушений» (№ 10, с.287).

Т.Шибутани ( № 22, с. 230) говорится : «Когда человек не может

принимать себя таким , каков он есть на самом деле , основные усилия

направляются скорее на самозащиту , чем на самопознание».

Том Шрайтер пишет : «То , как мы себя видим , определяет , как мы

думаем , и определяет решения , которые мы принимаем… Если вы зарабатываете

пятьдесят долларов , то вы , соответственно , имеете самооценку на

пятьдесят долларов. Если вы зарабатываете десять тысяч долларов в месяц ,

то вы имеете самооценку на десять тысяч»

(http:linky.ru/~alexxxey/book/tom.htm),- хотя со вторым утверждением

данного автора я не вполне согласна , так как в жизни людей встречаются

ситуации , когда данное заключение себя не оправдывает.

Именно самооценка выполняет функцию регуляции поведения и

деятельности, так как она может соотносить потребности и притязания

человека с его возможностями (http://azps.ru/articles/tezis/40so.html).

Обобщая взгляды различных исследователей , можно прийти к заключению,

что все они едины в своём мнении по поводу негативного влияния неадекватной

либо заниженной самооценки на социальное поведение человека , то есть на

поведение человека в обществе.

Выводы

Согласно работам , проведённым вышеуказанными исследователями , можно

заключить : самооценка является центральным звеном произвольной

саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его

отношение к миру, к людям, к самому себе; выступает в качестве важной

детерминанты всех форм и видов деятельности и социального поведения

человека (поведения человека в обществе).

Она выполняет регуляторную и защитную функции , влияя на развитие

личности , её деятельность , поведение и её взаимоотношения с другими

людьми . Отражая степень удовлетворённости или неудовлетворённости собой,

уровень самоуважения , самооценка создаёт основу для восприятия

собственного успеха или неуспеха , достижения целей определённого уровня ,

то есть уровня притязаний личности .

Люди с адекватной либо высокой самооценкой настроены более

оптимистично , нежели те , у кого самооценка занижена; они успешно решают

встающие перед ними задачи , так как чувствуют уверенность в собственных

силах. Такие люди менее подвержены стрессу и тревожности, доброжелательно

воспринимает окружающий мир и себя самого.

Верная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение и

поддерживает его человеческое достоинство.

Основы самовосприятия закладываются в детстве и могут оказывать

влияние на весь дальнейший ход жизни.

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. К постановке проблем детского самосознания //Известия АПН

РСФСР// Вып.18,1948,С.111-115

2. Бернс Р.. Развитие Я – концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986г.,

с.422

3. Бернс Р.. Я – концепция и Я – образы / Самосознание и защитные механизмы

личности . Самара , Изд. Дом “Бахрах” , 2003 г.

4. Бороздина Л.В. . Исследование уровня притязаний / Учебное пособие. М.:

Институт психологии РАН РФ, 1993г., с.141

5. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний //Учебное пособие.-М.:Инс-

т Психологии РАН РФ , 1993 , с.141

6. Гиппенрейтер Ю.Б. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения//

Введение в общую психологию. Изд-во МГУ,1988, с.34-47

7. Джемс У. Психология. М.:Педагогика,1991, с.88

8. Зак А. З. Диагностика основных компонентов творческого мышления//

Психодиагностика и школа //Тезисы симпозиума . Таллин,1980,с.106-108

9. Зимбардо Ф.. Формирование самооценки / Самосознание и защитные механизмы

личности . Самара , Изд. Дом “Бахрах” , 2003 г.

10. Квинн Вирджиния Н.. Прикладная психология / Спб., М., Харьков, Минск:

Изд.”Питер”,2000г.

11. Кон И.С. Открытие Я . М.: Политиздат , 1978 г.

12. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.. Возрастная психология / М.: ТЦ Сфера,

Юрайт, 2001 г.

13. Леонтьев А.Н.. Деятельность.Сознание.Личность. М.,1975, с.304.

14. Петровский А.В. Введение в психологию. М.,1981, №1

15. Пепло Л., Мицели М., Морали Б.. Одиночество и самооценка / Самосознание

и защитные механизмы личности / Самара , Изд. Дом “Бахрах” , 2003 г.

16. Психологический словарь. М.: Педагогика – Пресс , 2001г.

17. Психологическое тестирование / Раздел 7. Личность : опросниковые

методики. Часть 1. Тексты опросников . Пенза , 1990г., с.124

18. Серебрякова Е.А.. Уверенность в себе и условия её формирования у

школьников// Учёные записки Тамбовского Пед.Инст-та, 1956, Вып.10, с.42-

44

19. Фолкэн Чак Т. Психология – это просто.. М.: Гранд, 2002г., с.484-485

20. Хекхаузен Х.. Мотивация и деятельность в 2 т./(пер.с.немец.)под

ред.Величковского Б.М./ М.: Педагогика ,т.1,1986г.

21. Шафажинская Н.Е. // Личностная и профессиональная самооценка

студента педвуза . М.,1986 г.,с.22

22. Шибутани Т.. Я – концепция и чувство собственного достоинства /

Самосознание и защитные механизмы личности . Самара , Изд. Дом “Бахрах”

, 2003 г.

23. http://psi.lib.ru/detsad/sbor/saodshv.htm

24. http://www.job-today.ru/issue/s09_99_1.htm

25. http://www.cross-edu.ru/IpkCdoSt12.htm

26. http://azps/ru/articles/tezis/40so.html

27. http://azps.ru/articles/pers/pers5.html

28. http://encikl.by.ru/txt/s14.htm

29. http://med-site.narod.ru/wo67.htm

30. http:psi.lib.ru/detsad/sbor/saodshv.htm

31. http:linky.ru/~alexxxey/book/tom.htm

32. http://testonline.webservis.ru/test/test3/index.php

33. http:www.cross-edu.ru/IpkCdoSt12.htm

34. http://encikl.by/ru/txt/uu15.htm


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ